Валютное регулирование и валютный контроль казахстан

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Валютное регулирование и валютный контроль казахстан" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 июня 2005 года №57-III ЗРК

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Казахстан от 12.01.2007 г. №224-III ЗРК, 10.12.2008 г. №101-IV ЗРК, 04.07.2009 г. №167-IV ЗРК, 30.06.2010 г. №297-IV ЗРК, 06.01.2012 г. №530-IV ЗРК, 05.07.2012 г. №30-V ЗРК, 24.12.2012 г. №60-V ЗРК, 16.05.2014 г. №203-V ЗРК (вступил в силу 21.11.2014), 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 16.11.2015 г. №403-V ЗРК, 24.11.2015 г. №422-V ЗРК, 26.07.2016 г. №12-VІ ЗРК, 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК, 26.12.2017 г. №124-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №168-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу))

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяет цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) обменные пункты — специально оборудованные места проведения обменных операций с наличной иностранной валютой;

2) валюта — денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах;

3) валютные ценности: иностранная валюта;

ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте;

не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;

аффинированное золото в слитках;

национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;

не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;

4) валютные операции:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами;

5) валютный договор — соглашение, учредительные документы, включая изменения и дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции;

5-1) учетный номер контракта – регистрационный номер, предназначенный для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, присваиваемый уполномоченным банком валютному договору, предусматривающему экспорт (импорт);

(Подпункт 5-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 06.01.2012 г. №530-IV ЗРК)

6) коммерческие кредиты — отсрочка платежа или предварительная оплата (авансовый платеж) по экспорту или импорту, осуществляемая непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг);

7) финансовые займы:

займы (за исключением коммерческих кредитов);

вклады (депозиты) в банках, внесенные их дочерними организациями, созданными за рубежом в целях привлечения средств на международных рынках капитала;

деньги, передаваемые в обеспечение исполнения обязательств должника;

финансирование третьими лицами приобретения товаров (работ, услуг) и иных сделок, а также исполнение третьими лицами обязательств должника перед кредитором, в результате которых возникает обязанность лица, за которого исполнено обязательство, по возврату денег и иного имущества с вознаграждением или без такового лицу, предоставившему такое финансирование и (или) осуществившему такое исполнение;

финансовый лизинг, а также аренда недвижимости (за исключением движимых вещей, приравненных либо отнесенных законодательными актами Республики Казахстан к недвижимости) с последующим выкупом;

8) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 06.01.2012 г. №530-IV ЗРК

физические лица, юридические лица, их филиалы и представительства, не указанные в подпункте 10) настоящей статьи;

международные организации, если международным (межгосударственным) соглашением об их учреждении не определено иное;

дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств;

граждане Республики Казахстан, в том числе временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства;

иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан;

все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами;

дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан;

11) прямые инвестиции:

вложения денег, ценных бумаг, вещей, имущественных прав, включая права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, и иного имущества в оплату акций (вкладов участников) юридического лица, если лицу, осуществляющему такие вложения, принадлежат или в результате таких вложений будут принадлежать десять и более процентов голосующих акций (десять и более процентов голосов от общего количества голосов участников) данного юридического лица;

вложения имущества, которые приводят к увеличению капитала иного, чем уставный капитал юридического лица, осуществляемые лицом, которому принадлежат десять и более процентов голосующих акций (десять и более процентов голосов от общего количества голосов участников) данного юридического лица;

12) уполномоченные банки — созданные в Республике Казахстан банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, которые проводят валютные операции, в том числе по поручениям клиентов, за исключением указанных в подпункте 13) настоящей статьи;

13) уполномоченные организации — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валютой;

14) национальная валюта — валюта Республики Казахстан;

15) иностранная валюта — валюта иностранного государства, а также международные денежные или расчетные единицы;

16) иностранные банки — банки и иные финансовые институты, созданные за пределами Республики Казахстан и имеющие право на осуществление банковских операций по законодательству государств, в которых они зарегистрированы;

17) экспорт (импорт) — реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту).

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16.05.2014 г. №203-V ЗРК)

Читайте так же:  Куда платить налоги ип
Статья 2. Валютное законодательство Республики Казахстан

1. Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на резидентов Республики Казахстан и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории Республики Казахстан.

За пределами Республики Казахстан настоящий Закон распространяется на резидентов Республики Казахстан.

