Методы устранения двойного экономического налогообложения

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Методы устранения двойного экономического налогообложения" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 20. Метод устранения двойного налогообложения

Статья 20.
Метод устранения двойного налогообложения

Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

>
Недискриминация
Содержание
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10105385/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Устранение двойного налогообложения методом освобождения (исключения)

«Право и экономика», 2011, N 7

Одной из особенностей развития мировой экономики на современном этапе является интеграция международных финансово-хозяйственных связей. Организации, ведущие деятельность в нескольких странах, сталкиваются с проблемой одновременного двойного налогообложения одного и того же объекта в нескольких странах.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.

Устранение двойного налогообложения может осуществляться двумя путями:

односторонне — изменением национального налогового законодательства;

двусторонне (многосторонне) — на основе международных соглашений путем приведения в определенное соответствие национальных налоговых законодательств [1].

В современных отечественных и зарубежных исследованиях обычно выделяют следующие методы устранения международного многократного налогообложения:

понижения налоговых ставок.

Говоря о возможности вычленения в данной группе инструментов отдельных видов методов, следует отметить определенную условность их выделения в таком упрощенном виде, поскольку на практике они чаще применяются в различных вариациях.

В данной статье речь пойдет именно о методе освобождения (также называемом методом исключения), предусматривающем исключения:

либо зарубежных (полученных на территории иных государственных фискальных юрисдикций) доходов (полностью либо частично) из налоговой базы в стране резидентства (в данном случае иногда используется термин «позитивное освобождение» или «позитивный метод освобождения»);

либо пропорционально общей сумме зарубежных доходов части исчисленного в стране резидентства налога с совокупного дохода.

В случае если в стране-источнике налогоплательщик получил убыток, а в стране резидентства его, как правило, не учитывают при налогообложении, результаты использования разных вариантов применения метода исключения также будут отличаться. Игнорирование в стране резидентства фактов получения убытков налогооблагаемыми лицами от деятельности в других странах является распространенной практикой. Тем не менее ряд государств допускает в определенных случаях учет убытков при налогообложении совокупных доходов своих резидентов, т.е. использует так называемый метод негативного освобождения.

Встречаются два способа его применения (см. рисунок):

с прогрессией — убытки разрешается учитывать при определении ставки налогообложения совокупного дохода;

без прогрессии — государство резидентства разрешает вычесть из налогооблагаемой базы убытки, понесенные в других странах.

Нидерланды и некоторые другие страны применяют глобальный метод освобождения, который позволяет налогоплательщику при исчислении и налогообложении своего совокупного дохода в стране резидентства вычесть убытки, понесенные в другом государстве (источнике дохода), из прибыли, полученной в третьем государстве нерезидентства.

Позитивный метод освобождения считается основным и состоит в том, что из базы соответствующего резидентского (смешанного) налога резиденту предоставляется право вычесть ту часть объекта налогообложения, которая у него возникла за границей. Например, общая сумма прибыли (имущества) резидента государства составила 100 единиц, из них 20 единиц он получил вне государства своего резидентства. Государство, в котором он получил эти 20 единиц, взяло с него соответствующий налог. В соответствии с методом освобождения государство резидентства налогоплательщика взимает налог уже не со 100 единиц, а с 80.

Принцип освобождения может быть двух видов — без прогрессии и с прогрессией [2].

Разница этих принципов состоит в том, что при освобождении с прогрессией часть объекта налогообложения, которая возникла вне государства резидентства, не учитывается при исчислении налогооблагаемой базы, но учитывается при исчислении ставки налога. Освобождение с прогрессией применяется в отношении налогов с прогрессивным методом обложения [3, с. 378].

Рассмотрим пример расчета налога с использованием позитивного освобождения с прогрессией.

Установлен тариф ставок:

до 100 единиц дохода — 10%;

свыше 100 единиц дохода — 20%.

Налогоплательщик заработал 150 единиц, из них 50 — за границей. Налогообложению в стране резидентства подлежат только 100 единиц.

Если доход облагался бы налогом полностью, сумма налога составила бы:

100 ед. x 10% + 50 ед. x 20% = 20 ед.

При этом средняя (фактическая) ставка равна:

20 ед. / 150 ед. x 100% = 13,33%.

По этой средней ставке и будет исчислен налог:

100 ед. x 13,33% = 13,33 ед.

