Ответственность банков за совершение налоговых правонарушений

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Ответственность банков за совершение налоговых правонарушений" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

студент, Сибирского государственного университета путей сообщения,

РФ, г. Новосибирск

ст. преподаватель СГУПСа,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет подробно рассмотрена ответственность банков за налоговые правонарушения, конкретно проанализированы статьи НК РФ, за которые чаще всего банки несут отвесность.

Ключевые слова: Налоговый кодекс РФ, банк, правонарушение, ответственность банков, налоговый статус, налоговая система, стабильность, кредитная организация.

Данная группа правонарушений включает в себя особо обозначенный круг нарушений налогового законодательства, который совершается банками или кредитными организациями. Частью первой НК РФ отдельная группа налоговых правонарушений, совершаемых банками, выделена в самостоятельную группу и заключена в главе 18 НК РФ.

Курбатов А.Я. в своих работах пишет, что налоговые правонарушения кредитных организаций объединяет не столько единство субъекта этих нарушений, сколько направление этих правонарушений [1; C. 452].

Правонарушения данной группы направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как правило, основной ролью банков с точки зрения экономики, да и в целом, банковской системы, в национальном и мировом хозяйстве считается выполнение функций финансового посредничества между участниками экономичного оборота. Вместе с этим, указанные хозяйствующие субъекты, как организации, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели выступают в качестве налогоплательщиков.

Характерная особенность налогового статуса банков и их положения в системе национального хозяйства, определяются, в том, что в банки своими действиями отвечают за расчетные операции и взаимоотношение всех хозяйствующих субъектов, т.е. налогоплательщиков.

Исходя из этого, точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в процессе осуществления банковской деятельности, а именно соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов в бюджет, имеют колоссальное значение для эффективности функционирования налоговой системы России.

В противном случае массовое совершение банками подобных противоправных деяний, налоговый орган страны потеряют контроль над экономическими правоотношениями в стране, расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками. И результатом станет то, что банк больше не сможет выполнять свои функции.

На сегодняшний день НК РФ предусмотрено пять противоправных деяний банков, которые в свою очередь ведут к нарушению нормального функционирования налоговой системы страны.

Загороднев Ю.А. в своих работах относит следующие нарушения законодательства о налогах и сборах [2; C. 109].

1. банк нарушил установленный порядок открытия счета для налогоплательщика;

2. банк нарушил срок исполнения поручения о переводе налога;

3. банк не решил вопрос о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

4. банк не исполнил решения о взыскании налогов;

5. банк не предоставил в налоговый орган сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Приостановление операций по счетам в одном банке в отношении налогоплательщика, налогового агента не препятствует открытию счета этим же лицом в другом банке. Банк, который открывает счет такому лицу, не должен быть привлечен к налоговой ответственности согласно п.1 ст. 132 НК РФ, т.к. к моменту открытия счета у «лица» отсутствует решение налогового органа о приостановлении операций по счету. Объективной стороной состава правонарушения, является никак иначе бездействие банка после открытия или закрытия счета организацией, т.е. невыполнение своей обязанности сообщить налоговому органу сведения об этих обстоятельствах в течение пяти дней со дня их возникновения.

Ст. 133 НК РФ «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора», также непосредственно, относится к данной теме. Объективной стороной состава правонарушения является бездействие банка, который не выполняет свои обязанности в установленный срок. Срок установлен п.2 ст. 60 НК РФ, в котором говорится, что поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога должно быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения [4; C. 49]. Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты по причине исполнения платежных документов, относящихся к более ранней очередности, установленной гражданским законодательством, не может рассматриваться как противоправное деяние. В этом случае, состав правонарушения будет считаться оконченным с истечением операционного дня, следующего за днем получения банком поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель четко проанализировал всевозможные случаи правонарушений банков, с чем активно борется и старается повысить уровень стабильности и качества работы банков. Ответственность банков, никак иначе предусмотрена НК РФ, в которым отражены наиболее распространенные случаи нарушения законодательства.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 31. 07. 1998 № 146 (ред. от 03.09.2018) // Российская газета. — 2012. — 24 июня. Ст. 9.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 (ред. от 01.09.2018) // Российская газета. — 1994. — 25 апреля. Ст. 872.
  3. Загороднев, Ю.А., Особенности финансовой ответственности кредитных организаций за нарушения в банковской деятельности; журнал «Известия Саратовского университета»/ Ю.А. Загороднев, 2015. — № 347. — С. 109-111.
  4. Курбатов А.Я., Банковское право России: учебник для бакалавриата и магистратуры/ А. Я. Курбатов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 565 с.
  5. Лаврушина О.И., Банковское дело: учебник/ О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. — 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. 800 с.
  6. Рыбакова С.В., Финансовая правосубъектность кредитных организаций; «Журнал российского права»/ С.В. Рыбакова , 2017. — № 9. — С. 47-52.

