Досудебное урегулирование налоговых споров публичные слушания

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Досудебное урегулирование налоговых споров публичные слушания" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Интересы налоговых органов и налогоплательщиков находятся на разных полюсах. Налоговики стремятся взыскать как можно больше, юридические и физические лица – заплатить поменьше и вернуть в виде налогового вычета побольше. Естественно, что возникновение спорных ситуаций при столь взаимоисключающих интересах неизбежно, несмотря на массу правовых актов и инструкций. Что же делать, если у вас возник спор с налоговиками и вы считаете, что они неправы?

В большинстве случаев налоговые споры возникают из-за ошибок (а иногда и злоупотреблений) должностных лиц или налогоплательщиков и разрешаются сравнительно просто: привлечение суда в таких ситуациях необязательно. Чтобы сэкономить время, можно использовать досудебный порядок разрешения налоговых споров, благо такая возможность предоставлена физическим и юридическим лицам с 2014 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров – это обжалование ненормативных актов налогового органа, связанного с действием или бездействие должностных лиц. Эта правовая норма зафиксирована в п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Досудебный порядок разрешения налогового конфликта

Процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком без привлечения суда состоит из следующих этапов:

    Составление жалобы, в которой излагается суть спора и приводятся аргументы со стороны лица, обжалующего действия/бездействие должностных лиц. Обязательны ссылки на законодательные акты, которые обосновывают вашу позицию.

Следует учитывать, что жалобы по налоговым конфликтам делятся на два типа: обычные и апелляционные. Жалобы подаются на решения, которые уже вступили в силу, а апелляционные – на не вступившие. А учитывать это нужно для того, чтобы не пропустить сроки подачи: на направление жалобы по вступившему в силу решению отводится год, а вот на подачу апелляционной – всего месяц.

Если же в процессе досудебного урегулирования конфликта решение принято не в вашу пользу, то есть в удовлетворении жалобы отказано, есть два варианта дальнейших действий: или смириться, или обратиться в арбитражный суд на территории Москвы или иного города РФ – согласно территориальной подсудности.

Мои успешные дела

Доверитель защищен от неосновательного взыскания по Договору купли-продажи недвижимости

Сделка Должника защищена от необоснованного признания ее недействительной

В пользу нашего Доверителя завершен судебный спор с финансовой организацией

В апелляции успешно отменен судебный акт о признании недействительной сделки Должника

В апелляционной инстанции успешно защищена сделка Должника

Компания защищена от неосновательного взыскания по договору аренды транспортных средств

История о том, как строительной компании с нашей помощью не пришлось платить 2,5 миллиона рублей и удалось заработать еще почти 1 миллион

Очередная успешная защита руководителя предприятия от субсидиарной ответственности

В суде мы доказали, что наш Доверитель не должен возвращать гарантийное удержание в 1 млн. рублей

Участник Общества защищен от привлечения к субсидиарной ответственности на сумму в 142 000 000 рублей

В суде первой инстанции успешно защищены интересы собственника в арендном споре

Дело, в котором мы вернули Подрядчику 2,6 млн. рублей, что Заказчику даже встречный иск не помог

Одно заседание в суде и наш Доверитель не должен 9 000 000 рублей

Судебное разбирательство в Арбитражном суде города Москвы завершено мировым соглашением

Наш Доверитель успешно защищен от привлечения к субсидиарной ответственности

Успешно произведено включение в реестр требований кредиторов на сумму почти 4 000 000 рублей

Вступил в законную силу судебный акт о признании права собственности на объекты недвижимости за нашим Доверителем

Спор по договору строительного подряда завершился миром в апелляционной инстанции

Добились включения в реестр требований кредиторов финансовой организации-должника

В Волоколамском городском суде произведена индексация суммы задолженности на 9 494 126 рублей 66 копеек

Какие вопросы подлежат досудебному обжалованию?

К числу конфликтов по налоговым вопросам, которые можно разрешить без обращения в суд, относятся:

  • несогласие налогоплательщика с требованием заплатить налог, штраф или пеню (или оспаривание суммы);
  • неправомерный отказ в возврате налога;
  • вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;
  • непредоставление налогового вычета.

Этот список могут дополнить и другие налоговые споры, в результате которых нарушаются права физического или юридического лица.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Читайте так же:  Новые правила валютного контроля

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Преимущества обжалования

Благодаря возможности урегулирования налогового спора налогоплательщик получает ряд выгод:

  1. жалобу оформить проще, чем судебный иск;
  2. не нужно платить госпошлину;
  3. не требуются судебные расходы;
  4. на рассмотрение жалобы тратится гораздо меньше времени, чем на судебный процесс;
  5. к исполнению решения, вынесенного вышестоящей инстанцией, должностные лица приступают в короткие сроки.

