Валютное законодательство сша

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Валютное законодательство сша" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Валютное регулирование в США

Официальной валютой США является доллар США- универсальное платежное средство в международном бизнесе.Доллар США — значительная доля валютных резервах ЦБ различных стан.

Валютная политика по доллару США определяется Федеральной Резервной Системой — ЦБ США ( субъект валют отношений). Основные способы влияния ФРС: операции на открытом рынке, учетная ставка и курс фондов ФРС ( см вопрос 31)

При ФРС есть Федеральный Комитет открытого рынка, который ответственен за принятие решений по валютной политике, включая изменения процентной ставки, что делается 8 раз в году.

Законодательство о валютном регулировании и контроле является достаточно либеральным. Валютные ограничения могут вводиться в связи с объявлением режима экономических санкций по отношению к отдельным странам (Закон 1986 г. о надзоре за «отмыванием» денег).

Закон о надзоре за «отмыванием» денег (The Money Laundering Control Act, 1986) предусматривает гражданскую и уголовную ответственность . В соответствии с его требованиями банки усилили контроль над повторяющимися сделками, связанными с продажей банковских чеков, почтовых переводов или дорожных чеков на сумму свыше 3 тыс. долл. Особое внимание обращается на операции по обналичиванию повторяющихся чеков.

Закон о банковской тайне (The Bank Secrecy Act, 1970) обязывает коммерческие банки, небанковские финансовые институты отслеживать и извещать Минфин США обо всех операциях, связанных с вкладами на счета или изъятиями со счетов сумм, превышающих 10 тыс.долл.

В развитие данного закона был принят Закон об отчетности по международным валютным операциям (Currency and Foreign Transactions Reporting Act, 1982, 31 U.S.C. §§ 5311 et seq), в соответствии с которым нерезиденты обязаны ставить в известность Службу внутренних доходов США в случае, если ими ввозится или вывозится за границу сумма, превышающая эквивалент 10 тыс.долл. в наличной валюте, дорожных чеках и т.д. Граждане США и иностранцы, проживающие на территории США, обязаны предоставлять сведения о своих счетах в иностранных банках, суммы на которых составляют 10 тыс.долл. в год, по которым они получают доход и имеют право подписи.

Надзор за соблюдением валютного законодательства и таможенного режима осуществляет Управление по контролю над валютными операциями Минфина, оно также выявляет факты «отмывания» денег и махинаций с ценными бумагами. В соответствии со специальной директивой Президента США, одобренной в октябре 1995г., американские учреждения и заграничные представительства США обязаны регулярно представлять информацию по вопросам, затрагивающим интересы национальной безопасности, включая факты отмывания денег, незаконной торговли оружием, финансирования террористических организаций, нарушения режима действующих санкций и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9065 — | 7688 — или читать все.

Ограничения при совершении валютных операций.

Нормативное определение понятия «валютные ограничения» отсутствуют как в Законе о валютном регулировании, так и в Уставе МВФ. Следует отметить, что валютные ограничения существовали и до образования МВФ.

Валютные ограничения — это юридические правила, направленные на блокирование оттока “сильных” валют из страны, собственные денежные знаки которой обесценились и перестали приниматься в оплату по внешнеторговым обязательствам. В качестве валютных ограничений можно назвать требования: об осуществлении валютных операций только через уполномоченные банки, требования об использовании специальных счетов, требования о резервировании, требования о предварительной регистрации.

Таким образом, между интересами отдельных лиц и фирм и интересами общества в целом (государства) имеются определенные противоречия. Отдельные лица и фирмы хотели бы иметь в своем распоряжении твердую валюту, а государство заинтересовано с том, чтобы в стране обращалась в основном собственная валюта. В связи с этим проводится политика ограничения доступа иностранной валюты во внутренне обращение стран.

Закон о валютном регулировании предусматривает следующие виды валютных ограничений используемых РФ:

2) — требование об использовании специального счета;

3) — предварительная регистрация;

4) — требование о репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности;

5) — требование об обязательной продаже части валютной выручки;

6) — императив, лимитирующий сумму валютной операции.

