Нормы валютного законодательства

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Нормы валютного законодательства" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15.25 КоАП РФ

См. Административный регламент осуществления ФНС России контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденный приказом ФНС России от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-17/[email protected]

См. Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса, направленные письмом ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ в часть 2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

Читайте так же:  Выездные налоговые проверки малого бизнеса

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 28 сентября 2015 г. N 369

Информация об изменениях:

Часть 4.1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возращенных # в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Статья 15.25 дополнена частью 5.1 с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.1 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.3 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.4 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Валютное законодательство

Основу валютного законодательства образует Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который, в частности, определяет права и обязанности резидентов в сфере валютных отношений.

Что относится к валютному законодательству в РФ?

Ключевым законодательным актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ или за ее пределами, если в них участвует резидент РФ, является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 4 173-ФЗ к валютному законодательству РФ также могут быть отнесены другие принятые в соответствии с 173-ФЗ федеральные законы.

Читайте так же:  В какой суд обращаться по налоговым спорам

При этом базовые принципы использования валюты на территории РФ заложены в Гражданском кодексе РФ (статьи 140 и 317), который определяет рубль в качестве законного платежного средства на территории РФ, а также предусматривает возможность включения в состав договорных условий валютной оговорки. В остальном ГК РФ содержит отсылку к 173-ФЗ.

Валютное законодательство и валютный контроль в РФ

Порядок валютного контроля в РФ определен главами 3 и 4 73-ФЗ.

Органами валютного контроля выступают Банк России (в отношении кредитных организаций и НФО) и уполномоченные Правительством РФ ФОИВ (в отношении остальных организаций). Также в отношении второй группы организаций валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля (в первую очередь уполномоченные банки).

Права и обязанности субъектов валютного контроля представлены в статье 23 173-ФЗ .

Участники валютных операций на территории РФ обязаны вести учет по проводимым валютным операциям и предоставлять учетную информацию и необходимые документы органам (и агентам) валютного контроля, а также выполнять их предписания. Они вправе знакомиться с актами проводимых в их отношении проверок и обжаловать решения органов (и агентов) валютного контроля.

Порядок предоставления документов и учетной информации, касающейся проводимых валютных операций, предусмотрен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И .

В случае нарушения требований валютного законодательства для участников валютных операций предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с учетом изменений).

Валютное законодательство РФ в 2018 году

Валютное законодательство и валютный контроль

Валютный контроль регламентируется отдельной главой 4 закона № 173-ФЗ. Она определяет ЦБ РФ и уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в качестве органов валютного контроля. Обязанности и права субъектов контроля валютных операций определены в ст. 23 указанного закона. Все участники операций с валютой должны вести их учет и предоставлять документальную информацию госорганам для осуществления валютного контроля, выполняя их предписания. Также они вправе знакомиться с документами, содержащими данные проверок, и обжаловать их.

Порядок предоставления документации для совершения валютного контроля закреплен инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И (в ред. от 25.04.2017 г.).

Не всегда при совершении операций с валютой соблюдаются все установленные нормы. Нарушая валютное законодательство, стороны процесса должны быть готовы к привлечению к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ.

Валютное законодательство РФ 2017 устанавливает правила и порядок проведения регулирования и контроля относительно валютных манипуляций. Первое направлено на установление норм, второе на их должное соблюдение. Для соблюдения закона назначаются ответственные органы, контролирующие все процедуры с валютой. В совокупности регулирование и контроль направлены на установление порядка при валютных движениях.

Нормы валютного законодательства

Часть 1.

  • История валютного права России в двадцатые годы XX века
  • Понятие валютных ценностей
  • Понятие валютных операций
  • Понятие и место валютного права России
  • Деление валютных операций на текущие и капитальные в России
  • Деление валютных операций на текущие и капитальные в Договоре о МВФ
  • Часть 2.

  • Порядок совершения валютных операций в России
  • Порядок совершения текущих валютных операций в России
  • Порядок заключения договора займа в иностранной валюте на срок не более 180 дней
  • Порядок оборота векселей, номинированных в иностранной валюте, в России
  • Порядок совершения экспортно-импортных операций, являющихся текущими валютными операциями
  • Порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в России
  • Часть 3.

  • Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ
  • Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства
  • Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства
  • Заключение
  • Литература
  • Ответственность за нарушение валютного законодательства.

