Упрощенная система налогообложения украины

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Упрощенная система налогообложения украины" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налогообложение ФЛП (ФОП, СПД, ЧП)

Система налогообложения ФЛП (ФОП, СПД, ЧП) в Украине

Налогообложение ФЛП (ФОП, СПД, ЧП) в Украине всегда было весьма запутанной и непостоянной сферой. Мало того, что статьи кодекса можно трактовать по-разному, так вдобавок еще и постоянное реформирование законов существенно усложняет ведение любого бизнеса. Очень важно иметь хорошего специалиста, который бы не только следил за всеми обновлениями, но умел доходчиво разъяснить их. Наша компания с радостью предоставит вам таких сотрудников. Они, несомненно, объяснят вам все нюансы и обеспечат комплексное ведение бухгалтерского учета ФЛП (ФОП, СПД, ЧП).

В 2016 году вышло новое обновление НК Украины, призванное сделать систему налогообложения более прозрачной. Некоторые нормы остались прежними, другие – полностью изменились. Чтобы полностью понять действие механизмов системы налогообложения, стоит знать не только о новшествах, но и вспомнить устоявшиеся законы.

На сегодняшний день, украинское законодательство предусматривает две системы налогообложения:

  • общая система;
  • упрощенная система.

Если предприниматель выбирает общую систему налогообложения, то платежи высчитываются с налогооблагаемой базы, которая представляет собой разницу между доходом и расходом фирмы за определенный период. В случае выбора упрощенной системы налогообложения, налоги считаются исходя из всех средств, заработанных ФЛП за выделенное время.

В 2015 году все ФЛП, независимо от выбора системы налогообложения, обязаны были использовать кассовый аппарат при работе с наличными либо безналичными средствами. Эта статья осталась неизменна и в 2016 году. К исключениям по-прежнему относят субъектов, реализующих продукцию собственного изготовления (кроме организаций общественного питания).

Общая система налогообложения ФЛП (ФОП, СПД, ЧП)

Предприниматели, выбравшие для себя общую систему, имеют следующие особенности налогообложения:

Подводя итог, общая система налогообложения имеет не так много ключевых моментов и подходит предпринимателям, имеющим большой оборот средств. В целом, наладить учет не так сложно, но вот оптимизировать его и сэкономить на налоговых платежах под силу только специалистам. ЮК «EDR» предлагает услуги по бухгалтерскому сопровождению, как в Киеве, так и в других областях (дистанционно).

Упрощенная система налогообложения ФЛП (ФОП, СПД, ЧП)

В 2016 году вышло очередное обновление НК Украины, которое коснулось и ФЛП, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Изменения главным образом пересмотрели и уточнили деление предпринимателей на 4 отдельные группы, привели к повышению граничного уровня годовой прибыли, ужесточили наказания за нарушение норм Налогового кодекса.

На сегодняшний день выделяют 4 группы ФЛП (ФОП, СПД, ЧП):

  • 1, 2, 3 группы – входят представители ФЛП (ФОП);
  • 3 группа – создана для юридических лиц (компаний);
  • 4 группа – включает лишь бывших плательщиков сельскохозяйственного налога.

В первую очередь, ФЛП, выбравшие упрощенную систему, платят единый налог, но это не освобождает их от подготовки отчетов по остальным сборам, включая НДС, НДФЛ, ЕСВ.

Единый налог регулируется Главой 1 Раздела 14 Налогового кодекса Украины, а его размер напрямую зависит от группы СПД:

  • 1 группа – не более 10 % минимальной зарплаты, начисляемой за 30 дней;
  • 2 группа – не более 20 % минимальной заработной платы за 30 дней;
  • 3 группа – неплательщики НДС вносят 5% от размера дохода; плательщики НДС – 3%;
  • 4 группа – высчитывается исходя из размера и характеристик земельного участка.

Окончательные размеры налогов для первой и второй группы устанавливаются ежегодно местным советом. С конкретными ставками можно ознакомиться на сайте Государственной фискальной службы.

Чтобы уплатить налоги ФЛП на упрощенной системе дается разное время, а именно:

  • 1 и 2 группы обязаны вносить авансовый платеж до 20 числа ежемесячно или один раз за весь год;
  • 3 группа вносит необходимый налоговый платеж ежеквартально, но не позднее, чем на 10 день со дня подачи последней декларации;
  • 4 группа вносит налоги ежемесячно до 30 числа в установленном размере.

