Выездные налоговые проверки малого бизнеса

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Выездные налоговые проверки малого бизнеса" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Мороторий на налоговые проверки малого бизнеса Минфин вводить не собирается

В письме от 08.05.2018 № 03-01-15/31040 Минфин России однозначно высказался по поводу налоговых проверок малого бизнеса: они будут продолжаться. Ни о какой отмене или приостановке контрольных мероприятия (моратории) речи не идёт.

Так, проведение камеральной ревизии не препятствует ведению проверяемыми лицами своей деятельности. Что касается выездного налогового контроля, то “… в действующих условиях проверки в отношении субъектов малого предпринимательства минимизированы и проводятся в исключительных случаях”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выездные налоговые проверки малого бизнеса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Имеет ли право налоговая инспекция проводить выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя, который относится к субъектам малого бизнеса, если в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ говорится, что субъекты малого предпринимательства не проверяются три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие у индивидуального предпринимателя статуса субъекта малого предпринимательства не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в отношении этого лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).

Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.

Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.

Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.

Глава ФНС: налоговые органы практически отказались от проверок малого бизнеса

Глава ФНС Михаил Мишустин заявил на ежегодном форуме «Малый бизнес – национальный проект!», что налоговые органы практически ушли от проверок субъектов малого предпринимательства.

По словам руководителя ведомства, в настоящее время инспекторы проверяют лишь одну компанию малого предпринимательства из 4 000. При этом налоговые органы сокращают количество проверок среднего и крупного бизнеса.

Как отмечается в сообщении ФНС , за девять месяцев текущего года налоговые органы провели 11 000 проверок, что на 30% меньше чем за аналогичный период прошлого года.

Михаил Мишустин отметил, что одной из причин снижения количества проверок является переход на новые технологии. Так, в настоящее время малый бизнес может взаимодействовать с ФНС дистанционно через личный кабинет и онлайн-кассы.

Такое взаимодействие позволяет не только сократить число проверок, но и уменьшить количество форм сдаваемой отчетности.

Малый бизнес освободят от проверок до конца 2020 года

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Что произошло?

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

  • Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.
Читайте так же:  Сколько можно получить налоговый вычет за обучение

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2018».

  • Необходимо наладить систему внутреннего контроля (ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – это позволит своевременно и планомерно выявлять ошибки на всех этапах учетного процесса, повысит исполнительскую дисциплину внутри коллектива.
  • Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов.

Как составить учетную политику в организациях различных организационно-правовых форм, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)»;
  • «Учетная политика в СНТ (нюансы)».
  • Проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, не связываться с «однодневками»;
  • Регулярно проверять свою компанию на соответствие критериям, по которым отбираются кандидаты для налоговых проверок (приказ ФНС «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке.

Неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца. Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки. Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств.

Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.

День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры. Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт. Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.

Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока. Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут.

В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.

Практический пример. Налоговый инспектор А. И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2019 года была составлена справка о проведенной процедуре. Это означает, что 15 июня 2019 года выездная проверка завершилась.

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки?

Мораторий на налоговые проверки – факт его введения обрадовал бы всех коммерсантов. Есть ли сейчас такой мораторий и как снизить риски, если избежать налоговой проверки не удается?

Зачем потребовались такие поправки?

Когда плановых проверок не избежать

Впрочем, при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы все же смогут проводить плановые неналоговые проверки малого бизнеса. Так, мораторий не будет действовать, если были установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определенной категории риска. Проще говоря, если при проверках применяется риск-ориентированный подход (в частности, такой подход используется при проверках, проводимых трудинспекциями, Росприроднадзором, МЧС). Напомним, что суть такого подхода в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Кроме этого, как и раньше запрет на осуществление проверок не действует, если:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация либо административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • организация или ИП занимается видами деятельности, которые приведены в перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Кто может стать объектом выездной налоговой проверки
  • Как проходит подготовка к выездной налоговой проверке
  • Какие документы предоставляются в рамках выездной налоговой проверки
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки

