Правовое регулирование правонарушений в финансовой и налоговой

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Правовое регулирование правонарушений в финансовой и налоговой" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Правоприменительная практика привлечения к финансово-правовой ответственности

Э.В. Зависнов

Радикальное обновление всей политической системы, полномасштабная экономическая реформа и существенное изменение финансовой системы обусловили необходимость по-новому взглянуть на правовое регулирование финансовых отношений.

Коснулось это и правоохранительных финансовых отношений, которые затрагивают вопросы юридической ответственности участников финансовых отношений. Это связано с тем, что в науке финансового права обосновывается самостоятельный характер финансовой ответственности и оснований ее применения.

Правонарушения в финансовой сфере детерминируются целым комплексом политических, экономических, социально-управленческих, правовых факторов современного развития Российского государства.

В настоящее время значительное влияние на рост финансовых правонарушений оказали общая нестабильность и разбалансированность экономических процессов. Такие явления, как кризис потребительского рынка, спад производства, инфляция, усиление дифференциации доходов населения, падение жизненного уровня большинства населения, увеличение уровня безработицы, стали благоприятной средой для совершения правонарушений в указанной сфере.

Таким образом, к числу причин роста правонарушений в финансовой сфере следует отнести конфликт интересов между государством, с одной стороны, и частными социально-экономическими]интересами — с другой.

Анализ современного финансового законодательства показал, что ответственность за финансовые правонарушения предусматривается законодательством в области налогов и сборов, административным законодательством, уголовным законодательством.

На сегодняшний день выявление, пресечение и предупреждение финансовых правонарушений более эффективно осуществляют органы государственного управления, применяя меры административного реагирования, что позволяет более оперативно применять санкции и оказывает положительное влияние на пресечение неправомерных действий и привлечение к ответственности правонарушителя.

Административные органы испытывают определенные затруднения по применению финансового законодательства, с учетом единого структурного нормативного правового акта в котором должны быть сосредоточены составы финансовых правонарушений. На сегодняшний день составы финансовых правонарушений содержат нормы Кодекса об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса .

Но, несмотря на это, объединяющим фактором, влияющим на особенности правового регулирования ответственности за финансовые правонарушения, выступает предмет посягательства таких правонарушений, а именно финансовая сфера государства.

Вместе с тем финансовые правонарушения, имеющие единый общий родовой объект посягательства — финансовую сферу государства, характеризуются существенными отличиями по непосредственному объекту, видовым особенностям, присущим данным правонарушениям, что предполагает их дифференциацию.

Российское законодательство содержит разнообразие составов финансовых правонарушений.

Примером может служить глава 15 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за правонарушения в области финансов.

В указанной главе предусмотрены правонарушения, посягающие на правила ведения кассовых операций; ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности; маркировки товаров и продукции; использования бюджетных средств; осуществления валютного регулирования и валютного контроля; деятельности банков и иных кредитных организаций.

Среди объектов посягательства финансовых правонарушений следует выделить общественные отношения в финансовой сфере, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, которые и предопределили особенности правового регулирования юридической ответственности в указанной области.

Анализ статей главы 15 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что в качестве мер административной ответственности, непосредственно применяемых за совершение правонарушений в финансовой сфере, служат штраф, конфискация предметов административного правонарушения, дисквалификация, предупреждение, административное приостановление деятельности. В большинстве случаев санкции статей содержат наказание в виде административного штрафа.

К особенностям административной ответственности за правонарушения в области финансов следует отнести, например, установление срока давности привлечения к административной ответственности.

В отношении административных правонарушений в области финансов устанавливается давностный срок, равный двум месяцам, а применительно к административным правонарушениям в области налогов и сборов, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, ынка ценных бумаг — срок, равный одному году.

Таким образом, административная ответственность за нарушение в области финансов является составной частью системы юридической ответственности за противоправные действия в финансовой сфере в целом и системы административной ответственности — в частности.

Ее основанием являются исключительно административно-наказуемые нарушения в сфере финансов, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Следует сказать, что за последние годы наметился весомый прогресс по внесению изменений и дополнений в финансовое законодательство. Расширен перечень субъектов административной ответственности и уточнен статус отдельных из них, а также установлены дополнительные гарантии прав отдельных категорий лиц, привлекаемых к ответственности за финансовые правонарушения.

