Налоговая запрашивает платежные поручения

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Налоговая запрашивает платежные поручения" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговая запрашивает платежные поручения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ИФНС проводит встречную проверку одного из заказчиков организации. Организация получила требование о предоставлении документов (договоры, счета-фактуры, платежные поручения и так далее) по субподрядным организациям, которые привлекаются для выполнения работ на объекте заказчика.
Обязана ли организация предоставлять данные документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговый орган вправе истребовать у организации документы, которые относятся не к проверяемому лицу, а к иным лицам, в том числе и не состоящим в договорных отношениях с проверяемым налогоплательщиком (в данном случае — к субподрядчикам). Такие документы должны касаться деятельности, осуществляемой проверяемым налогоплательщиком.
Отказ от представления документов, истребованных налоговым органом, влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

25 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как оформлять платежку на штраф в налоговую инспекцию

Ст. 114 НК РФ гласит, что по результатам проведенных контрольных мероприятий ИФНС вправе накладывать на налогоплательщиков, не исполняющих свои обязательства должным образом, денежные санкции. Если они не будут перечислены добровольно, фискалы направляют взыскание на счета компании или гражданина, далее на его имущество. Чтобы избежать споров и проблем, нужно знать, как заполнить платежку на штраф в налоговую согласно актуальному образцу 2018 года.

Порядок уплаты штрафов

ИФНС вправе накладывать на налогоплательщиков денежные санкции за нарушения, перечисленные в НК РФ. К числу таких проступков относится несоблюдение сроков сдачи отчетности, неуплата налогов вовремя, отказ от предоставления налоговикам запрошенной информации, ошибки при совершении регистрационных процедур и т.д. Сумма штрафа указывается в решении или требовании, направляемом хозяйствующему субъекту.

Перечисление налогов, пеней и штрафов согласно решению ФНС производится отдельными платежками. Недопустимо объединять эти суммы в одном поручении.

Законодательство не обязывает компании совершать все перечисления в один день: налогоплательщик вправе разбить их на разные даты. Вначале рекомендуется выплатить недоимку, чтобы на нее не начислялись пени. Далее переводятся сами пени за все время просрочки. Последним можно направить штраф, главное – уложиться в сроки, указанные в выставленном требовании.

Платежное поручение-2020: особо важные реквизиты

Определенные реквизиты платежного поручения нужно заполнять очень внимательно. Ведь если вы допустите в них ошибку, ваш налог/взнос попросту будет считаться неуплаченным. Соответственно, придется заново перечислять сумму налога/взноса в бюджет, а также уплатить пени (если ошибку вы обнаружите уже после окончания установленного срока уплаты).

  • номер счета Федерального казначейства;
  • наименование банка получателя.

Готовые образцы платежного поручения на 2020 год

Образцы платежных поручений по налогам и взносам вы найдете в нашем Календаре. Причем, если в соответствующем поле вы укажете код своей ИФНС, то в образцах платежек вы увидите реквизиты именно вашей налоговой инспекции/вашего ФСС.

Автозаполнение реквизитов платежек на перечисление налогов и взносов

В настоящее время пользователи «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0, подключенные к Интернет-поддержке, могут автоматически заполнять реквизиты собственной организации по ИНН, реквизиты своих контрагентов по ИНН или по наименованию, а также платежные реквизиты своей налоговой инспекции по ее коду. Начиная с версии 3.0.39 платежные поручения на уплату налогов (взносов), в том числе пени, проценты и штрафы по налогам (взносам), также заполняются автоматически.

Заполнение платежных поручений на уплату налогов или страховых взносов требует особой внимательности. Стоит допустить ошибку, и деньги не будут зачислены в срок, а налогоплательщику (плательщику страховых взносов) могут грозить санкции (штрафы, пени). Кроме этого, организация вовремя не получит справку об исполнении обязанности по уплате налогов, а такая справка может срочно потребоваться при получении кредита в банке или для участия в тендере. Таким образом, допущенные ошибки в платежных поручениях на уплату налогов и взносов влекут за собой негативные последствия для бизнеса.

Напоминаем, что индивидуальные предприниматели (ИП) могут уплачивать налоги и взносы наличными денежными средствами через кассу банка по квитанции по форме ПД-4сб (налог). На печатной форме нанесен с двумерный штрих-код (QR-код) по стандарту «Символы двумерного штрихового кода на документах для осуществления платежей физическими лицами». Такие квитанции принимаются к оплате в ряде банков и финансовых организаций, поддерживающих стандарт. Все остальные экономические субъекты уплачивают налоги, взносы и сборы только безналичным способом.

