Критерии проведения налоговых проверок

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Критерии проведения налоговых проверок" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Критерии проведения налоговых проверок

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:  Налоговые споры сайт

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

http://mvf.klerk.ru/spr/spr106_1.htm

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:  Налоговым периодом по водному налогу признается

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

http://glavkniga.ru/situations/k503364

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Перечисленные в данной статье критерии являются общедоступными для всех налогоплательщиков. Введены Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*[email protected]

Оцените свои риски.

1.Налоговые платежи налогоплательщика в целом ниже среднего уровня платежей организаций, ведущих деятельность в этой же отрасли

Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям, рассчитывается в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] На основании данных Росстата, выводится оборот в целом по каждому виду экономической деятельности, на основании данных налоговых органов выводится сумма уплаченных налогов и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота организаций.

2.В течение нескольких налоговых периодов, организация отражает в отчетности убытки

Если организация более двух лет показывает убытки.

3.В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов

По налогу на добавленную стоимость вычеты за 12 месяцев превышают 89% от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

4.Расходы налогоплательщика увеличиваются каждый период быстрей, чем растут доходы

По данным отчетности, темпы увеличения расходов не соответствуют темпам роста доходов организации.

5.Среднемесячная заработная плата одного работника организации ниже, чем средний уровень выплат по виду экономической деятельности

Учитывается, средний уровень выплат на работника по видам деятельности, в регионе, в котором осуществляет деятельность налогоплательщик.

Средний уровень заработной платы рассчитывается на основании данных Росстата.

6.Показатели, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению

У организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, показатели приближались менее, чем на 5% к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

7.Индивидуальный предприниматель по итогам года в отчетности отражает расходы, максимально приближенные к сумме дохода

Сумма расходов индивидуального предпринимателя по итогам года, превышает 83 процента в общей сумме доходов.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками без последующей экономической выгоды

Организация заключает договора с цепочкой контрагентов, без наличия разумных экономических причин. По сделкам получает убытки или незначительную прибыль. Т.е. отсутствует деловая цель при заключении сделок. Все это свидетельствует о получении налоговой выгоды с использованием незаконных схем.

9.Налогоплательщик не предоставляет пояснений на запросы налогового органа

При обнаружении в ходе камеральной проверки ошибок в налоговых декларациях, или противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган направляет направляет налогоплательщику уведомление, с требованием представить пояснения в течение пяти дней, или внести исправления. Налогоплательщик пояснений не предоставляет, исправления в документы не вносит.

10. Налогоплательщик неоднократно менял налоговый орган в связи с изменением места нахождения

При проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщик два или более раза снимался с учета в налоговом органе, в связи с изменением адреса. Если это связано с переходом в другую налоговую инспекцию.

11. По данным бухгалтерской отчетности, уровень рентабельности налогоплательщика значительно ниже уровня рентабельности для данного вида деятельности

Уровень рентабельности по видам деятельности определяется по данным статистики. Если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже на 10 и более процентов, чем в среднем по отрасли.

12.Налогоплательщик ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском

Налоговые органы выявляют наиболее распространенные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Т.е. использование незаконных схем.

Налогоплательщику рекомендуется самостоятельно оценивать риски по следующим признакам:

  • При обсуждении условий поставок, заключении сделок отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • Полномочия руководителя или должностного лица контрагента документально не подтверждены;
  • Информация о фактическом адресе (местонахождении) контрагента, о местонахождении его складских или производственных помещений, отсутствует;
  • Нет подтвержденных данных, о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы, сайта, рекомендаций). Особенно, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают свои товары, работы или услуги по более выгодным ценам;
  • Нет информации о государственной регистрации контрагента в едином государственном реестре юридических лиц;
  • Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, т.е. к фирмам-однодневкам, и сочтут ваши сделки сомнительными.

Ниже перечислены признаки, при которых такие риски дополнительно повышаются:

  • Контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • Договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • У контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. Т.е. отсутствуют возможности для выполнений условий договора;
  • Товар, который обычно производят физические лица, такой как вторичное сырье, сельхозпродукция и т.п., приобретается через посредников;
  • Растет задолженность плательщика, при этом продолжаются поставки в его адрес, и не предпринимаются меры к взысканию задолженности;
  • Выдача или получение займов без обеспечения, покупка или продажа неликвидных векселей. Негативность усугубляется в случае, если в договоре не прописаны условия о процентах, или срок погашения обязательств более трех лет.
  • У налогоплательщика в расходах большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами, при отсутствии целесообразности этих сделок, отсутствии экономической выгоды и т.п.
Читайте так же:  Изменения по налогу енвд для ип

При этом, степень рисков тем выше, чем больше присутствует вышеперечисленных признаков.