Ответственность банков за совершение налоговых правонарушений

В главе 18 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и установлена ответственность за их совершение. Об этом, а также о наиболее сложных ситуациях, возникающих в связи со спорами о правомерности привлечения банков к налоговой ответственности, читайте в данной статье.

Читайте так же:  Заявление на возврат госпошлины в ифнс образец

Рассмотрим составы нарушений банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, а также практические моменты применения мер ответственности к банкам.

Нарушение банком порядка открытия счета

Согласно пункту 1 статьи 132 «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику» НК РФ открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ответственности банков за налоговое правонарушение

В Налоговом кодексе РФ предусматривается ответственность за следующие виды нарушений банком обязанностей по соблюдению законодательства о налогах и сборах:

1) нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, т.е. банк открывает счет налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или открывает счет налогоплательщику, имея решение налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст 132);

2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора:

а) нарушение установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (ст. 133, п. 1);

б) совершение банком действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа (ст. 133, п. 2);

3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, т.е. если банк, имея решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, исполнит их поручение на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся сумм налога или сбора (ст. 134);

4) неисполнение решения о взыскании налога, т.е. неисполнение банком в установленный Налоговым кодексом срок инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пеню (ст. 135).

Штрафы, указанные в ст. 132 — 134 Налогового кодекса РФ, взыскиваются в том же порядке, что и взыскания санкций за налоговые преступления. Пени, указанные в ст. 133 и 135 Налогового кодекса, взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа на основании инкассового поручения в бесспорном порядке.

Билет № 17 «Задача камеральной проверки и этапы ее проведения.Роль межрегиональных и межрайонных налоговых инспекций в системе налогообложения.»

1.Задача камеральной проверки и этапы ее проведения.

Камеральная налоговая проверка —это универсальная форма текущего налогового контроля. Проверке подвергаются все представляемые налоговые декларации и расчеты. Срок составляет три месяца со дня сдачи отчетности налогоплательщиком.
Должностное лицо налогового органа проверяет:

Она проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна в течение 3 ра­бочих дней сообщить Вам об этом. Одновременно она потребует внести исправления в документы. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами камеральной проверки являются:
1) проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
2) проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
3) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
4) проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;
5) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. Осуществляется сверка и анализ согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей.
День сдачи в налоговую инспекцию налоговой декларации (расчета) является датой начала камеральной проверки. Именно в этого числа и надо считать трёхмесячный срок. Во время проведения проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика пояснения и подтверждающие документы.

2.Роль межрегиональных и межрайонных налоговых инспекций в системе налогообложения.

Читайте так же:  Налог на землю в чили

В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округамсозданы:

для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;

разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;

производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;

производство и реализация продукции металлургической промышленности;

оказание транспортных услуг;

оказание услуг связи.

Дата добавления: 2015-06-29 ; Просмотров: 573 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение

Как показывает практика, далеко не всегда участники налоговых правотношений строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения достаточно серьезны и требуют установления специальных мер ответственности.

Налоговые органы выявили многочисленные факты задержки банками исполнения платежных поручений на уплату налогов предприятий и граждан. Соответствующие суммы списывались банками со счетов налогоплательщиков, но не перечислялись на бюджетные счета, а использовались в качестве кредитных ресурсов. Так же некоторые банки поступали и с платежными требованиями налоговых органов о списании в бесспорном порядке со счета налогоплательщика сумм недоимок. Такая практика, безусловно, незаконна[6].

В связи с этим в НК РФ предусматрел ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение банками своих обязанностей. Этому вопросу посвящается 18 глава Кодекса «Виды нарушений баком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». При этом напоминаем, что об ответственности должностных лиц банков за необеспечение надлежащего исполнения возложенных на банки обязанностей мы говорили выше, анализируя ст. 15.7-15.9 КоАП РФ.

Итак, в ст. 132 НК РФ устанавливается ответственность в виде штрафа за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, т.е. без предъявления им (налогоплательщиком) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или открытие счета при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица, а также несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем. Административной ответственность за аналогичные правонарушения предусмотрена статьей 15.4, 15.7 КоАП РФ.