Налог с использованием позитивного освобождения без прогрессии составил бы:

(150 ед. — 50 ед.) x 10% = 10 ед.

Следует отметить, что некоторые государства в отношении налога на прибыль (доходы) дополнительно устанавливают так называемый метод негативного освобождения [4]. Он заключается в том, что при определении налоговых обязательств налогоплательщика перед государством его резидентства учитываются убытки, понесенные им в иностранных государствах. Метод негативного освобождения также имеет две разновидности — без прогрессии и с прогрессией.

При негативном освобождении без прогрессии убытки, которые налогоплательщик понес вне государства своего резидентства, могут быть вычтены из налогооблагаемой базы. При негативном освобождении с прогрессией убытки, понесенные налогоплательщиком вне государства своего резидентства, могут быть учтены при исчислении ставки налога.

Рассмотрим пример расчета налога с использованием негативного освобождения с прогрессией.

Установлен тариф ставок:

до 100 единиц дохода — 10%;

свыше 100 единиц дохода — 20%.

Налогоплательщик получил доход в 150 единиц в стране своего резидентства, а от деятельности за границей понес убыток в 30 единиц.

Читайте так же:  Написать заявление на возврат подоходного налога

Определим среднюю ставку налога (с учетом убытка):

Условный доход: 150 ед. — 30 ед. = 120 ед.

Налог с условного дохода: 100 ед. x 10% + 20 ед. x 20% = 14 ед.

Средняя ставка: 14 ед. / 120 ед. x 100% = 11,66%.

Фактический доход, полученный в стране резидентства, будет облагаться налогом по средней расчетной ставке: 150 ед. x 11,66% = 17,49 ед.

Налог без учета освобождения составил бы:

100 ед. x 10% + 50 ед. x 20% = 20 ед.

Налог с учетом негативного освобождения без прогрессии составил бы:

100 ед. x 10% + 20 ед. x 20% = 14 ед.

Очевидно, что методы и позитивного, и негативного освобождения без прогрессии более выгодны для налогоплательщика, чем методы освобождения с прогрессией [3, с. 379].

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/68873-ustranenie-dvojnogo-nalogooblozheniya-metodom-osvobozhdeniya-isklyucheniya

Международное двойное налогообложение

Двойное экономическое налогообложение – это ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия (уплачивается налог на прибыль), а затем оставшаяся чистая прибыль идет частично на выплату дивидендов, и еще раз облагается налогом доход акционера (уплачивается налог на доходы физических лиц). Может существовать в одной стране.

Также двойным экономическим налогообложением считается, когда налог, ранее уплаченный, входит в облагаемую базу по другому налогу. Другими словами, образуется ситуация «налог на налог». Например, налогом на добавленную стоимость облагается стоимость продукции, включающая акциз.

Двойное юридическое налогообложение – ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же дохода два и более раза за один период. Также может быть и в одной стране при несостыковке общегосударственного и регионального законодательств.

Международное двойное налогообложение — это обложение сопоста­вимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогопла­тельщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо территориальности. Двойное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо граж­данства) налогоплательщика, а другая — на основании места получе­ния дохода. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.

бсубъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в раз­витии национальной экономики.

Методы устранения двойного налогообложения следующие:

• распределительный метод (принцип освобождения). В соответ­ствии с этим методом государство А не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в государстве Б. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;

• налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупно­го дохода, включая доход, полученный в государстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве;

• налоговая скидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплачен­ного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложе­нию доходов.

При заключении договоров об избежании двойного налогообложе­ния договаривающиеся государства обычно устанавливают, что на­логообложению на территории другого государства подлежит только та прибыль иностранного юридического лица, которая получена че­рез находящееся там постоянное представительство, т. е. это поня­тие используется для определения налогового статуса (но не органи­зационно-правовой формы) иностранного юридического лица. Если предположить некое иностранное лицо, не имеющее в России подоб­ного налогового статуса, то доходы, полученные из источников на ее территории, при наличии соответствующего международного согла­шения обложению налогом в России не подлежат.

Постоянное представительство возникает при соблюдении несколь­ких общих условий (критериев). В РФ установлены три таких условия: наличие фиксированного места деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.); постоянство места деятельности (обычно 12 ме­сяцев); осуществление иностранным лицом деятельности в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_86650_mezhdunarodnoe-dvoynoe-nalogooblozhenie.html

Методы устранения двойного налогообложения.

