Формы финансово хозяйственного контроля

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Формы финансово хозяйственного контроля" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Виды и формы финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. внутрихозяйственный финансовый контроль;
  3. общественный финансовый контроль;
  4. независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

http://be5.biz/ekonomika/f005/21.html

Тема 1 сущность и организационные формы финансово-хозяйственного контроля

1.1. Сущность и назначение финансово-хозяйственного контроля в условиях развития рыночных отношений

1.2. Организационные формы финансово-хозяйственного контроля

1.3 Органы государственного контроля и их функции.

1.4 Органы ведомственного контроля и их функции

ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

2.1. Связь дисциплины «Ревизия и аудит» с другими экономическими дисциплинами.

2.2 Предмет, субъекты и объекты финансово-хозяйственного контроля

2.3 Методы и приемы финансово-хозяйственного контроля

2.4 Методические приемы документального контроля

2.5 Методические приемы фактического контроля

ТЕМА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Проверка (ревизия) как форма финансово-хозяйственного контроля, ее сущность, цели и задачи.

3.2 Предмет и объекты проверки (ревизии), правила проведения проверки (ревизии).

3.3 Участники контрольной деятельности (надзорной) деятельности, обязанности и права контролирующих (надзорных) органов и проверяющих

3.4 Права и обязанности проверяемых субъектов, хозяйственная деятельность которых проверяется.

3.5 Планирование контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь

3.6 Планирование государственного ведомственного контроля

3.7 Планирование проведения проверки (ревизии) субъекта хозяйствования

3.8 Подготовка, сроки и порядок проведения проверки (ревизии)

3.9 Порядок оформление результатов проведения проверки (ревизии) контролирующими (надзорными) органами

3.10 Реализация материалов проверки (ревизии), организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам проверки (ревизии)

ТЕМА 4 АУДИТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

4.1 Возникновение и становление аудита

4.2 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

4.3 Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторские профессиональные услуги

4.4 Аудитор, аудиторская организация, аудиторское объединение

4.5 Образование и квалификация аудитора

4.6 Пользователи информации о бухгалтерской отчетности

4.7 Принципы аудита

4.8 Классификация аудита

4.9 Отличия аудита от ревизии

4.10 Правовое регулирование аудиторской деятельностью в Республике Беларусь.

4.11 Национальные правила аудиторской деятельности

4.12 Независимость аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей

ТЕМА 5 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

5.1 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита

5.2 Аудиторский риск и его оценка

5.3 Существенность в аудите и ее связь с аудиторским риском

5.4 Аудиторская выборка

5.5 Понятие аффилированных лиц в аудите

5.6 Аудиторская тайна

5.7 Этапы аудиторской проверки, письмо-обязательство аудиторской организации

5.8 Планирование аудита, общая стратегия аудита и план аудита.

5.9 Договор на проведение аудита и оказание профессиональных аудиторских услуг

5.10 Аудиторские доказательства, применяемые в ходе аудита

5.11 Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита

5.12 Документирование аудита, рабочая документация аудитора

5.13 Аналитические процедуры в аудите. Виды и особенности применения, особенности аудита оценочных значений. Аудит в условиях компьютерной обработки данных

5.14 Проверка соблюдения требований нормативных актов, действия аудитора при выявлении ошибок

5.15 Информирование руководства о результатах проведенного аудита

5.16 Аудиторское заключение

ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Сущность и назначение финансово-хозяйственного контроля в условиях развития рыночных отношений

Читайте так же:  Налоговые вычеты семьям с детьми инвалидами

1.2. Организационные формы финансово-хозяйственного контроля

1.3 Органы государственного контроля и их функции.

1.4 Органы ведомственного контроля и их функции

1.1. Сущность и назначение финансово-хозяйственного контроля в условиях развития рыночных отношений

Развитие производительных сил и производственных отношений в разных социально-экономических формациях обусловливает потребность в совершенствовании функций управления процессом производства, в том числе и финансово-хозяйственного контроля.

