Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Экономическое содержание налога на доходы физических лиц" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

3.1 Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) относится к прямым налогам, так как он удерживается непосредственно с личных доходов физических лиц. Данный налог существует практически во всех странах, и принципы его построения также во многом совпадают. В России поступления от него в бюджет занимают третье место после налога на прибыль организаций и НДС.

Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.

Основная функция НДФЛ — фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция данного налога заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения. Экономическое содержание НДФЛ в России, как и отдельные его черты, во многом схожи с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания, а именно:

1. Равенство перед НДФЛ всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности — равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.

2. НДФЛ — это личный налог физического лица — объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.

3. Основной способ взимания НДФЛ — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

4. НДФЛ облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.

НДФЛ является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан.

Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек — почти всего трудоспособного населения России. Относительно небольшая роль НДФЛ в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан).

Вывод: в данном налоге через систему налоговых вычетов реализуется социальная функция налогов и принцип справедливости налогообложения. По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает.

http://fin.bobrodobro.ru/49442

Контрольная работа: Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Тема: Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Тип: Контрольная работа | Размер: 49.38K | Скачано: 50 | Добавлен 20.12.16 в 12:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Содержание

1. Экономическое содержание подоходного налогообложения. 3

2. Анализ действующего механизма налогообложения. 6

3. Современные проблемы ндфл. 9

4. Направления совершенствования подоходного налогообложения физических лиц 12

Список использованных источников. 20

ВВЕДЕНИЕ

Налоги с населения как один из источников финансовых ресурсов государства известны с давних времён, выступая необходимым элементом экономических отношений. Они, кроме потребностей фиска, регулируют уровень доходов граждан, стимулируют или ограничивают трудовую активность населения, выполняют функцию социальной защиты населения.

Основным налогом, взимаемым с населения, является налог на доходы физических лиц, который позволяет регулировать доходы граждан, поступления в бюджеты и представляет собой социальный регулятор общественного благосостояния и обеспечения экономического равновесия между основными группами населения, регионами и муниципальными образованиями. Постепенное усиление роли налога на доходы физических лиц в составе налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, включая ее регионы, является положительным признаком развития современной налоговой системы России.

В связи с этим, существует необходимость в дальнейшем реформировании системы налогообложения доходов физических лиц, его дальнейшей социализации с позиций реализации основных прерогатив социальной политики в России.

Цель работы, изучить экономическое содержание налога на доходы физических лиц. Для этого требуется решить следующие задачи:

— рассмотреть экономическую сущность подоходного налога;

— изучить современное состояние и порядок налогообложения НДФЛ;

— охарактеризовать направления совершенствования НДФЛ.

Теоретической основой работы являются законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение физических лиц (в первую очередь – НК РФ), материалы периодической печати, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

http://studrb.ru/works/entry32428zvzcqF

Элементы налогообложения

Экономическое содержание налога на доходы физических лиц.

Функции НДФЛ:

— фискальная (наполнять доходную часть бюджета денежными средствами);

— регулирующая (перераспределение доходов общественных между различными категориями населения).

Цель подоходного налога: сделать равномерным распределение жизненно важных средств между населением. В настоящее время НДФЛ регулируется гл. 23 ч.2. НК РФ , с 2001 г. Удельный вес в консолидированном бюджете РФ -12%- федеральный налог. С 01.01.02 НДФЛ в полном объеме зачисляется в региональные и местные бюджеты.

Налогоплательщики:ФЛ, являющиеся резидентами РФ;

— ФЛ, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Резиденты должны находится на территории РФ >=183 дней в год;

— военнослужащие, не зависимо от того где они находятся, и представители государственной власти (дипломатическая миссия).

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1017 г. Но Февральская, а затем Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.16 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Читайте так же:  Льготы по налогу на имущество юридических лиц

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. Не случайно поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривающий постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Принципы ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц:

1) равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности;

2) первичное взимание налога у источника получения доходов;

3) предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;

4) установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода;

5) недопущение уплаты этого налога за плательщика;

6) предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.

