Финансовый контроль ценных бумаг

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Финансовый контроль ценных бумаг" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность по управлению ценными бумагами

О центральном депозитарии Федеральный закон № 414-ФЗ от 07.12.2011

Об организованных торгах Федеральный закон № 325-ФЗ от 21.11.2011

Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка

Иные акты № 10-4/ПЗ-Н от 28.01.2010
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 21, 24.05.2010

О персональных данных Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006

Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок

Иные акты № 06-67/ПЗ-Н от 22.06.2006
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 2, 08.01.2007,«Российская газета», N 5, 13.01.2007

Об ипотечных ценных бумагах Федеральный закон № 152-ФЗ от 11.11.2003

Об инвестиционных фондах Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.11.2001

О рынке ценных бумаг Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996

Связанные документы

Об акционерных обществах Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995

Базовые стандарты

Наименование стандарта Дата согласования Комитетом по стандартом Дата утверждения Банком России Дата начала применения Редакция
Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих управляющих 21.11.2018 20.12.2018 01.12.2019 действующая
Базовый стандарт совершения управляющим операций на финансовом рынке 02.10.2017 16.11.2017 17.05.2018 действующая

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Нормативные акты и документы, регулирующие брокерскую деятельность

О центральном депозитарии Федеральный закон № 414-ФЗ от 07.12.2011

Об организованных торгах Федеральный закон № 325-ФЗ от 21.11.2011

Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка

Иные акты № 10-4/ПЗ-Н от 28.01.2010
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 21, 24.05.2010

О персональных данных Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006

Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок

Иные акты № 06-67/ПЗ-Н от 22.06.2006
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 2, 08.01.2007,«Российская газета», N 5, 13.01.2007

Об ипотечных ценных бумагах Федеральный закон № 152-ФЗ от 11.11.2003

Об инвестиционных фондах Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.11.2001

О рынке ценных бумаг Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996

Связанные документы

Об акционерных обществах Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995

Базовые стандарты

Наименование стандарта Дата согласования Комитетом по стандартом Дата утверждения Банком России Дата начала применения Редакция
Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров 20.11.2018 20.12.2018 01.12.2019 действующая
Базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке 28.12.2017 19.01.2018 01.06.2018 действующая

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Мильчакова Н.А. Система государственного контроля на рынке ценных бумаг: организационно-управленческий аспект

Система регулирования и контроля на рынке ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этом сегменте финансового рынка. Ее основные задачи были сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 01.07.96 г.

создание и обеспечение эффективных механизмов привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики; •

обеспечение условий и создание надежных механизмов для инвестиций населения; •

обеспечение интеграции российского рынка ценных бумаг в мировой фондовый рынок; •

защита интересов и законных прав акционеров и инвесторов.

Государственная политика, проводившаяся Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, способствовала тому, что за последние 4-5 лет были заложены основы для эффективного развития этого важнейшего сегмента финансового рынка и обеспечения им своей основной функции — мобилизации ресурсов для развития экономики. Так, за этот период времени были введены в действие основные документы, устанавливающие и регламентирующие правила работы на фондовом рынке (Законы РФ «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»). Сформирована инфраструктура фондового рынка и разработаны нормативные документы, регламентирующие ее деятельность. Обозначились основные торговые площадки, на которых ведутся организованные операции с ценными бумагами; в последнее время они стали общенациональными центрами обращения ценных бумаг (Московская межбанковская валютная биржа, фондовая биржа «РТС», фондовые биржи некоторых крупнейших российских городов). Появились новые формы брокерского обслуживания, расширился спектр услуг, предлагаемых профессиональными участниками фондового рынка клиентам.

Однако, пока не решена основная задача — привлечение средств отечественных инвесторов на фондовый рынок. По нашему мнению, проблема привлечения средств инвесторов в ценные бумаги, в том числе — средств населения — это проблема восстановления их доверия к фондовому рынку. В связи с этим особо важной задачей текущего момента становится формирование механизмов эффективного государственного контроля над фондовым рынком.

