Отличие вневедомственного и ведомственного финансового контроля

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Отличие вневедомственного и ведомственного финансового контроля" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Вневедомственный контроль и его содержание

Организация ведомственного и вневедомственного контроля по борьбе с коррупцией

Внешний контроль включает такие разновидности, как государственный (ведомственный и вневедомственный) общественный и аудиторский контроль.

Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными властными полномочиями. Среди них следует выделить Администрацию Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, органы уголовного преследования и судебные органы, Комитет государственного контроля в Республики Беларусь, Министерство финансов Республики и Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Кроме того, субъектами государственного контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных управлений, служб ведомственного контроля, отделов (управлений) внутреннего аудита министерств, концернов и других республиканских органов государственного управления.

Вневедомственный контроль и его содержание

Вневедомственный контроль — контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы и видов собственности.

Каждый из органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на две группы:

1) органы общей компетенции, для которых контрольные функции не являются основными;

2) органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.

К органам общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений (но не основным) управленческой деятельности, относятся органы государственной власти и государственного управления. Их права и обязанности в этой области регламентированы законами, уставами, положениями.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции вневедомственного контроля, при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах и других республиканских органах государственного управления, исполнительных комитетах, а также в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Органы общей компетенции проводят контрольные мероприятия периодически, в процессе выполнения своей основной деятельности. Национальное собрание Республики Беларусь и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь также в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству.

Правительство Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом, выполняет функции вневедомственного контроля в части осуществления финансового контроля за формированием и расходованием валютного фонда Республики Беларусь.

Высшим специализированным органом вневедомственного контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. В ст. 129 Конституции Республики Беларусь указывается, что данный орган осуществляет государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются:

• защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

• проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;

• осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

• осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и правовые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

• проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

• предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

• принятие мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

• ведение в установленном порядке административного процесса;

• выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Особая роль во вневедомственном контроле отводится Департаменту финансовых расследований и Департаменту финансового мониторинга, которые вошли в состав Комитета государственного контроля отдельными структурными подразделениями в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь». Департамент финансовых расследований осуществляет непосредственное руководство системой органов расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которую образует сам департамент, управления департамента по областям и Минску, межрайонные отделы управлений департамента по областям и Минску. Органы финансовых расследований в своей деятельности руководствуются Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля», Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г., «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и иными актами законодательства Республики Беларусь, регламентирующими работу вневедомственного контроля.

Читайте так же:  Если двое детей какой налоговый вычет

Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено Министерство финансов Республики и Беларусь.

Оно, в частности, осуществляет контроль:

• за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции национальной экономики Республики Беларусь в мировое хозяйство;

• выполнением требований прямых финансовых законов;

• исполнением республиканского бюджета;

• своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета;

• состоянием контрольной деятельности в министерствах и ведомствах, других республиканских органах государственного управления.

Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов имеет право применять предусмотренные законами и Положением о министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов исключительно контрольные функции выполняет Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются:

• осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств (в том числе в иностранной валюте), выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, а также законностью совершаемых ими хозяйственных процессов и финансовых операций;

• проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;

• проведение проверок исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;

• анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.

К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Правовое регулирование деятельности этого субъекта вневедомственного контроля осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». Основными задачами министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются:

• осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей;

• обеспечение учета налогов;

• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

• предупреждение и пресечение правонарушений в пределах своей компетенции и привлечение к ответственности виновных лиц;

• издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.

Практически все задачи и функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации министерство имеет органы (инспекции) на областном, городском и районном уровнях, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Вневедомственный контроль в ряде случаев проводят и банки. Стабильность денежно-кредитных отношений обеспечивается посредством контроля и надзора за поведением их субъектов. Одним из органов, обладающих правом такого контроля, является Национальный банк Республики Беларусь, на который наряду с другими функциями возложена функция надзора за коммерческими банками. Коммерческие банки являются агентами валютного контроля и в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь обязаны контролировать правила ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью у всех обслуживаемых ими субъектов хозяйствования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9758 — | 7580 — или читать все.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль

Понятие финансового контроля, его виды.

Финансовый контроль.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль включает в себя не только оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Предметом финансового контроля выступают различные фи­нансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уров­ней; размеры налоговых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируе­мых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Существующие формы финансового контроля, применяемые на практике, можно классифицировать по следующим признакам:

по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроли;

по времени проведения — предварительный, текущий и последующий контроли;

по субъектам контроля — государственный (в том числе пpeзидентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;

по объектам контроля — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1. Государственный контроль: общегосударственный (вневедомственный) и ведомственный;

2. Негосударственный контроль.