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8109

В чем логика ужесточения валютного контроля

С этого года в Казахстане будет ужесточен валютный контроль. Уже в июле вступит в силу новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который ужесточит требования в области финансовых операций с крупными суммами иностранной наличности.

Ранее заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков сообщил, что основной задачей законопроекта является расширение охвата статистического мониторинга валютных операций и сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана.

При этом законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима. Регулятор утверждает, что для физических лиц закон ничего не изменит, граждане, как покупали валюту, так и смогут ее покупать. Закон направлен на регулирование валютных операций для юридических лиц.

Учитывая национальные интересы

Главные изменения в сфере валютного регулирования: признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов; расширение охвата валютных операций трансграничного характера; усиление валютного контроля по операциям, направленным на вывод капитала; уточнение порядка обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций.

«После вступления в ВТО ожидается увеличение количества филиалов и представительств, что приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, а это не соответствует национальным интересам. В этой связи предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими контрагентами на тенге. Изменения не затронут компании, которым гарантирован статус нерезидента соглашениями, заключенными от имени государства с иностранными организациями», – пояснил в ходе презентации законопроекта в мажилисе Олег Смоляков.

С июля вводится единая учетная регистрация валютных договоров. По экспортно-импортным договорам сохраняется существующая процедура учетной регистрации, она будет распространяться и на валютные договоры по экспорту и импорту работ и услуг.

Выводить деньги из страны станет сложнее

Был составлен перечень валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны. К таким признакам относятся финансовые займы, не предусматривающие поступление денег на счета в Казахстане, а также беспроцентные займы, коммерческие кредиты на срок свыше 720 дней.

Вводится дополнительный вид депозита – сберегательные вклады. Они представляют собой альтернативный инструмент сбережений, инвестирование в который предполагает получение повышенной ставки вознаграждения и повышенную государственную гарантию до 15 млн тенге, при действующей гарантии до 10 млн тенге по иным вкладам в национальной валюте. Предполагается, что вкладчик будет обладать правом досрочного изъятия при условии 30-дневного уведомления банка по истребованию вклада, подчеркнул регулятор.

К чему могут привести все эти нововведения и какова их конечная цель – об этом корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами.

Клиент пока жив

Глава партии КНПК в нижней палате парламента Айкын Конуров отметил, что если посмотреть на общее положение в банковской сфере Казахстана, то все еще можно утверждать, что «пациент скорее жив, чем мертв». Порядка 30 банков, из которых почти уже половина с иностранным участием, справляются с обслуживанием экономики, но уже серьезно, кроме нескольких, подорвали к себе доверие, заметил он. По словам политика, потребитель банковских услуг, особо не избалованный в выборе, старается найти «золотую середину» между надежностью и качеством.

Приход иностранных банков может оживить ситуацию в банковском секторе и позволит потребителю получить возможность расширить выбор, считает депутат.

«Всем понятно, что конкуренция с банками из развитых стран у наших банков не получится, ведь доступность к ликвидности абсолютно разная и в такой ситуации наши банки находятся в заранее проигрышном положении. Другое дело, насколько сами иностранные банки будут заинтересованы начать работу в Казахстане», – заметил Айкын Конуров.

Он подчеркнул, что банки, которые работают с государственным, корпоративным и квазигосударственным секторами Казахстана, уже определены, доля для обслуживания МСБ и населения не так уж и привлекательна и фондовый рынок еще не так развит. Поэтому, по его словам, не стоит ожидать резкого наплыва желающих на этот достаточно сложный и небольшой рынок.

Открыли всем ворота

Политик считает, что можно ожидать, что банки из Китая будут заходить вслед за открытием 51 совместного предприятия в сфере индустрии, что запланировано в рамках переноса промышленных предприятий из КНР. Открывая ворота иностранным банкам, регулятор правильно сделал, когда расширил свои возможности по мониторингу и контролю трансграничного движения капитала, полагает депутат.

Национальный банк получил инструменты для отслеживания и предупреждения ситуаций спекулятивного плана, ведь даже активы иностранного банка далеко не первого эшелона или частного фонда в развитых странах позволяют «расшатать» фондовый рынок или валютный баланс многих развивающихся стран и «снять сливки», подчеркнул Айкын Конуров.

«Теперь остается только наблюдать, как будут реагировать иностранные банки, которым и так особо не сладко на своих рынках, на наши «открытые ворота» и отслеживать, как Национальный банк будет оттачивать с новыми инструментами мастерство по купированию спекулятивных движений», – сказал политик.

