Проблемы земельного налога

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Проблемы земельного налога" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Проблемы уплаты земельного налога — разъяснения Минфина

Спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения предполагает замену ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, налогом, уплачиваемым при применении УСНО. При этом «упрощенцы» остаются плательщиками земельного налога. Несмотря на то что гл. 31 «Земельный налог» НК РФ действует уже пять лет (с 1 января 2005 года), вопросов по ее применению меньше не становится. Плательщики земельного налога часто сталкиваются с непреодолимыми преградами на пути оформления земельных отношений и уплаты данного налога. Финансисты, в свою очередь, разъясняют отдельные положения гл. 31 НК РФ. В данной статье мы рассмотрели последние разъяснения Минфина, а также мнения арбитражных судов по вопросам исчисления и уплаты земельного налога.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ?

Весьма распространена следующая ситуация: покупается объект недвижимости, принимается на баланс организации, а земельный участок под этим объектом то ли оформлен, то ли нет. Надо ли платить земельный налог?

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для признания организации плательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т. п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122 ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При этом п. 2 ст. 8 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, она носит правоподтверждающий характер.

Если право на земельный участок появляется у организации в силу закона, она обязана уплачивать земельный налог с момента возникновения такого права. При этом на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога также признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления до вступления в силу Закона № 122 ФЗ. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина РФ от 12.10.2009 № 03 05 05 02/62.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 6 Закона № 122 ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137 ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона № 122 ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 54).

Из вышесказанного следует, что основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а организация может быть признана плательщиком земельного налога только в отношении тех земельных участков, на которые у нее оформлены правоустанавливающие документы (Письмо Минфина РФ от 23.04.2009 № 03 05 05 02/24).

Чтобы оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, необходимо его сформировать и провести в отношении него государственный кадастровый учет. Только после этого возникает объект налогообложения. Такая позиция Минфина представлена как в Письме от 30.12.2009 № 03 05 05 02/88, так и в более ранних письмах (Письмо от 23.04.2009 № 03 05 05 02/23). Она согласуется и с позицией ВАС (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 54).

Вопрос:
Являются ли объектом обложения земельным налогом части земельного участка, по которым существуют ограничения (обременения) права: зона воздушных линий электропередач, водоохранная зона водного объекта, охранная зона газораспределительной сети?

Читайте так же:  Налог исчислявшийся из количества закрепленной земли

По мнению финансистов, представленному в Письме от 23.04.2009 № 03 05 05 02/23, поскольку гл. 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе часть которого обременена сервитутом.

Земельный налог в 2013-2014 году

Земельный налог относится к местным, подробно описан в 31 главе Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным к уплате в регионах, власти которых приняли нормативный правовой акт о введении этого налога. Земельный налог для ИП является довольно обширной темой, но мы постараемся рассказать о нем максимально информативно для вас.

Земельный закон в Рф – плательщики, налоговая база, льготы, проблемы

Плательщики земельного налога – абсолютно все организации, и обычные люди, владеющие землей.В Москве и Санкт-Петербурге нюансы земельного налога устанавливают сами местные власти. Местные власти регионов на основании Федерального закона издают местные положения о земельном налоге, которые устанавливают сроки порядок уплаты налога, отчетный период, льготы и прочее.

Федеральный закон о земельном налоге

Земельный налог введен Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ, в 2010 году в статьи 396, 397 и 398 (в которых определяется порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, порядок и сроки представления налоговой декларации) Федеральным законом № 229-ФЗ внесены правки. В 31 главе Налогового кодекса прописаны все нюансы, касающиеся земельного налога, со всеми правками и изменениями.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база (то есть характеристика объекта, исходя из которой рассчитывается налог) – это кадастровая стоимость земельного участка, за который будет выплачиваться налог.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют ее сами, на основании сведений государственного земельного кадастра, физическим лицам налоговую базу определяет налоговая служба, на основании предоставленных государственными органами сведений из того же реестра.

Если земельный участок находится в общей собственности, налоговая база делится поровну между всеми собственниками, если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база делится пропорционально долям собственников.