Финансово-хозяйственный контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Контроль — это неотъемлемый элемент надстроечной системы общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти.

Финансово-хозяйственный контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.

Развитие рыночных отношений создает реальные предпосылки для формирования новой системы финансово-хозяйственного контроля, в основу которой можно положить такие принципы:

четкое обособление объектов контроля по формам собственности (государственная, частная) и источникам финансирования (хозрасчетные, бюджетные, смешанные);

разделение субъектов контроля на государственный, ведомственный, аудиторский (инициативный или обязательный), внутрихозяйственный контроль;

регламентация контролируемых вопросов хозяйственно-финансовой деятельности – правильность формирования доходов и расходов бюджета, достоверность отчетности, контроль и анализ финансовых результатов, выявление и оценка резервов предприятия, оценка состояния учета, оказание методической помощи по вопросам учета, контроля, экономического анализа и др.;

четкое разграничение сфер действия государственных и местных контрольных органов.

Контроль в переводе с французского (controle) имеет несколько значений и одно из них — проверка чего-либо.

Финансово-хозяйственный контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), ведущие свою деятельность в условиях рыночной экономики, имеют финансовую и хозяйственную самостоятельность, по собственному усмотрению решают вопросы об источниках финансовых ресурсов (собственных или привлеченных), об использовании и распределении полученного дохода. Одновременно хозяйствующие субъекты принимают на себя ответственность за соблюдение законодательства по ведению хозяйственной деятельности, за достоверное отражение в отчетности результатов этой деятельности и за соблюдение налогового законодательства.

Государство, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивает при этом выполнение обязательств, которые возникают между государством и хозяйствующими субъектами (например, налоговые обязательства), у хозяйствующих субъектов между собой (обязательства по расчетам, возникающим в ходе деятельности) и у хозяйствующих субъектов с наемными рабочими (расчеты по оплате труда).

Чтобы понять сущность финансово-хозяйственного контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов. Каждый вид контроля характеризуется такими элементами, как

http://studfile.net/preview/3972410/

Формы и виды финансово – хозяйственного контроля

Субъектом контроля выступают органы, имеющие полномочия на осуществление контроля за производственной и финансовой деятельностью субъекта хозяйствования, а также право вмешиваться в его оперативную деятельность (приостанавливать или ограничивать деятельность, отстранять от работы определенных лиц) и самостоятельно привлекать виновных к ответственности. По организационной форме экономический контроль в Украине подразделяется на государственный, муниципальный, независимый и контроль собственника.

Государственный контроль осуществляется всеми субъектами государственного управления в границах их полномочий. В деятельности субъектов государственного управления контроль может выделяться как самостоятельная функция или вытекающей из его основной деятельности.

Муниципальный экономический контроль, является неотъемлемой составной государственного контроля, осуществляется в соответствии с законодательством о местных советах и местных региональных органах самоуправления. Это комиссии по вопросам планирования бюджета, выполнения планов и программ экономического и социального раз-

Независимый контроль – это независимые аудиторы и аудиторские фирмы, проверяющие состояние учета деятельности субъектов хозяйствования, соответствие отчетности данным учета, правильности расчета прибыли и своевременности расчетов с бюджетом, а также распределение прибыли по акциям и т.п.

Контроль собственника включает внутрисистемный экономический контроль министерств, государственных комитетов, концернов, АО, который осуществляется в соответствии с законодательными и нормативными актами. Этот вид контроля также включает внутрихозяйственный контроль, который осуществляется руководством субъектов хозяйствования по оценке соответствия деятельности поставленным задачам. Т.е. субъектами контроля собственников являются соответствующие министерства, государственные комитеты, собственники предприятий и их руководство.

По периодичности, с которой осуществляется контроль, он подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный).