В «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 поддерживается автоматическое заполнение платежных поручений на перечисление налогов и взносов, а также квитанций на уплату налогов (взносов) наличными денежными средствами. Платежное поручение или квитанция могут формироваться следующими способами:

  • из списка Задачи бухгалтера на рабочем столе;
  • из помощника Уплата налогов и взносов, доступ к которому осуществляется из списка платежных поручений или из списка кассовых документов по кнопке Уплата налогов;
  • из помощника Уплата фиксированных взносов, доступ к которому осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Операции — ИП;
  • вручную из списка документов Платежные поручения или Выдача наличных по кнопке Создать.

При создании вручную платежного документа на уплату налогов (взносов) в поле Вид операции должен быть указан вид операции Уплата налога. В поле Налог следует выбрать нужный налог или взнос из справочника Налоги и взносы (рис. 1).

Рис. 1. Создание платежного поручения на уплату налога

Основные виды налогов и взносов добавляются в справочник Налоги и взносы автоматически: при выполнении настроек списка налогов и отчетов организации, а также по мере ввода данных об объектах налогообложения. Данные об этих налогах и взносах поддерживаются в актуальном состоянии обновлением информационной базы и недоступны для редактирования. Сведения о других налогах и сборах, регулярно уплачиваемых организацией, могут быть добавлены в перечень вручную. Разовые платежи в бюджет можно отразить без создания отдельного элемента справочника. Для этого используется специальный элемент Прочие налоги и сборы.

Читайте так же:  Беларусь ставка подоходного налога

Поле Вид налогового обязательства платежного документа по умолчанию заполняется значением Налог или Взносы. При необходимости в поле Вид налогового обязательства можно установить значения: Пени, Проценты, Штраф.

При изменении значений полей Налог и Вид налогового обязательства реквизит КБК динамически перезаполняется.

Остальные поля платежного документа по основным налогам и взносам заполняются автоматически при условии, что заполнены все необходимые реквизиты организации (ОКТМО, банковские реквизиты, платежные реквизиты налоговой инспекции и т.д.).

Показатель Налоговый период заполняется значением, который соответствует последнему завершенному налоговому (отчетному) периоду (или периоду, установленному для уплаты налога) при условии, что выбранная организация является плательщиком выбранного налога. Например, в поле Налоговый период автоматически установится значение прошлого квартала, если:

  • в поле Налог выбрано значение Налог на прибыль, региональный бюджет;
  • в регистре сведений Настройка списка налогов и отчетов указано, что авансы по налогу на прибыль уплачиваются ежеквартально.

Если в поле Налог выбрано значение НДФЛ при исполнении обязанностей налогового агента, то в поле Налоговый период автоматически установится значение прошлого месяца.

При создании платежного документа по кнопке Создать реквизит Дата документа (дата подписи налогоплательщиком декларации, представленной в налоговый орган) не заполняется. При необходимости реквизит Дата документа может быть заполнен вручную. Для этого следует перейти по ссылке в форму Реквизиты платежа в бюджет (рис. 2).

Рис. 2. Реквизиты платежа в бюджет

При необходимости в форме Реквизиты платежа в бюджет

можно заполнить и другие поля: УИН (уникальный идентификатор начисления) и Номер документа (например, номер требования налогового органа об уплате налога или сбора).

Для отражения уплаты в бюджет налога (сбора, взноса) в документе Списание с расчетного счета

следует выбрать вид операции Уплата налога, указать наименование налога и вид исполняемого налогового обязательства. Счета учета, а также аналитика по видам платежей и уровням бюджета заполняются автоматически (рис. 3).

Рис. 3. Списание с расчетного счета

Классификатор КБК в программе приведен в соответствие Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, и оперативно обновляется при внесении изменений в Указания.

Платежное поручение на уплату налога: как исправить ошибки

Платежное поручение в 2020 году: образец

Для вашего удобства мы приведем образец заполнения платежного поручения. Для примера мы выбрали НДФЛ, перечисляемый в бюджет налоговым агентом.

Образец платежного поручения-2020: правила заполнения

Правила заполнения платежного поручения прописаны в Приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н и с конца 2017 года данные правила не менялись. Мы свели эти основные правила в таблицу:

Обратите внимание, что в таблице не приведена информация, которую нужно указывать в платежных поручениях при перечислении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносов на ВНиМ. Платежным поручениям по этим взносам посвящен отдельный материал.

Как правильно заполнить платежное поручение на перечисление штрафа?

