Проверка выручки налоговой

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Проверка выручки налоговой" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Проверка выручки налоговой

Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.

Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.

Показатели Показатели налоговой нагрузки Отклонение от среднеотраслевой нагрузки
Среднеотраслевая Фактическая *
Совокупная нагрузка (без НДПИ и акцизов), %
Совокупная нагрузка (с учетом НДПИ и акцизов), %
Нагрузка по налогу на прибыль, %
Нагрузка по НДС, %

* Для сравнения показателей фактической налоговой нагрузки Вашего предприятия со средними значениями в отрасли воспользуйтесь налоговым калькулятором.

Уважаемый пользователь!

Дополнительно рекомендуем обратить внимание на показатели рентабельности продаж и средней заработной платы в отрасли.

Показатели Среднеотраслевые индикаторы
Рентабельность продаж, %
Средняя заработная плата, рублей в месяц

** — для отсутствующих значений средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по определенному виду экономической деятельности рекомендуется ориентироваться на значение заработной платы по виду экономической деятельности в соответствующем году в ближайших регионах.

Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?

Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.

Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:

  • анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
  • удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
  • наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
  • контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.

Проверка контрольно-кассовой техники

Перед снятием фискальных или сменных отчетов сотрудники ИФНС осмотрят контрольно-кассовую технику и проверят документацию к ней. В частности, убедятся, что заводской и регистрационный номер каждой машины, а также ИНН ее владельца совпадают с данными, внесенными в регистрационную карточку.

От себя добавим, что контролеры могут проверить, не применялось ли устройство для «скручивания» выручки. Такие устройства незаконны, и работают они следующим образом. При получении денег от покупателя машина печатает чек, но данные в блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не передает. В результате информация о выручке нигде не сохраняется, как будто самой операции никогда не было.
Поскольку обнаружить подобное устройство очень непросто, инспекторам разрешено обращаться за помощью. В комментируемом регламенте есть фраза: «При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации)».

Привлеченные знатоки анализируют чеки, а именно помещенные на них криптографические коды. Если чек напечатан при помощи незаконного устройства, то на нем расположен не настоящий, а «липовый» код, и эксперты определят это при помощи компьютерных программ.

Результаты проверки

Акт проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Производство по делу об административном правонарушении

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет сколько процентов

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);
  • когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. № А 05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. № А 09-7032/06-30);
  • когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей, и вы избежите наказания.

Как инспекторы должны проверять наличную выручку

У налоговиков появился регламент, где четко прописано, как нужно контролировать полноту учета наличной выручки. В документе в числе прочего названы максимальные сроки ревизии, приведен перечень проверяемых документов и указаны методы, которые должны применять инспекторы. Кроме того, в регламенте даны четкие инструкции относительно того, куда проверяемое лицо может пожаловаться на ревизоров, если те нарушили его права.

Оформление результатов

Последняя, четвертая процедура – это оформление результатов. Оно заключается в составлении акта, а при выявлении нарушения – в возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Максимальный срок, отведенный для этой процедуры, составляет 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение ревизии.

Вводная часть

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей – одна из государственных функций. Для каждой государственной функции необходим регламент, который является нормативным правовым актом (необходимость разработки регламентов исполнения государственных функций введена постановлением Правительства РФ от 16.05.11 № 373).

Регламент по проверке наличной выручки утвержден приказом ФНС России от 17.10.11 № 133н и начал действовать 17 февраля 2012 года.

Проверка бланков строгой отчетности

У организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги и не применяют кассовую технику, ревизоры проверят бланки строгой отчетности (БСО). В случае, когда такие бланки производятся посредством автоматизированной системы, налоговики затребуют информацию из системы о выпущенных бланках.

В ходе ревизии инспекторы посмотрят книгу учета бланков, акты приемки и акты инвентаризации БСО и узнают, сколько бланков за тот или иной период использовала организация или ИП. Потом фискалы пересчитают копии использованных бланков (корешки документов), хранящиеся в компании или у предпринимателя. Если число корешков не совпадет с количеством банков, указанным в других документах, ревизоры потребуют письменных объяснений.

Наконец, проверяющие сложат суммы, указанные в копиях использованных БСО (корешках) с величиной выручки по данным учета. При несовпадении проверяемому лицу придется дать объяснения. Если они не убедят контролеров, те зафиксируют нарушение.

Проверка хозяйственных операций

В рамках третьей процедуры происходит проверка полноты учета выручки денежных средств. Здесь хозяйственные и финансовые операции подвергаются документальному и фактическому изучению. Документальное изучение – это анализ и оценка «первички», а фактическое изучение – осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет и экспертиза. На данном этапе налоговики вправе проконтролировать либо все без исключения операции (сплошной метод), либо часть операций (выборочный метод). В любом случае третья административная процедура не может длиться более 20–ти рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку.

