Правовые основы валютного контроля кратко

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Правовые основы валютного контроля кратко" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Правовые основы валютного контроля.

Глава 4. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

http://helpiks.org/4-81479.html

Правовые основы валютного контроля.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер):

1) сбор информации о валютных операциях;

2) систематизация информации о валютных операциях;

3) предупреждение валютных правонарушений;

4) выявление и пресечение валютных правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16797_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

Правовые основы валютного контроля. Правовое регулирование валютного контроля. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Читайте так же:  Какие документы прикладываются к декларации 3 ндфл

Основными функциями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

— органами валютного контроля;

— агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и норма­тивных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполно­моченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействи­тельным сделкам или взыскания в доход государства необоснован­но приобретенного не по сделке, а в результате незаконных дейст­вий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и ин­формации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, кᴏᴛᴏᴩая не учтена, учтена ненадлежащим обра­зом или по кᴏᴛᴏᴩой документация и информация не были пред­ставлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сдел­кам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридиче­ских лиц — нерезидентов, виновные в нарушении валютного зако­нодательства, несут уголовную, административную и граждан­ско-правовую ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/14_16230_bilet-.html

Правовые основы валютного контроля

Тема 6.Валютное регулирование и валютный контроль. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля, их права и обязанности

Валютные операции, совершаемые без ограничений физическими лицами.

3. Валютные операции, совершаемые без ограничений юридическими лицами.

4. Ограничения при совершении валютных операций, как валютная политика государства.

5. Способы ограничения.

6. Права резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

7. Обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основными нормативно-правовыми актами, закрепившими формы и виды валютного контроля является указ ЦБ РФ «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерным осуществлением их клиентами валютных операций и о применении мер воздействия уполномоченных банков за нарушение валютного законодательства». В соответствии с указанным документом уполномоченный банк обязан потребовать от клиента документы на основании которых осуществлялось валютная операция.

Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентам документов представляет в ЦБ информацию о валютных операциях проводимых его клиентами

Внешнеэкономический контроль по валютному законодательству– новое направление валютного контроля, является средством нарушения не только валютных, но и финансового и налогового законодательства.

Цель валютного контроля обеспечить соблюдение валютного законодательства в сфере валютных операций.

Основными направлениями (видами) валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных опе­раций действующему законодательству и наличия необходимыx для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности [до валютным операциям, а также по операциям нерезидентов валюте РФ.

Валютный контроль реализуется как органами, так и аген­тами валютного контроля. Главные (основные) формы валют­ного контроля:

1) документальные проверки деятельности и операций ‘резидентов и нерезидентов;

2) проверка и анализ отчетности, поступающей от резидентов (в том числе уполномоченных банков).

Практика проверок складывается на основе разделения компетенции органов валютного контроля по предмету и по субъектам проверки. Как правило, деятельность и операции банков (филиалов), а также их клиентов проверяются терри­ториальными учреждениями Банка России, обычно с выходом должностных лиц в эти банки (филиалы).

Деятельность и операции резидентов (экспортеров и импортеров) проверяются региональными центрами ФС ВЭК РФ как путем запроса необходимых документов, так и с выходом на предприятие. Порядок ввоза-вывоза товаров и поступления экспортной ва­лютной выручки отслеживается и контролируется таможен­ными органами РФ. Проверка осуществляется в срок до 30 дней (который может быть продлен на срок еще не более 30 дней) .

| следующая лекция ==>
Вопросы для семинарского занятия по теме 5 | Виды и формы валютного контроля

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 129 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/2_65728_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль — один из видов финансового контроля, осуществляемый при проведении валютных операций.

Основными направлениямивалютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль возлагается в целом на Правительство РФ и осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органы валютного контроля.К числу органов валютного контроля Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит Центральный банк РФ, о чьих полномочиях в данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба.

Читайте так же:  Налоговый вычет сколько раз в жизни

Особую роль в .осуществлении валютного контроля играет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,которая: контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств

223перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Федеральная налоговая службаосуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Федеральная таможенная службакак орган валютного контроля в соответствии со ст. 198 и 199 Таможенного кодекса, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу валюты и ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 112 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/17_86864_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

Читайте так же:  Стипендия подоходный налог

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

§ 1. Правовые основы валютного регулирования

Цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики эффективной денежно-кредитной поли-тики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.

Регулирование валютных отношений осуществляется с учетом экономических задач государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определенных случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определены следующие основные принципы валютного регулирования: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмеша-тельства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Читайте так же:  Какие справки для налогового вычета за квартиру

Основы организации и осуществления валютного регулирования определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение).

В соответствии с указанным выше Федеральным законом основным органом валютного регулирования являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Для реализации функций в сфере валютного регулирования эти органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ — в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений.

В сфере валютного регулирования Банк России вправе издавать нормативные правовые акты:

устанавливающие порядок и условия биржевых торгов ино-странной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») ;

устанавливающие порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») ;

устанавливающие порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») .

В качестве органа валютного регулирования Банк России реализует не только нормотворческие, но и контрольные функции. В частности, на него возложена обязанность по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления. В целях реализации этой обязанности Банк России принял указание от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

Банк России также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Особенностью правового статуса органов валютного регулирования является право осуществлять все виды валютных операций без ограничений. Однако в настоящее время такое право предоставлено не только органам валютного регулирования, но и специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти. Например, на основании постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. № 813 «О проведении валютных операций Службой внешней разведки Российской Федерации» такое право предоставлено СВР России.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории РФ могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией. Особенно актуально это для сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих адекватно осуществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частности, относятся:

лимитирование операций коммерческих банков по купле- продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;

разработка совместно с Федеральной таможенной службой системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках.

Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты, поскольку этот вопрос имеет для России актуальное значение.

Законодательством РФ определены следующие правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка:

а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России;

б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты;

в) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию РФ.

http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/pravovyie-osnovyi-valyutnogo.html

Правовое регулирование валютных операций

Дата публикации: 03.11.2019 2019-11-03

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Антонов И. П., Торбенко А. О. Правовое регулирование валютных операций // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 172-174. — URL https://moluch.ru/archive/282/63494/ (дата обращения: 18.02.2020).

Читайте так же:  Налог на земли сельхозназначения для физ лиц

В статье рассматриваются особенности современного правового регулирования валютных операций.

Ключевые слова: валютные операции, правовое регулирование валютных операций.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» 1.

Различают основные принципы валютного законодательства: принцип «разрешается все, что не запрещается» — при отсутствии установленного порядка проведения операции с валютой, операцию проводят без определенных ограничений; принцип «прямого действия» — операции, по которым предусмотрено регулирование, должны быть обозначены в законе; ограничения по осуществлению операций с валютой прописаны в законе — нельзя устанавливать другие требования к проведению операций в валюте, кроме тех, которые уже прописаны; исключение индивидуальных ограничений 2.

Под валютным законодательством подразумевают правовые нормы, принципы организации валютных операций, а также организацию контроля за соблюдением нормативно-законодательной базы по валютным операциям.

Блоки валютного законодательства:

Первый блок — документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций.

Второй блок — это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «Об организованных торгах» 3, «О банках и банковской деятельности» 4 и т. д.).

Третий блок — блок общих законов (Конституция, Кодексы). Совершенствование валютного законодательства проходит путем проведения соответствующих мероприятий органами государственного управления в сфере валютного регулирования. За последнее время валютное законодательство в России развивалось на пути к либерализации.

14 мая 2018 г. вступил в силу Федеральный закон № 325-ФЗ от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Закон») 5.

Целью принятия Закона являлось устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования 2. В частности, Закон внес значительные изменения в процедуру банковского контроля над операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами.

Основные вводимые Законом изменения заключаются в следующем:

  1. Установлены новые требования по срокам взаимодействия резидентов и нерезидентов.

Стороны внешнеэкономического контракта обязаны указывать в контракте конкретные сроки исполнения обязательств. В частности, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны предоставлять в банк сведения о сроках получения денежных средств от нерезидентов, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контракту.

Таким образом, в банк теперь нужно сообщать именно о конкретных сроках поступления денежных средств или передачи исполненного по контракту, а не об ожидаемых максимальных сроках, как это было ранее.

  1. Расширен перечень оснований, по которым банки могут отказывать в осуществлении валютной операции

В соответствии с предусмотренными Законом изменениями банк вправе отказать в проведении валютной операции по следующим основаниям:

– непредставление запрошенных банком документов;

– представление недостоверных документов;

– представление документов, не отвечающих требованиям законодательства;

– нарушение резидентом валютного законодательства в части исполнения своих обязанностей, соблюдения требований к проведению валютных операций между резидентами или ведению счетов в иностранных банках.

Ранее банк мог отказать только в первом или во втором из указанных случаев.

  1. Вводится административная ответственность для должностных лиц за правонарушения в сфере валютного законодательства в части осуществления незаконных валютных операций, невыполнение требования о репатриации денег, а также невозврат предоплаты

Ранее ответственности подлежали исключительно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Сейчас же ответственными будут являться все должностные лица, в том числе и руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции 6.

За совершение указанных правонарушений должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 20 000 до 30 000 рублей, за аналогичный проступок предусмотрена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Таким образом, введенные Законом изменения в очередной раз усилили контроль банков за проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами. Ожидается, что нововведения помогут устранить условия, способствующие нарушениям в сфере валютного регулирования.

Помимо вышеуказанных изменений, нововведения в области валютного законодательства коснулись и заработной платы работников, выполняющих трудовые функции за пределами России. Теперь им предоставлена возможность получать заработную плату в иностранной валюте на счет в банках, находящихся в том числе и за пределами РФ.

В связи с указанными изменениями валютного законодательства, соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс Российской Федерации 7.

С присоединением Крыма в банковской системе РФ возникли большие трудности в ее деятельности. Санкционной политикой Европы и Соединенных Штатов был ограничен поток капитала в российскую экономику, иностранными инвесторами стала массово покидаться опальная страна [2].

В этот же период стали явно видны и недоработки российской банковской системы. Механизмы финансирования компаний, принцип образования цен в недрах фондовой биржи, вложение капитала в иностранную валюту, а не в отечественную экономику более подтверждали желание банков работать на себя, а не на государство.

  1. Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» //Российская газета. N 214. 14.10.2008.
  2. Бондарева С. И. Правовое регулирование валютных операций банков Российской Федерации //Аллея науки. — 2018. — № 7. — с.832–836.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об организованных торгах» //Российская газета. N 266с. 26.11.2011.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. ст. 492.Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» //Собрание законодательства РФ. 20.11.2017. N 47. ст. 6851.

5. Новеллы в области валютного законодательства // http://www.lidings.com/ru/

  1. Люкшин А. М. Ключевые проблемы валютного рынка России в современных условиях //Государство и бизнес.современные проблемы экономики. — 2018. — с.231–235.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1).ст. 3.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/282/63494/

Правовые основы валютного контроля кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here