Статья 133 НК РФ предусматривает наказание за нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора. Данное нарушение налогового законодательства влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. В КоАП РФ, ст. 15.8, также содержится аналогичный состав правонарушения.

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ) влечет взыскание штрафа. Об административной ответственности за аналогичное правонарушение говорится в ст. 15.9 КоАП РФ.

Ответственность, согласно п.1 ст. 135 применяется также в случаях неисполнения банком решения налоговых органов о взыскании налога и сбора, а также пени. Ст. 15.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц банков за аналогичное правонарушение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность во всех случаях применяется, конечно, тогда, когда банком не перечислены средства при наличии их на счете налогоплательщика. Однако обнаружились факты, когда банки не зачисляли поступившие в пользу клиента средства на его счет, а без зачисления переводили их по указанным клиентом адресам. При этом оставались неисполненными инкассовые поручения налоговых органов о взыскании недоимок.

Во избежание таких нарушений НК РФ установил ответственность за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится поручение налогового органа (п. 2ст. 135 НК РФ)[7].

Здесь необходимо обратить внимание на Определение Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 257. В нем говорится: «Положения, содержащиеся в п.1 и 2 ст. 135 НК РФ, не могут трактоваться как создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение, т.е. не могут одновременно применяться судами. Этим, однако, не исключается возможность их применения в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела»[8].

На основании ст. 135.1 НК РФ законодателем введена ответственность за непредставление налоговым органам справок (выписок) по операциям и счетам налогоплательщиков — клиентов банка.

В ст. 136 НК РФ устанавливается порядок взыскания с банков штрафов и пеней:

— штрафы, указанные в ст. 132-135.1, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Непосредственными объектами указанных правонарушений является установленный налоговым законодательством: порядок открытия счета налогоплательщику, порядок исполнения поручения о перечислении налога или сбора, порядок исполнения решений налоговых органов, порядок предоставления справок (выписок) по операциям и счетам налогоплательщиков.

Объективная сторона правонарушений выражается в виде действий или бездействия банков, приведших к нарушению установленного порядка открытия счета налогоплательщику, срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, неисполнению решений налоговых органов, непредставлению им необходимых сведений.

Субъектамиправонарушений являются банки.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется виновностью в форме умысла либо неосторожности.

Читайте так же:  Право на двойной налоговый вычет на ребенка
| следующая лекция ==>
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение | Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1348 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

О НАЛОГАХ И СБОРАХ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ В СООТВЕТСТВИЕ С НК

Таблица 7

(глава 16 НК РФ)

Таблица 8

Ответственность за нарушения банком обязанностей,

| следующая лекция ==>
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | Предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 148 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Налогообложение организаций финансового сектора

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
Читайте так же:  Код вычета 311 в декларации 3 ндфл

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Помимо ответственности, предусмотренной НК РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками и налоговыми агентами, на банки также распространяется ответственность за нарушения специальных обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах.

Глава 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» устанавливает налоговые санкции для банков.

Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение, приведены в таблице.

С 2009 г. при отсутствии задолженности — в размере 10 тыс. руб.

Неоднократное нарушение в течение одного календарного года банком обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии па осуществление банковской деятельности.

Взыскание штрафов, при условии, что коммерческий банк не заплатил соответствующий штраф в добровольном порядке, может быть осуществлено налоговыми органами исключительно в судебном порядке.

После вынесения решения о привлечении коммерческого банка к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с банка, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, штрафа в размере, установленном НК РФ.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить коммерческому банку добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа в бюджет.

Читайте так же:  Проверить налог на недвижимость инн

В случае если коммерческий банк отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного банка штрафной санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании штрафной санкции с коммерческого банка подается в арбитражный суд с приложением к нему решения налогового органа и других материалов дела, полученных в процессе налоговой проверки.

Виды нарушений банками законодательства о налогах и сборах

Размеры установленных санкций за нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 132—136 НК РФ)
Виды налоговых правонарушений

1.Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

2. Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора

3. Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций но счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

4. Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени

5. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

6. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения.

7. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

71. Понятие, классификация, подведомственность и подсудность
налоговых споров.

Подведомственность представляет собой относимость нуждающегося в государственно-властном разрешении спора к ведению того или иного юрисдикционного органа. Это свойство спора, в силу которого он подлежит разрешению определенным юрисдикционным органом.

В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать:

· акты налоговых органов ненормативного характера;

· действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.

Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ. В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Судебное же обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Подсудность налоговых споров определяется в соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:
1) дела о выдаче судебного приказа;
5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11023 — | 7451 — или читать все.

Источники

Ответственность банков за совершение налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here