Как проверят полноту учета выручки

В ходе проверки контролеры обязаны удостовериться, что вся наличная выручка отражена в отчетности. Для этого ревизорам придется совершить ряд действий.

Прежде всего – пересчитать наличность в денежном ящике ККТ с учетом тех средств, которые были получены кассиром в начале рабочего дня в качестве разменной монеты. Полученную сумму налоговики должны зафиксировать в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

Затем ревизорам нужно взять у кассира расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Также кассир должен расписаться в том, что не утаил документы, сформированные с начала текущего рабочего дня. К таким документам относятся квитанции, «приходники», справки-отчеты, сведения о показаниях счетчиков, информация о выручке и акты о возврате денег покупателями по неиспользованным чекам. Расписка кассира является составной частью акта о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

После этого инспекторам следует сверить фактический остаток наличности с данными, отраженными в фискальном отчете, в контрольной ленте и в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сравнят с приходными ордерами, кассовыми отчетами, данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Обнаружив несовпадение, налоговики попросят кассира (или другого работника) дать письменное объяснение. Если фискалы сочтут, что объяснение неубедительно, то зафиксируют нарушение.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

2. рассмотрение инспекторами документов;

3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

4. оформление результатов исполнения государственной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

Важно

Из бератора «К вам пришла проверка» вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн.

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.
Читайте так же:  Срок подачи документов на возврат подоходного налога

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Полномочия предпринимателей

  1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
  2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
  3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
  4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
  5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит. С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.

Как проходит проверка оприходованной выручки

Порядок проверки полноты учета выручки определен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н (далее – Регламент).

Для проведения такой проверки руководитель или замруководителя налоговой инспекции должен принять соответствующее решение. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить поручение и служебные удостоверения. Проверка проводится на территории компании (у предпринимателя). Инспекторы имеют право:

— беспрепятственного доступа к кассовой технике;

— запрашивать документы, связанные с применением ККТ и учетом денег;

— проверять наличные деньги в кассе и бланки строгой отчетности;

— получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;

— получать необходимые объяснения, справки и сведения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— получать пароли ККТ, необходимые для снятия показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

— взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

— привлекать к административной ответственности.

Максимальный срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Какие документы проверяют инспекторы

Перечень проверяемых документов установлен Регламентом. Сюда входят:

— акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

— журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;

-распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ;

— приходные и расходные кассовые ордера;

— журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

— авансовые отчеты, кассовая книга и др.

Инспекторы сравнивают сумму «налички», находящейся в денежном ящике кассового аппарата, с фискальным отчетом, контрольной лентой и записями в журнале кассира-операциониста.

Записи в журнале сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектор вправе получить письменное объяснение.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов сверяются заводские и регистрационные номера кассовых машин, а также ИНН организации (предпринимателя) с данными в карточке регистрации ККТ. Инспекторы сверяют кассовые чеки, распечатанные на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся чеков.

Когда компании обвиняются в нарушениях

Проследим по материалам арбитражной практики, в каких случаях инспекторы делают вывод о допущенном нарушении.

Читайте так же:  Список документов для имущественного вычета

1.Неоприходование наличных денег

В организации провели проверку полноты учета выручки. Представленные фирмой листы кассовой книги не соответствовали установленным требованиям. Судьи разъяснили, что, если в кассовую книгу не внесены все записи, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров, это означает неоприходование (неполное оприходование) наличных денег в кассу (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. № А69-272/2013). Штраф составил 40 000 руб.

В другом случае инспекторы установили факт неоприходования «налички» при сверке фискальных отчетов с кассовыми документами. Было установлено, что суммы наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, в кассовую книгу не оприходованы. Инспекторы составили протокол об административном правонарушении. Размер штрафа также равен 40 000 руб. (определение ВАС РФ от 11 июля 2013 г. № ВАС-8675/13).

В этом деле интересно то, что судьи не сразу пришли к единому мнению. Суд первой инстанции поддержал компанию и отменил постановление инспекции, но налоговики подали апелляционную жалобу и выиграли спор в суде. Точку в этом деле поставил ВАС.

В следующем деле судьи встали на сторону компании. Инспекторы оштрафовали организацию за то, что выручка была оприходована на основании приходных ордеров, но без подтверждающих документов (контрольно-кассовых лент (Z-отчетов), изъятых из ККТ). Арбитры решили, что здесь нет нарушения порядка ведения кассовых операций (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2013 г. № 15АП-15020/2013).

