Закон об отмене подоходного налога

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Закон об отмене подоходного налога" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» (прекратил действие)

Закон СССР от 7 мая 1960 г.
«Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»*

ГАРАНТ:

Настоящий Закон фактически прекратил действие в связи принятием Указов Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. N 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы», от 26 сентября 1967 г. «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих» и от 25 декабря 1972 г. «О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц»

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что в соответствии с решениями XXI съезда КПСС и на основе успешного выполнения народно-хозяйственных планов в СССР осуществляется широкая программа повышения жизненного уровня советского народа. В 1960 году будет завершен перевод рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства на семичасовой рабочий день, а рабочих ведущих профессий, занятых на подземных работах, — на шестичасовой рабочий день; планомерно проводятся мероприятия по повышению и упорядочению заработной платы рабочих и служащих; значительно увеличивается производство товаров народного потребления и улучшается культурно-бытовое обслуживание трудящихся; все шире развертывается жилищное строительство.

За последние годы проведены мероприятия по снижению налогов с населения: уменьшен в два с половиной раза сельскохозяйственный налог; освобождены от налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР колхозники и значительная часть рабочих и служащих; повышен не облагаемый налогами минимум заработной платы.

В настоящее время мероприятия по развитию народного хозяйства, культуры и повышению благосостояния народа в нашей стране осуществляются, главным образом, за счет накоплений социалистических предприятий. По мере выполнения семилетнего плана размеры этих накоплений будут неуклонно возрастать.

В целях дальнейшего повышения материального благосостояния трудящихся Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

* См. Указ от 22 сентября 1962 г. (стр. 334).

Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»

Текст закона опубликован «Сборнике законов СССР», 1968 г., N 2

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. сроки реализации насоящего Закона перенесены «впредь до особого сообщения»

Настоящий Закон фактически прекратил действие, в связи принятием Указов Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. N 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы», от 26 сентября 1967 г. «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих», и от 25 декабря 1972 г. «О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Читайте так же:  Когда придет возврат подоходного налога

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»
  • Указ Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. № 497-VI «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы»
  • Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам свыше 24 млн руб. вгод – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесли очередной законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесен законопроект об увеличении ставки по НДФЛ до 16% – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г.
  • Выплаты работникам, привлекаемым по сертификатам из других регионов, освободили от НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г.
  • В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале налогообложения – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Могу ли отказаться от уплаты НДФЛ с зарплаты, в связи с дополнением статьи 45.1 от 29.09 закона о налогах с физических лиц.

Ст.45.1 НК РФ не снимает обязанность платить НДФЛ с зарплаты. Поэтому не можете отказаться от уплаты НДФЛ

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 29.10.2019)

НК РФ Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

С 01.01.2020 в п. 1 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.

3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика — физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

С 01.01.2020 в абз. 1 и 2 п. 5 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. При наличии у налогоплательщика — физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням — начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка через личный кабинет

7. Налогоплательщик — физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика — физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику — физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.

НДФЛ: изменения в 2019 и 2020 годах

Изменения по НДФЛ с 2019 года

Со дня опубликования закона от 17.06.2019 № 147-ФЗ (а это 17 июня) вступила в силу поправка по НДФЛ, которая касается социального вычета на лечение: из ст. 219 НК РФ исключили упоминание о правительственном перечне лексредств. Это значит, что теперь вычет будет предоставляться на все лекарства, которые назначил доктор.

Напомним, раньше его можно было получить исключительно на лекарства по указанному перечню (приведен в постановлении Правительства от 19.03.2001 № 201), а если выписанный врачом препарат в перечень не входил, о вычете можно было забыть.

Какие поправки по НДФЛ заработают с 2020 года

1. Первая большая поправка — техническая. В ст. 217 НК РФ все не облагаемые НДФЛ компенсации перенесли из п. 3 в п. 1 (в нем сейчас приведены госпособия). Пункта 3 в статье больше не будет. Соответственно, все имеющиеся в кодексе ссылки на п. 3 ст. 217 были перенаправлены на п. 1.

2. Сам перечень необлагаемых выплат конкретизирован и немного расширен:

  • В нем теперь указана оплата проезда к месту отпуска и обратно работникам–северянам и членам их семей. Это освобождение уже действует, но пока только с подачи судов и ссылающегося на них Минфина (письма от 13.02.2019 № 03-04-06/8803, от 22.01.2018 № 03-04-05/3154).

