Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль

Читайте также:
  1. I. Финансовая отчетность и финансовый анализ
  2. I. Финансовый менеджмент как научное направление и практическая сфера деятельности
  3. IV. Організація. Контроль.
  4. VI. Финансовый раздел
  5. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
  6. Аудиторский финансовый контроль
  7. Аудиторский финансовый контроль
  8. БУ финансовый 0608
  9. Валютный контроль.
  10. Валютный контроль. Объекты валютного контроля.
  11. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль. Понятие, цели.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, иными структурами министерств, ведомств и органов государственного управления за деятельностью подотчетных предприятий, учреждений и организаций, которые не реже одного раза в год проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные с нарушением финансового законодательства, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного месяца после выявления контролирующим органом указанных нарушений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его инициативе или органа им управляющего имеющимися экономическими, финансовыми и юридическими службами.

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

Данный вид контроля в числе прочих выполняет информирующую и подготовительную функции. По результатам проверки службы, проводящие внутренний контроль, составляют и представляют руководству (органу управления) данные финансового анализа, оценки ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, финансовые резолюции по заключенным или выполненным гражданско-правовым и трудовым договорам и т. д. На основе полученной информации собственник проверяемого объекта принимает меры по повышению эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, устранению или предупреждению фактов нарушения финансовой дисциплины, привлечению (если необходимо) иных контролирующих субъектов. Внутренний контроль особенно необходим перед обязательной финансовой проверкой, поскольку позволяет собственными силами и за счет собственных денежных средств своевременно выявить и устранить финансовые правонарушения, а также подготовить необходимую документацию для государственных (муниципальных) контрольных органов.

23. Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение.

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, поэтому и законодателем цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Учитывая важное значение аудиторского контроля как независимого высококвалифицированного способа проверки финансовой и хозяйственной деятельности, государство осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений, складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены требования, предъявляемые к аудиторам, порядок лицензирования аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества работы аудиторов и т. д. Важное значение в финансово-правовом регулировании аудиторской деятельности имеет постановление Кон- ституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4­Π по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И. В. Выставкиной. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

В условиях рыночной экономики у государства часто возникает потребность в получении объективной информации о финансовом состоянии своих предприятий или субъектов предпринимательской деятельности. Например, по инициативе государства проводится аудит использования бюджетных средств, выполнения государственных целевых программ. Существенное значение аудит имеет в процессе приватизации государственного имущества: на основании предложений аудиторов выбирается способ приватизации каждого объекта государственной собственности и осуществляется предпродажная подготовка государственных предприятий.

Однако не все отношения, складывающиеся в процессе аудиторской деятельности, входят в предмет финансового права.

Поскольку аудит является предпринимательской деятельностью, регулируемой нормами гражданского права, то определяющими критериями отнесения отношений, возникающих в процессе аудиторской деятельности, к финансово­правовым являются характер (основа) этих отношений, методы регулирования и субъектный состав. Основа аудиторских отношений (имущественный характер) является одинаковой по отношению ко всем проверяемым лицам, поэтому главными признаками отнесения каких­либо аудиторских отношений к предмету финансового права будут служить обязательность (императивность) назначения проверки и подконтрольный субъектный состав.

В сферу финансово­правового воздействия включаются деятельность уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере обязательного аудита.

Нормами финансового права регулируются отношения по обязательному аудиту, целью которого выступает проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно действующему законодательству обязательному аудированию подлежат: государственные внебюджетные фонды, доходными источниками которых являются обязательные отчисления физических и юридических лиц; государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в пятьсот тысяч раз минимальные размеры оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в двести тысяч раз минимальный размер оплаты труда. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены на основании соответствующего закона субъекта РФ.

Читайте так же:  3 ндфл налоговый вычет помощь

Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т. е. такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

В конечном счете обязательный аудит проводится в целях защиты прав и законных интересов всех субъектов финансового права, а также обеспечения экономической безопасности государства.

Отношения, складывающиеся в связи с назначением и проведением обязательной аудиторской проверки, носят имущественный и публично-правовой характер. Организация, осуществляющая такую проверку, действует на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и выступает в качестве независимой контрольно-ревизионной инстанции, уполномоченной государством на совершение обязательного аудита. Обязательный аудит назначается по инициативе государства, выраженной в законодательной форме, поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью, обременением публично-правового характера.