Наиболее распространенное в экономической литературе определение государственного финансового контроля (ГФК) рассматривает его как контроль государства за использованием бюджетных средств негосударственными предприятиями, обеспечение своевременных расчетов предприятий и организаций с бюджетом, а также — обеспечение управления государственной собственностью и имуществом.

По нашему мнению, данное определение не отражает необходимости контроля государства за обращением денежных средств и их эквивалентов на финансовых рынках. В частности, из приведенного выше определения практически полностью выпадает понятие контроля над рынком ценных бумаг, не учитывается аспект эффективности управления государственной собственностью.

Нам представляется более точным следующее определение. Финансовый контроль — это контроль государства за участниками финансовых рынков, направленный на обеспечение их информационной открытости, соблюдения ими законодательства и правил работы на рынке.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл какие документы прикладывать

Основной целью финансового контроля, в соответствии с данным определением должно быть повышение эффективности управления денежными потоками в национальном масштабе, что означает не только надзор за соблюдением правил, но и стимулирование российских участников фондового рынка к совершению операций преимущественно в России. С развитием рынка американских депозитарных расписок (АДР) на российские акции значительная часть средств инвесторов, не только иностранных, но и российских, перетекает за рубеж. Это становится одним из факторов снижения оборотов российского фондового рынка. Если не будет приниматься мер, стимулирующих операции с российскими ценными бумагами на внутреннем рынке, то возможности для эффективного функционирования российского фондового рынка будут резко ограничены.

Не менее важной задачей финансового контроля является создание равных стартовых условий для совершения операций на фондовом рынке российскими и иностранными инвесторами; в противном случае, задача привлечения средств населения на фондовый рынок так и не будет решена.

Для реализации основной цели финансового контроля, на наш взгляд, должны быть определены следующие приоритеты: •

обеспечение защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов; •

обеспечение одинаковых «правил игры» для всех участников фондового рынка; •

соблюдение национальных интересов при интеграции российского фондового рынка в глобальный рынок.

Финансовый контроль над рынком ценных бумаг осуществляет целая группа государственных учреждений, а основным государственным институтом, осуществляющим контроль над фондовым рынком, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Кроме нее, функции контроля за рынком ценных бумаг выполняют Банк России, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство РФ по налогам и сборам и т.д. Однако они регулируют только отдельные виды операций с ценными бумагами (см. Табл.6).

Функции органов государственного контроля РФ на рынке ценных бумаг Орган государственного контроля Функции Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Осуществление государственного регулирования рынка ценных бумаг, разработка документов, регламентирующих стандарты деятельности профессиональных участников фондового рынка Банк России Регулирование деятельности банков и кредитных организаций на рынке ценных бумаг Министерство по антимонопольной политике Регулирование крупных сделок Госналогслужба Налогообложение операций с ценными бумагами

Основными объектами государственного контроля являются различные группы участников фондового рынка, среди которых: •

эмитенты ценных бумаг; •

профессиональные участники фондового рынка, в том числе — инфраструктурные организации; •

индивидуальные и институциональные инвесторы; •

саморегулируемые организации участников рынка ценных бумаг.

В зависимости от объектов регулирования, можно выделить следующие виды государственного контроля: •

Понятие оперативного (технического) контроля является достаточно узким и предполагает отслеживание государственными органами ситуации на фондовом рынке, определение и поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка, недопущения системных кризисов, вызванных техническими сбоями в работе торговых и депозитарно-расчетных систем. Функции оперативного контроля могут возлагаться не только на государственные органы, но и на саморегулируемые организации участников фондового рынка. Более того, сейчас все больше возрастает роль саморегулируемых организаций в осуществлении оперативного контроля над фондовым рынком.

К одной из наиболее значимых форм государственного контроля за фондовым рынком — функциональному контролю — можно отнести контроль за совершением операций с ценными бумагами и выполнением профессиональными участниками рынка своих основных функций, соблюдением ими требований законодательства. Его целью является повышение надежности профучастников рынка, введение и поддержание цивилизованных правил работы на рынке, предотвращение появления в нашей стране новых «финансовых пирамид».

