Особенности валютного контроля в россии

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Особенности валютного контроля в россии" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности организации валютного контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации валютного контроля в РФ.doc

В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.

Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.

Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует защиту от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.

Использование валютного контроля оказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляет правительствам большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики, тогда как использование других видов поддержки курса национальной валюты регламентируется международными валютными соглашениями.

В центре внимания данной работы будет находиться действующая в настоящее время в Российской Федерации система валютного контроля.

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Данная цель работы диктует необходимость постановки и решения следующих задач:

— раскрытие основных понятий, целей и принципов валютного контроля;

— раскрытие сущности и форм валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями предприятий и организаций страны;

— уточнение места и роли органов валютного контроля в системе управления экспортно-импортной деятельностью;

— анализ существующего механизма валютного контроля над экспортно- импортными операциями;

— определение воздействия государственного контроля на экономику России.

Предметом исследования является действующий организационно-экономический механизм валютного контроля над экспортно-импортными операциями.

Объектом исследования является экспортно-импортная деятельность предприятий и организаций страны.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, в которых раскрыты основные черты современной системы валютного контроля в РФ, даны основные понятия, определены объекты и субъекты в данной сфере экономических отношений, и заключения. Также рассмотрены основные принципы, цели валютного контроля. Особое внимание уделено механизму действия валютного контроля, в частности, будет рассмотрен порядок оформления паспортов сделок.

Настоящая работа создавалась с учетом положений валютного, банковского и таможенного законодательства, которыми в совокупности и регулируется государством внешнеэкономическая деятельность предприятий.

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

1.1 Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

Государственное валютное регулирование в РФ заключается в установлении порядка расчетов в валюте РФ, приобретения иностранной валюты, ведения счетов резидентов и нерезидентов в банках РФ, порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, права собственности на валютные ценности, права перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также права резидентов на открытие счетов в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами и права нерезидентов на открытие счетов в иностранной валюте и валюте РФ на территории РФ.

Для предотвращения нарушений валютного законодательства, совершения незаконных сделок с валютными ценностями и сокрытия средств в иностранной валюте государство осуществляет валютный контроль.

Валютный контроль — это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям [3].

Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

1. По степени жесткости:

  • «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
  • «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

2. По направлению товаро- и валютопотоков:

  • контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;
  • контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.
Читайте так же:  Взятка возмещение ндс

3. По национальной принадлежности валют:

  • контролю подвергается обращение валют определенных стран;
  • контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

4. Обращение валют внутри страны:

  • обращение иностранной валюты внутри государства запрещается;
  • обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

5. По временному критерию:

— разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;

— независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.

6. По валютному объему сделок:

  • дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
  • независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

7. По продуктовому критерию:

  • установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);
  • отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.

Выше выделены только основные критерии классификации видов государственного валютного контроля. Любое правительство может разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Федеральным Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в РФ. Он управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля [3].

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [3].

Органы, осуществляющие валютный контроль

Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с
    проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Либерализация финансовых рынков, нарастающая интернационализация хозяйственной деятельности, растущая взаимозависимость национальных экономик обусловливают усиление роли валютной политики и контроля как инструментов реализации финансовой политики государства. Увеличение объемов валютных операций в РФ, эффективная организация внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, развитие национальной валютной системы и полноценного валютного рынка обостряют проблему сочетания рыночных и административных методов управления экономикой и требуют усиления государственного регулятивного влияния на деятельность субъектов валютных отношений. Объективные изменения общественно- экономических отношений, которые происходят в РФ и мире, ставят перед экономической наукой задачу по развитию отечественной системы валютного регулирования, упорядочению существующей системы валютного контроля, согласованного функционирования отдельных составляющих механизма реализации валютной политики, формирования современной концепции государственного регулирования валютного рынка с учетом объективной необходимости адаптации экономико-правовой среды к требованиям либерализации современных финансовых рынков.

Валютная политика — это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений в соответствии с текущими (тактическими) и долгосрочными (стратегическими) целями государства. Составляющими валютной политики являются: валютное регулирование; валютный контроль; международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Читайте так же:  Выплата дивидендов по обыкновенным акциям является

Важным средством реализации валютной политики является валютное регулирование, которое должно быть подчинено общим экономическим закономерностям функционирования экономического механизма, и включено в систему управления экономикой и ее внешними связями. Как известно, валютное регулирование — это система законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, которые определяют порядок осуществления операций с валютными ценностями государственными органами власти на территории страны, направленные на обеспечение экономического роста [3, с. 90].

