Налоговая проверка основных средств

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Налоговая проверка основных средств" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговая проверка основных средств

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации проводилась выездная налоговая проверка за 2013-2014 годы. По нескольким объектам основных средств, по мнению налогового органа, в организации занижены сроки полезного использования основных средств (у организации — 36 мес., сотрудники налогового органа требуют 120 мес.). Начислены недоимка по налогу на прибыль и налогу на имущество, пени и штрафы. Например, амортизационные отчисления завышены на 500 000 руб., недоимка по налогу на прибыль составила 100 000 руб., по налогу на имущество — 5000 руб., пени и штрафы — 100 000 руб. (цифры — условные). Указанная ошибка не является существенной.
Как произвести эти исправления в бухгалтерском учете (проводки), чтобы исправить величину амортизации с начала ввода объекта в эксплуатацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация, исправляя несущественную ошибку прошлых периодов в уменьшение величины амортизации, вносит бухгалтерские записи в корреспонденции со счетом прочих доходов и расходов.
Доначисление налогов, взыскание пеней и штрафов, не являясь ошибкой, в бухгалтерском учете отражаются записями с использованием счетов 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

22 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Основанием для внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета может являться бухгалтерская справка, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В такой справке следует описать характер допущенной ошибки, произвести необходимый перерасчет и указать порядок внесения исправлений. Именно на основании этого документа бухгалтер вправе сделать корректирующие записи на счетах бухгалтерского учета.

Тема: Налоговая проверка и основные средства

Опции темы
Поиск по теме

Налоговая проверка и основные средства

Здравствуйте.
Наш салон красоты проверяет налоговая по общей плановой проверке. Приходили на осмотр и увидели солярии которые не учтены как основные средства. Форма предприятия — ИП.
Вопрос: обязательно ли нам иметь договор купли-продажи на эти солярии, как быть если они покупались просто с рук по объявлению?
И что грозит если сказать, что вот купили БУ, документов нет никаких?

Формы предприятия ИП не существует в природе. Если вы ИП, то уж никак не предприятие, в просто индивидуальный предприниматель.
Отсутствие документов может привести к разногласиям только в том случае, если вы начисляли амортизацию по своим соляриям. И уменьшали НДФЛ, учитывая амортизацию как расход.
Про «документов никаких» лучше не говорить. Задайте встречный вопрос: а какие документы и зачем им нужны по соляриям?

Оформите задним числом документы на аренду оборудования, проблем возникнуть не должно

Аудит основных средств в 2020 году

Под основными средствами понимают довольно значимую долю активов любой компании. Функционирование компании без данных средств невозможно. При этом довольно важную роль отводят регулярному и своевременному аудиту, целью которого является создание реальной картины состояния ОС.

Эффективность использования ОС

Для того, чтобы определить эффективность использования ОС следует рассчитать целый ряд показателей, в том числе:

  1. Фондоотдача, которая определяется как отношение выручки к стоимости ОС. Данный показатель позволяет определить какой объем выручки приходится на 1 рубль стоимости ОС. Для расчета берется средняя стоимость ОС (первоначальная стоимость, без учета амортизации) за тот период времени, который подлежит анализу.
  2. Фондоемкость. Данный показатель определяется как величина, обратная фондоотдаче. Таким образом фондоемкость позволяет оценить, сколько ОС приходится на 1 рубль производимой продукции.
  3. Фондовооруженность. Этим показателем определяется обеспеченность ОС труда персонала. Определяется показатель как отношение средней стоимости ОС к среднесписочной численности работников за определенный промежуток времени. Фондовооруженность определяется спецификой производства предприятия. Рост данного показателя позволяет судить об обновлении ОС компании, а значит оценивается как положительный фактор.

Заключение

Таким образом, с помощью аудита ОС компания может проверить полноту и правильность отражения операций с основными средствами в бухучете. Кроме того, по просьбе проверяемой организации при проведении аудита также может проводиться анализ эффективности использования ОС.

ФНС опубликовала перечень типичных ошибок, совершаемых в учете организации

На сайте Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 августа 2017 г. размещена важная информация налоговой службы от 20.07.2017г. «Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проведения налоговых проверок».

В документе в разрезе каждого налога контролирующие органы указали часто встречаемые нарушения законодательства о налогах и сборах в учете организаций со ссылкой на нормы из Налогового кодекса РФ и один из иных источников, Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014, принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2018-ст.

