Финансовый контроль коммерческих банков

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Финансовый контроль коммерческих банков" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Организация финансового контроля в коммерческом банке

Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.

Внутренний контроль — постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, который должен осуществляться в банке советом директоров, старшими должностными лицами, руководящими должностными работниками и сотрудниками всех уровней управления. Внутрибанковский контроль позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий.

Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:

  • соблюдения действующего законодательства;
  • соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития;
  • достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
  • рациональности проводимых мероприятий по поддержанию ликвидности, рентабельности и устойчивости банка.

Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга на всех участках работы банка, который заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.

Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценив банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.

Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита. Остановимся более подробно на характеристике каждого из видов.

Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля 1 состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущего контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений банка, В процессе осуществления текущего внутрибанковского контроля они руководствуются действующими нормативными документами и правилами проведения тех или иных банковских операций.

Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции.

Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное месте здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае проведение контроля возлагается на трех работников кредитной организации, участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.

В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

  • проверка постановки учета и документооборота;
  • подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей
  • проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с копиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.

Читайте так же:  Декларацию по земельному налогу отменили

Помимо текущего и последующего контроля в каждом коммерческом банке согласно действующим нормативным документам должна быть создана и эффективно функционировать система внутреннего аудита. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Основной целью внутреннего банковского аудита является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путем контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности и устойчивости банка. Отсюда вытекают и основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:

  • проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
  • определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
  • принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
  • проверку сохранности активов банка;
  • проверку правильности отражения операций банка в учете;
  • контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
  • эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.

Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска, что предполагает необходимость осуществления самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций.

1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/А.С. Селищев. — СПб.:ПИТЕР, 2007. — 432с.

2. С.Т. Миржакипова. Банковский учет в РК. Часть 1. Учебник –А.: Экономика, 2002г.

3. Бровкина Н. Д.Контроль и ревизия: учеб. пособие.— Москва: ИНФРА-М, 2007.— С.11 — 32.— 346с.

4. Контроль и ревизия: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Мельник.— Москва: Экономистъ, 2007.— С.15 — 62.— 254с.

5. Соколов Б. Н., Рукин В. В.Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика).— Москва: Экономика, 2007.— С.5 — 9.— 442с.

Финансовый контроль бизнеса: банки хуже налоговиков

В ходе структурирования бизнеса в обязательном порядке должны учитываться все внешние факторы, влияющие на успешность жизни будущей модели. Один из наиболее важных — взаимодействие компаний с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчетного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект, а с другой, при открытии счетов и настройке отношений с банками необходимо учитывать все более возрастающий с их стороны контроль за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно если речь идет о группе компаний.

В последнее время эта сфера небезосновательно вызывает у собственников бизнеса особое беспокойство. С учетом недавних изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), о которых уже немало говорилось ранее, банк получил право запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании. В этой связи бизнес все чаще начал сталкиваться с ограничениями деятельности со стороны банков: в части проведения расчетов, снятия наличных и т.д.

Рассмотрим основные проблемные моменты, с которыми сталкивается большинство компаний, выстраивающих свою деятельность в рамках группы субъектов с целью обеспечения безопасности собственников и бизнеса, что не всегда соответствует стремлению банка полностью контролировать финансовую активность клиента:

1) Отношения банка и клиента в свете 115-ФЗ: контроль за клиентами, выявление бенефициаров.

С 2013 г. банки обязали самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Банкам также запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации и установления бенефициара.

При этом банки не имеют никакого механизма проверки подлинности предоставленной информации в части реальных бенефициаров и принимают информацию клиентов на веру.

Однако с учетом того, что с принятием изменений в 115-ФЗ дополнен и перечень оснований для отзыва банковской лицензии в случае неоднократного нарушения банком в течение одного года описанных выше требований, банки с особой тщательностью подошли к выполнению возложенных на них обязанностей.