Применяются как односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.

Двойное налогообложение, как известно, возникает в случаях, когда один и тот же доход (или собственность) подвергается обложению аналогичными налогами в двух или более странах. Такая ситуация возникает, когда:

а) одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное обложение всей суммы доходов);

б) один и тот же доход рассматривается имеющим свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойное обложение иностранного дохода);

в) один и тот же доход облагается в одной стране — на основе резидентства его получателя, а в другой — на основе правила об источнике дохода;

г) существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком (налогообложение двух лиц по одному и тому же доходу) [38, с. 456 ].

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать в отношениях между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда строго определенных правил и процедур. Каким же образом соглашения устраняют это двойное налогообложение?

Существуют методы международного налогообложения:

— международные соглашения и конвенции;

— распределительный метод (принцип освобождения);

— односторонние акты национального законодательства;

— налоговый зачет (кредит);

В соответствие с распределительным методом (принципом освобождения) государство отказывается от налогообложения какого-либо объекта, ибо он уже облагается налогом в другой стране. В договорах между сторонами перечисляются виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.

Налоговый зачет (кредит) (о нем речь уже шла выше) – зачет производится за cчет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств. Далее из собственного налога вычитаются суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

Налоговая скидка – уплаченный за рубежом налог вычитается из суммы доходов, подлежащих налогообложению, т.е. уменьшает сумму уплаченного за рубежом налога облагаемую базу.

Налоговые соглашения устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первом этапе устраняется двойное налогообложение, проистекающее от различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми в странах-партнерах. Для этих целей в соглашении имеется статья об устранении двойного резидентства и «материальные» статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение каждого конкретного вида дохода. Основное внимание следует уделить следующим двум этапам, которые и составляют собственно «технику» устранения двойного налогообложения, вводимую соглашением[ 14, с. 56 ].

Читайте так же:  Дарение денег близкому родственнику налог

На третьем этапе устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое двойное налогообложение, как правило, возникает в результате акций, предпринимаемых налоговыми властями в рамках их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие права закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждены в статьях соглашения о предпринимательской прибыли, процентах и роялти.

Таким образом, статья о предоставлении национального налогового режима, включаемая в торговые соглашения, явилась своего рода прототипом современных налоговых соглашений. В настоящее время аналогичная статья о налоговой недискриминации является обязательным атрибутом всех общих налоговых соглашений. Более того, по некоторым своим признакам она является своего рода «соглашением в соглашении».

Таким образом, сфера действия статьи о недискриминации значительно шире сферы действия остальных статей и соглашения в целом. Исторически это объяснимо, поскольку, как уже говорилось, данная статья имеет свое происхождение от налоговой оговорки в торговых соглашениях, охватывающих всю совокупность отношений между государствами. Тем не менее включение такой широкой по своему содержанию статьи в соглашение, ограниченное вопросами о подоходных налогах и налогах на капитал, не может не вызвать удивления. Действительно, для стран, имеющих достаточно развитую систему мер по одностороннему устранению двойного налогообложения, одна эта статья в принципе уже могла бы выполнять роль налогового соглашения.

Существует в международном налоговом праве еще такое понятие как «постоянное представительство», используется для определения налогового статуса (но не организационно-правовой формы) иностранного юридического лица. О данном понятии речь пойдет в следующем разделе[ 19, с. 325 ].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/15_12448_metodi-ustraneniya-dvoynogo-nalogooblozheniya.html

Двойное (многократное) налогообложение. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Двойное (многократное) налогообложение

Двойное или многократное налогообложение в общем значении понимается как комплекс экономических, финансовых, правовых отношений, возникающих вследствие единовременного наличия следующих условий:

один и тот же налог (либо сопоставимый налог, т.е. налог, который может отличаться отдельными элементами, но имеет один и тот же объект) уплачивается два или более раза;

налог взимается идентичным способом более одного раза с одного и того же объекта;

налог взимается более одного раза одновременно;

налоги уплачиваются более одного раза одним и тем же лицом либо разными плательщиками [7, с. 645].