Чтобы лучше понять отличия между общей и упрощенной системой налогообложения, мы сгруппировали все ключевые характеристики в единую таблицу, которая представлена ниже.

Сравнительная таблица способов налогообложения ФЛП (ФОП, СПД, ЧП) в Украине
Общая система Единый налог группа 1 Единый налог группа 2 Единый налог группа 3
Налоговая ставка 18% от прибыли До 10% от минимальной заработной платы До 20% от минимальной заработной платы
  • 3% от прибыли + НДС
  • 5% от прибыли
Ограничение по количеству сотрудников Отсутствует Запрещается использовать наемную силу Не больше 10 Отсутствует Ограничение размера прибыли Отсутствуют 300 тыс. грн за год 1,5 млн. грн за год 5 млн. грн за год Ограничение по видам деятельности Отсутствует Разрешается розничная торговля на рынке и оказание бытовых услуг Разрешается:
  • оказание услуг населению, а также юридическим и физическим лицам;
  • изготовление и/или реализация продукции;
  • ресторанный бизнес;
  • оказание посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимости (группа 70.31 КВЭД)
Запрещается:
  • техническое испытание и исследование (74.3 КВЭД);
  • услуги по аудиту;
  • арендование участков больше 0,2га;
  • аренда помещений больше 100 кв. м;
  • аренда нежилых помещений больше 300 кв. м;
  • все виды азартных игр;
  • обмен валют;
  • все виды операций с подакцизными товарами (за исключением розничной продажи ГСМ в емкостях до 20 литров и розница пива и столовых вин);
  • все виды операций с драгметаллами и камнями (за исключением изделий из них);
  • добывание полезных ископаемых, за исключением местных карьеров;
  • почта и связь;
  • финансовое посредничество, за исключением страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров и аджастеров;
  • деятельность по управлению предприятиями;
  • реализация предметов искусства и антиквариата, включая организацию торгов;
  • организация, проведение гастрольных мероприятий
Ведение учета Книга учета Книга учета доходов Книга учета доходов либо Книга учета плательщика НДС (для плательщиков) Сдача отчетов Ежегодно:
  • НДФЛ;
  • ЕСВ

Ежемесячно:

  • НДС;
  • ЕСВ (наемные работники)

Ежеквартально:

  • заработная плата (наемные работники)
Ежегодно:
  • единый налог;
  • ЕСВ
Ежегодно:
  • единый налог;
  • ЕСВ

Ежемесячно:

  • НДС;
  • ЕСВ (наемные работники)

Ежеквартально:

  • заработная плата (наемные работники)
Ежегодно:
  • ЕСВ

Ежеквартально:

  • единый налог;
  • заработная плата (наемные работники)

Ежемесячно:

  • НДС (плательщики);
  • ЕСВ (наемные работники)
Внесение налоговых платежей Ежемесячно:
  • аванс НДФЛ;
  • НДФЛ (наемные работники);
  • НДС;
  • ЕСВ (наемные работники)

Ежеквартально:

  • ЕСВ
Ежемесячно:
  • единый налог

Ежеквартально:

  • ЕСВ
Ежемесячно:
  • единый налог
  • НДФЛ (наемные работники);
  • ЕСВ (наемные работники);

Ежеквартально:

  • ЕСВ
Ежемесячно:
  • НДФЛ (наемные работники);
  • НДС;
  • ЕСВ (наемные работники)

Ежеквартально:

  • единый налог;
  • ЕСВ
Ограничение по расчетам Отсутствует Только наличные и безналичные денежные расчеты Регистрация плательщиком НДС
  • в обязательном порядке, если прибыль больше 1 млн. грн. за последний год;
  • добровольно
Читайте так же:  Проверена ли декларация 3 ндфл
Отсутствует В обязательном порядке при выборе ставки 3%. Запрещается при проведении всех видов операций с ювелирными изделиями Использование кассового аппарата С 1.07.15 в обязательном порядке, за исключением реализации продукции собственного изготовления (не считая предприятий общественного питания) Отсутствует Происходит по желанию, в случае деятельности на рынке и мелкорозничной торговли в передвижной сети. Не применяется при условии, что годовая прибыль не больше 1 млн. грн. (за исключением предприятий общественного питания) Не применяется при условии, что прибыль за год не больше 1 млн. грн. (за исключением предприятий общественного питания)

Надежда Петренко Юридический консультант

Налогообложение юридических лиц (ООО) в Украине

При регистрации юридического лица (Общество с Ограниченной Ответственностью) в Украине необходимо определиться с системой налогообложения. В 2019 после многих изменений, ООО может работает на Общей и на Упрощенной системе налогообложения (Едином Налоге), точно также как и ФОП.

