Камеральная налоговая проверка проводится на основе

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Камеральная налоговая проверка проводится на основе" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Камеральная налоговая проверка

Место проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка организации проводится по месту нахождения налогового органа.

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Камеральная налоговая проверка

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Стадии камеральной налоговой проверки

Проверка делится на следующие этапы:

Сотрудник, осуществляющий сопровождение приводит предварительный анализ документов по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и др.) на предмет наличия оснований для мероприятий контроля (уточненный расчет, отсутствие декларации за предусмотренный период, который устанавливает налоговый кодекс в ч.2). Указанные методы выборки позволяют установить круг проверяемых субъектов.

2. Анализ имеющихся документов.

Сотрудник инспекции применяет профессиональные методы изучения декларации. Представленный расчет проверяется на корректность заполнения.

В отдельных случаях, налоговый кодекс дает возможность осуществить сравнение декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль или имущество и другим платежам аналогичных организаций.

3. Направление запросов.

Если сотруднику инспекции необходимы дополнительные данные (как правило это касается проверки обоснованности вычета или возврата, а также подачи уточненной декларации), он направляет соответствующее требование проверяемому лицу. Последнее обязано направить запрошенные документы.

Последствия игнорирования запроса предполагают ответственность. За каждый ненаправленный документ предусмотрено назначение штрафа, составляющего 200 рублей. Эта форма контроля позволяет организации или гражданину представить пояснения и подготовить возражения уже на этой стадии.

4. Изучение документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, изучает весь массив имеющихся бумаг. Оно обязано изучить все документы отчетности, а также пояснения проверяемого, и дать им оценку. После этого происходит окончание контрольных действий.

5. Составление акта.

Если анализ материалов выявит нарушение, то сотрудник инспекции составляет акт. В нем отражаются результаты проверки. На основании акта будет приниматься решение, устанавливающее ответственность.

В ходе всех этих действий проверяющего органа налогоплательщик вправе подавать пояснения и возражения.

Налоговый кодекс предусматривает обжалование решения.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение сроки выплаты

Такие проверки постоянно находятся в процессе совершенствования, что предполагает внесения изменений в порядок их проведения, преследующие цели более эффективного использования ресурсов ФНС.

Специальное разрешение на проведение камеральной налоговой проверки.

Специальное разрешение руководителя налогового органа на проведение камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, не требуется. Более того, о начале проверки не требуется и извещения организации. Таким образом, организация может и не знать, что в отношении ее в данный момент такая проверка проводится.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

Камеральная налоговая проверка

Методы осуществления налогового контроля не обходятся без постоянного совершенствования.

Виды камеральных налоговых проверок

Классифицирующим признаком проверок является их причина. Отличают следующие виды:

  • проверка отчетности;
  • проверка в ситуации, когда ее объект не представлен;
  • проверка в связи с заявлением налогового вычета;
  • проверка в связи с заявлением возврата;
  • проверка, обусловленная представлением уточненной отчетности.

Другим способом отделения контрольных мероприятий является вид платежа, перечисления которого проверяются. Налоговое законодательство постоянно пребывает в процессе совершенствования, поэтому количество видов проверок зависит от состава установленных обязательных платежей.

Проверка отдельных видов налогов может предусматривать дополнительные возможности инспекции.

Понятие камеральной налоговой проверки

Основная форма налогового контроля предполагает проведение как выездных, так и камеральных проверок. Их предметом выступает проверка того, насколько верно произведен расчет НДС, НДФЛ, налога на прибыль или имущество и других обязательных платежей, а также данные уточненной декларации, корректность применения вычета или заявление возврата. Происходит анализ и иных необходимых документов.

Цели и задачи этого процесса заключаются в проверке правильности и обоснованности оформления отчетности по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налогу на прибыли или на имущество и других).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Основные признаки, позволяющие установить понятие камеральной проверки, содержатся в ч. 1 ст. 88 НК РФ:

  • местом ее проведения выступает налоговая инспекция. В отличие от выездных проверок, она не предполагает мероприятия по месту нахождения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения подразделения ФНС, осуществляющего администрирование платежей проверяемого субъекта;
  • методы ее проведения предполагают анализ ограниченного количества видов документов. К ним относятся документы налоговой отчетности. Среди последних выделяют расчет и уточненные декларации по различным налогам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и другие). Нередко эта форма контроля предполагает анализ обоснованности возврата или вычета;
  • она выступает разновидностью налогового контроля. После того, как она проходит, применяются стандартные методы, которые устанавливает налоговый кодекс. Речь идет о составлении акта, выставлении требования об уплате недоимок, а также о принятии решения, возлагающего на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан ответственность, предусмотренную НК РФ. Последние могут представлять возражения и пояснения.