В зависимости от формы выражения двойное (многократное) налогообложение подразделяется на экономическое и юридическое двойное (многократное) налогообложение.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей [4, с. 109]. То есть подобное двойное налогообложение возникает тогда, когда одна и та же база дважды облагается налогом «в руках» разных субъектов. Например, сначала организация уплачивает налог исходя их полученной прибыли, затем из прибыли после налогообложения выплачиваются дивиденды, которые становятся доходом акционеров или участников и снова облагаются налогом. По сути дела, с одной и той же суммы государство дважды взимает налог — сумма подвергается двойному налогообложению с экономической точки зрения [3, с. 222].

Двойное экономическое налогообложение может возникать как в пределах налоговой юрисдикции одного государства, так и на международном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отличительными признаками экономического двойного (многократного) налогообложения являются:

экономическое благо, выступающее налогооблагаемым объектом, получено одним субъектом, затем передается полностью или частично второму (возможно, последним — третьему и т.д.);

для установления факта экономического эффекта множественности взимания налогов не имеют определяющего значения формальные основания передачи объекта налогообложения, равно как и его правовой статус у каждого из получателей;

у каждого из субъектов, кому передается данный объект (его части), могут возникнуть обязанности по уплате налога;

на каждом этапе передачи объекта могут взиматься формально разные виды налогов [7, с. 657-658].

Юридическое двойное (многократное) налогообложение означает обложение налогом дважды или несколько раз за один и тот же период одного и того же налогоплательщика или один и тот же объект.

Юридическое двойное (многократное) налогообложение может возникать в пределах налоговой юрисдикции одного государства, например, при «несостыковке» общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, земель, областей), а также на уровне органов местного самоуправления [4, с. 109].

Однако в подавляющем большинстве отечественных и зарубежных научных и практических работ, юридической и экономической литературе, международных документах юридическое двойное (многократное) налогообложение рассматривается с точки зрения его возникновения на международном уровне и именуется международным двойным (многократным) налогообложением [9, с. 141; 5, с. 52-53; 6, с. 14-16; 8, с. 25].

Так, ОЭСР определяет международное юридическое двойное налогообложение как обложение сравнимыми налогами в двух (или более) государствах одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за одинаковые периоды [10, с. 7].

Фактически международное двойное налогообложение возникает там и тогда, где и когда затрагиваются фискальные интересы нескольких государств. С правовой точки зрения это объясняется наличием конкуренции у двух и более налоговых юрисдикций, обладающих одновременно властными полномочиями в отношении одного и того же налогоплательщика или правом облагать налогами один и тот же объект налогообложения [2, с. 229-230].

Исследовав практику различных государств по разрешению налоговых споров, В.А. Бабанин и Н.В. Воронина смогли выделить следующие причины международного двойного налогообложения:

1) признание одного и того же субъекта (юридического или физического лица) резидентом в двух или более странах;

2) квалификация одного и того же дохода/имущества как имеющего источник происхождения в двух или более государствах;

3) различия в дефинициях, классификации доходов между государствами;

4) различия в порядке и размерах зачета понесенных расходов;

5) обложение одного и того же дохода/имущества в одном государстве на основании критерия резидентства, а в другом — в соответствии с законодательством об источнике дохода;

6) отсутствие во внутреннем законодательстве одной из заинтересованных стран положений о зачете определенных видов налогов, уплаченных в другой заинтересованной стране [1, с. 34].

Читайте так же:  До какого числа надо заплатить налоги ип

Для устранения международного двойного (многократного) налогообложения существует два пути. Первый заключается в принятии государством внутренних законодательных мер в одностороннем порядке, второй — в регулировании проблемы двойного налогообложения путем заключения международных соглашений [6, с. 16].

Хотя односторонние меры устранения международного двойного налогообложения, принимаемые государствами, различны, по существу можно выделить три метода: налоговое освобождение доходов, полученных от иностранных источников, налоговый кредит для иностранных налогов, уплаченных на доходы, полученные от иностранных источников, и налоговый вычет из налоговой базы иностранных налогов, уплаченных на доходы, полученные от иностранных источников [8, с. 26].

Метод налоговых освобождений построен на принципе исключения из налоговой базы в стране резидентства определенных видов иностранных доходов, т.е. на передаче всех соответствующих прав на налогообложение в страну-источник доходов [5, с. 56].

Метод налоговых кредитов (импутационный метод) гарантирует зачет налоговых платежей, уже уплаченных в зарубежных юрисдикциях-источниках дохода, при расчете суммы налоговых обязательств по доходам, подлежащим уплате в стране резидентства налогоплательщика [5, с. 57]. Существует две разновидности такого метода:

полный налоговый кредит, при котором зачет возможен в отношении всех сумм налогов, уплаченных в зарубежных юрисдикциях- источниках дохода;

обыкновенный налоговый кредит, при котором зачет возможен в размере, соответствующем налогу страны резидентства для полученного в каждой юрисдикции-источнике дохода.

