Штраф за несдачу аудиторского заключения в налоговую

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Штраф за несдачу аудиторского заключения в налоговую" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Штраф за несдачу аудиторского заключения в налоговую

Дата публикации 21.01.2020

В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?

Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Штраф для бухгалтеров за непредставление бухотчетности повысят до 200 000 рублей, а для компаний — до 700 000

Минфин предложил ввести новые штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Соответствующий законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ изменил порядок представления бухгалтерской отчетности с 1 января 2020 года. Поправки в статью 18 закона о бухчете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) установили, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Это требование касается организаций, которые обязаны по закону № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Одновременно упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

В Минфине пояснили, что в настоящее время в КоАП пока нет специальных норм, предусматривающих ответственность за непредставление или несвоевременное представление обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в государственный информационный ресурс.

Размеры штрафов, установленные статьей 19.7 КоАП для юрлиц за непредставление информации в государственные органы, по мнению Минфина, незначительны (от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Применение таких штрафов за непредставление годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговые органы не может служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований.

Минфин предлагает внести в главу 15 КоАП новую статью 15.11.1. Она установит отдельные штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

Так, за несвоевременное или неполное представление компанией в налоговый орган годовой бухотчетности, не подлежащей обязательному аудиту, устанавливается штраф для должностных лиц от 50 000 до 70 000 рублей, для компаний – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штраф за несвоевременное или неполное представление годовой отчетности, подлежащей обязательному аудиту, для должностных лиц составит от 80 000 рублей до 100 000 рублей, для компаний – от 300 000 до 500 000 рублей.

За непредставление в налоговый орган годовой бух (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, устанавливается штраф от 80 000 рублей до 100 000 рублей для должностных лиц и от 200 000 до 300 000 рублей – для компаний.

Штрафы за непредставление годовой бухотчетности, подлежащей обязательному аудиту, для должностных лиц составят от 100 000 рублей до 200 000 рублей, для компаний – от 500 000 до 700 000 рублей.

В норме уточняется, что под несвоевременным представлением годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения понимается представление указанных документов с нарушением сроков, установленных законом о бухучете.

Минфин рассчитывает, что новые штрафы будут введены с 1 января 2021 года.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии с этим за непредставление баланса и отчета о финансовых результатах за 2018 год до 1 апреля 2019 года (31 марта — воскресенье) организацию оштрафуют на 400 рублей, а ее должностных лиц – на сумму от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

По ст. 19.7 КоАП РФ сейчас штрафуют за несдачу бухотчетности в органы статистики. Данное нарушение грозит для организации штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

При этом с 2020 года обязанность по направлению обязательного экземпляра годовой отчетности в Росстат будет отменена (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Читайте так же:  Справка об окончании выездной налоговой проверки

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Какую ответственность несет организация?

В настоящее время Минфин РФ подготовил проект (пока это проект) изменений в ст. 15.11.1. Кодекса об административных нарушениях. Он предусматривает следующие штрафы за непредставление в ИФНС обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений, если отчетность подлежит аудиту.

Какие предусмотрены штрафы для руководителей за не предоставление отчетности в 2020 году?

Штрафы по КоАП в настоящее время, руб.

Проект: Штрафы по КоАП в 2020 году, руб.

Не представили бухгалтерскую отчетность или представили в неполном объеме в срок

Ст. 19.7 на должностное лицо – 300 – 500

+ ст. 15.11 п. 1 — 5 – 10 тыс. (если нет аудиторских заключений за прошлые годы)

На юридическое лицо — 3 -5 тыс.

10 – 20 тыс. на должностное лицо или дисквалификация на 1 – 2 года согласно п. 2 ст. 15.11

На должностное лицо – 50 – 70 тыс.

На юридическое лицо – 100 – 200 тыс.

Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) или представили в неполном объеме в срок

На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

На юридическое лицо – 300 – 500 тыс.

Не представили бухгалтерскую отчетность до 31 декабря следующего за отчетным года

(т.е. не только нарушили срок, но и не представили до 31.12).

На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

На юридическое лицо – 200 – 300 тыс.

Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) до 31 декабря следующего за отчетным года

На должностное лицо – 100 – 200 тыс.

На юридическое лицо – 500 – 700 тыс.

Если такой законопроект будет принят, то административная ответственность начнет применяться с 1 января 2021 года.

Что нужно решить руководителю организации в уходящем 2019 году:

  • 1. Делать ли аудит в организации?
  • 2. Когда следует начинать его делать?
  • 3. Как подготовится к изменениям к законодательстве?

