Выездная налоговая проверка обэп

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Выездная налоговая проверка обэп" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Читайте так же:  Юридический состав налогового правонарушения

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/726490/

Проверка. Проверка ОБЭП. Налоговая проверка.

Проверка. Проверка ОБЭП. Налоговая проверка. Подразделения по экономическим преступлениям (ОЭБиПК, ранее называлось ОБЭП) работает на основе достаточно обширной нормативно-правовой базы, регламентирующей их права и обязанности. Не только по заявлениям граждан, организаций. Но главный их инструмент это Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/, который определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, но в то же время дает массу полномочий сотрудникам данного оперативного подразделения, ка в принципе и остальных (например подразделения уголовного розыска)

Сами действия сотрудников ОБЭП должны полностью соответствовать нормам законодательства Российской Федерации. Если визит ОБЭП невозможно предугадать,

но к нему можно хорошо подготовиться.

Но ждать проверку не нужно, в первую очередь я рекомендую навести порядок в бумагах, особенно в бухгалтерии.

Информацию, которая как относится так и не относится к деятельности компании, лучше не хранить на компьютерах организации. Многие организации используют удаленные сервера с облачным хранилищем и не используют жесткие диске на компьютерах. При выключении основного сервера, добраться до информации трудно, так как она хранится в облачном хранилище, к которому нужен доступ. Но в ходе проверке он естественно забывается.

Если ОЭБиПК (ОБЭП) запросил документы (запрос поступает в виде требования, подписанного руководителем органа дознания, проще говоря, если в городе то самим начальником органа внутренних дел, либо его заместителем — начальником полиции, заверенного печатью). Не нужно торопиться их предоставлять, а лучше изучить самому на предмет наличия какой-либо криминальной составляющей, например неуплаты налогов, возмещения НДС, обналичивания денежных средств и связей с вашими партнерами или посоветоваться с юристом.

Вам могут угрожать, что вскроют болгаркой сейфы, конфискуют компьютеры и деловые бумаги. Как проходит проверка ОБЭП известно не всем, но никто не говорит, что это приносит какие-то положительные эмоции. Этого никто делать не будет, за исключением конечно обыска, проводимого по решению суда, но практике это редкость.

Суть и процедура налоговой проверки на практике одинаковы, за исключением того что сотрудники налоговой инспекции не наделены функциями проведения оперативно-розыскных мероприятий. Но вот сотрудники ОЭБиПК как сами, так и во взаимодействии с налоговыми органами, в том числе по их информации вполне результативно работают в этом направлении.

ОБЫЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ оперативных сотрудников:

Контрольная закупка может производиться только на основании соответствующего постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Визит ОБЭП без документов может не может быть осуществлен без документов, постановления об обследовании зданий, помещений сооружений Следует заметить, что очень часто проверка сотрудниками ОБЭП сопровождается отсутствием документов, разрешающих проводить контрольную закупку. Но нужно понимать что контрольную закупку проведут сначала, а потом покажут постановление. Кто же будет вас предупреждать о предстоящей проверке?

По результатам закупки, проверяющие должны составить протокол. Это правило также часто нарушается. В некоторых случаях проверка ОБЭП беспочвенна либо и не подтверждена документально, но в большинстве случаев, сотрудники готовятся основательно и в основном в рамках проводимых ОРМ, но и это может нести коррупционную составляющую. Ни в коем случае нельзя предлагать оперативникам деньги, спонсорскую помощь и т.п., иначе рискуете быть привлеченными к уголовной ответственности.

Оперативникам также разрешено участвовать, когда проводятся выездные налоговые проверки. Отчасти, основание проверки объясняется оперативной информацией. Скорее всего это правда.

Когда фирму проверяет ОБЭП оперативники отказываются раскрывать источник информации, и это вполне законно. Обжаловать такое поведение можно в судебном порядке, поскольку сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями должны вам обосновать причину проверки во всех ее подробностях;

Если обследование помещения предприятия проходит в процессе оперативно-розыскных мероприятий, то специальное постановление, требуется. Если запросили документы, их нужно выслать — это по закону. Но только заверенные копии.