Системы налогообложения ООО в Украине

Общая система налогообложения

Юридическое лицо, оформленное в Украине, платит налог на прибыль.

То есть, 18% от полученной чистой прибыли.
Чистая Прибыль высчитывается так:
из всех доходов предприятия за месяц вычитаются все затраты.

Например,
Вы купили товар у поставщика на 50 000 грн.
За аренду помещения +коммунальные Вы заплатит: 8 000 грн
На рекламу: 10 000 грн
На зарплату и налоги связанные с ней: 20 000 грн

Затраты составили: 50 000 грн + 8 000 грн + 10 000 грн + 20 000 грн = 88 000 грн
Продали товар за 100 000 грн (доход)
Чистая прибыль= 100 000 грн – 88 000 грн= 12 000 грн
12 000 грн *18% =2160 грн

Когда уплачивается налог на прибыль

Сроки уплаты зависят от годового оборота компании.

То есть, если Ваш годовой оборот составит меньше 20 млн грн, то налог платится в 1 раз в год.
В случае, если оборот в год превышает 20 млн грн налог на прибыль платится ежеквартально.

Упрощенная система налогообложения

Подобно налогообложению ФЛП, ООО на Едином Налоге уплачивает Единый Налог от общего дохода.

Для юр.лиц существует 3 группа и 4 группа.
4 группа, как и для ФОП, предназначена для сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, основной группой на упрощенной системе является третья.

Ставка Единого Налога ООО 3-я группа

При годовой оборот до 5 млн грн ставка Единого Налога 5%. То есть, если брать предыдущий пример с продажей товара, где Ваш доход составил 100 000 грн * 5% = Единый Налог 5 тыс грн.
Доходом считается не только деньги за проданный товар, но и другие поступления на счет.

Если годовой оборот составил более 5 млн грн, ООО на 3 группе Упрощенной системе автоматически становится плательщиком НДС, а ставка Единого Налога составит 3%.

Ставка НДС – Налог на Добавленную Стоимость

В независимости от системы налогообложения, юридическое лицо может быть плательщиком НДС по собственному желанию, кроме автоматического перехода в случае превышении оборота на упрощенной с-ме.
Ставка НДС в Украине 20%.

Вы можете подать заявление в налоговую на регистрацию плательщиком НДС при открытии ООО или в любое другое время. Например, Вы уже работаете полгода и решили стать НДСником, подаете заявление и с 1 числа следующего месяца Вас вносят в реестр.

ЕСВ, НДФЛ и ВС

Эти три налога необходимо уплачивать из зарплатного фонда.
ЕСВ- Единый Социальный Взнос 22%
НДФЛ – Налог с Дохода Физических Лиц 18%
ВС – Военный Сбор 1,5%
Например, зарплата сотрудника составляет 10 000 грн.

10 000 грн *22% = 2200 грн
10 000 грн *18% = 1800 грн
10000 грн*1,5%=150 грн

То есть, 2200 +1800 +150 =4150 грн, общий налог при 1 сотруднике с ЗП 10 000 грн.

Наша команда имет большой опыт в ведении бухгалтерского учета юридических лиц на всех системах налогообложения. Условия и цена по ссылке.

Упрощенная система налогообложения украины

НАЛОГИ В УКРАИНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК.

Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте:
[email protected]

Правильных Вам решений и успехов в бизнесе!

Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

( В редакции Указа Президента N 746/99 от 28.06.99 состоянием на 01.03.2019р)

1. Установить, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

физических лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не большее 10 лица и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;

юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых за год середньооблікова численность работающих не превышает 50 лица и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

Середньооблікова численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех его работников, в том числе тех, что работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделов.

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, которые перешло на упрощенную систему налогообложения за единым налогом, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов средством.

В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разность между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

2. Субъекты малого предпринимательства — физические лица имеют право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов за единым налогом путем получения свидетельства об уплате единого налога.

