Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

ФНС России сообщила о применении повышающих коэффициентов к ставке налога в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства»

В отношении такого земельного участка при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

При этом ФНС России обращает внимание на положения пункта 15 статьи 396 НК РФ, согласно которому исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов 2 и 4 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.

Таким образом, если в отношении земельного участка с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости, установленная на основании кадастровой стоимости, которая соответствует разрешенному использованию «жилищное строительство», то в отношении этого земельного участка исчисление земельного налога должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов 2 и 4, установленных пунктом 15 статьи 396 НК РФ.

Разъяснены особенности применения повышающего коэффициента при расчете земельного налога

racorn / Shutterstock.com

ФНС России на своем официальном сайте уточнила, в каких случаях при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент. В частности, это произойдет при неиспользовании земельного участка для жилищного строительства.

К примеру, с момента госрегистрации прав на земельный участок налог исчисляется с коэффициентом 2.

При этом, если за три года на участке ничего не построено, то налог рассчитывается с коэффициентом 4.

В случае, если собственник зарегистрировал права на построенный объект до истечения трехлетнего срока строительства, то налог пересчитывается с коэффициентом 1 (п. 15 ст. 396 Налогового кодекса).

В свою очередь излишек можно зачесть в счет будущей платы за землю или написать заявление на возврат.

Такие же правила налогообложения применяются в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства», если их кадастровая стоимость соответствует землям, предназначенным для жилищного строительства.

Налоговики также уточнили, что если земельный участок предназначен для строительства нескольких очередей жилых домов (корпусов, кварталов), то применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога прекращается с момента регистрации права хотя бы на один построенный объект недвижимости.

Узнать, какие застройщики освобождены от уплаты земельного налога, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответствующие разъяснения ведомство направило территориальным налоговым органам (письмо Минфина России от 21 августа 2017 г. № 03-05-04-02/53545, письмо Минфина России от 23 августа 2017 г. № 03-05-04-02/54184).

Приложение 2. Размеры повышающих коэффициентов к дифференцированным ставкам земельного налога по видам разрешенного использования земель

Информация об изменениях:

Решением Шелеховской Думы Иркутской области от 23 декабря 2004 г. N 23 в Приложение 2 настоящего Решения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

к Решению Шелеховской Думы

от 30 октября 2002 г. N 144

Размеры
повышающих коэффициентов
к дифференцированным ставкам земельного налога
по видам разрешенного использования земель

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2004 г.

При выполнении арендатором муниципального заказа, реализации городских, областных или государственных программ, поддержки социально-значимых отраслей, Шелеховская администрация может установить поправочный коэффициент (К4) в пределах от 1 до 0,5.

по распоряжению Муниципальными землями

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минфин уточнил особенности применения повышающих коэффициентов к земельному налогу

Минфин РФ в своем письме № 03-05-05-02/93 от 12.09.2012 разъясняет порядок применения налоговых ставок и повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога.

Ведомство напоминает, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

При этом учитывая, что Федеральный закон № 141-ФЗ от 29 ноября 2004 г., внесший в НК РФ соответствующие положения, вступил в силу с 1 января 2005 года, то повышающие коэффициенты применяются при исчислении земельного налога в отношении участков, которые были приобретены и права собственности на которые зарегистрированы после 1 января 2005 года.

Кроме того, положения о том, что повышающие коэффициенты применяются начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права собственности на которые зарегистрированы только после 1 января 2008 года.

Соответственно, положения Налогового кодекса о применении повышающих коэффициентов с учетом сроков проектирования и строительства применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены и права собственности на которые зарегистрированы в 2005-2007 годах.

Минфин уточняет порядок применения повышающих коэффициентов к земельному налогу

Минфин РФ в своем письме № 03-05-04-02/69 от 25.07.2012 уточняет порядок применения при исчислении земельного налога повышающего коэффициента в отношении участков, использование которых разрешено «под жилую застройку, размещение объектов культурно-бытового, социального назначения, административных зданий, коммунально-складских объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационных зон».