2.Применение ККТ с нарушениями

Инспекторы при проверке кассовых чеков на специализированном сайте установили, что значения криптографического проверочного кода (КПК) указаны неверно. Информация о данных чеках на контрольной ленте отсутствует. Налоговики решили, что это говорит о несанкционированном вмешательстве в программное обеспечение ККТ для уменьшения выручки. То есть кассовый аппарат не защищает фискальные данные, не обеспечивает долговременное хранение информации о прове

х операциях. Фирму привлекли к ответственности по пункту 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2012 г. № А33-2096/2012). Определением ВАС РФ от 13 ноября 2012 г. № ВАС-14289/12 высшие арбитры поддержали это решение.

Какое время должно быть в кассовом чеке

Контролирующие органы иногда дают противоречивые разъяснения. Рассмотрим такой пример. Кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. В частности, одними из таких реквизитов являются дата и время покупки.

Указанное на пробитом кассовом чеке время покупки не должно отличаться от реального времени наличных расчетов. Расхождение не может превышать 5 минут (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected]). То есть выдавать покупателю кассовый чек, пробитый заранее, нельзя. Налоговики разъяснили, что в таком порядке выдают чеки и организации, торгующие дистанционно (в том числе через интернет-магазины).

Однако заметим, что чуть раньше ФНС России придерживалась иной позиции, согласно которой покупателю можно было передавать кассовый чек, пробитый заранее (письма ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265, от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503). Главное – чтобы в тот же день. Специалисты Минфина России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 разъяснили, что отсутствие на чеке времени (или же расхождение времени покупки с реальным временем) является нарушением требований законодательства. Во избежание споров следует указывать в чеке реальное время. В противном случае свою правоту придется доказывать в суде.

Что происходит по окончании проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В акте инспекторы указывают перечень полученных документов, а также отражают выявленные нарушения. Или же делают запись об их отсутствии.

В письме ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/[email protected] приведена форма акта. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Если в ходе проверки выявлены нарушения, налоговики возбуждают административное производство. Для этого инспектор составляет протокол и направляет его своему руководителю.

Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней. Копия постановления о назначении штрафа вручается под расписку сразу после рассмотрения дела. Или же ее могут выслать по почте в течение трех дней (п. 2 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За какие нарушения могут оштрафовать

Напомним, за какие именно кассовые нарушения организацию или индивидуального предпринимателя могут наказать.

1.Нарушение порядка работы с денежной наличностью

Налоговики штрафуют за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (п. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). То есть прежде всего за неисполнение требований Порядка, утвержденного Указанием Банком России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указания № 3210-У). К таким нарушениям относятся:

  • расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе «налички» свыше установленных лимитов.Размер штрафа в таких случаях составит (п. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях): для фирм – от 40 000 до 50 000 руб.; для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.

2.Нарушение использования ККТ

Кроме того, предупреждение или штраф можно получить за (п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушениями;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег за товар (работу, услугу).

​ Размер штрафа составит от 30 000 до 40 000 руб. – для организации, от 3000 до 4000 руб. – для должностного лица, от 1500 до 2000 руб. – для граждан.

Важно!
Налоговым законодательством предусмотрено только два вида контроля – камеральные и выездные проверки (ст. 88, 89 Налогового кодекса РФ). Контроль полноты учета выручки не выделен в самостоятельный вид проверки.

Налоговики не вправе проводить более двух выездных проверок в течение календарного года в отношении одной фирмы или предпринимателя (п. 5 ст. 89 Налогового кодекса РФ). А как следует из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон № 294), плановые проверки органами контроля могут проводиться не чаще чем раз в три года.

Ограничений в части проверки полноты учета выручки нет. Фактически периодичность такой проверки не ограничена ни одним из действующих нормативных актов. ФНС России подтверждает это в своем письме от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195. Чиновники разъяснили также, что данные проверки не относятся к выездным.

Налоговая проверка полноты учета выручки

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 39

Помимо непосредственно налогового контроля к полномочиям налоговиков относится проверка соблюдения хозяйствующими субъектами кассовой дисциплины. В частности, в данном случае речь идет о контроле за полнотой учета наличной выручки. Проблема в том, что в отношении соответствующих контрольных мероприятий ограничения по срокам, периодичности, охватываемому периоду и т.п., установленные Налоговым кодексом для выездных налоговых проверок, не применяются. Более того, и положения Закона о защите юрлиц и ИП при осуществлении государственного или муниципального контроля здесь также не работают.

Читайте так же:  Основные элементы налога на прибыль организаций

Оборот наличных денежных средств в рамках предпринимательской деятельности находится под строгим контролем государства.