Пруда единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять меньшее 20 гривен и большее 200 гривен на месяц.

В случае если физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, ею приобретается одно свидетельство и платится единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки.

Читайте так же:  Получение налогового вычета повторно какие документы

В случае если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием нанимаемой работы или с участием в предпринимательской деятельности членов его семьи, пруда единого налога увеличивается на 50 процентов за каждое лицо.

Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо, которое платит единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисление и перечисление в государственные целевые фонды собрания, связанных с выплатой заработной платы работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.

Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо платит единый налог ежемесячно не более поздний 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины.

Отделение Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средства пересчитывают суммы единого налога в таких размерах:

местному бюджету — 43 проценты;

Пенсионному фонду Украины — 42 проценты;

на обязательное социальное страхование — 15 процентов (в том числе к Государственному фонду содействия занятости население — 4 проценты) для возмещения затрат, которые осуществляются соответственно законодательству в связи с временной потерей трудоспособности, а также затрат, обусловленным рождением и погребением.

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного оподатковуваного дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога есть окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого налогоплательщика, так и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые принимают участие в предпринимательской деятельности.

3. Субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, которое перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога:

6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» ( 168/97-вр );

10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица платят единый налог ежемесячно не более поздний 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины.

Отделение Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средства пересчитывают суммы единого налога в таких размерах:

  • в Государственный бюджет Украины — 20 процентов;
  • в местный бюджет — 23 процента;
  • к Пенсионному фонду Украины — 42 процента;
  • на обязательное социальное страхование — 15 процентов (в том числе к Государственному фонду содействия занятости население — 4 проценты) для возмещения затрат, которые осуществляются соответственно законодательству в связи с временной потерей трудоспособности, а также затрат, обусловленным рождением и погребением.

Плательщики единого налога — юридические лица ведут налоговый учет за теми налогами, плательщиками которых они являются в соответствии с этим Указом.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться рядом с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, на выбор субъекта малого предпринимательства.

Форма и порядок выдачи свидетельства о праве уплаты единого налога устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины и есть едиными на всей территории Украины.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации. Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязательно отмечает, какую ставку единого налога ним избран.

Заявление подается не более поздний чем за 15 светал к началу следующего отчетного (налогового) периода (квартала) при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предшествующий отчетный (налоговый) период.

Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности может быть принятый не большее однажды за календарный год.

Орган государственной налоговой службы обязанный на протяжении десяти рабочих дней выдать безвозмездно свидетельство о праве уплаты единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвращения к прежде установленной системы налогообложения субъекты малого предпринимательства могут осуществлять с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае представления соответствующего заявления к органам государственной налоговой службы не более поздний чем за 15 светал к окончанию предшествующего отчетного (налогового) периода (квартала).

Форма книги учета доходов и затрат, которые подлежат налогообложению соответственно этому Указу, и порядок ее ведения субъектами малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины.

По результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства — юридические лица подают в орган государственной налоговой службы до 20 числа месяца, который наступает за отчетным (налоговым) периодом, расчеты об уплате единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ними единого налога по ставке 6 процентов, расчет об уплате налога на добавленную стоимость, а также платежные поручения в уплату единого налога за отчетный период с пометкой банка о зачислении средства.

Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязанная вести книгу учета доходов и затрат и кассовую книгу.

5. В случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная из следующего отчетного периода (квартала).

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность вычисления, своевременность представления расчетов и уплаты сумм единого налога в соответствии с законодательством Украины.

6. Субъект малого предпринимательства, которое платит единый налог, не является плательщиком таких видов налогов и собрания (обязательных платежей):

налогу на добавленную стоимость, кроме случая, если юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов за единым налогом по ставке 6 процентов;

налогу на прибыль предприятий;

налогу на доходы физических лиц (для физических лиц — субъектов малого предпринимательства);

платы (налога) за землю;

сбору на специальное использование естественных ресурсов;

сбору к Фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

сбору к Государственному инновационному фонду;

сбору на обязательное социальное страхование;

отчислений и собрания на строительство, реконструкцию, ремонт и удержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

налогу на промысел;

сбору на обязательное государственное пенсионное страхование;

сбору за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

Читайте так же:  Предельный размер имущественного налогового вычета по процентам

взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

взносов в Государственный фонд содействия занятости население;

платы за патенты согласно закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» ( 98/96-вр ).