Ведомство напоминает, что в случае, если участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Читайте так же:  Узнать долг по налогам без регистрации

Учитывая изложенное, если при расчете размера кадастровой стоимости земельного участка, имеющего более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, наибольший размер кадастровой стоимости соответствует виду разрешенного использования, связанному с жилищным строительством, то исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка должно осуществляться с применением коэффициента, установленного пунктом 15 статьи 396 НК РФ.

Минфину предложили изменить повышающие коэффициенты для земельного налога

Минфин прокомментировал предложение повысить коэффициенты по земельному налогу в случае неиспользования участков, приобретенных для жилищного строительства.

В письме от 23.08.2019 № 03-05-04-02/65421 ведомство напоминает, что при нецелевом использовании участка налогоплательщики уплачивают земельный налог не по ставке 0,3%, а по ставке 1,5% (установленной подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ). В данном случае налог происходит увеличение суммы налога в большей степени, чем в случае применения ставки 0,3% с повышающими коэффициентами, предусмотренными пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Одновременно Минфин отмечает, что законодательством уже предусмотрен ряд мер, направленных на исключение нецелевого использования земельных участков и невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В частности, статьей 8.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Кроме того, прежние инициативы по увеличению коэффициентов, предусмотренных статьей 396 НК РФ, не были поддержаны Правительством РФ и Госдумой.

Учитывая изложенное, Минфин по-прежнему выступает против повышения коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Наряду с участками под жилищную застройку, максимальная ставка земельного налога 0,3% устанавливается также в отношении следующих участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
  • используемых в сельскохозяйственных целях;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

При этом некоторые физлица имеют право на вычет по земельному налогу. Перечень налогоплательщиков, которые вправе рассчитывать на вычет, установлен в п. 5 ст. 391 НК РФ. К ним, в частности, относятся инвалиды и многодетные семьи.

Налоговый вычет может быть использован только по одному земельному участку. При наличии у плательщика нескольких участков, он вправе подать в ИФНС уведомление о выбранном участке, в отношении которого будет применяться вычет. Уведомление можно подать до 31 декабря текущего года в любой налоговый орган по выбору плательщика. Если уведомление подано не будет, то вычет предоставят автоматически при расчете налога для одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

О применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в случае разделения земельного участка

Описание ситуации:

ООО является собственником земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, датированными 16 ноября 2012 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство. Однако жилищное строительство на данных земельных участках не осуществляется, в связи с чем, начиная с декабря 2012 г. ООО исчисляет земельный налог с применением коэффициента 2 в соответствии с п. 15 ст. 395 НК РФ.

В августе 2013 года собственником – ООО было принято решение о перераспределении данных участков, вследствие чего в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о вновь образованных земельных участках и выданы новые свидетельства о государственной регистрации права, датированные 12.09.2013 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство.

Согласно вышеуказанной норме НК РФ исчисление суммы налога производится с использованием коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, который в свою очередь отсчитывается с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки.

Вопрос:

Просим разъяснить, с какого момента ООО должно начать применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога: с декабря 2015 года или с октября 2016 года?

Ответ:

Согласно абз. 2 п. 15 ст. 396 НК РФ, если строительство не завершено после истечения трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка для жилищного строительства, то исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В свою очередь трехлетний срок строительства исчисляется с момента регистрации права собственности на земельный участок, что следует из абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ.

Иными словами, если налогоплательщик в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельный уч1асток, предоставленный для жилищного строительства, не закончил строительство или вообще его не вел, то после истечения указанного трехлетнего срока налогоплательщик обязан исчислять налог с учетом повышающего коэффициента 4.

Однако налоговым законодательством не разъясняется, как правильно применить повышающий коэффициент 4 и исчислить земельный налог в случае разделения земельного участка, например, когда на земельном участке, выделенном для жилищного строительства, не велось строительство, однако, до истечения трехлетнего срока данный земельный участок был разделен на несколько участков так же предназначенных для жилищного строительства.

На наш взгляд, в такой ситуации необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, порядок образования новых земельных участков путем деления первоначального земельного участка и регистрации права собственности на них подразумевает аннулирование права собственности на первоначальный земельный участок.