Во-первых, юридические лица и индивидуальные предпринимателя ограничены при наличных расчетах со своими коммерческими партнерами определенным лимитом. В рамках каждого договора с иной организацией или ИП наличными денежными средствами может быть оплачено не более 100 000 руб. (Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У).

Во-вторых, принимая от населения в счет оплаты товаров (работ, услуг) наличные денежные средства, фирмы и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. Отказаться от подобной «привилегии» можно лишь при соблюдении определенных условий и далеко не всем. Причем в большинстве случаев «счастливчикам» просто позволено заменить выдаваемый покупателям кассовый чек альтернативным документом — бланком строгой отчетности либо иным документом, подтверждающим произведенную оплату (Закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее — Закон N 54-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», далее — Порядок).

В-третьих, жестко регламентирован порядок оформления движения наличности в рамках хозяйственной деятельности — от оприходования выручки до выдачи заработной платы и выдачи денежных средств под отчет, а также ее хранения (Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России от 12 октября 2011 г. N 373-П; далее — Положение). В частности, вся наличность, превышающая лимит, рассчитанный по установленным правилам, подлежит сдаче в банк для зачисления на счет хозяйствующего субъекта.

Более того, Минфином выдвинута инициатива по принудительному переходу на выплату заработной платы исключительно безналичным путем. Исключение предусматривается лишь для малого бизнеса, если численность сотрудников не достигает 35 человек (20 — для торговых компаний), и предприятий, расположенных в труднодоступных местностях.

Что будут искать у плательщиков ЕНВД

Как известно, плательщики единого налога на вмененный доход вправе не применять ККТ, а вместо кассовых чеков по просьбе покупателей выдавать другие подтверждающие документы. При проверке ревизоры станут смотреть именно эти документы: товарные чеки, квитанции и пр.

Напомним, что, по мнению налоговиков, «вмененщики», которые оказывают услуги населению, обязаны выдать клиенту один из двух документов: либо кассовый чек, либо БСО. В Федеральной налоговой службе считают, что норма, позволяющая плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, не распространяется на случаи оказания услуг. Поэтому организации и предприниматели, применяющие данный спецрежим, не могут оставить своего клиента без каких-либо подтверждающих документов. Следовательно, придется выбрать один из двух вариантов: или не отказываться от ККТ и пробивать чеки, либо выписывать бланки строгой отчетности. Об этом говорится в письме ФНС России от 10.06.11 № АС-4-2/[email protected] (см. «Налоговики ответили на популярные вопросы применения ККТ»), которым, скорее всего, ревизоры будут руководствоваться при проверке.

К тому же у «вмененщиков» особенно тщательно проверяют кассовую книгу, а также приходные и расходные ордеры. С этого года предпринимателей, в том числе применяющих ЕНВД, обязали вести кассовую документацию наравне с организациями (см. «Новые правила кассовой дисциплины: что изменится в 2012 году»). Что касается компаний на «вмененке», то они и прежде не были освобождены от кассовой дисциплины. Поэтому инспекторы не упускают случая оштрафовать тех, у кого не отражены те или иные операции с наличностью.

Иногда проверяющие специально приходят в понедельник в торговую точку, которая работала все выходные. Если бухгалтер отдыхал в субботу и воскресенье, и не успел заполнить кассовую книгу, магазину придется заплатить штраф.

Проверка на объекте

При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

Полномочия налоговых инспекторов:

Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

Предъявление поручения

Первая процедура называется «предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции». На данном этапе налоговики обязаны продемонстрировать поручение, а также свои служебные удостоверения. Проверяемое лицо должно расписаться в том, что документы предъявлены, указать свою должность и текущую дату. Если представитель компании или ИП откажется поставить подпись, инспекторы отразят это в поручении, но проверку не отменят. На предъявление поручения ревизорам отведено два рабочих дня.

Этапы и сроки проверки

Согласно новому регламенту проверка полноты учета наличной выручки состоит из четырех этапов. Каждый этап – отдельная административная процедура, для которой отведены свои сроки. Суммарная продолжительность всех процедур не может превышать 20-ти рабочих дней. Расскажем о каждой из процедур подробнее.

«Наличный» состав административного нарушения

Согласно ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон N 943-1) полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложены на налоговые органы. Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона N 54-ФЗ. При этом обоими законодательными актами предусмотрено, что в полномочия налоговиков в том числе входят:

  • проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • наложение штрафных санкций в случаях и порядке, которые установлены КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

В частности, п. 2 ст. 14.5 КоАП предусмотрены штрафные санкции в размере от 30 до 40 тыс. руб. — для юридических лиц, и от 3 до 4 тыс. руб. — для индивидуальных предпринимателей:

  • за неприменение ККТ, когда таковое обязательно;
  • использование кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям;
  • эксплуатацию кассового аппарата с нарушением предусмотренного законодательством порядка и условий регистрации и применения ККТ;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в установленных случаях документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа).

