Требование налоговой о взыскании штрафа

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Требование налоговой о взыскании штрафа" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговые штрафы

Налогоплательщик обязан уплачивать не только сам налог, но и санкции в виде штрафа, наложенные на организацию или физлицо за нарушение налогового законодательства. О способах, как заплатить штраф в налоговую инспекцию, расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции

Штрафы ФНС предусмотрены за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них в виде штрафа указаны в гл. 16 НК РФ и рассматривались нами в отдельной консультации.

Как оформить платежку на штраф в налоговую

При оформлении платежного поручения на перечисление платежей в бюджетную систему РФ необходимо руководствоваться Правилами, утв. Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н, а также Положением, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П.

Для того, чтобы обязанность по перечислению штрафа считалась исполненной, необходимо правильно указать в платежке счет Федерального казначейства и наименование банка получателя (пп. 4 п. 4, п. 8 ст. 45 НК РФ). Но с 2019 года счет Федерального казначейства можно уточнить (п.7 ст.45 НК РФ). Это значит, что, совершив ошибку в счете, не придется возвращать деньги и заново платить штраф. Проблему можно будет решить посредством уточнения платежа.

Чтобы узнать эти реквизиты, можно обратиться в свою налоговую инспекцию, воспользоваться сервисом «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции» на сайте ФНС nalog.ru или Справочником бухгалтера на нашем сайте.

Один из важных показателей платежного поручения на уплату штрафа – код бюджетной классификации (КБК), отражаемый в поле 104 платежного поручения (п. 5 Правил, Приложение 2 к Приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н).

Эти коды, применяемые в 2019 году, можно посмотреть на нашем сайте. Необходимо учитывать, что при уплате штрафов 14-17-ый разряды КБК принимают значение 3000 (за исключением отдельных видов страховых взносов).

Поясним заполнение иных полей платежного поручения на уплату организацией или ИП своего штрафа (Правила указания информации, Приложение № 2 к Приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н):

Поле Что указывается Как заполнить
101 Статус плательщика 01 (если налогоплательщик – организация);
09 (если налогоплательщик – ИП);
02 (для налогового агента) 105 ОКТМО ОКТМО по месту нахождения организации (месту жительства ИП) 106 Основание платежа ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа;
АП — погашение задолженности по акту проверки;
и др. 107 Показатель налогового периода Если в поле 106 приведен статус «ТР», в поле 107 указывается срок уплаты (ДД.ММ.ГГГГ), установленный в требовании; если «АП» — указывается 0. 108 Номер документа-основания платежа ТР — номер требования налогового органа;
АП — номер решения о привлечении к ответственности.
При указании номера соответствующего документа знак «№» не ставится. 109 Дата документа основания платежа Указывается дата документа, являющегося основанием платежа (дата требования, решения), в формате ДД.ММ.ГГГ 22 Код При уплате штрафа на основании требования налогового органа указывается УИН платежа. Если УИН не указан, а также в иных случаях указывается 0. 24 Назначение платежа К примеру, «Уплата штрафа по транспортному налогу за 2018 г. на основании требования ИФНС №21 по г. Москве от 04.04.2019 № 641703»

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. № 8330/11 Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным, поэтому пропуск налоговым органом срока, определенного для исполнения требования налогового органа об уплате налога по результатам налоговой проверки, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных для взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, не является основанием для признания требования недействительным

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Зарубиной Е.Н., Иванниковой Н.П., Пановой И.В., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 по делу № А23-2813/10А-21-125, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.03.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области — Бабкина О.В., Ларионов Д.А., Ульянов А.В., Шмытов А.А.;

от индивидуального предпринимателя Косаревой Ларисы Евгеньевны — Турыгин Л.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Зарубиной Е.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Косарева Лариса Евгеньевна (далее — предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области (далее — инспекция) № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 в связи с нарушением срока их выставления и отсутствием расчета пеней.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 заявление предпринимателя удовлетворено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 01.03.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление инспекции подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за 2006-2008 годы, по результатам которой составлен акт от 08.02.2010 № 002/10-0 и принято решение от 05.03.2010 № 002/10-0 (далее — решение инспекции, решение) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 28.04.2010 № 42-04-11/03590 апелляционная жалоба предпринимателя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Инспекция на основании своего решения, вступившего в законную силу 28.04.2010, выставила требования № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 (далее — требования) и направила их в адрес предпринимателя.