Редко постановления на проверку оказываются «фальшивыми». Их оформляют не руководители, а сами сотрудники-проверяющие — типичный способ оформить проверку сотрудниками ОБЭП и представить все это в законном ключе. Однако происходит очень редко, только потому, что совсем таки не трудно подготовить соответствующие документы, дающие основания для проверки.

Процедура изъятия документов должна сопровождаться в обязательном порядке созданием заверенных копий и передаче их оперативникам, оригиналы остаются на предприятии. Отводится на это оперативникам 5 дней после изъятия. В случае, если они не уложатся в срок, им разрешено отправить копии в течение трёх дней по почте, о чем делается запись в протоколе. Как вы понимаете, чаще всего никто ничего не отправляет – так что, если вашу фирму проверяет ОБЭП, будьте внимательны ко всем действиям сотрудников;

Читайте так же:  Справка об отсутствии задолженности на земельный налог

Осмотр помещений и территорий, находящихся на них вещей и документов производится только в присутствии юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также двух понятых. Действия по приходу ОБЭП должны быть обычными: внимательно смотрите за имеющими вещами, следите, чтобы никто и ничего не подкинул, заставляйте понятых следовать за вами постоянно. При проверке составляется протокол, в котором указывается место и дата, а также должность и ФИО составившего протокол, сведения о юридическом лице и понятых. Сотрудники ОБЭП по первому запросу должны предоставить копию протокола. Вы имеете право поставить запись «с протоколом не согласен». Также рекомендуем ставить прочерки в незаполненных графах.

Единственным законным представителем юридического лица является генеральный директор. В случае его отсутствия проверка ОБЭП может быть осуществлена только в присутствии двух представителей Администрации предприятия. Сотрудники органов могут производить обыск только в присутствии генерального директора или лица, которому официально доверено представлять интересы компании. Это правило, нарушается, пожалуй, очень часто — у нас вы можете проконсультироваться по вопросу с ОБЭП как бороться с такими нарушениями;

Оперативно-розыскные мероприятия проводимые оперативными сотрудниками читайте здесь http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/

  1. Контрольная закупка;
  2. Обследование помещения;
  3. Опрос;
  4. Оперативный эксперимент.

Если вас в подробностях интересует, как проходит проверка со стороны правоохранительных органов — пишите мне, я расскажу как сделать все правильно.

Если к вам нагрянул ОБЭП — не паникуйте и не расстраивайтесь, не лезьте с расспросами. Если кто и подскажет правильный ответ, то только профессионалы. Профессионалы- это те люди, которые работали в этой системы и совсем таки не юристы и адвокаты. Неквалифицированные люди способны только ухудшить ситуацию. Что ещё более катастрофично — даже предложить взятку сотрудникам. В таком случае вы можете нарваться на действительно серьёзные проблемы, в числе которых и уголовное преследование.

В начале статьи есть видеоролик, в котором я на пальцах объясняю стратегию действий оперативных сотрудников, посмотрите его.

http://juristalekhin.ru/proverka-firmy-so-storony-politsii-nalogovaya-proverka-zayavlenie-moshennichestvo/

Допрос (опрос в ОБЭП) ОЭБиПК. Как себя вести.

Допрос в ОБЭП, как себя вести

Допрос в ОЭБиПК без присутствия защитника

Допрос в УБЭП по материалам проверки

Допрос в качестве свидетеля

Опрос в ОБЭП, чем регламентируется

Опрос директора в ОБЭП

ОБЭП опрашивает сотрудников, бухгалтера

Вызвали на опрос в ОЭБиПК, какие мои действия

Может ли представлять интересы лицо по доверенности, а не адвокат и тд.

Такие основные вопросы задают мои Доверители, приходя ко мне на консультацию в связи с проверкой, начатой отделом,по борьбе с экономическими преступлениями.

