Финансовый контроль и коррупция

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Финансовый контроль и коррупция" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции

Дата публикации: 04.07.2016 2016-07-04

Статья просмотрена: 2105 раз

Библиографическое описание:

Грушанин А. А. Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 444-446. — URL https://moluch.ru/archive/118/32580/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране следует объединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, антикоррупционные меры, Счетная палата

Налоговые, иные финансовые преступления, отмывание денег, коррупция, могут представлять угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам как развитых, так и развивающихся стран. Как правило, их совершение становится возможным в результате несовершенных правовых систем и правового регулирования, отсутствия правоприменительной практики и неэффективного межведомственного сотрудничества.

Преступники накапливают значительные денежные суммы от совершения таких преступлений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. Сегодня известно множество методов и способов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Среди существующих способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов — так называемых «лондроматов».

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками открывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.

Анализ проведенных исследований [1, С.49–51], а также статистические данные и другая информация свидетельствуют о том, что преступность, которая в полной мере относится к преступлениям в финансовой, налоговой сфере и к коррупции, превратилась в серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и всего мирового содружества в целом, поскольку носят агрессивный характер, использует в своей криминальной деятельности высокие технологии.

Вопросы борьбы с коррупцией являются одной из актуальных проблем государства. Это происходит потому, что коррупция парализовала все сферы общественных отношений, она снижает эффективность работы государственного аппарата. Процесс коррупции негативно влияет на бюджет государства. Это находит свое отражение в том, что коррупция активно сопровождает механизм распределения и использования централизованных денежных фондов.

Коррупционные явления способствуют снижению качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Этот факт предопределяет необходимость разработки новых и совершенствования существующих механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе.

Представляется, что финансовый контроль должен в обязательном порядке присутствовать системе норм, направленных против коррупции и занимать в них важное место. Это позволит обеспечить законность финансовой деятельности, а также будет способствовать укреплению ответственности уполномоченных лиц.

Финансовый контроль осуществляется всеми государственными органами в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. По своей сути финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который предполагает осуществление всех возможных видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.

Государственный финансовый контроль охватывает не только производственную, но и непроизводственную сферы. Он направлен на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.

Цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Осуществление финансового контроля государственными финансовыми органами происходит в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы [2, С. 237].

Что касается мер противодействия коррупции, то они предполагают порядок организации и методы проведения финансового контроля субъектов.

Необходимо выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.

Рассматривая международное сотрудничество в области борьбы с налоговыми преступлениями, в числе организаций, активно влияющих на экономическую и правовую политику, следует выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD)[4]. Она была образована в 1961 г. по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС.

В настоящее время в нее входят 34 государства, на которые приходится более 60 % мирового ВВП. Цель деятельности этой организации заключается в мониторинге экономической ситуации, противодействии отмыванию денег, неуплате налогов, коррупции и взяточничеству.

Одним из способов предупреждения или минимизации последствий от коррупции является эффективно организованный государственный финансовый контроль, который должен быть направлен не только на выявление уже совершенных криминальных деяний, но и на предупреждение коррупции.

В общественном сознании уже сформировалось понимание необходимости изменения деятельности государственного аппарата, чтобы улучшить его работу в лучшую сторону.

Цель состоит в том, чтобы повернуть государственных и муниципальных служащих лицом к обществу, чтобы обязать их действительно служить законным интересам человека, в том числе в вопросах борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Правительство также заинтересовано в этом, поскольку осуществление государственного контроля за состоянием коррупции в России стало не только социально-экономический, но и политической проблемой.

На практическом уровне, проблема коррупции делится на несколько различных проблемных областей, каждая со своими особенностями, в которых коррупция проявляет себя с разной степенью тяжести и остроты. Эти проблемные области включают в себя, в частности, управление государственной собственностью, государственное лицензирование, таможенное и налоговое регулирования и т. д. Тем не менее, особенно остро проявляется проблема коррупции в распределении государственных заказов, в которых годовой оборот составляет около 10 % от ВВП [3, С. 40–44].

Создание надежного государственного финансового контроля, а также законодательных барьеров для проявления коррупции в настоящее время является приоритетным.

Значение финансового контроля видится в его способности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, которые определяются государством, эффективно используя различные ресурсы, включая финансовые. В соответствии с международными стандартами организация контроля — это обязательный элемент управления финансами. Целью государственного финансового контроля состоит во вскрытии отклонений от принятых стандартов и иных нарушений законности, в сфере расходования денежных и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль способен выявить правонарушение, в том числе коррупционные проявления на более ранней стадии и способствовать принятию соответствующих антикоррупционных мер, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности.