Подоходный налог самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

20. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения: зависит от того является ли ФЛ резидентом, или не является:

— доход, полученный налогоплательщиком в календарном году;

от источников в РФ и или от источников за пределами РФ – для ФЛ, являющихся налоговыми резидентами РФ;

— от источников в РФ – для ФЛ, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Виды доходов (для целей налогообложения):

— вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги;

— доходы от реализации недвижимого и иного имущества, ценных бумаг;

— страховые выплаты при наступлении страхового случая (ст. 213);

— доходы, полученные от использования права на объекты интеллектуальной собственности;

— доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;

— иные доходы (ст. 208 НК РФ).

Если доходы в иностранной валюте – пересчитываются в рубли, по официальному курсу ЦБ, на момент получения дохода.

Доходы, полученные в натуральной форме, пересчитываются по рыночным ценам на дату, получения налога.

Не подлежат налогообложению:

— государственные пособия (по безработице, по беременности, родам), за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

— все виды государственных пенсий;

— все виды выплат ФЛ в пределах норм, установленных законодательством РФ, в связи увольнением работника (за исключением компенсаций за неиспользуемый отпуск), возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение командировочных расходов (на территории РФ – 700 р в день, за пределами – 2500 р. )и т.д.;

— сумма материальной помощи независимо от ее размера – в особых случаях, на основании решения органов власти.

— сумма материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту – в пределах 4000 р. за налоговый период;

— доходы в виде процентов, получаемых налогоплательщиком по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если: 0% по рублевым вкладам, выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования ЦБ (10%);

— по валютным вкладам (установленная ставка не превышает 9%);

— сумма полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических, выплачиваемых работодателями своим работникам и членам их семей);

— алименты у лиц, их получающих;

— стипендии студентов, аспирантов, ординаторов, докторантов;

— доходы от продажи выращенной продукции, овощеводства и животноводства;

— сдача лекарственных трав, дикорастущих ягод и иных плодов;

— и другие, ст. 217 НК.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_65777_elementi-nalogooblozheniya.html

Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Конспект лекции: Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Функции налога на доходы физических лиц (НДФЛ):

  • — фискальная (наполнять доходную часть бюджета денежными средствами);
  • — регулирующая (перераспределение доходов общественных между различными категориями населения).

Цель подоходного налога: сделать равномерным распределение жизненно важных средств между населением. В настоящее время НДФЛ регулируется гл. 23 ч.2. НК РФ , с 2001 г. Удельный вес в консолидированном бюджете РФ -12%- федеральный налог. С 01.01.02 НДФЛ в полном объеме зачисляется в региональные и местные бюджеты.

Налогоплательщики:

  • — ФЛ, являющиеся резидентами РФ;
  • — ФЛ, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Резиденты должны находится на территории РФ >=183 дней в год;
  • — военнослужащие, не зависимо от того где они находятся, и представители государственной власти (дипломатическая миссия).

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1017 г. Но Февральская, а затем Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.16 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. Не случайно поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривающий постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Читайте так же:  Состав отчетности ип на усн

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Принципы ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц:

  • 1) равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности;
  • 2) первичное взимание налога у источника получения доходов;
  • 3) предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;
  • 4) установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода;
  • 5) недопущение уплаты этого налога за плательщика;
  • 6) предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.

Подоходный налог самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

http://www.allsummary.ru/200-ekonomicheskoe-soderzhanie-naloga-na-dohody-fizicheskih-lic.html

19. Экономическое содержание налога на доходы физических лиц.

— фискальная (наполнять доходную часть бюджета денежными средствами);

Видео (кликните для воспроизведения).

— регулирующая (перераспределение доходов общественных между различными категориями населения).

Цель подоходного налога: сделать равномерным распределение жизненно важных средств между населением. В настоящее время НДФЛ регулируется гл. 23 ч.2. НК РФ , с 2001 г. Удельный вес в консолидированном бюджете РФ -12%- федеральный налог. С 01.01.02 НДФЛ в полном объеме зачисляется в региональные и местные бюджеты.

Налогоплательщики: ФЛ, являющиеся резидентами РФ;

— ФЛ, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Резиденты должны находится на территории РФ >=183 дней в год;

— военнослужащие, не зависимо от того где они находятся, и представители государственной власти (дипломатическая миссия).

