Процесс камеральной налоговой проверки

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Процесс камеральной налоговой проверки" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Процесс камеральной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ: кто должен сдавать документ?

Несмотря на то, что данному виду налогообложения подлежит абсолютное большинство физических лиц, независимо от статуса, далеко не все подают декларацию в территориальный налоговый орган. Соответственно, возникает резонный вопрос — почему? Всё элементарно — за большую часть физических лиц в нашей стране эту работу выполняют налоговые агенты:

  • работодатели;
  • наниматели;
  • заказчики и многие другие.

То есть люди или субъекты финансово-хозяйственной деятельности, которые проводят фактические взаиморасчёты за выполненный объём работы, предоставленные услуги на постоянной основе и прочее.

Однако есть и такая группа лиц, вынужденная самостоятельно заниматься данным вопросом. Это частные юристы и нотариусы, оценщики, медиумы и спиритуалисты. Кроме того, подать декларацию придётся лицам, получившим в дар движимое или недвижимое имущество, ведущим деятельность за пределами страны с переводом сюда денежных средств и некоторым другим. Так что знания, извлечённые из данного материала, помогут всем вышеперечисленным налогоплательщикам.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет по месту работы

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ и внешние факторы воздействия

Итак, единственным законным методом для должностных лиц фактически продлить срок проведения камеральной проверки заключается в обнаружении ошибок и требовании разъяснений от налогоплательщика. Тот, в свою очередь, при самостоятельной фиксации недочётов может, не дожидаясь официального запроса, направить уточнённую декларацию с пояснениями и сносками, а также приложенными документами, подтверждающими правильность расчётов.

При наступлении такого случая срок проверки обнуляется и начинается заново, что даёт инспектору ещё 3 месяца.

Второй интересный момент связан с ситуациями, когда справка по форме 3-НДФЛ доставляется почтовым отправлением в соответствующий орган.

Срок проведения проверочных мероприятий в данном случае начинается не с дня отправки, а с момента получения декларации инспектором, так как ранее он физически не может начать работу. Учитывая нестабильность почтовых российских служб, разница от максимально установленного промежутка может составлять до нескольких десятков дней.

Таким образом, сроки проверки налоговой декларации, при юридически чёткой постановке, могут значительно изменяться фактически. И привлечь к ответственности за это никого не удастся. Однако принципиальная важность данного аспекта актуальна лишь в случае, если сам налогоплательщик заинтересован в скорейшем проведении мероприятия. Бывает это не так часто.

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

О том, сколько идёт камеральная проверка 3-НДФЛ, можно узнать из официальных документов. В частности, из статьи 88 НК РФ в пункте 2. Существует чёткий регламент, отводящий ровно 3 месяца на проведение данного мероприятия ответственному должностному лицу. Никаких исключений в этом аспекте быть не может. Однако существуют некоторые обстоятельства, влияющие на данный параметр.

Они частично зависят от налогоплательщика (допущенные ошибки) и проверяющего (законные требования о разъяснениях).

Также на фактический срок камеральной проверки декларации влияет ряд внешних обстоятельств, способных существенно затянуть процесс без воли сторон данных отношений. О подобных случаях поговорим ниже.

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Простой пример получения вычета по НДФЛ

Для тех, кто пока не понимает, как работает данный механизм, рассмотрим простейшую ситуацию. Но, для начала, скажем, что каждый гражданин имеет право вернуть до 13% от подоходного налога в виде последующего вычета.

Налогоплательщик оплатил собственное обучение в высшем учебном заведении на сумму 80 тысяч рублей и имеет на руках соответствующий подтверждающий документ. Его месячная зарплата за подотчётный период составила 50 тысяч рублей.

Учитывая 13% подоходного налога, за год НДФЛ составил 72 тысячи. Указав в декларации вычет, он имеет право получить сумму, не превышающую 13% от налога, что составило 10 тысяч 400 рублей. Учитывая размер оплаты НДФЛ выше этого значения, налогоплательщик может рассчитывать на полное возмещение.

Сколько длится камеральная налоговая проверка

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца после сдачи отчетности.

Важно! Для всех видов отчетности существуют крайние даты их сдачи. При нарушении сроков более чем на 10 дней, банковские счета налогоплательщика могут быть заблокированы налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Государственный орган может закончить проверку и до истечения установленного срока. Если отчетность вызывает сомнения и требуются дополнительные действия для сбора данных, камеральная налоговая проверка может быть продлена на месяц (п.6 ст. 101 НК РФ).

Срок возврата налогового вычета после проверки

Конечно же, всех налогоплательщиков волнует вопрос, когда перечисляют деньги после завершения камеральной налоговой проверки? Сроки выплаты налогового вычета после подачи документов зависят от длительности проведения камеральной проверки. Государственный орган может закончить ее до истечения установленного периода. Максимальный срок — 4 месяца. Первые три уходят на изучение документов. Еще 30 дней — срок на перечисление налогового вычета после камеральной проверки.

