Плательщиками земельного налога являются

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Плательщиками земельного налога являются" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Пленум ВАС разъяснил спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога

Нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены и кто является плательщиком налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом? Ответы на эти и другие спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога, содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Если права на земельный участок не оформлены, платить земельный налог не надо

В первую очередь суд разъяснил, нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос не существовало. По мнению чиновников, платить налог должны и те лица, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на фактически используемые ими земельные участки.

Так, ФНС в письме от 11.01.06 № 21-4-04/2 и Минфин в письме от 13.02.06 № 03-06-02-04/19 сообщили: получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, поэтому отсутствие такого документа не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В судебной практике по данному вопросу единообразия не было. Одни суды соглашались с чиновниками: плательщиками земельного налога являются фактические землепользователи (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.06 № 11991/05, ФАС Уральского округа от 29.06.09 № Ф09-4329/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.08 № Ф08-2625/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.06 №Ф04-6631/2006(27244-А27-35)). Другие считали, что отсутствие правоустанавливающих документов освобождает от уплаты налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.09 № А33-13051/08-Ф02-967/09).

Точку в давнем споре поставил Пленум ВАС РФ. Арбитры указали: плательщиком земельного налога является лицо, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как собственник участка, пользователь или владелец, чье право удостоверено соответствующим документом. При этом объект налогообложения возникает после того, как конкретный земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Это правило не распространяется лишь на правопреемника, который становится плательщиком земельного налога независимо от того, зарегистрирован ли переход прав на землю.

ТСЖ не являются плательщиками земельного налога

Кто является плательщиком земельного налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники помещений в этом доме или товарищество собственников жилья? Собственники помещений, поскольку именно они владеют земельными участками, независимо от того, создано ли ими товарищество собственников жилья, считают в Высшем арбитражном суде (п.6 постановления).

На практике налоговики нередко обязывали ТСЖ уплачивать налог на землю. Хотя Минфин еще два года назад разъяснил, что обязанность по уплате земельного налога возложена на собственников земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ), а ТСЖ собственником земельного участка быть не может (письмо от 13.09.07 № 03-11-04/2/224).

Суды также не раз отклоняли утверждения инспекций, что товарищество является плательщиком земельного налога. Логика арбитров такова. ТСЖ не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание. Оно создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда: земли, занятые жилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях. Соответственно, собственником земли товарищество никак не является (постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.06 № А55-23144/2005-30, ФАС Уральского округа от 01.10.08 № Ф09-6951/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.06 № А17-2233/5/2005). Правомерность такой позиции теперь закреплена постановлением Пленума ВАС.

Земельный налог не всегда рассчитывается по кадастровой стоимости

Если для участков кадастровая стоимость не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли. Об этом сказано в пункте 7 комментируемого постановления Пленума ВАС.

Напомним, базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земли. Нормативные акты, утверждающие кадастровую стоимость конкретных земельных участков, утверждают органы региональной исполнительной власти (например, администрация области). При этом утвержденные документы должны быть опубликованы. Но проблема в том, что зачастую вовремя утвердить и опубликовать их не удается, и данные о кадастровой стоимости становятся известны общественности лишь спустя несколько месяцев после начала года. А ведь в статье 391 Налогового кодекса четко сказано: «налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом».

Разбирая споры по таким ситуациям, суды утверждали: если по состоянию на 1 января наступившего года кадастровая стоимость не установлена, следует применять нормативную цену земли (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ). Нормативную цену, как и кадастровую стоимость, утверждают органы региональной исполнительной власти. При этом они должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли. Такое мнение высказывал Президиум ВАС РФ (постановление от 10.02.09 № 11279/08), ФАС Поволжского округа (постановление от 30.04.09 № А72-4563/2008), ФАС Северо-Западного округа (постановление от 27.03.09 № А05-9538/2008).

В Минфине с таким подходом не соглашались. Чиновники настаивали: для исчисления земельного налога может применяться только кадастровая стоимость земельных участков. Если же до сведения общественности в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). А после утверждения кадастровой стоимости и получения соответствующих сведений нужно представить «уточненку» (письмо Минфин РФ от 03.07.06 № 03-06-02-04/97).

Читайте так же:  Система финансового контроля на предприятии

Пленум ВАС не согласился с позицией Минфина, и «зафиксировал» сложившуюся судебную практику, заявив: при отсутствии данных о кадастровой стоимости налог рассчитывается на основе нормативной цены земли.

Коротко о других спорных моментах, связанных с уплатой земельного налога

Пленум ВАС ответил и на другие важные вопросы. Является ли неосвоение земли, приобретенной застройщиком для жилищного строительства, основанием для отказа в применении пониженной ставки? (Напомним, в отношении таких участков пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлена пониженная ставка налога — 0,3 процента). По мнению судей, нет, не является (п. 8 постановления).

Пункт 9 посвящен налогоплательщикам — физическим лицам, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Так вот они, по мнению арбитров, могут воспользоваться вычетом и в том случае, если земельный участок используется этими гражданами в предпринимательской деятельности.

Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Похожие публикации

Плательщики земельного налога перечислены в ст. 388 НК РФ, однако весьма сложная схема привязки их к объекту обложения требует детального рассмотрения вопроса. Узнаем, кто должен платить земельный налог, на какие категории плательщиков распространяются льготы и какие условия при этом должны соблюдаться.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Условия снижения налоговой базы для физических лиц

Имеются группы частных лиц, которые, являясь плательщиками земельного налога, имеют право на льготу, представляющую собой арифметическое уменьшение базы на фиксированную сумму (по аналогии с социальным вычетом по НДФЛ).