Такая же политика протекционизма проводится в сфере импорта товаров и услуг. Разница заключается в том, что правительство стран современного мира, с одной стороны, добивается того, чтобы во внутреннем обращении было как можно меньше валюты, и в то же время, проводят политику стимулирования накопления иностранной валюты в стране путем стимулирование импорта в страну и ограничения экспорта.

Способы ограничения:

1. Прямой запрет на использование иностранной валюты внутри страны (СССР, Китай);

2. Обязательная продажа иностранной валюты ЦБ в обмен на местную валюту;

3. Продажа иностранной валюты государством тем фирмам, которые потратят ее не внутри страны, а на приобретение каких-то товаров или услуг за рубежом. В РФ в чистом виде эта система не используется. В РФ лишь часть иностранной валюты фирмы в обязательном порядке продают государству. Максимальная цифра – 25%.

4. Запрет на установление цен в иностранной валюте, на прием платы за товары в иностранной валюте

5. Запрет на выдачу заработной платы и других денежных выплат, непредназначенных для закупок, в иностранной валюте. Законодательство, устанавливающее эти запреты, существует в РФ, однако в связи со слабостью государства, все эти запреты по существу остаются на бумаге. Фактически цены на дорогостоящие товары устанавливаются или в долларах или в евро, замаскированных названием у.е.;

6. С целью предотвращения утечки валюты за рубеж устанавливается определенный лимит на свободный вывоз валюты, сверх которого требуется специальное разрешение, а иногда просто запрещается вывоз валюты (турист может взять ограниченное количество валюты);

7. Иногда валютные ограничения вводятся по политическим причинам. (в Саудовской Аравии запрещен вывоз иностранной валюты в Израиль с территории данной страны., в США – запрет на валютные операции с Ираном, Ираком, Северной Кореей и Ливией)

8. С целью стимулирования притока иностранной валюты вводятся определенные льготы для иностранцев в операциях с валютой (в СССР – была введена система магазинов «Березка», где лица, владеющие иностранной валютой, могли купить дефицитные иностранные товары.)

4. Права резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Ст. 6, 9-15, 24 ФЗ:

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка обязательна

1. резиденты и нерезиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, а также в иностранных банках за пределами РФ в порядке, установленном Банком России;

2. резиденты и нерезиденты вправе осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции (обмен одной валюты на другую по действующему валютному курсу) по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет,

3. резиденты и нерезиденты вправе приобретать или продавать валютные ценности (в большинстве случаев только через уполномоченные банки);

4. резиденты и нерезиденты вправе ввозить в РФ иностранную валюту и внешние ценные бумаги в документарной форме без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ;

5. физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право вывозить из России иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее вывезенные, пересланные или переведенные в Россию, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод.

6. резиденты и нерезиденты вправе совершать между собой через свои банковские счета валютные операции без ограничений;

7. резиденты и нерезиденты вправе ознакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

8. резиденты и нерезиденты вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством;

9. резиденты и нерезиденты имеют право на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

Права нерезидентов согласно ст. 10 ФЗ шире и предусматривают, кроме того, право:

1. без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;

2. осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством о рынке ценных бумаг.

5. Обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Ст. 12, 13 ФЗ:

1. при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентами товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них, либо возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них;

2. резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранных банках не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ;

3. резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о предварительном резервировании определенной суммы денежных средств;

4. резиденты и нерезиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ФЗ;

5. резиденты и нерезиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

6. резиденты и нерезиденты обязаны выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Вопросы для семинарского занятия по теме 5

1. Виды валютных операций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Валютное законодательство сша

Мы собрали вопросы, которые волнуют владельцев зарубежных счетов. И постарались ответить на них доступным языком.

Какие ограничения сейчас существуют в отношении операций по иностранным счетам? И что может грозить за нарушение этих ограничений?

Российские валютные резиденты обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу о наличии иностранного счета, движениях средств по нему, а также следовать ограничениям по валютным операциям. Список разрешенных операций с начала этого года изменился.

С 1 января 2018 года валютные резиденты могут зачислять на свои зарубежные счета в банках, расположенных на территориях государств-членов ОЭСР или ФАТФ:

денежные средства, полученные от продажи иностранных ценных бумаг (правда, такие ценные бумаги должны пройти процедуру листинга на российской или иностранной бирже; список иностранных торговых площадок ограничен 21-й биржей);

средства от продажи нерезидентам автомобилей и иных транспортных средств, находящихся в собственности резидентов, независимо от того, в какой стране находятся эти транспортные средства.