Проанализировав опубликованную информацию, ФНС выделила существенное количество ошибки, связанные с учетом основных средств. Обращаем внимание на некоторые из них:

Налог

Нормы

Нарушение

Налог на прибыль организаций

п. 1 ст. 256, ст. 323 НК РФ

по причине неправильного определения амортизационной группы по объектам, по причине двойного включения расходов на капитальные вложения по основным средствам, а также суммы расходов на капитальные вложения по телесистеме, по которой амортизация не начислялась ввиду списания по первоначальной стоимости в месяце приобретения;

п. 1 ст. 257 НК РФ

завышение расходов на сумму амортизационных отчислений по основным средствам на объекты, непосредственно не участвующие для производства и реализации товаров, работ услуг.

Налог на имущество организаций

п. 1 ст. 374, п. 1, 3 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ, Общероссийский классификатор основных средств

занижение среднегодовой стоимости имущества, в связи с неверным определением группы и сроков полезного использования в сторону уменьшения, повлекшее необоснованное увеличение амортизационных отчислений и уменьшение облагаемой базы, не включение в объект налогообложения основных средств, на сумму увеличения основных средств в результате их реконструкции, а также в связи с необоснованным включением транспортных средств в состав льготируемого имущества, неверного исчисления амортизации основных средств, в результате отнесения расходов на реконструкцию зданий;

Читайте так же:  Возврат госпошлины недействительное решение ифнс

п. 1 ст. 375, ст. 376 НК РФ

занижение налоговой базы вследствие невключения в объект налогообложения имущества, учитываемого на балансе в качестве основного средства;

п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 382 НК РФ

занижение налоговой базы в результате несвоевременного принятия объектов к бухгалтерскому учету в составе основных средств;

п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 25 ст. 381 НК РФ

занижение налоговой базы, в связи с неправомерным применением налоговой льготы по движимому имуществу, приобретенному у взаимозависимого лица;

п. 1 ст. 374 НК РФ

занижение налоговой базы по налогу на имущество организации в результате несвоевременного отражения в бухгалтерском учете основных средств, выявленных в результате инвентаризации.

Данный перечень характерных ошибок в учете основных средств, выявляемых налоговым органом, может помочь бухгалтерам самостоятельно убедиться в их отсутствии в собственном учете, что позволит минимизировать налоговые риски.

Со всем перечнем нарушений можно ознакомиться на сайте ФНС России в разделе Деятельность ФНС России.

АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Аудитору необходимо проверить: создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных средств; оформле­ны ли протоколы договорной цены; правильно ли указана первоначаль­ная стоимость основных средств в актах приемки-передачи; правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудо­вания, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

В процессе аудита нужно проверить полноту и своевременность инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы знать, в какой степени мож­но доверять результатам проведенной инвентаризации, чтобы умень­шить аудиторский риск.

Важное значение имеет проверка правильности организации ана­литического учета основных средств. Аудитору следует потребовать от экономического субъекта детальный список всех основных средств, кото­рыми владела организация на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об ос­новных арендованных средствах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

При проверке учета использования основных средств необходи­мо установить: создана ли в организации комиссия по приемке основ­ных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных средств; оформлены ли протоколы договор­ной цены; правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи; правильно ли отражена первона­чальная стоимость основных средств после достройки, дооборудова­ния, реконструкции или частичной ликвидации объектов; обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств; правиль­но ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы со­гласно классификации, принадлежности и характеру участия в произ­водственном процессе; правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию, износу и ремонту основных средств; приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств; созданы ли условия для обеспечения сохранности материаль­ных ценностей; организован ли порядок вывоза материальных ценно­стей с территории; проводились ли инвентаризации.

При проверке отчетности по основным средствам аудитору не­обходимо проверить: соответствие форм бланков утвержденным фор­мам; соответствие записей сводного аналитического учета записям в Главной книге и балансе; правильность записей в форме № 5 годово­го отчета о наличии и движении основных средств; правильность прове­дения проводок по учету основных средств; ведение учета на забалансо­вых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

В процессе аудита широко применяют прием пересчета, который необходим при проверке начисления износа и оценок выбытия и списа­ния основных средств. Накопленный износ существует как арифмети­ческая величина, поэтому определение ее реальности возможно толь­ко путем пересчета.

По данным проверки состояния контроля и учета объектов ос­новных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности си­стемы внутреннего контроля.