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1017 г. Но Февральская, а затем Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.16 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. Не случайно поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривающий постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Принципы ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц:

1) равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности;

2) первичное взимание налога у источника получения доходов;

3) предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;

4) установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода;

5) недопущение уплаты этого налога за плательщика;

6) предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.

Подоходный налог самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

http://studfile.net/preview/2548384/page:11/

Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; налоговые вычеты; ставки; налоговая база

Н-г на доходы физических лиц (НДФЛ) представляет собой изъятие в бюджет части доходов граждан. НДФЛ относится к прямым налогам, поскольку конечным его плательщиком явл-ся получившие доход физичекие лица. Порядок взимания НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Плательщиками налогапризнаются физ. лица, явл-ся налоговыми резидентами РФ, а также физ. лица, получившие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Объектом налогообложения явл-ся доход полученный налогоплательщиком: от источников в РФ или от источников за ее пределами – для физ. лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; от источников в РФ- для физ. лиц, не являющихся резидентами РФ;

НК РФ устанавливает перечень доходов, подлежащих налогообложению. К доходам от источников в РФ относятся: дивиденды и проценты от российской организации, индивидуального предпринимательства или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России; доходы полученные в РФ от авторских или смежных прав; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, акций и иных ЦБ в РФ, долей в уставном капитале российских орагнизаций и др. имущества; вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненные работы или услуг, полученое в РФ; пенсии, пособия и иные выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством;другие доходы, полученые в результате дея-ти в РФ.

Налоговым законодательством установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению . К ним относятся: гос-ые пособия ( кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком); гос-ые пенсии; все виды компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, увольнением и др.; вознаграждения донарам; алименты; сумма единовременной материальной помощи, предоставляемой в связи со стихийным бедствием; выплачиваемой работодателем семье работника в случае его смерти или работникув случае смерти члена семьи; степендии; др. доходы на основании НК РФ.

Порядок исчисления н-гапредусматривает определение суммы н-га путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку, выраженную в долях единицы.НДФЛ могут исчислять и уплачивать налогвые агенты и сами налогоплательщики. Налоговые агенты (российские организации, индивидуальные предприниматели или постоянные представительства в России иностранных организаций, от которых фие0ое лицо получило доход) обязаны начислить, удержать с налогоплательщика и внести в бюджет сумму НДФЛ с доходов, источником которых явл-ся данный налоговый агент. Исчисление сумм н-га производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налоовогопериода суммы н-га.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_69091_nalog-na-dohodi-fizicheskih-lits-ekonomicheskoe-soderzhanie-i-naznachenie-nalogovie-vicheti-stavki-nalogovaya-baza.html

30. Экономическое содержание налога на доходы физических лиц. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

Как и любой другой налог, налог на доходы физических лиц – НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма «автоматических стабилизаторов».

Налогоплательщиками налога НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

34. Налоговые ставки по ндфл. Налоговый период. Удержание и уплата налога в бюджет.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг и т.д.;

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ и др.

Налоговым периодом признается календарный год.

Порядок взыскания и возврата налога

Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат осуществлен с нарушением срока, на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

31. Порядок определения налоговой базы по ндфл.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, указанные в статье 212 НК РФ (материальная выгода, полученная от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами; материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок и т.д.).

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена иная налоговая ставка налоговые вычеты не применяются.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, облагаемых ставкой 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов не переносится.

Доходы (расходы) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактического получения указанных доходов (осуществления расходов).

http://studfile.net/preview/1671743/

2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

В РФ установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц относятся к федеральным налогам и сборам.

Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц — НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма «автоматических стабилизаторов».

Одной из целей налогообложения является снижение неравенства в доходах, воспринимаемого как несправедливое. Для осуществления этой цели применяются прогрессивный подоходный налог, налоги на имущество, акцизы на товары роскоши, различные ставки налога на добавленную стоимость для товаров массового и ограниченного спроса, льготы для малодоходных категорий налогоплательщиков. Однако перечисленные меры не направлены для того, чтобы сформировать у всех одинаковый уровень дохода. Поэтому при налогообложении доходов вопрос об их справедливом неравенстве может ставиться как определение такого их различия, которое может быть названным «нормальным».

