Процесс проведения налоговых проверок

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Процесс проведения налоговых проверок" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

О количестве необходимых проверок

Требуется наличие мотивирующего запроса, чтобы провести две и более выездные проверки по месту нахождения того или иного предприятия. Запрос не направляется, если целесообразность проведения мероприятия отсутствует. Налоговому органу-отправителю запроса получатель обязательно сообщает о своём решении.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Дополнительные особенности и рекомендации

Налоговые органы могут направлять запросы в банки и другие подобные финансовые организации, чтобы проверить, нет ли у проверяемого дополнительных источников доходов.

Решение о привлечении к ответственности за существующие нарушения можно обжаловать в судебном порядке. Главное требование – чтобы само решение не вступило в силу до того момента, как его решат обжаловать. В апелляционном порядке жалобы подают не позднее, чем через 10 дней после того, как вторая сторона получила своё решение.

В вышестоящем налоговом органе ответить на жалобу должны максимум за десять дней со дня её получения. Руководитель налогового органа имеет право на продление этого срока. Если это необходимо для того, чтобы получить все документы, вызывающие вопросы. Но продлить время рассмотрения вопроса можно не более, чем на 2 недели.

Выездные налоговые проверки – сложные процедуры. У них есть множество нюансов, вызывающих вопросы у каждой из сторон. Потому рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, чтобы защитить свои интересы, и быть готовым к возможным последствиям.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Процесс проведения налоговых проверок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налоговые проверки

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

Читайте так же:  Сколько длится камеральная налоговая проверка декларации

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Рекомендации по проведению проверок

Чаще всего на практике рекомендуют использовать выборочный метод, а не сплошной. Применение последнего часто становится невозможным. Не только по объективным, но и по субъективным причинам.

Должностные лица тогда самостоятельно определяют степень охвата имеющейся документации. Есть множество вопросов, которые во время таких мероприятий требуют дополнительного контроля.

Например, специалисты проверяют, полностью ли были устранены нарушения, выявленные во время предыдущих мероприятий. Выясняется, не появились ли новые нарушения, аналогичные тем, что были выявлены ранее. Обязательно проверить, соответствуют ли действительности данные, указанные в документах, передаваемых налоговым органам.

  1. Проверяется, насколько обоснованы с экономической и документальной точек зрения имеющиеся на предприятии расходы. Правомерно ли применение вычетов в каждой конкретной ситуации? Проверяются документы, имеющие статус недостоверных. Проводятся другие контрольные мероприятия, призванные подтвердить недостоверность предоставленных данных.
  2. Контроля требует правильность расходов, связанных с агентскими договорами, договорами по комиссии, и другим подобным сделкам. Отдельный контроль проводится для отношений с контрагентами, проведённых расчётов.

Проверка без потерь

Это лишь некоторые факторы, на которые обращают внимание специалисты, прибывшие для проверки. Порядок оформления хозяйственных операций в виде первичных документов требует повышенного внимания со стороны организаторов и исполнителей мероприятия.

Есть специальные процедуры для проверки каждого отдельного документа, с помощью которого в организации ведут учёт.

  • Начинают с формального осмотра. Документ изучают визуально. И смотрят, присутствуют ли в нём все необходимые реквизиты. Соблюдаются ли правила по оформлению, установленные действующим законодательством.
  • Есть анализ арифметический. В данном случае подсчитывают точность приведённых численных показателей первичного документа. Осматриваются отчётные формы, регистры. Для проведения такого мероприятия чаще используют выборочный метод.
  • Правовой осмотр. Здесь главное, чтобы документ соответствовал законодательству страны, действующему в настоящий момент.
  • Наконец, смотрят, соответствует ли оформление хозяйственных операций фактам, которые имели место быть в реальности.

Такие же правила применяются к документам, оформляемым в электронном виде.

Основные понятия

Чтобы проверка классифицировалась именно как налоговая, должно соблюдаться несколько условий:

Порядок проведения проверки

  1. Проверки проводят только должностные лица в налоговых органах, с учётом своей компетенции.
  2. Цель таких проверок – контроль выполнения требований и правил по уплате налогов. Необходимо следить за тем, чтобы предприниматели чётко следовали действующему законодательству.
  3. Субъектами для такой процедуры будут налоговые агенты, плательщики сборов и обычные налогоплательщики.