Это привело к тому, что в последнее время у клиентов, кроме информации о бенефициарах, требуют предоставить следующие сведения (часто достаточно конфиденциального характера и напрямую не касающиеся взаимоотношений банка и компании):

Очевидно, что большинству компаний такие требования кажутся абсурдными, ведь банк даже не является контролирующим органом и его требования кажутся безосновательными. При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придется в каком-то объеме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объем и вид предоставляемой банку информации. В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтет свою проверочную миссию выполненной.

Такой плотный контроль связан в том числе и с тем, что и сами банки проверяются на выполнение требований по сбору максимального объема информации о своих клиентах. Так, например, в Методических рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (Письмо ЦБР от 10 января 2007 г. № 1-Т) предписывается проверять фиксацию банками всех случаев поступления или расходования со счета компании-клиента банка денежных средств на сумму, превышающую 600 000 руб. (если операция не соответствует обычной хозяйственной деятельности организации). По таким операциям банками ведется отдельный учет. При этом должны быть сопоставлены источники поступления наличных и цели расходования в дальнейшем этих денежных средств с целями деятельности юридического лица.

Читайте так же:  Размер подоходного налога

Для установления целей деятельности банк анализирует учредительные документы организации, ее лицевые счета, назначение сумм платежей и т.д.

При несоответствии операции деятельности компании данные должны быть переданы в Росфинмониторинг, а зачисление или трата денежных средств признана сомнительной, что может повлечь в том числе и приостановление операций по счетам компании в случае отсутствия пояснений о сути сделки.

Исходя из такой методики работы по подобным операциям, становится понятной причина все увеличивающегося объема информации, запрашиваемого банком по каждому клиенту.

К тому же, Банк России снизил порог вовлеченности в сомнительные сделки банков (к которым относятся в том числе и сделки по снятию наличных средств юридических лиц и ИП) с 5 млрд. руб. или с 5% от дебетового оборота клиентов банка до 3 млрд. руб. или 4% от оборота в квартал (1) , что влечет для банка более пристальное внимание к нему Центробанка, вплоть до ежедневного мониторинга отчетности. В связи с этим вполне понятна все более усиливающаяся тенденция не выдавать наличные денежные средства с расчетных счетов, особенно ИП на личные расходы, которые невозможно проконтролировать в крупных суммах, и склонность всячески этому препятствовать: запрашивать множество документов, держать на особом контроле, устанавливать лимиты по корпоративным и личным картам и т.д.

(1) см. Письмо Банка России от 21.05.2014 г. № 92-Т « О критериях признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и наличных операций»

Таким образом, ЦБ контролирует и держит в страхе банки (ведь пристальный контроль к ним регулятора в последнее время завершается лишением лицензии), а банкам ничего не остается, как доводить до абсурда работу с клиентами, зачастую теряя не худшую их часть.

Наиболее пристальным вниманием при этом банки одарили индивидуальных предпринимателей, поэтому о них следует упомянуть отдельно.

2) Банк и индивидуальный предприниматель

Форма ИП для ведения деятельности или передачи ему части вспомогательных функций в группе компаний выбирается, как правило, в связи с возможностью беспрепятственного доступа к наличным средствам ИП после их налогообложения. Это, например, позволяет оформлять получение дохода от бизнеса собственника как альтернативу дивидендам или выплачивать вознаграждение ключевому сотруднику, функция которого отделена от основной компании.

Однако объяснить банку, что целью ИП при открытии счета в банке с намерением периодически снимать наличные средства или тратить их на личные нужды не является обналичивание становится все более затруднительно. Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счета, или лимитировать объем средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счете.

С учетом описанного выше порога по сомнительным сделкам, после превышения которого банк попадает под пристальный контроль Банка России, нежелание работать с ИП также становится понятным.

Поэтому даже если вы собственник компании, который одновременно выполняет функции ИП-управляющего, и получаете вознаграждение в виде процента от выручки (что абсолютно соответствует деловому обороту) или получаете роялти за использование товарного знака, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно (скорее рано) банк потребует разъяснений об источниках получения подобных сумм, порекомендует не снимать их в полном объеме со счета, запросит документы, подтверждающие уплату налога с дохода и т.д. И нужно понимать, что в ситуации, когда банкам вменили в обязанность фактически выявлять обналичников и отказывать им в банковском обслуживании, спорить с ними практически бесполезно. Банку проще отказать ИП в обслуживании, чем подвергать себя риску отзыва лицензии или применении иных санкций Центробанком.