Предприниматель, полагая, что требования выставлены с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), который, по его мнению, является пресекательным, обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании их недействительными. До принятия решения по делу предприниматель указал второе основание для признания требований недействительными — отсутствие в них расчета пеней.

Доводы предпринимателя о несоответствии оспариваемых требований положениям пункта 4 статьи 69 Кодекса признаны судами необоснованными.

Вместе с тем, удовлетворяя заявление предпринимателя, суды исходили из того, что нарушение инспекцией срока направления требований является достаточным основанием для признания их недействительными, поскольку увеличение этого срока влечет увеличение сроков, в течение которых может быть произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

Читайте так же:  Документы для получения остатка имущественного налогового вычета

Однако судами при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Кодекса, не является основанием для признания требования недействительным.

В данном случае, как указывала инспекция, срок на принятие решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банке пропущен не был, поскольку решения были приняты 06.07.2010, в то время как срок на их принятие истекал 28.07.2010.

Доводов, опровергающих эти обстоятельства и свидетельствующих об утрате инспекцией возможности взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов ввиду истечения сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 46 Кодекса, предпринимателем при рассмотрении дела не приводилось.

Следовательно, вывод судов о том, что пропуск инспекцией срока направления требований является достаточным основанием для признания их недействительными, основан на неправильном толковании норм права, а также противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71). Правовых оснований для признания упомянутых требований недействительными у судов не имелось.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2010 по делу № А23-2813/10А-21-125, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.03.2011 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Косаревой Ларисы Евгеньевны о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калужской области № 530, № 531 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 18.06.2010 отказать.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. № 8330/11

Текст постановления официально опубликован не был

Оплата штрафа налоговой инспекции

Штраф может быть уплачен как самим должником, так и за него третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

При этом в соответствии с Информацией ФНС при уплате штрафа иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика нужно указывать ИНН и КПП должника, за которого производится уплата. При отсутствии ИНН у физлица, а также в поле КПП при уплате штрафа за физлицо указывается «0». В поле «Плательщик» нужно указать лицо, оформившее платежное поручение.

Физлицо может уплатить штраф через свой Личный кабинет или через любое отделение банка, предварительно сформировав в своем кабинете квитанцию на оплату.

Необходимо иметь в виду, что КБК по штрафам в налоговую – особенный. В нем независимо от вида налога 14-17 разряды принимают значение 3000.

Срок исковой давности по штрафам налоговой

Сроки взыскания штрафов для организаций и ИП, а также физлиц, не являющихся предпринимателями, различные.

Для организаций и ИП порядок следующий. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по налоговой проверке, в результате которой был начислен штраф, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если это требование не было своевременно исполнено, не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного в требовании срока налоговая инспекция принимает решение о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика. Если этот двухмесячный срок налоговая пропустит, у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования, чтобы подать в суд заявление о взыскании штрафа (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же денежных средств для погашения штрафа на счетах налогоплательщика недостаточно, налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. На вынесение такого решения ей дается 1 год со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании. Если в этот срок налоговая не вынесет такого решения, то в течение 2 лет с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании, она может подать на должника в суд заявление о взыскании штрафа за счет имущества должника (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Что касается сроков взыскания штрафов с физлиц, не являющихся предпринимателями, то он такой. Если сумма штрафа по требованию (с учетом всех просроченных налогов, сборов и пеней) превышает 3 000 рублей, то налоговая инспекция в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования подает заявление в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Когда сумма задолженности по требованию с учетом штрафа не превышает 3 000 рублей налоговая инспекция не будет торопиться с обращением в суд.