Обязательный аудит представляет собой завершающую стадию в системе официального бухгалтерского учета и является независимым официальным контролем за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Правовое регулирование обязательного аудита сочетает гражданско-правовые и финансово-правовые формы. Выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т. е. опосредуются частноправовой формой. Вместе с тем по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства в целом, т. е. выражает публичный интерес.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлено требование открытого конкурсного отбора аудиторской организации, имеющей право проверять организации с долей государства (субъекта РФ) в уставном (складочном) капитале не менее 25%. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

Аудиторская проверка осуществляется на основании возмездного и срочного договора, заключаемого между подконтрольным и контролирующим субъектами. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за нарушение договора.

По результатам аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным документом и выражающее в установленной форме мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

http://studall.org/all-200145.html

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль минис­терств, ведомств, других органов исполнительной власти, государ­ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо­та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро­лем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави­тельству РФ.

* См.: Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной де­ятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Утв. пост. Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. // СП СССР. 1981. Отд. 1. № 15. Ст.89.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: кон­троль за выполнением плановых заданий, экономным использова­нием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью госу­дарственной собственности, правильностью постановки бухгал­терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответ­ствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи­раться на трудовые коллективы, общественные организации, при­нимать участие в выработке предложений по устранению выявлен­ных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государствен­ного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.* обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной влас­ти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израс­ходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного фи­нансового контроля в течение одного месяца после выявления ука­занных нарушений.

* СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3696.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, от­делами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предпри­ятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Читайте так же:  Выплата дивидендов гмк норникель

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хо­зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообраз­ности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 нояб­ря 1996 г.* До него эта сфера регулировалась в основном правовы­ми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства.** Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

* СЗ РФ 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619. См. также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. .№ 1. С. 90—107

** См.: Положение о главных бухгалтерах // СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43;

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. с изм. и доп. // Там же. 1994. № 8. С.101- 111.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://vikidalka.ru/2-194361.html

Виды и формы финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. внутрихозяйственный финансовый контроль;
  3. общественный финансовый контроль;
  4. независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

http://be5.biz/ekonomika/f005/21.html

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный ФК контроль минис­терств, ведомств, др органов исп-й власти, гос управления за деят-тью входящих в их систему предприятий, орг-ций, учреждений.

Его осущ-т самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо­та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро­лем Мин-ва финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави­т-ву РФ.

К основ-м задачам ведомств-го контроля относятся: кон­троль за выполнением плановых заданий, экономным использ-м матер-х и финанс-х ресурсов, сохранностью гос собственности, правильностью постановки бухгал­терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а ткж пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хоз-й деят-ти назначаются в каждом отдельном случае руководителем соотв-го органа. Они проводятся в коммерч-х орг-циях комплексно 1 раз в год, а в бюджетных учреждениях1 раз в 2 года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи­раться на трудовые коллективы, обществ-е орг-ции, при­нимать участие в выработке предложений по устранению выявлен­ных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению гос-го финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исп-й власти, как и др органов гос финансового контроля, на проверку поступления и расходования гос-х бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже 1 раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исп-й влас­ти, а ткже на предприятиях, в учреждениях и орг-циях, использующих средства фед-го бюджета. Средства, израс­ходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использ-я, подлежат возмещению по предписанию соотв-х органов гос-го фи­нансового контроля в теч 1 месяца после выявления ука­занных нарушений.

В рамках ведомств-го проводится внутрихоз-й финансовый контроль, т.е. контроль, осущ-мый на конкретных предприятиях, в объединениях, орг-циях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, от­делами планирования и нормирования зарплаты и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деят-ти. Важную роль и наиболее широкие ф-ции внутрихоз-го финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предпри­ятий, орг-ций, учреждений, ведущая бухгалт-й учет.