В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах, регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности.

В рамках профилактики финансовых правонарушений, как одного из методов предотвращения нарушений финансового законодательства РФ, на региональном уровне территориальные органы должны проводить обучающие семинары для представителей уполномоченных банков, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, где рассматривались бы вопросы практического применения законодательства Российской Федерации в части валютного регулирования и валютного контроля, вопросы практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, обсуждались типичные ошибки налогоплательщиков при ведении налогового учета и оформлении отчетных документов, вырабатывались совместные предложения по усовершенствованию административного законодательства в области финансов .

В целях профилактики финансовых правонарушений уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции органов финансового контроля, должно быть налажено взаимодействие с российскими банками, налоговыми органами, государственными учреждениями и другими участниками финансовых правоотношений по принятию дополнительных предупредительных мер, таких как подготовка информации с разъяснениями о применении административного, налогового, банковского, валютного, бюджетного законодательства; направление в случаях, предусмотренных договором, банковского счета, писем-напоминаний о приближающихся сроках представления в банк справок либо подтверждающих документов по сделкам; оказание на постоянной основе консультационной помощи по применению финансового законодательства РФ.

Рассматривая вопрос юридической ответственности за правонарушения в финансовой сфере, обратим внимание на формирование основных направлений данного института ответственности.

Как нам видится, первоочередной задачей следует поставить разрешение коллизий между нормами главы 15 КоАП РФ, с одной стороны, нормами Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ — с другой, по поводу чего до сих пор спорят представители двух научных дисциплин — административного и финансового права. Несмотря на выделение финансовой ответственности в системе юридической ответственности в сфере финансов, в целях совершенствования действующего законодательства будет целесообразным сосредоточить все положения об ответственности за правонарушения в области финансов в Кодексе об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Льготы по налогу на имущество юридических лиц

Сосредоточение норм, устанавливающих ответственность за финансовые правонарушения, в одном нормативном акте, несомненно, приведет к повышению эффективности рассмотрения дел о правонарушениях в области финансов и профилактики их совершения административными органами.

В настоящее время недостаточно четкое отграничение административной ответственности от принудительных финансовых санкций отрицательно влияет на правоприменительную практику .

Это прежде всего касается мер ответственности, установленных КоАП РФ и Бюджетным кодексом РФ за нарушения бюджетного законодательства.

С этой целью следует провести строгую отраслевую дифференциацию регулятивных и охранительных мер ответственности, отнеся первые к бюджетному праву, а вторые — к административному. В случае совпадения мер по своему содержанию следует унифицировать нормы Бюджетного кодекса и Кодекса РФ об административных правонарушениях в этой части.

Целесообразно также установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность должностных лиц за совершение бюджетных правонарушений, предусмотренных в Бюджетном кодексе РФ.

Следует обратить внимание на несогласованность норм административного законодательства в области валютного контроля и финансового законодательства в указанной сфере, что негативно влияет на дальнейшее совершенствование института административной ответственности в области финансов.

Еще одна проблема — рассогласованность права в вертикальном срезе, т.е. отсутствие определенности взаимной соподчиненности различных элементов права. Применительно к налоговому праву в Российской Федерации необходимо обратить внимание не только на рассогласованность самих правовых норм, но и на рассогласованность рекомендательных норм, таких как письма Минфина и ФНС.

В разные годы по одному и тому же вопросу ведомства высказывались различным образом, что делает непонятной и непрозрачной правовую норму, не позволяет налогоплательщику следовать данной правовой норме как букве закона. Аналогичная ситуация складывается и по части разновекторной судебной практики как в отношении возможности признания налогоплательщиком расходов, применения льгот, получения возмещения НДС из бюджета, так и возможности воспользоваться инвестиционными льготами. Такая практика не позволяет говорить о повышении популярности российской налоговой системы в стране и за рубежом.

В настоящее время практически любая норма Налогового кодекса является коллизионной, поскольку многие нормы имеют двойное прочтение, постоянно меняются и имеют разнонаправленную судебную практику.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, однако на практике одни суды принимают решения в пользу налогоплательщика, другие же — в пользу налогового органа .