Предварительный контроль осуществляется до выполнения хозяйственной операции с целью предупреждения незаконных действий, неэффективного использования денег и принятия необоснованных решений. Он применяется на стадии согласования и утверждения сметы, договоров, во время подписания распорядительных и исполнительных документов для осуществления хозяйственной операции.

Текущий (оперативный) контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе выполнения хозяйственной операции. Текущий контроль возлагается в основном на службы внутрихозяйственного контроля. Его задача – оперативное выявление и своевременное устранение нарушений и отклонений, которые возникли в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Предприятие самостоятельно проверяет законность хозяйственных операций, рациональность использования денег, материальных ценностей, предотвращает случаи бесхозяйственности и злоупотреблений.

Последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции. Его цель – установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных операций, выявить недостатки в работе предприятия, факты бесхозяйственности и краж. По его результатам разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и устранения причин и условий их возникновения. Документальная ревизия является последующим видом хозяйственного контроля.

Читайте так же:  Размер подоходного налога в россии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_14372_formi-i-vidi-finansovo—hozyaystvennogo-kontrolya.html

Формы финансово хозяйственного контроля

Финансово-хозяйственный контроль — это контроль за финансовыми операциями и хозяйственными процессами с целью установления их законности, правильности и целесообразности, применяется во всех отраслях н национальной экономики и имеет различные формы в зависимости от формы собственности подконтрольного объект.

Сущность финансово-хозяйственного контроля, кроме его понятие, также характеризуется субъектами, объектами и методами его осуществления

Субъекты финансово-хозяйственного контроля — это внешние и внутренние органы контроля. Каждой форме финансово-хозяйственного контроля отвечает отдельный субъект контроля (рис 13, с 21)

Объектом финансово-хозяйственного контроля являются разнообразные осуществлены на предприятии хозяйственные и финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и соответственно документально отра бражени. Активы отдельного предприятия по тем или иным признакам объединяют в экономически однородные группы (необратимые, обратимые, привлеченные средства, источники их формирования и т.д.), каждая из которых является самостоятельным объектом контролю.

Финансово-хозяйственный контроль на каждом конкретном предприятии охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в структуре капитала

Финансово-хозяйственному контролю присущи те же формы, что и экономическом. Сферы, формы финансово-хозяйственного контроля отвечают сферам экономики (табл. 11)

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 11. Соответствие между сферами экономики и формам финансово-хозяйственного контроля

http://uchebnikirus.com/buh-audit/finansovo-gospodarskiy_kontrol_-_dikan_lv/finansovo-gospodarskiy_kontrol.htm

Формы и методы финансово-экономического контроля

2.1. Формы финансово-экономического контроля

Определяя формы финансово-экономического контроля, исходят из соотношения его содержания и формы как всеобщих категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности. Содержание представляет определяющую сторону предмета, а форма — способ его выражения и внутреннюю организацию, которые модифицируются с изменением содержания. Под формами финансово-хозяйственного контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля. Важно применять наиболее эффективные формы контроля с учетом четкого разграничения сфер их применения, конкретных хозяйственных ситуаций и задач, которые решают отдельные звенья управления экономикой.

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль (рис. 2.1). Все три формы находятся в тесной взаимосвязи и тем самым отражают непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль. Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы, определения цели и планирования мероприятий по ее достижению. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля — пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они ни проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.

Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль. Он проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль. Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Такой контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет оценить эффективность управления. Основное назначение последующего контроля — выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления. Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия является одной из разновидностей проверки.

Согласно определению, данному в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации 1 , проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Однако, по мнению автора, данное определение не вполне отражает сущность понятия «проверка».

Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах.

С юридической точки зрения проверка является процессуальным действием при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью объекта контроля. При проведении проверки выявляют отдельные нарушения финансовой дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского (финансового) учета, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяют эффективность использования финансовых, материальных и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы или участки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок служат основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.