Вполне оправданный шаг

GR-директор инвестиционной компании «Альпари» Илья Ванин заметил, что выход на рынок Казахстана филиалов иностранных банков потребует от местных игроков быть более конкурентоспособными и соответствовать рыночной ситуации. Изменение валютного законодательства в этом контексте – вполне оправданный шаг со стороны Нацбанка, направленный на соблюдение национальных интересов.

«В этом же ключе стоит оценивать и изменения, направленные на усиление мониторинга операций, так как оценка состояния для принятия каких-либо законодательных инициатив без статистических данных и их анализа будет затруднительна», – отметил аналитик.

Плохо знают специфику

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев заметил, что финансовый контроль направлен на ужесточение мер, связанных как с борьбой с правонарушениями в данной сфере, так и с обеспечением равноправной конкуренции для участников рынка. Однако, как показала практика той же России, существенной конкуренции западные кредитные учреждения национальным коммерческим банкам составить не могут, сказал он.

«Да, «за спиной» у иностранных банков стоят огромные материнские компании, у которых гораздо больше ресурсов. Но, как правило, зарубежные кредитные учреждения плохо знают специфику местных рынков, особенно столь своеобразных, как рынки стран СНГ», – подчеркнул эксперт.

По его словам, местные банки ориентируются в национальных рынках «как рыба в воде», не просто зная чаяния самого разного уровня бизнеса, но и имея хорошо налаженные связи с национальными производителями и мощный «административный ресурс». Так что в итоге рынок оказывается поделен на разные сегменты, где иностранные и национальные банки занимают свои ниши, хоть и конкурируя, но в итоге не вытесняя друг друга, отметил он.

Читайте так же:  Критерии проведения налоговых проверок

Полная минимизация расчетов в долларах

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов заметил, что регулятор во многом объясняет необходимость ужесточения валютного контроля вступлением Казахстана в ВТО. Пока шел процесс переговоров с организацией, были учтены и адаптированы к нормам Всемирной торговой организации все особенности национальной экономики и политики, считает эксперт.

По его словам, нынешние изменения в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» носят технический характер именно потому, что они были озвучены и утверждены заблаговременно и все казахстанские организации и банки могли к ним подготовиться. Для обычных граждан и компаний изменения в законодательстве не принесут ничего нового в операциях покупки, продажи и перечисления валюты. Ужесточение контроля коснется лишь отчетности банков, заметил он.

«По моему мнению, главной идеей внесения изменений в закон является полная минимизация расчетов в иностранной валюте на территории Казахстана. Сейчас филиалы иностранных организаций являются нерезидентами и могут осуществлять подобные платежи. После вступления в ВТО количество таких филиалов может заметно увеличиться. Для того, чтобы побудить их использовать в своих расчетах тенге, а не иностранную валюту, и поменяется валютное законодательство. Это повысит конкурентоспособность казахстанских компаний и банков, и они от этого только выиграют», – подчеркнул аналитик.

Касаясь расширения присутствия в Казахстане иностранных банков, он заметил, что ничего страшного от этого не произойдет, так как предполагается, что они будут работать как налоговые резиденты. Уже сейчас в республике представлены китайские, российские, пакистанские и прочие иностранные банки, сказал Дмитрий Лукашов.

«Если к ним прибавятся еще какие-нибудь, то это лишь будет способствовать росту кредитования бизнеса и населения. В конечном итоге, это поспособствует дальнейшему развитию экономики», – подчеркнул он.

Соответствует лучшим практикам

Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин отметил, что Казахстан перешел к плавающему курсу и таргетированию инфляции и в данном случае, с макроэкономической точки зрения, может сокращаться контроль над свободным движением капитала вплоть до полной его отмены. При плавающем курсе и низкой инфляции ЦБ не будет тратить резервы на поддержание курса. Он будет самостоятельно устанавливаться в соответствии с рыночными факторами, в том числе с учетом платежного баланса, заметил эксперт.