В нашей практике, если компания не проводит аудит, то нарушения при составлении отчетности встречаются в 100% случаях , и надо помнить, что в баланс входят сравнительные показатели за 3 финансовых года.

За последний месяц количество обращений по аудиту резко увеличилось, нашим специалистам звонили, писали и спрашивали, сколько будет стоить аудит для той или иной организации. Будущее выглядит несколько пугающим для руководителей, но мы не даем им впадать в панику и предостерегаем от финансовых ошибок в будущем, 2020 году.

Если у вас остались вопросы, обращайтесь: Елена Дубинянская, руководитель Отдела Аудита и Финансов ОКГ

Штраф за Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В новой статье 29.29 «Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрены увеличенные штрафы для юридических лиц и должностных лиц:

— Несвоевременное представление юридическим лицом в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

— Непредставление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 29.28. Нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

  1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29.9 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

  1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности в настоящей статье понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

Читайте так же:  Задачи внутреннего финансового контроля

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

  1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
  2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 29.29. Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

  1. Несвоевременное представление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту, а равно представление обязательного экземпляра указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами требований к порядку его представления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Несвоевременное представление юридическим лицом в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, а равно представление обязательного экземпляра указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами требований к порядку его представления, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  1. Непредставление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей, на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

  1. Непредставление юридическим лицом в государственный информационный ресурс обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч рублей до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц – от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей.

Под несвоевременным представлением обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, понимается представление указанной отчетности, аудиторского заключения с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Статья 30.3. Неисполнение требований законодательства в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

  1. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 8 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства в части представления в уполномоченный орган сведений и (или) информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, либо в части выявления и (или) фиксирования сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества, либо приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от трехсот до пятисот тысяч рублей.

  1. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —
Читайте так же:  Возврат налога сколько ждать

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – в размере трехсот до пятисот тысяч рублей.

  1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  1. Действия (бездействия) организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок, а равно неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса (требования) уполномоченного или надзорного органа, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.

  1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, а также лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, требований законодательства о противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

  1. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
  2. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям.

Ответственность за непроведения обязательного аудита

Как избежать ответственности за непроведение аудита ?

Стоимость проведения обязательного аудита в большинстве случаев значительно меньше административных штрафов. К тому же, проходя аудиторскую проверку в нашей компании вы получите не только аудиторское заключение, но и отчет о выявленных рисках, своевременно предотвратив которые вы сможете существенно обезопасить вашу компанию и избежать серьезных последствий.

Привлечь к административной ответственности организацию за непроведение обязательного аудита или нарушения сроков может ЦБ РФ (Банк России), Росстат, налоговая инспекция, Центризбирком, а так же Минюст РФ.

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Кто должен, а кто — нет

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

Отвественность за непроведение обязательного аудита

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ)

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Штрафы, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб., а при повторном нарушении — до 20000 руб. или дисквалификация.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.

Непредоставление аудиторского заключения в Росстат (ст. 19.7 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях. Росстат за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф:

на граждан в размере от 100 до 300 рублей;

на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;

на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в органы статистики.

Читайте так же:  Уплатить задолженность по налогам

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Работодателям могут предоставить налоговый кредит

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Нарушение политическими партиями требований об обязательном аудите (ст.5.68 КоАП)

К административной ответственности может быть привлечен руководитель политической партии. В этом случае административный штраф может составить от 50 000 до 100 000 рублей. А политическая партия может быть оштрафована от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Административная ответственность наступает в случае невыполнение требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии, а так же нарушение сроков проведения обязательного аудита представления экземпляра аудиторского заключения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Какие изменения ожидают компании в 2020:

      1. Все организации будут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде только в ИФНС;
      2. Организации подлежащие обязательному аудиту, например:
    • имеющие форму акционерного общества
    • или выручку за предыдущий финансовый год более 400 млн. руб.,
    • или валюту баланса за предыдущий год более 60 млн. руб., должны будут вместе с отчетностью сдавать в ИФНС и экземпляр аудиторского заключения (и тоже в электронном виде).

    Аудиторские заключения по своей бухгалтерской (финансовой) отчетности таких организаций будут представляться в ИФНС не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. За исключением организаций, со специальными требованиями предоставить аудиторское заключение до 31 марта.

    Для чего все это делается?