В качестве форм функционального контроля над фондовым рынком можно выделить следующие: •

разработка и введение в действие документов, устанавливающих и

регламентирующих правила работы на фондовом рынке; •

регулярное отслеживание финансового положения участников рынка ценных

бумаг, введение минимальных требований, необходимых для получения лицензий и

оказания услуг на организованном фондовом рынке; • предъявление требований к информационной открытости профессиональных участников фондового рынка.

Однако, если функциональный контроль распространяется только на профессиональных участников фондового рынка, то институциональный контроль — более широкое понятие, затрагивающее практически все сферы деятельности и группы участников рынка ценных бумаг. Под институциональным контролем подразумевается государственный контроль, направленный на обеспечение и эффективное функционирование фондового рынка как единого института.

Под эффективным функционированием фондового рынка подразумевается отражение и учет в рыночных курсах ценных бумаг всей значимой для рынка информации, что в результате способствует росту оборотов рынка, увеличению капитализации предприятий — эмитентов, повышению ликвидности их акций4. При этом эффективный фондовый рынок может существовать в различных формах — слабой, средней и сильной. Последняя означает, что курсы ценных бумаг реагируют ростом или снижением не только на информацию, которая уже опубликована, но и на информацию, раскрытие которой только ожидается.

Прежде всего, эффективное функционирование рынка ценных бумаг связано с повышением требований к соблюдению эмитентами прав акционеров, в особенности — к защите прав миноритарных акционеров. Предъявление таких требований в соответствующих нормативных документах и законодательстве — важнейшая задача институционального контроля над рынком.

Кроме того, институциональный государственный контроль, по нашему мнению, должен предусматривать меры, направленные на: •

обеспечение и повышение ликвидности ценных бумаг; •

сглаживание чрезмерно резких колебаний их курсовой стоимости; •

обеспечение прозрачности сделок с крупными пакетами акций; •

более полное раскрытие эмитентами корпоративной информации; •

недопущение манипулирования курсами ценных бумаг со стороны инвесторов и брокерских фирм; •

налаживание конструктивного взаимодействия и сотрудничества между эмитентами, брокерскими фирмами и инвесторами в области привлечения капитала в реальный сектор и проведению мероприятий по повышению ликвидности акций.

При выполнении этих условий, по нашему мнению, в России начнут закладываться

основы для эффективной деятельности фондового рынка как института. Таким образом,

государственный контроль будет выполнять не только задачи по надзору, но и задачи по стимулированию участников рынка к повышению эффективности своих операций.

Контроль на рынке ценных бумаг

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Читайте так же:  Для налогового вычета 2 ндфл или 3ндфл

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Контроль рынка ценных бумаг в России

Становление российского фондового рынка тесно связано с модернизацией соответствующей части законодательства, а также укреплением вертикали власти. В настоящее время органом, ответственным за регулирование и осуществлением контроля над работой российского рынка фондовых инструментов является Служба Банка России по финансовым рынкам.

Само государство помимо контролирующей и регулирующей функции выступает в лице инвестора, а также эмитента ценных бумаг. Как правило, государством выпускаются облигации для привлечения дополнительных финансовых средств в бюджет. Инвестирование в фондовые инструменты так же используется для распределения финансов, получения дополнительного дохода. Банк России является активным участником отношений не только в качестве контролирующего органа, но и как профессиональный участник отношений. Можно сказать, что он формирует первичный рынок, где производится первая продажа фондовых инструментов. На вторичном рынке он выполняет роль брокера. Использование операций с государственными облигациями позволяет решать задачи в рамках кредитно-денежной политики государства.

К функциям Службы Банка России по финансовым рынкам можно отнести:

  1. Формирование свода правил для банковских организаций по осуществлению деятельности на фондовом рынке.
  2. Осуществление контроля над работой банков в сфере операций с ценными бумагами.
  3. Регистрация проспектов эмиссий банков.
  4. Осуществление контроля над эмиссией государственных долговых обязательств.
  5. Ведение реестра акционерных обществ.
  6. Обучение профессиональных участников рынка, их аттестация.

Таким образом, в ведение этой Службы находятся ключевые моменты, позволяющие не только воздействовать на систему фондовых отношений, но и осуществлять контроль за исполнением соответствующего законодательства и постановлений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Осуществление контроля на рынке ценных бумаг

Видео (кликните для воспроизведения).

