Как избежать выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Как избежать выездной налоговой проверки" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Рассказываю про виды и особенности налоговых проверок

Ведение бизнеса означает, что вам придётся проходить налоговые проверки. Они бывают плановыми (1 раз в 3 года ФНС РФ обязана осуществлять такие мероприятия налогового контроля по отношению к каждой компании и ИП), а также внеплановыми. Последние устраиваются, когда появляется серьёзный повод подозревать нарушения. Первых избежать нельзя, вторых – можно.

Проверки в последние годы стали проводиться реже, однако их эффективность резко возросла. В частности, в 99% случаях они заканчиваются доначислением значительного объёма налогов, пени, штрафов. Нередко по результатам возбуждаются уголовные дела за уклонение от уплаты налогов.

Поэтому вопрос о том, как избежать выездной налоговой проверки, интересует многих предпринимателей. И их легко понять. Но для начала нужно разобраться в том, что вас ждёт.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.
  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.

Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Основания проведения внеплановой налоговой проверки

Налоговая проверка может быть проведена внепланово по следующим основаниям:

  • истёк срок, отведённый налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки;
  • решение суда.

Если к вам уже пришли, то нужно выполнять все требования инспекторов. Но вообще крайне желательно ничего подобного не допускать. А для этого необходимо внимательно следить за формированием налоговой отчётности (и бухгалтерской, если вы обязаны её вести).

Читайте так же:  Налог на имущество организаций введен

Оптимальный вариант – поручить всё профессионалам на аутсорсинге. Или, как минимум, консультироваться с ними по сложным вопросам. В любом случае решать вам.

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Попробуй бесплатно CRM для управления франчайзинговой сетью BuroBase — все в одном месте:

  • управляй своими франчайзи;
  • обучай команду внутри площадки;
  • планируй мероприятия;
  • следи за оплатой роялти.

Попробовать бесплатно

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Бегать бесполезно

В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Что и зачем проверяют

Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:

  • среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
  • вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
  • официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
  • при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
  • в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
  • имеется обрыв по цепочке НДС;
  • на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.

Проверить могут любую документацию по вам, то есть как данные по конкретной сделке, так и всю информацию по определённому налогу. Но инспекторам ничто не мешает потребовать документы по всей налоговой отчётности за последние 3 года.

Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

Как не попасть под прицел ФНС

Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

  • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
  • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
  • закрыть долги, если это возможно;
  • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
  • правильно подготовить документы к проверке;
  • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
  • промониторить сделки.

Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

Если налоговая инспекция затягивает выездную проверку

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Читайте так же:  Федеральные стандарты внутреннего государственного муниципального финансового контроля

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Как избежать выездной налоговой проверки

Автор: Роман Давлетбаев
Поделиться
Категории:
Метки:

Как избежать выездной налоговой проверки

Решение ИФНС о выездной налоговой проверке часто застигает руководство компании врасплох. Между тем, компании попадают в план выездных налоговых проверок не случайно. Федеральная налоговая служба использует двенадцать основных критериев при отборе компаний – кандидатов на проверку.

Проанализируйте эти критерии и оцените свои риски как налогоплательщика:

  1. Налоговая нагрузка вашей компании ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приводится в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

  1. Ваша компания осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет.
  2. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.
  4. Среднемесячная заработная плата на одного работника вашей компании меньше среднемесячной заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

На официальных сайтах территориальных органов Росстата публикуется информация о среднестатистических зарплатах по виду экономической деятельности.

  1. Ваша компания неоднократно приближалась к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, которые предоставляют право применять специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 НК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

– доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

– доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

– средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

– предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, составляет не более 60 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 НК РФ показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

– площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

Видео (кликните для воспроизведения).

– площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

– количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

– общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

  1. Индивидуальный предприниматель отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Размер заявленных индивидуальным предпринимателем профессиональных налоговых вычетов (предусмотренных ст. 221 НК РФ) более 83% от суммы его общих доходов.

  1. Финансово-хозяйственная деятельность вашей компании построена на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.
Читайте так же:  Земельный налог тула

Согласно судебной практике, о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

– невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

– совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;

– не обусловленные разумными экономическими причинами или деловыми целями особые формы расчетов и сроков платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций.

Кроме того, о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать наличие совокупности следующих обстоятельств:

– создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

– взаимозависимость участников сделок;

– неритмичный характер хозяйственных операций;

– нарушение налогового законодательства в прошлом;

– разовый характер операции;

– осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

– осуществление расчетов с использованием одного банка;

– осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

– использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

  1. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

  1. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В первую очередь, налоговые органы под этим подразумевают совершение сделок с проблемными контрагентами – так называемыми «фирмами однодневками».

