Финансовый контроль лекция

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Финансовый контроль лекция" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Лекция: Финансовый контроль.

Финансовый контроль — властные действия компетентных субъектов по проверке законности и эффективности финансовой деятельности в сфере образования, распределения и использования денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают государственные органы, объект — организации, государственные и муниципальные образования, финансовая деятельность которых контролируется, предмет — денежные средства.

В процессе финансового контроля проверяется не только законность но и целесообразность, эффективность финансовой деятельности. В этом состоит основное отличие контроля от надзорной деятельности. По результатам финансового контроля допускается ставить вопрос об увольнении должностных лиц и ликвидации экономически бесперспективных организации.

Задачи финансового контроля:

1) проверка полноты и своевременности поступления доходов;

2) проверка правомерности и достоверности финансовых операции, финансово-хозяйственной деятельности в целом;

3) проверка целевого расходования бюджетных средств;

4) проверка эффективности использования государственными организациями находящимся в их распоряжении денежными ресурсами;

5) выявление финансовых и экономических резервов;

6) выявление и пересечении финансовых правонарушений;

Реализация задач финансового короля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписания и порядка образования, распределения и использования денежных средств. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, учреждения, граждан, но и органы гос. власти и их должностных лиц. Контрольные мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека, поэтому все аспекты финансового контроля облекаются в правовую форму. В процессе финансового контроля большое внимание придется различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, хозяйственная деятельность которых проверяется. Сведения о проверяемом объекте полученные в результате мероприятий составляют служебную тайну. Ст 102 НК, служебная тайна — любые полученные сведения налоговыми органами о налогоплательщика, за исключением сведении разглашенных самостоятельно налогоплательщиком.

По субъекту: государственный(публичный) и частный.

Аудит и общественный контроль.

По отраслевой принадлежности: налоговый, бюджетный, валютный, банковский и таможенный. По системе подчиненности: ведомственный, осуществляется в системе ведомственного линейного подчинения по типу вышестоящий-нижестоящий; осуществляемый в системе не соподчиненных субъектов.

По времени проведения: а) предварительный (перспективный, пример: аудит), б) текущим (оперативным, пример: налоговая проверка), в) последующим (ретроспективным: ревизия)

В зависимости от волеизъявления субъектов существует: обязательный финансовый контроль — он проводится: а) в силу требований законодательства; б) по решению компетентных государственных органов; инициативный финансовый контроль — осуществляться по самостоятельному пению хозяйству его субъекта путем использования аудита.

Форма финансового контроля.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под формой понимают способы выражения его юридического содержания. Существует несколько форм: а) наблюдение, направлена на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта; б) обследование, проверяют сия отдельные стороны финансовой деятельности с использованием проемов анкетирования и опроса; в) проверка, используется на месте проверяемого субъекта, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушении финансовой дисциплины и устранения их последствия; г) анализ, направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов; д) ревизия, проводиться с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Основными формами являются проверка и ревизия. Различия между ними: проверка это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, осуществляется в течении не более 2 дней, может быть продлено до трех по ходатайству проверяемом организации. Относить к текущему контролю. Ревизия — по документальной и фактической проверке законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности проверяемом организации, правильности отражения финансовых операции в бухгалтерском отчетности, а так же нести действии ее должностных лиц, осуществляются в течении двух месяцев, по ходатайству может быть продлено до трех месяцев, относиться к последующему контролю.

В настоящее время единого законодательного акта, регулирующего все вопросы назначения и проведения ревизий нет, до стоящего времени проверяемом организации пользуются инструкцией «О порядке проведения ревизии и проверки КРО», утвержденной Минфином РФ № 42, а так же ФЗ «О счетной палате РФ», специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляться: 1 в содержании; 2 порядке ее назначения; 3 в том, что ее могут проводить только данными полномочиями органы и субъекты (ревизоры); 4 проводиться только комиссионно; 5 по ее окончании составляет сия акт, имеющий юридическое значение. Ревизии могут проводить Счетная палата, ФСФБН, ФК, и Контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и служб.

1. По содержанию: а) документальные — включает в себя проверку различных финансовых документов, на основе из анализа модно определить законность и целесообразность расходования средств; б) фактические — в ходе ревизии одних документов не достаточно, проверка наличия денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

2. По времени осуществления: а) плановые; б) внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах, ведомствах и доводиться р се частников данного вида деятельности. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года. Внеплановые в любое время и по любым основаниям.