Система валютного регулирования и валютного контроля является одной из важнейших сфер государственного регулирования в любой стране. Развитие этой сферы в РФ продолжается и по сегодняшний день. Валютная политика РФ определяется политикой государственного регулирования экономики в целом, степенью вмешательства органов государственной власти в валютно-кредитные и финансовые отношения.

Одной из основных задач валютного регулирования в РФ является организация системы курсообразования, защита и обеспечение необходимой степени конвертируемости национальной денежной единицы.

Углубление международной экономической интеграции валютного рынка РФ нуждается в политике государственного регулирования экономики и определенного вмешательства государственных органов в валютно- кредитные и финансовые отношения.

В свою очередь, валютное законодательство РФ, а именно Федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ), ставит своей целью обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютная система РФ функционирует в рамках, установленных законодательством [2].

Валютное регулирование осуществляется следующими органами: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

Валютное регулирование осуществляется по таким направлениям:

1. Обновление и усовершенствование законодательной и нормативной базы в области денежно-кредитных отношений в целях приведения в соответствие с текущей экономической ситуацией и перспективами ее изменения [1].

Президент РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ принимают законодательные акты, а также обеспечивают соблюдение данного законодательства, распределяют полномочия и функции управления, и контроля.

Главный исполнительный орган валютного регулирования — Центральный банк РФ — регулирует с помощью различных нормативных актов, выдает лицензии коммерческим банкам, контролирует валютные операции, накладывает ограничения на внешние займы.

2. Осуществление ежедневного валютного контроля, цель которого заключается в обеспечении соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства.

Органы, которые несут ответственность за выполнение валютного контроля, требуют обеспечения полного и своевременного поступления выручки от экспорта в РФ, а также обоснованности платежей за импортируемые товары в иностранной валюте. Непосредственные исполнители валютного контроля — это коммерческие банки, уполномоченные и подотчетные ЦБ РФ.

3. Выполнение ЦБ РФ и Правительством РФ на основе целей макроэкономической политики, текущего оперативного влияния на функционирование валютного механизма: определение валютного курса рубля;

регулирования динамики рыночного курса валют; обеспечение достаточного уровня официальных золотовалютных резервов; погашение государственного внешнего долга; регулирование ВЭД.

Инструменты валютного регулирования в РФ представляют собой совокупность методов и рычагов, с помощью которых осуществляется воздействие на валютный курс путем выполнения государственными органами своих полномочий в сфере валютного регулирования и контроля. Современные тенденции использования тех или иных инструментов валютного регулирования в РФ, свидетельствуют о том, что более действенным и наиболее значимым инструментом является управление золотовалютными резервами [4, c. 62].

Итак, приоритетными задачами развития российского государства сегодня является обеспечение устойчивого функционирования экономики, эффективного действия государственного регулирования экономических процессов, внедрение долгосрочных программ развития в различных сферах экономической, политической и социальной жизни. С целью обеспечения благосостояния населения и содействия выходу РФ из экономического кризиса с наименьшими потерями валютная политика и валютное регулирование требует постоянного совершенствования, а также их согласованности между собой и с политикой, и процедурами государственного регулирования отечественной экономики.

Реальные трансформации государственной экономики РФ предусматривают взаимодействие всех факторов развития с изменением соотношения между ними. Участие российской экономики в мировой экономике обусловлено значительной потребностью в инновационных технологиях, инвестиционных и финансовых ресурсах. В условиях глобализации всех форм международной экономической деятельности валютная политика любой страны является одним из важнейших элементов ее экономической стратегии. Национальные валютные системы связывают экономики отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс. Поэтому дальнейшая необходимость исследования развития и совершенствование системы валютного регулирования РФ является актуальной.

1. Агеева Н.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Агеева Н.А. — М.: Инфра-М, 2015. – 160 с.

2. Дворецкая А.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Дворецкая А.Е. — М.: Юрайт, 2016. – 482 с.

3. Лаврушин О.И. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики: учебное пособие / Лаврушин О.И. — М.: КноРус, 2014. – 280 с.