Согласно методу налоговых вычетов налоги, уплаченные в зарубежной юрисдикции-источнике дохода, вычитаются из налоговой базы при подсчете итоговых налоговых обязательств в государстве резидентства налогоплательщика. Данный метод используется достаточно редко [5, с. 62].

На межгосударственном уровне в целях устранения международного двойного (многократного) налогообложения заключаются многосторонние и двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, определяющие границы, в пределах которых каждое государство вправе облагать налогами определенные доходы и имущество.

В последние десятилетия все более актуальными становятся проблемы двойного необложения налогами (антиналогообложение), т.е. выпадение объекта или субъекта налогообложения из-под налогообложения двух или более стран, которое приводит к уменьшению обложения или его отсутствию.

1. Бабанин В.А., Воронина Н.В. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера // Все для бухгалтера. 2007. N 10 (202). С. 30-40.

2. Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): Учебник. М.: ЮрИнфо, 2007. — 352 с.

3. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. Е.М. Ашмариной. М.: КНОРУС, 2011. — 240 с.

4. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 939 с.

5. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного планирования. СПб.: Изд-во СПБГУ 2005. — 386 с.

6. Полежарова Л.В. Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014. — 304 с.

7. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. — 824 с.

8. Lang M. Introduction to the Law of Double Taxation Conventions. Wien: Linde Verlag Wein Ges.m.b.H., 2010. — 222 p.

9. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. — 550 p.

10. OECD Model Tax Convention on Income and on Capital, condensed version — 2010 and Key Tax Features of Member countries 2011 // Amsterdam, IBFD, 2011. — 864 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

http://base.garant.ru/57488448/

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Методы устранения двойного налогообложения

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2009-20010гг. продемонстрировал три основных процесса: рост интенсивности перегруппировки регионов между рейтинговыми категориями, рост дифференциации регионов по уровню интегрального риска и возобновление процесса концентрации совокупного инвестиционного потенциала в ведущих регионах.

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2009-2010 гг.

Мобильность регионов возросла многократно. Если в прошлые годы рейтинговые категории меняли единичные регионы, то на этот раз процесс перегруппировки затронул сразу 18 регионов. По сравнению с предыдущим рейтингом три из них перешли в более высокую категорию инвестиционного потенциала, а четыре -улучшили категорию инвестиционного риска. Одновременно в категории с более высоким инвестиционным риском перешли семь регионов, а Ленинградская область и Чувашская республика перешли в категорию с более низким инвестиционным потенциалом. Амурская область улучшила свое положение в рейтинге как по потенциалу, так и по риску. Псковская область одновременно со снижением рейтинговой категории потенциала перешла в лучшую категорию по риску.

Одна из важнейших причин изменения позиций заключается в том, что большая часть регионов уже реализовала те возможности, которые были заложены их доперестроечным развитием или «очищающим» эффектом кризиса 1998 г.

Читайте так же:  Подоходный налог за детский сад

Межгосударственное регулирование иностранных инвестиций

Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата имеет заключение двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Они фиксируют ключевые принципы, стандарты и нормы двустороннего инвестиционного сотрудничества, обусловливающие для подписавших их стран стабильный режим осуществления инвестиций. СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов 20-ого века, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада (Великобританией, Германией, Канадой, Италией и др.). Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. В следующем, 1990 г. двусторонние аналогичные договоры СССР заключил еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрией, Испанией, Швейцарией, Южной Кореей), а также с Китаем и Турцией. Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами.

Понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух государствах и более за один и тот же период. Двойное налогообложение вызвано тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в разных странах существенно различаются.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства. В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить, прежде всего, из положений международных договоров в области налогообложения.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Механизм устранения международного двойного налогообложения доходов в РФ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_113935_mezhdunarodnie-soglasheniya-ob-izbezhanii-dvoynogo-nalogooblozheniya-metodi-ustraneniya-dvoynogo-nalogooblozheniya.html

Устранение двойного налогообложения

Наша лизинговая компания поставляет оборудование в лизинг в Республику Беларусь. Контрагент из Беларуси ежемесячно не доплачивает нам 15% от суммы лизингового платежа, которые перечисляет в бюджет Республики Беларусь как налог на прибыль с иностранца (по белорусскому законодательству). Каковы наши действия по возмещению данного налога в России? Какие документы нужно представить и в какие сроки, чтобы не возникало двойного налогообложения?