Земельный налог для ИП

Индивидуальные предприниматели обязаны платить земельный налог так же, как и все остальные, если их земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

То есть если ИП, например, занимается сельским хозяйством и владеет землей, на которой выращивает картошку на продажу, он обязан платить земельный налог. Но только если данный земельный участок принадлежит ИП по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения, если же земля в аренде или безвозмездном срочном пользовании, то земельный налог выплачивает ее владелец.
ИП обязан платить земельный налог вне зависимости от используемой им системы налогообложения.

Земельный налог физических лиц

Физические лица, владельцы земельных участков, так же, как организации и ИП (если владеют землей по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения) являются плательщиками земельного налога. Сумма налога составляет процент от кадастровой стоимости земли (определяется специальной комиссией).

Налоговый период по земельному налогу

Согласно законодательной базе, налоговый период устанавливается сроком на календарный год (как для организаций, ИП, так и для физических лиц). Сроки уплаты налога устанавливают органы местного самоуправления, граждане должны выплачивать налог на основании присылаемых уведомлений из соответствующих организаций.

Начисление земельного налога

Физическим лицам начисление налога производится исключительно налоговыми органами, организации и ИП сами рассчитывают свой земельный налог.

И авансовые платежи по земельному налогу, и налог выплачиваются в соответствии с установленным налоговым периодом в местный бюджет (той территории, которой принадлежит земельный участок).

Задолженность по земельному налогу

Если вдруг у вас возникают сомнения о задолженностях или вы хотите проверить свою бухгалтерию, Федеральная служба Российской Федерации ввела новый онлайн сервис: возможность узнать и рассчитать задолженность с помощью специальной формы. Вам понадобится ввести лишь фамилию и имя, а также идентификационный код.
Кстати, данный сервис помогает не только узнать задолженность по земельному налогу,но и по имущественному, транспортному и налогу на доходы физических лиц.

Коды бюджетной классификации

Оплачивая земельный налог (впрочем, как и любой другой), необходимо правильно указывать все реквизиты, в частности коды бюджетной классификации. КБК по земельному налогу физических лиц на 2013 и 2014 года можно легко найти в интернете на сайтах, посвященных бухгалтерии и налогам.

Налоговые льготы по земельному налогу

p>Закон предусматривает налоговые льготы и налоговые вычеты для некоторых налогоплательщиков.

Льготы по уплате земельного налога

Пятый пункт статьи 391 Налогового кодекса гласит, что налоговую льготу в размере 10 000 рублей получают такие граждане, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I группы инвалидности и II группы инвалидности (если она была установлена до первого января 2004 года);
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • физические лица, которые принимали в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий, в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в речку Теча, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами в результате взаимодействия с любыми видами ядерных установок.

Освобождение от земельного налога

В 395 статье Налогового кодекса есть перечень из девяти действующих пунктов, согласно которому от земельного налога освобождаются (конечно, при условии целевого использования земельных участков):

  • религиозные организации;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • организации, владеющие участками, по которым проходят государственные автомобильные дороги;
  • общественные организации инвалидов (при условии, что инвалиды составляют не менее 80% организации);
  • организации народных художественных промыслов;
  • судостроительные организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации-резиденты особой экономической зоны;
  • организации, подпадающие под Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»;
  • физические лица – представители малочисленных народовСибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Общины таких народов.
Читайте так же:  Социальный налоговый вычет сколько процентов

Как снизить земельный налог

Сделать это можно только уменьшив кадастровую стоимость земли. Сделать это может не только владелец участка, но и землепользователь, арендатор и даже субарендатор.

Для изменения кадастровой стоимости земельного участка нужно обратиться в арбитражный суд и предоставить туда пакет документов от заявления о пересмотре кадастровой стоимости до заключений и отчетов о стоимости объекта налогообложения и недвижимости (если таковая на земельном участке имеется).

Второй способ снизить земельный налог: обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в течение полугода после кадастровой оценки).

Какие участки не подлежат налогообложению

Земельный налог устанавливаетсяна конкретные земельные участки юридических и физических лиц. Существует ряд участков, который налогом не облагается, например, такие земли, как:

  • занятые объектами культурного и археологического наследия, заповедниками;
  • предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, а также для таможенных служб;
  • предоставленные лесному и водному фондам;
  • изъятые из оборота.