А вот в отношении зачисления дохода от продажи зарубежной недвижимости действует ограничение: недвижимость должна быть зарегистрирована на территории иностранного государства-члена ОЭСР или ФАТФ (группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), которое присоединилось к соглашению об автоматическом обмене информацией или имеет с Россией двусторонний договор об автоматическом обмене финансовой информацией. При этом сам счет должен быть открыт в банке на территории государства, где зарегистрирована недвижимость. Например, США, которые являются членом ОЭСР и ФАТФ, не соответствуют последнему условию обмена информацией с Россией. Поэтому пока средства от продажи недвижимости в США необходимо зачислять на счета, открытые в РФ. Зачисление средств на зарубежные банковские счета возможно только при продаже недвижимости нерезидентам. При продаже недвижимости гражданам РФ средства необходимо зачислять в рублях на счет в российском банке.

Ограничения по операциям зачисления денежных средств на зарубежные счета существуют в настоящий момент только для физических лиц.

Штрафы за зачисление денежных средств по операциям, не упомянутым в законе, могут составить от 75 до 100% от зачисленной суммы.

Что такое валютный резидент и в чем его отличие от налогового резидента?

С начала 2018 года вступило в силу новое правило определения валютного резидента. Теперь все граждане России считаются валютными резидентами, независимо от места проживания. При этом применительно к лицам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, предусматривается освобождение от большинства требований и правил валютного законодательства (распространяет действие на 2017 год).

Читайте так же:  Пример выездных налоговых проверок

Как соблюдать текущее валютное законодательство и при этом эффективно управлять портфелем?

При торговле ценными бумагами со счета физического лица в зарубежном банке необходимо помнить и придерживаться следующих ограничений:

страна, где зарегистрирован банк, должна быть членом организаций ФАТФ или ОЭСР (возможность зачислять купонный и дивидендный доход только на счета, открытые в банках, зарегистрированных в странах-членах ФАТФ или ОЭСР);

при зачислении средств на счета физлиц по договорам займа от банка (ломбардное кредитование) или принадлежащей клиенту компании, необходимо помнить о соблюдении 2 условий: срок займа должен быть свыше 2 лет; банк и компания должны быть зарегистрированы в стране-члене ФАТФ/ОЭСР;

в спорном случае, если планируемая операция, связанная с зачислением денежных средств на зарубежный счет, не поименована в списке разрешенных операций в Законе о валютном регулировании и валютном контроле № 173-ФЗ, то действует принцип «все, что не разрешено, — запрещено» (например, зачисление денежных средств, полученных от ликвидации зарубежной компании или получение денежных средств от частичного или полного погашения страхового полиса или получение самого тела и процентов по фидуциарным депозитам, открытым в западном банке).

Также стоит помнить, что все перечисленные ограничения относятся к зачислениям только денежных средств; при зачислении на зарубежный счет ценных бумаг эти ограничения не применяются.

Решением, которое поможет избежать строгого следования ограничениям валютного законодательства, может стать, например, открытие счета на иностранную структуру (КИК – контролируемая иностранная компания).

Валютное регулирование по брокерским счетам. Проще или такое же, как и по банковским?

Валютное регулирование и валютные ограничения распространяются только на банковские счета и не касаются брокерских счетов. Грань между брокерским и банковским счетом очень тонкая, и каждый отдельный случай необходимо рассматривать отдельно.

Из письма Минфина от 27.09.2010 № 03-02-08/57 следует, что для признания счета банковским необходимо, чтобы совпадало 3 критерия одновременно:

наличие у финансового института банковской лицензии;

наличие договора банковского обслуживания;

возможность зачислять и расходовать денежные средства на счете.

Как рассчитывается и уплачивается налог от сделок на иностранных счетах?

Налог по сделкам с ценными бумагами на иностранных счетах рассчитывается так же, как и на российских. Разница только в том, что зарубежный банк не является налоговым агентом, а значит клиенту самому (или с помощью нанятых юристов) надо рассчитывать налог, заполнять и подавать 3НДФЛ.

Какая информация передается в рамках автоматического обмена налоговой информацией? Что это меняет для российских инвесторов?

