Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов утверждена

ФНС России утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, сообщается на официальном сайте ведомства.

Концепция представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013 – 2018 годы.

Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области налогов и сборов, а также с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» и другими документами стратегического планирования.

Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и зарубежного опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации.

Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, согласно Концепции, являются:

  • дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
  • развитие примирительных процедур;
  • максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
  • совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
  • создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
  • мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
  • широкое использование современных информационных технологий.

Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.11.2016 2016-11-02

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования в России: от концепции к механизму досудебного урегулирования споров // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 314-317. — URL https://moluch.ru/archive/125/34847/ (дата обращения: 18.02.2020).

В последние годы в Российской Федерации происходит последовательное реформирование налогового администрирования, включая налоговый контроль. Налоговые правоотношения претерпевают существенные изменения.

Существенные изменения затронули регулирование трансфертного ценообразования, расширение содержания и критериев взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, введение института консолидированной группы налогоплательщиков, установление особого порядка осуществления мероприятий налогового контроля в отношении данной категории [1, с. 152].

Параллельно с данными нововведениями Федеральной налоговой службой Российской Федерации были широко внедрены электронные сервисы, организован межведомственный электронный документооборот.

Существенное преобразование и совершенствование претерпел и механизм досудебного урегулирования споров.

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового Кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2 %, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых — институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7–9/[email protected] утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы. Этот документ определил цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013–2018 годы.

Разработанный документ представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013–2018 годы, передает пресс-служба ведомства.

Стратегической целью Концепции является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл имущественный вычет по ипотеке

Достижение стратегической цели означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, обеспечивающего:

‒ контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

‒ достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров;

‒ создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

‒ сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров (предотвращение налоговых споров);

‒ развитие примирительных процедур;

‒ максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;

‒ совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

‒ мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

‒ широкое использование современных информационных технологий [2].

В настоящее время в российском налоговом праве сформировалась двухуровневая система досудебного урегулирования налоговых споров.

Первый этап — предоставление возражений на акт налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Аналогичное право предусмотрено и пунктом 5 статьи 101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации при осуществлении иных мероприятий налогового контроля.

Данный этап не является обязательным. Предоставление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Возражения, предоставленные налогоплательщиком, совместно с актом и иными материалами налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем) руководителя налогового органа в порядке, установленном Налоговым Кодексом российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй этап досудебного урегулирования является обязательным для налогоплательщика, поскольку его несоблюдение означает невозможность обращения в суд с исковым заявлением об отменен решения.

С 01 января 2014г. в связи с внесением изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным для всех Актов налогового органа ненормативного характера.

То есть в досудебном порядке обжалуются не только решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, но и любые другие акты ненормативного характера (требования, уведомления, постановления).

Акты налогового органа ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования их в вышестоящий налоговый орган.

Форма и содержание жалобы регламентированы Налоговым Кодексом Российской Федерации.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: апелляционное и стандартное.

Апелляционный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся в порядке статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа оспариваемое решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (пункт 9 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, ненормативный акт которой обжалуется. Инспекция в течение трех дней направляет жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Федеральным законом «О внесении изменений в часть первуюНалогового Кодекса Российской Федерации» (Федеральный законот 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее —Закон№ 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии. Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика. Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того,Законом№ 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы, которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком [3].

Читайте так же:  Финансовый контроль министерства финансов российской федерации

Концепцией предусмотрено, что через пять лет в России должно завершиться преобразование ныне действующей системы в систему внесудебного порядка решения налоговых споров, включая внедрение различных примирительных процедур и исключая участие суда. Новая система внесудебного разрешения споров в сфере налогов и сборов должна обеспечивать урегулирование подавляющего большинства налоговых конфликтов. Преимуществом данной системы станет реальное расширение прав и возможностей налогоплательщиков в части защиты своих интересов, что обусловит качественное преобразование налоговых отношений в обществе [1, с. 155].

Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Институт

  • Об институте:
    1. Основные направления
    2. Структура
    3. История института
    4. Библиографические жемчужины Института
    5. 90-летний юбилей Института
    6. Музей истории Института
  • Правовые основы:
    1. Устав
    2. Лицензия
    3. Геральдика
    4. Локальные акты Института
    5. План финансово-хозяйственной деятельности
  • Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности
  • Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции
  • Секретариат делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия)
  • Награды и заслуги
  • События
  • Анонсы
  • СМИ о нас
  • Контакты:
    1. Телефонный справочник
    2. Схема проезда
    3. Реквизиты
    4. Образцы баннеров
    5. Обратная связь

Издания

  • Журнал Российского права:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Книги
  • Правила цитирования

Наука

  • Научная деятельность
  • Основные направления
  • Школа молодых ученых
  • Совет молодых ученых
  • Аналитика
  • Замещение должностей научных работников
  • Диссертационные советы::
    1. Информация о работе
    2. Диссертации
    3. Диссертационный совет Д503.001.01
    4. Диссертационный совет Д503.001.02
    5. Диссертационный совет Д503.001.03
    6. Диссертационный совет Д503.001.04
  • У нас учились и защищались:
    1. Список диссертаций с 1939 года по настоящее время
    2. У нас учились и защищались
  • Гранты

Образование

  • Сведения об образовательной организации:
    1. Основные сведения
    2. Структура и органы управления образовательной организацией
    3. Документы
    4. Образовательные стандарты
    5. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    6. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    7. Стипендии и иные виды материальной поддержки
    8. Платные образовательные услуги
    9. Финансово-хозяйственная деятельность
    10. Вакантные места для приема (перевода)
  • Перечень образовательных программ
  • Замещение должностей педагогических работников
  • Магистратура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Расписание
    3. Государственная итоговая аттестация
    4. Приемная кампания 2019
    5. Приемная кампания 2020
  • Аспирантура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Приемная кампания 2019
    3. Приемная кампания 2020
    4. Экзамены кандидатского минимума
    5. Формы документов
    6. Расписание
    7. Государственная итоговая аттестация
  • Докторантура
  • Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума
  • Повышение квалификации:
    1. Направление программ
    2. Расписание курсов
    3. Юридический английский язык – Legal English Course
    4. Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру и аспирантуру
  • Летние школы:
    1. Летняя школа 2019
    2. Архив
  • Электронная-информационная образовательная среда:
    1. Информационные ресурсы

Конференции

Правовые заключения

  • Основные формы сотрудничества::
    1. Информация для заказчиков
    2. Фандрейзинговая деятельность
    3. Консультационные услуги
    4. Заказать исследование
  • Аннотация услуг:
    1. От научных исследований до практической реализации
    2. Правовая экспертиза
    3. Предложения по совершенствованию законодательства
  • Наши партнеры:
    1. Партнерство с адвокатскими образованиями
    2. Партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями

Институт законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (сотрудники отдела бюджетного и налогового законодательства под руководством д.ю.н., профессора И.И. Кучерова) по поручению Федеральной налоговой службы России приступили к разработке «Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы».

Цель исследования – анализ текущего состояния, нормативных актов и судебной практики, зарубежного опыта в данной сфере, выявление проблемных направлений и выработка предложений по совершенствованию процедуры досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации.

Научно-исследовательская работа продолжает выполненное Институтом в 2011 г. для ФНС России исследование по теме: «Анализ национального правового регулирования и изучение зарубежного опыта по административному рассмотрению налоговых споров и выработке предложений по совершенствованию порядка досудебного рассмотрения налоговых споров».

