Принципы и методы финансового контроля

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Принципы и методы финансового контроля" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Финансовому контролюкак неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16750_ponyatie-i-printsipi-finansovogo-kontrolya.html

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях. Методы финансового контроля

2.1.

Тезисы

Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях. Методы финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Виды финансового контроля: государственный и негосударственный. Сроки осуществления финансового контроля. Ответственность за нарушение финансового законодательства.

Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый контроль играет большую роль в обеспечении интересов и права как государства и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность.

Принципами осуществления финансового контроля являются:

· Приоритет представительных (законодательных) органов государственной власти перед исполнительными. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ органы исполнительной власти составляют проект бюджета и вносят его на согласование представительного органа, а затем исполняют его и отчитываются перед представительным органом о его исполнении.

· Принцип федерализма, который заключается в том, что в Российской Федерации принимается ряд законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны между собой и вместе составляют единый консолидированный бюджет

Читайте так же:  Штраф за несдачу аудиторского заключения в налоговую

· Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.

· Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

Методы проведения финансового контроля.

· Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.

· Надзор — с истема мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

· Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

· Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 303 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/5_21537_ponyatie-finansovogo-kontrolya-ego-printsipi-i-zadachi-rol-finansovogo-kontrolya-v-sotsialno-ekonomicheskih-preobrazovaniyah-metodi-finansovogo-kontrolya.html

Финансовый контроль: значение, задачи, виды, формы и методы

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль состороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осушестааяют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов биз- нес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым за кон одател ьство м.

Главной задачейтаможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Читайте так же:  Излишне уплаченный налог на имущество

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведенияпроверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_25442_finansoviy-kontrol-znachenie-zadachi-vidi-formi-i-metodi.html

Принципы осуществления финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим принципамотносятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами фи­нансового права, соблюдение которых обеспечивается возможно­стью применения к правонарушителям мер государственного при­нуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь нестабиль­ность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельно­сти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в веде­нии Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кре­дитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, феде­ральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от­несено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура ко­торых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляют­ся в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной ор­ганизации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-пла­новый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы орга­низации государственного финансового контроля, к реализации ко­торых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (меж­дународная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.

Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и ло­гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информа­ции, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контроли­рующих органов и др.

Читайте так же:  Аудиторский финансовый контроль формы

2. Виды государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется системой органов, функционирующих на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муници­пальных образований.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможен­ным комитетом.

Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено фи­нансовой деятельностью государства и муниципальных образова­ний, и разнообразием ее сфер. Выделяют раз­личные виды государственного и муниципального финансового контроля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный

финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведом­ствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Внутрихозяйственный

финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обя­зательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчет­ных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

Предварительный

государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид кон­троля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Пред­варительный финансовый контроль осуществляется в процессе разработки финансовых планов и смет, обоснованности расчетов прибыли и т.д.

Текущий

(оперативный) государственный и муниципаль­ный финансовый контроль производится ежедневно финансовы­ми службами в момент совершения финансовых операций, а имен­но: в процессе расходования организациями бюджетных средству совершения иных операций бухгалтерами предприятий и т.д.

Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряже­ния, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установлен­ного порядка. Актами и справками такой контроль не оформля­ется.

Последующий

финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предваритель­ного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использо­вания управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; со­блюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последу­ющего финансового контроля со стороны государства и муници­пальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисцип­лины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и иници­ативный.

Обязательный

финансовый контроль производится компетент­ными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязатель­ный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный фи­нансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назна­чается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является го­сударственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности:

= бюджетный,


= налоговый контроль;

= контроль за денежной массой,

= валютный,

= страховой контроль

.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль:

= пред­ставительных органов власти и местного самоуправления;

= Прези­дента РФ;

= исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;

= ве­домственный финансовый контроль;

= внутрихозяйственный фи­нансовый контроль

.

3. Органы финансового контроля

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1362 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_122659_printsipi-osushchestvleniya-finansovogo-kontrolya.html

Финансовый контроль, его задачи и принципы. Виды, формы и методы финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

Читайте так же:  Налоговый вычет на детей на подоходный налог

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Принципы финансового контроля следующие:

* независимость проведения финансового контроля — должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, что определяется его правовым статусом;

* обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;

* презумпция невиновности проверяемых;

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы

(контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают:

проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1097 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

http://studopedia.net/6_61921_finansoviy-kontrol-ego-zadachi-i-printsipi-vidi-formi-i-metodi-finansovogo-kontrolya.html

ВОПРОС 10. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Дата добавления: 2014-12-02 ; просмотров: 1970 ; Нарушение авторских прав

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления финансовых ресурсов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.

Целями финансового контроля является: обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности, предупреждение расточительности и хозяйственности, выявление факторов хищения и злоупотребления.

Субъективный состав финансового контроля: государственный (налоговый, таможенный, казначейский, бюджетно-финансовый, валютный), аудиторский, банковский, общественный.