Видео (кликните для воспроизведения).

С начала этого года Россия присоединилась к списку стран, которые решили на регулярной основе обмениваться информацией о счетах своих граждан по стандартам CRS (Common Reporting Standard). Более того, летом первый обмен уже произошел, поэтому ФНС уже передала информацию за 2017 год в ряд юрисдикций, таких как Кипр и Швейцария.

Доступной становится информация обо всех открытых с 1 января по 31 декабря 2017 года счетах вне зависимости от размера суммы на нем, а также информация о счетах, открытых ранее, в случае если по состоянию на 31 декабря 2016 года на нем было более $1 млн (физические лица) или $250 000 (юридические лица).

Амнистия 2.0. Что можно и как нужно амнистировать активы/счета?

С 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года действует второй этап амнистии капиталов, также до 1 марта 2019 года продлена возможность «безналоговой» ликвидации иностранных организаций. Это означает, что государство дает гражданам шанс раскрыть информацию об имеющихся активах и счетах, избежав наказания за совершенные налоговые и валютные правонарушения или получив определенные льготы. Ниже основные моменты амнистии капиталов 2.0.

Амнистия освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности при совершении ограниченного ряда деяний, которые связаны с приобретением, использованием или распоряжением имуществом и КИК, информация о которых содержится в декларации. Гарантии касаются операций, совершенных до 1 января 2018 года.

Амнистия признает, что все валютные операции по зарубежным банковским счетам совершены без нарушений до даты представления специальной декларации. Вы можете в произвольной форме раскрыть информацию об источниках денежных средств, находящихся на счетах и вкладах в банках, сведения о которых представлены в декларации.

В специальной декларации можно указать не только открытые (по состоянию на 1 января 2018 года) счета и вклады в зарубежных банках, но и закрытые на дату представления декларации.

Кроме того, в декларации можно в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения объектов имущества (в т.ч. земельных участков, недвижимости, транспорта, ценных бумаг).

Согласно второму этапу амнистии капиталов, передача имущества от номинального владельца фактическому не признается доходом и не подлежит налогообложению в РФ. При условии, что номинальный владелец будет указан в специальной декларации.

Вы можете подать специальную декларацию в рамках Амнистии 2.0, даже если подавали декларацию в ходе первого этапа амнистии капиталов.

Если на дату подачи специальной декларации возбуждено уголовное дело или начато производство по делу об административном или налоговом правонарушении, то Амнистия 2.0 не освободит вас от преследования.

Валютный риск соотечественника

После прошлогодней истории с жесткой версией закона о деофшоризации и другими негативными законодательными инициативами настало время положительных стимулов для бизнеса. Подготовлен долгожданный закон об амнистии капиталов, Минфином анонсированы положительные изменения в правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК), подготовлен план стимулирования к переводу системообразующих компаний в российскую юрисдикцию, внесены поправки в ГК РФ. Однако существенным препятствием для деофшоризации и добровольного декларирования активов являются запретительные нормы валютного законодательства, стимулирующие российских граждан к вынужденному использованию персональных КИК, в том числе офшорных, с целью избежания значительных (конфискационных) штрафов за нарушение валютного законодательства. Хотя амнистия капиталов включает в себя и «валютную амнистию» для участников (их не должны штрафовать за прошлые валютные нарушения в отношении добровольно задекларированных капиталов и счетов), без изменения общих запретительных норм валютного законодательства сохраняются значительные риски новых нарушений. Результат – мощный негативный стимул для бизнеса и выпадающие доходы бюджета.

Читайте так же:  Как написать налоговый период в платежном поручении

История вопроса

Современное валютное регулирование уходит корнями в СССР, когда действовала валютная монополия, а УК и КоАП устанавливали наказание за спекуляцию валютными ценностями вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. После реформ 1980-х валютная монополия сменилась регулированием и контролем по законам 1991–1992 гг. В 2000-х произошла дальнейшая либерализация валютного регулирования и контроля, закон 2003 г. убрал значительное количество ограничений. Однако валютные правила до сих пор остаются крайне жесткими для современных экономических реалий.