Читайте так же:  Налог на зарубежную недвижимость

Выполняя свою конституционную задачу по защите федеральных средств и других ресурсов от хищений и неэффективного их использования, Счетная палата Российской Федерации, таким образом, непосредственно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счетная палата Российской Федерации является не только одним из важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и своего рода инновационной платформой, на которой реализуются лучшие достижения теории и практики борьбы с коррупцией.

Однако коррупция способна быстро изменяться под воздействием внешних и внутренних условий, поэтому первостепенное значение является разработка инновационных подходов к борьбе с коррупцией. Счетная палата Российской Федерации принимает непосредственное участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений, постоянно совершенствует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для внешнего финансового контроля, а также свои образовательные программы. На сегодняшний день созданы все необходимые условия для обеспечения системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, представителей частного сектора и общественных организаций в области борьбы с коррупцией.

В связи с этим следует отметить, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимым условием, по мнению автора настоящей статьи, является объединение усилий субъектов государственного финансового контроля всех уровней власти, а также Счетной палаты РФ, Банка России, прокуратуры РФ. Причем контроль должен осуществляться не только за деятельностью госорганов, но также субъектов предпринимательской деятельности, включая частные структуры.

Для эффективной работы контрольных органов представляется целесообразным обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, посредством создания координационного совета.

  1. Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49–51.
  2. Максимов Ю. А. Методология правовой регламентации таможенной деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых отношений. Финансовый аспект. дисс. на соиск. степ. док. юр. наук. СПб. 2012г. С. 237.
  3. Национальный рейтинг прозрачности закупок // Проект Рейтинга прозрачности 2006 г. М., 2007. С. 44.
  4. Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. Strasbourg, 24 May 2007, FCO. July 2010, Session 2010–11, Treaty Series N. 14, Cmnd 7924.

http://moluch.ru/archive/118/32580/

Антикоррупционный аудит как механизм борьбы с коррупцией

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.04.2018 2018-04-16

Статья просмотрена: 1847 раз

Библиографическое описание:

Фадеева А. О., Сажина С. С. Антикоррупционный аудит как механизм борьбы с коррупцией // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/archive/201/49482/ (дата обращения: 18.02.2020).

Государство на уровне законодательства путём ужесточения антикоррупционной политики стремится искоренить коррупцию и снизить уровень коррупционного риска. Данная политика государства отражена в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Федеральном законе РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями от 28.12.2017г.);
  2. Указе Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы”;
  3. Поручении Председателя Правительства РФ«Об обеспечении выполнения Указа Президента России «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» и т. д.

Для многих компаний минимизация коррупционных рисков занимает сегодня одну из лидирующих позиций. С каждым годом всё больше организаций разрабатывают дополнительные регламенты, внедряют новые средства контроля, направленные на предотвращение коррупции и мошенничества [1].

По роду профессиональной деятельности наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией является аудит, который по общепринятым стандартам, ставит собой целью выявление фактов нарушений в составлении бухгалтерской финансовой отчетности. Их, в большинстве случаев, трудно представить без определенной договоренности должностных лиц. Именно этот механизм создает определенные предпосылки фактов коррупционных действий.

Ключевая роль в противодействии коррупционным нарушениям и мошенничеству принадлежит внутреннему аудиту в организации, а именно — антикоррупционному аудиту.

Под антикоррупционным аудитом следует понимать систему контроля за соблюдением антикоррупционных ограничений и выполнением антикоррупционных мер в конкретном учреждении, организации, органе государственной власти или органе местного самоуправления [2].

Несмотря на то, что антикоррупционный аудит относят к внутреннему аудиту, выявление и противодействие коррупционной составляющей является также задачей и внешнего аудита.

При проведении антикоррупционного аудита компании необходимо:

а) установить, какие коррупционные финансовые нарушения присущи данному объекту, учитывая специфику деятельности организации, возможные схемы сговора по хищению имущества организации, а также уровень коррумпированности проверяемых работников;

б) провести анализ документации по противодействию коррупции внутри компании;

в) провести антикоррупционное тестирование средств внутреннего контроля (системность, периодичность, отсутствие возможности сговора должностных лиц, результаты контроля и меры, принятые по его итогам) [3].