Так, на основании п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которому государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица при представлении документа, на основании которого в соответствии с настоящим законом и другими законами осуществляется образование земельных участков.

Читайте так же:  Налог на недвижимость автомобиль

Таким образом, при разделе земельного участка образуются новые земельные участки, на которые за собственником по его заявлению отдельно регистрируется право собственности. Исходный земельный участок прекращает свое существование также с момента государственной регистрации прав на все образуемые из него земельные участки.

Во-вторых, исходя из ст.ст. 388 и 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом является не просто любой участок, имеющий границы, а земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за налогоплательщиком в установленном порядке.

Иными словами, в результате разделения земельного участка и регистрации права собственности на вновь возникшие земельные участки у налогоплательщика возникают новые объекты налогообложения, а первоначальный объект налогообложения (исходный земельный участок) перестает существовать.

В этой связи, по нашему мнению, порядок исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента должен применяться к каждому отдельно взятому объекту – земельному участку. Указанное означает, что срок, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, должен исчисляться заново после образования новых земельных участков.

Отметим, что аналогичный, на наш взгляд, подход Минфин РФ излагает в своем письме от 14.10.2015 № 03-05-05-02/58871:

«Таким образом, при разделе земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства образуются новые земельные участки с тем же видом разрешенного использования.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении вновь образованных земельных участков с разрешенным использованием для жилищного строительства, на которых осуществляется жилищное строительство, исчисление земельного налога организацией – собственником таких земельных участков должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов в порядке, предусмотренном п. 15 ст. 396 НК РФ».

Несмотря на то, что четкого вывода в письме не делается, финансовое ведомство указывает, что в результате разделения образуются новые земельные участки, и отсылает налогоплательщиков к п. 15 ст. 396 НК РФ, который предусматривает исчисление всех сроков с целью применения повышающих коэффициентов с даты регистрации прав на земельный участок.

При этом отметим, что каких-либо исключений для ситуаций разделения земельных участков законодатель в п. 15 ст. 396 НК РФ не делает, поэтому формально при разделении земельного участка трехлетний срок строительства прерывается и начинает течь снова с момента регистрации прав на вновь образованный земельный участок.

Как указано в запросе, в результате разделения Обществом исходных земельных участков право собственности на каждый новый участок было зарегистрировано в сентябре 2013 года. Право собственности на исходные земельные участки было аннулировано. Следовательно, после разделения исходных земельных участков у Общества возникли новые объекты налогообложения земельным налогом.

По нашему мнению, поскольку регистрация прав на вновь образованные земельные участки произошла в сентябре 2013 г., следовательно, трехлетний срок на строительство жилья в порядке п. 15 ст. 396 НК РФ должен исчисляться Обществом с указанного периода (с дат регистрации прав собственности на вновь образованные участки, указанные в свидетельствах, т.е. с 19.09.2013).

Таким образом, считаем, что повышающий коэффициент 4 подлежит применению Обществом в целях налогообложения вновь образованных земельных участков с октября 2016 года (т.е. спустя три года, начиная с 19.09.2013).

Коэффициенты к ставкам земельного налога

Требование налоговых органов о последовательном присоединении каждого из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога неправомерно. Каждый коэффициент действует только в течение соответствующего года.

Суть проблемы

Платность землепользования в Российской Федерации предусмотрена Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», в соответствии со статьей 1 которого установлены следующие формы платы — земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Взимание земельного налога на территории Российской Федерации установлено подпунктом «б» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах . ). Пунктом 2 статьи 21 Закона об основах . определено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Там же указано, что конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

Ставки земельного налога устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако законодателем на федеральном уровне регулярно производится корректировка установленных ставок земельного налога путем введения повышающих коэффициентов (в частности, см. статью 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»).

Необходимо отметить, что по смыслу статьи 53 НК РФ с учетом требований статьи 21 Закона об основах . указанные коэффициенты не отвечают признаку налоговой ставки и не могут отождествляться с ней, вследствие чего указанные коэффициенты применяются только в течение периода, на который они устанавливаются.