Российские граждане (кроме чиновников) вправе свободно открывать персональные счета в зарубежных банках, уведомляя об этом ФНС, и переводить на них средства из России; осуществлять платежи с использованием этих средств (запрещается лишь оплачивать ими товары и услуги в России). На эти счета можно переводить собственные средства из российских банков, получать подарки от родственников и доходы от ряда операций. Но остальные поступления нужно сначала проводить через счета в российских банках. Административная ответственность за нарушение валютных правил была установлена КоАП в размере до 100% от суммы незаконной валютной операции (это заметно превышает штрафы за налоговые нарушения). Попытки оспорить эти нормы в КС остались безуспешными. Такое жесткое запретительное регулирование давно отсутствует в развитых странах, где нет и валютного контроля в российском понимании.

Вынужденный уход в офшоры

В 2014 г. после многочисленных обращений в Росфиннадзор валютные правила были смягчены. Россиянам разрешили получать на зарубежные счета проценты по вкладам, зарплату и другие типичные виды дохода, а на счета в странах – членах ОЭСР и ФАТФ – и доходы от сдачи в аренду зарубежной недвижимости, процентный (купонный) доход и иные доходы по внешним ценным бумагам. Однако перечень разрешенных операций остался крайне ограниченным и не включает в себя многие операции, которые невозможно или технически сложно провести сразу через российские счета:

1) стандартные инвестиционные операции, которые совершают российские граждане за рубежом в иностранных банках и с доходов от которых они полностью уплачивают российские налоги. Например, доходы от продажи внешних ценных бумаг, а также выплаты при полном или частичном погашении номинала внешней ценной бумаги, зачисление на зарубежные счета краткосрочных займов на приобретение ценных бумаг, доходы по обращающимся производным финансовым инструментам и выплаты из публичных инвестиционных фондов и т. д.;

2) операции, необходимые для ликвидации КИК, включая офшорные компании, и возврата активов на персональные задекларированные счета российских резидентов, включая выплаты при ликвидации офшорной компании – КИК и при возврате займов от нее перед ее окончательной ликвидацией.

Часто зачисление доходов от таких операций на российские счета технически невозможно или дорогостояще по сравнению с операциями в рамках одного банка. Сильнее всего от сложившейся ситуации проигрывают налогоплательщики, проживающие в России и желающие декларировать зарубежные счета и платить российские налоги с доходов. А те, кто хочет скрыть такие счета и доходы, отказываются от использования персональных счетов, осуществляя операции через офшорные компании-нерезиденты, формально не нарушая валютное законодательство.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Что делать?

Правительство России в курсе обозначенной проблемы и дало положительный отзыв на находящийся в Госдуме законопроект, решающий проблему зарубежного персонального счета в части доходов от продажи внешних ценных бумаг. Но он не охватывает значительное число запрещенных операций и не решает проблему определения «валютный резидент». По этой причине одновременно с амнистией капиталов крайне важно рассмотреть возможность либерализации правил валютного регулирования.

1. Снять запрет на зачисление на зарубежные персональные счета в странах – членах ОЭСР и ФАТФ доходов от стандартных инвестиционных операций (если полная либерализация режима зарубежного счета сейчас невозможна).

2. Сократить с двух лет до одного месяца минимальный срок кредитов и займов, которые резиденты вправе получать на счета в странах ОЭСР и ФАТФ от кредиторов из этих стран.

3. Включить в перечень разрешенных операций стандартные выплаты при ликвидации КИК.

4. Устранить правовую неопределенность по административной ответственности – унифицировать терминологию валютного закона с детально разработанными кодами валютных операций.

5. «Синхронизировать» понятия «валютный» и «налоговый» резидент РФ, определив первое через второе с учетом международных договоров по налогообложению.

Эти меры могут стать важным дополнением к кампании по добровольному декларированию зарубежных активов и мощным стимулом для выхода из офшоров, привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет и укреплению доверия к национальной юрисдикции. Очевидно, что исторически сложившиеся правила валютного регулирования в части режима зарубежного счета являются атавизмом и значительным препятствием для выхода российских резидентов из офшоров. Без кардинального изменения этих правил перевернуть офшорную страницу истории и осуществить успешную декларационную кампанию будет крайне сложно.

Авторы – управляющий партнер; старший юрист Goltsblat BLP

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года.

Читайте так же:  Счет учета земельного налога

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров. При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным. «Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах», — отметила Коскина.