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

— подоходный налог — это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

— подоходный налог в большей степени реализует основные принципы налогообложения — всеобщность, равномерность и эффективность;

— налоговые платежи регулярно поступают в доходы бюджета;

— основной способ взимания подоходного налога — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом формирования бюджета государства.

Кроме того, сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

— подоходный налог с физических лиц — один из важнейших источников государственных доходов;

— во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк;

— во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

Самые выгодные в отношении подоходного налога страны — ОАЭ, Россия и китайская автономная территория Гонконг. Об этом свидетельствуют результаты обнародованного исследования, проведенного консалтинговым агентством Mercer. Самые маленькие подоходные налоги — в ОАЭ, России и Гонконге / 23.11.07. Режим доступа: http://www.rb.ru/topstory /economics/2007/11/23/173631.html В списке из 32 государств лидируют ОАЭ — здесь вообще не взимается подоходный налог, а с граждан удерживается только 5% на социальные взносы. Следовательно, чистый доход жителей ОАЭ составляет 95% от их заработной платы. Служащие в России и в Гонконге платят 13% и 14,2% налогов соответственно. Азиатские страны, включая Тайвань, Сингапур, Южную Корею и Китай, занимают верхние строчки списка. Здесь низкие ставки налоговых поборов. Великобритания — на 14-м месте, также как Австралия и Соединенные Штаты. Ставка подоходного налога здесь 29,4%. Причем для граждан, имеющих детей, фискальные органы делают скидку (26,2%).

Эксперты отмечают, что практически во всем мире граждане, имеющие детей, платят меньше налогов, чем бездетные. Единственные страны, где от детей нет никакой выгоды в плане налогов — это Бразилия, Индия и Турция. Наименее привлекательными для кармана сотрудников оказались такие европейские страны как Франция, Италия и Германия. Их разместили на 22, 28 и 29 местах соответственно. Замыкают список Дания, Венгрия и Бельгия. Налоговики этих стран существенно облегчают кошельки граждан. Причем бельгийцам повезло меньше всего — им приходится отдавать государству больше половины своих доходов.

Налогообложение доходов граждан РФ на протяжении последнего десятилетия претерпел ряд изменений. В основе исчисления этого налога был принятый в декабре 1991 г. закон «О подоходном налоге с физических лиц» №1998-1. Хотя за последние годы ставки подоходного налога неоднократно менялись, однако сохранялась их прогрессивная основа. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13%, благодаря чему может усилиться мотивация вывода гражданами России своих доходов из «тени». Дополнительным эффектом применения подоходного налога является реализация механизма «автоматических стабилизаторов» — такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса». Фишер С. Экономика / С.Фишер. — М.: Экономикс, 2000. — С.527. Считается, что их роль в рыночной экономике очень важна. Во-первых, они смягчают циклические колебания экономического роста, совокупного спроса, нормы безработицы и объема инвестиций. Во-вторых, эти механизмы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политикой, так как не надо принимать специального решения об их использовании.

В настоящее время в РФ к числу взимаемых с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

http://fin.bobrodobro.ru/28943

Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Конспект лекции: Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Функции налога на доходы физических лиц (НДФЛ):

  • — фискальная (наполнять доходную часть бюджета денежными средствами);
  • — регулирующая (перераспределение доходов общественных между различными категориями населения).

Цель подоходного налога: сделать равномерным распределение жизненно важных средств между населением. В настоящее время НДФЛ регулируется гл. 23 ч.2. НК РФ , с 2001 г. Удельный вес в консолидированном бюджете РФ -12%- федеральный налог. С 01.01.02 НДФЛ в полном объеме зачисляется в региональные и местные бюджеты.

Налогоплательщики:

  • — ФЛ, являющиеся резидентами РФ;
  • — ФЛ, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Резиденты должны находится на территории РФ >=183 дней в год;
  • — военнослужащие, не зависимо от того где они находятся, и представители государственной власти (дипломатическая миссия).