Фондовый рынок является частью финансовой системы страны. Он тонко реагирует на любые изменения как в движении финансов и капитала, так и в национальной экономике в целом. Регулирование рынка фондовых инструментов является одной из приоритетных задач любой государственной системы управления. Дело в том, что именно он способствует развитию и укреплению работоспособности финансовой системы страны.

Частью системы управления и регулирования рыночной системой является осуществление контроля. Контроль позволяет нивелировать негативные тенденции, избегать кризисных ситуаций, способных повлиять на функционирование фондового рынка. Любая нестабильность снижается уровень доверия к национальному рынку фондовых инструментов, а значит, уменьшает инвестиционную привлекательность.

Стоит отметить, что финансовый контроль осуществляют все субъекты отношений, начиная от отдельных индивидов и заканчивая крупными транснациональными корпорациями и целыми странами.

Выделяют следующие виды контроля на фондовом рынке:

  1. Государственный контроль осуществляется соответствующими органами аппарата управления. Здесь реализуется регулирующая, регистрирующая функции, а также лицензирование профессиональных участников отношений.
  2. Негосударственный внутренний контроль проводится всеми субъектами, участвующими в отношениях на фондовом рынке. Аудит проводится для целей оптимизации внутренней работы субъекта, повышения его эффективности, поиска слабых мест в системе.
  3. Негосударственный внешний контроль может осуществляться саморегулирующимися организациями и организаторами торгов. Цель данного контроля заключается в обеспечении соблюдения прав всех сторон сделки.
Читайте так же:  Валютный контроль германии

Контроль является частью системы управления фондовым рынком и регулирования отношений на нем.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Сущность рынка ценных бумаг

Основой экономики любого государства является процесс производства, объединяющий создание, распределение, последующий сбыт и конечное потребление благ. Движение последних обслуживается встречным движением финансов – денег и капитала. Фондовый рынок является частью этой системы. Он способен поддерживать краткосрочные операции с деньгами, так и долгосрочные сделки с капиталом.

Фондовый рынок выполняет функции по накоплению денежных средств и капитала, а также способствует их распределению и целевому применению. Кроме того, он стимулирует инвестиционную деятельность субъектов отношений, влияя на преобразования сбережений в активы. С помощью фондовых инструментов компании получают возможность покрывать нехватку финансовых средств для достижения собственных нужд путем эмиссии, либо создания инвестиционного портфеля. Можно сказать, что размещение средств в ценных бумагах формирует непроизводственную часть прибыли.

Разнообразие ценных бумаг определяет классификацию фондовых рынков. Сами бумаги представляют собой документы, удостоверяющие имущественные права своих владельцев. Фондовые рынки делят на следующие виды:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Привлечение капитала для нужд бизнеса или государства осуществляется за счет выпуска ценных бумаг, оборот которых происходит на первичном рынке по номинальной стоимости.
  • Вторичный рынок влияет на распределение финансовых средств между инвесторами под влиянием закона рынка. Цена устанавливается рыночная.
  • Организованный рынок регламентируется законодательством страны. Здесь предоставляется доступ к услугам профессиональных участников отношений. На организованном рынке предъявляются повышенные требования к субъектам, при этом выполняются гарантии по обеспечению прав всех сторон сделки.
  • Неорганизованные рынки складываются за счет работы субъектов, не попавших на организованные торговые площадки. Как правило, эти субъекты действуют от своего лица и распоряжаются собственными активами.

Фондовый рынок является идеальной моделью рыночной системы, на которую достаточно сложно оказать искусственное воздействие.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.
Читайте так же:  Документы для получения налогового вычета за квартиру

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Функционирование финансового рынка в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудных капиталов. Работа Федеральной службы по финансовым рынкам, ее цель и основные задачи. Принципы государственного регулирования, контроля и надзора, условия его эффективности.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2014
Размер файла 17,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Финансовый рынок — система рыночных отношений, которая представляет собой сферу денежных операций, где объектом сделки является свободные денежные средства населения, экономических субъектов и структур государства, они предоставляются пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд. Поэтому он функционирует и в виде рынка ценных бумаг, и в виде рынка ссудных капиталов. Его условием является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников ее удовлетворения. Функциональное назначение его состоит в посредничестве движению денежных средств от их первоначальных инвесторов (владельцев) к вторичным инвесторам (заемщикам, пользователям).