Если вы самостоятельно оцениваете свои риски и хотите их снизить, либо полностью исключить, примите во внимание следующие рекомендации:

  • При расчете налоговой базы за период, в котором были подобные сделки, исключите из расходов операции по ним;
  • Подайте уточненные налоговые декларации за этот период;
  • Уведомите налоговые органы о мерах, которые вы предприняли для снижения рисков. Для того, чтобы налоговые органы исключили вас из списка при отборе организаций для выездных проверок, вместе с уточненной налоговой декларацией, следует представить Пояснительную записку по рекомендуемой ФНС России форме (приложение 5 к Приказу от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected]).

При получении уточненных деклараций и Пояснительной записки, налоговый орган проводит камеральную проверку. При проведении камеральной проверки, налоговые органы не вправе требовать дополнительные документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных проверок, учитывают факт подачи уточненной декларации, с целью снижения рисков по пункту 12 Критериев. В том случае, если налоговый орган, после подачи налогоплательщиком уточненных декларация и заявления о предпринятых мерах по снижению рисков, согласно пункту 12 Критериев, все таки примет решение о проведении выездной налоговой проверки, то он должен предварительно согласовать свое решение с ФНС России.

Подводя итоги, хотим сказать, что помимо перечисленных критериев, существует и тринадцатый.

Если организация не попадает ни под один из двенадцати критериев, то под эти критерии попадают ее контрагенты. Многие, еще на стадии регистрации, привлекают внимание налоговых органов, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.д. По этим признакам, налоговая берет организацию на заметку, т.к. она имеет все признаки «однодневки».

Дальше дело техники. Если в своей деятельности налогоплательщик совершают сделку с такой компанией, даже если не напрямую, а будет с ней связан через цепочку контрагентов, будьте уверены, налоговая инспекция скоро нагрянет с проверкой. Контролеры заранее знают, какие именно сделки будут проверять, и какие доначисления будут сделаны.

Так как обычно они заранее готовятся к предстоящей проверки, запрашивают из банка выписки по счетам налогоплательщика, и отслеживают всю цепочку. При этом налогоплательщика не уведомляет ни банк, ни тем более налоговый орган о том, что запрашивается выписка с расчетного счета. Видимо для того, чтобы не портить заранее «сюрприз».

Ну а про крупнейших налогоплательщиков не будем здесь упоминать, в их отношении выездная проверка проводится, как правило, каждые три года.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

http://paruscbp.ru/trebovaniya-nalogovix-organov/kriterii-otbora-nalogoplatelshchikov-dlya-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-otsenite-svoi-riski.html

Риск выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает по каким критериям они оценивают ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/[email protected], в котором указаны эти критерии:

Последний пункт сам по себе не ясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес. Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее. На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть. При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Читайте так же:  Вычет по налогу енвд

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума на сколько это зависит от нас. Но если проверка все таки пришла, то от штрафов скорее всего не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

http://kontakt72.com/stati/risk-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Критерии проверки налоговыми органами

Налоговые риски обладают одним из высших приоритетов анализа на предприятии. Важной особенностью анализа налоговых рисков является то, что при управлении налоговыми рисками на предприятии невозможно применение математического аппарата и инструментария теории вероятности.

Однако нужно отметить, что потенциальная возможность наибольших финансовых потерь предприятия исходит от осуществления контрольной деятельности налоговых органов [19]. То есть проведение налоговыми органами проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью установления полноты исчисления и уплаты налогов с последующим наложением предусмотренных законодательством санкций (в случае выявления недоимки). Ответственность налогоплательщика в данном случае может являться либо налоговой и возникать в соответствии Налоговым Кодексом, либо уголовной и возникать в соответствии Уголовным Кодексом Республики Беларусь.