Для того, чтобы оградить себя от подозрений налоговой в совершении сомнительных операций с высоким налоговым риском, необходимо следующее:

– В распоряжении вашей компании должны быть документы, подтверждающие полномочия руководителя компании-контрагента и копия его паспорта. Если со стороны контрагента документы подписываются представителем, то те же требования распространяются и на него.

– Встречайтесь и лично обсуждайте условия сделок с руководством вашего контрагента. Подписывайте договоры также при личной встрече – так вы можете убедиться в том, что документ подписывается именно уполномоченным лицом.

– Убедитесь, что ваш контрагент осуществляет деятельность по месту своей регистрации и у него действительно имеются необходимые для исполнения договорных обязательств складские, производственные, торговые площади, а также персонал.

– Помните, что у налоговой возникнут вопросы о том, из каких источников вы получили сведения о контрагенте (реклама, рекомендации других лиц, сайт в интернете и т.п.). Сохраните информацию о том, как вы нашли контрагента (переписку, рекомендательные письма, скриншоты сайта и т.п.).

– Убедитесь в наличии у контрагента лицензий, разрешений, допусков СРО, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Кроме того, существенно повышают налоговые риски вашей компании следующие обстоятельства:

– Контрагент, имеющий перечисленные выше признаки, выступает в роли посредника;

– В ваших договорах прописаны условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения стороной договора штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.).

– Отсутствие реальной возможности выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

– Приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.).

– Отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

– Выпуск, покупка или продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна, а также выдача или получение займов без обеспечения.

– Существенная доля расходов по сделке с “проблемными” контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при отсутствии экономического обоснования целесообразности такой сделки.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Если финансово-хозяйственная деятельность вашей компании соответствует одному или нескольким указанным критериям, вероятность попасть в квартальный план выездных налоговых проверок велика. Кроме того, каждый налоговый орган субъекта РФ определяет минимальные суммы доначислений, предполагаемых к взысканию в результате выездной налоговой проверки. Так, для налогоплательщиков г. Москвы минимальная сумма предполагаемых доначислений начинается от 8 млн. рублей, а для налогоплательщиков Московской области от 3 млн. рублей.

Несмотря на вышеуказанные минимальные размеры предполагаемых доначислений, не стоит делать вывод, что небольшие обороты делают вашу компанию «невидимой» для налоговых органов. Дело в том, что налоговики работают в довольно тесном взаимодействии с подразделениями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ. При выявлении налоговыми органами в деятельности вашей компании признаков преступлений в сфере экономической деятельности, такая информация будет направлена в полицию.

Читайте так же:  Лизинг облагается ндс

Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной

Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?

Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.

Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.

Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.

Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.

Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.

При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.

Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.

Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.

Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.

Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.

При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.

Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:

• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.

• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.

• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.

• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.

К вам едет ревизор: девять признаков выездной налоговой проверки

Во все кризисные времена налоговые органы активно пополняют бюджеты своих стран. Россия не исключение — сегодня налоговых проверок в нашей стране становится меньше, но размер доначислений и показатели по сбору налоговых недоимок растут. Цифры статистики таковы: более 99 % выездных проверок заканчиваются крупными доначислениями. Сегодня средняя «цена» выездной проверки в Москве обходится налогоплательщику почти в 42 млн рублей, в Санкт-Петербурге — в 72 млн рублей, а в Краснодарском крае —около 5 млн рублей.

Читайте так же:  Статья за неуплату налогов физическим лицом

В кризисное время размер доначислений всегда зависит от региона и его экономического положения. Оптовый продавец стройматериалов получил требование из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Москве предоставить сведения о своей деятельности. Продавец направил все свои силы на решение вопроса с правоохранителями, но не учел, что по правилам, установленным государством, информация из полиции будет обязательно передана в налоговую и исключений из этого правила нет. Выездная налоговая проверка оценила изысканные налоговые маневры поставщика стройматериалов и взыскала с бизнесмена 60 млн рублей.

Современному стилю проверок обязательно предшествует предпроверочный налоговый анализ, который длится до полугода. За это время налоговики всесторонне оценивают бизнес и приходят на проверку только к тем предпринимателям, от которых они гарантированно уйдут с «крупной добычей». Кроме того,на проверку сотрудники налоговой идут не только с цифрами доначислений, но и со знанием ваших слабых мест. Проверяющим останется только подтвердить собранную информацию и добыть некоторые доказательства.