4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Вестник Банка России. – 10 февраля 2016. — №11.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 12 ноября 1992 г. — №45. — Ст. 2542.

6. Красавина Л.Н. Тенденция развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики // Деньги и кредит. – 2011. – №11. – С. 13-21.

Читайте так же:  Процентные ставки по налогам на недвижимость

7. Лаврушин О.И. Кредит и экономический рост // Банковское дело. – 2010. – № 1. – С. 24-27.

8. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.

Особенности валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;
4. Обозначить тенденции развития тематики «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Становление и развитие валютного рынка в РФ……………………………..5
1.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка…………………….5
1.2. Регулирование валютного рынка и операции банков с иностранной валютой……………………………………………………………………..9
2. Становление и развитие системы валютного контроля в России………….14
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………14
2.2. Характерные черты правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля………………………………….…17
3. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ………………………………………. 20
4. Предложения по развитию и совершенствованию валютного контроля во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации………………..24
Заключение……………………………………. …………………….………….33
Список использованной литературы…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Росдиплом 133491.doc

1. Становление и развитие валютного рынка в РФ……………………………..5

1.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка…………… ……….5

1.2. Регулирование валютного рынка и операции банков с иностранной валютой…… ………………………………………………………………..9

2. Становление и развитие системы валютного контроля в России………….14

2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации…………………… ……………………………………………14

2.2. Характерные черты правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля………………………………….…17

3. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ…………… …………………………. 20

4. Предложения по развитию и совершенствованию валютного контроля во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации………………..24

Список использованной литературы…………………………………………. 34

Представленная работа посвящена теме «Особенности валютного контроля в Российской Федерации».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Особенности валютного контроля в Российской Федерации».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Особенности валютного контроля в Российской Федерации».

Теоретическое значение изучения проблемы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Особенности валютного контроля в Российской Федерации».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Особенности валютного контроля в Российской Федерации» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;

4. Обозначить тенденции развития тематики «Особенности валютного контроля в Российской Федерации»;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

1. Становление и развитие валютного рынка в РФ

1.1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка

Валютный рынок — это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. На рынке любой экономический субъект — выступает только в качестве продавца или покупателя. Валютный рынок — своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей 1 .

Читайте так же:  Отчетность подоходный налог

Современный валютный рынок несет в себе идею упрощения получения валютных ресурсов, минимизацию коммерческих рисков связанных с покупкой/продажей валюты, прозрачную систему контроля за валютными операциями.

Валютные отношения — это составной элемент экономических отношений, а значит, их развитие должно учитывать специфику последних. Это означает, что применительно к валютным отношениям мы должны говорить о действии экономических законов, которые отражают существенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями. При рассмотрении любой экономики, в том числе и российской, необходимо связывать развитие валютных отношений с законами денежного обращения, спроса и предложения товаров. Целесообразно создать максимально благоприятные условия для развития валютных отношений. Государство должно обеспечить для этого все необходимое. Чем успешнее, эффективнее будут развиваться экономические, и в том числе валютные, отношения, тем выше будут экономический рост и уровень благосостояния людей.

Валютные отношения — это отношения, возникающие при функционировании валют в международном обороте.

Необходимость развития валютных отношений обусловлена международным разделением труда, его специализацией и последующей кооперацией посредством мировой торговли.

Валютные отношения как всякий вид экономических отношений предполагают своих субъектов внутри и вне страны.

К субъектам валютных отношений внутри страны принято относить 2 :

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Уполномоченные банки — банки и иные кредитные организации, получившие лицензии от Центрального банка на проведение валютных операций;
  • Предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции;
  • Валютные биржи;
  • Инвестиционные и пенсионные фонды;
  • Валютные и брокерские фирмы;
  • Физические лица.

Объектом валютных отношений являются операции с валютой. Наличие большого числа субъектов валютных отношений обусловливает необходимость учета их экономических интересов.

Центральный банк выполняет роль основного регулятора валютных отношений. Это обусловливает необходимость поддержания Центральным банком устойчивого внешнего равновесия, регулирования золотовалютных резервов страны и государственного долга, номинированного в иностранной валюте.

Следует отметить, что экономические интересы Центрального банка должны быть производными от общих экономических интересов страны, выражаемых Правительством Российской Федерации. Центральные банки выступают на валютных рынках двояким образом.