Налоговые ставки

Размер земельного налога зависит от целевого назначения земель, а также от статуса его владельца (льготник или нет). Если вышенаписанное о льготах и освобождении от уплаты к вам не относится, а земельный участок вы используете для:

  • сельского хозяйства;
  • жилья или будущего жилья;
  • сада, огорода, личного подсобного хозяйства,

вы будете выплачивать 0,3 процента от кадастровой стоимости земли раз в год.

В остальных случаях выплачивается 1,5 процента.

Местные органы самоуправления могут установить дифференцированную налоговую ставку. Для земельных участков, приобретенных для строительства жилья, в период проектирования и постройки налогообложение производится с учетом коэффициента.

Напомним, что налог на землю предпринимателями платится при любой системе налогообложения, то есть земельный налог при УСНили ЕНВД выплачивается так же, как и при общей системе.

Перерасчет земельного налога

Кадастровая оценка земель проводится раз в пять лет. Если по результатам переоценки произошло улучшение положения налогоплательщика, можно обратиться в налоговую службу с заявлением о перерасчете земельного налога.
Новые данные считаются действующими с первого января нового года, следовательно, вы можете просить перерасчет налога, например, за прошлый год, потому что нормативные акты перерасчета имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика.

Проблемы земельного налога

В связи с тем, что налоговую базу определяют согласно кадастровой стоимости земельных участков, а многие муниципальные образования предоставляют информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков в налоговые службы не вовремя или не в полных объемах, страдают физические лица, которым сумму налога начисляют именно налоговые службы.

Определенные проблемы возникают и при начислении налога на участки, где построены многоквартирные жилые дома: зачастую кадастровый учет таких участков не производился, и у владельцев квартир нет документов на землю.

Если вы считаете, что с вашим налогом на землю какие-то проблемы, смело открывайте Налоговый кодекс, главу 31 «Земельный налог», и не стесняйтесь обращаться в государственные органы с жалобами и заявлениями.

Земельный налог в 2012 году

С первого января 2012 года на основании пункта 11 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации судостроительные организации (см. выше абзац об освобождении от земельного налога) не выплачивают земельный налог. Если, конечно, используют земельные участки для судоремонта и под производственные помещения.

Также в 2011 году был произведен перерасчет кадастровой стоимости земель, что позволяет тем налогоплательщикам, чье положении в соответствии с новыми сведениями улучшилось, подать заявление о перерасчете земельного налога.

Земельный налог в 2014 году

В 2014 году планируется новый налог на недвижимость, который заменит одновременно земельный и имущественный налоги. Налог будет обязательным как для юридических, так и для физических лиц, а также будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Новый налог планировали ввести с первого января 2013 года, но теперь же сроки перенесли на следующий год.

Как вы уже поняли, разобраться в том, что касается земельного налога в налоговом кодексе, не так уж сложно, если потратить несколько часов своего времени и внимательно изучить соответствующие статьи.

Земельный налог: проблемы взимания

Инна Александровна ПАРЫГИНА, заместитель мэра города Омска, директор департамента финансов и контроля администрации города Омска: Мы полагаем, что результаты оценки земель применительно к городу Омску не соответствуют реальной экономической ситуации. В первую очередь это обусловлено преобладанием субъективного подхода к проведению оценки, в том числе применением индивидуальной рыночной оценки к значительному числу земельных участков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде всего напомним, что в соответствии с Земельным кодексом использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65). Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Государственная кадастровая оценка земель проводится субъектом РФ, им же утверждаются ее результаты.

Так, государственная кадастровая оценка земель, расположенных на территории города Омска, осуществлялась в 2002, 2007 и 2011 годах по решению исполнительных органов власти Омской области. В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года новых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерства имущественных отношений Омской области, произошло снижение кадастровой стоимости земель, расположенных на территории Омска в среднем в 2,75 раза. Средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, снизился по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза (по сравнению с 2002 годом — в 1,7 раза), земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения — в 2,9 и 1,1 раза соответственно. Аналогичная картина характерна практически для всех основных видов функционального назначения земель.