Об обложении данной выплаты взносами мы рассказывали здесь.

  • Аналогично в ст. 217 НК РФ закрепили освобождение от налога в отношении оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ.
  • Также к необлагаемым отнесены положенные по закону выплаты (в т. ч. в натуральной форме) ветеранам и героям войны и труда, выплаты чернобыльцам, денежные и натуральные доходы на рождение детей, осуществляемые по президентским, правительственным и иным подобным программам, другие доходы в рамках соцподдержки, ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», и некоторые др.
  • Уточнено, что освобождение от НДФЛ не применяется в отношении оплаты неиспользованных дополнительных суток отдыха военнослужащим по контракту.

3. Следующая большая поправка, которую никак нельзя пропустить — это перенос срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ с 1 апреля на 1 марта. Поскольку в 2020 году 1 марта — выходной, отчитаться за 2019 год нужно будет до 02.03.2020. А еще большему числу работодателей придется перейти на электронный способ сдачи этих отчетов: бумажные будут брать на 10 человек и меньше (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

4. Организации, имеющие обособленные подразделения, в некоторых случаях смогут платить НДФЛ и сдавать отчетность централизованно.

5. Налоговые агенты смогут за свой счет платить НДФЛ, если он доначислен им в ходе налоговой проверки (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

6. Задолженность физлиц при определенных условиях можно будет списать без удержания НДФЛ (закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Изменится порядок уплаты авансов по НДФЛ индивидуальными предпринимателями. Рассчитывать авансы они будут исходя из фактического, а не планируемого дохода. И им больше не придется сдавать декларацию 4-НДФЛ (закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Читайте так же:  Какой налог платят ип в беларуси

Подробнее см. здесь.

8. Декларацию 3-НДФЛ за 2019 год нужно будет сдать по новой форме (приказ ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/[email protected]).

9. Патент для иностранных физлиц подорожает, поскольку будет рассчитываться с учетом нового коэффициента-дефлятора — 1,813 (приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684).

Россиян освободят от налога НДФЛ с зарплаты

На территории России действует единая ставка налогообложения, при которой богатые и бедные люди платят определенный процент от своей заработной платы. По мнению многих россиян, это совершенно несправедливо. Так, налоговая ставка НДФЛ составляет 13% от суммы полученных денег в качестве зарплаты, но за вычетом такой у малообеспеченного человека остаются сущие копейки, а у богатого гражданина как было много денег, так и остается. В качестве примера многие приводят системы налогообложения в США, Франции и других странах мира, где действуют прогрессивные шкалы такого. Проще говоря, чем больше человек зарабатывает денег, тем выше для него будет ставка по налогам. Кроме того, во многих государствах существует годовой лимит на минимальную зарплату. Если он не превышен, то платить налоги с зарплаты так и вовсе не требуется.

Подобным образом многие государства помогают своим малообеспеченным гражданам, делая их более равными на фоне более обеспеченных, потому что таким приходится отдавать громадного размера прибыль в бюджет страны, хотя везде конечно же есть свои тонкости и нюансы. На днях случилось то, что порадовать всех тех, кто устал снова и снова платить НДФЛ в размере 13%, пускай это автоматически и делают работодатели. Дело в том, что глава банка «ВТБ» Андрей Костин предложил российским властям отменить данную налоговую ставку для всех тех, кто располагается доходами низкого уровня. По его мнению, это позволит снизить уровень бедности в стране, а вместе с тем повысит размер налоговых поступлений в бюджет РФ за счет ряда факторов.

Так, по мнению председатель правления «ВТБ», за счет такого новшества спрос на различные товары и услуги в России возрастет, потому что у широкого круга лиц окажется больше свободных денег. В итоге, как следствие, размер налоговых поступлений увеличится, тогда как жизнь россиян наоборот возрастет. Можно было бы предложить, что данное предложение так и останется лишь словами в воздухе, но, как оказалось, правительство РФ заинтересовалось подобным предложением. Это говорит о том, что уже в скором будущем малоимущих россиян, возможно, освободят от налога НДФЛ с заработной платы, в связи с чем размер такой возрастет на целых 13%. Это приведет к улучшению уровня жизни десятков миллионов граждан РФ.