Таким образом, повышающие коэффициенты, предусмотренные соответствующим федеральным законом, подлежат применению относительно ставок, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, только в том периоде, на который их действие распространено в силу прямого указания закона.

Судебные решения

1. Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления налогового органа.

Решением суда от 07.10.2002 года оспариваемое постановление налогового органа признано недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2003 года решение суда отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.

Как следует из материалов дела, при расчете земельного налога за 2002 год Обществом использован повышающий коэффициент «2,688» на основании статьи 27 Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год».

По мнению налогового органа, при исчислении суммы земельного налога за 2002 год налогоплательщик обязан применять повышающий коэффициент «4,8», поскольку в него включены коэффициенты «2», «1,2» и «2», предусмотренные статьей 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год», статьей 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и статьей 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год».

Полагая, что неправильное применение заявителем коэффициента «2,688» повлекло недоплату земельного налога, налоговый орган 05.08.2002 года принял постановление о взыскании с Общества соответствующей недоимки.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.02.2003 года не соответствует нормам материального права.

По смыслу статьи 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента «2» ограничивается 1999 годом.

В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций является федеральным

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» введен новый повышающий земельную ставку коэффициент — «1,2».

Действие названного федерального закона также ограничивается 2000 годом.

Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и прекращают свое действие в последний день календарного года. При таких обстоятельствах сделанный судом апелляционной инстанции вывод о правомерности применения налоговой инспекцией коэффициента «4,8» в качестве итоговой величины, содержащей все повышающие коэффициенты, является ошибочным.

Согласно статье 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» земельный налог относится к местным налогам.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации (городах Москве и Санкт-Петербурге) данная функция отнесена к компетенции представительных органов власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год» установлено, что в 2002 году ставки земельного налога по Санкт-Петербургу применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом «2,688».

В связи с этим сделанный арбитражным судом вывод о правомерном применении налогоплательщиком этого коэффициента является законным и обоснованным.

Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.

2. По другому аналогичному делу суд кассационной инстанции обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного земельного налога.

При этом он указал следующее.

Обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действуют в определенные этими же законами промежутки времени (исключение составляют те нормы, действие которых сохраняется в силу прямого на то указания в законе).

Таким образом, повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер.

Коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не ставки. Ставка при этом остается неизменной.

Приложение N 2. Размеры повышающих коэффициентов, применяемых к дифференцированным ставкам земельного налога при определении арендной платы

Информация об изменениях:

Постановлением мэра г.Иркутска от 3 июня 1999 г. N 031-06-808/9 Приложение 2 настоящего Постановления изложено в новой редакции

к постановлению мэра г. Иркутска

от 12 мая 1998 г. N 031-06-463/8

Размеры повышающих коэффициентов, применяемых
к дифференцированным ставкам земельного налога
при определении арендной платы

С изменениями и дополнениями от:

N
п/п
Тип земель Размер
повышающего
коэффициента
Условия действия
коэффициента
1 2 3 4 1 Земельные участки, занятые:
1) промышленными, транспортными
предприятиями, предприятиями
связи и энергетики;
2) предприятиями малого бизнеса,
занимающимися производственной
деятельностью

1-3

При условии сохранения
целевого назначения 2 Земельные участки, занятые:
— базами материально-техничес-
кого снабжения и складскими
хозяйствами предприятий промы-
шленности, транспорта, связи и
энергетики (в т.ч. временное
складирование)
— оптовыми базами, предприятиями
торговли А) 1-3

5-7

А) — в территориально-
оценочных зонах с 4-9

Б) — в территориально-
оценочных зонах с 1-3

3 Земельные участки, занятью ор-
ганизациями банковской, стра-
ховой и т.п. сфер деятельности А) 3-5

Б) 5-7

А) — в территориально-
оценочных зонах с 4-9
Б) — в территориально-
оценочных зонах с 1-3 4 Земельные участки, выделенные
физическим и юридическим лицам
под строительство объектов жилья
(до включения объектов в жилой
фонд) и других объектов А)1

