Осуществление банком функций агента валютного контроля

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Осуществление банком функций агента валютного контроля" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Водный налог образец

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Раздел 2. Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров

Раздел 2. Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров

2.1. Перечень документов, необходимых для проведения проверки

2.1.1. Журнал учета входящих и исходящих документов валютного контроля (далее по тексту — Журнал).

2.1.2. Внутрибанковские инструкции (если таковые имеются), регламентирующие:

— порядок документооборота между уполномоченным банком и клиентами;

— порядок прохождения документов, используемых при осуществлении валютного контроля, внутри банка.

2.1.3. Зарегистрированные в Банке России списки (карточки) с образцами подписей Ответственных лиц Банка, уполномоченных подписывать паспорта сделок и совершать от имени Банка иные действия по валютному контролю, и оттиском печати Банка, используемой для целей валютного контроля.

2.1.4. Документы Досье по экспортным контрактам:

— паспорт сделки (далее по тексту — ПС), оформленный на основании контракта; .

— дополнения к контракту;

— дополнительные листы к ПС, оформленные на основании дополнений к контракту;

— ксерокопии грузовых таможенных деклараций;

— учетные карточки (далее по тексту — УК);

— переписка с экспортером по вопросом валютного контроля.

2.1.5. Переписка с органами валютного контроля по вопросам валютного контроля.

2.1.6. Переписка с другими уполномоченными банками по вопросам валютного контроля.

2.1.7. Приказ Банка об утверждении тарифов, взимаемых за осуществление валютных операций клиентов.

2.1.8. Журнал регистрации открытых валютных счетов клиентов.

2.1.9. Карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом Экспортера.

2.1.10. Поручения Экспортеров на обязательную продажу части валютной выручки.

2.1.11. Выписки по корреспондентским счетам.

2.1.12. Бухгалтерские документы дня по валютным операциям.

2.1.13. Материалы проверок территориальных учреждений Банка России, таможенных и налоговых органов, акты аудиторских проверок.

2.2. Проверка выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля

В зависимости от характера поставленных задач определяется вид проверки: сплошная или выборочная.

2.2.1. Проверяется наличие внутрибанковской инструкции, регламентирующей порядок осуществления уполномоченным банком (далее по тексту — Банк) валютного контроля за поступлением экспортной выручки.

2.2.2. Проверяется правомерность подписания Банком ПС на основании экспортных контрактов (условия контрактов должны предусматривать экспорт товаров и не должны противоречить российскому валютному законодательству).

2.2.3. Проверяется соблюдение Банком установленных Инструкцией N 19 порядка и сроков направления информации в Территориальные Учреждения Банка России и Государственный Таможенный Комитет России при осуществлении контроля по данной (проверяемой) сделке.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»

2.2.4. Особое внимание следует обратить на соблюдение Банком требований Инструкции N 19 при заполнении УК. Банк вправе указать в УК суммы непоступивших валютных средств в качестве обоснованно непоступивших (графа «Обоснов.») при представлении Экспортером соответствующих письменных подтверждений, выданных Банком России, Министерством Внешних Экономических Связей России либо уполномоченными ими органами, Торговой Промышленной Палатой России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения.

2.2.5. Необходимо проверить наличие в Досье необходимых документов и правильность их регистрации в Журнале.

2.2.6. Проверяется, соблюдались ли рекомендации Банка России по доведению до сведения клиентов письма Банка России от 15.07.96 N 300 «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»

Читайте так же:  Программа декларация как заполнять имущественный вычет

2.2.7. Проверяется наличие в Банке:

— списка (карточек) Ответственных лиц Банка, имеющих право подписи документов валютного контроля;

— регистрации отсылки и получения списков в Журнале.

2.2.8. Проверяется соответствие данных ПС данным контракта.

2.2.9. Сличаются подписи в ПС с подписями, представленными в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету Экспортера.

2.2.10. На основании информации, содержащейся в лицевых счетах клиентов и бухгалтерских документах дня, проверяется соответствие порядка взимания Банком платы за выполнение функций агента валютного контроля условиям, предусмотренным п.8.1 Инструкции N 19 (размер указанной платы не должен превышать 0,15% от суммы контракта и взиматься не ранее поступления в Банк первой суммы экспортной выручки от экспорта по этому контракту).

2.2.11. При наличии изменений и дополнений к контракту, проверяется правильность оформления дополнительного листа к ПС (должны быть заполнены только те графы, которые изменились).