Читайте так же:  Какие задолженности по налогам спишут

Это контроль, осуществляемый государственными структура­ми на предприятиях независимо от их ведомственной принадлеж­ности и организационно-правовых форм. Его осуществляют:

Администрация Президента РФ (Главное контрольное управ­ление).

МинфинРФ и органы Федерального казначейства.

МинистерствоРФ по налогам и сборам.

Счетная палата РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ упразднена Указом президента РФ № 306 от 11.03.2003. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1068 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое ведомственный контроль организации

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Классификация проверок

Контроль и ревизия могут быть:

  1. Плановыми. Они предполагают проверку деятельности организаций, находящихся в подчинении соответствующего органа госуправления либо входящих в его состав.
  2. Внеплановыми. Контроль и ревизия могут выполняться по поручению правоохранительных служб и их руководителей в рамках возбужденных уголовных дел, судебных инстанций по материалам, находящимся в их производстве.
  3. Камеральными.

Кроме этого контрольно-ревизионное управление проводит мероприятия по наблюдению, оценке, анализу, выявлению причинно-следственных связей, прогнозированию обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты работы подчиненных структур. Данная деятельность именуется мониторингом.

Существующие сложности

Как отмечают эксперты, с появлением новых видов собственности, расширением самостоятельности действующих предприятий, а также сокращением количества отраслевых министерств и изменением их функций область распространения ведомственного контроля существенно уменьшается. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема совершенствования надзорных методов. В первую очередь это обусловливается тем, что ведомственный контроль реализует подчиненную, вспомогательную функцию. Он не является обособленной административной задачей, а только обеспечивает регулирование тех или иных отклонений в работе хозяйствующих субъектов. В этой связи ведомственный контроль не может вносить принципиальные изменения в характер и форму их деятельности. В современных рыночных условиях тем не менее данная разновидность надзора должна отличаться достоверностью, оперативностью и мобильностью. В этой связи считается нецелесообразным формирование в министерской структуре многочисленного ведомственного контрольного аппарата.

Между тем имеет место и иное мнение. Эксперты полагают, что ведомственный контроль должен быть качественнее вневедомственного, поскольку ведомствам предоставляется большая самостоятельность, они обладают высококвалифицированными специалистами, знающими лучше особенности деятельности подчиненных предприятий. Поэтому сокращение их численности может привести к снижению эффективности надзора.

Проведение внутренних проверок на предприятиях

Такой ведомственный контроль выполняется руководителем, работниками бухгалтерии либо сотрудниками страховой организации, членами ревизионной комиссии или специально сформированным подразделением административного аппарата, которое находится в подчинении начальника. В качестве ключевой цели проверки выступает обеспечение эффективности функционирования на всех уровнях защиты имущественных интересов собственников, акционеров и всего предприятия в целом. Ревизия осуществляется по инструкции и плану, утвержденным директором. К сожалению, в настоящее время квалификация экспертов, их зависимость от руководства филиалов, текучесть кадров, отсутствие конкретных методических рекомендаций, несовершенство зарплаты специалистов не позволяют достичь всех поставленных целей. Согласно ФЗ «О хозяйственных обществах», контроль деятельности таких предприятий, их филиалов, дочерних компаний, руководителя и должностных лиц проводит ревизионная комиссия. Она избирается общим собранием участников. Им же утверждается порядок проведения проверки.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.
Читайте так же:  Мрот облагается подоходным налогом

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Вопрос. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года..

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.*

23 вопрос. Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить специальные уполномоченные органы – как отдельные физ.лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Гос.реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде аудиторского заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию: понесенные убытки, расходы на проведение перепроверки, штраф.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2244 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

5.Содержание и функции вневедомственного и ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляют государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения в подчиненных или входящих в их состав организациях, в том числе их обособленных подразделениях. Перечень таких органов определен Указом Президента Республики Беларусь 22 июня 2010 г. № 325 “О ведомственном контроле в Республике Беларусь». Для осуществления ведомственного контроля в указанных органах создаются ведомственные контрольные службы. Основными функциями контролирующих органов, осуществляющих ведомственный контроль, являются:

организация и проведение плановых проверок подведомственных организаций; внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам); камеральных проверок; мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);

оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;

обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов;

Читайте так же:  Аванс по налогу на имущество расчет

проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов.

Основные задачи ведомственного контроля:

обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов. Он реализуется через общегосударственный контроль и аудит.

Общие сведения

В структуре любой управленческой системы должны присутствовать подразделения, обеспечивающие ее контрольно-ревизионные функции. Именно это положение считается исходным при оценке разных мнений о формировании надзорных институтов. В конце 90-х гг. появилось представление о целостной, единой контрольной системе государства. В этой связи была поставлена задача формирования комплекса уполномоченных структур. Предполагалось, что новое построение системы позволит уменьшить количество проверяющих, сделав государственный контроль более эффективным.

