Роль валютного контроля в таможенном деле

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Роль валютного контроля в таможенном деле" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения для самозанятых

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

1. РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Меры валютного воздействия являются в России самой несовершенной составной в механизме регулирования ВЭД. Валютный контроль — один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство России и Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть доходов предприятий и госбюджета.

Достигнутый уровень непоступления валютной выручки в 2002 г. максимально приблизился к сложившемуся показателю непоступления валютной выручки в развитых странах. Такое положение отражает в том числе и результаты предпринимаемых мер валютного контроля со стороны ЦБ России и ФТС России.

В настоящее время таможенная система является тем государственным органом, который может реально повлиять на отрицательные макроэкономические тенденции, прежде всего в кредитно-финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс не содержит комплексной правовой регламентации валютного контроля в отдельном разделе, однако нормами ряда статей отсылает к ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», где детально регулируется деятельность агентов и органов валютного контроля. Поэтому практически все статьи, касающиеся валютного контроля, носят общий характер, т.е. лишь указывают на нормативный источник, который подлежит применению к данной группе правоотношений. Однако необходимо отметить, что Таможенный кодекс целым рядом статей подчеркивает значимость валютного контроля как одного из средств единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, п. 7 ст. 403 ТК РФ в числе функций таможенных органов называет осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Действующая система таможенно-валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок ».

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003

г. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки: —

ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; —

возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., Таможенным кодексом, положениями, принимаемыми ФТС, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ.

Валютный контроль

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Сущность валютного контроля. Субъекты и объекты валютных отношений. Деятельность таможенных органов в системе валютного контроля как составная часть экономической безопасности. Порядок осуществления валютного контроля за экспортно-импортными операциями.

Подобные документы

Анализ осуществления валютного контроля таможенными органами в Российской Федерации. Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне, выработка мер по преодолению кризисов. Деятельность таможенных органов как агентов валютного контроля.

отчет по практике, добавлен 22.05.2018

Понятие, цели и основные направления валютного контроля и валютного регулирования. Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля. Меры нетарифного регулирования на ввоз транспортных средств. Экспорт и импорт товаров в неторговом обороте.

курсовая работа, добавлен 07.11.2013

Цель и механизм валютного контроля за экспортными операциями. Оформление паспорта сделки на внешнеторговые контракты. Информационный обмен в процессе валютного контроля. Ответственность экспортеров за нарушение валютного и таможенного законодательства.

курсовая работа, добавлен 06.03.2012

Читайте так же:  Основные элементы налога на прибыль организаций

Валютный контроль таможенных органов. Правовая природа валютных правоотношений. Система валютного регулирования и контроля в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития правового регулирования валютного контроля в законодательстве России.

дипломная работа, добавлен 06.05.2014

Понятие и история развития валютного контроля в Республики Казахстан, принципы и законодательное обоснование их осуществления, структура и компоненты, ответственность за нарушение. Деятельность таможенного поста «Кайрак» в области валютного контроля.

дипломная работа, добавлен 18.06.2015

Анализ работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля и выявлению нарушений валютного законодательства РФ. Статистика правонарушений валютного законодательства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза.

статья, добавлен 12.03.2019

Основные формы и принципы осуществления валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Порядок перемещения валюты физическими лицами (ввоз и вывоз). Принципы валютного регулирования.

реферат, добавлен 13.10.2013

Основные функции таможенных органов. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществление валютного контроля. Компетенция и полномочия таможен. Особенности организации, контроля и координации деятельности таможенного поста.

контрольная работа, добавлен 30.01.2013

Контроль вывоза капитала за рубеж, экспорт товаров, импорт операций. Деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Нарушение валютного законодательства, компетенция таможенных органов.

контрольная работа, добавлен 17.12.2010

Общий порядок валютного контроля. Оформление паспорта импортной сделки и оплата импортируемых товаров. Формы оплаты и перевод валюты. Таможенное оформление ввозимых товаров. Ответственность за нарушение валютного законодательства при импорте товаров.

§ 1. Понятие и сущность валютного контроля в таможенных правоотношениях

Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенные органы обладают и широкими контрольными полномочиями. Одним из направлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость его введения вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности.

Каждое государство мира осуществляет собственную валютную политику, которая является мощным экономическим рычагом и регулируется посредством правовых норм. В рамках валютной политики решаются такие задачи, как стабилизация экономической ситуации в стране, укрепление валютно-финансового механизма, привлечение иностранных инвестиций, пресечение незаконного оттока капитала за границу, обеспечение приоритета национальной валюты.