Отдельно следует сказать и о финансовой составляющей обслуживания ИП. Если раньше, как правило, снятие наличных обходилось ИП в 1% от суммы, то теперь процент вырос в среднем до 2 —3%. При этом банки устанавливают месячные и квартальные лимиты снятия наличных (в среднем не более 1 млн. руб. в месяц), что не всегда может соответствовать потребностям и целям бизнеса.

Более того, банк вправе установить персональный лимит по снятию наличных, даже если изначально его не было, что признается соответствующим законодательству и судебной практикой (см. например, Постановление ФАС Центрального округа от 28.09.2012 г. по делу № А62-530/2012).

Однако, если доходы ИП имеют под собой реальный бизнес-процесс, экономически обоснованы, и в модели группы компаний он не является искусственным источником получения наличных — наладить взаимоотношения с банком, конечно, получится, хотя и потребует определенных затрат времени с предоставлением документов и разъяснений. К этому нужно быть готовым заранее еще при моделировании новой структуры бизнеса.

В любом случае эти временные затраты нужно учитывать при перестройке или создании группы компаний, при перераспределении ролей в группе. Любое построение гибкой и устойчивой модели, способной решать все запросы бизнеса, требует долгой и трудоемкой настройки и согласования в том числе и с банками, в которых бизнес будет обслуживаться.

Читайте так же:  Процент налога за сдачу квартиры

Стоит также отметить, что при доступе к информации, накопленной банком, налоговых органов, потенциал информированности (с учетом уже имеющихся информационных баз с информацией о налогоплательщице, например, АИС Налог) становится еще более внушающим, что приводит к необходимости еще более грамотно и основательно подходить к проектированию любой структуры бизнеса.

12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции

ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

субъектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)

сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

форме проведения (обязательный — внешний, инициативный — внутренний)

методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос. Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответствующие подкомитеты проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев

Понятие финансовая система является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят :

Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование объектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач:

Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

Государственный фонд конверсий- источником служат бюджетные ассигнования . Средства направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

Фонд содействия развития малых форм предпринимательства.

Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.

Читайте так же:  Обязан ли ребенок платить налог на недвижимость

Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.

Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.

Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, использование государственных инвестиций.

Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.

Органы налоговой полиции — обеспечивают экономическую безопасность РФ и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.

Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др. органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

— Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений по использованию финансовых ресурсов

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Негосударственный финансовый контроль

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Банковский финансовый контроль

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Роль финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые организациями надзора, сторонними компаниями и аттестованными лицами с целью определения рациональности и законности применения, формирования и распределения финансовых средств экономических агентов.

Читайте так же:  Налоговая отчетность по налогу на прибыль организаций

Экономика и финансы оказывают прямое воздействие друг на друга. Стабильность финансовой системы показывает эффективность работы экономической, и наоборот. В случае возникновения финансовых кризисов, спадов и нестабильности можно понять, что экономика так же находится в упадке. Контроль финансов необходим для отслеживания тенденций в финансовой стабильности, а также выявления нарушений, злоупотреблений в финансовой сфере. Он позволяет выявить проблемы и ликвидировать их, наладив функционирование финансовой системы.

Финансовый контроль направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение гарантий и соблюдения прав субъектов, обладающих имуществом и вступающих в финансовые отношения.
  2. Создание единых условий финансовой дисциплины.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В рамках контроля финансов определяется полнота поступления обязательных платежей от субъектов хозяйствования в государственную казну, контролируется исполнение статей бюджета, целевое использование денежных средств внебюджетных фондов. С его помощью рационализируется применение собственных материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятий, отслеживается правильность и своевременность формирования бухгалтерской и управленческой документации. Кроме того, финансовый контроль определяет границы полномочий надзорных органов, отслеживает случаи злоупотребления властью, ее использования в корыстных целях. Государство контролирует те сферы деятельности, где оно имеет право влиять на ценообразование. В результате контрольных мероприятий определяется мера ответственности в случае выявления правонарушений.