Если в течение 3 лет с момента, когда истек срок исполнения самого раннего требования об уплате на сумму менее 3 000 рублей, долг налогоплательщика с учетом новых выставленных требований превысит 3 000 рублей, заявление в суд будет подано в течение 6 месяцев со дня, когда суммарный долг по требованиям превысил 3 000 рублей.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования на сумму менее 3 000 рублей, налоговый долг физлица так и не превысил 3 000 рублей, в суд будет подано заявление о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения такого трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Приложение N 3. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. N АКПИ18-698 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству в той части, в которой содержащаяся в настоящем приложении форма требования предусматривает возможность указания двух различных сумм недоимки и слова «справочно»

Решением Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. N АКПИ17-969 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству

Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]

Наименование налога, сбора, страховые взносы

Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора, страховых взносов)

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

(3) Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.

(4) Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, уточненного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Читайте так же:  Декларация налога на имущество физических лиц
>
N 4. Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов).
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приложение N 2. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
Утверждено
приказом Федеральной налоговой службы
от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected]
(с изм. от 2 декабря 2013 г.)

Наименование налога (сбора)

КПП обособленного подразделения

Код налогового органа

* При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

** Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.

*** Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации, (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

>
N 3. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Требование налоговой о взыскании штрафа

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Шаг 2. Решаем, что будем обжаловать

Вывод
Если у вас есть «нереальная» задолженность в карточке РСБ, обязательно обжалуйте требование и требуйте корректировки данных в карточке РСБ (как — расскажем далее, см. шаг 4).

Шаг 4. Обосновываем свои претензии

Претензии к требованию

Основные претензии к требованию мы выявили еще на первой стадии, когда решали, обжаловать требование или нет (см. шаг 1). Но зачастую есть еще одно глобальное основание для признания требования об уплате налога, выставленного лишь на основании карточки РСБ, недействительным. Налоговые органы выставляют такие требования за пределами срока взыскания задолженности.
Ведь требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику:
(или) если недоимка выявлена по результатам налоговой проверки, то в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке;
(или) в остальных случаях (недоимка выявлена не по результатам налоговой проверки, как в нашем случае) — не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
И некоторые налоговые органы искренне считают, что можно пропустить все мыслимые сроки, а потом заглянуть в карточку РСБ, а там — ба, недоимка! Инспекторы быстренько составляют документ о выявлении недоимки и направляют требование.
К сожалению, с тем, что срок на выставление требования по п. 1 ст. 70 НК РФ начинает течь с момента составления документа о выявлении недоимки, иногда соглашались и суды (Постановления ФАС ВСО от 27.02.2008 N А19-12234/07-30-Ф02-105/08; ФАС СЗО от 20.12.2007 по делу N А26-3314/2007).

Предупреждаем руководителя
Попытки налоговиков взыскать старые долги, числящиеся в вашей карточке РСБ, надо пресекать. Правда, спорить, скорее всего, придется в суде.

———————————
Указанные сроки начинают течь со следующего дня (Статья 6.1 НК РФ).

Вывод
Срок на выставление требования «при выявлении недоимки» начинает течь со дня, следующего за днем представления любой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлена сумма налога к уплате, но не ранее чем со дня, следующего за последним днем установленного срока уплаты налога.
Во всех остальных случаях мы говорим не о выявлении недоимки, а о том, что налоговый орган обнаружил какие-то цифры в своих внутренних документах, базах, карточках и тому подобном. Причем так как это документы налогового органа, то и набор этих цифр полностью зависит от действий его должностных лиц, но сам по себе ни наличия недоимки, ни наличия переплаты не означает.

Претензии к повторному требованию

Претензии к карточке «Расчеты с бюджетом»

Мы рассмотрели все основные моменты, которые вам следует знать при обжаловании требования, выставленного на основании карточки РСБ. Помните, что многие через все это уже не раз проходили и есть не один способ доказать свою правоту.

Платежка на штраф в налоговую: образец 2019

За совершение налогового правонарушения к организации или физлицу могут быть применены налоговые санкции в виде денежного взыскания – штрафа. О том, как оформить платежное поручение на уплату штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ) расскажем в нашей консультации и приведем пример такой платежки.

