Организации валютного контроля в российской федерации

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Организации валютного контроля в российской федерации" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

Читайте так же:  Срок оплаты земельного налога за год

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Читайте так же:  Как работает возмещение ндс

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Органы валютного контроля

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Что представляет собой валютный контроль в РФ

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Читайте так же:  Налоговая декларация по водному налогу образец

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Как уже отмечалось выше, правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.
Читайте так же:  Земельный налог постоянное бессрочное пользование

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на
Списание со счета иностранной валюты (рубле Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени

Читайте так же:  Какие документы для возврата ндфл за обучение

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/ вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядк

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне Справку о валютных операциях банк должен проверит

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок,

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал — и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. — за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

Видео (кликните для воспроизведения).

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк

Источники

Организации валютного контроля в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here