Важный момент

При министерствах и прочих административных структурах могут формироваться специальные организации, осуществляющие ведомственный контроль. В случае его проведения на предприятии с долей госсобственности в отчетном периоде оно освобождается от ежегодных обязательных аудиторских проверок. Индивидуальная ответственность за состояние надзорной деятельности возлагается на руководителей соответствующих институтов.

Работа ревизионной комиссии

На эту структуру возлагаются обязанности по надзору за соблюдением:

  1. Устава предприятия.
  2. Внутреннего распорядка.
  3. Правомерности договоров и выполненных хозяйственных операций.

Ревизионная комиссия контролирует сохранность имущества, расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильность ведения учета, расчета с сотрудниками, отчетности. Кроме этого, она проверяет своевременность рассмотрения должностными лицами и администрацией заявлений и жалоб участников общества.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Специфика работы

Ведомственный контроль регламентируется отраслевыми инструкциями. Для повышения эффективности своей работы надзорные структуры разрабатывают методическую, нормативную, справочную литературу, указания, рекомендации, предложения и обзоры, касающиеся планирования и выполнения проверок, совершенствования надзорных методов. По указу президента, на министерства и прочие административные институты возлагается обязанность проводить ведомственный контроль деятельности всех структур, подчиненных им или входящих в их состав, с федеральной формой собственности или с ее долей.

Руководители надзорных инстанций

Они несут ответственность за работу, которую выполняет их контрольно-ревизионное управление. В настоящее время существенно возросла роль специалистов, осуществляющих проверки. Руководители служб, выполняющих ведомственный финансовый контроль и хозяйственный надзор, по своей должности входят в состав коллегиальных структур соответствующих министерств. Законодательством предусматривается особый порядок их назначения. Кандидатуры должны согласовываться в установленном порядке:

  1. В госорганах (кроме местных распорядительных и исполнительных структур базового и первичного уровней) и прочих организациях, региональных объединениях, включенных в список федеральных институтов, их подразделениях – с Минфином.
  2. В отделениях (подчиненных институтах) – с соответствующими вышестоящими министерствами, объединениями.
  3. В местных распорядительных и исполнительных структурах базового и первичного уровней – с территориальными подразделениями Минфина.

Задачи институтов

Органы ведомственного контроля должны обеспечивать:

  1. Надзор за соответствием деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства.
  2. Своевременное предотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных предписаний.
  3. Принятие мер по сохранению, эффективному и целевому использованию материальных ценностей.
  4. Выявление неэксплуатируемых резервов для повышения результативности работы нижестоящих структур.

6.Контроль как функция правового регулирования

Контроль следует рассматривать, с одной стороны, как специфическую правовую форму управленческой деятельности органов власти, а с другой – как организационно-юридическое средство обеспечения соблюдения законности в управленческой деятельности.

Под правовым регулированием следует понимать специфическую управленческую деятельность, конкретные формы которой органично связаны с правовыми формами государственной деятельности.

В юридическом аспекте контроль следует рассматривать как одно из основных требований поддержания режима законности.

Контроль дает необходимую информацию, позволяющую судить о состоянии законности в органах государственного управления, о ее соблюдении субъектами хозяйствования, обеспечивает исполнение нормативных правовых актов в различных сферах деятельности и управления, повышает ответственность и играет важную роль в укреплении государственной дисциплины.

Контроль является одним из важнейших средств, позволяющих своевременно обнаруживать и предупреждать нарушения законодательства, разрабатывать и применять необходимые меры, направленные на устранение выявленных нарушений с целью их дальнейшего недопущения.

Ведомственный контроль — это контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям

Ведомственный контроль представляет собой процедуру надзора вышестоящих структур за нижестоящими. Он выступает в качестве неотъемлемого компонента административной деятельности. Рассмотрим далее, что собой представляет организация ведомственного контроля.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Читайте так же:  Налоговая вызывает по валютному контролю

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Функции уполномоченных институтов

Они устанавливаются отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими материалами, регламентирующими государственный контроль. Надзорные инстанции действуют в рамках своей компетенции и исполняют вмененные им обязанности. Среди основных их функций следует отметить:

  1. Координацию работы структурных подразделений, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.
  2. Планирование и выполнение проверок.
  3. Разработку проектов правовых документов, регламентирующих ведомственный контроль.
  4. Оказание методологической поддержки нижестоящим структурам для повышения эффективности их работы.
  5. Изучение и распространение в соответствующих отраслях наиболее совершенных форм организации и выполнения ведомственного контроля.
  6. Анализ выявленных нарушений и внесение предложений по корректировке и дополнению законодательной базы, регламентирующей экономические отношения, в установленном порядке.
  7. Обеспечение надзора за устранением нижестоящими структурами обнаруженных несоответствий, учета выполненных проверок, их результатов и мер, которые были приняты.
  8. Составление и представление отчетов о выполненной работе.