Еще одним фактором, повлиявшим на снижение поступлений земельного налога, являются решения федерального органа (комиссии при Росреестре, в состав которой даже не вошли представители муниципалитета) о досудебном рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости. В 2012 году в досудебном порядке комиссией рассмотрено 134 заявления в отношении 345 земельных участков площадью почти 2,9 тыс. га. По подавляющему большинству обращений комиссией приняты положительные решения, согласно которым снижение кадастровой стоимости земельных участков составило в среднем 3,8 раза (от 26 до 96 %).

Как следствие вышеописанных обстоятельств, в 2012 году произошло снижение поступлений в бюджет города Омска по земельному налогу и арендным платежам за пользование земельными участками в сумме порядка 2 млрд руб. При этом каких-либо значительных изменений на рынке недвижимости, которые соответствовали бы подобным результатам, ни в Омске, ни в России в целом не наблюдается. Напротив, в указанный период этот рынок значительно активизировался и цены реализации земельных участков по большинству видов разрешенного использования выросли. По данным открытых интернет-источников, в первом полугодии 2011 года стоимость земли в Российской Федерации возросла в среднем на 2,05 %. При этом в период с января по декабрь 2011 года цены на земельные участки в городе Омске увеличились на 7,88 %.

Читайте так же:  Задолженность по налогам и платежам

Итак, кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения устанавливается субъектом РФ, оспаривается в досудебном порядке в федеральном органе, а органы местного самоуправления не только не привлекаются к работе по установлению и оспариванию этой стоимости, но и не признаются заинтересованными лицами. Таким образом, у муниципалитетов фактически отсутствует механизм влияния на данные процессы.

Следует отметить, что согласно действующей редакции закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии при Росреестре в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, разработанный Законодательным собранием Нижегородской области и предполагающий возможность такого оспаривания без ограничения по срокам. Аналогичный законопроект подготовлен также Министерством экономического развития РФ. Между тем картина, сложившаяся в Омске и во многих других городах России, свидетельствует о нецелесообразности планируемого снятия временных ограничений и предоставления комиссиям бессрочных полномочий по рассмотрению споров в досудебном порядке.

Выпадающие доходы

Серьезной проблемой мы считаем и то, что сегодня не обеспечивается реализация принципа платности пользования землей территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и учреждений. Земельным кодексом установлено, что государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки должны быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование из казны соответствующего бюджета (п. 1 ст. 20). Практически четвертая часть земель (23,6 %), расположенных на территории города Омска, находится в собственности Российской Федерации. При этом подавляющая часть из них (73,0 %) принадлежит казне Российской Федерации и не облагается земельным налогом.

Характерен следующий пример. На территории города расположено ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. Столыпина». Вуз на протяжении последних лет представлял соответствующие декларации и уплачивал земельный налог. Однако в марте 2012 года университет представил уточненные декларации на уменьшение земельного налога за 2009, 2010 и 2011 годы в связи с отсутствием зарегистрированных прав на один из используемых им земельных участков. Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета города Омска, составляет более 40 млн руб.

Земельный участок в 2003 году был предоставлен университету распоряжением мэра Омска в постоянное (бессрочное) пользование. Оформление прав на земельные участки носит заявительный характер, и, воспользовавшись этим, университет право постоянного (бессрочного) пользования в государственном кадастре недвижимости не зарегистрировал, а в феврале 2007 года на данный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Фактически на нем расположены объекты недвижимости, используемые в учебном и научном процессах. Таким образом, университет, не регистрируя право на используемый земельный участок, нарушает принцип платности землепользования, установленный статьей 65 Земельного кодекса.

Согласно действующей редакции статьи 389 Налогового кодекса с 1 января 2013 года земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются объектами обложения земельным налогом. Так, почти 7,2 тыс. га территории города Омска занято землями обороны для размещения военных объектов. Фактически только 3,1 % таких земель предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование соответствующим учреждениям.