2.2.12. В случае подписания Банком ПС по экспортной сделке, предусматривающей поступление экспортной выручки в сроки, превышающие 180 дней, проверяется наличие в Досье специального разрешения Банка России.

2.2.13. Если обмен информацией между Банком и Государственным Таможенным Комитетом происходит не по телекоммуникационной сети, то проверяется своевременность регистрации в Журнале всех Реестров УК, поступающих в Банк из Государственного Таможенного Комитета России (п.6.1 Инструкции N 19). При этом проверяется наличие на обратной стороне Журнала расписок спецсвязи, подтверждающих отправку корреспонденции, при каждом ее отправлении.

2.2.14. Проверяется, проставлены ли отдельной строкой реквизиты (номера и даты подписания) ПС и УК (в случае аванса — только ПС; при отсутствии УК — проставляются реквизиты ПС и Грузовой таможенной декларации) в поручениях:

— о переводе поступившей суммы выручки от экспорта товаров с транзитного валютного счета на текущий валютный счет экспортера;

— на обязательную продажу части валютной выручки.

2.2.15. Проверяется правильность отражения Банком в УК информации о поступлении экспортной выручки. В случае отражения Банком недопоступившей валютной выручки в графе «Обоснов.» проверяется наличие письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения выручки, выданного Экспортеру в органах Министерства Внешних Экономических Связей России, либо подтверждения Банка России об освобождении от обязательного зачисления экспортной валютной выручки в Банк.

2.3. Нарушения, которые могут быть допущены при выполнении уполномоченным банком функций агента валютного контроля

>
Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной.
Содержание
Письмо ЦБР от 27 июля 1998 г. N 163-Т «О методических рекомендациях по проверке валютных операций уполномоченных банков».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Дата публикации: 29.02.2016 2016-02-29

Статья просмотрена: 4310 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 531-533. — URL https://moluch.ru/archive/109/26494/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье анализируется правовое положение уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Делается вывод о том, что правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, поскольку, с одной стороны, уполномоченные банки выступают субъектами государственного финансового контроля, а с другой — участниками гражданского оборота.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство.

В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Агенты валютного контроля участвуют в реализации публично-правовой функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка в валютной сфере посредством проведения контрольно-надзорных мероприятий. Для достижения законодательно поставленных перед ними целей они наделены определенными властными полномочиями. В частности, агенты валютного контроля, так же как и органы валютного контроля, правомочны:

 проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами правовых норм, регулирующих валютные отношения;

 проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

 получать информацию об открытии и ведении валютных счетов, в том числе банковских счетов, открытых в зарубежных банках;

 истребовать подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в установленном порядке.

При этом необходимо учитывать, что агенты валютного контроля имеют право истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля вправе потребовать от резидентов и нерезидентов представления:

 надлежащим образом заверенные переводы документов, содержащих информацию на иностранном языке;

 ранее представленных документов в случае внесения в них изменений;

 ранее представленных документов в случае их утраты вследствие непреодолимой силы.

Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на субъектов, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим особенности правового положения уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [1]. Практически все расчеты по валютным операциям должны осуществляться в уполномоченных банков, что, по мнению И. В. Хаменушко, является ключевым положением, позволяющим охватить валютным контролем максимальное количество валютных операций [2].

Данное законодательное ограничение не противоречит дозволительному типу правового регулирования, закрепленному в актах валютного законодательства. Резиденты и нерезиденты имеют право свободно совершать любые валютные операции при посредстве уполномоченного банка. Уполномоченный банк может выступать в качестве стороны сделки либо являться посредником при проведении расчетов по валютным операциям.

Уполномоченные банки имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, они, являясь агентами валютного контроля, выполняют функцию, не свойственную другим коммерческим организациям. Осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов валютного регулирования, они участвуют в реализации валютной политики Российской Федерации, являются важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности государства [3].

Уполномоченные банки в целях осуществления функций агентов валютного контроля законодательно наделены широким кругом публично-правовых полномочий. Возникающие при осуществлении валютного контроля общественные отношения имеют публично-правовой характер. Между резидентами-нерезидентами и уполномоченными банками возникают отношения неравенства, поскольку последние являются составной частью системы государственного финансового контроля. В связи с чем финансово-правовой статус уполномоченных банков характеризуется таким признаком, как публичность, которая находит свое отражение в их правах и обязанностях, образующих фактически публичное правомочие. Например, уполномоченные банки, с одной стороны, имеют право запрашивать документы, связанные с проводимой валютной операцией, с другой — обязаны это делать. Более того, в случае непредставления документов либо представления недостоверных документов, они обязаны отказать в осуществлении валютной операции.

