Проверка налоговых регистров

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Проверка налоговых регистров" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

Что собой представляет налоговый регистр

Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

  • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
  • Каков метод формирования этой базы?

Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

  • Ошибки и опечатки.
  • Беспорядочное внесение сведений.
  • Наличие пропусков.

Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

Существуют правила, касающиеся хранения НР. Их нужно защищать от несанкционированных попыток исправления. Если необходимо исправить ошибки, процедура предполагает документальное сопровождение. Исправления должны быть заверены.

ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

Примеры

Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

  • Доходы от продажи.
  • Траты, сокращающие доходы от продажи.
  • Внереализационные доходы.
  • Внереализационные траты.

Регистров может быть и больше. Все зависит от нужд конкретной фирмы. К примеру, можно ввести эти НР:

  • Выручка от продажи товаров собственного производства.
  • Выручка от продажи товаров, которые ранее были закуплены оптом.
  • Выручка от продажи прочих изделий.

При оформлении каждого регистра нужно придерживаться положений НК РФ. К примеру, при заполнении регистра «Доходы от продажи» нужно помнить, что выручка должна фиксироваться без учета НДС и акцизов. Соответствующее правило приведено в пункте 1 статьи 248 НК РФ.

Для заполнения такого регистра нужно пользоваться сведениями из бухучета. В частности, счетами 90 и 91. Данные бухучета и сведения в регистрах не должны противоречить друг другу.

Проверка налоговых регистров

Дата публикации 18.02.2019

Использован релиз 3.0.67

Для формирования регистров налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) используются специальные отчеты (раздел: «Отчеты» – «Регистры налогового учета»). Регистры формируются по данным налогового учета, отраженным на счетах бухгалтерского учета и содержат все необходимые реквизиты. Все регистры делятся на четыре группы – регистры формирования отчетных данных, регистры промежуточных отчетов, регистры состояния единицы налогового учета и регистры учета хозяйственных операций.

Формирование регистра налогового учета:

  1. Раздел: ОтчетыРегистры налогового учета.
  2. Перейдите по ссылке с названием соответствующего отчета.
  3. В открывшейся форме:
    • укажите период, за который формируется отчет;
    • по кнопке «Показать настройки» перейдите к настройкам отчета:
      • на закладке «Группировка» выбираются параметры, по которым будут сгруппированы отчеты (рис. 2);
      • на закладке «Отборы» устанавливаются отборы для вывода информации в отчет;
      • на закладке «Дополнительные поля» выбираются дополнительные данные, которые должны быть выведены в отчет и способ их представления (в отдельных колонках или в одной колонке);
      • на закладке «Сортировка» выбираются параметры сортировки показателей для вывода в отчет (по возрастанию или по убыванию);
      • на закладке «Оформление» можно выбрать элементы оформления отчета (цвет шрифта, заливка, стиль, границы и др.), один из готовых вариантов оформления отчета (поле «Вариант оформления») (рис. 2);
    • сформируйте отчет по кнопке «Сформировать» (рис. 3);
    • в большинстве отчетов (налоговых регистров) имеется возможность расшифровки данных вплоть до документа (двойной щелчок мыши по ячейке отчета).

Нужно ли представлять налоговикам регистры бухучета

Л. Елина

Примечание. Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО «Молпродкомплект», г. Барнаул.

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Как должен выглядеть регистр

В НК РФ практически нет сведений, касающихся именно вида регистра. В Кодексе есть только общая информация. То есть задача по оформлению документов возлагается на организации.

Но в статье 313 НК РФ указаны обязательные сведения, которые нужно включить в регистр. В частности, это следующие пункты:

  • Название.
  • Период.
  • Название проделанной операции.
  • Итоги операции в рублях.

Документ заверяется подписью ответственного сотрудника. Подпись сопровождается расшифровкой.

Если это регистр НДФЛ, в него включаются эти сведения:

  • Вид дохода.
  • Льготы по НДФЛ, сокращающие налогооблагаемую базу.
  • Размеры выплат.
  • Даты выплат.
  • Размер исчисленного налога.
  • Дата удержания налога.
  • Информация о платежках, которые подтверждают выплату налога.

Правила, относящиеся к налоговым регистрам, практически идентичны правилам, относящимся к бухгалтерской первичке. А потому у некоторых специалистов возникает вопрос о возможности заменить регистры бухгалтерской документацией. В НК РФ нет запретов касательно этого. Более того, в статье 313 НК РФ есть тому косвенное разрешение. Но в этой же статье прописано, что, если бухгалтерских данных недостаточно, их требуется дополнить. По результатам дополнений и формируется регистр.

ВНИМАНИЕ! Регистры ведутся и в бумажной, и в электронной форме. Электронная документация просто распечатывается, если для этого есть необходимость (к примеру, требование налоговой).