Шаг 1. Изучаем требование: есть ли основания для обжалования

Инспекция Федеральной налоговой
службы N 22 по г. Москве,
111024, г. Москва, Энтузиастов ш., 14

Видео (кликните для воспроизведения).

Руководителю ООО «Надежда»,
ИНН/КПП 7722016168/772212345;
Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020

Требование N 53751
об уплате налога, сбора, пени, штрафа
по состоянию на 04.03.2011

Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве ставит в известность ООО «Надежда», ИНН/КПП 7722016168/772212345; Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020, о том, что за Вашей организацией (Вами) числится (выявлена) задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам. На основании действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах Ваша организация (Вы) обязана уплатить:

Наименование
налога
(сбора)

Установленный
законодательством
о налогах
и сборах срок
уплаты налога
(сбора)

Код бюджетной
классификации

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
2008 г.

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления

Налог на
добавленную
стоимость
на товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
за
I квартал
2011 г.

Справочно:
По состоянию на 04.03.2011 за Вашей организацией (Вами) числится общая задолженность в сумме 63 349 175,94 руб., в том числе по налогам (сборам) 5 546 676,00 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве предлагает числящуюся за ООО «Надежда» задолженность погасить.
Основание взимания налога (сборов) — невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ.
Основание взимания пени: ст. 75 части первой НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России 8,000% годовых.

Обзор документа

Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование о внесении налога, сбора, пеней, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено плательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Суды посчитали, что нарушение налоговым органом данного срока является достаточным основанием, чтобы признать такое требование недействительным. Подобный вывод обосновывался тем, что увеличение этого срока продлевает периоды времени, в течение которых могут взыскиваться налоги, сборы, пени, штрафы в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ.

Читайте так же:  Налог на недвижимость проверить задолженность

Президиум ВАС РФ признал такую позицию ошибочной.

В ст. 46 и 47 определены сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денег на банковских счетах и за счет иного имущества или на обращение в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа). Эти сроки исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании о внесении налога.

Срок направления требования не является пресекательным. Его пропуск не приводит к изменению предельного срока на принудительное взыскание таких платежей. Пропуск срока, указанного в п. 2 ст. 70 НК РФ, сам по себе не является основанием, чтобы признать требование недействительным (если на момент его выставления не утрачена возможность взыскать налоговую задолженность с учетом сроков, названных в абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Как оспорить требование об уплате задолженности, числящейся в вашей карточке «Расчеты с бюджетом», сроки взыскания которой истекли

Когда инспекция выставляет требование об уплате налога, пени или штрафа по результатам проверки, с ним все более или менее понятно: и суммы узнаваемы, и основания доначислений уже ясны. Но зачастую требование инспекции основано лишь на неких старых цифрах из вашей карточки «Расчеты с бюджетом» (карточка РСБ, бывшая карточка лицевого счета). В такой ситуации важно не растеряться и понять, что же с ним делать.

Шаг 3. Решаем, куда будем жаловаться

Образец платежки на уплату штрафа

На странице приведен пример платежного поручения на уплату штрафа по транспортному налогу за 2018 год.

Обращаем также внимание, что сформировать платежное поручение на уплату штрафа можно на сайте ФНС, воспользовавшись специальным онлайн-сервисом «Заплати налоги».

Срок налоговой давности

Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Решение о взыскании налога выносится после окончания срока, установленного в требовании об уплате

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Нелли (г. Москва)

Вправе ли налоговая инспекция выставить требование на уплату НДС за 4 кв 2010 г 21-го января 2011г.(при этом банк списывает выставленную сумму, не уведомив налогоплатильщика), если на 31.12.2010г. по данному налогу числилась переплата в 3 раза больше начисленной к уплате суммы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Читайте так же:  Минпромторг список автомобилей налог на роскошь

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика принимаетсяпосле истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган не вправе вынести решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и направлять поручение в банк на перечисление сумм налога в бюджет, до тех пор, пока срок, установленный в требовании об уплате налога, ранее направленном налогоплательщику, не истек.