При аудите операций по движению основных средств следует проверить: приложены ли соглашения при передаче основных средств в качестве взноса в уставный их перечень, с указанием первоначальной стоимости, износа и цены; подложены ли к перечню вторые экземпля­ры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны; оформлен ли договор купли-продажи с указанием первоначальной сто­имости, износа и цены приобретения при приобретении основный средств; вписана ли в инвентарную карточку расшифровка-перечень отдельный предметов при приобретении объектов основный средств в комплекте; учитываются ли на счете 001 объекты основный средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды; установлена ли рыночная стоимость основный средств при их продаже; создана ли в организации постоянно действующая комиссия для определения не­пригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию; оприходованы ли на склад все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования (эта операция отражается записью Д-т сч. 10 — К-т сч. 01).

При аудите учета выбытия основный средств необходимо прове­рить: перечень основный средств и технической документации при пе­редаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал; договор купли-продажи; первоначальную стоимость объектов основный средств, приобретеннык за иностранную валюту; установлена ли рыночная сто­имость при продаже основных средств; начислен ли НДС по безвоз­мездно переданным основным средствам (плательщиком НДС являет­ся передающая сторона).

При аудите учета резерва предстоящих расходов на ремонт ос­новных средств аудитору необходимо проверить: отражены ли в учет­ной политике нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основный средств, определена ли предельная сумма этих от­числений; списывается ли сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта за счет средств указанного резерва; ведется ли аналитический учет расходов на ремонт основных средств по видам производства, по видам деятельности (если по этим видам деятельно­сти отдельно исчисляется налоговая база в соответствии со ст. 274 НК РФ); ведется ли аналитический учет формирования сумм расходов с учетом группировки всех осуществленных затрат.

Аудитор должен проверить соблюдение законодательно-норма- тивныхдокументов по налогообложению. На практике часто многие тор­говые организации реализуют товары, среди который и облагаемые НДС, и освобожденные от этого налога. В частности, от НДС освобождены обо­роты по реализации лекарственный средств и изделий медицинского на­значения; протезно-ортопедических изделий; почтовый марок, маркиро­ванных открыток и маркированных конвертов; изделий народных художественных промыслов; книжной продукции, связанной с образова­нием, наукой и культурой; продукции средств массовой информации.

В пункте 4 ст. 149 гл. 21 НК РФ сказано, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложе­нию и освобожденных от него. При этом суммы НДС по общехозяй­ственным затратам подлежат зачету из бюджета (налоговому вычету) в той пропорции, в которой эти затраты были понесены при реализа­ции товаров, облагаемых НДС. Такое указание содержится в п. 4 ст. 170 гл. 21 НК РФ.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога куда обращаться

Это означает, что суммы НДС по общехозяйственным издерж­кам относятся в дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» пропорцио­нально удельному весу выручки от реализации облагаемых налогом товаров в общей сумме выручки от реализации. Выручка от продажи нельготируемых товаров участвует в этом расчете без НДС.

Такой же порядок действует и в отношении объектов основных средств, используемых при продаже как льготируемых, так и нельготиру- емых товаров. Суммы НДС по таким основным средствам распределяют­ся пропорционально выручке, полученной от реализации облагаемых и не­облагаемых товаров. При этом к зачету из бюджета (налоговому вычету) принимается только та сумма налога, которая соответствует удельно­му весу выручки от продажи товаров, облагаемых НДС, в общей вы­ручке. Другая же часть налога относится на увеличение балансовой стоимости основных средств.

Пример. Бухгалтер магазина обнаружил ошибку только в июле текущего года, когда декларация по НДС уже была подана в налого­вую инспекцию. В таком случае он должен поступить следующим об­разом. Сначала в учете нужно сделать следующие исправительные про­водки:

Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по НДС» — К-т сч. 19 — восстанов­лен НДС, ошибочно принятый к зачету из бюджета (налоговому выче­ту) за истекший квартал;

Д-т сч. 08 — К-т сч. 19 — восстановленный НДС отнесен на уве­личение балансовой стоимости компьютеров;

Д-т сч. 01 — К-т сч. 08 — первоначальная стоимость компьюте­ров увеличена на сумму восстановленного НДС.

После этого НДС нужно перечислить в бюджет, не дожидаясь очередного срока уплаты налога, а в учете сделать проводку:

Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по НДС» — К-т сч. 51 — перечисле­на доплата по НДС.

Кроме того, магазин должен представить в налоговую инспек­цию исправленную! декларацию по НДС за истекший квартал. Для этого в приложении А «Корректировка начисленной суммы НДС» нужно указать, что он недоплатил в бюджет НДС в установленном размере, а за каждый день просрочки уплаты налога нужно заплатить пени. Толь­ко в этом случае к нему не будут применяться штрафные санкции. Та­кой порядок установлен п. 4 ст. 81 НК РФ.

