Финансовый контроль финансовое право

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Финансовый контроль финансовое право" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.4. Государственный финансовый контроль

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля:

Счетная палата Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

Министерство РФ по налогам и сборам (правопреемник бывшей Государственной налоговой службы РФ);

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Понятие и виды финансового контроля

Понятие финансового контроля

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функци и, присущей финансам. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

  • государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);
  • муниципальный;
  • внутрифирменный (внутрихозяйственный);
  • аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Принципы финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

К принципам финансового контроля относятся:

  • законности;
  • федерализма;
  • гласности;
  • плановости;
  • независимости;
  • объективности;
  • компетентность.

Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка проводится на основе

Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах: независимости, объективности, компетентность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

  • финансовой самостоятельностью контрольного органа;
  • более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;
  • закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Вопрос 19: Понятие финансового контроля как института финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Виды финансового контроля:

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

2) контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Формы финансового контроля:

1) предварительный — контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий — контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий — контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективностьосуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Читайте так же:  Срок подачи документов на возврат подоходного налога

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
Видео (кликните для воспроизведения).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Читайте так же:  Формула расчета земельного налога для физических лиц

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Financial control and financial monitoring

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

Тюкавкин Сергей Владимирович

Tyukavkin Sergey Vladimirovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. С недавнего времени в рамках финансового права фигурирует понятие «финансовый мониторинг», не совсем понятно, что понимается под этим словосочетанием и вообще уместно ли это нововведение. Цель данной работы развеять все непонимания касательно соотношения данного понятия с уже существующим – «финансовый контроль».

Annotation. More recently, in the framework of financial law featured the concept of «financial monitoring» it is not clear what is meant by this phrase and in General if it is relevant innovation. The aim of this work is to dispel any misunderstanding regarding the ratio of this concept with the already existing «financial control».

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовый мониторинг, проверка, государственные органы, денежные средства.

Keywords: financial control, monitoring, financial monitoring, chek, governmental body, monetary funds.

Для полной оценки правовой природы отсутствия или наличия тождества между понятиями «финансовый контроль» и «финансовый мониторинг», изначально нам необходимо выяснить, что подразумевает под собой каждое из них в чем схожи эти понятия, а в чем различны.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства, а так же является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

В зависимости от времени проведения, волеизъявления субъектов, вида правового субъекта, а также объекта, существует множество разновидностей финансового контроля.

Согласно ст. 267.1 БК РФ финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. [1]

Из всего вышесказанного прослеживается роль финансового контроля, в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Читайте так же:  Финансовый контроль ценных бумаг

Финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов. При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права[5]. Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Позиция отнесения финансового мониторинга к виду финансового контроля поддерживается правоведами – финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля. [4] О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль. [3]

При этом необходимо отметить, что для проведения финансового мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения, например, между субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга. Объектом финансового мониторинга выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Контролю подлежат также операции с иным имуществом, однако, именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем, например, «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. Финансовый мониторинг, связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая и является предметом финансового права.

Также следует отметить, что в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом, а в целях недопущения и предотвращения неблагоприятных последствия и проводится финансовый контроль.

Финансовые отношения являются динамической категорией. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [2]

Финансовый мониторинг заключается в непосредственном контроле (выявлении) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В связи с этим, я полагаю, что именно контрольная сущность финансового мониторинга в системе финансовых правоотношений позволяет нам говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.

Также необходимо отметить, что финансовый мониторинг и финансовый контроль осуществляют деятельность при применении идентичных функций, что позволяет нам рассматривать данный факт, как дополнительное доказательство финансово-контрольной природы мониторинга.

В настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля, исходя из этого, в рамках финансового контроля, финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Анализируя представленную информацию, напрашивается вывод, что финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг следует определять, как относительно новый, «модный» вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и самостоятельно субъектами финансового контроля вся цель которого сводится к недопущению преступных доходов и предотвращению использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. Годме П.М. Финансовое право // П.М. Годме. – М.: Прогресс. – 1978. – с. 210.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России // О.Н. Горбунова. – М. – 2003. – с. 85.
  4. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // С.В. Запольский. – Финансовое право. – – № 8. – с. 21.
  5. Финансовый контроль: Учебное пособие. – с. 206.
Читайте так же:  Изменения в отчетности ип

—>

Понятие финансового контроля. Правовое обеспечение финансового контроля. Место финансового контроля в системе финансового права.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: 1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля); 2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий); 3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки), 4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины); 5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Источники

Финансовый контроль финансовое право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here