Б)5Н

А) — в пределах норма-
тивного срока застрой-
ки, в соответствии
с проектной документа-
цией;
Б) — Н (в г. х) —
сверхнормативная про-
должительность стро-
ительства 5 Земли, занятые
А) муниципальными предприятиями
связи, жилищно-коммунального
хозяйства, транспорта;
Б) киосками по продаже периоди-
ческой печати,проездных карточек
муниципального пассажирского
транспорта, учреждениями соц-
культбыта,
В) ПТУ, библиотеками, а также
культовыми заведениями, благо-
творительными фондами, организа-
циями социальной помощи,
Г) спортивно-оздоровительные
центры, базы отдыха; 1

1

При условии сохранения
целевого назначения 6 Земельные участки, занятые авто-
кооперативами и индивидуальными
авто гаражами и овощехранилищами 1.0 По ставке земельного
налога, установленной
Законом РФ «О плате за
землю» 7 Земельные участки, занятые ад-
министративными зданиями,офисами 3-5 8 Земельные участки, предоставлен-
ные для организации торговли и
общественного питания;
А) магазины (продовольственные,
промтоварные)
Б) рынки, ярмарки
В) столовые (без реализации
алкогольных напитков)
Г) кафе, бары, рестораны и пред-
приятия общественного питания с
реализацией алкогольных напитков
Д) развлекательные диско-клубы,
казино
Е) летнее кафе
Ж) лотки, палатки, торговля с
машин
3) киоски (до 8 кв.м площади)
И)павильоны(свыше 8кв.м площади)
К) приемные пункты стеклотары
Л) торговля сельхозпродуктами,
произведенными местными товаро-
производителями, реализуемыми в
павильонах

250-300
100-150
10
50-75

Определяется на осно-
вании соглашения
сторон 9 Земельные участки, предоставлен-
ные под размещение
А) платные автостоянки
Б) парковки коммерческие
В) некоммерческие автостоянки и
парковки
Г) объекты обслуживания автомо-
билей (шиномонтаж, автомойка)

3

Если земельный участок
имеет несколько фун-
кциональных зон, то на
каждую его часть уста-
навливается коэффици-
ент в зависимости от
целевого использования 10 Земельные участки, предоставлен-
ные для размещения автозаправоч-
ных станций 7-10 При условии сохранения
целевого назначения 11 Земельные участки, выходящие за
«красные линии» застройки *К.п.х 3 Действует до официаль-
ного переноса «красных
линий» 12 Земельные участки со сложными
инженерно-строительными условия-
ми (овраги, подтопления и т.п.) 1.0 Действует на период
нормативного срока
освоения участка 13 Земельные участки, предоставлен-
ные предприятиям, подлежащим вы-
носу из городской черты в соот-
ветствии с экологической про-
граммой г. Иркутска и его приго-
родной зоны до 2005 г. 7-10 14 Земельные участки, предоставлен-
ные для производства земляных
работ
А) в пределах установленных
договором сроков
Б) сверх установленных
договором сроков

200

15 Земельные участки, предоставлен-
ные под установку рекламных
средств (в т.ч. под установку
временных реклам) 300 16 Земельные участки, предоставлен-
ные во временное пользование для
ремонтно-восстановительных и
реставрационных работ, за пре-
делами площадей земельных участ-
ков, предоставленных для эксплу-
атации объекта 30
Читайте так же:  Решение думы об установлении земельного налога

10

Использование проезжей
части улиц, переулков
Использование тротуа-
ров
Использование прочих
земель общего поль-
зования
В случае превышения
нормативных сроков
ремонтно-восстанови-
тельных и реставраци-
онных работ плата
применяется с К=5

Первый зам. мэра — председатель комитета

по городскому обустройству

Председатель комитета по земельным ресурсам

и землеустройству г. Иркутска

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога

Семинар «Налог на имущество, транспортный и земельный налоги», актуально на 14 ноября 2018 г.