О. Ерошевич, Владимирская обл.

В общем случае российский налогоплательщик, получивший доход от источника за пределами Российской Федерации, с целью устранения двойного налогообложения должен руководствоваться положениями ст. 311 НКРФ.

Согласно этой статье доходы, полученные от источников за пределами России, учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме. При уплате налога на прибыль в Российской Федерации налогоплательщик получает право на зачет суммы налога, выплаченной им в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в России.

Для осуществления зачета организация должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709®). Декларация может быть представлена в налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в РФ.

К декларации необходимо приложить документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами России. Для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, таким документом является подтверждение налогового агента (п. 3 ст. 311 НКРФ).

Если же между государствами заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, устанавливающий иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международного договора (ст. 7 НК РФ).

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь как раз и заключен такой договор, а точнее Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (ратифицировано Законом от 10.01.97 № 14-ФЗ).

Таким образом, при налогообложении доходов, полученных от сдачи имущества в лизинг, вы и ваш контрагент в Республике Беларусь должны руководствоваться указанным Соглашением, а не требованиями внутреннего законодательства.

Метод устранения двойного налогообложения описан в ст. 20 Соглашения. Исходя из этой статьи российская организация имеет право на зачет удержанного белорусской стороной налога на доход только в том случае, если по Соглашению белорусская сторона может производить налогообложение таких доходов.

Пунктом 7 Соглашения установлено, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство.

Порядок налогообложения доходов от лизинговых операций в Соглашении отдельно не прописан. Статья 18 Соглашения, предусматривающая возможность обложения доходов у источника выплаты (в вашем случае — в Республике Беларусь), распространяется только на те доходы, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения (в том числе и в ст. 7).

Доходы от сдачи имущества в лизинг являются доходами лизинговой компании от предпринимательской деятельности. Из вопроса не следует, что российская лизинговая компания имеет в Республике Беларусь постоянное представительство. Поэтому получаемая организацией прибыль от предпринимательской деятельности должна облагаться налогом на прибыль только в России.

Как отмечается в Письме УМНС России по г. Москве от 02.07.2003 № 26-12/36037, в случае если доход российской организации в соответствии с положениями Соглашения не подлежал налогообложению в Республике Беларусь, то зачет удержанной в Республике Беларусь суммы налога с доходов российской организации при уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со ст. 20 Соглашения произведен быть не может.

Читайте так же:  Квитанция на уплату налогов ип

В этом случае применяется иной механизм устранения двойного налогообложения — возврат налога.

Для возврата налога, удержанного в соответствии с внутренним законодательством Республики Беларусь, российской организации следует обратиться в компетентный орган Республики Беларусь. По Соглашению таким органом является Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель.

В случае отказа в возврате удержанных сумм налога российской организации следует обратиться в Минфин России с целью осуществления взаимосогласительной процедуры на основании ст. 22 Соглашения.

Пунктом 1 ст. 22 Соглашения установлено следующее: «Если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения».

Компетентным органом Российской Федерации по Соглашению является Минфин России.

http://www.eg-online.ru/article/88900/

Двойное налогообложение

Двойное налогообложение – одновременные одинаковые налоги в разных странах. О двойном налогообложении можно говорить, когда у плательщика один объект налогообложения облагается одинаковыми или идентичными налогами за единый отрезок времени, который чаще всего является налоговым периодом.

В ситуации многообразия доходов внутри государства и за рубежом не всегда бывает легко определить облагаемую базу. Несмотря на это, есть необходимость выделять среди плательщиков резидентов и нерезидентов, а, следовательно, есть и необходимость создания системы доходного учета и изъятия налогов.

В соответствии с законом «О системе налогообложения», сумма полученного заграницей дохода идет в сумму дохода, облагающуюся налогом на территории страны. «Зарубежный» доход учитывается в сумме, из которой исходят при определении налога. Есть пара нюансов: засчитанные суммы не могут быть больше суммы уплачиваемого в России налога и в обязательном порядке, и требуется письменное подтверждение иностранного налогового органа о том, что действительно существуют договоры об избежании двойного налогообложения.