Начисление и уплата налогов юридическими лицами согласно гл. 14 Налогового кодекса РФ контролируется фискальной службой и осуществляется в виде камеральной либо же выездной проверки. Такие проверки позволяют отследить, соблюдают ли организации (плательщики налогов и сборов или налоговые агенты) соответствующее законодательство (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ). Поговорим об особенностях выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Должны пенсионеры платить земельный налог

Мораторий на проверки

Напомним, что запрет проводить неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Для «надзорных каникул» был предусмотрен трехлетний период — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Соответственно, ожидалось, что с 2019 года плановые неналоговые проверки малого бизнеса будут возобновлены. Однако комментируемый закон продлевает освобождение субъектов малого предпринимательства от плановых неналоговых ревизий.

Особенности предоставления документов при выездной налоговой проверке

Регламент по запросу документов приводится в ст. 93 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 данной статьи гласит, что требование контролирующей стороны о предоставлении документов вручается руководителю организации или физическому лицу (допускается передача уполномоченному представителю в обоих случаях) лично под расписку либо же в электронном формате по соответствующим информационным каналам. В остальных случаях данный документ отправляется заказным письмом и на 6-й день с момента отправки считается полученным.

Особенность процесса в том, что налогоплательщик обязан предоставить затребованную документацию в течение 10 дней с момента получения. Документы направляются лично или через представителя, заказным письмом или в электронном формате. Если в положенный срок проверяемая сторона не может предоставить всё затребованное в перечне, нужно уведомить об этом налоговый орган в письменном виде, указав причины и сообщив сроки передачи бумаг. Другая важная особенность: сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения запроса.

Обычно проходит контроль следующих документов:

  • КУДиР (книга учета доходов и расходов);
  • документы, отражающие движения по счетам;
  • налоговые декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовая бухгалтерская отчетность;
  • прочие документы согласно запросу ИФНС.

В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ) отказ в предоставлении налогоплательщиком документов, затребованных для выездной проверки, или же их отсутствие в обозначенный законом срок является правонарушением и влечет за собой ответственность:

  • непредставление самим плательщиком налогов или сборов, налоговым агентом документации и (или) прочих сведений, отвечающих Налоговому кодексу РФ и другим законодательным актам о налогах и сборах, в положенный срок наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый не предоставленный вовремя документ;
  • непредоставление проверяющему органу после соответствующего запроса сведений о компании-налогоплательщике (то есть отказ в передаче имеющихся документов, где содержатся данные о нём, а также прочие виды уклонения от исполнения такого требования), равно как и предоставление документации, содержащей заведомо недостоверные сведения (если это не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 135.1 Налогового кодекса РФ), приводит к штрафу в размере 10 000 руб.

При отказе юридического лица от передачи затребованных бумаг проверяющая сторона располагает правом осуществить выемку документов. Происходит это по мотивированному постановлению соответствующего должностного лица со стороны той ИФНС, которая инициировала выездную налоговую проверку. Данный документ должен быть подготовлен в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Во время выемки документов (денег и/или предметов) присутствуют понятые и сами лица, у которых производится изъятие, по результатам составляется протокол. В протоколе или же в специальных описях, которые к нему прикладываются, изъятое перечисляется; перечень сопровождается описанием.

Читайте также

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Особенности и порядок проведения выездной налоговой проверки: общая информация

Выездная налоговая проверка осуществляется в согласии со ст. 89 Налогового кодекса РФ и проходит на территории компании-налогоплательщика. Исключение составляет ситуация, когда проверяемая сторона не располагает возможностью выделить помещение для этих целей – при таких обстоятельствах проверка проходит на территории налоговой инстанции. Тем не менее право доступа к имуществу налогоплательщика у данного надзорного органа сохраняется.

Важная особенность для юридических лиц со сроком работы 3 и менее лет: они налоговой проверке не подлежат, поскольку в этот период налоговые службы не проверяют полноту и корректность предоставляемых сведений.