Сегодня, первый вице-премьер РФ, министр финансов России Антон Силуанов в интервью журналистам сообщил о том, что правительство проанализирует влияние такого предложения на бюджеты регионов страны, а также на многие другие отрасли экономики. Когда все будет взвешено, станет понятно, возможно ли реализовать такое нововведение в налогом законодательстве, либо же нет. Пока что неизвестно, сколько конкретно россиян попадают под описание бедных, обладающих низкими доходами. Связано это в первую очередь с тем, что нет никакой конкретики в том, какая зарплата считается низкой, а какая – нет. Остается верить, что как можно более широкий круг россиян освободят от налога НДФЛ, ведь это позволит миллионам людей жить лучше, чем сейчас, имея больше средств на свои повседневные расходы различного рода.

Ранее наконец-то стало достоверно известно, нужно ли владельцам банковских карт «Сбербанка» платить налог за переводы с карты на карту.

До 15 марта декабря все желающие могут совершенно бесплатно получить спортивный браслет Xiaomi Mi Band 4, потратив на это всего 1 минуту.

Присоединяйтесь к нам в G o o g l e News , Twitter, Facebook, ВКонтакте, YouTube и RSS чтобы быть в курсе последних новостей из мира технологий будущего.

Депутаты представили законопроект об отмене НДФЛ для малоимущих

Александра Ломейко

Авторами проекта закона выступили парламентарии от ЛДПР, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу одного из них, депутата Ярослава Нилова.

В документе указано, что платить НДФЛ не будут те россияне, чья зарплата не превышает 24 260 рублей. Инициатива, полагают депутаты, позволит существенно ускорить экономический рост. Кроме того, увеличится и покупательская способность населения.

Законопроект, заметили в пресс-службе Нилова, уже направлен для оценки премьер-министру Дмитрию Медведеву. Документ должны оценить в правительстве.

Отмену налога для малоимущих лиц, получающих зарплату ниже МРОТ, начали обсуждать с весны 2019 года. Положительно отнесся к предложению глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Поддержала идею и спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

Накануне Нового года стало известно, что в Кремле пока не сформировали позицию насчет отмены налога для россиян с низкими зарплатами.

Отмена НДФЛ для малоимущих семей может принести пользу экономике

Освобождение малоимущих семей от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) было бы «позитивно для экономики», сказал министр экономического развития Максим Орешкин (цитата по «Интерфаксу»), отвечая председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. В правительстве идет «серьезная дискуссия» на эту тему, сообщала Матвиенко в конце ноября и уточняла, что сама поддерживает идею. «Это разумное предложение, потому что разница в доходах у бедных и богатых очень высока», – объясняла она (цитата по «РИА Новости»). При профиците бюджета можно точечно смягчить налоговую политику для россиян с самым низким уровнем дохода, говорил председатель правления банка ВТБ Андрей Костин еще в сентябре.

Доход ниже прожиточного минимума во II квартале 2019 г. получали 18,6 млн россиян, или 12,7% от всего населения, по данным Росстата. Это больше, чем годом ранее, когда за чертой бедности жили 12,5% населения.

НДФЛ с единой ставкой в 13% был введен в России в 2001 г. вместо прогрессивного налога (12–30%) в том числе для повышения сборов. Налог поступает в бюджеты регионов. По данным ФНС, на 1 ноября 2019 г. россияне заплатили более 3,7 трлн руб. этого налога.

Мера может помочь борьбе с неравенством, пришли к выводу аналитики Экономической экспертной группы, изучив в 2017 г. возможности реформы НДФЛ. Наибольший сглаживающий эффект на вертикальное неравенство оказывает переложение бремени налога на население с уровнем доходов в три раза выше среднего с одновременным освобождением малообеспеченных от уплаты НДФЛ, уверены они: чтобы достичь увеличения эффективной ставки на 1 п. п., требуется увеличение налоговой̆ ставки на население с высоким уровнем доходов (в три раза выше среднего) до 32,7%.

Читайте так же:  Сдача квартиры налоги штрафы

Неэкономический вариант поддержки априори не может привести ни к каким экономически полезным результатам, категорична директор научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина. Люди эту помощь на себе практически не ощутят, потому что для одного человека сумма очень маленькая и повлиять на уровень жизни она не может, считает она: «Мера не исправит причину бедности, не поможет в покрытии расходов – это скорее акция моральной поддержки». А для регионов отмена НДФЛ на малоимущих будет существенным ударом, считает Храпылина.

Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов уже комментировал эту тему, напоминает представитель министерства. «Надо смотреть и на плюсы, и на минусы, как это скажется на региональных бюджетах», – говорил Силуанов в конце ноября (цитата по «РИА Новости»).

Вызывает вопросы сама идея, что федерация обсуждает уменьшение региональных доходов, не обсуждая компенсацию, удивляется старший директор Fitch Владимир Редькин. Региональные бюджеты сейчас в профиците, но не от того, что они стали больше зарабатывать, а от того, что они урезали все траты, которые только можно, объясняет он: «И неизвестно, надолго ли этот профицит сохранится».

Кроме того, подобное освобождение от НДФЛ может закончиться злоупотреблением со стороны недобросовестных граждан, которые будут скрывать доходы, чтобы не платить налоги, предупреждает Редькин. Государство по-прежнему не знает, как именно определять объективно нуждающихся людей и кого освобождать от налога, подтверждает Храпылина.

Отмена НДФЛ для бедных граждан ударит по бедным регионам

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) должен быть прогрессивным, а бедных нужно освободить от его уплаты, заявила вице-премьер Ольга Голодец: «У нас эта мера просчитана, и мы ее на сегодняшний день обсуждаем» (цитата по «Интерфаксу»).

У премьер-министра никаких совещаний на тему НДФЛ не было, говорит его пресс-секретарь Наталья Тимакова. В Минфине обсуждения нет, «Основные направления налоговой политики на 2017–2019 гг.» таких предложений не содержат, отмечает помощница министра Светлана Никитина, обсуждение возможно не ранее 2018 г.

Консолидация бюджета пагубно отразилась на доходах наименее обеспеченных россиян

Реальные доходы населения снижаются, у предприятий сложное финансовое положение, так что повышение НДФЛ будет стимулировать уход зарплат в тень, объяснил министр финансов Антон Силуанов депутатам-коммунистам. Бюджет на 2017–2019 гг. изменений НДФЛ не предусматривает, но среди депутатов эта тема популярна: три из четырех (кроме «Единой России») парламентских партий шли на выборы с обещанием сделать шкалу НДФЛ прогрессивной, освободив от уплаты наименее обеспеченных.

Вопрос обсуждается внутри социального блока правительства как способ снизить остроту проблемы бедности, объяснил представитель Голодец. Четких критериев низкого заработка пока нет, продолжал он, определяться это будет на основе не минимального размера оплаты труда (МРОТ; с июля 2016 г. – 7500 руб.), а прожиточного минимума.

Для борьбы с бедностью важнее ориентироваться на прожиточный минимум, а не МРОТ, но работающих людей с доходом ниже минимального немного, говорит директор НИФИ Владимир Назаров. Об интеграции системы социальной помощи точно никто не думал, уверен он, сейчас нет возможности даже агрегировать доход по налогоплательщику с разных мест его работы, а уж учет доходов членов семьи – высший пилотаж.

По данным Росстата, в 2015 г. заработок ниже МРОТа получали 1,4% работающих; заработок ниже прожиточного минимума (9701 руб. в 2015 г.) – менее 10%. С 2006 по 2015 г. разрыв в заработках 10% наименее и 10% наиболее высокооплачиваемых работников сократился с 25 до 14,5 раза. НДФЛ – основной налог для региональных бюджетов, за 10 лет его доля в собственных доходах регионов выросла с 29 до 36,5% (2,8 трлн руб.). С 2011 г. сборы НДФЛ превышают сборы налога на прибыль.

Реальные зарплаты снижаются с 2014 г., в III квартале 2016 г. они на 6% ниже, чем в начале 2013 г. Реальные доходы с 2014 г. сократились на 10%: повлияли и недоиндексация пенсий, и сжатие дохода от предпринимательства и неформальной занятости. С 2014 г. снова растет бедность – с 15,5 млн человек в 2013 г. до 19,1 млн в 2015 г.

В 2015 г. почти 80% всего прироста бедности пришлось на семьи с детьми, говорит директор по социальным исследованиям Высшей школы экономики Лилия Овчарова, освобождение таких семей от НДФЛ не перекрыло бы потери их реальных доходов: рост бедности затормозился бы только на треть.

