Налог на землю бюджетные организации

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Налог на землю бюджетные организации" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Должно ли бюджетное (автономное) учреждение платить налог за землю, не закрепленную за ним собственником недвижимости?

Объектом налогообложения для учреждений признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Право государственной и муниципальной собственности определено статьями 214, 215 ГК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Согласно части 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 20 ноября 2001 года № 363/346-II-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Оренбургской области» министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области.

Согласно п. 3.14.48. Указа Губернатора Оренбургской области от 14 марта 2011 года № 120-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области» (далее по тексту — Указ № 120-ук) министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, осуществляя полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами, предоставляет земельные участки, находящиеся в областной собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок закрепляется за учреждением исключительно на основании принятия соответствующего распоряжения собственником недвижимости.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В отношении земельных участков, составляющих казну соответствующего публично — правового образования, налогоплательщик земельного налога отсутствует до предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям (учреждениям) (письмо Минфина России от 21.02.2012г. № 03-05-06-02/15).

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Датой государственной регистрации прав является день внесения записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Возникновение и переход прав на недвижимое имущество удостоверяются свидетельством о государственной регистрации (ст. 14 Закона № 122-ФЗ).

Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за учреждением одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр (получения свидетельства).

Данная правовая позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 54 «…обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок…»).

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 16.03.2012 г. № 03-05-05-02/64, от 20.01.2012 г. № 03-05-05-02/03, от 21.10.2011 г. № 03-05-06-02/110 и в ряде судебных решений (постановления ФАС Поволжского округа от 27 октября 2009 года № А55-10842/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2008 года № Ф04-2366/2008).

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации, документальным основанием для возникновения обязательств по уплате земельного налога служит свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, плательщиком земельного налога бюджетное (автономное) учреждение будет считаться с момента регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок.

Налог на землю бюджетные организации

Н.Н. Шишкоедова,
Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» КФАТиСО,
консультант-эксперт ИД «Советник бухгалтера»

С 1 января 2006 года вступила в действие 31-я глава Налогового кодекса РФ. В тех муниципальных образованиях, которые ввели этот налог с 2006 года, льгота для бюджетных учреждений, которые были освобождены от платы за землю, перестала существовать и могла быть предоставлена (или не предоставлена) только органами местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются любые организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В числе таких организаций могут оказаться и медицинские, включая бюджетные учреждения здравоохранения
Рассмотрим, когда и как нужно исчислить и уплатить этот налог.

Читайте так же:  Как работает возмещение ндс

Нормативная база

Прежде всего, следует отметить, что земельный налог относится к местным налогам. Иными словами, к налогам, которые устанавливаются Налоговым кодексом, а вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Это означает, что, хотя ряд основных положений, касающихся этого налога, прописан непосредственно в Налоговом кодексе РФ, конкретные ставки (в пределах границ, установленных гл. 31 НК РФ), сроки и порядок уплаты, формы налоговых расчетов и деклараций, а также дополнительные налоговые льготы устанавливаются местными органами власти.
Поэтому бухгалтеру нужно иметь под рукой нормативные правовые акты (постановления, решения) соответствующих представительных

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на землю бюджетные организации

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2020. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. «б» п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2020 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для «прочих» земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/[email protected], от 20.03.2018 № БС-4-21/[email protected], Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/[email protected]).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2020 (пп. «г» п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. «а» п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Читайте так же:  Налоговая отчетность по налогу на прибыль организаций

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2019 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2020 (пп. «б» п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Налог на землю бюджетные организации

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Земельный участок чаще всего передается учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 2019 году изменились бухгалтерские записи по безвозмездному поступлению и передаче земельных участков.

Особенности учета земли

Напомним, что в письме Минфина России от 21.01.2019 № 02-06-07/2736 по составлению отчетности на 1 января 2019 года в разделе по заполнению Справки ф. 0503110 приведены полные коды счетов по отражению в учете операций по аренде и учету земельных участков.