Подать жалобу может и сам налогоплательщик, но лучше, если это сделает адвокат. Налоговые споры довольно сложны, требуют знания постоянно меняющегося законодательства, различных нюансов – вплоть до решения Пленума Верховного суда. Сама жалоба должна быть составлена грамотно, аргументировано и своевременно – а если писать её самостоятельно, можно завязнуть и пропустить сроки. Наконец, поручив взаимодействие с налоговыми органами в Москве профессионалу, вы сэкономите и время, и нервные клетки. Пока юрист будет работать над урегулированием налогового спора, вы сможете заниматься своими делами, забыв о проблеме.

Досудебное урегулирование налоговых споров

ИФНС России по Центральному району Челябинска провела круглый стол на тему «Досудебное урегулирование налоговых споров». Цель мероприятия – привлечь внимание налогоплательщиков к повышению эффективности работы с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц. Таким образом, налоговые органы пытаются «приучить» граждан решать спорные вопросы в досудебном порядке.

Предметами обжалования могут быть: некорректное поведение инспектора, принимающего или выдающего документы налогоплательщику; необоснованный отказ налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога; бездействие налоговиков по ненаправлению в установленный законом месячный срок ответов на обращения налогоплательщиков по вопросам разъяснения налогового законодательства и любым другим вопросам.

У досудебного порядка обжалования налоговых споров имеется ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком. К примеру, отсутствует необходимость уплаты налогоплательщиками государственной пошлины, лишних затрат на юристов, личного участия и затрат на проезд. Кроме того, срок рассмотрения жалоб в вышестоящем налоговом органе меньше, чем в суде.

Информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений) поступивших в Федеральную налоговую службу можно получить с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе» на официальном Интернет-сайте Управления ФНС России по Челябинской области (www.r74.nalog.ru).

Урегулирование налоговых споров возможно также на стадии рассмотрения акта налогового органа, составленного инспекцией по результатам проведения выездной либо камеральной налоговой проверки, а также на стадии рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

По итогам 2012г. количество решений, при вынесении которых доводы налогоплательщиков, изложенные в возражениях, были удовлетворены, составило 90% от числа проверок, оспоренных на стадии рассмотрения их результатов.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Читайте так же:  Код бюджетной классификации земельного налога

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Публичные слушания налоговых органов

Сегодня обсуждают рассмотрение налоговых споров в порядке досудебного и судебного урегулирования. Спикеры — специалисты досудебного урегулирования и правового отдела региональной налоговой службы. В числе слушателей — руководители общественных организаций, бизнесмены. Вопросы готовится задать и юрист одной из компаний Иркутска Ольга Маркова.

Ольга Маркова, представитель компании — Налогоплательщика:

Я хочу почерпнуть полезную практику, так как сегодня очень интересная тема «Досудебное урегулирование споров, связанных с налогами». Тема актуальна, потому что очень много договоров, очень много налоговых вопросов, которые нужно освещать и быть в курсе всех событий.

Публичные обсуждения проводятся в Иркутске во второй раз. Первые прошли в конце 2017-го. Тогда обсуждали внедрение онлайн касс. Сегодняшняя тема вызвала больший интерес — в зале около 80 человек. Частично, именно по их желанию и была организована эта встреча.

Константин Зайцев, руководитель УФНС России по Иркутской области:

Эти вопросы формируют сами налогоплательщики, обращаясь к нам, какие темы они бы хотели. Чтобы мы раскрыли наши подходы, сложившуюся практику в досудебном аудите, практику в судах. И как раз эти темы обсуждали для того, чтобы прийти к общему пониманию, как нам двигаться дальше.

Досудебное урегулирование налоговых споров в Приангарье действует уже пятый год. В 2017 году в арбитражном суде и судах общей юрисдикции рассмотрено 263 дела с участием налоговых органов. Сумма требований составила более 1,5 млрд рублей. 83% от этой суммы удовлетворены в пользу областного бюджета. Основной причиной споров по-прежнему остается вопрос обоснованности налоговой выгоды, полученной организацией в результате работы фирм-однодневок. В планах проводить такие встречи 1 раз в квартал.

Досудебное урегулирование налоговых споров

17 августа 2017

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров призван быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Это позволяет избежать дополнительных трат заявителей на уплату государственной пошлины в случае обращения в суд, а также сэкономить время налогоплательщиков на судебное разбирательство.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются. В свою очередь инспекция обязана в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалобу можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС России. Это значительно упрощает процедуру подачи жалобы и получения ответа по ней. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

Узнать о том, на каком этапе рассмотрения находятся жалобы, можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС. Еще один сервис – «Решения по жалобам» – позволяет ознакомиться с правовой позицией налоговых органов по многим важным вопросам налогообложения и увидеть, какого рода решения принимались по тем или иным жалобам.