Минфин предлагает повысить сборы с оплаты труда после выборов президента

«Это я предлагала идею с освобождением от НДФЛ, но она заключалась в предоставлении вычета по НДФЛ в размере прожиточного минимума абсолютно для всех при повышении плоской ставки налога на остальную часть заработка», – говорит директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева: для людей с зарплатой, равной или ниже прожиточного минимума, ставка НДФЛ была бы 0%. Для остальных вычет в размере прожиточного минимума был бы стимулом к легализации доходов. Но, продолжает Малева, для покрытия выпадающих доходов ставку НДФЛ пришлось бы повысить с текущих 13% до 17,5%. «И тут есть риск, что бедные регионы просто недоберут доходов», – с сожалением констатирует она.

Именно эта идея обсуждалась чиновниками, знает участник обсуждений. Прогрессия же самой ставки дестимулирует предложение труда, а оно и так сокращается на 0,5% в год из-за демографии. ОЭСР назвала прогрессивный налог на доход самым вредным для экономического роста. Но НДФЛ если и будет меняться, то после 2018 г., говорит участник обсуждений: «А что, народ уже сейчас пугают?»

Прогрессивная ставка НДФЛ к выравниванию доходов отношения не имеет, подчеркивает Малева: «Налог поступает в казну, и все – то ли на мосты потрачен, то ли на плитку. Ничего, кроме морального удовлетворения, что богатые платят больше, это не вызывает».

Если и реформировать НДФЛ, то экономически правильный вариант – повысить общую ставку, оставив ее плоской и освободив от уплаты бедных, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но с популистской точки зрения более эффектно сделать крутую прогрессию, рассуждает он, чтобы люди испытали удовлетворение от того, что богатые платят больше.

Варианты изменения НДФЛ рассматривали последний раз в сентябре, вспоминает федеральный чиновник, но от идеи решили отказаться: «Высока вероятность, что люди уйдут в тень». На самом деле в правительстве даже нет консенсуса, как эту тему обсуждать, говорит чиновник финансово-экономического блока: логично уже сейчас все посчитать, подготовить население и после 2018 г. ввести. Но обсуждения не происходит, сказал он: «[В 2018 г.] новый кабинет министров пусть и решает».

Читайте так же:  Налоги после регистрации ип

Силуанов объяснил отказ от идеи отменить НДФЛ для бедных россиян

Для поддержки семей с низкими доходами наиболее справедливо применять адресный подход и оказывать точечную поддержку нуждающимся, сообщил журналистам первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

«Мы пошли по другому пути, мы решили пойти на адресный точечный подход именно к тем семьям, которые сегодня имеют невысокие доходы», — ответил чиновник на вопрос, остается ли актуальной дискуссия об уменьшении или освобождении россиян с низкими доходами от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Если освободить россиян с низкими доходами от уплаты НДФЛ, то льготу получат все, что не соответствует принципу адресности: помощи тем, кому она действительно необходима, считает вице-премьер.

«Поскольку дискуссия по НДФЛ, которая была, подразумевала, что все получат соответствующие льготы, вопрос адресности в данной мере отсутствовал, то наиболее справедливым было признано идти по точечному решению проблем тех граждан, которые нуждаются в государственной поддержке», — объяснил Силуанов.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин назвал адресные субсидии семьям с доходами ниже прожиточного минимума более эффективным инструментом борьбы с бедностью, чем отмена НДФЛ. По его мнению, уменьшение налогообложения для низких зарплат имеет «очень косвенное отношение к бедным».

Он отметил, что многие из тех, кто нуждается в помощи и является бедным, зачастую не имеют зарплат и соответствующих доходов. Любое уменьшение налогов может повлиять на доходы, но целенаправленные субсидии были бы более весомыми, пояснил Кудрин.

Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил пакет новых демографических мер, направленных на финансовую поддержку семей с детьми. Среди них предоставление маткапитала при рождении первого ребенка и увеличение его размера до 616 тыс. руб. при рождении второго ребенка, а также введение новых адресных выплат для семей с детьми от трех до семи лет. Их смогут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека.