Учитывая базовые характеристики, можно получить следующее определение. Камеральная налоговая проверка представляет мероприятие налогового контроля, предполагающее анализ документов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, осуществляемое ФНС без выезда к последним, на основании представленных ими данных, последствия которой могут заключаться в составлении акта и дальнейшем проведении специальных процедур, предусмотренных НК РФ.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Налоговый кодекс (ст. 88) предусматривает несколько видов сроков. Главным требованием выступает максимальный период со дня представления отчетности. Такой срок не может превышать 3-х месяцев. Этот период охватывает все действия во время проверки.

Если речь идет о проверке уточненной декларации, то срок начинает исчисляться со дня, когда была передана повторная, а не первичная документация.

Если налогоплательщик не представил необходимой отчетности за определенный период (неправильно использованная форма приравнивается к такому случаю), то временной отрезок исчисляется по прошествии крайней даты, установленной в НК.

Последствие несоблюдения этого правила инспекцией заключается в невозможности выставления требования о предоставлении налогоплательщиком дополнительной документации.

Другим периодом является срок предоставленный проверяемому на ответ. Если лицо, осуществляющее сопровождение проверки, предъявляет требование направить дополнительные документы или пояснения (в том числе, по поводу возврата или вычета, отраженных в уточненной отчетности), налогоплательщику предоставляется 5 дней на указанные действия.

Лицу, осуществляющему сопровождение проверки и обнаружившему нарушение, дается срок, составляющий 10 дней после ее окончания, на составление акта, в котором отражаются ее результаты. Его форма установлена ФНС.

Он должен вручаться проверяемому в течение 5-ти дней с момента оформления. Это делается для того, чтобы налогоплательщик мог составить свои возражения. В отношении КГН этот период продлевается до 10-ти дней. Проверяемому дается возможность представить возражения в течение 30-ти дней.

Когда время, предоставленное для ответа на положения актов, истекло, подразделение ФНС рассматривает дело путем вынесения решения по итогам проверки.

Ее последствия могут предусматривать ответственность. Также возможна и повторная проверка.

Закон предусматривает процедуру, в ходе которой происходит обжалование указанных действий в установленный срок.

Закон не предусматривает продление проверки.

Цели и задачи камеральной проверки

Цель камеральной проверки – соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Во время камеральной проверки перед налоговыми органами ставятся следующие задачи:

  • контроль над представлением отчетности в налоговую инспекцию в полном объеме и определенные законом сроки;
  • определение достоверности налоговой отчетности на основе отчетов за прошлые периоды, других документов, имеющихся у налоговой, и на основании информации о похожих налогоплательщиках;
  • выявление, предупреждение и недопущение налоговых правонарушений;
  • сбор информации для выбора налогоплательщиков с целью проведения выездных проверок.
Читайте так же:  Процесс камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Перечень документов

Перечень документов, который налоговый орган вправе истребовать у организации в ходе камеральной налоговой проверки, ограничен следующими документами:

— документы, подтверждающие право организации на налоговые льготы, в случае если организация использует налоговые льготы;

— документы, подтверждающие правомерность применения организацией налоговых вычетов по НДС;

— при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организации — участника инвестиционного товарищества — сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доли прибыли (убытков);

— при проверке уточненной декларации (расчета), которая подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период, в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее поданной отчетности за тот же период — могут быть затребованы первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели налоговой отчетности до и после их корректировки;

— при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов, — документы, являющиеся основанием исчисления и уплаты таких налогов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— иные документы, которые налогоплательщик был обязан представить вместе с налоговой декларацией.

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2020, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2020.

Читайте так же:  Неуплата налогового штрафа в срок

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2019-2020 годах — бланк и образец».