С проверкой, начатой отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

Прежде всего, перед посещением Оперуполномоченного, необходимо ознакомиться с основными своими правами, предоставляемыми российским законодательствам. Конституция РФ предоставляет своей статьей 51 право не давать показания в отношении себя и своих близких родственников.

В том случае, если предмет интереса ОБЭП является та или иная организация, сотрудник экономической полиции может при таком ответе настаивать на даче показаний, поясняя, что его не интересует личная жизнь лица или его родственников, а именно ФХД организации.

Прибыв по вызову на опрос (допрос) не надо бояться узнавать в связи с чем будет выполняться такое действие, в отношении кого проводится проверка или расследуется уголовное дело. Узнать номер КУСП или номер уголовного дела, статья, по которой расследуется дело, орган и данные следователя.Что говорить, а о чем умолчать, это все индивидуально, в зависимости от ситуации. Но надо сто раз обдумать, какие документы предъявлять на обозрение оперативнику.

Допрос оперативным сотрудником может проводиться в двух случаях:

1. При делегировании полномочий оперуполномоченному следователем МВД в рамках уголовного дела. Например, при расследовании незаконной банковской деятельности юридического лица после исследования банковских выписок следователь получает информацию о взаимоотношениях с той или иной организацией, перечислившей «отмывочной конторе» денежные средства, то, с учетом того, что в действиях лица могут присутствовать признаки преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, а расследованием данного преступления полномочны заниматься следователи СКР, то следователь дает поручение органу дознания, а таким и является ОЭБиПК, провести комплекс следственных действий, начиная с обыска, выемки и заканчивая проведением допросов.

2. Во-вторых, сотрудник органа дознания имеет право провести допрос в рамках выездной налоговой проверки, проводимой органами ФНС. В этом случае допрос проводится в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса РФ по правилам, предусмотренным НК РФ.

В указанных случаях следует предложить представить поручение следователя или налогового органа в зависимости от формы допроса.

Какими нормативными актами, законами регламентируется опрос?

Закон «О полиции» и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает полномочия полиции опрашивать граждан и должностных лиц. То есть доследственные проверки проводятся в-основном, сотрудниками органа дознания (ОЭБ и ПК), если в собранном материале достаточно сведений для возбуждения уголовного дела, материал предоставляется следователю для возбуждения уголовного дела.

Как себя вести во время опроса (допроса) в ОБЭП?

Следует понимать, что за отказ от показаний или предоставление ложных сведений, лицо по проверочным мероприятиям не несет никакой уголовно-правовой ответственности. В отличие от дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу.

Опрос сотрудников организации в том числе и бухгалтера.

Сотрудники организации или ИП вызываются для опроса в целях установления сведений: в частности для установления реальности сделок, этими фактами интересуются оперативники прежде всего в целях раскрытия налоговых правонарушений.

Допрос (опрос) в ОЭБиПК без присутствия защитника

Если вы обладаете твердым характером, достаточно образованы, то можете дать пояснения без правовой поддержки адвоката. Но мой опыт подтверждает простое правило, вступать во взаимоотношения с представителями правоохранительных органов надо только правовой поддержке специалиста в области экономических преступлений, налогового права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обычный адвокат, не сведущий в налогообложении, не имеющий достаточного опыта по защите от преследования по экономическим составам не сможет оказать квалифицированную помощь, а цена этого достаточно высока.

Некоторые граждане считают, что если нет повестки (приглашения), то и необязательно являться с мыслями (само рассосется). Не надейтесь, если есть необходимость получить от вас информацию, оперуполномоченный встретится с вами. Ваше право давать информацию или отказаться от дачи пояснений.

Проверочные мероприятия, а именно опрос или допрос в Отделе экономической полиции возможен при участии профессионального юриста, имеющего статус адвоката при предъявлении ордера и удостоверения адвоката. Обычный юрист на основании доверенности не будет допущен к оказанию юридической помощи своему доверителю. И в отличие от представления интересов в налоговых органах, дача пояснений представителем например исполнительного органа компании в рамках доследственной проверки ОЭБиПК невозможна. Интересующее дознавателя лицо вызывается непосредственно и не может быть заменено представителем по доверенности.