«Это соответствует лучшим практикам при переходе к таргетированию. Тем не менее свобода движения капитала не означает, что власти страны должны полностью отказываться от пресечения случаев обналичивания и легализации средств, в том числе, с последующим выводом за рубеж. Есть ряд кейсов, когда этим занимались частные и зарубежные банки. Таким образом, регулирование выглядит логичным с учетом прихода иностранных банков», – заключил он.

http://kapital.kz/finance/75162/v-chem-logika-uzhestocheniya-valyutnogo-kontrolya.html

О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 10. Покупка и (или) продажа иностранной валюты

1. Внутренний валютный рынок Республики Казахстан определяется как совокупность отношений резидентов и нерезидентов, связанных с совершением операций покупки и (или) продажи иностранной валюты, осуществляемых на территории Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом.

2. Уполномоченные банки, имеющие право на осуществление обменных операций с иностранной валютой в соответствии с выданной им лицензией уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций или законами Республики Казахстан, вправе продавать и (или) покупать иностранную валюту в Республике Казахстан и за рубежом.

3. Юридические лица и филиалы (представительства) иностранных организаций (за исключением уполномоченных банков) осуществляют безналичную покупку и (или) продажу иностранной валюты в Республике Казахстан через банковские счета в уполномоченных банках в порядке, определенном правилами осуществления валютных операций в Республике Казахстан.

Уполномоченные организации вправе осуществлять с уполномоченными банками операции по покупке и (или) продаже наличной иностранной валюты для целей своей деятельности на основании заключенных с ними договоров.

4. Покупка и (или) продажа наличной иностранной валюты за другую наличную иностранную или наличную национальную валюту физическими лицами в Республике Казахстан производятся исключительно через обменные пункты.

5. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет мониторинг источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан и целей использования приобретенной иностранной валюты.

Уполномоченные банки представляют в Национальный Банк Республики Казахстан информацию по источникам спроса и предложения на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан и целям использования приобретенной иностранной валюты.

Порядок представления уполномоченными банками информации по источникам спроса и предложения на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан и целям использования приобретенной иностранной валюты, включая формы и сроки представления отчетов, определяется правилами мониторинга источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан.

6. Национальный Банк Республики Казахстан устанавливает требования к юридическим лицам-резидентам (за исключением уполномоченных банков) по подтверждению целей покупки иностранной валюты за национальную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан и ее использования на заявленные цели.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Порядок покупки и (или) продажи безналичной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан, требования к юридическим лицам-резидентам (за исключением уполномоченных банков) по подтверждению целей покупки иностранной валюты за национальную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан и ее использования, а также пороговое значение для суммы покупки, при превышении которого применяются эти требования, определяются правилами осуществления валютных операций в Республике Казахстан.

Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

http://kodeksy-kz.com/ka/o_valyutnom_regulirovanii_i_kontrole/10.htm

О валютном регулировании и валютном контроле

Другие нормативные акты

Занял деньги в рассрочку по расписке. Обманули. Подал в суд. Решение вынесли в мою пользу. Теперь чтобы вернули деньги делом «занимается» частный судебный исполнитель. Но никаких изменений нет. Зря время идёт. Какое есть решение?

здравствуйте, работодатель хочет заменит два старых котлы на новую в котельной, пока не начали демонтаж котлов, мне нужна информация по количеству котла в котельной,

Здравствуйте.я работаю вахтером в школе,у нас пропускной режим. Раньше родители проходили по удостоверению личности,а теперь нам сказали что не положено только если учитель спустится и под свою ответственность возьмет. А нам сказали что если мы будем пропускать родителей без учителя будут накладывать штраф на нас. Имеют ли они на это право?

Здравствуйте меня уволили по отрицательным мотивом с опозданием 3 три часа на работу но по идее такого не было я сам хотел уволиться но они уволили меня по статье теперь я не могу устроиться на работу другие сферы как на посанку и.т. д что можно сделать что бы мне убрали эту статью мне всеголишь 25лет Войска поставила крест мою историю что можно сделать подскажите.

Читайте так же:  Недвижимость как товар налог на имущество

Здравствуйте я месяц назад попал дтп в балхаше у них была логкий пострадавший ст 610 ч 1 я гр росия с россиском номерами у мне есть страховка все документы в порядке по это статью 6 месяцев лишени водительский или 20 месячный штраф, судья лишила прав на 6 месяцев, я был готов штараф заплатить, судья обязана мне спросить штараф или лишения воителский? Если обязана куда обратиться?

http://kodeksy-kz.com/ka/o_valyutnom_regulirovanii_i_kontrole.htm

Чем нам грозит новый закон о валютном регулировании

В Казахстане ожидается изменение законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Эта новость повергла в шок многих граждан, для кого не национальная, а именно иностранная валюта представляет особенный интерес: они часто покупают доллары, евро и пр., путешествуют, возможно, имеют счета за рубежом, обучаются сами и предпочитают учить своих детей за пределами Казахстана, проявляют инвесторскую активность и пр.