Прежде всего, они являются участниками рынка, имеющими подобно коммерческим банкам собственные интересы. Для своей коммерческой деятельности, как, например, инкассация чеков и учет векселей, конвертация процентных доходов в иностранной валюте и т.п., они покупают и продают эту валюту. Большую часть такой коммерческой деятельности составляют платежи в иностранной валюте международным институтам.

Другой задачей центральных банков является обеспечение устойчивости собственной валюты не только внутри страны, но и в отношениях с другими валютами. Поэтому они участвуют в операциях на валютных рынках для защиты собственной валюты. Центральные банки решительно вмешиваются в рыночную ситуацию, покупая и продавая валюту, особенно в случаях экстремального отклонения курсов и отсутствия гарантий нормального функционирования валютных рынков.

Центральные банки стран, входящих в валютные системы, обязаны поддерживать в твердо установленных границах курсы своей валюты относительно валют других стран, входящих в данную систему. При необходимости с помощью операций купли-продажи валюты они должны восстанавливать курсовые соотношения.

Вторжение центральных банков на валютный рынок с целью поддержания курса своей валюты называется интервенцией. Интервенции центральных банков совершаются на межбанковских рынках, через брокерские конторы, а также на валютных биржах.

Коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров.

Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты. Коммерческие банки являются центральным звеном системы рыночных структур, обеспечивая функционирование народного хозяйства.

Они осуществляют расчеты внутри страны, международные трансферы, вкладные, кредитные и другие операции.

Коммерческие банки осуществляют международные платежи по просьбе своих клиентов, используя сеть корреспондентских банковских счетов. Платежи могут осуществляться при помощи различных видов расчетов, а именно: банковский перевод, расчет чеками, инкассо, аккредитив. В настоящее время, для проведения международных расчетов, применяются документарные платежи.

Экономические интересы уполномоченных коммерческих банков связаны с максимизацией прибыли от проведения валютных операций. Уполномоченные коммерческие банки получают доход от обслуживаемых ими экспортно-импортных операций, обменных пунктов и разного рода других валютных операций. Таким образом, коммерческие банки заинтересованы в увеличении объемов внешнеторговых операций.

Нестабильность курса национальной валюты увеличивает прибыли валютного отдела коммерческого банка, однако негативно влияет на работу остальных отделов банка. Коммерческие банки заинтересованы в стабильно динамично развивающейся экономике. Постоянный рост международных деловых связей обусловил в последние десятилетия и постоянное увеличение объемов межбанковской валютной торговли, причем как по поручению клиентов, так и «за собственный счет».

Поручения банковских клиентов не сводятся только к приобретению и поставке необходимой иностранной валюты или конвертации экспортной выручки. Клиентам все более необходимы консультации специалистов о выгодных условиях валютного обмена, а также инструментах страхования процентных и валютных рисков.

Особенности организации валютного контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации валютного контроля в РФ.doc

С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов осуществления контроля за валютными операциями.

Читайте так же:  Проект закона о финансовом контроле

В 1992 г. вступает в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», который устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ. Этот закон упразднил монополию Внешэкономбанка на проведение операции с иностранной валютой. Коммерческие банки получили право осуществлять валютные операции, регулируемые Минфином РФ и ЦБ РФ наряду с регулированием внешнеэкономической деятельности.

Третий этап развития системы валютного контроля ознаменовался принятием 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного контроля.

Законом предусмотрены основания введения ограничений на осуществление валютных операций: предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Характерные для последних нескольких лет развития российской экономики стабилизация курса национальной валюты и рост золотовалютных резервов послужили предпосылками к пересмотру сроков снятия ограничений на осуществление валютных операций, а именно их переносу на более ранний период, что соответствует требованиям Международного валютного фонда и отвечает направлениям валютной политики России, в том числе в связи с предстоящим вступлением в ВТО.

Таким образом, оценивая результаты формирования системы валютного контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, поэтапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному, перестройка системы валютного регулирования и валютного контроля является примером наиболее удачного проведения реформ в России.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВЭД В РОССИИ

2.1 Валютный контроль экспортных операций

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

  • между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти,
    специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта
    не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.
  • Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

  1. оформление паспорта сделки;
  2. таможенное оформление экспортных товаров;
  3. передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
  4. контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
  5. передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
  6. конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта
    товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Источники

Особенности валютного контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here