Если в штате организации предусмотрен отдел внутреннего контроля, аудитору необходимо подробно узнать о проведении периодических антикоррупционных проверок и их результатах. Полученная информация даст возможность оценить уровень средств контроля, компетентность сотрудников, проводящих внутренний аудит, а также определить честность руководства.

Подробнее остановимся на честности руководства. Аудитору при проверке крайне важно учесть возможный сговор руководства с работниками бухгалтерии. Собственники организации зачастую манипулируют её финансовым результатом для получения максимальных доходов, повышения инвестиционной привлекательности организации или соблюдения условий/ограничений по договорам с третьими лицами. Для последнего аспекта приведём пример: для многих компаний искусственное завышение активов — это возможность формально соблюдать кредитные соглашения (стоимости залогового имущества или установленные заемщиком критерии предоставления или продления кредитов) [4]. Поэтому для выявления коррупционных составляющих крайне важно использовать приёмы и методы, способные раскрыть причастность руководства организации к правонарушениям коррупционного характера путём искажения бухгалтерской (финансовой отчётности).

Существует множество способов искажения отчётности. К основным из них относят: подтасовку и фальсификацию первичных документов, фиктивные бухгалтерские проводки, сворачивание активов и обязательств, объединение разнородных сумм в одной статье отчётности, расчёты с использованием компаний-однодневок и т. д.

О возможных коррупционных проявлениях свидетельствуют:

а) наличие платежей и поступлений, не соответствующих полученным или оказанным услугам;

Читайте так же:  Как рассчитывают налог на имущество

б) нетипичные хозяйственные операции и сделки в конце года, влияющие на финансовый результат, капитал, активы и обязательства организации;

в) несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

г) гналичие большого объёма финансовых вложений в кризисные предприятия и отрасли экономики.

Одним из существенных коррупционных признаков являются обстоятельства, свидетельствующие о стремлении руководства к искажению бухгалтерской отчетности или игнорирование этого, уклонение от ответов на вопросы аудитора, например, о состоянии расчетов, результатах налоговой проверки. Отказ руководства предприятия предоставить необходимые для аудита разъяснения следует рассматривать как серьезное основание для сомнения в законности сделок и хозяйственных операций.

При определении признаков коррупционной составляющей в искажении бухгалтерской отчетности аудитор должен:

а) выявить факт нарушений и наличия в действиях сговора;

б) определить круг лиц и должности участников;

в) убедиться в достоверности полученных сведений от работников и руководства.

В условиях коррупции хищение ценностей осуществляется следующими способами:

а) недооприходование поступившей на базу, склад, производство продукции, полуфабрикатов, сырья;

б) необоснованное списание материальных ценностей на сверхнормативные потери в процессе хранения, транспортировки, стихийных бедствий и т. д.;

в) разглашение коммерческой тайны и финансовое вознаграждение за это;

г) оплата не оказанных услуг или не выполненных работ;

д) включение в ведомости на оплату труда, так называемых «мертвых душ».

Каждый из перечисленных выше типовых способов хищений имеет разнообразный механизм практического применения.

Факторами, которые ограничивают возможность фактов коррупции являются эффективная антикоррупционная работа собственников аудируемого лица и результативная система внутреннего контроля.

Фактор внезапности — наиболее эффективный метод при проведении антикоррупционного аудита. Он заключается в изменении программы проверки, внеплановых контрольных действиях по выявлению фактов хищений имущества организации, а именно внеплановой инвентаризации, контрольном запуске сырья и материалов в производство, контроль качества и т. д. Данный фактор увеличивает вероятность раскрытия коррупционных схем организации, поскольку внезапность не позволяет скрыть факты искажений бухгалтерской финансовой отчётности.

Детальное уточнение аудиторских рабочих планов и особое внимание, которое стоит сфокусировать на антикоррупционных мероприятиях, скажутся на увеличении продолжительности процесса процедур по их контролю. Наряду с этим, добавление ряда вопросов по каждому элементу ведет за собой и рост объёма аудиторской выборки. Следствием этих мер будет и незамедлительное возрастание круга лиц, которые будут нести как должностную, так и материальную [5].

Нельзя не отметить способность умышленно не принимать во внимание заинтересованными лицами объективных средств внутреннего контроля. Стоит отметить, что до момента начала аудиторской проверки персонал служб может быть вовлечен в незаконные операции, что приведет к усилению влияния необъективной оценки, которое «сыграет на руку» коррумпированной составляющей. Необходимо четко понимать, что таковое взаимодействие представителей системы внутреннего контроля и финансовых мошенников может включать другие возможности проведения аудита.

