Формирование системы валютного контроля в российской федерации

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Формирование системы валютного контроля в российской федерации" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Становление и развитие системы валютного контроля в России

Справка «Бюджета»
Родился 9 февраля 1961 года в г. Щелково Московской области.
1978 г. – поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР.
С августа 1983 г. – инженер В/О «Востокинторг».
С октября 1983 г. – старший товаровед в Афганистане при торгпредстве СССР, отделение В/О «Востокинторг».
С октября 1985 по декабрь 1987 г. – служба в Советской Армии.
С января 1988 г. – научный сотрудник Центрального научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР.
С декабря 1990 г. – старший инженер в Торгпредстве СССР в Иране.
С ноября 1995 г. – ведущий специалист, главный специалист Центрального научно-исследовательского института «Комета».
С апреля 1999 г. – начальник отдела, заместитель руководителя департамента, руководитель департамента Минфина России.
С мая 2004 г. по настоящее время – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Автор ряда научных работ в области экономики и финансов. Кандидат экономических наук.
Награжден юбилейной медалью «200 лет Минфину России» (2000 г.), благодарностью Министра финансов РФ (2000 г.).

Рекомендуем посмотреть

Финансы

«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

Выставки, форумы, конференции

Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

Финансовый контроль

Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

Финансы

Доходы федерального бюджета пересмотрены в сторону увеличения

Финансы

Ключевая ставка снижена до 6%

Финансы

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2019 год

Законы

Премьер-министр озвучил первоочередные меры по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию

http://bujet.ru/article/2609.php

Система организации и функционирования ‘ валютного регулирования и контроля в рф

Валютное регулирование — это, с одной стороны, процесс, а с другой — порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование включает установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансово-бюджетной безопасности [19,29,38].

Валютное регулирование — деятельность специальных государственных органов (органов валютного регулирования), определенных законодательством государства, по установлению порядка обращения валютных ценностей, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

Валютное регулирование относится к исключительной компетенции государства. Внутри каждого государства валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами правовых мер с целью:

• создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

• установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

• обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

• регламентации международных расчетов;

• поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

• обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистического) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

К задачам валютного регулирования относят управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, установление порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование подразделяется на прямое и косвенное, рыночное и государственное.

Прямое валютное регулирование включает законодательные акты и действия исполнительной власти.

Косвенное предполагает использование экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Рыночное валютное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию, а государственное направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Государственное валютное регулирование осуществляется на трех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном.

Основными элементами национального валютного регулирования являются: разрешительный порядок для совершения операций с валютными ценностями; введение института уполномоченных банков; запрет на применение иностранной валюты в расчетах между резидентами на территории страны; установление разреши тельного порядка для оставления валюты на счетах в иностранных банках; введение обязательной продажи части валютной выручки и др. К числу основных элементов национального валютного регулирования можно отнести валютные ограничения.

Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов, согласовании валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Развитие и использование межгосударственного валютного регулирования связано с рядом причин:

1) усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные и финансовые отношения;

2) изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

3) изменением расстановки сил на мировой арене;

4) огромными масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными кризисами.

Валютное регулирование на региональном уровне осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например Европейского союза.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечить экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В действующем законодательстве подчеркивается самостоятельная роль валютного контроля, признаваемого одним из методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, объектами которого являются:

1) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

2) обоснованность платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

3) совершение бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, либо выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженной в материально-вещественной форме;

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка проводится на основе

4) расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении экспортных и импортных операций.

Важно отметить, что непосредственно предметом валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них.

С учетом юридического содержания контрольной деятельности как формы правоприменения можно выделить ряд принципов валютного контроля.

К общим принципам валютного контроля относятся:

принцип законности, означающий необходимость строгого и неуклонного соблюдения закона в процессе осуществления контроля;

принцип социальной справедливости, означающий, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться в интересах всего общества;

принцип целесообразности, означающий необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта;

принцип обоснованности, означающий необходимость полного выявления и изучения всех обстоятельств дела, использование только достоверных доказательств при принятии решения.

К специальным отраслевым принципам валютного контроля относятся:

принцип оптимального вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, означающий необходимость наличия веских законных оснований для проведения в отношении субъектов валютных операций контрольных мероприятий;

принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля, означающий необходимость создания единой федеральной системы органов и агентов валютного контроля, деятельность которой должна быть направлена на реализацию мер валютного регулирования и структура которой должна быть оптимизирована для решения этой задачи;

принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, означающий необходимость строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключение или минимизацию затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

В качестве целей валютного контроля законодательством выделяются:

а) соответствие проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и имеющимся разрешениям (лицензиям);

б) выполнение обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;

в) полнота и достоверность учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями национального законодательства.