Досудебное урегулирование налоговых споров будет развиваться по новой Концепции

Федеральной налоговой службой утверждена Концепция, согласно которой будет развиваться внесудебное урегулирование налоговых споров. Сообщение об этом сделано пресс-службой ведомства.
Документом определяются задачи, стоящие перед налоговыми органами в период с 2013 по 2018 годы в работе по развитию урегулирования налоговых споров в досудебном порядке. Рассматриваются в Концепции и основные механизмы решения этих задач.
ФНС отмечает, что основные направления деятельности по развитию урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке в соответствии с концепцией заключаются в следующих моментах:

  • продолжение совершенствования порядка урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке с одновременным упрощением процедуры разбора жалоб;
  • разработка процедур примирения сторон;
  • повышение оперативности и удобства досудебного разрешения налоговых споров;
  • повышение эффективности предоставления налогоплательщикам сведений о процедуре урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке и достоинствах этой процедуры;
  • разработка баз данных, содержащих информацию о вынесенных после разбора жалоб решениях, аналитические сведения об урегулировании налоговых споров, которые перешли в стадию судебного разрешения;
  • усиление мотивации налогоплательщиков к разрешению налоговых споров во внесудебном порядке;
  • активизация применения передовых информационных технологий.

Следует напомнить, что алгоритм разрешения налоговых споров во внесудебном порядке установлен положениями статей 100, 101, 137-141 Налогового кодекса.

Добавить комментарий

Новые публикации

Комментарии

Расчет пособия по временной нетрудоспособности из МРОТ — наглядный пример

Пошаговая инструкция учета НДС при экспорте в страны Таможенного союза.

Контакты

Москва: +7 (495) 181-51-73, +7 (495) 776-83-73
Офис по работе с клиентами: г. Москва, Овчинниковская наб., д.22/24, стр.1
Почта: [email protected]

© Центр бухгалтерской практики «Парус», 2003 — 2020

Бухгалтерское обслуживание и бухгалтерские услуги в Москве и МО. Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Юридические услуги: регистрация, внесение изменений, ликвидация.

Читайте так же:  Образец заявления по возврату госпошлины в гаи

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИИ

Разрешение возникающих споров между государством и налогоплательщиками до недавнего времени осуществлялось преимущественно судебным органам, однако высокая загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных механизмов разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах. Одним из таких механизмов выступает институт досудебного урегулирования налоговых споров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причины спорных ситуаций лежат не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности понять заложенный смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности с иными нормами, регулирующими сходные налогово-правовые отношения. Разрешению спора в таких условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти — вышестоящего налогового органа или суда. В большинстве случаев выбор налогоплательщика приходился в пользу судебных органов, в силу отсутствия внутриведомственной заинтересованности, а также действия принципов состязательности, процессуального равноправия спорящих сторон.

Важность досудебной процедуры обжалования состоит в упразднении более простых споров тогда, когда достаточно понятна противоправность действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, а правовое регулирование не требует участия суда в их толковании. Результатом введения досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 — 20 процентов [2].

Важной целью в настоящее время является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда. Актуальным является развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы; повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке. Достижение этих целей означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, который призван обеспечить:

— контроль за законностью и обоснованностью вынесенных решений налоговыми органами;

— создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения, для соблюдения принципа единообразия практики;

— сокращение возможных причин возникновения налоговых споров;

— развитие примирительных процедур;

— максимальную оперативность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

— совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

— мотивацию налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

— широкое использование современных информационных технологий [2].

Соблюдение данных принципов и задач может привести к существенному снижению налоговых споров на всех этапах их рассмотрения.

Большим достижением в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в действие с 2012 года интернет — сервисов «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенных на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России. Однако в целях формирования благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

В настоящее время ведется активная работа над формированием единой правоприменительной практики и решением споров в досудебном порядке. Федеральная налоговая служба России считает, что формирование единой правоприменительной практики способствует однозначному толкованию норм законодательства, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В свою очередь, это позволит эффективнее развивать досудебные способы урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо существенно усовершенствовать рассматриваемую процедуру, закрепив в Налоговом кодексе Российской Федерации следующие позиции:

— порядок подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; порядок рассмотрения споров, случаи оставления жалобы без рассмотрения и их последствия; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства; требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы;

— положение об ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

— положения об обязанности налоговых органов извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы;

— право налогоплательщиков привлекать независимых экспертов, специалистов, переводчиков в качестве третьих лиц;

— положения о возможности применения процедуры «изменения сроков уплаты налога и сбора, а также пеней», предусмотренной гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации на стадии досудебного урегулирования споров.

