Рассмотрение материалов проверки налоговыми органами

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Рассмотрение материалов проверки налоговыми органами" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Порядок рассмотрения материалов проверки

Как правило, со стороны инспекции на рассмотрении присутствуют руководитель ИФНС либо его заместитель (это будет основной ваш собеседник), а также представители правового отдела и инспекторы, проводившие проверку. При необходимости эти сотрудники могут пояснить начальнику инспекции какие-то моменты, связанные с проверкой либо с основаниями доначислений. Или рассказать о судебной перспективе спора с налогоплательщиком.

Вначале руководитель ИФНС представляется, объявляет, материалы какой проверки будут рассматриваться, проверяет явку представителей налогоплательщика, их полномочия, разъясняет им их права и обязанност

Если налогоплательщик был извещен о рассмотрении материалов проверки по всем правилам, однако ни он, ни его представители туда не явились, начальник инспекции может принять решение отложить рассмотрение, если сочтет, что присутствие налогоплательщика необходим В этом случае о новом месте и дате рассмотрения материалов вас также должны надлежаще уведомить.

Ваши аргументы

Далее вас попросят кратко изложить возражения, сообщить дополнительные доводы или представить документы в подтверждение заявленных. После этого начальник заслушивает мнение инспекторов относительно обоснованности возражений. Нередко он совещается с подчиненными тайно. Для этого представителей налогоплательщика просят на время совещания покинуть кабинет.

Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки

При рассмотрении материалов проверки долже вестись протоко С согласия налогоплательщика (его представителя) процедура рассмотрения может быть записана на аудионоситель. Впоследствии эта запись будет приобщена к протокол экземпляр которого вам должны выдать под расписку по окончании рассмотрения.

Рассмотрение материалов проверки: готовимся и возражаем

Что принести с собой в инспекцию и как себя вести

Проверка позади. И, скорее всего, вы уже написали возражения на акт проверки. Но впереди еще один этап — рассмотрение материалов проверк и п. 6 ст. 100 НК РФ . А для того чтобы «отбить» у налоговиков начисления, которые они сделали по итогам проверки и с которыми вы не согласны, нужно прийти в инспекцию, что называется, во всеоружии.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.
Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация сроки сдачи

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения. Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Порядок вынесения решения

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.
Читайте так же:  В ходе проведения выездной налоговой проверки

Как будет проходить рассмотрение материалов

Рассмотрение материалов проверки состоит из следующих этапов:

ЭТАП 1.

Подготовительные мероприятия, во время которых руководитель налоговой инспекции, а чаще его заместител ь п. 3 ст. 101 НК РФ :

  • представляется и оглашает, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • проверяет явку лиц, приглашенных на рассмотрение;
  • проверяет ваши полномочия и полномочия других представителей вашей организации;
  • разъясняет участвующим лицам их права и обязанности;

ЭТАП 2.

Исследование материалов налоговой проверк и пп. 4, 5 ст. 101 НК РФ . На этом этапе заместитель руководителя налогового органа (руководитель) устанавливае т п. 5 ст. 101 НК РФ :

  • нарушила ли ваша организация налоговое законодательство;
  • имеются ли основания для привлечения к ответственности;
  • есть ли обстоятельства, исключающие вину вашей организации в совершении налогового правонарушения либо смягчающие или отягчающие ответственность за его совершени е статьи 111, 112 НК РФ .

Эта процедура выглядит так: сначала зачитывается акт проверки, потом — ваши возражения. После этого происходят, так сказать, прения сторон. Обольщаться не стоит. На этой стадии «отбить» все доначисления, с которыми вы не согласны, вряд ли получится. Ведь рассмотрение материалов проверки и ваших возражений достаточно формально: вы говорите, что не виноваты, а налоговики говорят что-нибудь вроде «доказательства свидетельствуют об обратном».

Препираться с налоговиками можно долго. Но не факт, что в итоге все решится здесь и сейчас, вас могут подвергнуть новым проверочным испытаниям

ЭТАП 3.

Вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов решени я п. 7 ст. 101 НК РФ :

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Однако сразу свое решение налоговики вам не огласят. Нужно подождать, пока они его подготовят. Готовое решени е п. 9 ст. 101 НК РФ :

  • вручат вам лично — в течение 5 дней со дня его вынесения, если вы зайдете за ним в ИФНС с доверенностью;
  • направят по почте заказным письмом. Обратите внимание, что тогда оно будет считаться полученным по истечении 6 дней с даты, когда направлено письмо.

Имейте в виду: если налоговики решат, что им нужны дополнительные доказательства вашей вины, то они могут назначить и дополнительные мероприятия налогового контрол я п. 6 ст. 101 НК РФ . Тогда процедура повторится и вас опять вызовут на рассмотрение результатов дополнительных мероприятий и дадут возможность представить свои возражени я Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09 .