Строгого определения для выездных проверок не существует. Есть лишь ряд признаков, по которым легко уловить суть этого явления:

  • Особенность выездных проверок – проведение по месту нахождения налогоплательщиков. По месту нахождения налоговых органов процедура проводится только в том случае, если отсутствует помещение, где могут быть размешены инспекторы.
  • Мероприятие требуется для анализа правильности в исчислениях налогов, своевременной уплаты.
  • Уполномоченные лица проводят проверки не дольше, чем 2 месяца. Для этого руководство в налоговых органах издает отдельные распоряжения.
  • В число проверочных действий входит подробный анализ каждого из документов. Это касается не только того, чтобы было предъявлено плательщиком, но и тех бумаг, что запрашиваются уже в ходе проведения мероприятия.
  • 3 года – максимальный срок, который может быть охвачен таким видом контроля.
Читайте так же:  Льготы по ндфл по совместительству

Повторный контроль

Необходимость в нём возникает в случае анализа уточнённых налоговых деклараций, связанных со сборами на прибыль. Повторный анализ проводится, если сумма первоначально заявленного убытка была увеличена.

Но такие мероприятия проводятся и для других видов налогов. Особенно, если они затрагивают вопрос начисления убытков, любого плана. Уменьшение налоговой базы также привлекает внимание проверяющих.

Повторные выездные проверки могут затрагивать максимум три года хозяйственной деятельности, предшествующие году, когда было принято решение о проведении такого мероприятия. Налогоплательщики могут представлять документы не только на бумажных, но и на электронных носителях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Выездные проверки: разновидности

Проверка на месте организации

Программа таких мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого из субъектов. Информацию по каждому из мероприятий включают в соответствующий план. Если они проводятся согласно этому документу – то и называются плановыми.

Но иногда возникает необходимость провести проверку вне зависимости от установленного плана. Например, из-за того, что правоохранительные органы отправили соответствующий запрос. Или по причине задания от вышестоящего руководства.

Выездные налоговые проверки делятся на следующие группы, в зависимости от налогов и сборов, которые подлежат учёту. Определяющим фактором становится количество этих сборов и налогов.

  • Тематические. Должностные лица, ответственные за мероприятие, сами определяют денежные средства, требующие дополнительного контроля. Например, проверяются налоги на доходы физических лиц, единый социальный налог и на прибыль организаций.
  • Комплексные. Требуют контроля буквально каждой суммы, перечисляемой в бюджет налогоплательщиком. Предполагает наличие общего описания каждой из разновидностей налогов.

В каком порядке проводится мероприятие?

В Налоговом Кодексе отсутствует конкретное описание каждого из этапов налоговой проверки. Но можно представить её как непрерывный процесс, в котором один этап сменяет другой.

  • Начинается всё с приёма пакета с документами
  • Потом проводится сама проверка
  • Оформляются результаты
  • Рассматриваются материалы. Выносится итоговое решение по данному мероприятию

Но конкретные этапы в каждом случае выявляются только опытным путём.

Начинаем с планирования, подготовки

Налоговые органы собирают информацию по плательщикам как из внешних, так и из внутренних источников. Если говорить о внутренних источниках, то в их роли выступают лицевые счета, бухгалтерские отчётности, камеральные проверки деклараций, сведения из процессов учёта и государственной регистрации. Внешние источники –другие государственные органы, передающие данные налоговой службе. Это могут быть органы местной и государственной власти, другие физические и юридические лица.

Выездные мероприятия направлены на то, чтобы выявить возможные уклонения от исполнения своих обязательств. По сравнению с камеральными проверками, выездные считаются более глубокими. Потому нет ничего удивительного в том, что итогами таких мероприятий часто считаются доначисления. Ни один контроль не обходится без результатов.

Руководитель налоговых органов сам каждый квартал определяет налогоплательщиков, для которых подобные мероприятия должны быть обязательными. И для каждого из них разрабатывается индивидуальная программа по проверкам. Индивидуально же решается вопрос по специалистам, которые должны входить в комиссию.

Как назначают процедуру?

Это делается только по решению руководителя, оформленным специальным образом. Есть несколько видов данных, которые должны присутствовать в этом документе:

  • Личные данные сотрудников, которые и будут проводить саму проверку
  • Время, за которое надо проверку провести
  • Перечисление налогов, требующих дополнительного контроля
  • Личные данные по налогоплательщику

Мероприятие вместе с его результатами могут признать незаконными, если в документах отсутствует хотя бы небольшая часть этих данных.