Читайте так же:  Облагаются ли ндфл вклады физических лиц

В то же время, с другой стороны, уполномоченные банки могут выступать в валютных правоотношениях и как хозяйствующие субъекты, совершающие, например, гражданско-правовые сделки с иностранной валютой от своего имени или от имени своих клиентов. В таких отношениях преобладает диспозитивность, равенство сторон, нацеленность на реализацию, как частных, так и публичных интересов. Например, удовлетворяя потребности клиентов в иностранной валюте, уполномоченные банки содействуют развитию предпринимательской деятельности и одновременно способствуют достижению целей государственной валютной политики путем установления справедливого рыночного курса иностранной валюты, стабильности внутреннего валютного рынка.

Конечно, каждый уполномоченный банк осуществляет валютный контроль только в отношении своих клиентов, проводящих валютные операции. Но сведения об этом направляются в установленном законом порядке в Банк России, что позволяет сформировать достаточно полную статистическую базу валютных операций, подпадающих под юрисдикцию России.

Реализую властные полномочия, уполномоченные банки как агенты валютно контроля в своей деятельности в основном используют метод наблюдения. Правомочиями по проведению проверок резидентов и нерезидентов они не обладают (соответственно, проверки соблюдения норм актов валютного законодательства и актов валютного регулирования проводить не могут).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны в установленном ЦБ РФ порядке передавать соответствующую информацию таможенным и налоговым органам как агентам валютного контроля, Банку России как органу валютного контроля.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обладают рядом юрисдикционных полномочий в отношении своих клиентов — резидентов и нерезидентов, а именно, уполномоченный банк обязан:

 вернуть клиентам — резидентам и нерезидентам неправильно оформленные документы валютного контроля для устранения ошибок;

 отказать клиентам — резидентам и нерезидентам в совершении валютной операции в случае непредставления документов валютного контроля или представления документов с недостоверными данными.

И. В. Хаменушко обращает внимание на правовую коллизию, сложившуюся между нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 11.06.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [4]. Законодательно закреплен запрет на совершение всех видов валютных операций. Подзаконным актом Банка России определено, что уполномоченный банк отказывает в совершении валютной операции только клиенту-резиденту, запрет распространяется только на операции, связанные со списанием средств с банковских счетов клиента-резидента.

Данная правовая коллизия должна быть разрешена, на наш взгляд, путем внесения изменений в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации. Недопустимо подобное вольное толкование положений федеральных законов. Потому что, во-первых, федеральные законы согласно Конституции Российской Федерации обладают высшей юридической силой; во-вторых, только уполномоченные банки в отличие от других агентов валютного контроля осуществляют предварительный валютный контроль, и ограничение их деятельности препятствует эффективному выполнению возложенных на них публично-значимых функций. Российская практика показывает, что чем больше отдельных нормативных правовых актов, тем больше вероятность возникновения противоречий между ними [5].

Учитывая, что уполномоченные банки являются наиболее многочисленной группой агентов валютного контроля среди других агентов валютного контроля, именно на них возлагается основная нагрузка в работе всей системы валютного контроля государства, и, следовательно, роль уполномоченных банков во всей системе представляется решающей [6].

В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения полномочий агентов валютного контроля уполномоченные банки несут ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, что обусловлено рядом обстоятельств, а именно:

 возложением на уполномоченных банков как субъектов государственного финансового контроля выполнения ряда публично-правовых полномочий;

 участием уполномоченных банков в гражданском обороте путем заключения гражданско-правовых сделок с различными коммерческими и некоммерческими организациями.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4001.
  2. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2013.
  3. См.: Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
  4. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2015.
  5. Мирошник С. В. Страховой надзор как правовая категория// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
  6. Степанченко А. В. Роль уполномоченных банков в обороте иностранной валюты на территории Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 2. С. 25–29.

Уполномоченные агенты валютного контроля

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Читайте так же:  Сестра дарит квартиру сестре налог

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.
Читайте так же:  Место проведения выездной налоговой проверки

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Источники

Осуществление банком функций агента валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here