Проверка назначается согласно местонахождению ответственного участника. Еще одна особенность: невозможно проведение такого мероприятия по запросу самой компании – оно инициируется только налоговой службой, которая проводила постановку данной организации на учет.

Принятое решение о проверке содержит следующую информацию:

  • обозначение всех участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): полные и сокращенные наименования организаций;
  • период, подлежащий проверке (1, 3, 6 или 9 месяцев);
  • информация о проверяющей стороне: Ф. И. О. и должности сотрудников.

Следующая особенность: осуществлять предстоящую проверку могут все лица, прописанные в решении – однако это справедливо только в том случае, если решение утверждено соответствующими органами власти, которые уполномочены производить налоговый контроль.

При выездной проверке контролирующая сторона обладает следующими правами (согласно статье 89.1 Налогового кодекса РФ):

  • приоритет при проверке отдается состоянию дел по налогу на прибыль, поскольку именно он и является предметом инспекции (согласно пунктам 1 и 4 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ изучается корректность начисляемых сумм и порядок их определения, а также правильность составленной декларации);
  • право осуществления проверки на территории ответственного участника КГН либо прочих ее участников (если все они не располагают необходимым помещением, проверка может проходить на территории контролирующей стороны (пункт 1, статьи 89.1 Налогового кодекса РФ));
  • проведение проверки во временных рамках, не превышающих 2 месяца.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важная особенность: если в отношении участника консолидированной группы уже проводится выездная проверка, то на основании п. 3 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ это не является препятствием для других проверок членов группы в отношении прочих налогов (за исключением налога на прибыль). При этом результаты каждой проверки оформляются самостоятельным актом.

Читайте так же:  Социальные налоговые вычеты на дорогостоящее лечение

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Особенности выбора плательщика и процесса подготовки к выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка проводится поэтапно:

  • подготовительный этап – значимый период, поскольку с выбором объектов, уровнем готовности проверяемых лиц, распределением их по участкам во многом связана эффективность предстоящей проверки;
  • осуществление проверки;
  • подготовка материалов по проведенной проверке;
  • применение данных материалов.

Выбор организаций для проверки связан с территориальным прикреплением к тому или иному налоговому органу. Свои особенности имеются у проверки лишь особо крупных налогоплательщиков – ее осуществляют выделенные инстанции, которые занимаются только такими компаниями. Сюда же относятся обособленные подразделения.

При назначении инспекции, которая будет осуществлять выездную проверку, учитывается фактор территориальной миграции юридических лиц и предпринимателей. Эта особенность может влиять на процесс, если изменение данных о местонахождении налогоплательщика осуществляется несвоевременно. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по прежнему месту.

Представленная выше информация позволяет заключить, что налоговые инстанции не обладают правом назначить выездную проверку тем компаниям, которые не состоят на их учете. Особенность в виде учета имущества и транспорта при этом тоже не может быть основанием для такой проверки.

Проверяющие органы открывают подготовку к выездным проверкам задолго до их проведения. Например, чтобы составить на 2019 год план выездных налоговых проверок, требуется провести внушительный предварительный анализ, который позволит выявить организации, соответствующие основным критериям риска. Этот показатель особо важен, так как становится мотивом для назначения выездных проверок.

До старта самой проверки составляется соответствующий документ (решение о ее проведении), который вручается налогоплательщику. Данный документ служит основанием для проведения предстоящего мероприятия; поэтому подготовка решения выполняется очень тщательно. В случае каких-либо нарушений или ошибок (например, инспектор не обеспечил своевременное вручение) произойдет нарушение процессуальных норм, что делает проведение выездной проверки незаконным.

Решение готовится той ИФНС, которая будет осуществлять проверку, – определяющей особенностью служит территориальный фактор. Документ содержит в себе информацию о проверяемых и проверяющих лицах, а также о подлежащих контролю налогах. Подписывается он руководителем соответствующей ИФНС (либо же его заместителем) и вручается налогоплательщику лично. Если последний не принимает документ, его отправят с помощью почты (обязательно заказным письмом).