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Сроки проведения камеральных проверок

Срок проведения такой проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации и последнего документа с подтверждением правильности расчетов и законности запрашиваемых вычетов. Возможны случаи, когда налоговики считают, что дата начала проверки – это дата получения документов или дата принятия решения о ее проведении (для камеральных проверок такого не требуется). Такое поведение налоговиков неправомерно, что уже подтверждалось арбитражной практикой.

Ошибки, выявленные камеральной налоговой проверкой и их последствия

В ходе проверок могут выявляться ошибки (неправильно указанный объект налогообложения, некорректный период и другие неточности). Их результаты далеко не всегда влекут ответственность.

Поскольку эти мероприятия могут начаться до истечения срока направления, уточненная декларация позволит соблюсти требования закона. Последнее означает невозможность привлечения к ответственности.

Такому налогоплательщику предоставляется 5-дневный, со дня вынесения соответствующего запроса, период на устранение противоречий и неточностей. Он также дополнить свою позицию посредством направления первичных бухгалтерских документов с пояснениями, обосновывающими его позицию.

Камеральная налоговая проверка: порядок проведения и последствия

Камеральную проверку проводит налоговый инспектор на основании отчетностей бухгалтерской, налоговой и прочих прилагаемых к ним документов. В документы бухгалтерской и налоговой отчетности входят декларации, расчеты по авансовым платежам, заявления, справки и др. документы, которые служат основанием для начисления налогов и сборов.

Отчетность представляется в налоговую в установленной форме на бумаге или в электронной версии. Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников от 100 человек с 01.01.2008 г. предоставляют только электронные виды отчетов.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

Читайте так же:  Налог на собственность земельного участка

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Если по результатам проведения камеральной налоговой проверки, а также рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт налоговой проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания. Акт вручается налогоплательщику или его представителю в срок 5 рабочих дней.

Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки акт составляется только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае же, если по результатам проверки нарушений не выявлено, составления какого-либо документа, фиксирующего результаты камеральной проверки, не требуется.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Ответственность за неисполнение требований налогового органа.

Невыполнение требования налогового органа о представлении документов в установленный срок может повлечь наложение на налогоплательщика штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (п. ст.126 Налогового кодекса)

Требование о представлении документов должно относиться к предмету проверки и позволять организации четко определить, какие именно документы запрашивают налоговые органы. Нарушение данного требования влечет отсутствие оснований для применения к организации ответственности по п.1 ст.126 Налогового кодекса за невыполнение требования налогового органа.

Предоставление пояснений

Налоговый орган вправе затребовать пояснения от организации, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) расчете или противоречия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и имеющимися у налогового органа. Организация вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Срок проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — не более трех месяцев со дня представления организацией налоговой отчетности. Продление срока камеральной налоговой проверки законодательством не предусмотрено.

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Требования к проведению этого мероприятия налогового контроля также изложены в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными сотрудниками инспекции ФНС, осуществляющей администрирование платежей налогоплательщика.

Если речь идет о том, чтобы провести контроль в отношении инвестиционного товарищества, то расчет подлежит проверке по месту нахождения организации, являющейся ответственным товарищем.

Получение специального решения со стороны руководства этого органа не требуется, а проверка осуществляется на основании служебных обязанностей лица, ведущего ее сопровождение. Сотрудник применяет внутренние методики, на основании которых осуществляется выборка организаций и физлиц, подпадающих под налоговый контроль.

Читайте так же:  Патентная система торговый сбор

Типичные основания этой проверки установлены в ч. 2 ст. 88 НК РФ. К ним относятся непредставление расчета или декларации (по НДФЛ, НДС, налогу на имущество или прибыль и другим платежам в казну). Другим основанием выступает представление отчетности, уменьшающей перечисляемую в бюджет суму (случаи возврата или вычета, предусмотренные НК РФ).

Этапы камеральной проверки

Что делается поэтапно в ходе камеральной проверки?

  • проверяется полнота предоставления документов налоговой отчетности налогоплательщика;
  • проводится визуальная проверка полноты и правильности оформления отчетов (заполнения всех реквизитов, правильности, четкости заполнения и т. д.);
  • проверяется своевременность подачи налоговой отчетности;
  • проверяется правильность арифметического подсчета данных отчетности;
  • проверяется обоснованность применения различных ставок налогов и льгот;
  • проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы.