Особое внимание в плане контроля стоит уделить учётным и исправительным записям, проведённым на этапе завершения отчётного периода или конце года. Определить мотивационную часть этих действий, проверить указание номеров корреспондирующих счетов, а также перечень лиц, вносивших эти изменения.

Зачастую мошенники для сокрытия присвоения денег и материальных активов используют операции, которые не свойственны данной отрасли, искусственно вводят дополнительные усложняющие текущую ситуацию записи. Необходимо выяснить имеют ли сведения о таковых действиях руководство аудируемого лица, было ли проведено согласование методов отражения их в учёте. Отсутствие такового может свидетельствовать о попытках должностных лиц фальсифицировать бухгалтерскую отчётность [5].

Несовершенство системы внутреннего контроля в организации, рептильность высшего состава экономического субъекта и другие факторы как правило приводят к тому, что суммы хищений и незаконных списаний материальных ценностей и денежных средств существенно повлияют на точность и достоверность бухгалтерской финансовой отчётности.

Инициировать хищение могут всевозможные обстоятельства. Основная причина — не сложившиеся по различным причинам отношения с руководством и коллегами. Причины могут быть самыми разнообразными: риск увольнения, сокращение количества работников в организации, уровень заработной платы, бонусная система, отсутствие корпоративной культуры, отсутствие карьерного роста, а также общечеловеческие качества, такие как жадность, зависть и чувство безнаказанности.

Особой популярностью в производственном процессе у расхитителей пользуются материальные ценности, которые можно легко реализовать в своих интересах. Сюда же стоит отнести драгоценности, компьютерные и автомобильные комплектующие, дорогостоящее сырьё, в том числе и то, которое можно заменить дешевыми аналогами и другие активы, реализацию которых сложно проследить сразу.

При некорректной работе системы внутреннего контроля количество фактов хищения материальных ценностей, а также денежных средств существенно увеличится. Отсюда следует необходимость проведения антикоррупционного аудита.

В данной статье отражена важность антикоррупционного аудита для эффективного развития, как отдельных организаций, так и государства в целом.

http://moluch.ru/archive/201/49482/

Роль государственного (муниципального) финансового контроля в системе противодействия коррупции в Российской Федерации

Анализ преступлений экономической направленности и динамики объемов, выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита. Осуществление финансового контроля в системе современных бюджетных правоотношений.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.05.2017
Размер файла 22,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусельникова Ольга Юрьевна

студентка 4 курса факультета

«Государственное и муниципальное управление»

В статье исследуется сущность государственного (муниципального) финансового контроля. Проведен анализ преступлений экономической направленности, а также динамики объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), которые доказывают значимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в современной системе бюджетных правоотношений как одного из ключевых методов противодействия коррупции на современном этапе.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, противодействие коррупции, финансовые нарушения, экономические преступления

Создание высокоэффективной государственной гражданской и муниципальной службы является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Однако на возможность создания эффективной модели управления влияет ряд факторов, среди которых большое внимание следует уделить коррупции как социально опасному явлению. Одним из наиболее значимых векторов исследования данного феномена является изучение коррупции в экономической (бюджетной) сфере. Сама природа коррупционных правонарушений обуславливает необходимость выработки эффективных мер в сфере профилактики и противодействия коррупции, и в качестве одного из механизмов минимизации ее последствий в области публичного управления можно выделить государственный (муниципальный) финансовый контроль. финансовый контроль государственный аудит

Читайте так же:  Налог на землю тарифы

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].Сущность, виды, особенности проведения государственного (муниципального) контроля обозначены в разделе IX Бюджетного кодекса РФ.

Принято выделять внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется в установленном порядке определенными органами. Первый направлен на стороннее обследование финансовой деятельности органов власти, его осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1]. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой вид текущего контроля, который осуществляется в рамках контрольной деятельности Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации [1].

Однако, несмотря на довольно развитую систему контрольных органов, экономика Российской Федерации несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. По заявлению В.И. Маркина, только коррупционные преступления «ежегодно наносят ущерб на 40 млрд. рублей бюджету РФ» [4].

Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем [3]. Общая характеристика числа проявлений преступлений экономической направленности показывает, что с 2010 года по 2014 год наблюдалась устойчивая тенденция сокращения совершения данного рода преступлений, однако в 2015 году прирост числа составил 3,7%, и по состоянию на октябрь 2016 года значение уже практически достигло показателя 2014 по итогам года (Рисунок 1).