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация какие отчеты заменяет

Допрос следователем по ст.199 УК РФ или ст.159 УК РФ.

Допрос следователем следственного подразделения СК или МВД в рамках уголовного дела экономической направленности, которых не сведущие граждане называют следователями ОБЭП, проводят допрос в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом. Если при проверках доследственных опрашиваемое лицо имеет статус очевидца, то в уголовном деле: свидетель: подозреваемый: обвиняемый. Причем, лицо после допроса в качестве свидетеля может поменять свой статус на подозреваемого.

Если свидетель перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, то подозреваемый имеет право защищаться отказавшись о показаний или выдвигать свою версию.

Я, адвокат Чернов имею хороший опыт защиты и оказания юридической помощи при допросе как в ОБЭП, так и налоговой инспекции, поскольку и базовое образование получил в ВУЗе МВД по специализации ОБЭП и расследовал дела по экономическим составам и сопровождаю организации и ИП во время выездных налоговых проверках. Договориться о встрече можно по тел: 89035509858.

Каким образом правоохранительные органы взаимодействуют для получения информации о вашем имуществе для дальнейшего изъятия в пользу государства смотреть здесь.

http://advokat-chernov.ru/article/72/

Имущественная ответственность налогоплательщика при наличии признаком налогового преступления.

В ходе ВНП как МВД, так и ФНС занимаются сбором данных о порядке действий налогоплательщика с денежными средствами и имуществом.

Прокуратура, соответственно надзирает за действиями органов, производящим ВНП.
Прокуратура согласно ст. 77 НК РФ санкционирует арест имущества налогоплательщика.

2. При проведении предварительного следствия взаимодействие правоохранительных органов осуществляется следующим образом.

  • Следственные органы СК РФ по результатам проверки уведомляют органы ФНС о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении;
  • Если недостаточно материалов для начала расследования, то направляется просьба предоставить допматериалы;
  • ФНС информирует СК об обращении налогоплательщика в суд с заявлением об отмене обеспечительных мер в форме приостановления действий налогового органа; об обращении налогоплательщика с заявлением о признании решения недействительным, однако это не ограничивает следователя в своих полномочиях в производстве по уголовному делу.
  • ОЭБиПК предоставляет следователю сведения, полученные в ходе ОРМ.
  • Если в ходе предварительного следствия налогоплательщик не уплатил суммы недоимки, пени и штрафов, то органы прокуратуры подготавливают материалы для подачи гражданского иска.
  • Следователь дает поручение оперативным сотрудникам информировать его об установлении имущества налогоплательщика с целью его дальнейшего ареста.

3. Судебная стадия рассмотрения уголовного дела.

В том случае, если ущерб не возмещен, государственный обвинитель принимает меры к предъявлению гражданского иска.

http://advokat-chernov.ru/article/71/

Сотрудники УБЭП начали проверять предприятия

Упразднение налоговой полиции породило период «двоевластия»: формально президент объявил о том, что функции налоговых полицейских уже перешли милиции, фактически — они перейдут только 1 июля этого года. Однако, некоторые бухгалтеры уже столкнулись с сотрудниками УБЭП. И по их отзывам, с полицейскими было проще.

УБЭП проверит налоги?

За последнее время в редакцию обратилось несколько бухгалтеров с вопросом, имеют ли право сотрудники УБЭП проводить налоговые проверки? И какие документы им необходимо предъявлять? Как выяснилось, наши читатели уже столкнулись с представителями управления по борьбе с экономическими преступлениями, которые, не дожидаясь официальных документов, с энтузиазмом взялись за дело.

— На днях в нашу компанию пришли из УБЭП, сообщив, что теперь они проверяют, как мы уплачиваем налоги. Руководство отсутствовало, поэтому общаться с новыми контролерами пришлось мне. Сотрудники УБЭП потребовали представить все документы, открыть сейф, прекратить работу и «покинуть компьютеры». На мой вопрос, на каких основаниях все происходит, мне ответили, что давать никаких разъяснений не обязаны и документы, кроме удостоверений, мне показывать не будут. Не стану вдаваться в подробности, скажу только, что в результате «непродолжительной встречи была достигнута всесторонняя договоренность». Возникает вопрос: когда закончится «двоевластие» и станет понятно, кто все-таки вправе проводить проверки, кто — нет, и как защитить себя.