Новообразованные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые подало в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложение, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности из того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.

Субъекты предпринимательской деятельности — физические лица — плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.

Порядок ведения упрощенного учета и отчетности субъектами малого предпринимательства соответственно этому Указу утверждается Министерством финансов Украины.

7. Действие этого Указа не распространяется на:

субъектов предпринимательской деятельности, на которые распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;

доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых частицы, которые належат юридическим лицам — участникам и основателям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;

физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;

общую деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» ( 334/94-вр ).

Упрощенная система налогообложения и НДС

Плательщики единого налога и НДС

Согласно пп. 14.1.139 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса для целей обложения НДС под лицом следует понимать юридическое лицо, созданное в соответствии с законом в какой-либо организационно-правовой форме, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, или физическое лицо — предпринимателя, которое:

  • либо является плательщиком налогов и сборов, установленных этим Кодексом, кроме единого налога;
  • либо является плательщиком единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС;
  • либо является плательщиком единого налога по ставке, предусматривающей включение НДС в состав единого налога, и добровольно переходит в установленном этим Кодексом порядке на уплату единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС.

В соответствии с п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по НДС по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, кроме НДС, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога 3% (плательщики единого налога третьей и четвертой групп при уплате НДС) или 5% (плательщики единого налога пятой и шестой групп при уплате НДС).

Следовательно, упрощенная система налогообложения предусматривает возможность субъектам хозяйствования в отдельных случаях одновременно быть плательщиками НДС и единого налога.

Отметим, что на плательщиков единого налога не распространяется норма п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса относительно обязательной регистрации в качестве плательщика НДС в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства) (с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 этого Кодекса относительно порядка регистрации плательщиков НДС) в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 грн. (без учета НДС).

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины налоги и сборы и таможенные платежи уплачиваются плательщиком единого налога на общих основаниях в соответствии с законом (п. 297.2 ст. 297 Налогового кодекса).

Отчетные (налоговые) периоды

Пунктом 202.2 ст. 202 Налогового кодекса установлено, что плательщики НДС, уплачивающие единый налог, могут выбрать квартальный налоговый период.

Заявление о выборе квартального налогового периода подается контролирующему органу вместе с декларацией по результатам последнего налогового периода календарного года. При этом квартальный налоговый период начинает применяться с первого налогового периода следующего календарного года.

В случае если плательщик НДС, применявший упрощенную систему налогообложения, переходит на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, такой плательщик обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период начиная с первого месяца перехода на уплату других налогов и сборов, установленных этим Кодексом, который указывается в соответствующей налоговой декларации по результатам такого месяца.

Порядок регистрации субъектов упрощенной системы налогообложения плательщиками НДС

При избрании или переходе на упрощенную систему налогообложения, изменении ставки единого налога или отказе от упрощенной системы налогообложения лицо регистрируется плательщиком НДС в порядке, определенном Налоговым кодексом, и по общим правилам, установленным Положением № 1394. Регистрация таких лиц осуществляется не раньше даты изменения системы налогообложения.

Прежде всего для регистрации плательщиком НДС лицо должно состоять на учете в контролирующем органе по местонахождению или месту жительства в соответствии с Порядком № 979.

Регистрационное заявление в вышеуказанных случаях подается с учетом следующих особенностей:

При этом регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату единого налога по ставке 3 или 5%. Если налоговым органом принято решение об отказе в регистрации лица плательщиком НДС, такое лицо отказывается от применения упрощенной системы налогообложения или избирает ставку единого налога в размере 5 или 7% (без уплаты НДС);

Регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату единого налога по ставке 3 или 5%.

Если лицо, которое переходит на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, с упрощенной системы налогообложения, подало в налоговый орган регистрационное заявление без указания желательного дня регистрации и последний день срока в пять рабочих дней со дня получения регистрационного заявления предшествует дате перехода такого лица на общую систему налогообложения, то датой регистрации его плательщиком НДС определяется первый день перехода такого лица на общую систему налогообложения (пп. 3.7.2 п. 3.7 раздела III Положения № 1394).