.с При этом, как правило, осуществляются следующие действия: , ; • регистрация и статистический учет валютных операций;

• контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении сделок и операций с валютными ценностями;

• контроль за исполнением субъектами валютных правоотношений своих юридических обязанностей в отношении государства;

• контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

• контроль за обоснованностью осуществляемых международных платежей в валюте;

• применение мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства;

• сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между полномочными органами.

Цели определяют основные направления валютного контроля:

юридическое — контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, применение санкций к нарушителям;

бухгалтерское — контроль за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям;

информационно-статистическое — сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами, а также регистрация валютных операций.

Валютное регулирование

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/3×1425.html

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

Читайте так же:  Процесс проведения налоговых проверок

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.
Читайте так же:  Декларация 3 ндфл по процентам

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Валютный контроль в Российской Федерации

Система валютного контроля в Российской Федерации является частью ее государственного финансового контроля и построена по принципу двухуровневой модели. Первый уровень образуют Правительство РФ и органы валютного регулирования, второй — агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ таким органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор.

К агентам валютного контроля Законом отнесены уполномоченные банки, подотчетные Банку России, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк России.

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти (являющихся органами валютного контроля), их взаимодействие с Банком России. Оно также обеспечивает взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, таможенных и налоговых органов.

Банк России обеспечивает взаимодействие уполномоченных банков как агентов валютного контроля с таможенными и налоговыми органами: уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля в объеме и в порядке, установленных Банком России.

Такое распределение функций между органами и агентами валютного контроля установлено в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Этим же Законом определены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки по соблюдению резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства — положений Закона и актов органов валютного регулирования, проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Они вправе запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Законом установлен перечень документов, которые в целях осуществления валютного контроля могут запрашивать у резидентов и нерезидентов агенты валютного контроля. Но из этого перечня они имеют право требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительны на момент представления, иметь заверенные переводы на русский язык, если они полностью или частично исполнены на иностранном языке.

Таким образом, либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и, соответственно, к росту объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.

В системе органов валютного регулирования и валютного контроля особое место занимает Банк России.

Разработка нормативно-правовой базы является основным методом валютного регулирования и валютного контроля, применяемым Банком России.

Конкретные методы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства определяются с таким расчетом, чтобы они оказывали комплексное регулирующее воздействие при реализации задач государственной валютной политики.

В отношении экспортно-импортных операций применяется система таможенно-банковского контроля. Она основана на сопоставлении в автоматическом режиме данных таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с информацией уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортеров выручки от экспорта товаров или списанных со счетов импортеров сумм оплаты за импортируемые товары. Информация об осуществленных отгрузках и платежах обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре Федеральной таможенной службы. На ее основе выявляются факты невозврата в Российскую Федерацию экспортной выручки и непоступления товаров в счет осуществленных авансовых платежей по импортным контрактам.

Для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом органы и агенты валютного контроля могут использовать паспорт сделки, оформляемый экспортерами и импортерами в уполномоченных банках (ст. 20 Закона). Он должен содержать сведения, необходимые для учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Эти сведения отражаются на основе подтверждающих документов. Банк России может устанавливать единые правила оформления резидентами паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В настоящее время сформирована система отчетности уполномоченных банков по валютным операциям, которая является основной базой для их мониторинга. Мониторинг валютных операций как метод валютного контроля используется для выявления отклонений в направлении валютных потоков, которые указывают на возможность необоснованного оттока капитала из страны и уклонение участников внутреннего валютного рынка и внешнеэкономической деятельности от выполнения требований валютного законодательства.

Таким образом, система валютного контроля в Российской Федерации построена на принципах последующего контроля за уже совершенными валютными операциями и требует дальнейшего совершенствования в направлении развития механизма предварительного контроля.

http://economics.studio/finansy-kredit/valyutnyiy-kontrol-rossiyskoy-68267.html

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3057 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налогов комментарий

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

http://moluch.ru/archive/107/25804/

Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Читайте так же:  Земельный налог постоянное бессрочное пользование

Дата публикации: 28.09.2019 2019-09-28

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Маланов В. И., Табачная С. А. Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/archive/277/62677/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье рассматривается деятельность Сбербанка по валютным операциям. Проанализированы валютные активы ПАО «Сбербанк», выявлены проблемы и сформулированы выводы. Выявлены основные направления развития валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе

Ключевые слова: Сбербанк, валютные операции, коммерческий банк, валюта, валютные активы, валютный контроль.