В общем, есть прослойка людей, безусловно, это не только элита, но и определенная часть среднего класса, чьи интересы могут быть затронуты в процессе изменения законодательного поля.

Нацбанк РК, как разработчик этих изменений и дополнений в законодательные акты (изменения в одном законе, как правило, сопровождаются корректировкой и других), со своей стороны разъяснил некоторые принципиальные моменты. Но общественности этого мало. Она чувствует подвох. Поскольку об изменениях заявлено громко, а упомянуты и разъяснены лишь некоторые новеллы, значит, ждет нас чуть ли не Армагеддон.

Конечно, такое бывало, и не раз, когда лишь после принятия тех или иных законодательных актов выяснялись подробности, имеющие чудовищные последствия. Но на этот раз, кажется, ничего такого не произойдет.

Новые изменения в законодательство носят, можно сказать, лишь технический характер. По крайней мере, месседж Нацбанка именно такой: Казахстан вступил в ВТО, и он просто обязан участвовать в интеграционных процессах, развивать сферу международных расчетов. Естественно, поэтому необходимо адаптировать валютное законодательство.

С принятием нового закона изменится статус филиалов и представительств иностранных организаций в Казахстане. Если испокон веку они считались нерезидентами, то есть, неродными, пришлыми, то в недалеком будущем, как только будут приняты изменения в закон, филиалы иностранных банков и страховых организаций будут приняты в казахстанскую семью и считаться резидентами. Соответственно, грядут изменения в режиме валютного регулирования: будет изменен валютный мониторинг, регистрация валютных операций и уведомления о валютных операциях.

Три кита валютного регулирования

По крайней мере, три новшества заслуживают того, чтобы быть отдельно упомянутыми и прокомментированными.

Первое. Нацбанк планирует открыть доступ к биржевым торгам валютой для брокерских (дилерских) организаций.

«Это будет способствовать увеличению ликвидности валютного рынка, повышению эффективности процесса рыночного курсообразования и повышению прозрачности операций на валютном рынке. С учетом предоставления брокерским организациям доступа к торгам иностранной валютой в перспективе физические и юридические лица – клиенты участников торгов – получат доступ к биржевым сделкам посредством технологий прямого или спонсированного доступа (DMA или SMA)», — заявил в интервью «Казахстанской правде» заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.

Он расценивает этот шаг как хорошую перспективу, «с учетом заинтересованности населения Казахстана к посредническим услугам альтернативных организаций, предоставляющих возможность прямого клиентского доступа к торгам на международном валютном рынке с маржинальным кредитом».

В настоящее время представленные в Казахстане форекс-компании и дилинговые центры присутствуют на рынке без получения лицензий на осуществление деятельности по финансовому посредничеству. В то же время они агрессивно рекламируют свои услуги, завлекая потенциальных инвесторов на внешние валютные рынки.

«Вследствие работы таких компаний вне регуляторного поля их казахстанские клиенты практически не защищены от банкротства или умышленного неисполнения своих обязательств подобными компаниями. Поэтому четкое обозначение регуляторных рамок в этой сфере снизит риски для инвестиций физических лиц на валютном рынке», – считает представитель регулирующего органа.

Второе предложение. Для повышения прозрачности деятельности небанковских обменных пунктов по аналогии с требованиями к банкам у учредителей уполномоченных организаций будет запрашиваться информация об источниках происхождения уставного капитала. По мнению Олега Смолякова, это позволит повысить прозрачность учреждения небанковских обменных пунктов. То есть, свой статус-кво они сохранят и продолжать работать дальше.

Третье. Национальный банк РК предлагает осуществлять сбор информации о проводимых валютных платежах на этапе перевода денег клиентами банков второго уровня. Вот здесь будет установлен тотальный контроль. Если сегодня в финансовый мониторинг попадают лишь отдельные категории платежей, выборочные данные, то завтра любой перевод в иностранной валюте за рубеж будет строго учитываться и анализироваться. И, как и прежде, клиенту нужно подтверждать обоснованность перевода: даже имея счет за рубежом, клиент имеет право делать только мотивированные перечисления (требуются контракты, договоры и пр. документы).