Как подготовиться к камеральной проверке налогов?

Спикер — Пиримова Евгения, генеральный директор ООО «ОЛИМП ГРУПП».

В первую очередь, нужно обратиться к налоговому кодексу, в котором прописаны нормы. В статьях 21 и 23 указаны права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 перечислены права и обязанности налоговых органов. Изучите эти нормы, знание своих прав и обязанностей придадут уверенности при прохождении камеральной проверки.

Затем следует провести полную инвентаризацию документов: учредительные документы, протоколы, решения, разрешительные документы, лицензии и др. Правоустанавливающих документы о назначении генерального директора, главного бухгалтера. Оригиналы документов должны быть в наличии. Важно также проверить наличие учетной политики, потому что если ее нет, вас могут оштрафовать.

Далее проверьте всю первичную документацию, начиная от договоров с контрагентами, заканчивая счетами, счет-фактурами, актами, ТОРГ-12. Все документы должны быть в оригиналах и они должны быть идентичны документам у контрагентов. Часто возникают ситуации, что у контрагента старая версия договора, что вызывает много вопросов.

Кроме того, все документы должны быть подписаны, составлены на бумаге, никаких факсимиле на них не должно быть. Если в оформленных документах есть значительные ошибки, то естественно контрагенту нужно направить просьбу исправить, и у себя это письмо тоже сохранить, подколоть к документу.

Расходные документы, которые отражаются в декларации налогов на прибыль, тоже должны быть в наличии. Это является подтверждением расходов.

Естественно, обязательно нужно проявлять и должную осмотрительность. Желательно иметь на руках досье на контрагента, где тоже запрошены уставные документы, оценены риски, есть предыдущая отчетность, особенно отчетность важна в строительной сфере. Потому что когда компания берет на себя подрядные работы, она должна подтвердить свою работоспособность. То есть ей необходимо показать, что в компании есть штат, а не один директор,техника необходимая для выполнения работ.

Можно воспользоваться сервисом по проверке контрагентов, например “Прозрачный бизнес”, либо в любом другом сервисе. Ряд сведений о контрагенте можно найти в открытом доступе в Интернете, на сайте налог.ру: проверить выписку, узнать есть ли арестованные счета у компании. Все это нужно для того, чтобы можно было проверить достоверность документов контрагента.

Читайте так же:  Возврата уплаченных взысканных таможенных пошлин налогов

Важный пункт: наличие экономической обоснованности сделок. Это когда предоставляется комплект первичных документов по сделке налоговому органу. А вместе с ним и ряд других документов: деловая переписка, свидетельство о личной встрече. Должны быть какие-то явки и пароли: телефоны офиса, сотрудников — все это тоже подтверждает обоснованность сделки. Если этого нет, то у налоговиков возникнут вопросы, что усложнить прохождение камеральной проверки и возможно затянет процесс.

Еще один момент, на который обращают внимание налоговики — это офис. Одного стола и стула недостаточно: нужно чтобы офис был рабочим. В зависимости от оборота компании налоговики могут придраться к этому моменту, и их претензии вряд ли будут в пользу налогоплательщика. Конечно, идеальный вариант — проходить все процедуры у налоговика, но ситуации бывают разные.

Не мало важно провести инструктаж персонала. Во время проверки сотрудники многих фирм почему-то начинают пугаться, наводить порядок и суетиться. Ничего этого делать не нужно. Нужно спокойно сидеть на своем рабочем месте и выполнять свой функционал. Персоналу не следует вести какие-либо диалоги с налоговиками. Сотрудники не обязаны этого делать, если нет соответствующего постановления.

И конечно, все присутствующие в офисе должны быть штатными сотрудниками, по которым у компании есть документы.

Камеральная налоговая проверка — это. Понятие, сроки и порядок проведения

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Можно ли проверить камеральную проверку?

С развитием цифровых технологий и массовым распространением сети Интернет, стали доступны различные опции для налогоплательщиков. В частности, каждый автор декларации может узнать о статусе проверки его документа, воспользовавшись личным кабинетом на официальном сайте ФНС России. Для этого необходимо пройти предварительную регистрацию с указанием личных данных налогоплательщика. Процедура занимает не более 5 минут, после чего доступ к различным процедурам и операциям посредством Сети предоставляется на круглосуточной основе.