Безусловно, данная информация касается всей совокупности преступлений экономической направленности, однако многие из них относятся именно к сфере публичного управления, посягают на экономические интересы государства.

Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 годах является также неутешительной (Таблица 1). Несмотря на сокращение объема выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью, фактическое значение, представленное в денежном эквиваленте, исчисляется миллиардами рублей. Однако нельзя не отметить значительное снижение общего объема ущерба — в 2014 году по факту выявленных нарушений произошло снижение на 27,4%, в 2015 — на 1,5%.

Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 гг., млрд. руб. [5, 6, 7]

http://revolution.allbest.ru/law/00792803_0.html

Роль государственного (муниципального) финансового контроля в системе противодействия коррупции в Российской Федерации

Анализ преступлений экономической направленности, а также динамики объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита, доказывающих значимость осуществления государственного финансового контроля.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 07.11.2018
Размер файла 16,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль государственного (муниципального) финансового контроля в системе противодействия коррупции в Российской Федерации

Гусельникова Ольга Юрьевна

Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

студентка 4 курса факультета «Государственное и муниципальное управление»

В статье исследуется сущность государственного (муниципального) финансового контроля. Проведен анализ преступлений экономической направленности, а также динамики объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), которые доказывают значимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в современной системе бюджетных правоотношений как одного из ключевых методов противодействия коррупции на современном этапе.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, противодействие коррупции, финансовые нарушения, экономические преступления

The article examines the essence of the state (municipal) financial control. The analysis of economic crimes, as well as the dynamics of the volume identified by the audit chamber of financial irregularities in the implementation of external state audit (control), which prove the importance of implementation of state (municipal) financial control in the modern system of budgetary relations as one of the key methods of combating corruption at the present stage.

Keywords: countering corruption, economic crimes, financial irregularities, municipal financial control, state financial control

Создание высокоэффективной государственной гражданской и муниципальной службы является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Однако на возможность создания эффективной модели управления влияет ряд факторов, среди которых большое внимание следует уделить коррупции как социально опасному явлению. Одним из наиболее значимых векторов исследования данного феномена является изучение коррупции в экономической (бюджетной) сфере. Сама природа коррупционных правонарушений обуславливает необходимость выработки эффективных мер в сфере профилактики и противодействия коррупции, и в качестве одного из механизмов минимизации ее последствий в области публичного управления можно выделить государственный (муниципальный) финансовый контроль. финансовый экономический аудит

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].Сущность, виды, особенности проведения государственного (муниципального) контроля обозначены в разделе IX Бюджетного кодекса РФ.

Принято выделять внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется в установленном порядке определенными органами. Первый направлен на стороннее обследование финансовой деятельности органов власти, его осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1]. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой вид текущего контроля, который осуществляется в рамках контрольной деятельности Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации [1].

Читайте так же:  Субъект налога на доходы физических лиц

Однако, несмотря на довольно развитую систему контрольных органов, экономика Российской Федерации несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. По заявлению В.И. Маркина, только коррупционные преступления «ежегодно наносят ущерб на 40 млрд. рублей бюджету РФ» [4].

Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем [3]. Общая характеристика числа проявлений преступлений экономической направленности показывает, что с 2010 года по 2014 год наблюдалась устойчивая тенденция сокращения совершения данного рода преступлений, однако в 2015 году прирост числа составил 3,7%, и по состоянию на октябрь 2016 года значение уже практически достигло показателя 2014 по итогам года.

Безусловно, данная информация касается всей совокупности преступлений экономической направленности, однако многие из них относятся именно к сфере публичного управления, посягают на экономические интересы государства.

Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 годах является также неутешительной (Таблица 1). Несмотря на сокращение объема выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью, фактическое значение, представленное в денежном эквиваленте, исчисляется миллиардами рублей. Однако нельзя не отметить значительное снижение общего объема ущерба — в 2014 году по факту выявленных нарушений произошло снижение на 27,4%, в 2015 — на 1,5%.