Обязательные реквизиты

Отсутствие унифицированных форматов не дает абсолютной свободы налогоплательщикам в части создания регистров. Так, чиновники предусмотрели ряд обязательных реквизитов, при отсутствии которых документ нельзя считать РНУ. К таковым относят:

Следовательно, аналитические РНУ — это сводные (обобщенные) формы фискального учета, данные которого систематизированы и сгруппированы соответствующим образом ( гл. 25 НК РФ ) за определенный период времени (отчетный период), без разделения по счетам бухучета.

Читайте так же:  Документы для уменьшения подоходного налога

Как разработать форму

Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:

  1. Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
  2. Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.

Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.

Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.

Регистры по налогу на прибыль

Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

Общие контрольные значения в декларации и в налоговых регистрах

Проверить итоговые строки налоговой декларации по Приложениям, связанным между собой, поможет таблица, представленная ниже:

С чем сверяется

Сумма по строке 040 Приложения 1 к листу 02 «Итого сумма доходов от реализации»

Сумма по строке 010 листа 02 «Доходы от реализации»

Сумма по строке 100 Приложения 1 к листу 02 «Внереализационные доходы — всего»

Сумма по строке 020 листа 02 «Внереализационные доходы»

Сумма строки 080 Приложения 2 к листу 02 «Расходы по операциям, отраженным в Приложении 3 к листу 02»

Сумма строки 350 Приложения 3 к листу 02 «Итого расходы по операциям, отраженным в Приложении 3 к листу 02»

Сумма по строке 130 Приложения 2 к листу 02 «Итого признанных расходов»

Сумма по строке 030 листа 02 «Расходы, уменьшающие сумму доходов организации»

Суммы строк 200 и 300 Приложения 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам»

Сумма по строке 040 листа 02 «Внереализационные расходы»

Сумма по строке 360 Приложения 3 к листу 02 «Убытки по операциям, отраженным в Приложении 3 к листу 02»

Сумма по строке 050 листа 02 «Убытки»

Далее проведем сверку значений в декларации по налогу на прибыль с данными налоговых регистров. Эти контрольные соотношения представим в таблице:

Листы декларации по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Приложение 1 к листу 02

Строка 010 «Выручка от реализации — всего» (в том числе строки 011 — 014)

  • расчет налога на прибыль организаций;
  • регистр учета суммы расходов по договорам займа (кредита) (анализ счетов 66, 67)

Строка 100 «Внереализационные доходы» (в том числе строки 101 — 106)

Регистр учета внереализационных доходов текущего периода

Приложение 2 к листу 02

Строка 010 «Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам)», строка 040 «Косвенные расходы — всего»

Расчет налога на прибыль организаций

Строка 042 «Расходы на капитальные вложения в соответствии с абзацем вторым пункта 9 ст. 258 НК РФ в размере не более 10%», строка 043 «Расходы на капитальные вложения в соответствии с абзацем вторым пункта 9 ст. 258 НК РФ в размере не более 30%»

Регистр — расчет амортизационной премии (анализ счета 01 с признаком НУ)

Строка 052 «Косвенные расходы на НИОКР»

Регистр — расчет суммы расходов на НИОКР

Строка 060 «Цена приобретения реализованного прочего имущества и расходы, связанные с ее реализацией»

Регистр учета доходов и расходов от реализации прочего имущества

Строка 100 «Сумма убытка от реализации амортизируемого имущества, относящаяся к расходам текущего отчетного (налогового) периода»

Регистр учета убытка от реализации амортизируемого имущества

Строка 200 «Внереализационные расходы — всего» (в том числе строки 201 — 206)

  • регистр учета внереализационных расходов текущего периода;
  • расчет налога на прибыль организаций;
  • регистр учета суммы расходов по договорам займа (кредита)

Строка 300 «Убытки, приравненные к внереализационным расходам, — всего» (в том числе строки 301, 302)

  • регистр учета внереализационных расходов текущего периода;
  • расчет налога на прибыль организаций. Нужно проверить обоснованность включения убытков прошлых лет в отчетный период

Приложение 3 к листу 02

Строка 030 «Выручка от реализации амортизируемого имущества» — строка 040 «Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией» = строка 050 «Прибыль от реализации амортизируемого имущества» — строка 060 «Убытки от реализации амортизируемого имущества»

Регистр учета доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества

Видео (кликните для воспроизведения).

Приложение 4 к листу 02 (заполняется по итогам отчетного года и I квартала)

Строка 010 «Остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода — всего (в том числе строки 040 — 130), строка 160 «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода — всего» (в том числе строка 161)

Читайте так же:  Отчетность ип упрощенка доходы

Оборотно-сальдовая ведомость счета 97.10 «Убытки прошлых лет» (с признаком НУ)

ЭЖ Вопрос-ответ

Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов, налоговых консультантов и руководителей, интересующихся проблемами налогообложения.

Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей. На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты ЭЖ, специалисты ФНС и Минфина России, консультанты известных аудиторских фирм.

Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 80 полос.

Регистры налогового учета: стандарты и принципы ведения

Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.

Можно ли не разрабатывать формы регистров?

Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

Актуальные образцы

Итак, какие использовать аналитические регистры налогового учета, образец, самостоятельно решает налогоплательщик. Причем необходимо предусмотреть специальные формы по всем налоговым обязательствам, которые исчисляет и уплачивает организация. Так, по одному налогу компания может применять несколько бланков. Например, виды аналитических регистров налогового учета:

  1. Доходы от реализации.
  2. Расходы, которые уменьшают реализационные доходы.
  3. Внереализационные доходы.
  4. Внереализационные затраты.

Такие документы допустимо формировать на основании данных бухучета по соответствующим счетам (20, 26, 43, 44, 90, 91). Важно помнить, что не все расходные и доходные операции, отраженные в бухучете, подлежат отражению в НУ. Некоторые виды затрат и поступлений не нужно включать в РНУ.

Для регистрации сведений по НДФЛ можно преобразовать унифицированный бланк 1-НДФЛ.

Контроль за правильностью составления декларации по налогу на прибыль

«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 4

Начало года вплоть до мая — горячий для бухгалтера период. После подведения итогов и сдачи годовой отчетности необходимо сводить и сдавать отчетность за I квартал 2015 г. 28 апреля — окончательная дата представления декларации по налогу на прибыль. В предыдущем номере журнала экспертом был рассмотрен порядок заполнения новой декларации по налогу на прибыль. В этом номере в дополнение прошлой статьи будет рассказано о контрольных значениях, которые нужно знать бухгалтеру для проверки правильности составления декларации по налогу на прибыль.

Как сформировать регистры

Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

Регистры налогового учета: перечень

Похожие публикации

Все налогоплательщики должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Подводя итог

Порядок составления декларации по налогу на прибыль утвержден в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме». Но в тексте указанного Приложения отсутствуют ссылки на налоговые регистры как на источники информации, поэтому автор учел названный факт и отразил в статье сверку значений в декларации по налогу на прибыль с данными налоговых регистров. К тому же, как известно, налоговая (налогооблагаемая) прибыль отличается от бухгалтерской на временные и постоянные разницы, которые, в свою очередь, образуют отложенные налоговые активы (ОНА), отложенные налоговые обязательства (ОНО), постоянные налоговые активы (ПНА) и постоянные налоговые обязательства (ПНО). Поэтому через данное связующее звено необходимо проверить налоговый учет с бухгалтерским учетом. Только после указанных проверок можно быть уверенным, что декларация по налогу на прибыль составлена без ошибок.

Регистры налогового учета: перечень

Особые требования

Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ ( ст. 313 НК РФ ):

  • сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
  • аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
  • порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
  • внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
  • исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
  • исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.

Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

(!) При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок , разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) . По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета .

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки . Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета . Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать .

Читайте так же:  Налоговый вычет при строительстве дачного дома

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должно .

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ . Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что .

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен . Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов .

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования . За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ . А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11
Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011
Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10
Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 N А65-406/2013
п. 8.1 ст. 88 НК РФ
Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/[email protected]
подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ
п. 6 ст. 88 НК РФ
утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
подп. «а», «б» п. 3.2 Требований (приложение N 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected])
см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 N А13-3557/2012
Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 N А64-5847/2012
Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12, от 08.04.2008 N 15333/07; 9 ААС от 28.01.2015 N 09АП-54933/2014; ФАС МО от 13.02.2014 N А40-8274/13, от 09.09.2013 N А40-149427/12-140-1074
Письмо Минфина от 25.01.2012 N 07-02-06/10
п. 1 ст. 126 НК РФ
Постановление АС МО от 09.02.2015 N А40-32972/14
п. 5 ст. 93 НК РФ
п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ
ст. 126 НК РФ
статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

igorstevanovic / Shutterstock.com

В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. В 2017 году после получения декларации за 2016 год налоговый орган выставил организации требование о представлении первичных документов, подтверждающих финансовый результат 2014 года на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса. После того как организация представила в ИФНС затребованные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствовали ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации и не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. В связи с этим у компании возник вопрос: имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] , письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected]).

В рассмотренной ситуации ИФНС имела право затребовать только пояснения, но не первичные документы. Если же в налоговой декларации были бы обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами НК РФ (ст. 88 НК РФ), то истребовалась бы «первичка», в том числе данные регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако рассматриваемая ситуация ни к одному из этих случаев не относится.

Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов. Согласно налоговому законодательству, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) . По смыслу данной нормы налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок. Возможности направления в адрес налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц требования о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в котором указано, что истребуемые документы необходимо представить в связи с проведением камеральной налоговой проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, положениями НК РФ не предусмотрено.

Читайте так же:  Кбк налог на имущество для организаций

Права запрашивать такие пояснения по декларациям, в отношении которых камеральная проверка завершена, ст. 88 НК РФ и иные положения НК РФ налоговому органу не предоставляют (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Штраф за непредставление регистров бухгалтерского учета

Материал для подписчиков издания «ЭЖ Вопрос-ответ». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

(!) Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля .

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам .

(+) Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости .

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению .

(!) При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий .

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное — чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

(!) По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами . Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся. Однако это не так — просто эти разъяснения надо правильно понимать.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/[email protected] идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации. Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов .

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок».

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации . Но это редкий случай.

Сверка аналитических регистров налогового учета с данными бухгалтерского учета

Согласно ст. 313 НК РФ (гл. 25) в организации должен быть организован налоговый учет. В программе «1С: Бухгалтерия» и в других программах, например в немецкой программе SAP, налоговый учет можно вести автоматически. Для целей ведения налогового учета в «1С: Бухгалтерия» предусмотрен специальный налоговый план счетов.

К сведению. Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

В бухгалтерских программах для получения достоверных данных налогового учета, возможно, потребуются дополнительные настройки программистов. Однако налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, поэтому в произвольном виде на бумажном носителе также можно оформлять документы, но они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Понятие аналитических регистров налогового учета рассмотрено в ст. 314 НК РФ (гл. 25).

Для проведения сверки необходимо сформировать, распечатать и подписать регистры налогового учета. С целью контроля за правильностью составления декларации по налогу на прибыль нужно проанализировать следующие регистры налогового учета:

  • регистр учета доходов текущего периода;
  • регистр учета прямых затрат и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • регистр учета внереализационных расходов текущего периода;
  • регистр учета внереализационных доходов текущего периода;
  • регистр учета доходов и расходов от реализации прочего имущества;
  • регистр расчета распределения расходов на остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных;
  • регистр расчета распределения расходов на остатки незавершенного производства (НЗП), готовой продукции (ГП) и товаров отгруженных (ТО);
  • расчет налога на прибыль организаций;
  • расчет налоговой базы по налогу на прибыль и прочие регистры.

Последовательность проверки можно представить следующим образом.

Во-первых, если регистры формируются в бухгалтерской программе, нужно проверить, чтобы в графе «контроль» не было расхождений.

Во-вторых, необходимо провести сверку данных аналитического регистра расчета налоговой базы по налогу на прибыль с анализом счета 68.04.2 «Расчеты налога на прибыль» по данным счетов 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 99 «Прибыли и убытки».

Читайте так же:  Сущность и виды финансового контроля

К сведению. В бухгалтерских программах:

  • счет 68.04 — «Налог на прибыль»;
  • счет 68.04.1 — «Расчеты с бюджетом»;
  • счет 68.04.2 — «Расчет налога на прибыль».

В-третьих, следует провести сверку данных в регистре налогового учета прямых затрат и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства с регистром расчета распределения расходов на остатки НЗП, ГП и ТО и регистром расчета налоговой базы по налогу на прибыль, а также с анализом затратных счетов 20, 21, 23, 25, 26, 29, 41, 44, 43 в бухгалтерском и налоговом учете.

В-четвертых, в регистре налогового учета прямых затрат и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства необходимо проверить обоснованность состава прямых и косвенных расходов.

Обратите внимание! К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

В-пятых, данные по доходам аналитического регистра расчета налоговой базы по налогу на прибыль должны быть сверены с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 91.01 «Прочие доходы» (по субсчетам) в налоговом учете с признаком НУ и с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 90.01 «Выручка» в налоговом учете с признаком НУ. Данные по расходам регистра расчета налоговой базы по налогу на прибыль — с данными по оборотно-сальдовой ведомости счета 91.02 «Прочие расходы» (по субсчетам) в налоговом учете с признаком НУ и с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 90.02 «Себестоимость продаж» в налоговом учете с признаком НУ.

В-шестых, необходимо сверить данные регистра расчета налога на прибыль организаций с данными регистра учета доходов текущего периода. Для проверки аналитики данных в регистре учета доходов текущего периода необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету 90 «Продажи» (по субсчетам и номенклатурным группам).

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.

Источники

Проверка налоговых регистров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here