Субъектами финансового рынка являются, преимущественно, его профессиональные участники и их контрагенты, например, клиенты, вкладчики, заемщики, инвесторы, страхователи, застрахованные лица и так далее. Профессиональные участники финансового рынка — это финансовые организации, которые осуществляют деятельность по аккумуляции и размещению финансовых ресурсов на финансовом рынке, в первую очередь, в качестве финансовых посредников. Также в категорию субъектов финансового рынка входят органы государственной власти и управления, осуществляющие правовое обеспечение, надзор и контроль деятельности его профессиональных участников[1].

Как известно, системы контроля и надзора, в конкретизированной мере зависят от соотношения централизации, децентрализации и деконцентрации в управленческой сфере.

Вероятно, наилучшая организация надзора финансового рынка — сосредоточение его в рамках специализированного органа, который мог бы обеспечивать единое решение вопроса, в этом случае, который касается ряда отраслей управления, а также обладал бы возможностью применять меры административного принуждения при строгом ограничении их правовыми положениями. финансовый рынок контроль надзор

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), а также по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [1].

Целью органов государственной власти по контролю и надзору за деятельностью на финансовом рынке является становление уверенным в том, что финансовые учреждения работают эффективно и безопасно, что они имеют достаточный капитал и резервы для недопущения рисков, которые возникают в их бизнесе. Эффективность контроля и надзора за деятельностью на финансовом рынке является важным инструментом, который вместе с эффективной макроэкономической политикой является основой финансовой стабильности в стране. Эффективное регулирование рынка обязано обеспечить реализацию целей государственной политики по развитию экономического финансового сектора. Он должен стать, для начала, катализатором экономического роста, одним из факторов обеспечения реализации национальных интересов. Государственное регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками должны способствовать превращению финансового сектора в мощного финансового посредника.

Организация государственного регулирования, контроля и надзора реализовывается на нижеследующих принципах:

1. В органах государственного регулирования, контроля и надзора должны присутствовать понятность и объективная определенность. Эффективная система регулирования, контроля и надзора должна предусматривать четкое определение ответственности и целей каждого органа государственного регулирования, контроля и надзора.

2. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны быть независимыми в своих действиях и подотчетными в осуществлении своих функций и полномочий. Оперативную независимость и необходимые ресурсы должен иметь каждый из таких органов.

3. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны иметь достаточные полномочия, соответствующие ресурсы, способность исполнять свои функции и реализовывать полномочия, в частности полномочные рассматривать вопрос о соответствии финансового учреждения действующему законодательству.

4. Следует точно определить, какие виды деятельности разрешено осуществлять финансовым учреждениям, которые получили лицензию и оказались наблюдаемым объектом[2].

Под функциями контроля и надзора понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов[3].

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Это выражается:

1. в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;
б) правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;
в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Читайте так же:  Взаимозачет валютный контроль

2. осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование иных видов деятельности, которые отнесены к компетенции ФСФР России;

3. контроле порядка проведения операций с денежными средствами или другим имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, которые получены преступным путем;

4. приостановлении эмиссии ценных бумаг;

5. проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;

6. проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору[4].

Отличительной чертой надзора от контроля является отсутствие отношений прямой административной или хозяйственной подчиненности надзорных органов (лиц, осуществляющих надзор) с поднадзорными объектами (поднадзорных лиц). В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения соответствия правовым нормам. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или другую самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому, в силу разграничения этих понятий, контроль и надзор делятся на свои виды[5].

1. По характеру деятельности: на общий и специализированный.

2. По стадии: на предварительный (превентивный); текущий; последующий.