Еще до получения решения налогового органа готовьте апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Так как, скорее всего, решение налогового органа будет дублировать акт проверки. Тем более что, подав жалобу, вы отсрочите вступление решения налоговиков в законную силу.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Оформление результатов налоговой проверки (ст. 100 НК РФ)

Составление акта
Выездная проверка Камеральная проверка при выявлении нарушений
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке* В течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки
Вручение акта
В течение пяти дней с даты этого акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 днейсо дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

Читайте так же:  В какой суд обращаться по налоговым спорам

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 Кодекса, если вышестоящий налоговый орган не отменит указанное решение, оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе к привлечению к ответственности) налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение принятого решения (п. 10 ст. 101 Кодекса).

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

Если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

О правах налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки (включая допмероприятия) и на представление возражений по ним

Вопрос: Обязан ли руководитель налогового органа оглашать материалы проверки во время исследования материалов налоговой проверки, а также оглашать письменные доказательства из материалов налогового дела с целью соблюдения права налогоплательщика на представление объяснений?

Обязан ли руководитель налогового органа предоставлять возможность налогоплательщику представить объяснения по материалам проверки и на какой стадии рассмотрения?

Имеет ли право налогоплательщик снимать копии с материалов дела налоговой проверки при наличии собственных технических устройств?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18189

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам о применении ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право в том числе: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.

На основании п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

В соответствии с п. 3 ст. 100 Кодекса в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (пп. 12, 13).

Пунктом 6 ст. 100 Кодекса установлено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить письменные возражения по указанному акту. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 ст. 101 Кодекса решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 2 п. 2 ст. 101 Кодекса).

Читайте так же:  Оформить справку 3 ндфл для налогового вычета

Указанное ознакомление может включать снятие копий соответствующих материалов.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 101 Кодекса перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности.

В соответствии с п. 4 ст. 101 Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В силу абз. 2 п. 4 ст. 101 Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Таким образом, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Обзор судебной практики по делам об оспаривании решений налоговых органов в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок.

О Б З О Р
практики по делам об оспаривании решений налоговых органов в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения
материалов налоговых проверок и принятия таких решений,
рассмотренным Арбитражным судом Вологодской области

4. Признавая уведомление налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки надлежащим, инспекция должна располагать соответствующими доказательствами.
Оспаривая решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности, предприниматель сослался на процедурные нарушения (дело № А13-14116/2009 ), а именно ненадлежащее извещение о времени и месте проведения проверки.

Как следовало из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя о чем составлен акт от 26.01.2009.
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 12.05.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Что взять с собой

После получения акта налоговой проверки у вас было время для подготовки и подачи в ИФНС письменных возражени й п. 6 ст. 100 НК РФ . Если вы успели это сделать, то возьмите с собой на рассмотрение материалов проверки экземпляр этого документа. Так вам будет легче обосновывать свои утверждения. Кроме того, эти возражения будут служить вам своеобразной памяткой на случай, если вы что-нибудь забудете или растеряетесь.

Если же вы не успели подготовить письменные возражения, то просто структурируйте все свои претензии к налоговикам на бумаге. В последующем ваши записи могут стать основой апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Также возьмите с собой Налоговый кодекс, к нормам которого будет удобно апеллировать при отстаивании своих интересов, и сам акт налоговой проверк и пп. 5, 6 ст. 100 НК РФ , а также приложенные к нему документы. Если в возражениях вы ссылаетесь на какие-либо письменные доказательства, запаситесь их копиями. Калькулятор и ручка тоже никогда не помешают.

Готовим доверенность

Идти в инспекцию на рассмотрение материалов проверки вместе с руководителем вовсе не обязательно. Во-первых, он вряд ли знает о вашем учете и порядке начисления налогов больше, чем вы, или хотя бы столько же. То есть ответить на вопросы налоговиков он, скорее всего, не сможет. Во-вторых, вы чаще общаетесь с налоговиками и уже знаете их психологию и манеру поведени я п. 1 ст. 27 НК РФ . На рассмотрении материалов проверки вы увидите эмоциональный настрой налоговиков, поймете, готовы ли они идти до конца (то есть суда), отстаивая какие-то доначисления. А может быть, доводы, приведенные в письменных возражениях, уже почти убедили их «убрать» какие-либо суммы из акта проверки.

В любом случае для присутствия на рассмотрении возражений вам нужна доверенность.

Если у вас есть общая доверенность на представление интересов вашей организации в налоговых органах, то возьмите ее с собой. Если же ваша доверенность дает вам право только представлять в инспекцию налоговую и бухгалтерскую отчетность, то необходимо сделать еще одну доверенност ь п. 1 ст. 26, пп. 1, 3 ст. 29 НК РФ . Оформить ее можно так.

Доверенность

16 ноября 2010 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Лютик» (ИНН 7703519488, КПП 770301001, ОГРН 1109847002248, далее — Общество) в лице директора Пчелкина Анатолия Николаевича, действующего на основании Устава, уполномочивает Цветкову Татьяну Игоревну (паспорт серии 45 05 № 123654, выдан УВД Ярославского района по г. Москвы 30.12.2009, код подразделения представлять интересы Общества в налоговых органах РФ и совершать все необходимые для этого действия, в том числе участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок, представлять, запрашивать и получать от имени Общества любые документы.

Читайте так же:  Срок постановки на торговый сбор

Настоящая доверенность выдана сроком на 1 год без права передоверия.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Источники

Рассмотрение материалов проверки налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here