Таблица 1 — Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 гг., млрд. руб. [5, 6, 7]

http://revolution.allbest.ru/audit/01047068_0.html

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.06.2017 2017-06-20

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Исмагилова А. С., Обухова Ю. В. Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 277-280. — URL https://moluch.ru/archive/158/44553/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье рассмотрены вопросы противодействия и предотвращения коррупции с помощью государственного финансового контроля. Исходя из данной статьи можно прийти к выводу, что для увеличения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимо объединить усилия субъектов государственного финансового контроля на всех уровнях власти, а так же Счетной палаты Российской Федерации, Центрального Банка, прокуратуры РФ. При этом контроль должен реализоваться не только за деятельностью государственных органов, но и за предпринимательской деятельностью, включая частные структуры.

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, противодействие коррупции, Счетная палата

Налоговые и другие финансовые правонарушения, отмывание денег, коррупция, представляют угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам ровно как развитым, так и развивающимся странам. Как правило, их осуществление становится возможным вследствие несовершенных правовых систем и правового регулирования, за неимением правоприменительной практики и малоэффективного межведомственного сотрудничества.

Злоумышленники накапливают существенные денежные суммы от совершения таких правонарушений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. На сегодняшний день известно большое количество способов и методов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Из числа имеющихся способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов.

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками раскрывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.

Проанализировав проведенные исследования, и рассмотрев статистические данные и другую информацию можно сделать вывод о том, что преступность, которая полностью относится к преступлениям в налоговой, финансовой сфере и к коррупции, превратилась в достаточно серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и в целом мирового содружества, поскольку носит агрессивный характер, используя в своей криминальной деятельности высокие технологические процессы.

Одной из актуальных проблем государства является вопрос борьбы с коррупцией. Это происходит вследствие того, что коррупция парализовала все сферы социальных отношений, она снижает результат работы государственного аппарата. Процесс коррупции отрицательно влияет на бюджет государства. Это проявляется в том, что коррупция активно участвует в сопровождении механизма распределения и использования централизованных денежных фондов.

Коррупция обладает множеством измерений и стремительно видоизменяется в зависимости, как от внешних, так и от внутренних обстоятельств. Именно поэтому развитие новых инновационных подходов в противодействии коррупции обладает исключительным значением для борьбы с ней.

Исполняя конституционные задачи по охране средств федерального бюджета и иных ресурсов от хищения малоэффективного управления, Счетная палата Российской Федерации тем самым напрямую участвует в выявлении и профилактике коррупционных преступлений. При этом Счетная палата считается не только одним из важнейших элементов общенациональной системы противодействия коррупции, но и своеобразной инновационной платформой, на которой лучшие достижения практики и теории борьбы с коррупцией превращаются в жизнь, и становятся руководством к действию.

Коррупционные явления оказывают влияние на снижение качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Данный факт определяет необходимость разработки новых и улучшенных механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе, и совершенствования существующих механизмов.

Представляется, что финансовый контроль в обязательном порядке должен осуществляться в системе норм, нацеленных против коррупции и занимать в них важное место. Это даст возможность обеспечить законность финансовой деятельности, а также поспособствует укреплению ответственности уполномоченных лиц.

Все государственные органы осуществляют финансовый контроль в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Суть финансового контроля заключается в следующем — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который подразумевает осуществление всех допустимых видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.

Государственный финансовый контроль включает не только производственную, но и непроизводственную сферу. Его действия направленны на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.

Основная цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, разумное и эффективное использование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Реализация финансового контроля государственными финансовыми органами осуществляется в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Читайте так же:  Сколько можно получить налоговый вычет за обучение

Меры по противодействию коррупции, предполагают порядок организации и способы проведения финансового контроля субъектов.

Следует выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.

Не стоит забывать, что борьба с коррупцией — это, в первую очередь деятельность, требующая финансовых вложений. Так как финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, то такие расходы также должны быть подконтрольными. Таким образом значимость задач Счетной палаты в данном вопросе состоит в оценке эффективности использования средств федерального бюджета и в контроле целевого использования бюджетных средств, на осуществление мероприятий по борьбе с коррупцией.

При переходе к программному бюджету роль оценки результативности и эффективности использования бюджетных средств в проекте целевых программ, рождает потребность в инновационных разработках по определению характеристик для оценки эффективности ведомственных антикоррупционных программ, в основании которых лежат системы конкретных прозрачных индикаторов, что позволяет объективно оценить, сопоставить полученный результат к размеру затраченных на него денежных средств.

Говоря о борьбе с налоговыми преступлениями, мы не можем обойти стороной такой аспект, как международное сотрудничество в данной области. В составе организаций, которые усиленно влияют на правовую и экономическую политику, стоит отметить ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

ОЭСР образовалась на базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) по инициативе США в 1961 году.