Читайте так же:  Место проведения выездной налоговой проверки

В зависимости от места проведения проверки, проводимые налоговыми и таможенными органами, а также органами государственных социальных внебюджетных фондов подразделяют на камеральные и выездные. Вместе с тем применение понятий «камеральная» и «выездная» проверки приемлемо и для других органов, осуществляющих финансово-экономический контроль.

Камеральная проверка — это вид документального контроля представленной отчетности и документов, проводимая по месту нахождения субъекта финансового контроля (проверяющего органа) без выезда на объект проверки. По результатам камеральной проверки итоговый документ (акт) составляется только в случае выявления нарушений. Данные результатов камеральных проверок могут служить основанием для назначения внеплановых выездных проверок и использоваться при их проведении.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта и представляет собой вид финансово-экономического контроля, сочетающий в себе одновременное использование методов документального и фактического контроля. Именно для использования методов фактического контроля, а также возможности оперативного доступа к первичным учетным и иным оправдательным документам необходимо присутствие контролирующего органа по месту нахождения объекта проверки.

По полноте охвата документов и финансово-хозяйственных операций различают проверки сплошные и частичные (выборочные). При сплошной проверке проверяются все финансово-хозяй­ственные операции и документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и материальные ценности), а при частичной проверке проверяется только часть (определенная выборка) документов, операций, материальных ценностей.

Сплошная проверка, как правило, проводится исходя из целесообразности в организациях с небольшим объемом документации и финансово-хозяйственных операций, а также при необходимости, например, для восстановления бухгалтерского учета (при его отсутствии или утрате первичных документов).

Частичная проверка проводится для установления наличия или отсутствия нарушений в определенной части документов и учетных записей или в разделе бухгалтерского учета, которые могут быть характерны для всего массива документов организации либо бухгалтерского учета в целом. Результаты частичной проверки при обнаружении нарушений могут служить основанием для принятия решения о проведении сплошной проверки.

По степени охвата проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка — это всесторонняя проверка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. В ходе такой проверки проводится взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации с использованием максимально возможного сочетания различных методических приемов документального и фактического контроля. Законность, достоверность и экономическая целесообразность хозяйственных и финансовых операций при проведении комплексной проверки устанавливается наиболее квалифицированными специалистами.

Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности или разделов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Она может проводиться как самостоятельная проверка либо может быть составной частью комплексной проверки. В зависимости от этого результаты выборочной проверки могут быть отражены в отдельном итоговом документе либо войти в сводный итоговый документ о результатах комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка — это проверка определенного направления (темы) или вида финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводимая путем исследования заранее определенного круга вопросов или сторон финансово-хозяйственной деятельности. Как и результаты выборочной проверки, результаты тематических проверок могут иметь самостоятельное значение или быть использованы в качестве части совокупного результата комплексной либо выборочной проверки и в зависимости от этого оформляются самостоятельно или отражаются в общем документе.

Для установления качества контроля, осуществляемого нижестоящими контрольными органами и отдельными должностными лицами контрольных органов, законодательством предусматривается проведение контрольных проверок вышестоящими или специальными уполномоченными органами. За проведение некачественных проверок законодательством предусмотрена: дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность.

С целью контроля за устранением выявленных проведенной проверкой нарушений органы государственного финансового контроля могут проводить повторные проверки. Они проводятся только по вопросам, по которым ранее были выявлены нарушения. Законодательством установлены определенные ограничения на проведение повторных проверок за периоды, проверенные ранее.

Ревизия (от лат. revisio — пересмотр) представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающую систему обязательных контрольных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени. Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность по фактически исполненным хозяйственным и финансовым операциям, фактические остатки наличных и безналичных денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу и значение.