Минимизировать указанные налоговые риски наиболее эффективно путем устранения оснований для налогового контроля и четкого исполнения требований налогового законодательства до момента назначения налоговой проверки. В то же время грамотное применение всех представленных в Налоговом кодексе норм дает возможность налогоплательщику уменьшить свои финансовые потери, а в некоторых случаях вообще избежать их, как в период проведения, так и после налоговой проверки.

Критерии проверки налоговых органов являются общедоступными, их могут использовать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Следовательно, можно избежать налоговой проверки: самостоятельно оценить налоговые риски и снизить вероятность того, что проверяющие проявят к предприятию особое внимание.

Первый критерий – занижение уровня налоговой нагрузки [19];

Если уровень налоговой нагрузки предприятия ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, предприятие рискует попасть в план проверок.

Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется следующим образом: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.

При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, так же для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком.

Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет. Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.

Второй критерий – убытки в отчетности [19];

Если предприятие получает убытки не первый налоговый период или получила крупный убыток за один налоговый период, то внимания проверяющих ему наверняка не избежать.

В этом случае налогоплательщику следует принять во внимание следующие налоговые риски:

o стабильный минус

Критической является ситуация, когда отчетность свидетельствует о том, что предприятие получает убытки в течение более чем двух налоговых периодов. Обычно внимание налоговых органов привлекают убытки, отраженные как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности.

В последнее время мерой воздействия на налогоплательщика является вызов на убыточную комиссию. Однако прежде чем пойти на комиссию, стоит продумать, как объяснить получение убытков, и подготовить план выхода из трудной ситуации в будущем. Необходимо учитывать, что расчеты, схемы, бизнес-план и прочие аналитические выкладки станут более надежным обоснованием позиции налогоплательщика.

Обстоятельства, которые могут послужить обоснованием отрицательного финансового результата:

o нестабильная экономическая ситуация;

o снижение спроса на продукцию, работы, услуги (можно привести аналитику по продажам в отдельных отраслях экономики);

o сложности в получении кредитов;

o неисполнение условий договоров контрагентами;

o рост закупочной цены сырья;

o срыв сделок по вине недобросовестного партнера.

Таким образом, если предприятие сумеет аргументировано объяснить возникновение проблем, у него есть шанс снизить свои налоговые риски.

o крупный минус

Внимание налоговых органов привлекают те предприятия, убыток которых составил значительную сумму. Если организация понесла крупный убыток, она может скорректировать его в учете двумя способами. Первый — увеличение доходов, второй — уменьшение расходов.

Третий критерий – расходы растут быстрее, чем доходы [20];

Налоговыми органами сравнивается темп роста расходов предприятия с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.

В налоговой отчетности (декларация по налогу на прибыль) сравниваются следующие показатели (путем деления данных за текущий период на данные за предыдущий период):

Затем определяется соотношение темпов роста затрат и доходов (К1) по данным налоговой отчетности:

К1= (Расходы текущие / расходы предыдущие) :(Доходы текущие / доходы предыдущие).

В бухгалтерской отчетности сравниваются показатели отчета о прибылях и убытках путем деления данных за текущий год на данные, полученные за предыдущий год:

Затем определяется соотношение темпов роста расходов и доходов (К2) по данным бухгалтерской отчетности:

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет на лечение зубов

К2= (Расходы текущие / расходы предыдущие) :(Доходы текущие / доходы предыдущие).

Интерес для проверки представляют коммерческие расходы, так как именно их обычно завышают налогоплательщики. Только если они будут учтены, доходы и расходы будут сопоставимы.

Затем сравниваются оба полученных значения (К1 и К2). Если К1 больше К2, то налоговая инспекция возьмет организацию на заметку. Ведь в таком случае расходы компании, учтенные при налогообложении, увеличиваются быстрее, нежели расходы, учтенные в бухгалтерском учете.

Четвёртый критерий – низкая заработная плата [20];

В рамках данного критерия сравнивается средняя заработная плата по организации со среднеотраслевым значением по региону.

Наибольшему риску подвержены фирмы, которые определяют в договорах с сотрудниками зарплату, не превышающую величину прожиточного минимума.

Установление заработной платы, величина которой ниже прожиточного минимума, является прямым нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

При определении уровня средней заработной платы проверяющие требуют различные кадровые документы. Методика расчета очень проста: налогооблагаемую базу по делят на количество сотрудников.