Добавлю также, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Способы защиты от налоговых инспекторов

Инспекция приняла решение взыскать с компании доначисленный налог, пени и штраф. И если раньше компании грозило только инкассовое поручение на налог и пени, то теперь взыскивать штраф можно ожидать и судебных приставов. Поэтому важно знать, как подать обжалование решение и не допустить незаконного взыскания.

Бумажный оборот

Основные документы от инспекции, которые компания получает на руки (и каждый из которых можно обжаловать):

– решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (подп. 1 п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 103.1 НК). В нем указывается вся информация, установленная налоговиками о доначисленных налогах и пенях, о допущенных нарушениях. Именно на основании этого решения и будет действовать инспекция в дальнейшем;

– требование об уплате налогов и пеней (ст. 69 НК). Если это требование не будет исполнено в срок, налоговики имеют право списать указанные в нем суммы в бесспорном порядке (ст. 46-47 НК);

– решение о взыскании налоговой санкции (п. 1 ст. 103.1 НК). Проще будет назвать его решением о штрафе. Оформляется только после решения о привлечении к ответственности. Именно этот документ и заменил собой решение суда, на основании которого штрафы взыскивались до 1 января 2006 года;

– требование о добровольной уплате налоговой санкции (п. 2 ст. 103.1 НК). Это предложение компании оплатить штраф добровольно. Без привлечения судебных приставов. Направить это требование можно только после принятия решения о взыскании налоговой санкции.

Помощь спустят «сверху».

Самый большой плюс этого способа: если вы обжалуете решение о штрафе в вышестоящую налоговую, то его исполнение будет приостановлено автоматически (п. 4 ст. 103.1 НК). И по крайней мере сумму штрафа вы «задержите» у себя. Будьте внимательны: приостанавливает взыскание только жалоба на решение о взыскании налоговой санкции. И никакая другая. И если обжалуете только требование об уплате штрафа, приостановить «уход» суммы штрафа в бюджет не удастся. Также не поможет и жалоба на решение о привлечении к налоговой ответственности (п. 1 ст. 141 НК).

Никаких специальных сроков для подачи этой жалобы нет. Значит, действует общий срок – три месяца со дня, когда фирма узнала или должна была узнать о нарушении своих прав (ст. 139 НК).

Но проблема здесь вот в чем. Новая статья Налогового кодекса 103.1, в которой и расписан порядок действия решения о взыскании санкции не указывает, когда же компания это решение должна получить. По этой статье компания получит только копию постановления, которое налоговая направит судебным приставам для исполнения. Да еще в пункте 5 есть упоминание о «сроке, когда компании стало известно о вынесении решения». Когда именно такой срок наступает, и есть ли у инспекции обязанность сообщить о вынесенном решении, не указано. Никто не застрахован от того, что постановление судебного пристава – исполнителя об аресте счетов не придет в компанию одновременно с решением о штрафе. И приостановить взыскание денег будет практически невозможно.

Имеет смысл попробовать пойти на небольшую хитрость. Прежде чем в компанию придут судебные приставы, обязательно получите требование о взыскании штрафа (подробнее о порядке взыскания штрафов налоговиками на стр. 98). А в этом требовании инспекция должна будет сослаться на дату и номер решения о взыскании – ведь именно на основании него вас и просят уплатить штраф. К тому же к этому времени вы, возможно, получите на руки и самое первое решение – о привлечении к ответственности (если у вас была выездная проверка, вы увидите акт). Поэтому можно попытаться подать формальную жалобу. Указать реквизиты решения о взыскании, выявленные нарушения. И свои доводы (по данным акта проверки или решения о привлечении к ответственности).

Как именно инспекция будет приостанавливать взыскание штрафа, в кодексе четко не прописано. Но чтобы ускорить процесс, жалобу в вышестоящую налоговую лучше всего отнести самим (а не отправить по почте). Тогда на вашем экземпляре будет стоять отметка о входящем номере. Положения Налогового кодекса обязывают компанию направить копию жалобы в налоговую, которая вынесла решение о взыскании (п.6 ст. 103). И такую копию, но уже с отметкой о принятии, вы и предъявите своей инспекции. Это и будет основанием, чтобы приостановить исполнение решения о штрафе.