Земля относится к непроизведенным активам, то есть к объектам, не являющимся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности (п. 70 Инструкции № 157н).
В 2019 году приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н внесены изменения в Инструкцию № 157н, а также в инструкции по учету для всех типов учреждений.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Разъяснения Минфина по начислению и уплате земельного налога (С. Валова, «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2014 г.)

Разъяснения Минфина по начислению и уплате земельного налога

Бюджетные учреждения, имеющие земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога. В статье приведены разъяснения Минфина по вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.

Налог на землю является местным налогом. Его начисление и уплата регулируется гл. 31 НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Устанавливая налог, местные органы власти, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога. Для отдельных категорий плательщиков могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы.

Налогоплательщиками земельного налога признаются бюджетные учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не является налогоплательщиком земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 22.04.2013 N 03-05-04-02/13683):

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Отдельно остановимся на применении льготы, установленной пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ. В письмах от 27.11.2013 N 03-05-05-01/40163, от 29.07.2013 N 03-05-04-02/02/30109, от 18.06.2013 N 03-05-04-01/22663 Минфин привел следующие разъяснения.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ*(1) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Правовой режим данных земель регулируется земельным законодательством РФ и данным законом.

Читайте так же:  Налоговая проверка основных средств

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земли, занятые:

— особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;

— объектами, включенными в Список всемирного наследия;

— объектами археологического наследия.

Поэтому если организация считает, что земельный участок относится к участкам, ограниченным в обороте, она должна подтвердить нахождение на земельном участке особо ценного объекта культурного наследия народов РФ, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

Для справки. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Их включение в данный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487. Депозитарием Государственного свода является Минкультуры*(2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Далее чиновники Минфина обращают внимание, что если здание не отнесено Минкультуры к объектам особо ценного культурного наследия, то, следовательно, земельный участок, на котором находится это здание, не является земельным участком в ограниченном обороте. Поэтому в отношении такого земельного участка пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется (Письмо Минфина РФ от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40163).

Налоговая база и ставки по земельному налогу

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, если в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли также не определена, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании п. 4 ст. 85 НК РФ.

К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой определяет Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети «Интернет». Таким образом, в силу норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 N 43-02-02-06/234 вместе с Письмом Минфина РФ от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).

При утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель следует учесть разъяснения Минфина РФ. В Письме от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105 чиновники обращают внимание, что в случае, если нормативный акт затрагивает прошлые налоговые периоды, то вновь утвержденные результаты оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Далее отметим, в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога.

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных Налоговым кодексом пределах. При этом установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ). Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, на основании норм НК РФ представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50%.

Исчисление земельного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).

Бюджетное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 1,2%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 20 000 000 руб.

Сумма земельного налога за 2014 год составит 240 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,2%).

В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если право возникло до 15-го числа включительно соответствующего месяца, месяц принимается как полный. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Читайте так же:  Если нет выручки нужно платить торговый сбор

Предположим, что бюджетное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 1,2%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 10 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 год.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).

Сумма земельного налога за 2014 год составит 60 000 руб. (10 000 000 руб. х 1,2% х (6 мес. / 12 мес.)).

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.

Бухгалтерский учет операций

Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с инструкциями N 157н *(3) и 174н *(4).

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 «Расчеты по земельному налогу» (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 131 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 401 20 290 «Прочие расходы»

Кредит счета 0 303 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу»

При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 73 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 303 13 730 «Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу»

Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 «Расчеты по земельному налогу» на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.

По итогам 2014 года бюджетным учреждением начислен земельный налог в сумме 75 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 56 400 руб. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Окончательная сумма к уплате за 2014 год составит 18 800 руб. (75 200 — 56 400).

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2019 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2019 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2019 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2019 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2019 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2019 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2019 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Читайте так же:  Возмещение затрат облагается ндс

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Источники

Налог на землю бюджетные организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here