Валютная политика предопределяет основные направления развития валютного регулирования и его элемента — валютного контроля. В современных условиях для Российской Федерации характерно проведение политики либерализации в регулировании валютных отношений. Причина тому — отмена государственной монополии на валюту и Часть валютных ценностей и на операции с ними. Выход хозяйствующих субъектов на международный рынок обусловил возможность вывоза из страны валюты и рада валютных ценностей. При этом государство не осталось в стороне от происходящих процессов, взяв их под свой контроль. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование, выражающееся в процессе валютной деятельности, находится в исключительном ведении Российской Федерации. Осуществляя валютную деятельность, государство устанавливает общеобязательные правила, регламентирующие систему валютных отношений, а именно’ процесс проведения международных расчетов между российскими и иностранными лицами;

порядок проведения валютных операций;

порядок образования, распределения и использования валютного резерва России;

порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов;

порядок осуществления валютного контроля.

Понятие валютного контроля появилось в России с принятием в 1992

г. Закона о валютном регулировании. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Если такие операции носят характер экспортно-импортных, то и валютный контроль осуществляется в области таможенного дела.

Действующее законодательство понятие валютного контроля не содержит, однако закрепляет принципы валютного регулирования и контроля. К ним согласно ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В сфере внешней торговли валютный контроль выступает в качестве вида государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, ЦБ России, Минфин России (Контрольно-ревизионное управление), Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу финансовобюджетного надзора, Федеральную таможенную службу, контрольноревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Следует отметить, что контрольные правоотношения данного рода обладают скорее признаками надзора. Контрольная деятельность за- впочается, в частности, в проверке исполнения закона с точки зрения Законности и целесообразности. Надзор же основан лишь на проверке Исполнения закона. Кроме того, надзор применяется органом к тем Ницам, которые ему организационно не подчинены. Таким образом, 5олее точно использование термина «валютный надзор», хотя понятие валютный контроль» до настоящего времени остается общепринятым ї законодательно закрепленным.

Валютный контроль в области таможенного дела обладает рядом существенных признаков.

Во-первых, его законодательной базой являются нормативные акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной. К числу важнейших относятся Закон о валютном регулировании, Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 7 июля 2001 г. N° 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (с изм. и доп., включая от 16 ноября 2005 г.), Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., включая от 18 июля 2005 г.).

Во-вторых, в сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В-третьих, в качестве участников правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютного контроля в области таможенного дела, выступают, с одной стороны, субъекты экспортно-импортных операций (как правило, юридические лица), а с другой стороны, органы, наделенные соответствующими полномочиями. К их числу относятся таможенные органы и банковские организации. Именно вследствие данной особенности в литературе нередко используется термин «таможенно-банковский валютный контроль»150.

В-четвертых, содержание валютного контроля составляет деятельность уполномоченных субъектов, включающая систему административных мер и выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций. Однако ограничение такой свободы напрямую соотносится с целями реализации требований валютного законодательства. Наиболее действенным инструментом достижения целей валютного контроля в современных условиях является ограничение движения капитала.

В-пятых, процедура валютного контроля в области таможенного дела объединяет в себе деятельность субъектов, обладающих различным правовым статусом. Так, таможенные органы входят в систему органов исполнительной власти, а банки представляют собой негосу дарственные организации. При этом и те, и другие наделены соответствующими полномочиями государством, что фактически трансформирует разновидности государственного и негосударственного контроля в государственный финансовый контроль.

Читайте так же:  Образец заявления по возврату госпошлины в гаи

Должностные лица таможенных органов при выполнении функций валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров, а также последующего контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований действующего валютного и таможенного законодательства обязаны:

осуществлять валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в пределах своей компетенции в соответствии с установленным порядком;

выполнять решения вышестоящих таможенных органов по вопросам осуществления валютного контроля, а также связанного с ним таможенного оформления товаров;

Видео (кликните для воспроизведения).

обеспечивать своевременное и должного качества информационное взаимодействие с Федеральной таможенной службой в целях организации валютного контроля;

осуществлять контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок в процессе целевых проверок экспортно-импортных операций.

Наделение Банка России функцией валютного контроля прямо соотносится с целями его деятельности, установленными Конституцией РФ. Для реализации данной функции в его структуре создано Главное управление валютного регулирования и валютного контроля151. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании к числу агентов валютного контроля относятся уполномоченные банки. Их специальный стаТус выражается в том, что Банк России уполномочивает данные организации на осуществление функций валютного контроля пу- їем выдачи им лицензии на право операций с валютой. 1

Функции валютного контроля осуществляет также Министерство финансов РФ. В соответствии с приказом Минфина России на территории страны образованы территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или несколь ких субъектов Российской Федерации152. Федеральная таможенная служба осуществляет тесное взаимодействие с данной службой, обмениваясь информацией по вопросам осуществления правоохранительной деятельности, предоставляя друг другу ведомственные нормативные акты, осуществляя совместные мероприятия, издавая единые документы по вопросам валютного контроля153.