Аудитор должен проверить, включалась ли для целей налогооб­ложения стоимость основных средств, полученных безвозмездно, в со­ответствии с главой 25 части второй НК РФ в состав внереализацион­ных доходов организации-получателя и облагалась ли налогом на прибыль. При этом необходимо иметь в виду, что в бухгалтерском уче­те безвозмездно поступившие основные средства приходуются по де­бету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доход будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступле­ния». В дальнейшем ежемесячно учтенная на субсчете 98-2 стоимость безвозмездно полученных основных средств списывается в кредит сче­та 91 «Прочие доходы и расходы» в сумме, равной начисленной вели­чине амортизационных отчислений по данному объекту за месяц.

В организациях часто возникают ошибки при решении вопроса о включении в первоначальную стоимость приобретенных (в том чис­ле построенных, изготовленных) основных средств налога на добавлен­ную стоимость, уплаченного поставщикам.

В первоначальную стоимость не должны включаться уплаченные суммы НДС по приобретенным товарам, строительно-монтажным рабо­там и аналогичным расходам, если этот объект используется для произ­водства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Если инвентарный объект используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и не под­лежащих обложению, рассматриваемые суммы НДС распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и необлагаемых товаров за налоговый период, в котором этот объект принят к учету, и принимаются к вычету (не включаются в первоначальную стоимость объекта) в сумме, соответствующей удель­ному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и необлага­емых товаров за налоговый период, в котором этот объект принят к учету. Оставшаяся часть из распределяемых сумм НДС к вычету не принимается и относится на увеличение первоначальной стоимости ос­новных средств. Следует иметь в виду, что при строительстве хозяй­ственным способом объекта, используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и не под­лежащих обложению, распределению подлежит НДС, исчисленный со всей стоимости СМР (в соответствии с п. 2 ст. 159 части второй НК РФ), а не только НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), ис­пользованным при выполнении названных работ.

При определении первоначальной стоимости объектов основный средств, поступивших в безвозмездном порядке, необходимо исходить из того, что сумма НДС по таким объектам не возмещается и включа­ется в их первоначальную стоимость, поскольку в данном случае орга­низация не оплачивает полученные активы и, следовательно, согласно ст. 171 части второй НК РФ не имеет права на возмещение НДС.

При аудите операций по выбытию основных средств необходи­мо вышснить, правильно ли начислен и уплачен налог на добавленную стоимость по этим операциям, поскольку многие из них в соответствии со ст. 146 части второй НК РФ являются объектом налогообложения. К ним, в частности, относятся операции: выбытия по договорам купли- продажи, мены, передачи основных средств на безвозмездной основе (за исключением передачи на безвозмездной основе объектов основ­ных средств органам государственной власти и управления).

Налоговая база для этих операций должна определяться как сто­имость выбывших объектов, исчисленная в соответствии со ст. 40 час­ти первой НК РФ, т.е. для целей налогообложения должна принимать­ся цена объекта, указанная сторонами сделки, однако если эта цена отклоняется в сторону повышения или понижения более чем на 20% рыночной цены идентичных товаров, то при расчете налога применя­ется рыночная цена.

При расчете НДС по операциям выбытия основных средств сле­дует учитывать, что дата реализации для этих целей может быть опре­делена организацией или по отгрузке и предъявлению покупателю рас­четных документов, или по оплате (выбранный из указанных для расчета НДС вариант определения даты фиксируется в учетной поли­тике организации).

На операции по выбытию основных средств, являющихся объек­том налогообложения в отношении НДС, организация должна выписать счета-фактуры и зарегистрировать их в книге продаж.

Если списывается недоамортизированный объект основных средств (в результате физического или морального износа, недостачи, выявленной при инвентаризации), то организацией в части недоамор- тизированной стоимости должен быть восстановлен НДС, принятый к вычету при приобретении объекта.

Аудитор должен также проверить правильность формирования отдельных показателей декларации по налогу на прибыль организа­ции, которые включают доходы и расходы от выбытия основных средств. При этом необходимо принимать во внимание следующее: в до­ходах от реализации должна также показываться выручка от реализа­ции амортизируемого имущества; во внереализационные доходы долж­

Читайте так же:  Какие налоги платит ип в декабре

на быть включена стоимость материалов или иного имущества, полу­ченных при демонтаже (разборке) ликвидируемых основных средств; во внереализационные расходы должны включаться расходы на лик­видацию выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества; не учи­тывается в целях налогообложения убыток от разницы между оценоч­ной стоимостью объекта основных средств при внесении его в устав­ный капитал и стоимостью, по которой этот объект был приобретен передающей стороной.

