Классификация органов государственного финансового контроля

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Классификация органов государственного финансового контроля" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Вопрос 22. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Виды финансового контроля:

По содержанию:

а) бюджетный — проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т.д.;

б) налоговый — осуществляют налоговые и другие органы;

в) банковский — проводится ЦБ РФ

г) валютный — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью — осуществляется Министерством финансов РФ;

в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный — осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств; (пример: заключение о проекте бюджета)

б) текущий — проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски; (Пример: казна)

в) последующий — проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях; (Пример: аудит, анализ исполнения бюджета и др)

в зависимости от оснований проведения:

в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

б) президентский контроль

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Г) ведомственный контроль

Д) аудиторский контроль

Е) общественный финансовый контроль.

В зависимости от сферы бюджетных правоотношений:

*Внешний (контрольная деятельность счетной палаты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

*внутренний (контрольная деятельность федеральной службы бюджетного надзора, органов государственного и муниципального контроля, и т.д.

Вопрос 23. Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.

— это способы выражения содержания финансового контроля, которые модифицируются с изменением содержания финансового контроля

— это способ конкретного выражения и организации конкретных действий, направленная на выполнение функций финансового контроля.

1 Правовое положение проверяющей и проверяемой стороны

2. Объект и цель контроля

3. Полномочия органов и особенности их деятельности

4. Основания возникновения контрольных правоотношений.

Формы финансового контроля:

Наблюдение – форма финансового контроля, направленная на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование – форма финансового контроля, при проведении которой используются такие приемы как анкетирование и опрос.

Проверка – форма финансового контроля, в ходе которой используются балансовые, отчетные и расходные документы, в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения последствий.

Анализ – форма финансового контроля, направленная на выявление нарушений финансовой дисциплины, с помощью аналитических приемов и методов.

Ревизия – форма финансового контроля, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Формы и методы осуществления государственного и муниципального контроля в бюджетной сфере

+ с 2013 новая форма – Санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представляемых в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и на соответствие указанно1 в них информации требованиям законодательства.

Методы осуществления конкретной деятельности Счетной палаты

Вопрос 24. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

Ревизия – это система конкретных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организаций хозяйственных и финансовых операций, в ревизуемом периоде и достигнутых результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Черты ревизии:

· Назначается уполномоченным государственным органом

· Проводят только уполномоченные органы и субъекты

Ревизии могут проводить:

· ФС по финансово-бюджетному надзору

· Контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств

Классификация:

1. По содержанию:

· Документальная (различные финансовые документы)

· Фактическая (деньги, ценные бумаги, материальные ценности).

2. По времени осуществления:

3. По обследуемому периоду:

· Фронтальная (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период)

· Выборочная (проверка за короткий период времени)

4. По объему деятельности:

Комплексные (в различных областях)

Тематические (обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности).

Акт ревизии – документ, который подписывается лицами, проводившими ревизию, руководителем, главным бухгалтером проверяемого юридического лица, и имеющий важное юридическое значение.

· Факты нарушения финансовой дисциплины

· Лица, виновные в нарушениях.

Вопрос 25. Счетная палата РФ как орган государственного финансового контроля.

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

Читайте так же:  Образец заявления на возврат налога на имущество

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/9xc381.html

Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

существует классификация государственного финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти;

г) финансово-кредитных органов.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации.

Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 265 БК
2. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

Читайте так же:  Долги по налогам переходят по наследству

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/4×971.html

Государственный финансовый контроль (стр. 1 из 11)

1. Характеристика современной системы государственного финансового контроля

1.1. Сущность и виды финансового контроля

1.2. Цели и задачи государственного финансового контроля

1.3. Формы и методы финансового контроля

2. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля

2.1. Принципы организации государственного финансового контроля

2.2. Требования организации государственного финансового контроля

2.3. Критерии эффективности государственного финансового контроля

3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

3.1. Классификация органов государственного финансового контроля Российской Федерации

3.2. Права и функции органов государственного финансового контроля

3.3. Счетная палата как орган финансового контроля

4. Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития

Список использованной литературы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Видео (кликните для воспроизведения).

Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов организации финансовых отношений в стране, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

— рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;

— определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

— исследовать критерии эффективности и принципы организации государственного финансового контроля;

— рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;

— выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет и журналов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

— внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

— аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

— гражданский финансовый контроль;

— общественный финансовый контроль;

— правовой финансовый контроль;

— страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Читайте так же:  Не облагаемый налогом доход физических лиц сумма

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

— выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

— разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

http://mirznanii.com/a/234512/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol

Классификация видов финансового контроля

1. По формам проявления:

а) обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

б) инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По субъектам проведения контроля:

а) внешний – проводится привлеченными аудиторами, налоговыми органами, министерствами, которым подотчетно данное предприятие, проверки ОБЭП и прокуратуры и т.п.

б) внутренний – проводится руководством организации в составе утвержденной комиссии.

3. По времени проведения:

а) предварительный финансовый контроль — проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

б) текущий (оперативный) финансовый контроль — проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Его выполняют бухгалтерские службы, контролируя правильность документов первичного учета по каждой совершаемой операции.

в) последующий финансовый контроль — проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

4. По содержанию:

а) комплексный – охватывает все сферы деятельности предприятия;

б) некомплексный – выборочный контроль отдельных звеньев работы предприятия, подразделений или операций.

5. По методам проведения:

а) проверка — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

б) обследование — в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

в) надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

д) наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

е) ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Органы финансового контроля.

Счетная палата РФ — это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

— организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

— оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Читайте так же:  Налоговый вычет при строительстве дачного дома

— оценка состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Министерство финансов РФ — не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

— контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

— контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

— контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Федеральная налоговая служба в соответствии с налоговым законодательством проверяет любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф, реорганизация, замена руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций, крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский финансовый контроль — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/4_53486_klassifikatsiya-vidov-finansovogo-kontrolya.html

Органы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты её финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

1) контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и её субъектов;

2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

3) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учёта;

4) проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;

5) проверка правильности расчёта и уплаты налогов.

Объектами государственного финансового контроля являются:

1) государственные органы и структуры;

2) промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счёт бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

3) общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Читайте так же:  Подоходный налог при дарении недвижимости

На современном этапе государственный финансовый контроль возлагается на Счётную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения (Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Департамент управления делами и контроля, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики), Федеральную налоговую службу Российской Федерации, контрольные и финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Счётная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчётным Федеральному собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

Закон Российской Федерации “О Счётной палате Российской Федерации” от 11.01.95г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями) ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений по их устранению;

— контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

— регулярное представление палатам ФС РФ информации и ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счётная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счётная палата информирует Совет Федерации и Государственную думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счётная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При однократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счётная палата РФ вправе по согласованию с Государственной думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и расчётных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Министерство финансов РФ согласно Положению, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, таможенных платежей и других. В составе министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации выполняет следующие главные задачи:

— выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

— взимание налогов и сборов;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

— осуществление контроля за соблюдение законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;

— контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная налоговая служба РФ имеет разветвлённую сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.

Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчётам.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделённый широкими надзорными полномочиями, деятельность которого регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011).

Центральный банк РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности. Центральный банк России Российской Федерации организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, а также контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объёмы и сроки представления бухгалтерской и статистической отчётности.

Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года контролирует деятельность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.

Федеральное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами глав­ными распорядителями, распорядителями и получателями бюджет­ных средств, кредитными организациями, другими организациями по исполняемым бюджетам и бюджетам государ­ственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими феде­ральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://economics.studio/reviziya-rossii-kontrol/organyi-gosudarstvennogo-finansovogo-89192.html

Классификация органов государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here