Возросшее знач-е бухгалт-го учета в орг-ции хо­зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообраз­ности хоз-х операций, использ-и матер-х, трудовых и финанс-х ресурсов проявилось в принятии впервые в стране ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 нояб­ря 1996 г.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав


http://lektsii.com/1-117577.html

Энциклопедия решений. Внутренний (ведомственный) финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Читайте также:
  1. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  2. Авиакомпания как Финансовый Холдинг
  3. Аудиторский финансовый контроль.
  4. БИГ МАК[74] И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ
  5. Ведомственный контроль
  6. Внешний финансовый анализ
  7. Внутрішньогосподарський контроль.
  8. ВОПРОС 55 Финансовый анализ
  9. Выдача, погашение , этапы, контроль.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

http://base.garant.ru/58070593/

21. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль минис­терств, ведомств, других органов исполнительной власти, государ­ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо­та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро­лем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави­тельству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: кон­троль за выполнением плановых заданий, экономным использова­нием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью госу­дарственной собственности, правильностью постановки бухгал­терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответ­ствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи­раться на трудовые коллективы, общественные организации, при­нимать участие в выработке предложений по устранению выявлен­ных нарушений.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хо­зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообраз­ности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 нояб­ря 1996 г.* До него эта сфера регулировалась в основном правовы­ми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства.** Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Функции внутрихозяйственного контроля на предприятии могут выполнять: а) специальные службы внутреннего контроля; б) отдельные контролеры, состоящие в штате экономического субъекта; в) ревизионные комиссии (ревизоры); г) привлекаемые для целей внутреннего контроля сторонние организации; д) привлекаемые для целей внутреннего контроля внешние аудиторы.

Следует признать, что система внутреннего контроля многих организаций в данный момент находится на недостаточно высоком уровне и нуждается в повышении ее действенности. Наиболее распространенной формой осуществления контроля является создание ревизионных комиссий, члены которых выполняют в основном техническую работу, связанную с фактическим контролем за сохранностью товарно-материальных ценностей. Не секрет и то, что деятельность многих ревизионных комиссий носит формальный характер. Таким образом, задачи, выполняемые ревизионной комиссией, в большинстве случаев сводятся к проведению инвентаризаций и ведению необходимой документации. Не вызывает сомнения, что ревизионная комиссия не в состоянии в полной мере обеспечить действенный и эффективный контроль за всей деятельностью организаций.

Служба внутрихозяйственного (внутреннего) контроля не наделяется правами оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Ее полномочия должны быть установлены в соответствии с обязанностями, а результаты ее контрольной деятельности реализуются через распорядительные документы собственников и администрации предприятия. Отличительными чертами данной системы, на наш взгляд, является то, что она: а) должна быть организована экономическим субъектом; б) должна быть регламентирована внутренними документами; в) действует в интересах руководства экономического субъекта и (или) собственников.

К основным функциям, выполняемым службами внутреннего контроля, как правило, относят:

• обеспечение уставных задач предприятия и главной – эффективности деятельности;

• планирование ревизий и проверок, в том числе с привлечением специалистов, проведение их и оценка выявленной и оформленной в установленном порядке доказательной информации, составление на основе этой информации отчетов и представление выводов и рекомендаций;

• организация проверок состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

• экспертиза инвестиционных проектов развития предприятия;

• проверка соблюдения на предприятии норм российского законодательства и нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с российским законодательством;

• проверка соблюдения на предприятии нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и внутренний контроль;

• обеспечение сохранности материальных и денежных активов предприятия;

• проверка эффективности деятельности структурных подразделений и выявление резервов повышения эффективности производства;

• проверка организации работы по контролю и исполнению договоров, предупреждения мошеннических сделок;

• содействие законности, целесообразности, своевременности и полноты отражения хозяйственных операций в учете;

• контроль за расчетно-платежной дисциплиной и управлением дебиторской задолженностью;

• проверка отдельных разделов бухгалтерского и оперативного учета и отчетности;

• проверка организации договорной работы и контроль за условиями выполнения договоров;

http://studfile.net/preview/3601623/page:9/

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Наличие указанного финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и внутренняя контрольная функция. Поэтому использование хозяйствующими субъектами для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности входит в систему мероприятий, проводимых его субъектами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, атакже населения с применением специфических форм и методов организации.

Ведомственный финансовый контроль

– это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-реви­зи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают:

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (отделами кадров, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет контроль,осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающихся сумм налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[130] распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с указанным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:[131]

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств[132].

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vikidalka.ru/2-24077.html

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1