3. А обследуемому периоду деятельности: а) фронтальные — проверка всей финансовой деятельности за определенный период; б) выборочные — проверка финансовой пятен носит только за короткий период времени.

4. По объему ревизионной деятельности: а) комплексные — при которой проверяется финансовая деятельности в различных областях, в ни принимают участие одновременно ревизоры нескольких; б) тематические — одна сфера финансовой деятельности.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы производит запись в конце актов об отказе в присутствии двух понятых. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проведенных данных фактов и со ссылкой на н-п акты, не допускается включение выводов, предположении и фактов, не подверженных документами или результатами проверок. Не допускается давать в акте правовую и морально-этическую оценку действиям должностных лиц ревизуемой организации.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложении к нему. Материалы ревизии в срок не позднее трех рабочих дней после его подписания представляются руководителю КРО, который в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

Аудит — независимая проверка бухгалтерского учета и отчетности организации и ИП, регулируется ФЗ №119 Об аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой — бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения отчета законодательству РФ.

Особенности аудиторской деятельности в России. Деятельность является коммерческой. Во всех европейских странах аудиторам запрещено оказывать сопутствующие услуги, исключение составляет Россия. Они осуществляют налоговое, правовое, управленческое консультирование, осуществляют постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, оценку стоимости имущества, проводит маркетинговые исследования, составление бизнес-плана. Однако не всегда аудиторы имеют права проводит аудит и оказывать сопутствующие услуги, к услугам не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки относятся услуги: а) по ведению бухгалтерского учета; б) по восстановлению бухгалтерского учета; в) ; г) по составлению бухгалтерской отчетности. Таким образом, если аудитор восстанавливав бухгалтерский отчет фирмы и вел его в течении года, то проводить проверку и давать заключение он не имеет права.

Домашнее задание: финансовый контроль полностью. Тест на занятии, словарный диктант по финансовому контролю. Письменно на вопросы по бюджету. В электронном варианте.

Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/3-151607.html

Лекция №4. Финансовый контроль

План лекции:

1.Значение финансового контроля как специализированного вида финансового контроля, его роль.

2.Понятие финансовой дисциплины. Виды финансового контроля.

3.Формы и методы финансового контроля.

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое, расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многократную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль выступает важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:

—требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;

—требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;

—законных и обоснованных предписаний органов финансового контроля и их должностных лиц.

1)Независимость проведения финансового контроля должна быть обеспечена: финансовой самостоятельностью контрольного органа;

2)Более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;

3)Закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превёнтивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц, согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно- хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный приводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

a)представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

c)исполнительных органов власти общей компетенции;

d)ведомственный и внутрихозяйственный;

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и д.р.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности поверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка про водится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной метод финансового контроля -ревизия, которая осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, денные бумаг, проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводится не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии — фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся Финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссий составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указывается причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в Них. Вели у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению, причиненного материального ущерба; виновные привлекаются к ответственности; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам Субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Читайте также:
  1. III. Финансовый контроль государства.
  2. Агенты и институты социализации. Социальный контроль. Самовоспитание личности.
  3. Аудиторский (независимый) финансовый контроль. Права и обязанности аудиторов.
  4. Аудиторский контроль, внутрихозяйствен­ный финансовый контроль организаций и домашних хозяйств, обще­ственный финансовый контроль.
  5. Бюджетно-финансовый контроль в Германии
  6. В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль.
  7. Валютный контроль.
  8. Валютный р.. Валютное регул-ние и валютный контроль.
  9. Внутр контроль.
  10. Внутрішній контроль поєднує в собі бухгалтерський та адміністративний (операційний) контроль.
| следующая лекция ==>
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный. | Лекция №5. Бюджетноеправо Российской Федерации

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 639 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-12312.html

Лекция № 7 5. Финансовый контроль.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабился. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут лучшим контролерами. Сейчас очевидным является то, что такая позиция ошибочна.
Схематически классификации финансового контроля изображено на рисунке.
Рис. 3 Классификация финансового контроля

В зависимости от субъектов, которые выполняют финансовый контроль, различают его виды.
Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Государственный финансовый контроль разделяют на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контроль осуществляют Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственная таможенная служба. Местные государственные администрации и другие структуры. От того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят пути экономического развития общества, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики.
Ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств.

http://economics.studio/finansistam/lektsiya-finansovyiy-kontrol-55867.html

ЛЕКЦИЯ 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Содержание и значение финансового контроля.