Как проверить камеральную проверку налоговой отчетности

Сведения о ходе камеральной проверки налоговой декларации отражаются в личном кабинете по ссылке nalog.ru. Там будет отображаться статус, находится ли декларация в процессе обработки. Там же, после завершения процедуры можно узнать ее результат и сумму к перечислению.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная — на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель — своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Читайте так же:  Год начала использования налогового вычета

Камеральная проверка 3-НДФЛ в 2018 году: сроки, процесс проверки

Налог на доход физических лиц — один из обязательных отчётных документов для налоговых органов, посредством которых последние получают возможность сопоставлять фактическое положение материальных дел с указанными данными. В случае обнаружения ошибок или недочётов налогоплательщик призывается к даче пояснений. А сам процесс поиска нарушений входит в комплекс мер под названием «камеральная проверка 3-НДФЛ».

О том, каков регламент, последовательность и процедуры используются в данном случае, разберём далее в статье.

Сразу скажем, что порядок проведения подобных мероприятий, ответственность и права сторон прописаны в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно отсюда черпаются основания, методы взаимодействия и противодействия нарушениям.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).
Видео (кликните для воспроизведения).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Оформление результата

Если никаких недостатков и неточностей в отчетности не выявлено, проверка прекращается. Уведомление о ее завершении налогоплательщику не отправляется (кроме возмещения НДС).

При наличии нарушений действует следующая процедура:

  1. Составление акта (ст. 100 НК РФ) — 10 рабочих дней.
  2. Передача акта предприятию (5 рабочих дней).
  3. Подача пояснений или корректировка отчетности – производится, если компания согласна с найденными нарушениями.
  4. Подача возражения на акт (если организация не согласна с нарушениями). Установленного образца возражения на акт нет, поэтому его можно составить в свободной форме.
  5. Рассмотрение возражений руководителем ИФНС (10 рабочих дней). Руководитель выносит решение о наличие нарушений и необходимости привлечения предприятия к ответственности. Также, если требуется сбор дополнительной информации, он может продлить период аудита.
  • Скачать Форму акта о проведении камеральной налоговой проверки.
  • Скачать Форму решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • Скачать Форму решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица

Это изучение отчетности 3-НДФЛ. Она заполняется гражданами, имеющими право на налоговый вычет. Срок камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ стандартный — 3 месяца.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Просмотр статуса проверки: принципы расчётов

Интерфейс личного кабинета довольно прост. Главным показателем в нём является счётчик процентов. Каждый день он будет увеличиваться на равное значение. Однако это совершенно не означает, что инспектор ежедневно проверяет равное количество информации.

Формула здесь значительно проще и примитивнее, что даёт лишь приблизительное представление о статусе. Трёхмесячный срок здесь берётся за величину 100%, а затем разделяется по дням. Таким образом, 1% приблизительно равен 1 суткам и нескольким часам с учётом выходных, праздников и т.д. Ведь за основу берутся календарные 3 месяца, а не рабочие.

Попытки выяснить текущее положение в телефонном режиме вряд ли увенчаются успехом, так как инспектора не обязаны отвечать на подобные вопросы. Исходя из всего вышесказанного, делаем выводы, оформленные в качестве тезисов:

  1. Чётко установленным, регламентируемым Налоговым кодексом РФ сроком камеральной проверки 3-НДФЛ является 3 месяца с момента получения инспектором соответствующего пакета документов в электронном или бумажном виде.
  2. Изменение данного параметра допускается в случае обнаружения ошибок и недочётов, предоставления уточнённой декларации или пояснений (не позднее 5 дней с момента получения оповещения).
  3. Налоговые вычеты, указанные налогоплательщиком, не влияют на общий временной ценз проведения мероприятия, но дата может сдвинуться на месяц для проведения начислений из фонда.
  4. Оспаривать действия и решения должностных лиц территориального налогового органа можно в законном порядке, обращаясь в вышестоящие и судебные инстанции.

Ежегодно налоговые органы проверяют миллионы деклараций физических лиц. Данный процесс, за редким исключением, довольно быстр, однако высокий уровень загруженности не позволяет инспекторам молниеносно справляться со всеми справками. При необходимости можно контролировать протекание проверки через электронный кабинет и просить ответственное лицо осуществить мероприятие как можно быстрее. Но здесь всё зависит от человеческого фактора.

Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период

Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период

Из положений ст. 88 НК РФ следует, что предметом камеральной налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, контроль за порядком возмещения, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, акцизу, за правомерностью заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.

Внимание

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Камеральная проверка проводится на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Следовательно, такой проверке подвергается только один определенный налог, по которому представлена декларация (расчет), а проверяемый период соответствует периоду, указанному в декларации.

Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).

Внимание

Не проводится камеральная налоговая проверка в отношении специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Читайте так же:  Не закрыл ип не плачу налоги

В ходе камеральной проверки проводится контроль исчисления определенного налога по представленной налоговой декларации (расчету). При этом налоговые органы проверяют:

— своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);

— сопоставимость показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;

— достоверность показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;

— полноту и качество представленных в налоговый орган документов (информации), представленных налогоплательщиком и иными лицами (банками, контрагентами и т.д.).