Подпунктом 5.8.5 п. 5.8 раздела V Положения № 1394 указано, что при аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС плательщики единого налога обязаны перейти на уплату единого налога по ставке в размере 5 или 7% (без уплаты НДС) или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения путем подачи заявления об изменении ставки единого налога или отказа от применения упрощенной системы налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлено аннулирование регистрации плательщиком НДС.

Читайте так же:  Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки

Специальный режим обложения НДС

Сельскохозяйственное предприятие — субъект специального режима налогообложения не имеет права регистрироваться субъектом упрощенных систем налогообложения, предусматривающих порядок уплаты НДС, отличный от общих норм раздела V Налогового кодекса, или освобождение от уплаты этого налога (п. 6.8 раздела VI Положения № 1394).

Поэтому одной из причин отказа в регистрации сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима обложения НДС может быть его нахождение на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога по ставке в размере 5 или 7% (без уплаты НДС).

Если на основании заявления юридического лица — субъекта специального режима налогообложения о выдаче свидетельства плательщика единого налога по ставке 5 или 7% налоговым органом принято решение о том, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и при этом не будет плательщиком НДС в соответствии с пп. 2 пп. 293.3.1 или пп. 2 пп. 293.3.2 п. 293.3 ст. 293 Налогового кодекса, но этот отчетный период еще не наступил, то на Специальном свидетельстве, корешке Специального свидетельства и всех заверенных копиях Специального свидетельства в левой верхней части делается специальная запись: «Свідоцтво дійсне до , запис зроблено ».

Запись на Специальном свидетельстве и всех заверенных копиях такого свидетельства удостоверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью. Специальное свидетельство и копии с такой отметкой возвращаются сельскохозяйственному предприятию — субъекту специального режима налогообложения при выдаче документов, подтверждающих его право на применение упрощенной системы налогообложения, начиная с определенного отчетного периода. По истечении срока действия Специального свидетельства с такой отметкой сельскохозяйственное предприятие подает заявление о снятии с регистрации в качестве субъекта специального режима налогообложения по форме № 3-РС вместе с таким свидетельством и всеми его заверенными копиями. После этого налоговый орган исключает сельскохозяйственное предприятие из Реестра последним днем отчетного периода, предшествующего переходу субъекта специального режима налогообложения на избранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Аннулирование регистрации плательщика НДС

В соответствии с пп. 5.5.2 п. 5.5 раздела V Положения № 1394 решение об аннулировании регистрации по инициативе налогового органа принимается при наличии соответствующих подтверждающих документов (сведений). В частности, одним из таких документов является свидетельство или корешок свидетельства плательщика единого налога субъекта хозяйствования, соответствующий какому-либо из условий (основание — регистрация лица плательщиком единого налога без уплаты НДС):

  • является плательщиком единого налога по фиксированной ставке в соответствии с п. 293.2 ст. 293 Налогового кодекса;
  • является плательщиком единого налога по ставке в размере 5% (без уплаты НДС) в соответствии с пп. 2 пп. 293.3.1 п. 293.3 ст. 293 Налогового кодекса и не переходит в установленном этим Кодексом порядке на уплату единого налога по ставке в размере 3% (с уплатой НДС);
  • является плательщиком единого налога по ставке в размере 7% в соответствии с пп. 2 пп. 293.3.2 п. 293.3 ст. 293 Налогового кодекса и не переходит в установленном этим Кодексом порядке на уплату единого налога по ставке в размере 5%;
  • является физическим лицом — предпринимателем, осуществляющим деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней и для которого ставка единого налога должна соответствовать абзацу восьмому п. 293.3 ст. 293 Налогового кодекса;
  • является плательщиком единого налога третьей или пятой группы и в соответствии с пп. 298.1.5 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса самостоятельно переходит на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога.

Остался день для перехода на упрощенку с общего налогообложения — что выгоднее

Важные нюансы перехода на упрощенную систему налогообложения

Работая на общей системе налогообложения, владельцы небольших предприятий наверняка задумываются об альтернативном варианте работу — на упрощенной системе налогообложения. Например, из-за постоянных проверок налоговиков или снижения оборотов компании, что позволяет вписаться в установленные для единщиков ограничения.

Как известно, Налоговый кодекс разрешает такой переход только один раз в течение календарного года. Стать плательщиком единого налога можно с начала очередного квартала, о чем недавно напомнили в официальном сообщении налоговики Черновицкой области.