Если расчет показывает, что компания устанавливает неправомерно низкую зарплату, то ее ожидают зарплатная комиссия и комплексные проверки. Тогда налоговики придут на ревизию вместе с представителями милиции, трудовой инспекции, других контролирующих инстанций.

Пятый критерий – значительная доля расходов индивидуального предпринимателя [21];

Этот критерий следует учитывать индивидуальным предпринимателям, которые заявляют в налоговых декларациях профессиональные налоговые вычеты, составляющие свыше 83% от их доходов. Соотношение между доходами и вычетами рассчитывается один раз в год на основе декларации

Шестой критерий – договоры с контрагентами заключаются при отсутствии деловой цели [21];

Повышенное внимание проверяющих может привлечь факт заключения налогоплательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без деловой цели, т. е. без разумных экономических либо других причин.

При этом налоговые органы ориентируются на перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду.

Некоторые аргументов, которые могут подтвердить, что компании необходима работа с посредниками при приобретении товаров, работ, услуг:

o невозможность приобретения товара у самого производителя. Например, по каким-либо соображениям он может продавать товар только через посредника;

o выгода обращения к посреднику, обусловленная условиями договора с ним (рассрочка платежа, более удобные условия доставки, широкий ассортимент, перенос части расходов на посредника).

Седьмой критерий – не представлены пояснения в ответ на требования налоговых органов [22];

Зачастую налоговый орган не получает никаких пояснений в ответ на какое-либо требование в адрес налогоплательщика. Проверяющие могут не только расценить это как отсутствие аргументов, подтверждающих добросовестность организации, но и назначить проведение выездной налоговой проверки для выяснения интересующих инспекцию обстоятельств.

Аргументированный ответ на запрос инспекции снизит риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, а также подтвердит его добросовестность.

Восьмой критерий – смена юридического лица и налоговой инспекции [23];

Критерий актуален для организаций, которые с момента государственной регистрации хотя бы дважды сменили юридический адрес и соответственно сменили налоговую инспекцию. Этот критерий не распространяется на случай, когда организация ставит на обособленный учет свой филиал.

Проверяющие сочтут подозрительным факт нахождения организации по адресу, на который зарегистрировано более 10 организаций, т. е. по адресу «массовой регистрации».

Если выясняется, что по адресу регистрации компании находится еще более 10 фирм, то организации следует подготовить доказательства того, что она фактически присутствует по этому адресу. При этом помимо договора аренды могут понадобиться сведения о соседях — арендаторах, а также об особенностях арендуемого компанией помещения. Эти сведения нужны проверяющим для того, чтобы понять, действительно ли заявленный в учредительных документах адрес используется компанией, или же она располагается по месту обособленного подразделения, не зарегистрированного в налоговой инспекции.

Девятый критерий – низкий уровень рентабельности [23];

Зачастую инспекция рассчитывает рентабельность проданных товаров и рентабельность активов налогоплательщика. Нужно отметить, что рентабельность является важнейшим показателем в финансовом анализе деятельности налогоплательщика и характеризует ее эффективность (прибыльность).

Рентабельность проданных товаров рассчитывается следующим образом:

Рентабельность проданных товаров = Прибыль от продаж / Полная себестоимость.

Рентабельность активов определяется по формуле:

Рентабельность активов = Чистая прибыль/ Активы баланса.

Существенным отклонением в сторону уменьшения считается 10% от среднеотраслевого значения и более.

Низкая прибыльность деятельности, например, может объясниться ростом конкуренции и завоеванием рынка другими компаниями отрасли. Эти обстоятельства влияют на снижение цен и предоставление различного вида скидок покупателям.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциальная возможность наибольших финансовых потерь предприятия исходит от осуществления контрольной деятельности налоговых органов. Устранение оснований для налогового контроля и четкое исполнения требований налогового законодательства, наиболее эффективно позволят минимизировать налоговые риски на предприятии. Как правило, налоговые органы обращают внимание на такие критерии как занижений уровень налоговой нагрузки, убытки в отчетности, опережающий рост расходов над доходами, низкая заработная плата, договоры с контрагентами, заключённые при отсутствии деловой цели, низкий уровень рентабельности. Следовательно, появление хотя бы одного из перечисленных фактов, является сигналом налоговым органам для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью установления полноты исчисления и уплаты налогов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/15_17599_kriterii-proverki-nalogovimi-organami.html

Критерии проведения налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here