  1. Ильин А.Ю. Юридическая ответственность за финансовые правонарушения // Финансовое право. 2015. N 11. С. 3 — 6.
  2. Ильин А.Ю. Юридическая ответственность за финансовые правонарушения // Финансовое право. 2015. N 11. С. 3 — 6.
  3. Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2008. С. 18 — 30
  4. Петров А.А. Иерархические коллизии в праве: Дис. . канд. юрид . наук. Красноярск: ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2009. С. 3.

http://journalpro.ru/articles/p-r-a-vo-p-r-i-me-n-ite-l-n-a-ya-p-r-a-kt-i-k-a-p-r-i-v-leche-n-i-ya-k-f-i-n-a-nso-vo-p-r-a-vo-vo-y-/

75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.

Выделяют четыре вида правонарушений в финансовой деятельности бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Точного определения валютного правонарушения нет, но проанализировав определения других правонарушений в различных отраслях права можно определить, что валютное правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие), совершенное резидентом либо нерезидентом, за которое валютным законодательством РФ предусмотрена уголовная или административная ответственность под угрозой наказания.

76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)

77.Правовое регулирование страховой деятельности

Все общественные отношения в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду возникающих между ними отношений, а также по способам их правового регулирования:

1) общественные отношения, возникающие между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями), в том числе с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

Читайте так же:  Размер подоходного налога в россии

2) общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов*1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования формируется и законодательство в этой сфере, а именно:

а) государственное регулирование страховой деятельности (требования к субъектам, положения о лицензировании, формировании страховых резервов, надзор) — сформулировано в Федеральном законе «О страховании» от 27.11.92 г. N 4015-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и в ряде других источников права в области государственного регулирования страховой деятельности;

б) частно-правовое регулирование (регулирование договора страхования, отношений между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) и т.п. — сформулировано в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодекс торгового мореплавания).

В целом комплекс различных нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность, включает в себя следующие составляющие:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— подзаконные акты и ведомственные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации Федерального органа регулирования и надзора за страховой деятельностью;

— локальные акты (внутрифирменные приказы, распоряжения и т.п.), действующие в пределах деятельности конкретного страховщика.

В настоящее время законодательной основой деятельности страховых предпринимательских организаций в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ (гл. 48 «Страхование»), Закон РФ от 27.11.92 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г., 20.11.99 г., 21.03, 25.04.02 г.), Федеральный закон от 24.07.98 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями от 17.07.99 г., 02.01.2000 г., 25.10, 30.12.01 г., 11.02, 26.11.02 г.), Закон РФ от 28.06.91 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 02.04.93 г.) (с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г., 01.07.94 г., 29.05.02 г.), Федеральный закон РФ от 26.10.02 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон РФ от 23.06.99 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Налоговый кодекс РФ и ряд других.

Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является Закон РФ «О страховании», который с 01.01.98 г. действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 г. N 157-ФЗ (далее — Закон о страховании).

Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования, а также к законам, регулирующим иные отношения, но содержащие страховые нормы. Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (ст. 1 Закона).

Закон о страховании содержит основные понятия, связанные со страховой деятельностью, в том числе понятие «страхование». В законе определены также субъекты страховых отношений, т.е. кто может быть признан страховщиком и в какой организационно-правовой форме может осуществляться страховая деятельность (ст. 6).

Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона о страховании «страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации».

Из этого определения следует:

1) страховщик — это юридическое лицо. Юридическое лицо в соответствии со ст. 48 ГК РФ — это «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) целью деятельности юридического лица должна быть страховая деятельность. Учитывая условие о том, что «предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность» (п. 1. ст. 6 Закона), можно сделать вывод, что для страховщиков установлена специальная, ограниченная правоспособность (в отличие от большинства других юридических лиц, количество видов деятельности которых не ограничено).