Представитель Нацбанка уверяет, что клиенты не заметят этих изменений, увеличится лишь объем передачи данных для банков. Ну а регулятор будет иметь полную картину валютных движений.

Ни шага налево

А какое же правовое поле будет сформировано для компаний и населения Казахстана после ретуши и принятия нового закона?

Они по-прежнему смогут открывать банковские счета в иностранной валюте в казахстанских банках без ограничений. Также они будут вправе открывать счета и в иностранных банках. Физические лица в этом случае не обязаны информировать об этом Нацбанк, но вся информация о валютных переводах, совершенных клиентом, будет поставляться регулятору тем банком, через который совершен перевод. При этом, надо помнить, что население обязано информировать о наличии таких счетов и о средствах, которые там находятся, налоговые органы.

Отечественные же компании при открытии банковских счетов в иностранных банках будут обязаны в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с иностранным банком обратиться в Национальный банк РК за присвоением учетного номера банковскому счету в иностранном банке. Они также должны уведомлять регулятора об изменении реквизитов счета в иностранном банке или о закрытии счета.

Население страны по-прежнему смогут свободно покупать и продавать иностранную валюту через банки и обменные пункты, но к компаниям-резидентам будут установлены не только требования по целям покупки валюты, но и пороговые значения – все это будет прописано в правилах осуществления валютных операций в РК. При этом юридические лица и филиалы (представительства) иностранных юридических лиц смогут осуществлять покупку и продажу иностранной валюты в Республике Казахстан только через счета в уполномоченных банках.

Валютные операции между резидентами будут запрещены. Можно будет осуществлять такие расчеты лишь в строго ограниченных случаях. Например, если одной из сторон являются Нацбанк, министерство финансов, дипломатические представительства или резиденты, право на проведение валютных операций с резидентами которым предоставлено законодательными актами РК (например, банки или обменные пункты). Также можно будет проводить операции, связанные с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и (или) погашением ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. Не запрещается передача векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств, выплата командировочных и представительских расходов, если осуществлялась командировка за рубеж, а также если проводятся операции между филиалами иностранных юридических лиц. И, да, разрешены валютные расчеты в магазинах беспошлинной торговли, безвозмездные, благотворительные переводы – как в адрес физических, так и юридических лиц, платежи «челноков» на территории Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка у двух родителей

Многие валютные операции из перечисленных, надо отметить, можно будет осуществлять без открытия банковского счета. Но это не значит, что они не будут подконтрольны.

Ввоз в Республику Казахстан и вывоз любых валютных ценностей (иностранная валюта, аффинированное золото в слитках, ценные бумаги и платежные документы, выраженные в иностранной валюте), будут осуществляться резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза и/или Республики Казахстан.

В целом изменения валютного законодательство имеют как будто бы либеральный оттенок, но многое, конечно, будет зависеть от подзаконных актов, которые появятся на свет после вступления закона в силу.

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

http://zonakz.net/2017/07/19/chem-nam-grozit-novyj-zakon-o-valyutnom-regulirovanii/

О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 5. Органы валютного регулирования

1. Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан.

2. Правительство Республики Казахстан и государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

3. Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами.

Проекты подзаконных нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, разработанные государственными органами, подлежат согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

4. Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования утверждает:

1) правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан;

2) правила осуществления обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан;

3) правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан;

4) правила мониторинга валютных операций в Республике Казахстан;

5) правила представления информации филиалами (представительствами) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющими деятельность в Республике Казахстан;

6) правила мониторинга источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан.

5. Национальный Банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан осуществляют все виды валютных операций с резидентами и нерезидентами без ограничений.

6. Формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления определяются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

http://kodeksy-kz.com/ka/o_valyutnom_regulirovanii_i_kontrole/5.htm

Парламент РК принял закон о валютном регулировании и валютном контроле

Астана. 21 июня. КазТАГ — Оксана Скибан . Депутаты сената парламента РК на пленарном заседании палаты в четверг приняли закон РК «О валютном регулировании и валютном контроле», а также пакет сопутствующих поправок к нему.

«Основной задачей является расширение мониторинга валютных операций и сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Принятие законопроекта не повлияет на простых граждан, так как для них либеральные принципы валютного регулирования сохраняются», — сказал председатель Национального банка РК Данияр Акишев, представляя документ депутатам.

При этом он представил основные блоки законопроекта.