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему», — сказал Руднев.

Налогов нет, а штрафы есть

Еще одной нерешенной проблемой в контексте штрафов в 75–100% по ст. 15.25 КоАП остается проблема понятия «валютный резидент» России, создающая риски для миллионов соотечественников за рубежом и стимулирующая их к отказу от российского гражданства. До изменений, вступивших в силу в 2012 г., не признавались валютными резидентами и не подпадали под валютные ограничения и штрафы граждане России, постоянно проживавшие в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Теперь же стали не признаваться валютными резидентами граждане России, постоянно или временно находящиеся за рубежом не менее года.

Позиция Росфиннадзора, подтвержденная судами общей юрисдикции, заключается в том, что при въезде на территорию России гражданин России, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановить его он может при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее года. Зачастую такой гражданин может не являться налоговым резидентом России, если проводит здесь менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Он не должен уплачивать налоги в России на свои общемировые доходы (но платит с доходов от российских источников). Но он все равно подпадает под валютные ограничения и штрафы (например, штраф до 100% на доходы от продажи зарубежной недвижимости, с которых не нужно уплачивать российские налоги).

Среди возможных нарушений могут быть такие операции.

1. Гражданин России, налоговый нерезидент, проживающий в Австралии (член ОЭСР и ФАТФ) и два раза в год приезжающий в Россию, продает дом в Австралии и зачисляет средства на счет в австралийском банке. Это не разрешенная валютным регулированием операция: штраф до 100% от полученной суммы.

2. Гражданин России, налоговый нерезидент, проживающий в Болгарии или на Кипре (не являются членами ОЭСР и ФАТФ) и раз в год приезжающий в Россию, сдает в аренду свои апартаменты в этих странах и зачисляет средства на счет в болгарском или кипрском банке. Валютными правилами разрешено зачисление только в банки стран ОЭСР и ФАТФ – штраф до 100% от полученной суммы.

3. Те же граждане России используют полученные таким образом средства для бытовых нужд или покупки/аренды недвижимости – штраф до 100% от израсходованной суммы.

Правила налогового и валютного резидентства и практика их применения влекут за собой существенные валютные риски для миллионов проживающих за рубежом граждан РФ – налоговых нерезидентов РФ. Они не обязаны уплачивать российские налоги, но считаются валютными резидентами при каждом приезде в Россию и подпадают под риск штрафа в 75–100% от суммы операций. В отсутствие в таком случае фискальной функции валютного контроля сложившаяся ситуация – пример явной избыточности контрольной функции и нарушения баланса частных и публичных интересов. Все это создает стимулы для полного отказа от посещения России соотечественниками или их выхода из гражданства РФ (этот негативный эффект уже испытали США, облагающие своих граждан налогами по принципу гражданства: после вступления в силу закона FATCA и ужесточения международного налогового контроля резко повысилось число проживающих за рубежом американцев, отказывающихся от гражданства США).

Правовое регулирование валютных операций

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ. Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

Читайте так же:  Периодичность выплаты дивидендов по акциям газпрома

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Изменения назрели

Очевидно, назрели кардинальные решения в валютном регулировании, особенно в свете предстоящей амнистии капиталов, стимулирующей выход из офшоров и перевод активов в личное владение физлиц. Нужны корреспондирующие закону об амнистии поправки в общие правила валютного регулирования, чтобы не создавать почву для нарушений в будущем. Наиболее заинтересованы в них законопослушные российские граждане, желающие свободно размещать средства в России и за рубежом, перемещаться по миру, открыто декларировать капиталы, счета и доходы, платить все положенные налоги, но не желающие использовать нераскрытые офшорные компании и иные КИК с учетом возросших рисков по деофшоризации и существенного изменения ситуации с международным обменом налоговой информации. Большинство таких граждан работают в белых государствах – членах ОЭСР – ФАТФ, банки которых существенно ужесточили правила проверки источников происхождения средств, в особенности в отношении средств российских резидентов. Нередки случаи, когда банки отказываются работать с клиентами, не раскрывающими активы и счета своей «домашней» юрисдикции. Это снижает риски нарушения законодательства о противодействии легализации в белых юрисдикциях.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Кто контролирует валютные операции?

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Источники

Валютное законодательство сша
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here