Видео (кликните для воспроизведения).

При проверке операций по выбытию основных средств ауди­тор должен иметь в виду, что информация о таких операциях исполь­зуется при формировании показателей отчета о прибылях и убыт­ках (форма № 2).

Виды налоговых проверок

Это вторая статья из серии «На предприятие пришла проверка». Она в свою очередь открывает цикл статей о взаимодействии предприятия с Федеральной налоговой службой.

Налоговые проверки бывают:

  • выездные, это проверки, которые проводят, как правило, на территории налогоплательщика;
  • камеральные, это проверки налоговых деклараций и расчетов, которые налогоплательщик сам направил в налоговый орган, проводятся они по месту нахождения налогового органа;
  • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Этапы проведения аудита ОС

До того, как проводить непосредственную проверку ОС, в компании должна быть разработана специальная методика ее проведения.При этом для начала необходимо учитывать некоторые аспекты:

  • организацию контроля присутствия, а также целостности ОС;
  • рациональность и точность при отнесении объектов к категории ОС;
  • достоверность оценки в бухучете;
  • правильность составления документов, а также ведения операций учета по прибытию и выбытию ОС;
  • правильность расчетов по начислению и отображению мероприятий по амортизации и исправлению неисправностей ОС;
  • детальность отражения сведений об активах, а также их перемещении в бухотчетности.

Для составления плана, компании нужно будет учитывать каждый из указанных пунктов (Читайте также статью ⇒ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА В БУХГАЛТЕРИИ В 2020 ГОДУ).

Этапы проведения аудита в таблице:

Этапы аудита ОС Что включает в себя этап
1 этап: Подготовительный Собирается необходимая информация о компании.
2 этап: Разработка плана программы аудита Аудитором составляет график проверки, а также осуществляется подбор специалистов, которые должны будут выполнять эту работу. Первоначально составленные документы на этапе планирования окончательными не являются, они подлежат корректировке и пересмотру.
3 этап: Проверка Проверка – этап, при котором собирается необходимая информация, а затем проводится ее анализ. Как правило, проверка осуществляется в следующей последовательности:

· инспектирование и исследование информации в документах;

· оценка показателей.

4 этап: Составление рекомендаций и заключения После того, как вся информация будет проверена, аудитором составляется заключение в письменном виде. Заключение может быть абсолютно положительным, то есть когда противоречивых факторов не найдено, либо модифицированным. Если для составления заключения аудитору недостаточно сведений, то он вправе вынести отказ в предоставлении своего мнения.

В результате осуществления довольно простых операций, существует вероятность возникновения ошибок. Особенно, если дело касается нестандартных ситуаций. При аудите специалистами могут быть выявлены некоторые недочеты или неточности. Например:

  • неправильное установление первичной стоимости актива, полученного по договору аренды;
  • нерациональная комплектация ОС;
  • отнесение затрат на реконструкцию или модернизацию к расходам на ремонт;
  • игнорирование сроков возмещения НДС, связанного с покупкой ОС;
  • неправильный учет операций в случае получения активов на безвозмездной основе, а также их передачи.

Важно! Данный перечень не является исчерпывающим, так как на практике бухгалтер может допустить достаточно большое число погрешностей или неисправностей.

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Например, налоговики в 2014 г. пришли с проверкой в некое ООО «Икс». Директору предприятия они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011–2013 гг., то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011– 2013 гг., то есть провести комплексную проверку.

Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

«Встречная» проверка

В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Чтобы организовать «встречную» проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Способы: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

Читайте так же:  Организация предварительного финансового контроля

В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов.

Камеральные проверки

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше).

Виды аудита ОС

В компаниях могут проводиться два вида аудита:

Виды аудита Что собой представляют
Внутренний аудит Как правило, проводится как инвентаризация, которая затрагивает не только ОС, но все операции, связанные с ними. К примеру, начисление амортизации, возможность платить кредит и др. Для ее проведения создается инвентаризационная комиссия, в которую входят сотрудники компании.
Внешний аудит В состав комиссии включаются не только сотрудники компании, но и внешние специалисты, как правило, аудиторы, работающие в специализированных организациях.