Минус обжалования в вышестоящую инспекцию – то, что с его помощью можно приостановить только взыскание штрафов. Жалоба на решение о привлечении к налоговой ответственности или требование об уплате налога и пени на процесс списания денег не повлияет. Поэтому компании придется «делить» свои действия: обжаловать только взыскание штрафа, а по остальным суммам обратиться в суд.

Читайте так же:  Налог на землю сельхозназначения

Дорога ведет в суд

Если же «делить» свои требования компании неудобно, проще обратиться в суд и обжаловать все действия инспекции: и доначисление налогов, и расчет пени, и штраф. Плюс здесь в том, что именно в суде у компании больше возможностей получить объективное решение, чем при обращении в вышестоящую инспекцию.

Компания может выбрать из нескольких вариантов. Можно обжаловать первый документ – решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. В этом случае одновременно проверяется законность и доначисления налогов, и пени, и взыскания штрафов. Ведь остальные документы (решение о штрафе, требование об уплате налога и пени) выносятся уже после этого решения, на его основе.

Второй вариант – обжаловать требования о добровольной уплате штрафа, и об уплате доначисленных налогов и пени. Ведь эти два документа компания точно получит на руки (ст. 70, п. 3 ст. 103.1 НК). Обратите внимание! Поскольку в этом случае вы обжалуете два самостоятельных документа, должно быть два заявления в суд. И следовательно, госпошлину придется заплатить дважды. Но в таком обжаловании есть и положительные моменты. К тому же, подав жалобу на требования об уплате штрафа, вы можете быстрее получить на руки решение о взыскании налоговой санкции. Для этого вам надо подать в суд еще и ходатайство – об истребовании с инспекции доказательств по делу (п. 4 ст. 66 АПК). Укажите, что самостоятельно получить решение от налоговиков вы не можете, оно вам не предоставлено; что данные решения будет подтверждать законность либо незаконность выставленных вам требований; где такие решения находятся, то есть название и адрес вашей налоговой.

Желательно также попросить суд, чтобы запрос о получении этих документов был выдан вам на руки (п. 7 ст. 66 АПК). Обоснуйте тем, что это позволит получить документы более оперативно по сравнению с курьерской или почтовой связью. Если решение будет на руках, вы сможете более тщательно подготовиться к процессу.

Когда вы получите решение о взыскании налоговой санкции на руки, никто не помешает обжаловать и его – в вышестоящую инспекцию (с приостановлением взыскания). Или в суд (у компании это будет уже второй иск в суде, но их можно будет соединить по ст. 130 АПК).

Специальных сроков для обжалования решения о взыскании новая редакция Налогового кодекса не устанавливает. Значит, применяется общий срок – в течение трех месяцев с момента получения решения (п. 4 ст. 198 АПК). При этом если компания обжаловала решение о штрафе в вышестоящую инспекцию, то срок для подачи заявления в суд будет считаться с момента, когда фирма получит решение вышестоящей налоговой по своей жалобе (п. 5 ст. 103.1 НК)

Минус судебного обжалования только один. Само по себе обращение в суд и принятие заявления компании не приостановит взыскания ни налогов, ни пени, ни штрафов (ст. 141, п. 5 ст. 103.1 НК). Но компания может этот минус обойти. Закон предоставляет право одновременно с заявлением об обжаловании направить в суд и ходатайство о запрете налоговому органу совершать действия по принудительному исполнению решения. Другими словами, компания может попросить судью запретить налоговикам направить инкассовые поручения в банк, а постановление об исполнении решения о взыскании штрафа – судебным приставам. Причем такое ходатайство можно подать как при обжаловании решений, так и при обжаловании требований об уплате (глава 8 АПК).

Оформляем просьбу на запрет

Доводы в ходатайстве о запрете ответчику (налоговой инспекции) совершать действия по принудительному взысканию налогов, пени, или штрафа должны быть серьезные. Иначе суд его не удовлетворит.