Когда возникает двойное налогообложение?

О двойном налогообложении речь идет, когда:

  • Налогообложению подлежат налоги граждан, находящихся за рубежом. Как выход из ситуации, используют международные соглашения, по которым налог будет взиматься либо в одном из государств, либо налогообложение будет регулироваться соответствующими положениями национального законодательства.
  • Лицо уплачивает налог в разных местах – это называется смешанным порядком уплаты.
  • Налогообложению подлежит часть прибыли организации. Распределяемая прибыль облагается дважды: при начислении налога на доход организации и при начислении налога на дивиденды. Выход из положения состоит в использовании разных ставок распределяемой прибыли и не распределяемой, а так же в освобождении налога по дивидендам или распределяемой прибыли. Есть метод посложней, при котором налог частично зачитывается при уплате налога на доходы акционеров.

Классификация двойного налогообложения

Основные виды двойного налогообложения представлены внешним и внутренним.

Внутренним налогообложением называют налогообложение внутри государства, в котором один налог собирается на разных административно-территориальных уровнях. Такое налогообложение может быть вертикальным, когда один налог уплачивается на двух уровнях – местном и государственном. Государством с вертикальным налогообложением является Швеция, где наблюдается двойное налогообложение дохода – граждане уплачивают местный и государственный подоходный налог. Горизонтальным налогообложением называют таковое на одном уровне (это возможно при различиях в определении налогообложения). Пример такого государства – Соединенные Штаты, где в одних штатах учитывают только внутренние доходы граждан (доходы внутри штата), в других – только доходы, полученные за пределами штата, а в третьих — учитываются все доходы.

Внешним налогообложением называют такое налогообложение, при котором определение либо плательщика налога, либо самого объекта налогообложения затруднительно для национальных правительств.

Причины возникновения двойного налогообложения дохода

Основной причиной возникновения двойного налогообложения является тот факт, что в разных странах плательщики и источники дохода по-разному регулируются законодательством. Налоговые нормы и отдельные элементы процесса налогообложения с правовой точки зрения могут быть так же истолкованы по-разному.

К примеру, в США нормы налогового кодекса провозглашают преступниками уклонистов от уплаты налогов. К таким лицам применяются санкции в виде штрафа до 10 000 долларов или лишением свободы до 5-ти лет. Уклонение может наказываться и штрафом, и тюремным заключением одновременно с оплатой затрат судебного процесса нарушителем. В то же время, в Швейцарии впервые допущенная неточность декларации о доходах как преступление не рассматривается. Заключение межгосударственного соглашения в ситуациях такого рода требует согласования законодательных интерпретаций всех значимых терминов.

Способы и методы устранения двойного налогообложения

Двойное обложение налогом можно устранить двумя способами. Первый из способов – односторонний. Он подразумевает изменение национального налогового законодательства. Двусторонний, а так же многосторонний способ, состоит в следующем: между странами-сторонами заключаются соглашения, в результате которых нормы налогообложения приводятся в соответствие. На практике используют несколько методов, призванных устранить двойное налогообложение дохода.

Прибегая к вычету, обе страны-участницы облагают доход налогом. Сумма конечного налога равняется минимальной сумме налога из этих двух стран.

Используя освобождения, одна страна получает право на налог с определением вида дохода. То есть перечисляются доходы, которые в одной из стран-участниц будут облагаться налогом, а в другой – нет.

Скидка является скидкой в привычном понимании этого слова – уплачиваемый за границей в качестве расходов налог вычитается из суммы облагаемых доходов.

При применении метода кредита, выплаченные за рубежом налоги зачитываются не только как внешние, но и как внутренние.

Международные соглашения по устранению двойного налогообложения

Первое такое соглашение подписали Франция и Бельгия в 1843-м году. На текущий момент насчитывается около 400 соглашений по устранению двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения в теоретическом плане основаны на принципах оптиума Парнето. По его критериям, если какое-либо действие приносит пользу лицу, не вредя при этом другому лицу, оно является оптимальным. То есть договор об избежании двойного налогообложения, неся пользу ряду стран, не должен ухудшать положение в области налогообложения других. Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения определяется налоговая юрисдикция каждой страны-участника.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://utmagazine.ru/posts/9373-dvoynoe-nalogooblozhenie

Методы устранения двойного экономического налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here