Пошаговый алгоритм, как оформить платежку на штраф в налоговую, предполагает указание следующей информации в полях поручения:

Реквизиты получателя

Штраф платится в то же отделение ИФНС, что и сам налог. Это означает, что название получателя, его БИК, корсчет и расчетный счет останутся «стандартными». Если перечисление делается впервые, реквизиты можно уточнить в отделении налоговой или на ее официальном сайте.

Назначение платежа

Указывается вид перечисления и ссылка на документ-основание. Например, бухгалтер прописывает: «Штраф за непредставление декларации по НДС согласно требованию №1 от 01.01.2019 г.».

Важно учитывать, что для погашения недоимки, уплаты пеней и штрафов установлены разные КБК. Отличие заключается в символах 14-17, которые показывают подвид платежа. Для штрафов их комбинация установлена как «3000», для «тела» налога – «1000». Найти нужный код можно на сайтах информационно-правовых систем, он указывается в требовании, поступившем от ИФНС.

Основание платежа

В поле 106 проставляется аббревиатура, зависящая от того, по какому документу уплачивается штраф. Указывается «АП», если основанием стало решение налоговой инспекции по результатам проверки, или «ТР», если организации поступило требование.

Аббревиатуру «ЗД» указывать при перечислении штрафов не следует. Она используется в случаях, когда налогоплательщик добровольно погашает выявленную задолженность.

Номер и дата документа

В поле 108 платежного поручения прописывается номер требования, по которому перечисляется штраф. В поле 109 указывается дата этого документа.

В 22-м поле прописывается УИН, если он обозначен в требовании, полученном налогоплательщиком. Если эта информация отсутствует в документе, ставится «0».

ОКТМО

Указывается ОКТМО, соответствующий той налоговой инспекции, куда направляются средства. Например, если компания перечисляет деньги в ИФНС, где состоит на учете ее обособленное подразделение, нужно прописывать код не по адресу регистрации головной организации, а по месту нахождения филиала.

Обязанность налогоплательщика – перечислить штраф в сроки, обозначенные в требовании. Если денежные средства не поступят в инспекцию своевременно, она обратит взыскание на банковские счета хозяйствующего субъекта и его электронные кошельки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.

Два основания для запроса документов

«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях. Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, который связан с адресатом запроса). Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вообще вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля. Но в этом случае круг ее интересов законодательно органичен конкретной сделкой. Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Оплата налога за третьих лиц (образец платежки)

Приведем пример заполнения платежного поручения от имени третьего лица.

Пример. 7 октября 2019 года ООО «КОМПАНИЯ» (ИНН 7715222222, КПП 771501001, состоит на учете в ИФНС № 15 по г.Москве) перечислила в бюджет НДС в сумме 113 000 рублей за ООО «ФИРМА» (ИНН 7734111111, КПП 773401001, состоит на учете в ИФНС № 34 по г.Москве) за 3 квартал 2019 года.

В платежном поручении бухгалтер указал:

  • «ИНН плательщика» –7734111111 (ИНН ООО «ФИРМА»);
  • «КПП плательщика» – 773401001 (КПП ООО «ФИРМА»);
  • «Плательщик» – ООО «КОМПАНИЯ»;
  • «Получатель» – УФК по г. Москве (ИФНС № 34 по Москве);
  • «Назначение платежа» – «7715222222//771501001//за ООО «ФИРМА»//1/3 НДС, начисленного за 3 квартал 2019 года.»;
  • «Статус плательщика» – код 01;
  • «Дата документа» – 04.10.2019 (дата подписания декларации за 3 квартал 2019 г.);
  • «Налоговый период» – КВ.03.2019.

Платежка за третье лицо (налоги): образец можно скачать здесь.

Читайте так же:  Промсвязьбанк тарифы для юридических лиц валютный контроль

Когда электронное платежное поручение можно считать оригиналом?

Налоговый орган требует от бюджетного учреждения представить оригинал платежного поручения, оформленного в электронном виде.
Будет ли считаться оригиналом платежное поручение с отметкой в верхней части, содержащей указание на ключ подписи и фамилию владельца подписи?

Согласно п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция), первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях – в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее – электронный документ) (смотрите также ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон № 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон № 63-ФЗ). Так, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Платежное поручение – это расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 1 ст. 863 ГК РФ, пп. 1.12, 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” – далее Положение № 383-П).

Содержание и форма платежного поручения должны соответствовать требованиям закона и банковским правилам (п. 1 ст. 864 ГК РФ, п. 5.3 Положения № 383-П).

Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе (п. 5.4 Положения № 383-П).

Согласно п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения” (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 № 1185-ст) подлинник документа – это первый или единственный экземпляр документа (пп. 21). Копия документа – это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (пп. 23). Электронная копия документа – копия документа, созданная в электронной форме (пп. 24). Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп. 25).

Таким образом, подлинник платежного поручения формируется в единственном экземпляре либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Следовательно, подлинником (оригиналом) платежного поручения, сформированного в электронном виде, является сам электронный документ, составленный в установленном Банком России формате и подписанный квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]

Следовательно, если налоговый орган запрашивает подлинник (оригинал) платежного поручения, составленного в электронной форме, то полагаем, учреждение может передать платежное поручение в электронном виде только при наличии технических возможностей. Отметим, что формат платежного поручения ФНС не установлен.

Обратите внимание, что согласно ч. 8 ст. 9 Закона № 402-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета (смотрите также ч. 9 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

В то же время в соответствии с ч. 6 ст. 9, ч. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ и п. 7 Инструкции субъект учета, сформировавший электронный документ, обязан изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников фактов хозяйственной жизни, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации у учреждения отсутствуют технические возможности по передаче подлинника платежного поручения, оформленного в электронном виде, то полагаем, по требованию налогового органа учреждение должно изготовить за свой счет копию платежного поручения на бумажном носителе (письмо ФНС РФ от 29.05.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации “Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита “Подпись” проставляются: заверительная надпись: “Верно”, должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения.

Разъяснения Минфина России о заверении копий документов, представляемых в налоговые органы, приведены в письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142.

Ответ подготовил: Федорова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов
Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Платежное поручение в налоговую

Советы юристов:

Вам требуется подтвердить расходы на приобретение недвижимости. Таким подтверждением может быть ЛЮБОЙ документ — расписка продавца, договор купли-продажи, если он содержит положения о расчетах, как об уже свершившемся факте. То есть речь не идет только о платежном поручении.

14.1. Доброго Времени суток!

ДА, конечно обязан выдать ПЛАТЕЖНЫЙ документ по которому была произведена оплата
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

15.1. ☼ Здравствуйте, Не совсем понятно, кто вам что должен предоставлять, все документы и платёжные поручения вы должны иметь самостоятельно

Желаю Вам удачи и всех благ!

16.1. Если не отдадут
то только в судебном порядке. Вы можете обратиться с Исковым заявлением в Суд.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Читайте так же:  Возмещение затрат облагается ндс

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

20.1. Здравствуйте Ирина
Да, правомерно. Или пусть отец сам приходит и подписывает договор

Спасибо, что посетили наш сайт.
Всегда рады помочь! Удачи Вам.

23.1. Уважаемая Наталья!

Данные сведения необходимо запросить в организации взыскателе, либо у физического лица взыскателя. А так стандартно вы должны перечислять денежные средства на депозит приставам, у них и узнайте.

Заполнение платежного поручения в 2020 году: образец

Чтобы деньги попали в бюджет, необходимо правильно заполнить платежное поручение на перечисление того или иного обязательного платежа.

Штрафы за неисполнение требования

И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.

Первый момент — налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).

Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в вышестоящем управлении ФНС. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.

Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов. Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др.

Уплата налогов за третьих лиц

Уплата налогов за третьих лиц разрешена Налоговым кодексом (п. 1 ст. 45 НК РФ). Как заплатить налог за третье лицо, расскажем в нашей консультации.

Запросы при проверке контрагента

Порядок запроса у налогоплательщика информации при проверке его контрагента урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления требования. Начнем с описания данной процедуры.

Направление требования

Налогоплательщику, который получил такой запрос, нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев его инициатором выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете его контрагент. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. Именно поэтому к требованию, которое выставила «своя» ИФНС, должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.

Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В таком случае ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС России от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Так, из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы и информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Ведь судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если истребуются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным в соответствующей части (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).

В то же время следует учитывать, что если инспекция не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) только лишь потому, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если суд сочтет его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.

Содержание требования

Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности для налоговиков. Дело в том, что в НК РФ для этого случая вообще нет каких-либо ограничений ни по составу запрашиваемых документов (информации), ни по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Основываясь на этом, суды рассматривают споры о праве ИФНС запрашивать те или иные сведения по контрагентам.

Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые по правилам НК РФ являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС на законных основаниях может потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).

При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы при проверке контрагента (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).