Подавать заявление о переводе на упрошенную систему надо за 15 календарных дней до начала следующего квартала, то есть последний подачи такого заявления для начала работы по-новому в третьем квартале 2018 года — 15 июня.

UBR.ua расспросил юристов, когда лучше переходить на упрощенную систему и какие при этом возникают риски.

Условия перехода

Заявление можно подать как в бумажной (лично или почтой — письмом с уведомлением), так и в электронной форме. Последний вариант предпочтительнее будет для тех, кто все-таки решится на переход в последний день.

Аналогично за 15 дней до начала следующего квартала подают заявления и новосозданные предприятия. Так как изначально, в момент регистрации все субъекты хозяйственной деятельности по умолчанию являются плательщиками общей системы налогообложения.

К поданному заявлению в Налоговую надо приложить расчет дохода предприятия или физлица-предпринимателя за предыдущий календарный год. Также налоговики напоминают, что переход на упрощенную систему возможен, если весь предыдущий год плательщик отвечал требованиям, которые установлены для соответствующих групп плательщиков единого налога (п.291.4 ст.291 НК).

Для только что зарегистрированных плательщиков Налоговый кодекс дает возможность (п.298.1.2 НК) до конца месяца, в котором прошла регистрация, подать заявление о выборе «упрощенки» (для работы на 1 и 2 группе) и уже со следующего месяца ее использовать. Те, кто хочет работать на третьей группе (без уплаты НДС) могут стать единщиками с момента регистрации, если успеют подать заявление в течение 10 дней с дня госрегистрации.

Точно так же, за 15 дней до начала нового квартала, можно менять группу плательщиков единого налога. Если раньше это происходило принудительно, при «выходе за рамки» оборота, количества наемных работников и т.п., то теперь плательщик может сам сменить группу. Разумеется, если вписывается в ее параметры.

Кто может перейти

Главный фактор, который следует учитывать при переходе, — рентабельность ведения разных видов экономической деятельности. Также переход на упрощенную систему налогообложения, может быть выгоден тем, что не нужно вести учет расходов и подтверждать это документами.

Читайте так же:  Ипотека подоходный налог с зарплаты

«Как показывает практика, упрощенная система выгоднее для тех, кто оказывает высокорентабельные услуги, имеет большую маржу себестоимости, что на по общей системе формирует существенную базу для налогообложения», — рассказал UBR.ua партнер юридического объединения ID Legal Group Олег Добровольський.

К таким относятся ИТ-услуги, консультирование, юридические, бухгалтерские, маркетинговые, разного рода посредничество и тому подобное.

И наоборот, при производстве или продаже низкорентабельных товаров лучше применять общую систему налогообложения, которая определяет базу со всеми разрешенными вычетами. При таком алгоритме подсчета налоговая нагрузка будет значительно меньше, чем налог с оборота в 3-5% (с уплатой или без уплаты НДС) плательщиками третьей группы.

«При расчете единого налога не учитывается затратная часть деятельности предприятия, а объектом налогообложения является доход в целом, что, в свою очередь, может наоборот увеличить налоговую нагрузку», — пояснил UBR.ua адвокат, руководитель «Юридическая бухгалтерская компания «Выбор» Марина Цезарева.

По словам помощника аудитора, бухгалтера К.А.С. Group Екатерины Коновал, по этой причине не стоит переходить на единый налог в период интенсивного развития строительства объектов компании, приобретения основных средств, накопления необходимых товарных запасов и прочего.

Если субъект хозяйствования все же решил перейти с общей системы налогообложения на упрощенную, то прежде всего необходимо определиться с группой единого налога.

Что выбрать

Чаще всего плательщики выбирают 2-ю и 3-ю группы единого налога, которые могут использовать как юридические, так и физические лица-предприниматели (ФЛП) в сфере микро и малого бизнеса.

Как рассказал управляющий партнер АО «Аурум Лекс» Ярослав Микита, на первую группу единого налога выгодно перейти физлицам-предпринимателям, продающим товары с торговых мест на рынках или оказывающим бытовые услуги населению. При этом они не имеют права нанимать работников, а объем их дохода за год не должен превышать 300 тыс. грн. Ставка налога — 10% от прожиточного минимума (176,2 грн в месяц).

Как видим, ее может использовать ограниченный круг лиц, а 4-я группа предназначена для использования исключительно сельхозпроизводителями.