2. Организация и виды финансового контроля.

3. Роль финансового контроля в экономике страны.

Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль — один из видов государственного контроля над образованием, распределением и использованием ре­сурсов всех звеньев финансовой системы.

Организация и виды финансового контроля

В зависимости от органов, его осуществляющих, финансовый конт­роль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на обще­государственный и ведомственный. Общегосударственный контроль осуществляют парламент, Правительство, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный Банк России.

Ведомственный осуществляется в отраслях ревизорами

вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и организациях.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местно­го самоуправления, не входящие в систему органов государствен­ной власти.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализиро­ванными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудит осуществляют негосударственные, независимые, хозрас­четные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности. Суще­ствует следующая классификация финансового контроля: 1) по времени осуществления финансовых проверок.

^ предварительный (до проведения финансовых операций);

^ текущий (во время проведения финансовых операций);

^ последующий (после проведения финансовых операций);

2) по объектам осуществления:

тґгосударственный (общегосударственный и ведомственный), ^ местный;

независимый (аудит). Финансовый контрольно- содержанию іщіфазделяется на

1) бюджетный контроль: ^ парламентский;

^ счетной палаты РФ;

^ федерального казначейства Министерства финансов

2) налоговый контроль; его осуществляют: ^ Министерство по налогам и сборам РФ;

^ Государственный таможенный комитет РФ;

3) банковский контроль:

^ Центральный Банк РФ;

4) контроль над страховой деятельностью:

5) таможенный контроль: ‘ ГТКРФ;

6) валютный контроль:

^ органы валютного контроля.

Читайте так же:  Декларация по возврату процентов по ипотеке пошагово

Роль финансового контроля в экономике страны

Роль финансового контроля в охране собственности состоит в выявлении:

^ состояния учета, использования материальных ценностей

и денежных средств; ^ характера финансового нарушения;

^ причин и условий, способствующих финансовым нарушениям

С помощью финансового контроля можно определить меры по совершенствованию учета использования материальных ценно­стей и устранению причин, способствующих злоупотреблению.

Методы осуществления финансового контроля: ^ проверка финансово-отчетной документации;

Ревизия—основной метод осуществления финансового конт­роля. По содержанию ревизия бывает документальной, фактиче­ской (инвентаризация, пересчет денег и валютных ценностей); по способу назначения: плановой, внеплановой. Ревизия осуществ­ляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юриди­ческое значение. Он подписывается членами комиссии, руково­дителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные ре­зультаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных долж­ностных

Независимый финансовый контроль осуществляется аудитора­ми (аудиторскими фирмами). В соответствии с временными прави­лами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверж­денными Указом Президента РФ от22 декабря 1993 г., аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законо­дательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные —-по решению хозяйствующего субъек­та. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на бан­ковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская про­верка может проводиться силами самих хозяйствующих субъек­тов; в этом случае она называется внутрифирменным аудитом. Если проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она отно­сится к внешнему аудиту.

1. В чем заключается необходимость финансового контроля?

2. Какова связь между контрольной функцией финансов и финан­совым контролем?

3. Назовите виды, цели и задачи финансового контроля.

Задание для самостоятельной работы:

Читайте так же:  Возмещение ндс по гтд импорт

1. Подберите фактический материал, иллюстрирующий активную роль финансового контроля в обеспечении повышения эффек­тивности производства.

2. Назовите причины, по которым была упразднена ФСНП?