    1. приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредоставления документов и информации;
    2. приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
    1. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
    2. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

    Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства.

    Нормы валютного регулирования и валютного контроля

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Автор: Кожина Антонина

    Нормы валютного регулирования и валютного контроля.

    Основным законом, который регулирует нормы обращения валютных ценностей в РФ, является Федеральный закон от 10 декабря 1993 г. № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее − Закон). Отдельные определения и отношения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Кодексом об Административных Правонарушениях РФ, а также подзаконными актами соответствующих органов, отвечающих за валютный контроль.

    Гражданский кодекс ставит в приоритет применение ФЗ № 173 при регулировании валютных правоотношений. Согласно ст. 141 ГК РФ, виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. При этом право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.

    Также ГК РФ ограничивает обращение валюты в нашей стране ст. 317. Пункт 1 этой статьи говорит о том, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. При этом в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

    Кодекс об Административных Правонарушениях РФ регулирует порядок и меры ответственности за правонарушения в сфере валютных отношений. Данные положения мы рассмотрим в третьей части нашей статьи.

    Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Эти положения мы и рассмотрим в нашей статье.

    Часть 1. Основные понятия Закона
    Валютой РФ, согласно п. 1 ст. 1, считаются: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

    Согласно п. 2 ст. 1, к иностранной валюте относятся иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

    «Валютные ценности» – это более широкое понятие, которое включает в себя иностранную валюту и внешние ценные бумаги, под которыми имеются в виду ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам. Добавим, что внутренние ценные бумаги − это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

    Читайте так же:  Возврат налога на основании какой статьи

    Следует отметить, что возможности отнесения к числу валютных ценностей каких-либо иных объектов Закон не предусматривает, поэтому драгоценные металлы и камни не относится к числу валютных ценностей (как это было ранее).

    Участники валютных правоотношений
    Они подразделяются на две основные группы: резиденты (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона) и нерезиденты (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона).

    а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

    Следует отметить, что Гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

    • порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона);
    • единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 Закона);
    • требование об использовании специального счета и требование о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала (ст. 8 Закона);
    • порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Закона);
    • порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ (ч. 2 ст. 10 Закона);
    • требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11 Закона);
    • порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами (ч. 3 ст. 11 Закона);
    • порядок открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ (ч. 3 ст. 12 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 12 Закона), в том числе и такими резидентами, как уполномоченные банки и валютные биржи (ч. 8 ст. 12 Закона);
    • порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов (ч. 2 ст. 13 Закона);
    • порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом − резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (ч. 2, 3, 5
    • порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов (ч. 8 ст. 14 Закона);
    • порядок резервирования и возврата суммы резервирования (ч. 1 ст. 16 Закона);
    • критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств (ч. 2 ст. 17 Закона);
    • единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20 Закона);
    • обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов (ч. 1, 6

    ст. 21 Закона) и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже (ч. 4 ст. 21 Закона);

    • перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки (ч. 5 ст. 21 Закона).

    Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие:

    • порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа, коммерческих кредитов, а также приобретения резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц и внесения резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ст. 7 Закона);
    • порядок представления юридическими лицами − резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 Закона);
    • порядок ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (ч. 5 ст. 15 Закона);
    • порядок осуществления предварительной регистрации счета или вклада, открываемого в банке за пределами территории РФ (ч. 1 ст. 18 Закона).

    Вместе с нормотворческими функциями ч. 5 ст. 5 Закона предоставляет Центральному банку РФ и Правительству РФ право осуществлять без ограничений все виды валютных операций, регулируемых Законом.

    Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 500 тыс. руб.; на должностных лиц − от 5 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц − от 50 до 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП).

    Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (п. 3 ст. 15.25 КоАП).

    Невыполнение резидентом в установленный срок (предусмотренный внешнеторговым договором) обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (п. 4 ст. 15.25 КоАП).

    Статей 193 УК РФ предусматривается ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации − лишение свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное данной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.

    В заключение важно отметить, что нормы валютного законодательства постоянно совершенствуются, и эти изменения необходимо постоянно анализировать и учитывать в деятельности организации.

    Новое в валютном регулировании и контроле

    В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

    Валютное законодательство РФ в 2017 году: аспекты валютного регулирования

    Последние изменения в 173-ФЗ, внесенные в июле 2016 года, относились к статьям 20, 22 и 23 и не касались валютного регулирования.