Обязательно нужно указать: если суд не примет предложенные меры, это может «сделать затруднительным или невозможным исполнение судебного решения», в том случае, если оно будет вынесено в пользу компании. Ведь, чтобы восстановить справедливость, деньги придется возвращать из бюджета. Укажите и цель такого запрета – «предотвращение причинения компании значительных убытков» (п. 2 ст. 90 АПК). Потому что получить обратно списанные суммы трудно. А незаконно взысканный штраф – практически невозможно.

Дело в очередной «забывчивости» законодателя. Порядок возврата необоснованно примененного штрафа в Налоговом кодексе не прописан. И статью 79 Налогового кодекса о зачете излишне взысканных налога и пени применить будет нельзя, ведь ее действие на штрафы не распространили. И непонятно, на какую статью нужно ссылаться, требуя вернуть свои деньги в этом случае.

В ходатайстве также лучше всего указать, что сумма штрафа (налога, пени) для компании весьма значительна. И ее списание может вызвать приостановку работы предприятия, сорвать исполнение обязательств перед контрагентами, перед работниками. В подтверждение можно приложить справки банков об оборотах по счетам.

Арбитражный процессуальный кодекс предоставляет возможность подать и ходатайство о приостановлении действия оспариваемого документа (действует только для ненормативных актов госорганов, в том числе инспекций (часть 3 ст. 199 АПК)).

Другими словами, компания просит, чтобы решение инспекции не вступало в силу (и на его основе нельзя было выставить требование, принять решение о взыскании, начать исполнительное производство). Доводы будут те же, что и при просьбе запретить инспекции производить принудительное взыскание. Если вы обжалуете в том числе и доначисление налогов, и пени, дополнительно можно указать, что бюджет в связи с таким приостановлением никаких потерь не понесет. Ведь если решение, которое вы обжалуете, суд оставит в силе, все суммы поступят в бюджет, а сумма пени даже увеличится. А вот если налоги взыщут до судебного решения, у бюджета будут дополнительные расходы. Так как на сумму излишне взысканного налога бюджет будет обязан выплатить вам проценты (п. 4 ст. 79 НК).

Просьбу о принятии обеспечительных мер судья рассматривает не позднее дня, следующего за днем подачи заявления с ходатайством в суд. На следующий день после рассмотрения компании и инспекции направляется определение суда о том, запретил суд налоговикам действовать или нет (ст. 93 АПК). Запрет осуществлять взыскание будет действовать до вынесения решения по жалобе.

Особый порядок

Если в суде вы оспариваете решение о взыскании штрафа и знаете, что оно уже направлено судебным приставам (компания получила постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства), действия будут немного другие.

Суд должен приостановить исполнительное производство, если должник оспаривает исполнительный документ в судебном порядке (п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ).

Поясним на примере. До 1 января 2006 года, если компания обжаловала решение суда о взыскании с нее штрафа, это приостанавливало исполнительное производство по нему.

Значит и теперь, если вы подадите жалобу на решение инспекции о взыскании, суд должен будет остановить судебных приставов. До принятия решения по вашей жалобе. Имейте в виду, заявление «о приостановлении исполнительного производства» нужно подать в районный суд того района, в котором находится служба судебных приставов, начавшая в отношении вас исполнительное производство. А не в арбитраж (абз. 2 ст. 24 Закона № 119-ФЗ). К этому заявлению нужно приложить копию определения арбитражного суда о том, что ваша жалоба на решение инспекции принята к разбирательству.

На заметку. Вы можете обжаловать не только решение о взыскании штрафа, но и конкретные действия судебного пристава – исполнителя. Например, постановление о возбуждении исполнительного производства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это может вам пригодиться, потому что в этом случае суд по вашему заявлению также может приостановить исполнительное производство (п. 5 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Обоснованная в ходатайстве значительность для компании суммы потенциального штрафа может положительно повлиять на исход дела в суде

Источники

Требование налоговой о взыскании штрафа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here