На сегодняшний день, в состав ОЭСР входят 34 государства. На эти 34 государства приходится более 60 % мирового ВВП.

Данная организация ставит перед собой четкий перечень целей, он состоит из двух основных и самых главных:

  • постоянный мониторинг экономической ситуации;
  • разработка и организация мер по противодействию отмыванию денег, неуплаты налогов, коррупции и взяточничеству.

Эффективно организованный государственный финансовый контроль является одним из самых важных способов предупреждения и минимизации последствий коррупции. Данный способ должен специализироваться не только на выявлении уже совершенных ранее криминальных дел, но и сконцентрироваться на том, чтобы вовремя предупредить коррупцию.

На сегодняшний день, в сознании нашего общества сформировалось чёткое понимание о том, что необходимо изменять деятельность государственного аппарата для его улучшения и эффективной работы.

Главная цель заключается в следующем: постараться сделать все возможное и невозможное, чтобы государственные и муниципальные служащие услышали наше общество. Привести в обязанности служащих служить, действовать и руководствоваться при выборе решений только исходя из законных интересов людей, в особенности в вопросах борьбы с коррупцией и экономической преступностью.

Так как осуществление государственного контроля за состояние коррупции в России является не только социально-экономической, но и политической проблемой, то правительство также заинтересовано в том, чтобы служащие всегда служили законным интересам нашего общества.

Если рассматривать более подробно и разбирать данный вопрос на практическом уровне, то проблема коррупции делится на ряд различных проблемных областей, каждая из которых имеет свои особенности и в которых проблема коррупции проявляется с разной степенью тяжести и остроты.

В состав проблемных областей входит:

  • управление собственностью государства
  • государственное лицензирование
  • таможенное и налоговое регулирование и т. д.

Не смотря на это, особо остро и явно проявляется проблема коррупции при распределении государственных заказов с годовым оборотом около 10 % от ВВП.

Приоритетным на сегодняшнее время является создание надёжного государственного финансового контроля, а также грамотная разработка мер, законодательных барьеров для проявления и выявления коррупции.

Значимость финансового контроля очень явно прослеживается в его главной особенности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, определённых государством, эффективно используя различные, в том числе финансовые ресурсы.

Организация контроля, в соответствии с международными стандартами представляет собой обязательный элемент управления финансами.

Основная цель государственного финансового контроля заключается во своевременной вскрытии отклонений от принятых стандартов и различных нарушений законности в области расходования материальных и денежных ресурсов.

Государственный финансовый контроль имеет способность своевременно выявить правонарушения, включая коррупционные проявления, на первоначальной стадии, и поспособствовать принятию нужных в данной ситуации антикоррупционных мер, а в отдельных случаях данный контроль может привлечь виновных лиц к ответственности за совершенное деяние.

Счётная палата РФ при выполнении своих задач, закреплённых конституцией РФ, а именно защита федеральных средств и других видов ресурсов от неэффективного использования и хищения, непосредственно принимает участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений.

Счётная палата РФ помимо того, что является одним из самых важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и также является в неком роде инновационной платформой, реализующей лучшие достижения теоретических и практических мер по борьбе с коррупцией.

Но все же не стоит забывать про тот фактор, что коррупция способна очень быстро меняться под воздействием как внутренних, так и внешних условий. И потому значением первой степени является разработка эффективных инновационных подходов и мер по борьбе с коррупцией.

Счётная палата РФ активно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счётная палата РФ постоянно модернизирует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для контроля финансовых ресурсов на внешнем уровне, а также совершенствует свои образовательные программы,

В настоящее время созданы все необходимые условия для чёткого системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, а также представителей частного сектора и общественных организаций, которые выступают в области борьбы с коррупцией.

Исходя из этого следует извлечь главное, что для того, чтобы повысить эффективность государственного финансового контроля всех уровней власти, авторы статьи предлагают следующую мысль: обьединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех ветвей власти, в том числе присоединить усилия Счетной палаты РФ, Банка России РФ и прокуратуры РФ.

И самое важное, чтобы контроль осуществлялся не только за счёт деятельности государственных органов, но и за счёт субъектов предпринимательской деятельности, в том числе частные структуры.

Для эффективной работы органов контроля даётся возможность целесообразно обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, за счёт создания Совета Координации (Координационный Совет).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/158/44553/

Финансовый контроль и коррупция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here