This article examines the activities of the Savings Bank on currency transactions. The currency assets of PJSC «Sberbank» are analyzed, some problems are identified and conclusions are formulated. The main directions of development of currency control in the Russian Federation at the present stage are revealed

Keywords: Sberbank, Currency operations, Commercial bank, Currency, Foreign exchange assets, Exchange control.

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяет курс иностранной валюты относительно денежной единицы страны.

Рассмотреть контроль валютных операций и провести их анализ в рамках данной научно-исследовательской статьи предлагается на примере ПАО «Сбербанк России».

ПАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России». Он входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, и нормативными документами Банка России, а также настоящим уставом [1].

Проведение валютных операций является наиболее сложным и рискованным видом банковской деятельности, что может принести ему большую прибыль и нанести значительный ущерб.

Проанализируем и определим объем валютных активов за анализируемый период с 2016–2018 гг.

Изменение объема валютных активов ПАО «Сбербанк»

Показатель

2016

2017

2018

Темп роста 2018/2016,%

Итого активы, выраженные в иностранной валюте

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Согласно таблице 1, сумма валютных активов в 2018 году на 45 % выше, чем в 2016 году. Увеличение активов, выраженных в иностранной валюте, может быть оценено положительно, так как это указывает на увеличение стоимости ликвидных активов. Диверсификация активов банка в связи с расширением операций с иностранной валютой. Рост валютных активов в банке вызван текущей переоценкой счетов в иностранной валюте в связи с изменением обменного курса рубля к доллару США и евро.

Чтобы оценить эффективность валютных операций для банка, необходимо проанализировать динамику чистой прибыли от операций с иностранной валютой.

Динамика чистой прибыли банка от операций свалютными операциями

Показатель

2016

2017

2018

Отклонение, 2018–2016

Доходы за вычетом убытков от операций с иностранной валютой

Доходы за вычетом расходов от переоценки производных финансовых инструментов в иностранной валюте

Доход за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Данные таблицы 2 показывают, что чистая прибыль банка за отчетный период снизилась на 62,5 млн. рублей с 9,5 млн. рублей в 2016 году до 53,4 млн. рублей в 2018 году. Позитивные результаты переоценки активов не покрыли убытки банка от проведения операций в Валютный рынок.

В результате этих операций и появления открытой валютной позиции банк подвергается валютному риску, который определяется степенью несоответствия между размером активов и обязательств в определенной валюте.

Сейчас в условиях развития банковских операций, актуальной является задача усиления валютного контроля. Так, реформу валютного контроля, предполагающую либерализацию валютного рынка в России, предложили ЦСР и РАНХиГС. Ее можно было бы завершить уже в 2019 году. Идеи выглядят прогрессивно, но могут поставить под фатальный удар курс российской валюты в случае кризиса, подобного наступившему в 2014 году.

Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад с предложениями о либерализации валютного рынка. Предлагается ликвидировать соответствующий федеральный закон, отказаться от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединить понятия валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усилить исполнение Росфинмониторингом норм FATF. Если все это будет сделано, реформа может завершиться уже в 2019 году.

Главная идея — отмена закона «О валютном регулировании» с переносом части его норм в Гражданский кодекс (ст. 140) и закон «О рынке ценных бумаг». В результате понятия налогового резидента и валютного резидента совпадут.

Норму об обязательной репатриации капитала авторы предлагают просто ликвидировать, и модифицировать норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте [2].

Проблему контроля Росфинмониторингом отмывания денег предлагается решить приведением базового подзаконного акта ведомства (приказа 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») в соответствие нормам FATF.

Вопрос о либерализации валютного контроля нужно разделить на две части. С одной страны — классические виды борьбы с отмыванием доходов. С другой стороны, возникает обязательность репатриации валютной выручки. Предложения РАНХиГС и ВАВТ, выглядят шагом в направлении финансовой либерализации, но на деле могут привести к ситуации, когда в условиях очередной спекулятивной атаки на российский рубль в государственной казне просто не будет валюты для поддержания её курса.

Сведения обо всех операциях наших компаний и предпринимателей за рубежом местные банки через свои налоговые органы будут сообщать российским службам, используя IT-системы передачи больших баз данных. Принципиально и революционно меняется подход к контролю. Поэтому для него не нужно возвращать выручку в страну, можно без этого учитывать операции и отслеживать сомнительные сделки по требованиям FATF.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/277/62677/

Формирование системы валютного контроля в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here