В Госдуме предложили отменить НДФЛ для имеющих доход ниже двух МРОТ

Депутаты Госдумы предложили освободить от уплаты НДФЛ россиян, чья зарплата не превышает двукратную сумму минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Соответствующий законопроект подготовили глава комитета ГД по труду и соцполитике Ярослав Нилов, вице-спикер Игорь Лебедев и первый заместитель председателя комитета Борис Пайкин.

Согласно сообщению пресс-службы Нилова, такой метод поддержки малоимущих граждан окажется ощутимым, а также позволит позитивно скажется на ростке экономики, так как покупательская способность населения вырастет.

Проект закона направлен на оценку премьеру Дмитрию Медведеву.

23 ноября глава правительства уже предлагал освободить от НДФЛ компенсации пострадавшим в ЧС. Кроме того, он напомнил, что завершается подготовка законопроекта об отмене НДФЛ с компенсационных выплат для обманутых дольщиков.

В декабре председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, комментируя идею отменить НДФЛ для малоимущих, заявил «Известиям», что люди, зарабатывающие больше, должны и в бюджет отдавать больше.

С 1 января 2020 года МРОТ установлен на уровне 12130 рублей. НДФЛ составляет 13% от суммы дохода.

В ГД предложили отменить НДФЛ для россиян с доходом ниже двух МРОТ

Помимо Нилова, соавторами документа выступили вице-спикер Игорь Лебедев и депутат Борис Пайкин.

«Законопроект предлагает введение эффективной меры поддержки малоимущих граждан со стороны государства путём освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) граждан, заработная плата которых не превышает двукратную сумму минимального размера оплаты труда», — приводит фрагмент из пояснительной записки к проекту РИА Новости.

По мнению инициаторов закона, данный шаг даст «более существенный толчок экономическому росту» за счёт повышения покупательской способности граждан, а также окажет значительную поддержку населению.

Законопроект направили российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву для получения отзыва правительства.

В конце декабря в Кремле заявили об отсутствии чёткой позиции по вопросу освобождения малоимущих россиян от НДФЛ до проработки инициативы на экспертном уровне.

Член комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб в беседе с ФАН оценила возможность принятия в России данного закона.

Половину россиян хотят освободить от уплаты подоходного налога

Законопроект об отмене подоходного налога для части россиян направлен на рассмотрение в российское правительство. Документ подготовили депутаты от партии ЛДПР, в том числе глава комитета Госдумы по труду и социальной политики Ярослав Нилов.

Как сообщает РИА Новости, проект предусматривает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) граждан, чья зарплата не превышает двух размеров минимальной оплаты труда (МРОТ). По мнению депутатов, закон позволит «разогнать» экономический рост за счет увеличения покупательской способности, а также материально поддержит малоимущие семьи. Документ направлен главе российского правительства Дмитрию Медведева для получения отзыва. Издание не уточняет, будет ли инициатива учитывать только зарплаты или в том числе другие доходы граждан (к примеру, от продажи имущества).

Напомним, что с 1 января МРОТ для работающих граждан составляет 12 130 рублей. Если инициатива будет принята, подоходный налог отменят для россиян, чья официальная зарплата меньше 24 260 рублей.

По данным Росстата на апрель 2019 года, модальная зарплата (самая распространенная по результатам выборки) насчитывает 23,5 тысячи рублей. Такую сумму ежемесячно получают 15-20% всех трудоспособных россиян. В частности, 11,6% всех работников получают зарплату равную величине прожиточного минимума, а 34% — на уровне от одного до двух прожиточных минимумов. Так как с недавнего времени размер МРОТ и прожиточного минимума сравнялись, под действие законопроекта могут попасть более 45% всех трудоспособных граждан.

Ранее представитель «Справедливой России» предлагал сравнять зарплаты депутатов со средними заработками по регионам.

Мнение Bankiros.ru:

Сложно поверить, что законопроект жизнеспособен. Инициатива затрагивает слишком большое число граждан, что принесет региональным бюджетам значительные потери. Дело в том, что основная статья доходности регионов — подоходные налоги местных жителей. Другой момент: в «сером» сегменте бизнеса по-прежнему трудится много граждан. В 2018 году объем теневых зарплат превысил 13 трлн рублей. В результате, под действие закона подпадут не только те, кто действительно нуждается в материаальной поддержке, но и те, кто может иметь приличный неофициальный доход. Поэтому вероятность принятия инициативы в таком виде, как озвучило издание, маловероятно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источники

Закон об отмене подоходного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here