    Законодательство устанавливает, что государственный информационный ресурс теперь будет формировать и вести ФНС, а не органы статистики. Для этого ИФНС будут необходимы:

    • электронные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;
    • аудиторские заключения по отчетности тех организаций, которые подпадают под аудит.

    ФНС должно утвердить порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде.

    Раскрытие аудиторского заключения

    Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

    • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
    • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

    Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

    С 2021 года штраф за непредставление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может составить до 700 тыс. рублей

    Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.

    Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.

    В этой связи Минфином России подготовлен проект поправок в КоАП РФ в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности.

    В частности, КоАП РФ предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

    В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.

    Росстат обещает штрафовать за несдачу аудиторского заключения

    Федеральная служба государственной статистики (Росстат) выпустила письмо от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, в котором предупредила предпринимателей о существовании административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы статистики.

    Чиновники отметили, что согласно статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган государственного или муниципального контроля необходимой информации должностных лиц могут оштрафовать на 300 – 500 рублей, а штраф для организации составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Причем, в случае выявления нарушения сотрудники Росстата смогут обратиться в мировой суд по двум разным делам – о непредставлении в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также о непредставлении обязательного аудиторского заключения о ней, подчеркивается в письме ведомства. Ранее ведомству не удавалось наказывать предпринимателей, которые отказываются предоставлять эти документы.

    Напомним, в прошлом году Росстат предлагал стократно увеличить наказание за непредставление бухотчетности и аудиторского заключения к нему. Но в Минэкономразвития назвали эту инициативу необоснованной и отклонили ее. В то же время были существенно повышены штрафы за несдачу первичных статистических данных. Теперь для должностных лиц наказание может составить 10-20 тысяч рублей, а для юридических – 20-70 тысяч рублей. При повторном правонарушении для руководителей и бухгалтеров наказание увеличивается до 50 тысяч рублей, а с юридических лиц по статье 13.19 КоАП РФ могут взыскать от 100 до 150 тысяч рублей.

    Читайте так же:  Нулевая декларация по ндс по почте

    Согласно действующему законодательству, бухгалтерскую отчетность сдают все организации, которые ведут бухучет, в порядке, предусмотренном Приказом Росстата от 31 марта 2014 г. N 220. Компании, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут сдавать упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указывая в ней укрупненные показатели без детализации. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности налогоплательщики обязаны представить в орган статистики по месту своего учета. Крайний срок сдачи отчетности – 31 марта года, следующего за отчетным. Одновременно с балансом предоставляется и аудиторское заключение, если проведение независимой проверки предусмотрено законом об аудиторской деятельности.

    Штрафы за непроведение аудита

    Новая редакция ст.18 ФЗ «О бухгалтерском учете» вступит в силу с 1 января 2020, однако готовится к этому пора начинать уже сейчас.

    Грубое нарушение бухгалтерских правил

    Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

    В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

    Ответственность акционерных обществ и организаций, публикующих отчетность

    Непредставление аудиторского заключения по требованию акционера

    В соответствии с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционера влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей.

    Несоблюдение законодательства о раскрытии и предоставлении информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП)

    Что касается акционерных обществ и других организаций, публикующих свою отчетность в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением!

    Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст. 15.19 КоАП в размере от 500 000 до 700 000 рублей.

    Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

    Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

    В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

    • предоставит уточненную декларацию;
    • внесет налоговые платежи в полном объеме;
    • уплатит причитающиеся пени.

    С другой стороны, существует статья 19.7 , наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.

    Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

    • для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
    • для их глав — 25 000-30 000.

    Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.

    Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

    Минфин: за непредставление аудиторского заключения штрафа не будет

    Вправе ли налоговики привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год, представленной в 2013 году? Нет, не вправе, ответил Минфин России в письме от 30.01.13 № 03-02-07/1/1724.

    Напомним, что с 1 января 2013 года действует новый закон о бухучете (Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ). В соответствии с этим законом, годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Этот комплект документов нужно сдать в налоговую инспекцию в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (ст. 23 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ). Аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности теперь не входит. Указанное положение применяется, начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год, отмечают в Минфине. Налоговым кодексом обязанность подавать в инспекцию аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью также не предусмотрена. Следовательно, и штрафовать по статье 126 НК РФ за непредставление в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год аудиторского заключения налоговики не вправе.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Напомним, что ранее коммерческие организации могли быть оштрафованы на 200 рублей за несвоевременное представление обязательного аудиторского заключения (письмо ФНС России от 16.11.12 № АС-4-2/19309).

    Источники

    Штраф за несдачу аудиторского заключения в налоговую
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here