В результате при потенциале поступлений от земельного налога, оцениваемом примерно в 260 млн руб., ожидаемая сумма за 2013 год составляет всего 8,2 млн руб. Очевидно, что бюджет Омска недополучает доходы из источника, определенного действующим законодательством. В сложившейся ситуации в качестве решения описанных проблем можно рассматривать:

передачу функции по оспариванию результатов государственной кадастровой оценки земель на уровень муниципалитетов или субъектов РФ с обязательным включением в состав комиссий представителей органов местного самоуправления;

развитие системы оценочной деятельности в Российской Федерации, совершенствование ее регулирования посредством саморегулируемых организаций оценщиков (СРО), увеличение ответственности как СРО, так и отдельно взятых оценщиков — их членов, страхование ответственности СРО;

актуализацию кадастровой оценки земель, расположенных на территории города Омска;

уточнение понятия кадастровой стоимости земельных участков, применяемой для целей налогообложения, в частности установление порядка ее определения в целях налогообложения исключительно методом массовой оценки;

введение ограничений при принятии комиссиями по рассмотрению споров решений о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если несоответствие между рыночной и кадастровой стоимостью превышает 30 %;

ускорение процедур передачи земель, находящихся в собственности Российской Федерации (прежде всего земель обороны), субъектов РФ, из казны государственным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти.

Земельный налог: проблемы взимания

Инна Александровна ПАРЫГИНА, заместитель мэра города Омска, директор департамента финансов и контроля администрации города Омска: Мы полагаем, что результаты оценки земель применительно к городу Омску не соответствуют реальной экономической ситуации. В первую очередь это обусловлено преобладанием субъективного подхода к проведению оценки, в том числе применением индивидуальной рыночной оценки к значительному числу земельных участков.

Прежде всего напомним, что в соответствии с Земельным кодексом использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65). Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Государственная кадастровая оценка земель проводится субъектом РФ, им же утверждаются ее результаты.

Так, государственная кадастровая оценка земель, расположенных на территории города Омска, осуществлялась в 2002, 2007 и 2011 годах по решению исполнительных органов власти Омской области. В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года новых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерства имущественных отношений Омской области, произошло снижение кадастровой стоимости земель, расположенных на территории Омска в среднем в 2,75 раза. Средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, снизился по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза (по сравнению с 2002 годом — в 1,7 раза), земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения — в 2,9 и 1,1 раза соответственно. Аналогичная картина характерна практически для всех основных видов функционального назначения земель.

Читайте так же:  Плательщиками земельного налога являются

Еще одним фактором, повлиявшим на снижение поступлений земельного налога, являются решения федерального органа (комиссии при Росреестре, в состав которой даже не вошли представители муниципалитета) о досудебном рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости. В 2012 году в досудебном порядке комиссией рассмотрено 134 заявления в отношении 345 земельных участков площадью почти 2,9 тыс. га. По подавляющему большинству обращений комиссией приняты положительные решения, согласно которым снижение кадастровой стоимости земельных участков составило в среднем 3,8 раза (от 26 до 96 %).

Как следствие вышеописанных обстоятельств, в 2012 году произошло снижение поступлений в бюджет города Омска по земельному налогу и арендным платежам за пользование земельными участками в сумме порядка 2 млрд руб. При этом каких-либо значительных изменений на рынке недвижимости, которые соответствовали бы подобным результатам, ни в Омске, ни в России в целом не наблюдается. Напротив, в указанный период этот рынок значительно активизировался и цены реализации земельных участков по большинству видов разрешенного использования выросли. По данным открытых интернет-источников, в первом полугодии 2011 года стоимость земли в Российской Федерации возросла в среднем на 2,05 %. При этом в период с января по декабрь 2011 года цены на земельные участки в городе Омске увеличились на 7,88 %.

Итак, кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения устанавливается субъектом РФ, оспаривается в досудебном порядке в федеральном органе, а органы местного самоуправления не только не привлекаются к работе по установлению и оспариванию этой стоимости, но и не признаются заинтересованными лицами. Таким образом, у муниципалитетов фактически отсутствует механизм влияния на данные процессы.

Следует отметить, что согласно действующей редакции закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии при Росреестре в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, разработанный Законодательным собранием Нижегородской области и предполагающий возможность такого оспаривания без ограничения по срокам. Аналогичный законопроект подготовлен также Министерством экономического развития РФ. Между тем картина, сложившаяся в Омске и во многих других городах России, свидетельствует о нецелесообразности планируемого снятия временных ограничений и предоставления комиссиям бессрочных полномочий по рассмотрению споров в досудебном порядке.