Итак, валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Осуществление валютного контроля внешнеторговой деятельности строится на ряде принципов: 1.

Принцип законности предполагает, что действия всех участников валютных правоотношений в области таможенного дела должны быть основаны на соблюдении законодательных норм. Органы и агенты валютного контроля реализуют свои полномочия исходя из правила «все, что не разрешено законом, — запрещено». Кроме того, они осуществляют проверку валютных операций субъектов внешнеэкономической деятельности с целью обеспечения соблюдения законности, что свидетельствует о надзорном характере валютного контроля. 2.

Принцип федерализма выражается в определении отношений между Федерацией и ее субъектами. Конституционное отнесение валютного регулирования к исключительному ведению центра предопределяет и регламентацию Российской Федерацией правовых, экономических и организационных основ осуществления валютного контроля. 3.

Принцип охраны экономических интересов страны имеет в своей основе задачи деятельности таможенных органов. Именно они стоят на экономических рубежах российского государства. Проблема экономической безопасности является важнейшей* дня выживания любого государства. Крайне нестабильное положение российской экономики, массовый отток капитала за границу, «долларизация» хозяйственных отношений — все эти факторы обусловливают важность валютного контроля с точки зрения государственных интересов. 4.

Принцип всесторонности означает, что валютному контролю подвергаются все валютные операции, осуществляемые субъектами внешнеэкономической деятельности. Реализация данного принципа возможна благодаря тесному взаимодействию таможенных органов и кредитных организаций. 5.

Принцип профессионализма характеризуется тем, что должностные лица органов и агентов валютного контроля обладают компетентностью, отличаются высокими профессиональными качествами, поддерживают уровень квалификации, необходимый для осуществления своих полномочий. 6.

Презумпция невиновности предполагает, что привлечение к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и к уголовной ответственности за преступления в валютной сфере возможно лишь в строго определенном законом порядке и при установлении вины в действиях лиц.

Система валютного контроля в таможенной сфере в первую очередь включает в себя: валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями. Кроме того, данный институт включает и контроль за перемещением физическими лицами через таможенную границу РФ российской и иностранной валюты. Так как валютный контроль осуществляется заоїроведением валютных операций, все субъекты, связанные с этими операциями, попадают в сферу ‘его действия. >

* Итак, валютный контроль в области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Во-1-х

, его законодательной базой являются нормативные акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной. К числу важнейших относятся Закон о валютном регулировании, ТК ТС, ФЗ от 7.07.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Во-2-х

, в сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

В-3-х

, в качестве участников правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютного контроля в таможенной сфере, выступают с одной сторонысубъекты экспортно-импортных операций (как правило, юридические лица), а с другой стороны органы, наделенные соответствующими полномочиями – таможенные органыибанковские организации. Именно из-за этой особенности в литературе часто используется термин «таможенно-банковский валютный контроль».

В-4-х

, содержание валютного контроля составляет деятельность уполномоченных субъектов, включающая систему административных мер и выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций. Однако ограничение такой свободы напрямую соотносится с целями реализации требований валютного законодательства. Наиболее действенным инструментом достижения целей валютного контроля в современных условиях является ограничение движения капитала.

В-5-х

, процедура валютного контроля в таможенной сфере объединяет в себе деятельность субъектов, обладающих различным правовым статусом. Так, таможенные органы входят в систему органов исполнительной власти, а банки представляют собой негосударственные организации. При этом и те и др. наделены соответствующими полномочиями государством, что фактически трансформирует разновидности государственного и негосударственного контроля в государственный финансовый контроль.

Читайте так же:  Когда придет возврат подоходного налога

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9661 — | 7398 — или читать все.

Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля

Меры валютного воздействия являются в России самой несовершенной составной в механизме регулирования ВЭД. Валютный контроль — один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство России и Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

С 1994 г. валютный контроль таможенных органов получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК совместно с ЦБ РФ автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами.

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть доходов предприятий и госбюджета.

Достигнутый уровень непоступления валютной выручки в 2002 г. максимально приблизился к сложившемуся показателю непоступления валютной выручки в развитых странах. Такое положение отражает в том числе и результаты предпринимаемых мер валютного контроля со стороны ЦБ России и ФТС России.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывает влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений. Валютное регулирование представляет собой комплекс мер. По управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов. С помощью инструментов валютного регулирования

Действующая система таможенно-валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:

— ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

— возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., Таможенным кодексом, положениями, принимаемыми ФТС, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Валютный контроль, проводимый таможенными органами в неторговом обороте.