1. Использование (затраты) денежных средств на производ­ственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность. 2. Аккумулированная (совокупная сумма) товаров, имущества, активов, используемых при получении прибыли, бо­гатства. 3. Вычет из суммы, указанной в счете-фактуре, в связи с определенными обстоятельствами, например, при поставке това­ра более низкого качества, нарушении сроков поставок и т.д. 4. Денежная сумма, взятая взаймы (на срок и на определенных ус­ловиях). 5. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, оборону и т.д. 6. Любой вид деятельности, принося­щий доход или иные выгоды; экономическая деятельность, даю­щая прибыль. 7. Юридическое или физическое лицо, имеющее де­нежную или имущественную задолженность по отношению к субъекту, передавшему в долг (кредит) денежные средства, мате­риальные ценности или предоставившему отсрочку платежа за товары (работы, услуги). 8. Предельная сумма кредита. 9. Часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении все принадлежащие данному предприятию материальные и нематери­альные ценности с точки зрения их состава и размещения (денеж­ные средства, долговые права и т.д.) превышение доходов над рас­ходами..

1. Признанная судом полная неплатежеспособность должника, при которой его имущества недостаточно для оплаты долга. 2. Финансовый инстумент, позволяющий физическому или юриди­ческому лицу занять денег на покупку (т.е. на немедленное владе­ние) продукции, сырья или комплектующих деталей и т.д., при ус­ловии выплаты через определенный период времени. 3. Форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в использование рудования, транспортных средств и другого образования предприятия, сгруппированные по их принадлежности и назначе­нию, превышение расходов над доходами. 5. Денежное выраже­ние текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости. 6. Денежные поступления от производственной (банковской) и непроизводственной (небанковской) деятельности.

Читайте так же:  Оплата налога за год ип усн

http://all-sci.net/finansyi-kredit_738/lektsiya-finansovyiy-kontrol-199462.html

Финансовый контроль Лекция 4 Финансовый контроль

Финансовый контроль. Лекция 4

Финансовый контроль ¡ Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды: ¡ ¡ ¡ государственный; внутрихозяйственный; финансово-кредитных органов (банковский контроль); общественный; независимый (аудиторский).

Методы осуществления финансового контроля: ¡ наблюдение; ¡ ¡ проверка; обследование; ¡ ¡ анализ; ревизия.

¡ ¡ Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

¡ Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

¡ Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т. д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.

¡ Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Читайте так же:  Возмещение ндфл проценты по ипотеке очередность

¡ ¡ В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

¡ ¡ По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени. В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.

http://present5.com/finansovyj-kontrol-lekciya-4-finansovyj-kontrol/

Государственный финансовый контроль План лекции: 1. Сущность

Государственный финансовый контроль

План лекции: 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля 3 Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации 4 Негосударственный финансовый контроль

5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создание условий для финансовой стабилизации и включает: разработку, учреждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям: времени проведения субъектом контроля сфере финансовой деятельности форме проведения методам проведения

По времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

По субъектом контроля: президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

По сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

По форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний);

По методам проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д.

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение сроки выплаты

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовобухгалтерской отчётности

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента

Ревизия — полное обследование финансовохозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности

5. 3 Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации Состав и структура органов государственного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития

Принцип разделения власти, закрепленный Конституцией РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью как со стороны исполнительной, так и со стороны законодательной ветвей власти

Финансовый контроль со стороны органов законодательной власти осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата, РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ

В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные бюджетные комитеты и комиссии, в функции которых входят проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств

Задачи Счетной Палаты: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и федеральных внебюджетных фондов;

Задачи Счетной Палаты: анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в любых финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. .

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по: проекту федерального бюджета, обоснованности его статей, размерам государственного долга и дефицита федерального бюджета; проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности

Главное Контрольное управление Президента РФ выполняет функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц

Главное Контрольное управление Президента РФ имеет право: • требовать от руководителей государственных органов, предприятий предоставления любой информации для проведения проверок; • привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок; • направлять предписания об устранении финансовых нарушений. НО не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета; в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Министерство по налогам и сборам РФ представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Федеральная служба по надзору за страховой деятельности, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР), который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков

5. 4 Негосударственный финансовый контроль К негосударственным видам финансового контроля относят ведомственный контроль, внутрифирменный контроль и аудиторский контроль

Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства

Внутрифирменный контроль, осуществляется работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ

Аудиторская проверка может быть: обязательной добровольной (инициативной)

Видео (кликните для воспроизведения).

http://present5.com/gosudarstvennyj-finansovyj-kontrol-plan-lekcii-1-sushhnost/

Финансовый контроль лекция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here