Однако помимо этого п. 1 ст. 15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которая может выражаться:

  • в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
  • накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (Письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195).

С неограниченной периодичностью

Прежде всего необходимо отметить, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам. А значит, ограничения на проведение таковых, установленные п. 4 ст. 89 Налогового кодекса, на подобные ревизии не распространяются. Собственно говоря, на это в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195 указали и представители Федеральной налоговой службы.

Читайте так же:  Методика выездных налоговых проверок

Более того, фирмам и предпринимателям не стоит рассчитывать на то, что при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств налоговики будут руководствоваться положениями Закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ). Напомним, что данным Законом предусмотрено, что плановые проверки органами контроля могут проводиться не чаще чем раз в три года (п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В свою очередь, внеплановые проверки могут быть назначены только при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Однако беда в том, что положения Закона N 294-ФЗ распространяются далеко не на все виды контроля, в частности они не имеют силы, если речь идет о финансовом контроле (пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).


Между тем в Письме от 7 июля 2009 г. N ШТ-17-2/[email protected] эксперты ФНС России, к примеру, посчитали, что к мероприятиям финансового государственного контроля относятся проверки в части соблюдения фирмами и предпринимателями кассовой дисциплины. Более того, чиновники заручились в этом вопросе поддержкой Генеральной прокуратуры (Письмо Генпрокуратуры РФ от 25 июня 2009 г. N 73/3-133-2009). Так, правоохранители указали, что полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки хозяйствующих субъектов возложены на налоговые органы ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1. При этом нормы данного Закона, согласно позиции Конституционного Суда РФ, имеют многофункциональное значение и направлены, помимо прочего, на обеспечение фискальных интересов государства и финансовой (в том числе налоговой) дисциплины (Определение КС РФ от 9 июня 2005 г. N 222-О, Постановление от 12 мая 1998 г.). Ведь обязательное использование ККТ вызвано прежде всего необходимостью обеспечения хранения информации, которая нужна для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Таким образом, порядок проведения проверок за полнотой учета выручки регулируется исключительно Регламентом N 133н. И раз уж данный документ периодичность таковых не ограничивает, получается, что действующее законодательство позволяет проводить подобные ревизии сколько угодно раз в год, на что, собственно говоря, и указали представители ФНС России в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195. В свете вышесказанного следует отметить, что Регламентом N 133н не ограничен и период деятельности фирмы или предпринимателя, который может быть охвачен проверкой.

Проверка полноты учета выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения исполнение государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств.

5 этапов проверки

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

  1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
  2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
  3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
  4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
  5. Оформление результатов проверки.

При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов. Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону. Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

Получение документов

Вторая процедура – рассмотрение документов, необходимых для проверки. На данном этапе налоговики запросят бумаги, которые имеют отношение к наличной выручке (см. табл. 1). Организации и предприниматели могут предоставить как оригиналы, так и копии. Заверять копии у нотариуса не нужно, достаточно подписи и «живой» печати компании или ИП.

Получив либо не получив документацию, инспекторы сделают соответствующую отметку в акте проверки. Данная процедура не может продолжаться более одного рабочего дня с даты, когда проверяемое лицо получило поручение на проведение ревизии.

Порядок выявления «наличных» правонарушений

Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях в силу ст. 23.5 КоАП уполномочены налоговые органы. Но прежде, безусловно, нарушение еще необходимо выявить. В этих целях Минфином и были утверждены два регламента:

  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 133н; далее — Регламент N 133н);
  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 132н; далее — Регламент N 132н).

По сути, оба данных документа регламентируют порядок проведения налоговыми инспекторами проверок хозяйствующих субъектов на предмет совершения соответствующих правонарушений.

Согласно п. 19 Регламента N 133н срок такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя инспекции или его зама на исполнение государственной функции. Однако что касается периодичности проведения подобных ревизий, то согласно Регламенту N 133н в отношении плановых проверок таковая устанавливается руководителем Управления ФНС или его замом. В свою очередь, внеплановые ревизии проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов инспекции. Значит ли это, что навещать фирмы или предпринимателя с подобной проверкой налоговые инспекторы вправе неограниченное количество раз в год?

Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки

По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.

Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства.
Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.

Источники

Проверка выручки налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here