Выпадающие доходы

Серьезной проблемой мы считаем и то, что сегодня не обеспечивается реализация принципа платности пользования землей территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и учреждений. Земельным кодексом установлено, что государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки должны быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование из казны соответствующего бюджета (п. 1 ст. 20). Практически четвертая часть земель (23,6 %), расположенных на территории города Омска, находится в собственности Российской Федерации. При этом подавляющая часть из них (73,0 %) принадлежит казне Российской Федерации и не облагается земельным налогом.

Характерен следующий пример. На территории города расположено ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. Столыпина». Вуз на протяжении последних лет представлял соответствующие декларации и уплачивал земельный налог. Однако в марте 2012 года университет представил уточненные декларации на уменьшение земельного налога за 2009, 2010 и 2011 годы в связи с отсутствием зарегистрированных прав на один из используемых им земельных участков. Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета города Омска, составляет более 40 млн руб.

Земельный участок в 2003 году был предоставлен университету распоряжением мэра Омска в постоянное (бессрочное) пользование. Оформление прав на земельные участки носит заявительный характер, и, воспользовавшись этим, университет право постоянного (бессрочного) пользования в государственном кадастре недвижимости не зарегистрировал, а в феврале 2007 года на данный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Фактически на нем расположены объекты недвижимости, используемые в учебном и научном процессах. Таким образом, университет, не регистрируя право на используемый земельный участок, нарушает принцип платности землепользования, установленный статьей 65 Земельного кодекса.

Согласно действующей редакции статьи 389 Налогового кодекса с 1 января 2013 года земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются объектами обложения земельным налогом. Так, почти 7,2 тыс. га территории города Омска занято землями обороны для размещения военных объектов. Фактически только 3,1 % таких земель предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование соответствующим учреждениям.

В результате при потенциале поступлений от земельного налога, оцениваемом примерно в 260 млн руб., ожидаемая сумма за 2013 год составляет всего 8,2 млн руб. Очевидно, что бюджет Омска недополучает доходы из источника, определенного действующим законодательством. В сложившейся ситуации в качестве решения описанных проблем можно рассматривать:

передачу функции по оспариванию результатов государственной кадастровой оценки земель на уровень муниципалитетов или субъектов РФ с обязательным включением в состав комиссий представителей органов местного самоуправления;

развитие системы оценочной деятельности в Российской Федерации, совершенствование ее регулирования посредством саморегулируемых организаций оценщиков (СРО), увеличение ответственности как СРО, так и отдельно взятых оценщиков — их членов, страхование ответственности СРО;

актуализацию кадастровой оценки земель, расположенных на территории города Омска;

уточнение понятия кадастровой стоимости земельных участков, применяемой для целей налогообложения, в частности установление порядка ее определения в целях налогообложения исключительно методом массовой оценки;

введение ограничений при принятии комиссиями по рассмотрению споров решений о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если несоответствие между рыночной и кадастровой стоимостью превышает 30 %;

ускорение процедур передачи земель, находящихся в собственности Российской Федерации (прежде всего земель обороны), субъектов РФ, из казны государственным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти.

Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу в муниципальных образованиях в Свердловской области

Дата публикации: 18.03.2019 2019-03-18

Читайте так же:  Кбк водного налога

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Юричь Д. В. Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу в муниципальных образованиях в Свердловской области // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 120-124. — URL https://moluch.ru/archive/249/57262/ (дата обращения: 18.02.2020).

Земельный налог регулируется не только на федеральном уровне, большая часть важных вопросов решается на местном уровне, так как этот налог является местным. Именно поэтому существует на сегодняшний день достаточно вопросов с применением льгот по земельному налогу, так как в каждом муниципальном образовании правила свои. На территории Свердловской области 64 муниципальные образования, актами представительных органов этих муниципальных образований и регулируется земельный налог и льготы, применяемые по нему.

Ключевые слова: земельный налог, льгота по земельному налогу, налогоплательщик, кадастровая стоимость, акты представительных органов муниципального образования.