Права комиссии

Ревизионная служба может:

  1. Проверять сохранность денежных средств и имущества, соответствие их использования целевому назначению.
  2. Требовать от сотрудников материалы, необходимые для ревизии.
  3. Участвовать в проверках хозяйственной деятельности, выполняемых уполномоченными госструктурами.
  4. Принимать меры по компенсации вреда и привлечению виновных к ответственности в случае выявления хищений, растрат и прочих злоупотреблений.
  5. Вносить предложения по результатам проведенных проверок.

По завершении деятельности комиссия составляет акт ведомственного контроля. Этот документ прилагается к годовому отчету предприятия. Без заключения комиссии общее собрание не вправе утверждать финансовую документацию. В годовом докладе комиссия освещает результаты своей деятельности. В частности, в отчете участники общества информируются о степени выполнения плана по социальному и производственному развитию, финансовом состоянии предприятия, сохранности имущества, соблюдении работниками правил и устава. Кроме этого, в отдельном разделе приводятся результаты непосредственной работы комиссии. В частности, освещаются вопросы, касающиеся планирования, выполнения ревизий в текущем году, ключевые показатели, меры, принятые администрацией. В заключении приводятся предложения, ориентированные на устранение обнаруженных нарушений и недостатков, повышение эффективности работы предприятия в следующем году.

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Контроль и ревизия»

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Контроль и ревизия»

1. Понятие финансового контроля.

2. Общие принципы финансового контроля

3. Основные виды финансового контроля в РФ.

4. Органы государственного (вневедомственного) финансового контроля

различных ветвей власти РФ (законодательной, президентской, исполнительной) и их основные функции.

5. Отличия вневедомственного и ведомственного (внутриведомственного) финансового контроля.

6. Независимый негосударственный финансовый контроль.

7. Организационные формы и основные задачи внутреннего финансового контроля на предприятии.

8. Отличие внутреннего аудита от внешнего аудита.

9. Предварительный, текущий и последующий контроль.

10.Документальные и комплексные ревизии и проверки. Сходство и различие.

11.Плановые, внеплановые, дополнительные, повторные ревизии и проверки.

12.Нормативное регулирование прав, обязанностей и ответственности ревизоров и должностных лиц проверяемых организаций.

13. Основания для назначения ревизий и проверок.

14.Стадии подготовки и проведения ревизии и проверки.

15. Формы взаимодействия контрольно-ревизионных и правоохранительных органов.

16.Методы документального контроля.

17.Методы фактического контроля.

18.0рганизационно-правовые основы инвентаризации.

19. Требования к документированию в ходе подготовки и проведения ревизии и проверки.

20.Порядок привлечения эксперта к проведению ревизии и проверки.

21.0формление результатов ревизии и проверки.

22.Порядок действий ревизора при выявлении в ходе проведения ревизии существенных нарушений или злоупотреблений, совершенных должностными лицами проверяемой организации.

23.Порядок подписания акта ревизии (проверки).

24.Порядок принятия решений по результатам ревизии и проверок, проведенных органами государственного вневедомственного . финансового контроля.

25.Порядок принятия решений по результатам ревизии и проверок; проведенных органами внутриведомственного и внутреннего финансового контроля.

26.Организация контроля за приняты ми решениями по результатам проведенных ревизий и проверок.

27.Ревизия управления организацией.

28.Ревизия договорной дисциплины.

29.Ревизия основных средств.

30.Ревизия нематериальных активов.

3 1.Ревизия товарно-материальных ценностей.

32. Ревизия денежных средств в кассе и на счетах организации 8 банках.

33.Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности.

34.Ревизия финансовых вложений.

35.Ревизия оплаты труда и расчетов с персоналом.

36.Ревизия учета затрат на производство и себестоимости продукции и

37.Ревизия учета готовой продукции и ее продажи.

38.Ревизия расчетов с подотчетными лицами.

39.Ревизия расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

40.Ревизия и контроль за формированием капитала предприятия.

41.0ценка учетной политики организации в целях бухгалтерского учета и налогообложения.

42.Ревизия состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

43.Ревизия финансовых результатов предприятия.

44.0ценка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия.

45.Ревизия правильности про ведения инвентаризации и подведения ее итогов.

46. Особенности проведения ревизии строительных организаций.

47. Особенности проведения ревизии автотранспортных организаций.

48.0собенности проведения ревизий организаций оптовой и розничной

Видео (кликните для воспроизведения).

49. Особенности проведения ревизий организаций в сфере общественного питания.

50.Ревизия правильности применения контрольно-кассовой техники при расчетах с юридическими и физическими лицами.

Источники

Отличие вневедомственного и ведомственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here