По словам наших собеседников, сотрудники УБЭП приходят втроем — вчетвером, и проверять пытаются все: от уплаты налогов до наличия трудовых договоров и санитарных книжек продавцов. Так как большинство бухгалтеров до этого не сталкивалось с борцами с экономическими преступлениями, как себя вести в сложившейся ситуации, они не знают.

На самом деле, новые полномочия УБЭП однозначно пока не определены.

Олег Ткаченко, директор юридической конторы «Традиция»:

— Сейчас УБЭПовцы не имеют права проводить налоговые проверки на предприятиях. В Указе Президента № 306 от 11 марта 2003 г. четко и ясно сказано, что налоговая полиция упраздняется с первого июля 2003 года, и именно тогда ее функции передаются в МВД России. Причем не сотрудникам УБЭП, а вновь организованной Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям. До этой даты налоговая полиция продолжает исполнять свои обязанности, а УБЭП может проводить только проверки допроцессуального характера в соответствии с УПК РФ.

Эту же информацию подтвердили в пресс-службе ГУБЭП МВД России. При этом было подчеркнуто, что на сегодняшний день УБЭП вправе проводить только милицейские проверки в соответствии с законодательством.

Внимание: вас «наблюдают»

С одной стороны, получается, что никаких законных прав для налогового контроля у милиции пока нет. С другой, право «проводить милицейские проверки» — понятие очень расплывчатое, и насколько простираются в этих проверках полномочия сотрудников милиции, рядовые коммерсанты не знают. Именно поэтому, межрегиональная организация «Московская ассоциация предпринимателей» направила официальное письмо на имя временно исполняющего обязанности начальника ГУБЭП СКМ (служба криминальной милиции — примеч. редакции) МВД России Анатолия Гулькова, в котором попросила разъяснить права и обязанности милиционеров при проверках организаций.

И, надо сказать, ответ предприниматели получили любопытный, но не вызывающий энтузиазма (письмо МВД России №7/1/2033 от 28 марта 2003 г.). Особо радует начало письма Анатолия Гулькова, где написано буквально следующее: «Законодательством Российской Федерации функции государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на милицию не возлагаются, органом государственного контроля (надзора) она не является. «. Такое оптимистичное заявление заканчивается, однако, совершенно нелогичным выводом: «. соответственно действие положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» на нее не распространяется». Милиция, пишет в письме Анатолий Гульков, действует на основании Закона «О милиции» (что, впрочем, неудивительно). А вот далее в письме перечисляется, на что же, в соответствии с вышеуказанным законом милиция имеет право. В частности, «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства» милиция может беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, проводить обследования помещений, совершать проверочные закупки, сбор образцов для сравнительного исследования и так далее.

Читайте так же:  Изменения в законе о валютном контроле

При этом сразу можно отметить, что слова «и так далее» расширяют возможности сотрудников милиции до тех пределов, которые именно им, сотрудникам, необходимы. А данными, наличие которых необходимо для проверки, в общем-то, могут служить и анонимные сообщения.

На вопрос предпринимателей, какие же именно документы обязаны предъявлять сотрудники милиции, им любезно ответили, что «права сотрудников милиции. могут осуществляться как с предъявлением определенных предписаний (постановлений), так и без таковых в зависимости от того, какие именно действия и в рамках какого законодательства они проводятся». То есть, говоря простым языком, милиция вообще может не предъявлять никаких документов. Достаточно подобрать нужную ссылку на тот закон, который в настоящее время им удобен.

А законов для использования законодательных лазеек у милиционеров много. Основные — это уже упоминавшийся закон «О милиции», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, КОАП РФ, Закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

В каждом из этих законов прописаны действия сотрудников МВД России, и в совокупности их возможности практически бесконечны.