Читайте так же:  Ставка налога на прибыль организаций составляет

Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проводимой проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).

Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы и в том случае, если в них содержатся персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из данных норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 15.05.18 № 215). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. «Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику»).

Оплата налогов за третьих лиц

При формировании платежного поручения на уплату налога за третье лицо нужно руководствоваться Правилами, утв. Приказом Минфина от 12.11.2013 N 107н. Также на сайте ФНС опубликована Информация ФНС от 11.04.2017 «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом».

Приведем в таблице порядок оформления платежного поручения на уплату налога за третье лицо.

Поле
Платежного
поручения
Как заполнить
ИНН плательщика ИНН организации (физлица), за которую перечисляются налоги (взносы)
(абз. 32–38 п. 4 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н, Информация ФНС от 11.04.2017) КПП плательщика КПП организации, за которую перечисляются налоги (взносы) (для физлица – «0»)
(абз. 32–38 п. 4 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н, Информация ФНС от 11.04.2017) Плательщик Наименование того, кто непосредственно платит налоги (взносы)
(абз. 32–38 п. 4 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н, Информация ФНС от 11.04.2017) Назначение платежа Указывается ИНН и КПП того, кто перечисляет платеж в бюджет. Далее через знак «//» указывается наименование того, за кого перечисляются налоги. Затем через знак «//» указывается дополнительная информация о перечисляемых налогах (взносах)
(подп. 5 п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н, Информация ФНС от 11.04.2017) Статус плательщика Статус того, за кого уплачиваются налоги (взносы)
(абз. 29 Приложения N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н, Информация ФНС от 11.04.2017)

Также оплатить налог за третье лицо можно с помощью электронного сервиса «Уплата налогов за третьих лиц» на сайте ФНС РФ. Данный сервис позволяет быстро и правильно сформировать платежные документы для уплаты налога за третье лицо и произвести оплату.

Сведения по конкретной сделке

Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.

Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).

Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Например, в отношении операций по получению бюджетных субсидий или в отношении операций по выплате дивидендов, внесению вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина России от 17.07.13 № 03-01-18/28094).

На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, НК РФ не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.

В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.18 № ММВ-7-2/[email protected], в требовании должны быть указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. «Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов»).

Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора или сделки. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).

Какие реквизиты в платежке можно уточнять

Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.

С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?

В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.

Читайте так же:  Можно ли подавать уточненную декларацию 3 ндфл

Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.

Основание платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 106 – основание платежа (например, «ТР» при уплате налога по требованию ИФНС);
  • поле 108 – номер документа, на основании которого переводятся деньги (например, номер требования ИФНС);
  • поле 109 – дата такого документа (например, дата требования ИФНС).

Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.

Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 60 – ИНН плательщика;
  • поле 61 – ИНН получателя;
  • поле 102 – КПП плательщика;
  • поле 103 – КПП получателя;
  • поле 104 – КБК налога;
  • поле 105 – ОКТМО.

Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.

Таким образом, ошибочное указание реквизитов в этих полях «платежки» не ведет к неперечислению налога. А значит, их можно уточнить.

1С:Контрагент — быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет

В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?

Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.

Но здесь возникают сразу два вопроса. Первый: ошибка должна быть в этих двух показателях одновременно или достаточно ошибиться при указании лишь одного из них (вопрос встает из-за наличия союза «и», не содержащего дополнение союза «или»)? Второй вопрос: как положения пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ согласуются с п. 7 ст. 45 РФ, который содержит возможность уточнения казначейского счета, а значит, свидетельствует о том, что при неверном указании счета налог все же считается уплаченным?

Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:

  • когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
  • когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.

К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.

Некритичные ошибки в платежках

В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?

Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.

Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.

Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.

В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении

Чтобы уточнить реквизит в проведенной банком платежке, нужно заполнить заявление об уточнении платежа и направить его в налоговую инспекцию.

Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).

При получении заявления об уточнении платежа налоговики должны принять решение об уточнении в течение 10 рабочих дней. Еще 14 рабочих дней дается им на то, чтобы направить это решение в казначейство для уточнения платежа (в случае, если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства). А плательщика о принятом решении налоговики обязаны уведомить в течение 5 рабочих дней со дня принятия. Делается это специальным извещением, направленным по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет или по почте.

Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.

Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:

«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ просим уточнить принадлежность платежа и отнести платеж на правильный КБК 182 1 03 01000 01 1000 110».

Видео (кликните для воспроизведения).

Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 выполняется проверка реквизитов по уплате налогов

Источники

Налоговая запрашивает платежные поручения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here