Внешний финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый в соответствии с законом или обычаями делового оборота с целью определения финансового состояния субъекта хозяйствования, соответствие его финансовых решений определенным правилам.

Государственный финансовый контроль – основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования и использования финансовых ресурсов с целью защиты интересов государства и его отдельных органов и субъектов экономики.

· Проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств

· Проверка выполнения международных финансовых обязательств государства

· Экспертиза проекта государственного бюджета и финансовая экспертиза

· Проверка проектов законов, предусматривающих расходы финансовых средств

Основные принципы ГФК изложены в Лимской декларации ИТОСАИ: независимость контроля; объективность и компетентность; гласность; результативность; четкость и логичность предъявленных контрольных требований; обоснованность и доказанность информации, приведенная в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых нарушениях лиц; согласованность действий других контролирующих органов и др.

Внутренний финансовый контроль – независимая деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, осуществляемой в собственных интересах.

Особенности: Организуется по решению руководства организации, Проводится внутри организации ее сотрудниками, Информация, как правило, предназначена для управленческого персонала, Внутренний контроль финансируется за счет собственных средств организации

В зависимости от времени совершения формы бывают: Предварительный, Текущий, Последующий

Предварительный – производится до выполнения каких-либо финансовых мероприятий.

Текущий (оперативный) – который производится в процессе операции. Объектом текущего финансового контроля является документ, связанный с поступлением и распределением средств.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций путем анализа отчета и балансов, а также методом проверок и ревизий на предприятиях и организациях.

Методы финансового контроля – приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия)

Наблюдение предполагает общественное ознакомление с составом финансовой деятельности («теневая» зарплата).

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проявляется на месте с использованием балансов, отчетных и расходных документов, для выявления нарушений и устранения их последствий (оценка правильности составленных документов). Обследование направлено на выявление нарушений и их устранения. Проводится на базе квартальной или годовой отчетности и отличается систематичным по фактическому подходу с использованием средних и относительных величин группировок, индексов (оценка конкретных и смежных операций).

Анализ проявляется в отношении отдельной стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает его от проверки, используется опрос и анкетирование (финансовый контроль, осуществляемый за определенный период с целью выявить тенденции правильности осуществления операций).

Читайте так же:  Услуги валютный контроль код

Ревизия проводится с целью установления правильности и законности финансовой операции на коммерческом объекте. Основывается на сметах на отдельные виды работ, фактическое наличие ценных бумаг. Как правило, они проводятся на основе заранее разработанной программы (могут включать все вышеперечисленные методы).

По содержанию: документальные включают проверку различных финансовых документов. На основе анализа можно определить правильность расходных средств; фактическая: проверка наличных денег, ц/б, материальных ценностей.

По времени осуществления: плановая ревизия должна проводится в производственной сфере не реже одной проверки в год, а в непроизводственной сфере – два раза в год; внеплановая – назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб, требующих неотложной проверки.

По обследуемому периоду деятельности: фронтальная (полная) проверяется вся финансовая деятельность за определенный период; выборочная (частичная) представляет собой проверку за определенный период.

По объему ревизуемой деятельности: комплексные – вид контроля, сочетающий приемы документальной и фактической проверки, представляет всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятия; тематические.

БИЛЕТ №11. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на сле­дующие виды:

• финансово-кредитных органов (банковский контроль);

Государственный финансовый контроль

осуществляется феде­ральными органами законодательной власти, федеральными орга­нами исполнительной власти, в том числе специально созданны­ми. Законодательство предусматривает проведение не реже одно­го раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступ­ления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организа­циях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:

• исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

• организация денежного обращения;

• использование кредитных ресурсов;

• состояние государственного внутреннего и внешнего долга, го­сударственных резервов;

• предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграни­чением функций и полномочий субъектами государственного фи­нансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

• Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Фе­деральная служба финансово-бюджетного надзора, Федераль­ная налоговая служба);

• Государственный таможенный комитет РФ;

• Федеральная служба России по валютному и экспертному кон­тролю;

• контрольно-ревизионные органы федеральных органов испол­нительной власти;

• иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы пред­ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъек­тов РФ.

Внутрихозяйственный контроль

– это контроль финансово-хо­зяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

• формирование учетной политики;

• ведение бухгалтерского учета;

• составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

• контроль за движением имущества и выполнением обяза­тельств;

• обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществ­лении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосред­ственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпри­нимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осу­ществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью деятельности аудиторов является установле­ние достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяй­ствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансо­вых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудито­ры и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном ре­естре аудиторов и аудиторских фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фон­дов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

Банковский контроль

служит важным звеном в организации го­сударственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контро­ля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществ­ляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведе­ние платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяй­ственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспе­чение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценно­стей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского уче­та, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Важнейшим звеном в банковской системе является Централь­ный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочия­ми. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и дру­гими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://life-prog.ru/1_61252_vopros—soderzhanie-zadachi-printsipi-i-metodi-finansovogo-kontrolya.html

Принципы и методы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here