В частности, в соответствии с Законом об ОРД, «оперативные подразделения органов внутренних дел вправе проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. «, сообщает в своем письме г-н Гульков. Правда, здесь уточняется, что на проведение оперативно-розыскных мероприятий милиционерам все-таки требуется предъявлять документы: поручение следователя, органа дознания, указания прокурора по уголовным делам, находящимся в его производстве. Но список продолжается любимой фразой российских чиновников: «а также иные документы, утвержденные руководителем органа внутренних дел». Здесь хорошо бы в ближайшем отделении милиции уточнить, что же имеется в виду под «иными документами», потому что пришедший на проверку сотрудник спокойно может утверждать, что таковым документом является его служебное удостоверение.

Продолжая перечень прав сотрудников МВД, Анатолий Гульков опять перескакивает на закон «О милиции», добавляя, что они имеют право получать от граждан и должностных лиц «необходимые объяснения, сведения, справки, документы». Здесь тоже ссылки на законодательство разнообразны. С одной стороны, документы могут изъять «в рамках уголовного преследования по возбужденному уголовному делу» (ст. 183 УПК РФ), с другой — «в рамках дел оперативного учета» (ст. 10 Закона об ОРД). Правда, г-н Гульков забыл упомянуть, что по тому же закону, изъять у вас документы могут даже при простом подозрении на противоправные действия (был сделан анонимный звонок, написано заявление). То есть, при желании контролера в погонах, вы сможете лишиться документов практически без повода. А уж если документы у вас изъяли, то обратно их вы не получите. Впрочем, при необходимости, вам предоставят их копии, заверенные в ОВД.

Кроме того, Анатолий Гульков любезно сообщил предпринимателям, что УБЭП вправе устанавливать без уведомления руководства юридического лица видеонаблюдение в офисах фирм, так как это не противоречит оперативно-розыскному законодательству, «потому что оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться гласно и негласно».

Будь готов?

Получается, что милиционерам разрешено практически все. Грань между милицейскими и налоговыми проверками слишком тонка, и надо очень хорошо изучить законодательство, в котором прописаны права и обязанности сотрудников милиции, чтобы эффективно противостоять УБЭПовцам, если, по вашему мнению, они превышают свои полномочия. Самое печальное, что , судя по ответу руководства ГУБЭП, независимо от выполнения налоговой полицией своих обязанностей до начала июля, параллельно с ними вполне могут работать и сотрудники УБЭП. Причем, проводя идентичные проверки. То есть вместо одной налоговой полиции, у нас на период безвременья появилось две.

Что можно посоветовать бухгалтерам? Для начала, все-таки изучить права и обязанности милиционеров. Если у вас возникло подозрение, что под видом проверяющих к вам пришли вымогатели в форме, вы вправе потребовать удостоверения и, позвонив в дежурную часть (950-4440, дежурная часть УБЭП г. Москвы, 239-6867, дежурная часть ГУБЭП МВД России) уточнить, действительно ли эти люди пришли на проверку. По телефону дежурной части ГУБЭП можно уточнить телефон УБЭП вашего региона. По словам руководителя пресс-службы ГУБЭП полковника Александра Воробьева, такого звонка зачастую достаточно, чтобы коммерсанты могли оградить свою фирму от поборов мошенников.

Кроме того, в МВД России существует Главное управление собственной безопасности, которое напрямую подчиняется министру. Задача этой службы — раскрывать преступления, совершаемые сотрудниками милиции. Если у вас гласно или негласно вымогают взятку, в дежурной части всегда можно узнать телефон этой службы, и, позвонив туда, сообщить о любителях легкой наживы.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/40836.html

МВД и Следственному комитету возвращают право возбуждать уголовные дела за налоговые преступления без участия налоговых органов

«Мафия вообще бессмертна! А вы знаете,
что есть один путь победить мафию – создать свою.
Так вот, в Италии она все-таки действует.
Национальная полицейская гвардия, по-моему,
называется. Красивая у них форма.
Даже красивее, чем у меня»

14 октября в Госдуму был внесен президентский законопроект о признании утратившей силу только одной статьи УПК РФ, действовавшей, всего ничего, с сентября 2011г. (ч. 1.1. ст 140).