Повысить эффективность досудебного урегулирования налоговых споров возможно только путем создания и введения в действие новых специальных механизмов, применяемых при досудебном урегулировании налоговых споров. Причем именно таких, которые могут быть применены только при досудебном урегулировании налоговых споров и не могут быть применены в ходе судебного разрешения налоговых споров.

В качестве одного примера из механизмов досудебного урегулирования налоговых споров может быть наделение налогового органа специальными полномочиями, касающимися сумм, подлежащих взысканию с налогоплательщика. Например, списание задолженности, которая является безнадежной ко взысканию, когда налоговым органом утрачена возможность взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке в связи с истечением установленных сроков для взыскания согласно ст. 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае, в целях снижения нагрузки на Арбитражный суд, можно было бы наделить налоговый орган полномочием списания данных сумм без обращения в суд, и получения судебного акта, при условии признания налоговым органом факта утраты возможности взыскания задолженности. Данное обстоятельство позволит также сократить временные и финансовые затраты государства при разрешении налоговых споров.

Читайте так же:  Лизинг облагается ндс

Дальнейшее развитие досудебного порядка урегулирования налоговых споров позволит значительно разгрузить судебную систему, что соответственно, приведет к минимизации бюджетных расходов при осуществлении правосудия. Кроме того, даже в случае последующего переноса налогового спора в суд апелляционное обжалование позволяет обеим сторонам лучше подготовиться к судебному процессу, реально оценить свои возможности, предварительно апробировать систему доказательств и аргументацию.

Грамотная организация работы с жалобами налогоплательщиков позволит установить устойчивую обратную связь между налоговыми органами разных уровней, усилить внутриведомственный контроль и своевременно формировать объективную оценку работы нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц, на регулярной основе осуществлять мониторинг эффективности применения налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы

от 16.07.13 в 10:30 версия для печати

30 июля 2013 года в 11:00 Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз» проведет интернет-интервью с начальником отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Омской области Еленой Манаковой.

Тема интернет-интервью: «Концепция развития досудебного урегулирования споров».

В начале 2013 года ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации». Согласно концепции основными направлениями развития досудебного урегулирования споров на 2013 – 2018 годы являются:

дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;

развитие примирительных процедур;

максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;

мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;

широкое использование современных информационных технологий.

В ходе интернет-интервью Елена Манакова (на фото) подробно расскажет о целях и основных механизмах развития принятой концепции, ее плюсах и минусах, разъяснит порядок оформления жалоб в соответствии с законодательством. Кроме того, детально рассмотрит вопросы представления интересов организаций и физических лиц в налоговых органах.

Для налогоплательщика досудебное рассмотрение спора в налоговом органе имеет ряд преимуществ, главные из которых – это экономия времени и средств на судебные издержки.

Как отметили в налоговой службе, принимаемые меры по совершенствованию работы досудебного аудита позволяют урегулировать до суда максимальное количество налоговых конфликтов. При рассмотрении споров учитываются все доводы, возражения и выстраивается конструктивный диалог с налогоплательщиком.

Задать свой вопрос Елене Манаковой можно по адресу: [email protected] до 26 июля 2013 года.

Стенограмма интернет-интервью будет размещена на информационно-правовом портале www.garant.ru, а также на официальном сайте УФНС России по Омской области www.r55.nalog.ru

Организатор и информационный партнер мероприятия — Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз», официальный представитель компании «Гарант» в Омской области.

Дополнительная информация по телефону 408-555.

Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз»

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты
Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения
Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:
Читайте так же:  Налоговые вычеты по подоходному налогу

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Источники

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here