    Вопросы валютного регулирования, освещенные в 173-ФЗ в актуальной редакции:

    • возможности и условия проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (статья 6), между резидентами (статья 8) и между нерезидентами (статья 9).

    Валютные операции между резидентами преимущественно запрещены за исключением отдельных предусмотренных 173-ФЗ случаев. По операциям между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами имеются отдельные ограничения;

    • порядок купли-продажи иностранной валюты (и номинированных в иностранной валюте чеков) (статья 11).

    Ключевым требованием является проведение таких операций исключительно через уполномоченные банки;

    • порядок открытия (и ведения) резидентами счетов в банках, находящихся за пределами РФ (статья 12), и нерезидентами в банках, находящихся на территории РФ (статья 13);
    • вопросы осуществления резидентами отдельных валютных операций (статья 14);
    • порядок ввоза и вывоза через границу РФ валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг (статья 15).

    Валютное законодательство РФ в 2018 году

    Похожие публикации

    Власти нашей страны стараются оградить экономику от противоправных действий в области валютных операций и защитить национальную валюту от опасного финансового воздействия. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» создает основу всего валютного законодательства. Он конкретно утверждает полномочия и обязательства физических и юридических лиц в области взаимодействий, связанных с валютой.

    Читайте так же:  Безвозмездно полученное имущество налог на прибыль

    Валютное законодательство РФ: общая информация

    Закон № 173-ФЗ о валютном регулировании регламентирует правовые принципы валютного контроля и регулирования в нашей стране, а также определяет полномочия и обязательства участников отношений, связанных с валютными ценностями и их использованием. Также данный нормативный акт устанавливает полномочия органов валютного регулирования и способствует обеспечению реализации единой политики относительно валюты.

    Закон № 173-ФЗ направлен на стабилизацию валюты и внутреннего рынка. Органами валютного регулирования в России является Банк России (ЦБ РФ) и Правительство страны.

    Законодательство о валютном регулировании содержит два основных понятия:

    • регулирование совершения операций и
    • контроль за правильностью и законностью действий участников.

    На практике участники валютных отношений при совершении операции обязаны предоставить документацию, подтверждающую ее законность. Органы контроля проверяют их и, при необходимости, привлекают нарушителей к ответственности. Получается, данный вид законодательства необходим для установления и соблюдения норм и правил при проведении манипуляций с валютой, что устанавливает единую политику на рынке.

    Главная цель введения закона – это обеспечение реализации единой валютной политики, устойчивости валюты и рынка в целом.

    Что регулирует валютное законодательство РФ 2017

    Основные вопросы, которые регулирует закон № 173-ФЗ:

    • Право на совершение валютных операций между сторонами процесса.
    • Не всегда операции между резидентами разрешены, кроме ситуаций предусмотренных законом. По операциям между другими участниками установлены определенные ограничения. Статьей 11 закона № 173-ФЗ утвержден порядок покупки и продажи зарубежной валюты.
    • Порядок открытия и ведения счетов в финансовых учреждениях.
    • Порядок поступления и сбыта валютных единиц за рубеж.

    По ст. 4 закона № 173-ФЗ к законодательству о валюте можно отнести и иные нормы, принятые на основании ключевого нормативного акта. При этом, основной принцип использования валюты определен ст. 140 и 317 ГК РФ. Именно они утверждают рубль в качестве законного платежного документа в нашей стране. В остальных ситуациях Гражданский кодекс ссылается на закон № 173-ФЗ.

    Непростые упрощения валютного контроля

    2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

    Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

    1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

    Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

    — группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

    — группы 26 «Руды, шлак и зола»;

    — группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

    — группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

    — группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

    — группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

    — группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

    — группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

    — группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

    — группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

    — группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

    — группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

    — группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

    В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

    • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
    • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
    • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
    • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
    • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

    Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

    Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

    При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

    Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

    Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

    Читайте так же:  Как платить налог собственнику двух квартир

    Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

    Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

    На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

    Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

    При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

    2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

    Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

    Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

    В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

    Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

    3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

    Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

    При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

    Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

    В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

    Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

    Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

    4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

    С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

    1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

    2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

    5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

    Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

    На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

    Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

    Источники

    Нормы валютного законодательства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here