«Первое, это признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов. По действующему законодательству, филиалы иностранных организаций, выступая нерезидентами, вправе осуществлять валютные операции внутри Казахстана. Предлагается перевести их расчеты с казахстанскими лицами на тенге. Данные поправки позволят обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций», — пояснил он.

Во-вторых, предлагается расширение охвата валютных операций с нерезидентами с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях, указал глава Нацбанка.

Сложные режимы регистрации и уведомления будут отменены. Вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров.

«Третье, усиление противодействия выводу денег из страны путем введения перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны, это финансовые займы, не предусматривающие поступление денег на счета в Казахстане; беспроцентные займы, коммерческие кредиты на срок свыше 720 дней. И введение активного информационного и иного взаимодействия с органом госдоходов. Эффективный обмен информацией позволяет выявлять недостоверные сведения по одной и той же сделке, которые поступают в разные госорганы», — указал глава финрегулятора.

В-четвертых, планируется уточнение порядка обращения валютных ценностей в Казахстане.

«Например, законопроектом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых минислитков Нацбанка», — добавил Д.Акишев.

Депутаты также приняли пакет сопутствующих поправок «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Нацбанка РК». Сопутствующий законопроект содержит поправки по двум блокам вопросов. Это блок поправок по валютному регулированию и валютному контролю.

«Будут отрегулированы отношения по обмену сведениями между Нацбанком и комитетом госдоходов министерства финансов. Это позволит применять меры налогового и валютного контроля в отношении операций, имеющих признаки вывода капитала. При этом в целях гуманизации административного законодательства оптимизированы составы правонарушений по валютному законодательству», — уточнил председатель Нацбанка.

Второй блок поправок направлен на усиление надзорного мандата финрегулятора и развитие финансовых инструментов.

«Указанные поправки состоят из нескольких основных разделов. Это переход от формализованного надзора к риск-ориентированному надзору за финансовыми институтами; регулирование онлайн-кредиторов; введение сберегательных вкладов; совершенствование института центрального контрагента на фондовом рынке, и реализация программы «7-20-25». Это большой и очень важный законопроект, который позволит значительно улучшить ситуацию на финансовом рынке, защитить права наших граждан и обеспечить долгосрочное фондирование для обеспечения экономического роста», — заключил Д.Акишев.

http://zonakz.net/2018/06/21/parlament-rk-prinyal-zakon-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole/

Валютный контроль

При проведении расчетов по экспортно-импортным операциям АО ДБ «Альфа-Банк» осуществляет функции агента валютного контроля, руководствуясь действующим законодательством РК

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и регламентируется:

Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 02.07.18г. № 167-VI ЗРК

Иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, основными из которых являются:

  • Правила осуществления валютных операций в РК, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка РК № 40 от 30.03.19 г.
  • Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в РК, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка РК № 42 от 30.03.19 г.
  • Правила валютных операций в РК, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка РК № 64 от 10.04.19 г.

Редакция закона и подзаконных актов размещены на сайте Национального Банка Республики Казахстан (Раздел «Нормативная правовая база» => НПА НБК => подраздел «Валютное регулирование и валютный контроль»; Раздел «Нормативная правовая база» => Законы РК).

Читайте так же:  Какие нужны документы для возврата подоходного налога

http://alfabank.kz/business/medium/valuta-control

Об основных изменениях требований валютного законодательства, вступающих в силу с 01 июля 2019 года

Уважаемый клиент!

АО «Tengri Bank» сообщает, что с 1 июля 2019 года вводятся в действие:

  • Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2 июля 2018г. № 167-VI (далее — Закон);
  • Правила экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан от 30.03.2019г. № 42;
  • Правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан от 30.03.2019 № 40;
  • Правила мониторинга валютных операций в Республике Казахстан от 10.04.2019г. № 64.

Указанными нормативно правовыми актами Республики Казахстан устанавливаются требования к клиентам, осуществляющим валютные операции в следующем порядке:

— Касательно изменения резидентства филиалов иностранных организаций.

Согласно Закону, резидентами Республики Казахстан в сфере валютного регулирования и валютного контроля признаются филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями таких иностранных нефинансовых организаций в РК в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Исключением является, когда филиалам (представительствам) иностранных организаций, статус нерезидента по валютному законодательству присваивается условиями соглашений, заключенным правительством Республики Казахстан с иностранными организациями и вступившими в силу до введения в действие Закона.