Однако Законом установлены и некоторые изъятия из специальной правоспособности страховщиков. Так, страховая организация имеет право:

— выступать гарантом в банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ);

— выдавать ссуды страхователям по долгосрочным договорам страхования жизни (п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

— осуществлять посредническую деятельность, связанную с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации (абзац 2 п. 4 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

3) организационно-правовая форма страховщика как юридического лица в соответствии с Законом о страховании может быть любой.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ создание коммерческих страховых организаций (речь идет о предпринимательских организациях — профессиональных страховщиках) возможно в следующих формах:

— хозяйственные товарищества и общества;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.

http://studfile.net/preview/6223932/page:53/

Финансовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 6967 раз

Библиографическое описание:

Мельцова А. Э., Берг Н. А. Финансовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 261-263. — URL https://moluch.ru/archive/182/46848/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье рассматриваются понятие и виды юридической ответственности, а также вопрос о финансовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности. Рассмотрены различные признаки, по которым можно выделить финансовую ответственность в отдельный вид юридической ответственности.

Ключевые слова: юридическая ответственность, финансовая ответственность, правонарушения.

Понятие юридической ответственности относится к виду правоотношений, где субъектом выступает государство, а объектом — правонарушитель. Реализация всех видов юридической ответственности происходит согласно соответствующих норм права и санкционирована государством.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налогов комментарий

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности и разделяют их в зависимости от степени тяжести.

Так уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом и характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, здесь санкции менее жесткие, нежели уголовные.

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей, которые могут быть установлены Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и прочими документами. Дисциплинарные санкции способны значительно умалить честь и достоинство работника, оказать определенное воспитательное воздействие и предотвратить совершение новых дисциплинарных проступков.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда.

Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка, восстановление во всех возможных случаях нарушенных прав, пресечение и предупреждение правонарушений, исправление лиц, нарушивших нормы права.

Вопрос о природе финансово — правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении. Споры вызывают как сам факт наличия такого вида ответственности, так и вопросы, касающиеся природы финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков и состава финансового правонарушения. В связи с этим анализ проблем становления и развития финансово — правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является одним из приоритетных направлений финансово — правовой науки.

Бурное развитие финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства повлекло за собой выделение в науке финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

Финансовой ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она связана с государственным принуждением, возникает на основе норм права, наступает за совершенное правонарушение, сопровождается наступлением негативных последствий для лица виновного в совершении правонарушения. Основное назначение финансово — правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В законодательстве РФ не содержатся такие понятия как «финансово — правовая ответственность», «финансовое правонарушение», но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которые является частью финансового законодательства РФ, присутствуют нормы права, устанавливающие правонарушения и ответственность за их совершение.

Можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Следует отметить, что БК РФ не содержит такого понятия, как бюджетное правонарушение, вместо этого он оперирует таким понятием, как «нарушение бюджетного законодательства». Под ним в соответствии со ст. 306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности. В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в Части IV «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения».

Следующий вид правонарушения в области финансового права предусматривает налоговую ответственность, предусмотренную Разделом VI НК РФ «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Другим видом правонарушениявобласти финансовой деятельности являются кредитно-денежные правонарушения.

Непосредственным объектом этих преступлений являются отношения в сфере кредитования и обращения денежной наличности.

К таким преступлениям в частности, относится неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам с участием банков и других кредитных организаций. В отношении ответственности за правонарушения в финансово-кредитной сфере действуют общие правила гражданско-правовой ответственности. Формы ответственности — возмещение убытков и уплата неустойки.

За преступления в финансово-кредитной сфере закон устанавливает также уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы. Она предусмотрена Уголовным кодексом РФ за совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными незаконным путем (отмывание денег); злостное уклонение от погашения кредитной задолженности; злоупотребления при выпуске ценных бумаг, а также за уклонение гражданина от уплаты налогов, за уклонение от уплаты налогов с организаций и другие преступления в сфере экономической деятельности.

За валютные правонарушения согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным видом наказания за нарушение валютного законодательства является административное наказание. Уголовная же ответственность регулируется ст. 186 «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг» и 193 «Невозвращение из — за границы средств в иностранной валюте» УК РФ.

Читайте так же:  Поступление валютной выручки валютный контроль

Также финансовая ответственность обладает рядом особенностей, которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой именно финансовую ответственность, а не любой другой вид юридической ответственности.

Так, например, финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер. И нормы права, регулирующие финансовую ответственность, сосредоточены в Бюджетном Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и прочих нормативных документах.