Земельный налог

Плательщики земельного налога

Налог должны платить все компании — собственники земельного участка независимо от режима налогообложения. Обязанность по уплате возникает со дня регистрации в ЕГРН перехода права собственности на участок. Налог платят по месту нахождения земли. Сроки уплаты земельного налога (ЗН) и авансовых платежей устанавливают муниципалитет

Уточнить сроки уплаты земельного налога, а также льготы по нему в вашем муниципалитете можно на сайте ФНС, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Замечу, что новому собственнику не нужно подавать какие-либо документы для постановки на учет в ИФНС по месту расположения участка. Все необходимые сведения поступят налоговикам из Росреестр

Арендаторы земли налог не платят. Но нередко арендодатели включают в договор условие о возмещении арендатором суммы налога. Это не запрещено, но арендодатель должен понимать, что такую «компенсацию» ему придется включить в доходы и обложить НДС. То, что ЗН уйдет в бюджет, никого не волнуе

Расчет земельного налога: формулы

Земельный налог исчисляют по такой формул

В муниципалитете, решившем взимать авансовые платежи по ЗН, формула их подсчета следующа

При наличии квартальных авансов сумму налога к уплате за год вычисляют

Показатели 1 и 2 первых двух формул одинаковые. Кадастровую стоимость участка на 1 января по его кадастровому номеру можно найти на сайте Росреестра. Там же указаны категория земли, ее назначение и разрешенное использование — это нужно, чтобы определить ставку налога. Впрочем, все сведения можно заполучить и через выписку из ЕГРН. Если же участок образован внутри года, кадастровую стоимость берите на день ее фиксации в

Справка

При отсутствии у земельного участка кадастровой стоимости платить по нему налог не нужно. Однако по итогам года следует представить нулевую декларацию по

Если вдруг муниципалитет не установил ставки ЗН, то действует общая — 1,5%, а для сельскохозяйственных земель — 0,3%. Впрочем, последняя величина актуальна только для участков, используемых по назначению. Без этого ЗН надо считать по общей ставке

Расчет земельного налога: изменение кадастровой стоимости

Внутри года кадастровая стоимость участка может измениться. Общее правило такое же, как в «кадастровом» налоге на имущество, — рост или снижение стоимости при расчете ЗН не учитываем. Что было на 1 января, то и берем. Но есть исключения, и они также аналогичны тем, что действуют для «кадастрового» налога на имуществ

Основание для изменения кадастровой стоимости земельного участка Год, начиная с которого следует применять исправленную стоимость
Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В чем заключается ошибка и кто ее допустил, неважно Год первого применения ошибочной кадастровой стоимости для расчета налога
Решение комиссии по рассмотрению «кадастровых» споров Год подачи заявления в комиссию, но не ранее года внесения ошибочной стоимости в ЕГРН
Решение суда об оспаривании решения комиссии по рассмотрению «кадастровых» споро
Решение суда по делу об оспаривании кадастровой стоимости без участия комиссии Год подачи заявления в суд, но не ранее года внесения ошибочной стоимости в ЕГРН

Наконец, все, что мы обсудили применительно к «кадастровому» налогу на имущество в плане поправок 2019 г., актуально и для земельного налога. Я имею в виду пересчет налога при снижении кадастровой стоимости по итогам рассмотрения спора в комиссии или в суде. ЗН должны будут пересчитать за все годы действия ошибочной кадастровой стоимости участка, но не более чем за 3 года, предшествующие году решения комиссии либо

Внутри года кадастровая стоимость участка может измениться и в результате корректировки его характеристик: назначения, вида разрешенного использования, площади. Все это учитывает коэффициент Ки, но о нем позже.

Расчет земельного налога: коэффициент Кв

Коэффициент Кв в формулах подсчета ЗН и авансовых платежей по нему — наш старый знакомый. Мы сталкивались с ним, когда говорили о транспортном налоге. Коэффициент учитывает количество полных месяцев в году или квартале, в течение которых вы владели земельным участком. Его нужно применить, если вы приобрели или утратили право собственности на земельный участок в течение года.