Валютный контроль, проводимый таможенными органами в неторговом обороте.

9.Предпосылки и условия международной интеграции России в таможенном деле.

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации.. Опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей

В области обучения кадров ВТО ориентирует там. службы на развитие нац. систем организации обучения, создание или модернизацию собственных учебных центров, пропагандирует метод профессиональной подготовки путем «обучения обучающих», разрабатывает учебные модули по отдельным там. технологиям, обобщает и распространяет опыт применения современных методов обучения и оценкам эффективности подготовки таможенных кадров. ВТО разработаны Правила определения там.стомости тов., Правила опред страны просхожд. Тов., Соглашение по предотгрузочной инспекции тов., Соглашение по процедурам ИМ лицензирования, Согл. По ЭК субсидиям и компенсац. Пошлинам, Согл. По временным защитным мерам во внешней торговле, Согл. По внешнеторговым аспектам защиты прав интеллект. Собственности. –оказывает влияние на формирование там. политики стран-уч. ВТО и всех государств, стремящихся к открытости экономики.

Основные таможенные режимы

Основные таможенные режимы: 1. Выпуск для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. 2. Экспорт — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. 3. Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Читайте так же:  На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается

Таможенный режим — в широком смысле — регламентация, применяемая к товарам, пересекающим границу государства.

Таможенный режим — по законодательству РФ — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Статья 155. Виды таможенных режимов

1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

выпуск для внутреннего потребления;

международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории;

переработка для внутреннего потребления;

переработка вне таможенной территории;

свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

иные специальные таможенные режимы.

2. Таможенные режимы устанавливаются настоящим Кодексом.

Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

6)там.досмотр товаров и трансп. Средств (проводимый Уполном.должностн.лицами там органа досмотр товара и трансп.средств Связанный со снятие пломб,печтий и иных средств индефик. товаровСкрытием упаковки товаров или грузов.помещения трансп.средства либо емкостей Контейнеров и иных мест где находятся или могут находится товары)7)личный досмотр(как исключ.форма там .контроля может быть проведенПо решению начальника там.органа или лица его замещающего при наличииОснований предпологать что физ.лицо следующ.через гос.гран РФ и нах в зонеТам.контроля или транзитной зоны аэропорта,открытого для междунар. Сообщения Скрывает при себе и добровольно не выдает товары,запрещенные к ввозу на там.тер. И вывозу с этой территории или перемещаемые см нарушением порядка)8)проверка маркировки товаров спец.марками.наличия на них идентиф.знаков(для Подтверждения легальности их ввоза на там.тер.в случаях предусмотренныхФед.законом и иными провавыми актами РФ.Отсутствие на таварах вышеук.спец марок,идентиф.знаков или иных способов обознач товара расматр.как подтверждение Факта ввоза товара на там.тер.бнз производства там офррмления и выпуска Товаров,если лицо у которого такие товары обнаружены,не докажет обратное)9)осмотр помещений и территории для целей там.контроля(провод.в целях

Подтвержд налич. товаров и трсредств нах.под там.контролемв том числе Условно выпущенных на складах времен.хран.,там.складах.в помещ магаз

Беспошл торговли,а так же у лиц у кот.д. находится товары в соответ.С условиями там.процедур или там режимов предусм.тк.)10)там.ревизия(проверку факта выпуска товаров,так же достоверенности

Сверяется со сведениями б/учета.

23.Цели и задачи налогового контроля.

1. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном настоящей главой. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
3. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Основные фонды в там. деле.

Капитальное строительство.

37. Финансовое планирование в там.органах.

Валютный контроль, проводимый таможенными органами в неторговом обороте.

9.Предпосылки и условия международной интеграции России в таможенном деле.

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации.. Опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей

В области обучения кадров ВТО ориентирует там. службы на развитие нац. систем организации обучения, создание или модернизацию собственных учебных центров, пропагандирует метод профессиональной подготовки путем «обучения обучающих», разрабатывает учебные модули по отдельным там. технологиям, обобщает и распространяет опыт применения современных методов обучения и оценкам эффективности подготовки таможенных кадров. ВТО разработаны Правила определения там.стомости тов., Правила опред страны просхожд. Тов., Соглашение по предотгрузочной инспекции тов., Соглашение по процедурам ИМ лицензирования, Согл. По ЭК субсидиям и компенсац. Пошлинам, Согл. По временным защитным мерам во внешней торговле, Согл. По внешнеторговым аспектам защиты прав интеллект. Собственности. –оказывает влияние на формирование там. политики стран-уч. ВТО и всех государств, стремящихся к открытости экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Источники

Роль валютного контроля в таможенном деле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here