А «сила» этой статьи была в том, что она не позволяла Следственному комитету и МВД самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без получения от налоговых органов соответствующих материалов проверок.

В обосновании данного проекта заложено утверждение, что данная статья является «основной причиной низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью». Но так ли это, может причина совсем в другом?

Давайте во всем обстоятельно разберемся.

Начнем с того, что раскроем порядок действительного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок, как есть, и определим результаты такого взаимодействия.

С января 2011г. полномочия по расследованию налоговых преступлений переданы Следственному комитету РФ. Налоговые органы стали передавать материалы налоговых проверок не в Органы МВД, а в Следственный комитет. Тогда как Управлению экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) при МВД досталась роль оперативного сопровождения следователей по делам о налоговых преступлениях и осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), которой оно активно и занялось (особенно активно на фоне проведения сокращений подразделений МВД занимающихся налоговыми преступлениями).

Материалы проведенных оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) по обнаружению налоговых преступлений Полицейские стали передавать в Налоговые органы, поскольку только по материалом налоговой проверки может быть в дальнейшем возбуждено уголовное дело.

Читайте так же:  Ставка земельного налога ленинградская область

А поскольку у сотрудников Полиции имеется довольно обширный арсенал средств и методов контроля, предусмотренный Федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», то налоговые органы на стадии планирования выездной проверки стали получать доступ, помимо имеющихся в их распоряжении данных информационных баз, к копиям, а порой и к оригиналам документов налогоплательщика, предметам (печати, флэшки с бухгалтерскими базами), изъятым сотрудниками Полиции при осуществлении ОРД, материалам допросов сотрудников и должностных лиц налогоплательщика, прослушке телефонов налогоплательщика и пр.

Использование материалов ОРД при проведении предпроверочного анализа позволяет устанавливать налоговым органам полноценные схемы ухода от налогообложения с включением фирм-«однодневок» в цепочку приобретения (реализации) товаров (работ, услуг).

Таким образом, если выездная налоговая проверка начинается с предпроверочного анализа, то при получении налоговым органом материалов ОРМ, проведенных сотрудниками Полиции, предпроверочный анализ приобретает уже вид законченной проверки.

Налоговому органу остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.

Налоговые органы, в свою очередь, стали охотнее привлекать сотрудников Полиции непосредственно к проведению выездных налоговых проверок, назначенных по результатам ОРД.

Более того, в настоящий момент отдельные сотрудники УЭБиПК прикрепляются к конкретным налоговым инспекциям, и часто напрямую взаимодействуют с налоговыми инспекторами, договариваясь о совместных проверках.

Сотрудник Полиции, включенный в выездную налоговую проверку, наделяется теми же полномочиями, что и налоговые инспектора, действует в рамках налогового законодательства и подчиняется руководителю проверяющей бригады.

Сотрудники Полиции при выездной налоговой проверке не привлекаются для документального контроля, им поручают то, что они лучше всего умеют делать: розыск, привод и допрос свидетелей, сопровождение контрольных мероприятий, связанных с осмотром помещений, выемкой предметов.

Общий итог: значительная часть выездных проверок с доначислениями превышающими 10 млн. рублей относится как раз таки к совместным с органами МВД проверкам. В этом большую роль играет и то, что Полицейские нацелены не только на выявление налоговых правонарушений, но и на то, что бы эти правонарушения отвечали признакам преступления.

ФНС стало придавать большее значение показателям работы налоговых органов, характеризующих их взаимодействие с органами МВД. Например, строго отслеживается количество поступивших материалов из органов МВД о возможных налоговых правонарушениях, сколько из них было фактически использовано в контрольной деятельности налоговыми органами, результат использования (причины не использования). Совместные выездные проверки находятся на особом контроле Управлений ФНС, поскольку их количество и качество стали показателями (в числе прочих), определяющими рейтинг областных инспекций.