Эту норму определяет ст. 391 НК РФ, и на ее основании сумма уменьшения составляет 10 тысяч рублей. А реализовать указанную норму могут следующие налогоплательщики земельного налога:

  • Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды: детства; I и II групп; ВОВ или боевых действий;
  • ветераны ВОВ/боевых действий;
  • ликвидаторы аварий на атомных предприятиях;
  • лица, подвергшиеся действию радиации на любых (военных/гражданских) объектах, а также при ядерных испытаниях.

В случае, если величина необлагаемой суммы больше размера налоговой базы, то последняя считается равной 0 (п. 7 ст. 391).

Право на использование этой льготы должно документально подтверждаться. Сроки и условия представления подтверждающих документов диктуют региональные законодатели, однако установленный Налоговым Кодексом период приема документов не может быть определен позже 1 февраля года, наступающего за отчетным.

Действующим законодательством властям региона предоставлено право изменять размер уменьшения, равно как и список плательщиков земельного налога, имеющих право на подобную льготу.

Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Когда за налогоплательщиками земельного налога признаются права на льготы

Критериями реализации льгот по налогу служат:

  • получение участка для строго оговоренных целей;
  • его целевое использование;
  • соответствующее документальное подтверждение этой деятельности, т.е. прав на реализацию льготы.

В ст. 395 НК РФ представлен список плательщиков, освобожденных от налога по землям, предопределенным для дислокации:

  • учреждений ГУФСИН;
  • государственных автодорог;
  • религиозно-культовых комплексов;
  • организаций инвалидов при соблюдении условия численности в штате инвалидов свыше 80%. В компаниях с уставным фондом, сформированным долями предприятий инвалидов, численность сотрудников-инвалидов должна составлять более половины штата персонала с сегментом зарплаты в общем ФОТ свыше 25%. Использовать участок следует для производства и продажи товаров/ услуг. Исключение составляют выпуск минерального сырья, подакцизных товаров или предназначенных для посредников/брокеров;
  • предприятий, деятельностью которых является возрождение и популяризация народных и художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • центра инноваций «Сколково».

Имеется еще одна категория тех, кто не платит земельный налог в России. Это частные лица и общины, объединяющие немногочисленные коренные северные народы, использующие земельные участки для сохранения уникальных традиций и промыслов края.

Заметим, что освобождение от уплаты налога в особых и свободных экономических зонах имеет весьма конкретные временные ограничения:

  • для судостроительных предприятий – 10 лет со дня регистрации резидента;
  • для остальных компаний-резидентов в особой зоне – 5 лет с м-ца установления права на участок;
  • для предприятий свободной экономической зоны – 3 года с м-ца возникновения права.
Читайте так же:  Выплата дивидендов в 6 ндфл как отражается

Региональные законодатели вправе устанавливать и другие льготы.

Какими налоговыми льготами можно воспользоваться

Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:

— освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;

— исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;

— снижение налоговой базы по налогу;

— применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.

Статья 395 НК РФ содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.

Кто платит земельный налог

Законодательно плательщиками земельного налога признаются компании и частные лица, обладающие участками земли на правах:

  • собственности (в т.ч. единолично, совместно или в долях);
  • бессрочного пользования;
  • пожизненного владения при наследовании.

Объектом обложения выступает земля региональных территорий, где принят закон о действии соответствующего налога. Но не на все земли он распространяется. Не подлежат налогообложению:

  • земли, полностью или частично изъятые из оборота;
  • делянки леса, идущие под лесозаготовку;
  • земли под многоэтажными жилыми застройками.

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).

Примечание

Несовершеннолетние лица, законно владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении принадлежащих им земельных участков. Родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (см. письмо Минфина России от 15 января 2018 г. N 03-05-06-02/1076).

В случае отсутствия в ЕГРН информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-06-02/79, определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).

Не признаются налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков:

— находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования;

Читайте так же:  Имущественный подоходный вычет

— переданных им по договору аренды.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную система налогообложения не освобождаются от уплаты земельного налога (см. также письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29).

Объект налогообложения земельного налога

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Видео (кликните для воспроизведения).

— на праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

Читайте так же:  Письмо о снижении штрафа в налоговую образец

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию «физическое лицо» не обусловлено определением гражданства. Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.
Читайте так же:  Органом контроля за финансово хозяйственной деятельностью

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Земельный налог

Определение

Земельный налог – это прямой налог, уплачиваемый в местный бюджет владельцами земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

Муниципальные образования устанавливают:

— действует ли налог на территории муниципального образования;

— ставки налога (в пределах, оговоренных Налоговым кодексом РФ);

— дополнительные налоговые льготы (в дополнение к предусмотренным Налоговым кодексом РФ);

— порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

— наличие либо отсутствие отчетных периодов;

— порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, являющимися объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве пожизненного наследуемого владения;

— на праве постоянного бессрочного пользования.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кто является плательщиком земельного налога?

С каждым годом население Российской Федерации становится все более грамотным в вопросах налогообложения, что связано, как с желанием применять различные льготы, доступные только по заявлению налогоплательщика, так и с необходимостью оценки своих налоговых обязательств при планировании бюджета. Земельный налог относится к местным налогам и отчасти регулируется местным законодательством, при этом на федеральном уровне установлено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков.

Платят ли земельный налог жители Крыма

Земельный налог введен на территории муниципальных образований Республики Крым и в городе Севастополе в 2014 году, поэтому жители этого региона уплачивают налог на землю в том же порядке, что и владельцы земли по всей России.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом порядок исчисления земельного налога в рассматриваемых субъектах Российской Федерации временно отличается. Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года. Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до окончания проведения кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, земельный налог будет рассчитываться исходя из, так называемой, нормативной цены земли, устанавливаемой ежегодно.

Источники

Плательщиками земельного налога являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here