Обследование — это разновидность контрольных действий и метод предварительного контроля по оперативному выявлению состояния дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию субъекта финансово-экономического контроля, дополнительный способ для определения необходимости и целесообразности проведения проверки или ревизии. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица органов Федеральной службы налоговой полиции и налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В ходе обследования могут быть решены следующие основные задачи:

определение правомерности и возможностей использования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий для получения дохода;

установление правового статуса, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и их соответствия действующему законодательству;

Читайте так же:  Статья за неуплату налогов физическим лицом

мониторинг и диагностика финансовой отчетности и финансового состояния подконтрольного объекта;

предварительный анализ и оценка финансово-экономической деятельности объекта контроля.

Обследование позволяет до начала проверки или ревизии выявить слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определить наиболее важные для проверки вопросы.

http://studfile.net/preview/4171790/page:8/

Тема 1. Понятие финансово — хозяйственного контроля, его предмет и метод

Литература.

1. Бутинец Ф.Ф. Контроль и ревизия, 2000г.

2. Усач Б.Ф. Контроль и ревизия, 2002 г.

3. Дикань Л.В. Контроль и ревизия, 2004 г.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

2. Формы и виды финансово – хозяйственного контроля.

3. Содержание финансово — хозяйственного контроля, его цели и объекты.

1. Сущность, задачи и функции контроля.

Слово контроль имеет французское происхождение: “controle” – проверка или наблюдение с целью проверки. Это слово образовалось от латинского “contra», которое обозначает «противоположный». Во второй части слова «контроль» лежит слово «роль» (от лат. «role»), т.е. мера влияния, значение, степень участия в чем-то. Т.о. содержание слова «контроль» кроме проверки или наблюдения с целью проверки имеет еще и противодействие нежелательному. Юридический смысл контроля состоит в одной из форм реализации полномочий государственных и негосударственных органов. Хозяйственный контроль должен помогать подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте.

Хозяйство – это совокупность природных и созданных руками человека средств, которые используются людьми для поддержания, улучшения условий и средств существования и жизнеобеспечения. Т.о. хозяйственный контроль – это контроль производства.

Субъект хозяйствования – это зарегистрированное в соответствии с законодательством юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности.

Контроль – это систематическое наблюдение и проверка процесса функционирования объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Организация контроля – это упорядочение систем контроля.

Под предметом организации контроля понимают определенный порядок и приемы работы с целью обеспечения максимальной эффективности их использования при выполнении поставленных задач.

1. Выбор объекта контроля.

2. Информационная – сбор данных.

3. Обоснование цели и задачи контроля.

4. Изучение объекта на месте.

5. Обследование, проверка, инвентаризация, опрос.

6. Изучение документов.

7. Оформление результатов контроля.

8. Гласность результатов контроля.

9. Разработка способов для устранения недостатков.

10. Контроль за выполнением принятых мер.

Хозяйственных контроль – это процесс наблюдения и проверки производственной и финансовой деятельности предприятия, который осуществляется соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров, устранения и предупреждения негативных явлений.

В осуществлении хозяйственного контроля можно выделить 2 направления:

¨ контроль с точки зрения экономической эффективности деятельности;

¨ контроль с точки зрения соблюдения законности и обеспечения сохранности имущества предприятия.

Сущность процесса контроля отражает характеристики:

¨ содержательную – что делается в процессе контроля;

¨ организационную – кем и в каком порядке производится контроль;

¨ технологическую – как делается.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных стадий:

¨ подготовительная – выбор объекта контроля, определение предмета и способа контроля, составление плана контроля;

¨ центральная – сбор и обработка информации;

¨ итоговая – принятие решений по итогам контроля, доведение его адресату, помощь в наведении порядка на объекте, контроль за исполнением принятых решений.

Функции контроля – это выявление и изучение фактического состояния дел, сравнения его с поставленными целями, оценка деятельности, принятие мер по устранению выявленных нарушений. Контроль имеет сигнальную, профилактическую и инструктивную функции.

Сущность контроля как одной из функций управления определяют систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта с целью определения обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения негативных ситуаций и информирование об этом органы управления.