Особенности банковских финансов

Банк представляет собой кредитно-денежную организацию, предоставляющую финансовые услуги путем привлечения средств сторонних лиц, на условиях возвратности, платности и срочности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Он выступает в качестве посредника между кредиторами и заемщиками, способствуя перемещению денежных средств, их распределению между субъектами хозяйствования. Помимо кредитно-денежных организаций в распределении участвуют другие финансовые предприятия – инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Отличительными особенностями банков можно назвать:

  1. Двойной обмен обязательствами. Субъекты банковской системы размещают собственные средства для получения денежной массы, которую они могут разместить в других финансовых инструментах.
  2. Обязательства перед клиентами. Банки несут ответственность за взятые на себя перед физическими и юридическими лицами обязательства.

Кредитно-денежные организации не имеют право осуществлять коммерческую деятельность. Они управляют финансами с целью получения прибыли. Банки имеют право привлекать свободные средства субъектов хозяйствования в виде вкладов, размещать их на собственных счетах, открывать и вести счета сторонних организаций. Они могут осуществлять расчеты по поручению клиентов, проводить инкассацию средств, сделки с валютой, привлекать вклады в драгметаллах, выдавать банковские гарантии. Кредитно-денежные организации выступают в роли профессиональных участников фондового рынка, беря на себя роль посредника между клиентом и фондовой биржей.

Банк имеет собственные финансовые средства, состоящие из уставного капитала, а также стоимости основных и оборотных фондов. Специфика его деятельности подразумевает привлечение заемных финансовых средств клиентов, которые он использует для извлечения прибыли.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Банковский финансовый контроль

Методы финансового контроля, применяемые для проверки государственных органов и частных организаций, распространяются и на работу кредитно-денежных организаций. Контроль финансов в банках состоит из мероприятий по проверке всей совокупности финансовых операций, связанных с их коммерческой деятельностью.

Внутрибанковский контроль представляет собой постоянный финансовый мониторинг, охватывающий все уровни управления деятельностью банка. Руководство несет ответственность за организацию безопасности, надежности кредитно-денежной организации, формирования корпоративной культуры, обеспечивающей защиту интересов самого банка и его клиентов. Подразделения кредитно-денежной организации, отвечающие за реализацию мероприятий в области контроля финансов:

  1. Служба внутреннего аудита.
  2. Подразделение по борьбе с финансовым терроризмом, мошенничеством, легализацией доходов.
  3. Контролер, отвечающий за функционирование на рынке ценных бумаг.
  4. Юридический отдел.
  5. Бухгалтерия, ведущая учет всех финансовых операций.

Банковский контроль финансов необходим для принятия рисков в рамках выбранной стратегии и тактики. Контроль позволяет своевременно выявлять их, вырабатывать методы управления рисками. При принятии управленческих решений необходимо учитывать данные контроля для нивелирования рисков. Кроме того, контроль позволяет подготовить банк к возможным форс-мажорам.

Как правило, служба осуществления контроля в банке является независимым подразделением или отделом. Она напрямую подчиняется главному руководящему звену. При этом руководство не может влиять на число проверок и их глубину. Сотрудники этой службы имеют право требовать документы согласно целям контрольных мероприятий. Такая структура позволяет разрабатывать четкое разграничение полномочий, осуществлять управление рисками, устанавливать обратную связь с сотрудниками, проводить ревизии в подразделениях в других территориальных образованиях.

Контроль финансов в кредитно-денежных организациях имеет свои специфические черты, позволяющие реализовывать проверочные мероприятия с различными целями. Прежде всего, с целью снижения рисков финансовых операций, предотвращения мошенничества и иных неправомерных действий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Финансовый контроль коммерческих банков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here