Вот формулы подсчета коэффициента Кв конкретно для земельного налога:

Месяц будет полным, если вы зарегистрировали право собственности на участок до числа включительно, а прекращение права — после числа. Результат деления следует округлить до четвертого знака после запято

Таким образом, в случае с квартальным платежом, и это вам тоже знакомо по транспортному налогу, у коэффициента Кв для ЗН могут быть только два значения — 0,3333 и

Например, купля-продажа участка с кадастровой стоимостью 2 млн руб. зарегистрирована 10.12.2018, ставка налога — 1,5%. Поскольку регистрация случилась до числа месяца включительно, у покупателя декабрь входит в подсчет коэффициента Кв, а у продавца — нет. Значит, коэффициент и исчисленный налог за год равны:

— для покупателя — соответственно 0,0833 и

— для продавца — 0,9167 и

Расчет земельного налога: коэффициент Ки

Коэффициент Ки в формулах подсчета ЗН и авансовых платежей по нему отсутствует. Почему? Потому что так просто его туда не поставишь — это я сейчас объясню.

Коэффициент Ки завязан на изменение внутри года кадастровой стоимости участка по таким причина

— изменился вид разрешенного использования;

— участок перевели в другую категорию земель;

— площадь участка выросла или уменьшилась.

В этом случае за период с 1 января до дня внесения в ЕГРН новой кадастровой стоимости налог считают по старой стоимости, а со дня внесения и до конца года — по новой. И для каждого этапа действует свой коэффициент Ки. Детали — в таблиц

Для расчета ЗН за какой период нужен коэффициент Ки Числитель коэффициента Ки Знаменатель коэффициента Ки
С 1 января и до момента изменения кадастровой стоимости участка (Ки1) Количество полных месяцев владения участком со старой кадастровой стоимостью* Равен числителю коэффициента Кв.
При владении участком весь год — 12
С момента изменения кадастровой стоимости и до конца года (Ки2) Количество полных месяцев владения участком с новой кадастровой стоимостью**
Читайте так же:  Как работает возмещение ндс

* Месяц внесения в ЕГРН новой кадастровой стоимости учитывают как полный месяц владения участком со старой стоимостью, если запись в реестре сделана после числа.

** Месяц внесения в ЕГРН новой кадастровой стоимости считают полным месяцем владения участком с новой стоимостью, если запись в реестре появилась до числа включительно.

Определив два разных коэффициента Ки с точностью до четвертого знака после запятой, подставим их в две разные же формул

Как вы догадываетесь, чтобы получить годовой налог, результаты нужно сложить. Коэффициент Кв в обеих формулах одинаковый. Но это лучше разобрать на пример

Пример. Расчет земельного налога с учетом коэффициентов Ки и Кв

/ условие / Кадастровая стоимость участка на 01.01.2018 — 10 000 000 руб.

16.02.2018 в ЕГРН зарегистрировано изменение вида разрешенного использования участка и внесена новая кадастровая стоимость — 8 000 000 руб.

23.03.2018 в ЕГРН зарегистрировано прекращение права собственности на участок его продажи.

/ решение / Посчитаем земельный налог по ставке 1,5%.

1. Поскольку право собственности на участок прекратилось 23.03.2018, то есть после числа месяца включительно, март считается полным месяцем владения. Всего таких месяцев 3 (январь — март). Это числитель коэффициента Кв, а сам коэффициент равен

2. Так как новая кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 16.02.2018, то есть после числа месяца, месяц считается полным для коэффициента Ки1. Значит, числитель коэффициента — 2 (январь — февраль), а знаменатель — 3 (равен числителю коэффициента Кв), значение Ки1 —

ЗН по старой кадастровой стоимости с учетом коэффициентов Ки1, Кв и округления до полных рублей —

3. Для коэффициента Ки2 февраль не считается полным, поэтому его числитель — 1 (март), а знаменатель — тоже 3 (равен числителю коэффициента Кв). Таким образом, значение Ки2 —

ЗН по новой кадастровой стоимости с учетом коэффициентов Ки2 и Кв —

4. Общая сумма исчисленного ЗН за 2018 г. по старой и новой кадастровой стоимости –

Как платить налог, если участок разделен, выделен или находится на территории двух и более муниципалитетов

Предположим, внутри года вы разделили земельный участок № 1 на участки № 2 и 3. Для целей подсчета ЗН это приравнивается к продаже участка № 1 и покупке участков № 2 и 3.