Правила проведения мероприятия

Главное требование к любым подобным процедурам – сбор информации, которая могла бы подтвердить наличие правонарушений со стороны налогоплательщика. Разумеется, при наличии предположений и других, косвенных доказательств наличия этих правонарушений.

На что есть право у тех, кто отвечает за эту процедуру?

  • Привлекать специалистов, экспертов с переводчиками
  • Опрашивать свидетелей
  • Вызывать налогоплательщиков, чтобы они дали дополнительные разъяснения по тем или иным фактам
  • Проводить инвентаризацию имущества
  • Осматривать территорию, предметы и документы
  • Проводить выемку
  • Истребовать документы, информацию по конкретным сделкам
  • Требовать другие виды документов
Видео (кликните для воспроизведения).

Для налогоплательщиков главная обязанность во время этой процедуры – предъявление всех сведений, необходимых для успешного завершения. Но проверяющие не могут требовать документы, которые ранее уже отправлялись налоговым органам.

Читайте так же:  Как ответить за нарушения валютного контроля

Окончание мероприятия

Когда все этапы пройдены, по специальной форме составляют записку. В этой записке пишут, что именно подверглось проверке, и за какой срок работу удалось закончить. Справку обязательно должен получить налогоплательщик, либо его официальный представитель.

В этой же справке указывают дату, которая считается днём окончания мероприятия.

Оформление результатов

Результаты оформляются только на основании 100 статьи НК. Этот процесс заключается в составлении специального акта, где и представлена необходимая итоговая проверка. Акт составляется не позднее, чем через два месяца после того, как завершена сама процедура.

Что касается данных, представленных в акте, то они должны касаться:

Решение о проверке

  1. Выводов и предложений по поводу того, как можно было бы устранить существующие нарушения.
  2. Фактов нарушения законодательства с документальным подтверждением. Либо их заменяет подпись о том, что нарушений не обнаружено.
  3. Самих мероприятий, включённых в проверку.
  4. Места жительство физических лиц, либо нахождения организации.
  5. Даты, когда проверка начата и закончена.
  6. Налогов, в отношении которых проводился дополнительный контроль.
  7. Периода проведения мероприятия.
  8. Документов, предоставленных во время проверки.
  9. Даты, когда в налоговые органы была представлена декларация, другие подобные отчётности.
  10. Номера и даты решения руководителя государственной структуры по поводу проведения мероприятия.
  11. ФИО проверяемого лица
  12. Даты, когда был составлен акт по налоговой проверке.

В качестве приложений обязательно надо использовать документы, подтверждающие нарушения в законодательстве. Роль приложений не могут играть только бумаги, ранее уже переданные лицом, в отношении которого и организовали проверку.

О решениях по результатам

Если были выявлены нарушения, то в результатах может присутствовать решение по привлечению к тем или иным видам ответственности. Руководитель налоговых органов может вынести решение:

  • Об отказе в привлечении к ответственности
  • О привлечении к ответственности

Руководитель при этом обязан проверить такие документы, как:

  • Письменная форма возражений от налогоплательщика
  • Проверочные материалы
  • Акт, составленный в результате мероприятий

Пока проверяются материалы, руководитель налоговых органов должен установить:

  • Обстоятельства, из-за которых ответственность смягчается или отягчается, либо вообще может не наступить
  • Наличие оснований для привлечения к ответственности за нарушения
  • Наличие состава правонарушений
  • Подтверждение факта правонарушений

Когда рассмотрение дела завершается, принимается решения на основании всей имеющейся информации. Решение надо принять не позднее чем через 10 дней после того, как истечёт 15-дневный срок на предоставление возражений.

У налоговых органов есть право на продление срока принятия решений. Но продлевать время можно не более, чем на месяц.

О времени, месте рассмотрения документов налогоплательщику необходимо сказать обязательно. Потому что плательщики имеют право участвовать в этом процессе, либо присылать своих представителей.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Читайте так же:  Правовое регулирование правонарушений в финансовой и налоговой

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

Читайте так же:  На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Выездная налоговая проверка: это выполнение каких правил требует?

Любая предпринимательская деятельность требует дополнительного контроля со стороны государственных органов. Налоговые органы, например, контролируют уплаты денежных средств в государственный бюджет. Налоговые проверки – одна из форм для проведения контроля.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа — проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

Источники

Процесс проведения налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here