А что же следственный комитет? — Следственному комитету нужны уголовные дела, оценка его деятельности напрямую завязана на количестве направленных в Суд уголовных дел.

Для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению необходимо, что бы налоговый орган направил в их адрес вступившее в силу Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, отвечающее признакам преступления. Именно «о привлечении». По решению об отказе в привлечении к ответственности (правонарушений не обнаружено, либо они есть, но санкции не применяются, например, в связи с истечением срока давности их взыскания) привлечь к уголовной ответственности заведомо нельзя.

Решение о привлечении должно обязательно вступить в силу, и если на стадии апелляционного обжалования в вышестоящем налоговом органе первоначальное решение, вынесенное инспекцией, отменено, материалы проверки в Следственный комитет не передаются (даже если поводом к отмене послужило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, не связанное с существом дела).

Кроме того, даже если налоговое правонарушение отвечает всем признакам преступления, то материалы проверки передаются в следственные органы, только в случае, если доначисленные налоговым органом суммы не были уплачены в течение двух месяцев после окончания срока для их добровольной уплаты в соответствии с Требованием (п. 3 ст. 32 НК РФ).

А если уголовное дело все же было возбуждено, то УПК предусматривает прекращение дела в случаях, кода до назначения судебного заседания возмещен весь ущерб от налогового правонарушения (уплачены сумма недоимки, пени и штрафы) (ст. 28.1 УПК)

Такие условия возбуждения и прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям отражают принцип: «заплатил налоги — спи спокойно». Это очень удобный принцип для налоговых органов, способствующий оперативному закрытию недоимок, образовавшихся по результатом проверок.

А вот у Следственного комитета статистика падает!

Уголовные дела по налоговым правонарушениям, оказались с низкой перспективой направления в суд, с постоянным риском прекращения, да еще и с высоким процентом оправданий ввиду наличия множества коллизий в законодательстве.

Возможно по этой причине глава Следственного комитета А. И. Бастрыкин со свойственным ему эпатажем стал заявлять о необходимости создания то ли «Финансовой полиции», то ли «Мафии», которые могли бы проводить самостоятельные налоговые проверки и возбуждать по ним уголовные дела. Заявления, которые обернулись президентской законодательной инициативой.

Если действия налоговых органов при проведении проверок строго регламентированы и ограничены Налоговым законодательством, то МВД не является участником налоговых правоотношений и на них эти правила не распространяются. Тогда как законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» им предоставлены довольно широкие полномочия.

С отменой рассматриваемой нами статьи УПК в отношении налогоплательщиков Правоохранительные органы снова смогут возбуждать уголовные дела по «информации, раскрывать которую они не обязаны» и брать под стражу руководителей организаций.

Налоговая тоже никуда не денется, и налогоплательщика опять начнет клевать «Двуглавый орел» — зернышко-то одно: снова разные ведомства буду требовать от налогоплательщика одни и теже документы, снова начнут возникать ситуации, когда налоговый орган выйдя на проверку будет узнавать, что в отношении руководителя организации уже возбуждено уголовное дело за налоговое преступление.

Да и отношения между самими ведомствами разладятся. В совместных с Налоговой проверках Полицейские заинтересованы не будут, само участие в которых не всегда гарантирует нужный им результат. МВД будет проводить ОРД по выявлению налоговых преступлений и возбуждать дела по своему усмотрению.

Видимо, не пошутил на счет «Мафии» товарищ Бастрыкин.

А ведь уже установились какие никакие единые правила игры (пусть жесткие, но понятные), что лучше, чем каждое ведомство будет придумывать свои, подстраивая жизнь налогоплательщиков под «положительную» статистику своей деятельности.

Общее описание составов налоговых преступлений преподносим в виде наглядной таблицы, чтобы сразу было понятно что и за что (для справки, распечатать и повесить на стенку):

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/657751.html

Выездная налоговая проверка обэп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here