Выездная налоговая проверка — как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?

Читайте также

В чём суть документа?

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки

Любая налоговая проверка – головная боль для коммерсанта, так как происходит отвлечение трудовых ресурсов от непосредственно производственного процесса, перелопачивается множество документов, изрядно изнашивается нервная система всего коллектива. Государство со своей стороны тоже несет затраты по организации и обеспечению налогового контроля.

Всего этого избежать помогает мораторий на проверки. законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусмотрен запрет на три года (2016–2018) в отношении плановых проверок органами госконтроля (трудовой и пожарной инспекциями, Роспотребнадзором и др.) компаний и ИП, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

К сожалению, налоговых проверок этот мораторий не коснулся – как и прежде, коммерсанты должны быть готовы и к плановым, и к внеплановым визитам налоговых контролеров.

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Даже если в компанию или к ИП налоговики не пришли лично во время выездной проверки (для осмотра имущества, проверки документации и др.), то избежать камеральной проверки (контроля правильности деклараций и иных документов) не удается никому. Эти 2 вида налогового контроля предусмотрены ст. 87 НК.

Подробнее об указанных видах проверок см. материалы раздела «Налоговые проверки».

Государство строго следит за тем, чтобы казна страны пополнялась вовремя и в полном объеме, а также неукоснительно соблюдалось налоговое законодательство. Эта государственная задача решается столетиями, начиная с государственного контроля Российской империи и до наших современных контролеров.

Сейчас налоговики по-новому подходят к решению задач налогового контроля, в том числе изобретая для него новые методы. К примеру, с 2015 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ), который является добровольным и доступен только для крупных компаний.

О тонкостях налогового мониторинга см. в материалах нашего сайта:

Мораторий на налоговые проверки – это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса (в основном малых и микропредприятий), снижение госрасходов и др.

На нашем форуме разбираем много интересных моментов в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Например, в этой ветке можно выясняем, когда правомерна повторная выездная налоговая проверка.

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

Читайте так же:  Частичный возврат госпошлины уплаченной в суд

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Количество выездных проверок малого бизнеса сократилось на 25%

Глава отдела специальных налоговых режимов Управления налогообложения юридических лиц ФНС РФ Марат Садыков сообщил на Всероссийском форуме семейного предпринимательства, что за 9 месяцев текущего года ФНС сократила число выездных проверок малого бизнеса на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Представитель ФНС сообщил: «За девять месяцев 2019 года количество проверок малого бизнеса, и без того невысокое, сократилось на 25% и составило всего 744 проверки по всей стране».

Марат Садыков напомнил, что в 2018 году на 4 000 представителей малого бизнеса приходилась одна выездная налоговая проверка. «По итогам 2019 года такой показатель может составить одну проверку на 5 000 налогоплательщиков», — сообщил представитель налоговой службы.

Марат Садыков также отметил, что общее количество выездных проверок бизнеса за 9 месяцев текущего года сократилось на 35%, передает ТАСС .

Выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). В случае представления уточненной налоговой декларации проверяется период, за который представлена такая декларация.

Налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного плательщика более двух выездных проверок в течение года.

В некоторых случаях налоговики вправе провести повторную выездную налоговую проверку. Повторной признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная проверка может проводиться, например, по факту представления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной

Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?

Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.

Читайте так же:  3 или 5 лет налог на недвижимость

Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.

Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.

Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.

Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.

При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.

Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.

Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.

Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.

Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.

При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.

Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:

• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.

• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.

• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.

• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.

Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Мораторий на налоговые проверки государство вводить не торопится, поэтому в интересах любого коммерсанта – всегда быть готовым к приходу контролеров. Чтобы не сомневаться в правильности расчета своих налоговых обязательств, нужно подобрать квалифицированный персонал, наладить внутренний контроль, грамотный документооборот, а также проявлять осмотрительность при выборе контрагентов.

Источники

Выездные налоговые проверки малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here