Первое — в России налоговые органы теперь стали интересоваться малым бизнесом. В Москве под пристальным вниманием сейчас, например, находятся компании, годовой оборот которых больше 100 млн рублей. Раньше налоговые интересовались бизнесом покрупнее. Для попадания в список проверяемых имеет значение и период проведения проверки — если вашу компанию не проверяли больше трех лет и она имеет интересные с точки зрения налоговиков обороты, то с высокой вероятностью ваш бизнес станет реальным кандидатом на проверку.

Второе — вам отказали в возмещении НДС по итогам камеральной проверки. Это означает, что кто-то из ваших контрагентов является недобросовестным по версии налогового органа. Дальнейшая проработка этого контрагента станет основной причиной выездной налоговой проверки в вашей компании. Вы должны понимать причинно-следственные связи, которыми руководствуются сотрудники налоговой, и, по возможности, предпринять меры безопасности в ближайшее время.

Третье — вы получили письменный запрос от органов МВД о том, что вам необходимо предоставить документы и информацию о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании. На практике такой запрос обычно означает, что какой-то из ваших контрагентов попал в поле зрение правоохранительных органов. Они, в свою очередь, начали проверять тех, кто отправлял ему платежи. Как показывает практика, вне зависимости от того, как решится вопрос с правоохранительных органами, силовики обязательно отправят информацию в вашу налоговую, а сотрудники налоговой включат вас в план проверок.

Четвертое — вы узнали, что у ваших контрагентов идут массовые встречные проверки. Чаще всего это говорит о том, что по вашей компании ведется преданализ. Налоговики собирают всю доступную информацию о вашей деятельности, анализируют ее и делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки. Продавец автохимии оказался именно в такой ситуации и мог бы догадаться, что по его бизнесу налоговая ведет преданализ. Он знал, что его контрагенты получают встречные проверки и имел возможность попросить всех контрагентов-поставщиков внимательно следить за проверками, не игнорировать запросы и отвечать на все своевременно и правильно. Он этого не сделал, в результате налоговые органы вычислили его проблемных контрагентов и собрали компромат с нужными показаниями свидетелей. За упущенное время и свою слабую реакцию на действия налоговиков предприниматель заплатил в бюджет 90 млн рублей недоимки.

Шестое — если налоговая потребовала от вас предоставить сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, акты взаиморасчетов с контрагентами, сведения о запасах и иных активах – это означает, что вы фактически уже отобраны в число кандидатов на проверку. Однако налоговики хотят убедиться в том, что компания на самом деле работает и у нее есть деньги для погашения недоимки. Ваша платежеспособность – это существенный плюс в глазах налоговиков. По нашей информации из налоговых органов, с 2017 года премия проверяющих инспекторов будет зависеть только от размера поступившей в казну недоимки, а не от размера начислений, как было ранее. Это тоже стоит учитывать.

Седьмое — ваша налоговая просит предоставить документы и объяснения. Обратите внимание на содержание таких требований, из них можно понять, что именно будут проверять налоговики. Кроме того, просьба предоставить документы и объяснения – это сигнал, что в отношении вашего бизнеса идет преданализ. Компания по продаже отделочных материалов получила такое требование из налоговой с просьбой предоставить аналитику по ценам. Руководство компании выполнило требования и этим очень помогло налоговому органу. С помощью предоставленных цифр специалисты из налоговой предположили, а потом доказали схему по занижению цен и ухода от налогов с помощью взаимозависимой компании.

Восьмое — вам следует насторожиться, если налоговики проводят выездную проверку компаний, входящих в одну «группу» с вами. Сейчас специалисты из налоговой определяют взаимозависимость компаний по нескольким критериям. Они проверяют не только наличие одних и тех же учредителей, но и поставщиков, покупателей, персонала. Чтобы доказать применение различных схем ухода от налогов, налоговая зачастую приходит с проверкой ко всем участникам «группы» одновременно.

Девятое — если вас вызывают на комиссию (убыточная, зарплатная, НДС-комиссия), это может быть предвестником проверки, особенно если вы не выполняете требования комиссии или на допросе дали налоговикам лишнюю информацию, которой впоследствии они воспользуются против вас.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы снизить вероятность выездной налоговой проверки, не забывайте регулярно проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, указанным в приказе ФНС России № ММ-3-06/[email protected] («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Это, безусловно, не панацея, но и игнорировать эту концепцию не стоит. В нынешних экономических условиях надежды бизнесменов на справедливость и логичность работы государственной машины, в том числе судов, не оправдываются. Сегодня нужно идти на шаг впереди налоговиков, исправлять свои слабые места, чтоб избежать ненужных трат, доначислений и штрафов. Кроме того, после исправления ошибок новая стратегия ведения бизнеса должна быть не только продумана и менее уязвима, но и выстроена с учетом всех сегодняшних рисков.

Источники

Как избежать выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here