Развитие рыночных отношений в Украине, появление акционерных предприятий, коммерческих банков и других хозяйственных структур требуют реорганизации системы хозяйственного контроля.

Первым шагом стало принятие Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и в 1996 г. Указа Президента «Об образовании государственной налоговой администрации».

Однако эти шаги не решали всех проблем хозяйственного контроля, поэтому в 93 г. был принят Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и Закон Украины «Об аудиторской деятельности».

Эти акты определяют основы государственной системы контроля в Украине: права и обязанности органов государственной власти и управления, а также структуру и организацию системы контроля.

Государственные органы власти и управления пользуются правом контроля в следующих формах:

¨ путем создания специальных контролирующих органов;

¨ путем привлечения или выдачи поручения существующим контролирующим органам.

Часто возникает необходимость проведения финансового контроля (налоговая инспекция и ревизионные службы МФУ) в связи с противоречиями между государством и субъектами хозяйствования или отдельными лицами.

Разногласия, которые могут возникнуть между интересами государства и общества с одной стороны, и интересами отдельных субъектов хозяйствования, с другой, могут стать объектом правового контроля (ревизия по требованию правоохранительных органов и судебно-бухгалтерской экспертизы). Объектами такого контроля становятся правонарушения. Противоречия между интересами хозяйствования становятся объектом контроля специальных инспекций (экологической, санитарной и т.п.).

Урегулирование интересов субъектов хозяйствования, входящих в партнерские отношения требуют аудиторский контроль.

В государственном секторе и акционерных обществах возможен ведомственный контроль, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления. Но этот контроль в большинстве случаев недейственный.

Читайте так же:  Пеня за неуплату налога на недвижимость

Финансово — хозяйственный контроль изучает экономические явления и процессы, которые возникают в общественном производстве с точки зрения их законности, достоверности и целесообразности. Предметом изучения является объективно существующий процесс воспроизводства, т.е. законность осуществленных операций.

Хозяйственному контролю подлежит:

1. Фактическое наличие, сохранность и движение имущества в каждом отдельном звене и в целом всей экономической деятельности.

2. Хозяйственные процессы при производстве общественного продукта.

3. Расчетно-кредитные операции, связанные с движением имущества и производства общественного продукта.

4. Производственные и организационно-технические отношения, возникающие во время потребления и воспроизводства имущества.

Предметом хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы, фактическое наличие и движение имущества в процессе расширенного воспроизводства, а также производственные отношения, возникающие при этом.

Объект контроля – это то, что подлежит изучению или проверке. Контролируется не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества и объектом контроля выступают явления и процессы хозяйственной жизни.

Совокупность взаимосвязанных объектов контроля от состояния и функций которых зависит выполнение определенной группы норм, правил, плановых заданий, создает направление контроля. К ним относятся финансовый контроль, контроль качества продукции, контроль условий труда и техники безопасности и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_14371_tema—ponyatie-finansovo—hozyaystvennogo-kontrolya-ego-predmet-i-metod.html

Формы финансово-экономического контроля

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления, по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль. Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Его цель – предотвращать незаконные действия, недостатки и нарушения. Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы; определения цели; планирования мероприятий по достижению цели. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля – пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они не проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.

Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль, который проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль. Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период времени называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Последующий контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет оценить эффективность управления. Основное назначение последующего контроля – выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляются в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия также является одной из разновидностей проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Под проверкой

следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследо­ванию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных доку­ментах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах.

При проведении проверкивыявляют отдельные нарушения финансовой дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского (финансового) учета, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности определяют эффек­тивность использования финансовых, материальных и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы, или участки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок являются основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.

Ревизия представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающей систему обязательных контроль­ных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйствен­ных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени. Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и ста­тистическая отчетность по фактически исполненным хозяйственным и финансовым операциям, фактические остатки наличных и безналичных денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии, оформ­ляются актом, имеющим юридическую силу и значение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/17_58751_formi-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

Формы финансово хозяйственного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here