Регламент камеральных проверок устанавливает порядок их проведения. В нем указывается, что налоговая проводит автоматизированный арифметический контроль отчетности с применением внутри- и междокументных соотношений. По результатам такого контроля составляются протоколы ошибок связи показателей сданных налоговых деклараций. В результате такого контроля выявляются ошибки в отчетности, противоречия между сведениями, указанными в представленных на проверку документах.

Также определяется несоответствие сведений, которые предоставил плательщик налогов, сведениям, которые имеются в распоряжении налоговой. Такие сведения могут отражаться в документах, полученных налоговой службой в ходе налогового контроля.

Предмет камеральной налоговой проверки.

Проводится на основе деклараций и расчетов, которые периодически представляются организацией в налоговый орган, а также на основе других документов о деятельности организации, имеющихся у налогового органа. Например, основанием для камеральной проверки может стать подача организацией в налоговый орган декларации или расчета авансовых платежей по НДС, налогу на прибыль или в связи с подачей в налоговый орган уточненной декларации и др.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Основные направления ведения камеральной проверки

Такими направлениями являются:

  • проверки сопоставимости отдельных показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;
  • взаимная увязка показателей деклараций, находящихся на проверке, с показателями в декларациях по другим налогам и отчетности;
  • определение достоверности отчетности с использованием анализа всей информации, которой располагает налоговая инспекция;
  • проверка полноты заполнения, качества документов и информации, содержащейся в них, от налогоплательщика, банков, контрагентов и других источников.

Если ошибки взаимной связи показателей не найдены, камеральная проверка не делается. Исключения составляют следующие случаи:

  • при заявлении налогоплательщика на право налоговых льгот;
  • когда сумма авансового налогового платежа заявлена к уменьшению (возмещению);
  • когда предоставлена декларация (расчет) налогов, связанных с добычей (использованием) природных ресурсов;
  • когда к декларации или расчету приложены подтверждающие или другие документы.

Налоговые инспектора камеральную проверку всегда предпочитают выездной. Такая проверка проводится прямо в кабинете, а все документы, необходимые для нее, могут быть затребованы. В ходе выездной проверки такое не всегда возможно, поскольку есть ограничения во времени. Но требования налоговиков не всегда законны. Как вести себя, чтобы избежать штрафа?

Итак, согласно НК РФ инспектор имеет право запросить необходимые документы для проведения проверки, направив письменное требование. Подпись главы инспекции в этом случае не нужна, достаточно подписи инспектора. Уточним некоторые нюансы:

Налоговику совсем необязательно отдавать оригиналы документов, ему вполне достаточно ксерокопий с подписью директора и печатью. На подготовку документов для проверки фирме дается 5 дней, после чего ей грозит штраф в 50 рублей за каждые просроченный день. Нужно отметить, что увеличение штрафа в зависимости от срока не предусмотрено.

Налоговый Кодекс не предусматривает ограничений запрашиваемых на проверку документов, но на практике инспектор может запросить только документы, имеющие отношение к камеральной проверке. Камеральная проверка не может превратиться в проверку всей деятельности фирмы.

Фирма может не выполнять требований предоставления документов без конкретного перечня запрашиваемого. К примеру, требование предоставить «расшифровку налогооблагаемой базы» может быть не выполнено, поскольку не указаны конкретные позиции. В этом случае можно отправить в налоговую встречное требование с просьбой уточнения. Это, кстати, даст вам возможность лучше подготовиться к проверке. Время до получения уточнения от налоговиков в 5-дневный срок при этом не войдет.

Фирма может не предоставлять инспектору документы повторно. Такой запрос от инспектора можно попросту проигнорировать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, на основании изложенного выделяем главное:

  • представлять нужно только документы, касающиеся проверяемой декларации;
  • инспектор не вправе требовать несуществующие в фирме документы;
  • вы не обязаны готовить расшифровки и справки специально для проверки;
  • если вас оштрафовали, не торопитесь оплачивать штраф. В этом случае налоговики подадут в суд, который может решить в вашу пользу.

Источники

Камеральная налоговая проверка проводится на основе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here