В научной литературе ведется дискуссия относительно величины льгот по земельному налогу, о категориях налогоплательщиков, которые могут претендовать на льготные условия по земельному налогу. Вербина О. Л. в своей статье предлагает «расширить и уточнить перечень физических лиц в Налоговом кодексе РФ, которые могут претендовать на льготы по земельному налогу, так как есть вероятность того, что в актах органов местного самоуправления, касающихся земельного налога на территории определённого муниципального образования, они будут не учтены» [1].

Земля как одно из главных богатств на протяжении всей истории обработки земли людьми и владения ими людьми подлежали учету, а затем и обложению различного рода налога. На сегодняшний день налогообложение земельных участков регулируется Налоговым кодексом РФ [2], а именно гл. 31 НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, так как он является местным. Земельный налог подлежит обязательной уплате на территории муниципального образования, что закреплено в ст. 387 НК РФ.

В данной статье хотелось бы раскрыть тему применения льгот по земельному налогу на территории муниципальных образований Свердловской области. Статьей 56 Налогового кодекса РФ указаны положения, касающиеся установления и использования льгот по всем налогам и сборам, которые предусмотрены в НК РФ, следовательно, применима и к земельному налогу. Льготами признаются преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, которые предусматривают возможность не уплачивать налог или сбор, или уплачивать их в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не носят индивидуального характера.

Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет и уплачивается плательщиками на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиками земельного налога, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ [2], признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В решениях представительных органов местного самоуправления не в полной мере отражены все аспекты, касающиеся применения льгот по земельному налогу. Например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу № 33а-11161/2016 [3], отсутствует полный перечень документов, которые необходимы для возможности оформления льгот по земельному налогу, не прописана процедура получения льгот по земельному налогу. Проблемными являются вопросы, связанные с применением льгот для определенных категорий земель, например, в Определении судьи Свердловского областного суда от 16.02.2018 года, дело № 4га-851/2018 [4], было отказано в применении льготы, так как земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, то есть для осуществления предпринимательской деятельности, а льготы распространяются лишь на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности.

В ряде муниципальных образований льгота привязана к кадастровой стоимости земельного участка [14]. В Свердловской области уплата земельного налога осуществляется на основании сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр РФ) [15]. В Свердловской области введен переходный период для уплаты налогов и для подсчета его по кадастровой стоимости. На сегодняшний день данные не по всем участкам содержатся в реестре. Также часть кадастровой оценки участков подлежит пересмотру по заявлениям самих владельцев в связи с высокой ценой на них. Выгрузка данных из Росреестра проводится налоговыми органами. Для получения сведений налоговыми органами необходимо обеспечить работу Росреестра по внесению актуальных сведений в реестр, внесение сведений по всем земельным участкам, а также оперативно вносить изменения в кадастровую стоимость в связи с решением судебных органов.

Согласно пп.8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации [2] пенсионерам, получающим пенсии, которые регулируются пенсионным законодательством, а также лицам, достигшим пенсионного возраста 60 мужчины и 55 лет, соответственно, женщины, которым ежемесячно выплачивается пожизненное содержание, таким лицам предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. В большинстве муниципальных образований Свердловской области на местном уровне данные льготы предоставляются пенсионерам, но, например, в городском округе Красноуфимск [16] льготы предоставляются только неработающим пенсионерам по старости, пенсионерам, имеющие звание «Ветерана труда» в соответствии с ФЗ «О ветеранах», пенсионерам, имеющим звание «Труженик тыла», на территории Кушвинского городского округа [7] 50 % платят только получатели трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Учитывая невысокий уровень пенсий в Российской Федерации было бы правильным предоставить льготу 100 % для всех категорий пенсионеров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ввиду того, что чаще всего льготы предоставляются лицам, которые являются наиболее уязвимыми, то забота государства — обеспечить соблюдение прав граждан со стороны государственных органов. Для этого необходимо оптимизировать деятельность исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, обеспечить взаимодействие между органами. Обеспечить получение справок и необходимых документов для реализации права на льготы по земельному налогу. Внести актуальные сведения в Росреестр. Это наиболее актуальные и значимые проблемы, которые возникают при применении льгот по земельному налогу.

Источники

Проблемы земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here