Поэтому можно считать, что финансовая ответственность реализуется в особой сфере общественной жизни — сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Еще одной особенностью финансовой ответственности является то, что она устанавливается финансовыми нормами. Как и любая другая норма права, финансово — правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово — правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Нарушение этих правил влечет за собой применение финансовой санкции. Ее особенность заключается в том, что она носит исключительно денежный характер, она воздействует на денежные фонды правонарушителя и не ограничивают личные права и свободы.

Третья особенность заключается в том, что к финансовой ответственности привлекают финансовые органы государства, специально уполномоченные на это. В зависимости от полномочий по привлечению к ответственности за нарушение финансового законодательства государственные органы подразделяются на контролирующие и правоохранительные. К первой группе в области финансового контроля относятся Счетная палата РФ,

Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Во вторую группу входят Федеральная таможенная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что финансовая ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, включающий в себя несколько видов ответственности, которые, в свою очередь, регулируются такими подотраслями финансового права, как бюджетное и налоговое право, а также институтами валютного регулирования, финансово-правового регулирования банковской деятельности и т. д.

http://moluch.ru/archive/182/46848/

Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 1681 раз

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/ (дата обращения: 18.02.2020).

В работе автор выделяет особенности профилактики как меры по предупреждению налоговых правонарушений, определяет цели и методы предупреждения налоговых правонарушений, отмечает направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, профилактика, предупреждение правонарушений, налоговые деликты, налоговые проверки

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Установлено, что даже значительное увеличение количества проводимых налоговых проверок и доначислений по ним не способствует сокращению задолженности и увеличению объема поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным недостаткам мер пресечения можно отнести непосредственную направленность санкций на последствия уже совершенного налогового правонарушения, не затрагивая при этом причин совершения данных деяний. Тем самым предоставляя налогоплательщику возможность повторного совершения налогового правонарушения, отделавшись лишь уплатой недоимок, пеней и штрафов.

Предусматривается необходимость создания комплекса мер предупреждения, включающего в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. При этом следует основываться на всестороннем анализе причин совершения налоговых правонарушений и оценке деятельности налоговых органов [1, с. 65].

Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений можно считать устранение пробелов налогового законодательства. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является Налоговый Кодекс Российской Федерации, так как он содержит описание основных моментов, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются Федеральные Законы, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из Налогового Кодекса Российской Федерации. Совершенствование законодательства о налогах и сборах, должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания и легкости усвоения. Противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений [2, с. 47].

Целями предупредительной деятельности в налоговой сфере является укрепление финансовых основ государства, профилактика, стимулирование должного поведения участников налоговых правоотношений, сокращение видов неправомерного поведения и их количества. При этом поддерживается точка зрения тех ученых-исследователей, которые считают, что цель предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов может оставаться неизменной, а направления предупредительной деятельности могут изменяться в зависимости от различных условий и обстоятельств [3, с. 149].

Читайте так же:  Справка об окончании выездной налоговой проверки

Учитывая публичную природу налогов, их роль в формировании доходов бюджетов, все мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. Деятельность по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов должна осуществляться как в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, так и субъективного фактора — формирования качеств добросовестного налогоплательщика.

Политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям: гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и выявлять и расследовать любые случаи налоговых злоупотреблений. Иначе говоря, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

В развитых западных странах все большее распространение и все большую поддержку получает точка зрения, что концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и что необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера — реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт передовых развитых стран, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения [4, с. 237].

Таким образом, эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности. Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой — ответственностью должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности [4, с.63].

Правовое воздействие непосредственно на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. является целью предупреждения налоговых правонарушений [4, с. 134].

Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Развитие налоговой системы требует совершенствования контроля за уплатой налогов и создания полноценной системы предупреждения налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

  1. Чайковская Н. В. «Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений» // Интеграция учетно- аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях; под общ. ред. Л. В. Поповой. — М.: Финпресс, 2010. — 430 с.;
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 46–49;
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. «Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии»: Монография. — М.:ВГНА Минфина России. 2009. — С. 147–155;
  4. Аронов А. В., Кашин В. А. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: учеб. пособие. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.;
  5. «Административная юрисдикция налоговых органов»: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.;
  6. Головин А. Ю. «Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений»: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МГЮА; 2005. — С. 134.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/

Правовое регулирование правонарушений в финансовой и налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here