При проведении камеральных проверок помимо документов, представленных налогоплательщиком, налоговые органы могут также использовать информацию из уже имеющихся у них документов, в том числе:

— представленных ранее налоговых деклараций (расчетов);

— документов, полученных (составленных) в ходе ранее проведенных выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

— решений (постановлений) налоговых органов;

— информации и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц;

— иных документов, полученных налоговым органом на законных основаниях (в том числе, при осуществлении иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов).

НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку.

Проверка уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации нацелена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом учитываются изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576).

При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) также могут использоваться документы, полученные налоговым органом вместе с первоначальной или ранее представленной уточненной налоговой декларацией (расчетом).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Камеральная налоговая проверка: сроки проведения и выплаты налогового вычета, результаты

Камеральная налоговая проверка — это контроль соблюдения законодательства, посредством изучения отчетности и иных документов, которые организации сдают в ИФНС.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Как проходит налоговая проверка

Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП). Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок. Изучается информация только за отчетный год.

Читайте так же:  Патентная система торговый сбор

Специалисты обращают внимание на следующие моменты:

  • Правильность расчета налоговой базы;
  • Точность подсчета показателей;
  • Правильность применения вычетов;
  • Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.

Запрос дополнительной информации

Одно из различий между выездной налоговой проверкой и камеральной состоит в том, что государственный орган не может по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы. Однако если в результате проверки декларации обнаружатся искажения сведений, юридическому лицу будет направлено требование о даче пояснений или корректировки показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ситуации, при которых запрашивается уточняющая информация:

  1. Выявление ошибок. В этом случае налоговики просят подать уточненную декларацию.
  2. Корректировка суммы налога. Если предприятие подало уточненную декларацию, в которой была уменьшена сумма сбора или увеличен убыток, могут быть запрошены первичные документы, подтверждающие правомерность этих действий.
  3. Подтверждение льгот.
  4. Объяснение размера убытка.
  5. Возмещение НДС из бюджета.

Важно! При электронной сдаче отчетности по защищенным каналам связи пояснения должны предоставляются таким же образом. Бумажные пояснения приниматься не будут.

Организации обязаны дать ответ на требование в течение 5 дней, на подготовку документов дается 10 дней.

Справка! В ходе проверки инспектор может прибегнуть к дополнительным мерам для выявления нарушений. Например, допрос свидетелей, запрос документов контрагентов, проведение экспертизы и другие мероприятия (ст. 90, 93, 95 НК РФ).

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Влияние срока на вычет НДФЛ: материальная заинтересованность в скорости проверки

Как оказалось, проведение камеральной проверки 3-НДФЛ с соблюдением установленных сроков может быть выгодно не только инспектору, который рискует получить дисциплинарное взыскание за несоблюдение установленных требований, а и самому налогоплательщику. Это касается людей, рассчитывающих на получение средств в форме налогового вычета по расходам. Затягивание процесса для них весьма нежелательно, поэтому они лучше других разбираются в юридическом аспекте ситуации.

В частности, минимально установленный срок получения вычетов из 3-НДФЛ составляет 4 месяца, а не 3, как сама проверка. Объясняется добавление его очень просто — по закону на начисление средств налогового вычета соответствующим фондам даётся месяц. На практике же ждать 120 дней приходится редко, хотя и такие случаи бывают.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Особенности проведения камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году: начало процесса

Слово «камеральная» в данном определении означает, что все проверочные мероприятия будут осуществляться должностными лицами, не покидая помещения территориального отделения ФНС. При этом для инспекторов с целью защиты прав налогоплательщиков действует ряд строгих ограничений, включая:

  • Камеральную проверку 3-НДФЛ инспектор может проводить лишь за тот период, за который сдана декларация (законом установлен 1 календарный год).
  • Инициировать повторные мероприятия или проводить проверку дополнительных документов должностное лицо не имеет права.
  • В процессе проведения мероприятия инспектор также не имеет права запрашивать у налогоплательщика дополнительных материалов, кроме указанных в обязательном перечне при подаче декларации.

Любое нарушение вышеуказанных требований ставит под вопрос компетентность специалиста и является основанием для аннулирования выведенных результатов.

Важно: для камеральной проверки должностному лицу не требуется указанием или разрешение вышестоящих органов. Процесс начинается без уведомления лица, сдавшего декларацию.

Завершается ревизия также без каких-либо уведомлений, но лишь в том случае, если в документах и расчётах не было обнаружено ошибок. Если же неточности зафиксированы, налоговый инспектор оповещает об этом плательщика и требует от него, либо прокомментировать, либор исправить ошибки.

Полезные рекомендации

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Источники

Процесс камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here