Список валютных нерезидентов утвержден Постановлением Правительства от 11 апреля 2019 №179. Перечень включает в себя 25 филиалов и представительств иностранных организаций. Данное постановление также вводится в действие с 01/07/19.

— Касательно получения резидентами учетных номеров для валютных договоров/контрактов.

Учетный номер валютному договору/контракту присваивается уполномоченным банком в следующих случаях:

  • если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте;
  • если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации;
  • если условиями валютного договора предусмотрен экспорт или импорт товаров работ, услуг, приобретение интеллектуальной собственности, имущества в аренду.

Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон.

Учетная регистрация осуществляется:

  • в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале);
  • в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счетов, открытых как в уполномоченном банке (его филиале), так и в иностранном банке;
  • в территориальном филиале Национального Банка по месту постоянного проживания или нахождения экспортера, или импортера – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в иностранном банке, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 9 Закона.

Для получения учетного номера экспортер или импортер представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка:

  • заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по установленной форме;
  • оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту. Если валютный договор по экспорту или импорту заключен на иностранном языке, то представляется его перевод на казахский или русский язык.

Форма Заявления на присвоение учетного номера контракту дополнена уточняющей редакцией о наличии ответственности экспортера/импортера:

  • административной и уголовной — за невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты;
  • административной ответственности за нарушение порядка получения учетного номера по валютному договору по экспорту или импорту и представления по нему информации, документов и отчетов.

Уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка Республики Казахстан отказывает в получении учетного номера в следующих случаях:

  • наличие в валютном договоре по экспорту или импорту условий, противоречащих требованиям валютного законодательства Республики Казахстан;
  • несоответствие подписи экспортера или импортера в заявлении о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам образцу подписи в документе с образцами подписей;
  • в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

— Касательно порядка покупки иностранной валюты резидентами/нерезидентами:

Покупка и (или) продажа безналичной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан осуществляется на основании заявки на покупку или продажу безналичной иностранной валюты, в которой должна быть указана цель покупки.

Юридические лица-резиденты вправе приобрести на цели, не связанные с исполнением обязательств по договору (перевод иностранной валюты на собственные счета в иностранных банках, безвозмездные переводы денег в иностранной валюте, а также размещение иностранной валюты на счета в уполномоченных банках), в одном уполномоченном банке в один операционный день, безналичную иностранную валюту за национальную валюту в сумме, не превышающей 100 000 (ста тысяч) долларов США в эквиваленте.

В случае покупки иностранной валюты для цели осуществления внутрикорпоративного перевода денег (взаиморасчеты с нерезидентами, материнской компанией), к заявке на покупку валюты должен быть приложен документ, подтверждающий, что данный перевод денег является внутрикорпоративным (положение о филиале/представительстве).

При условии указания в заявке на покупку валюты суммы, превышающей эквивалент 100 000 (сто тысяч) долларов США, в заявке должна быть указана цель покупки и приложен валютный договор, во исполнение обязательств по которому покупается безналичная иностранная валюта. Если на валютный договор распространяется требование получения учетного номера, то в Банк должна быть представлена копия валютного договора с отметкой о присвоении учетного номера, или копией регистрационного свидетельства, или копией свидетельства об уведомлении.

Сумма покупки иностранной валюты, указанная в заявке юридическим лицом, с учетом общей суммы предыдущих покупок безналичной иностранной валюты по такому валютному договору не должна превышать сумму валютного договора.

Использование иностранной валюты на иные цели, чем указанные в заявке на покупку иностранной валюты разрешается при условии предоставления юридическим лицом дополнительной заявки к ранее оформленной заявке, согласно которой приобретена безналичная иностранная валюта, с приложением копии другого валютного договора, во исполнение обязательств по которому будет использована ранее приобретенная безналичная иностранная валюта.

Для обращения к законодательным, нормативным правовым документам пожалуйста используйте официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан: https://nationalbank.kz

При наличии вопросов применения новых требований валютного законодательства, пожалуйста направляйте Ваши вопросы на электронную почту менеджера, обслуживающего Ваш счет, либо валютного контролера для предоставления ответа.

Телефон для справок по вопросам применения новых норм валютного законодательства, вступающим в силу с 01 июля 2019 года: 8 (727) 244 34 36.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://tengribank.kz/blog/news_show/izmeneniya_trebovanii_valutnogo_zakonodatelstva

Валютное регулирование и валютный контроль казахстан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here