3. Из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного:

— внутренний, осуществляется самими объектами контроля;

— внешний, осуществляется со стороны других органов;

— надведомственный или межотраслевой;

— внутриведомственный или отраслевой;

— общественный, осуществляется общественными организациями во взаимодействии с органами управления.

А надзор в свою очередь классифицируется на следующие виды:

— анализ информации о поднадзорном объекте;

— разработка и доведение до объекта надзора норм, правил его функционирования.

— систематическое и непосредственное наблюдение;

— анализ общего положения объекта надзора;

Таким образом, соотнесение понятий «финансового контроля» и «надзора на финансовом рынке» представляется не совсем законченным, так как до настоящего времени оба этих понятия традиционно использовались в различных подотраслях финансового права. В сфере государственных финансов (бюджетное, налоговое право) разрабатывалось понятие «финансового контроля», которое содержательно включает проверку рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов. С другой стороны в отношении субъектов финансового рынка традиционного используется понятие «надзора», когда акцент делается на обеспечении системной устойчивости и законности проводимых операций, а не на проверке целесообразности (рациональности и эффективности) действий поднадзорного лица (за исключением случаев использования средств государственных фондов).

1. Барулин С. В. Финансы: учебник. — М.: КНОРУС, 2010

2. Постановление «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 26 августа 2013 г. N 739

3. Совершенствование надзора на финансовом рынке России URL: http://raexpert.ru/strategy/conception/part6/11/

4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.

5. Рубанова А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности / А. Рубанова // Грамота.-2012г.-№ 7 (21).

6. Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке / Е. Зенькович // РЦБ.-2005г.-№10.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Статус, полномочия, роль и функции Федеральной службы по финансовым рынкам. Права и обязанности территориальных отделений ФСФР по осуществлению контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Информационное обеспечение работы институтов фондового рынка.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 19.05.2015

Цели, задачи, функции и структура государственного регулирования рынка ценных бумаг. Влияние Министерства финансов, Федеральной комиссии по рынкам ценных бумаг, Центрального банка Российской Федерации и антимонопольной службы на развитие фондовой биржи.

контрольная работа [22,2 K], добавлен 31.07.2011

Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка. Понятие ценных бумаг и их виды. Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг. Классификация фондовых операций. Обеспечение реального контроля над фондовым капиталом. Уменьшение инвестиционного риска.

реферат [35,3 K], добавлен 12.01.2011

Понятие финансового контроля, его значение и задачи. Основные виды и формы финансового контроля. Задачи и функции органов государственного финансового контроля. Роль Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации.

реферат [30,8 K], добавлен 14.05.2012

Структура рынка ценных бумаг и ее роль в обеспечении справедливого ценообразования. Принципы и практика ценообразования на рынке ценных бумаг. Организационная структура системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: субъекты, объекты, задачи.

дипломная работа [68,8 K], добавлен 01.06.2010

Сущность, структура, участники и основы функционирования рынка ценных бумаг, его место в структуре финансового рынка. Задачи фондового рынка и его взаимосвязь с различными сферами финансово-экономической деятельности. Виды ценных бумаг и их классификация.

курсовая работа [290,5 K], добавлен 23.05.2015

Понятие рынка ценных бумаг: виды, составные части, общерыночные и специфические функции. Классификация рынков ценных бумаг. Спрос, предложение и уравновешивающие их цены на РЦБ. Основные принципы процесса государственного регулирования рынка ценных бумаг.

контрольная работа [51,0 K], добавлен 11.01.2015

Понятие о рынке ценных бумаг. Место рынка ценных бумаг. Функции ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг и его участники. Эволюция российского рынка ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг. Основные проблемы.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 05.06.2006

Характеристика понятия, целей и задач системы управления рынком ценных бумаг. Анализ государственного регулирования и саморегулируемых организаций рынка ценных бумаг. Работа рынка ценных бумаг в США. Развитие регулирования рынка ценных бумаг в России.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 05.06.2010

Раскрытие экономической сущности и изучение организационной структуры рынка ценных бумаг России, его место в системе рынков. Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ. Реформирование и перспективы развития фондового рынка РФ.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 13.06.2014

Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники

Финансовый контроль ценных бумаг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here