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1017 г. Но Февральская, а затем Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.16 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. Не случайно поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривающий постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Принципы ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц:

  • 1) равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности;
  • 2) первичное взимание налога у источника получения доходов;
  • 3) предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;
  • 4) установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода;
  • 5) недопущение уплаты этого налога за плательщика;
  • 6) предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.

Подоходный налог самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

http://www.allsummary.ru/200-ekonomicheskoe-soderzhanie-naloga-na-dohody-fizicheskih-lic.html

2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

В РФ установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц относятся к федеральным налогам и сборам.

Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц — НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма «автоматических стабилизаторов».

Одной из целей налогообложения является снижение неравенства в доходах, воспринимаемого как несправедливое. Для осуществления этой цели применяются прогрессивный подоходный налог, налоги на имущество, акцизы на товары роскоши, различные ставки налога на добавленную стоимость для товаров массового и ограниченного спроса, льготы для малодоходных категорий налогоплательщиков. Однако перечисленные меры не направлены для того, чтобы сформировать у всех одинаковый уровень дохода. Поэтому при налогообложении доходов вопрос об их справедливом неравенстве может ставиться как определение такого их различия, которое может быть названным «нормальным».

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

— подоходный налог — это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

— подоходный налог в большей степени реализует основные принципы налогообложения — всеобщность, равномерность и эффективность;

— налоговые платежи регулярно поступают в доходы бюджета;

— основной способ взимания подоходного налога — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом формирования бюджета государства.

Кроме того, сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

— подоходный налог с физических лиц — один из важнейших источников государственных доходов;

— во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк;

— во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

Самые выгодные в отношении подоходного налога страны — ОАЭ, Россия и китайская автономная территория Гонконг. Об этом свидетельствуют результаты обнародованного исследования, проведенного консалтинговым агентством Mercer. Самые маленькие подоходные налоги — в ОАЭ, России и Гонконге / 23.11.07. Режим доступа: http://www.rb.ru/topstory /economics/2007/11/23/173631.html В списке из 32 государств лидируют ОАЭ — здесь вообще не взимается подоходный налог, а с граждан удерживается только 5% на социальные взносы. Следовательно, чистый доход жителей ОАЭ составляет 95% от их заработной платы. Служащие в России и в Гонконге платят 13% и 14,2% налогов соответственно. Азиатские страны, включая Тайвань, Сингапур, Южную Корею и Китай, занимают верхние строчки списка. Здесь низкие ставки налоговых поборов. Великобритания — на 14-м месте, также как Австралия и Соединенные Штаты. Ставка подоходного налога здесь 29,4%. Причем для граждан, имеющих детей, фискальные органы делают скидку (26,2%).

Эксперты отмечают, что практически во всем мире граждане, имеющие детей, платят меньше налогов, чем бездетные. Единственные страны, где от детей нет никакой выгоды в плане налогов — это Бразилия, Индия и Турция. Наименее привлекательными для кармана сотрудников оказались такие европейские страны как Франция, Италия и Германия. Их разместили на 22, 28 и 29 местах соответственно. Замыкают список Дания, Венгрия и Бельгия. Налоговики этих стран существенно облегчают кошельки граждан. Причем бельгийцам повезло меньше всего — им приходится отдавать государству больше половины своих доходов.

Налогообложение доходов граждан РФ на протяжении последнего десятилетия претерпел ряд изменений. В основе исчисления этого налога был принятый в декабре 1991 г. закон «О подоходном налоге с физических лиц» №1998-1. Хотя за последние годы ставки подоходного налога неоднократно менялись, однако сохранялась их прогрессивная основа. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13%, благодаря чему может усилиться мотивация вывода гражданами России своих доходов из «тени». Дополнительным эффектом применения подоходного налога является реализация механизма «автоматических стабилизаторов» — такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса». Фишер С. Экономика / С.Фишер. — М.: Экономикс, 2000. — С.527. Считается, что их роль в рыночной экономике очень важна. Во-первых, они смягчают циклические колебания экономического роста, совокупного спроса, нормы безработицы и объема инвестиций. Во-вторых, эти механизмы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политикой, так как не надо принимать специального решения об их использовании.

В настоящее время в РФ к числу взимаемых с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://fin.bobrodobro.ru/28943

Экономическое содержание налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here