Плательщики второй группы могут нанимать до 10 работников, а их оборот ограничен 1,5 млн грн. Ставка налога — 20% от минимальной зарплаты (744,6 грн в месяц). Эту группу могут использовать физлица, которые оказывают услуги, производят и/или продают товары, в том числе в сфере ресторанного хозяйства, исключительно плательщикам единого налога или населению.

«Надо помнить, что плательщики 1 и 2 группы платят единый налог авансом за квартал и при этом не учитывается, будет ли получен в этот период фактический доход», — заметила Екатерина Коновал.

Важно также понимать, что если плательщик 2 группы продавал товары (работы) или оказывал услуги плательщикам на общей системе налогообложения, то право на оплату единого налога в этом случае аннулируется. При этом весь доход, полученный после даты допущения такого нарушения, облагается по ставке 18% (как для тех, кто работает на общей системе) и уплатой штрафов.

«Аннуляция происходит с даты нарушения, а не выявления ГФС такого нарушения. Мало того, в таком случае плательщик не имеет права повторно заявить о желании выбрать упрощенную форму налогообложения в течение года, но уже с момента выявления нарушения», — объяснила Марина Цезарева.

Для третьей группы нет пределов по найму персонала, есть только ограничение по годовому обороту — 5 млн грн. Они платят налог с оборота, как уже отмечалось выше, в 3% или 5% (с НДС или без).

При этом для всех единщиков установлен запрет на занятие определенными видами деятельности. К ним относятся:

  1. обмен валюты;
  2. организация и проведение азартных игр;
  3. производство и продажа, в том числе экспорт-импорт подакцизных товаров;
  4. продажа антиквариата и предметов искусства;
  5. организация гастролей;
  6. оказание услуг почты и связи (кроме нелицензированной деятельности);
  7. финансовое посредничество (кроме работы страховых агентов, аварийных комиссаров и др.).

Дополнительно ФЛП на едином налоге не могут проводить:

  • технические испытания и исследования;
  • аудит;
  • сдавать в аренду землю свыше 0,2 га и жилье площадью больше 100 кв.м., а нежилых помещений — больше 300 кв.м.

Как отмечает Олег Добровольский, нельзя применять систему единого налога к отдельному типу операций. Поэтому если плательщик получает доходы от запрещенных видов деятельности (на едином налоге), то весь его доход должен облагаться по правилам общей системы налогообложения.

И это неединственный недостаток использования упрощенной системы.

Минусы и плюсы

Наиболее часто, по словам Екатерины Коновал, плательщики допускают ошибку, когда при регистрации не могут конкретизировать, какую именно деятельность намерены ввести или указывают неверный вид, или несколько видов деятельности. Либо они не считают нужным детализировать направления своей работы, думая, что это не важно, поскольку указаны главные виды деятельности.

«Такая ошибка некритична на общей системе налогообложения, но для плательщиков единого налога может обернуться штрафными санкциями: для 1 и 2 группы до 18% НДФЛ и для 3 группы плательщиков единого налога — 10% с дохода», — уточнила Екатерина Коновал.


Как отметила Марина Цезарева, при выборе 2 группы налогообложения надо указать конкретный адрес проведения своей деятельности, а при выборе 3 группы (в случае оказания услуг) лучше написать, что место проведения деятельности — Украина в целом. «Это важно для субъектов хозяйствования, которые в момент подачи заявления о применении единого налога еще не определились с фактическим размещением», — отметила она.

Также немало спорных ситуаций возникает у единщиков, которые не могут с большой долей вероятности рассчитать свои прогнозируемые поступления и спланировать, какой объем продаж у них будет за отчетный период.

Если по результатам отчетного года предельная сумма расчетов превысит установленные ограничения, то предприятию или ФЛП придется уплатить единый налог уже по двойной ставке», — говорит Олег Добровольский.

Большим преимуществом выбора упрощенной системы налогообложения является также то, что законодатель позволяет не устанавливать расчетно-кассовый аппарат при условии годового оборота до 1 млн. гривен. Но это преимущество не распространяется на виды деятельности, связанной с реализацией подакцизных товаров, таких как алкоголь или табачные изделия.

Кроме того, как отмечает Ярослав Микита, юрлица, независимо от объема дохода обязаны использовать кассовые аппараты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Источники

Упрощенная система налогообложения украины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here