Важно! Аудит – это детальная проверка, целью организации которой является подтверждение правильности данных, отраженных в балансе компании, а также проверка соответствия документальных данных и фактических.

Критериев для классификации аудита существует очень много. Например, по инициативе проведения аудита можно выделить:

  • инициативный, то есть проводимый по решению руководителя;
  • обязательный, который предусматривает ежегодное обязательное проведение (для АО, кредитных и страховых компании, НПФ, госучреждений, СРО и политических партий).

Другим критерием для классификации аудита служит периодичность. В этом случае различают аудит первичный и вторичный. В соответствии с объектом, аудиторская проверка может быть: операционной, финансовой и уровневой. В зависимости от сферы деятельности: общая, банковская и страховая. А в соответствии с методикой: рисковая, системно-ориентированная, а также подтверждающая.

Заключение аудитора

Заключение аудитора должно включать в себя следующую информацию:

  • наименование и дата составления документа;
  • адресата (собственник проверяемой компании, совет директоров);
  • сведения об аудиторе;
  • сведения о проверяемой фирме;
  • мнение аудитора;
  • подпись аудитора.

Второй вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вас

Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили в вашей компании нарушения. По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Компании должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе: налоговые инспекторы являются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

Читайте так же:  Льготы по ндфл по потере кормильца

Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

Например: региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать.

Выездные проверки

По результатам именно выездных проверок делается львиная доля доначислений налогов, штрафов и пеней.

Выездные проверки бывают:

  • комплексные и выборочные;
  • контрольные;
  • плановые и внеплановые;
  • «встречные».

Итак, первый вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка. Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС. Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия, об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров. Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не так лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Намного сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде. В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где возбудят уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. и при этом она превышает 10% подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 руб., это уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 руб.

Что подлежит проверке

Независимо от того, кто является инициатором проведения аудита, изучению проверке подвергается следующее:

  • соответствие способов, которые были применены при покупке основных средств, правовым нормам;
  • соблюдение требований законодательства при совершении операций с ОС;
  • обоснование отнесения актива к ОС;
  • правильность отнесения ОС к определенной амортизационной группе, рациональность выбора способа амортизации;
  • пояснение формирования стоимости ОС;
  • проверка правильности проведения переоценки ОС и соблюдение норм законодательства при отражении данных в учете;
  • определение текущего состояния ОС;
  • проверка факта передачи ОС под ответственность, а также организации инвентаризаций ОС;
  • пояснение расходов на капитальный и текущий ремонт ОС.

Перечисленные пункты имеют отношение как к собственным, так и к арендованным ОС.

Аудит основных средств

Аудит ОС начинают с инвентаризации, при которой проверяется соответствие объектов, отраженных на 01 счете бухучета фактическому их наличию.В случае обнаружения отклонений составляется сличительная ведомость. Кроме того, также следует получить пояснения сложившейся ситуации от ответственных лиц компании.

После этого проводят аудит движения ОС, при котором проверяют:

  • правильность определения первоначальной стоимости ОС на момент покупки, а также остаточной стоимости ОС на момент выбытия;
  • проверяется наличие, а также правильность оформления учетной документации (в т.ч. актов, инвентарных карточек и т.п.);
  • если ОС получены по договору аренды или сдаются в аренду, то это должно быть отражено на следующих счетах: 001 и 011, соответственно, у арендатора и у арендодателя.

Далее проводится аудит амортизации ОС по счету 02 согласно методу начисления, который компания указала в учетной политике.

Важно! Амортизация для налогового и бухгалтерского учета может начисляться по-разному.

После этого, проверке подлежит порядок отражения в учете текущего ремонта ОС и их модернизация. Данные операции должны быть разграничены, то есть они по-разному отражаются в учете. Текущий ремонт ОС отражают на счетах 20, 23, 25 и 26. Он должен в полном объеме списываться на расходы текущего периода. Расходы по модернизации ОС увеличивают стоимость по 01 счету и списываются на затраты постепенно, через амортизацию ОС.

Проверке также подлежит порядок организации контроля за сохранностью ОС. Проверяют организацию охраны ОС, назначение ответственных лиц, обеспечение условий хранения, не допускающих порчу имущества.

Важно! Аудит НМА и ОС имеет сходные методики проведения. Основная разница заключается в том, что НМА не подлежат ремонту и модернизации.

Виды неналоговых проверок

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Эти проверки связаны не с налогами, а с тем, как ведутся кассовые операции, используется контрольно-кассовая техника.

Источники

Налоговая проверка основных средств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here