В результате вы будете платить налог по участку № 1 с начала года и до дня внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности на него. А по двум новым — со дня регистрации в ЕГРН данных об образовании участков и до конца года. Полные месяцы владения участками считайте по правилам для коэффициента Кв Письмо Минфина от 16.02.2018 № 03-05-04-02/9667 .

Теперь предположим, что из участка № 1 выделен участок № 2. То есть, в отличие от предыдущего примера, участок № 1 не перестал существовать, а вот его площадь уменьшилась. Значит что? Правильно, по участку № 1 ЗН надо исчислить с учетом коэффициентов Ки1 и Ки2. А налог по участку № 2 посчитать с коэффициентом

Бывает и так: у земельного участка одна кадастровая стоимость, но расположен он в двух муниципальных образованиях с разными кодами Как платить и отчитываться? Все предусмотрено, коллеги. Сначала надо посчитать долю кадастровой стоимости, приходящуюся на муниципалитет, пропорционально площади участка, расположенной в этом муниципалитете. А уже исходя из нее исчислить ЗН к уплате в этом муниципальном район

По итогам года нужно сдать две декларации: в одной будет код первого муниципального образования и сумма налога к уплате в его бюджет, в другой — код второго образования и сумма налога к уплате в его бюдже

Декларация по земельному налогу

Форму декларации по ЗН налоговая служба утвердила в мае 2017 г. Приказом Но в 2018 г. уже дважды обновила ее — сначала в марте, а потом в августе. Так что к отчетной кампании за 2018 г. все поправки уже вступят в

Главное новшество — стр. 145 «Коэффициент Ки» разд. 2 декларации. Как вы прекрасно понимаете, она нужна для подсчета налога, если внутри года характеристики земельного участка изменились, а значит, скорректирована и его кадастровая стоимость.

В этом случае по участку нужно заполнить два разд. 2 с одинаковым кодом

— в первом по стр. 050 показать старую кадастровую стоимость, а по стр. 145 — коэффициент Ки1;

— во втором по стр. 050 указать новую кадастровую стоимость, а по стр. 145 — коэффициент Ки2.

Покажу на примере.

Пример. Заполнение разделов 2 декларации по земельному налогу, исчисленному с учетом коэффициентов Ки и Кв

/ условие / Возьмем за основу предыдущий С учетом его итоговых данных разделы 2 декларации за 2018 г. нужно заполнить так.

/ решение / Сведем информацию в таблицу.

Строка разд. 2 Что указать в строке
разд. 2 для ЗН по старой кадастровой стоимости разд. 2 для ЗН по новой кадастровой стоимости
050 «Кадастровая стоимость. (в рублях)» 10 000 000 8 000 000
110 «Налоговая база (в рублях)» 10 000 000 8 000 000
120 «Налоговая ставка (%)» 1,5 1,5
130 «Количество полных месяцев владения участком» 3 3
140 «Коэффициент Кв» 0,25 0,25
145 «Коэффициент Ки» 0,6667 0,3333
150 «Сумма исчисленного налога (в рублях)» 25 001 9999

Общую сумму исчисленного налога, равную 35 000 руб., нужно указать по стр. 021 разд. 1 декларации за 2018 г.

И последнее по декларации. Допустим, фирма состоит на учете в ИФНС 1234 и владеет единственным земельным участком на территории, подконтрольной ИФНС 4321. В 2018 г. компания продала землю. Как отчитаться по ней? Есть два вариант

1) не дожидаясь снятия с учета по местонахождению участка, представить декларацию в ИФНС 4321. Тогда в ИФНС 1234 сдавать ничего не надо;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) после снятия с учета по местонахождению участка представить декларацию в ИФНС 1234, указав код ИФНС 4321. Сдать декларацию можно заранее, тянуть до крайнего срока — 01.02.2019 необязательн

Источники

Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here