Обращаем внимание! С 1 января 2017 года на налоговые органы возложены функции по администрированию страховых взносов, на которые распространяются все правила регистрации обязательных платежей, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе досудебного урегулирования налоговых споров.

Отдел учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 3

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

Судебная панорама

Отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения налогового органа указания на то, что они адресованы Управлению ФНС, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Не согласившись с решением проверяющих о взыскании денежных средств, предприниматель обратился с жалобой в инспекцию. Заявления были оформлены с учетом требований п. 1 и 2 ст. 139.2 Кодекса, в них предприниматель выразил несогласие с решением и взысканием указанных в нём сумм, привёл свои мотивы. Также в наименовании документов указана цель обращения с заявлениями – «в порядке досудебного урегулирования спора». Заявления предпринимателя об обжаловании решения налогового органа не были направлены инспекцией в Управление ФНС и рассмотрены ею самостоятельно путём дачи письменного ответа о законности указанного выше решения.

Решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке.

Суд первой инстанции указал на несоблюдение заявителем досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, поскольку, по мнению суда, заявления, представленные предпринимателем в качестве доказательств досудебного урегулирования спора, адресованы непосредственно начальнику инспекции, указание о подаче данных заявлений в Управление Федеральной налоговой службы отсутствует. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка у двух родителей

Суд округа, отменяя решения нижестоящих судов указал, что судами не принята во внимание как указанная предпринимателем в заявлениях цель подачи жалоб в инспекцию (досудебный порядок урегулирования спора), так и положения п. 1 ст. 139 НК РФ, предписывающие подачу жалоб через налоговый орган, акт ненормативного характера которого обжалуется. При таких обстоятельствах отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения указания на то, что они адресованы Управлению Федеральной налоговой службе, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку налоговый орган, получив заявления предпринимателя, поданные в порядке досудебного урегулирования спора, не передал их в компетентный орган и в своих ответах указал на законность принятого им решения, суд округа с учетом разъяснений, изложенных в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015), полагает, что предпринимателем были соблюдены положения ст. 138 НК РФ для обращения в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правого акта инспекции.

Однако предпринимателем было заявлено не только требование об оспаривании решения налогового органа, но и о взыскании неправомерно взысканных по такому решению сумм, то есть фактически — требование в порядке ст. 79 НК РФ о возврате взысканных инспекцией сумм, поэтому судам необходимо было руководствоваться разъяснениями, изложенными в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со ст. 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Таким образом, указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.01.2020 по делу № А33-27297/2019, ИП Глущенко В.М.)

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;
Видео (кликните для воспроизведения).

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

Читайте так же:  Правовые основы досудебного урегулирования налоговых споров

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка инвалида на работе

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебное урегулирование налоговых споров 30 августа 2015 г.

В результате мероприятий налогового контроля налоговый орган принимает в отношении налогоплательщиков решения.

Каждый вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст.137 НК РФ). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чьё решение обжалуется. Таким образом, жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, который направит ее в вышестоящий налоговый орган со всеми материалами (п. 1 ст.139 НК РФ).

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров (п.2 ст.138 НК РФ). Данным порядком предусмотрено, что обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в судебном порядке, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Для получения информации о дате поступления жалобы в налоговый орган и присвоенном входящем номере, сроке её рассмотрения, реквизитах решения, статусе жалобы и результатах рассмотрения, налогоплательщик может обратиться к сервису «Узнать о жалобе» на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Следует обратить внимание, что на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. действует также интернет-сервис «Решения по жалобам», который создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб (обращений) налогоплательщиков. Указанная информация отражается на сервисе в виде решений ФНС России без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.

По всем вопросам досудебного урегулирования налоговых споров обращаться в отдел досудебного аудита Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 239, 3 этаж, кабинеты №№ 313, 314. Тел.

Досудебное урегулирование налоговых споров публичные слушания

Территориальная избирательная комиссия г.Благовещенска

Отчет мэра и администрации города Благовещенска

Интерактивная карта развития города Благовещенска

Телефоны экстренных служб

Продажа муниципального имущества и права аренды

Задай вопрос администрации города

Задай вопрос администрации города

Чистый город — сообщи о несанкционированной свалке

Чистый город — сообщи о несанкционированной свалке

Электронная регистратура Запись на прием в поликлиники области

Консультации по защите прав потребителей

Карта градостроительного зонирования Благовещенска

Все вакансии г.Благовещенска здесь

Готов к труду и обороне

Информация по антитеррору

Свободное время — с пользой!

18 Февраля 2020
Вторник 20:54

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров

Преимущества процедуры досудебного урегулирования споров

Во-первых, она является наименее затратной в финансовом плане. Во-вторых, подача возражений на акт проверки с подтверждающими документами увеличивает шансы оперативного урегулирования возникших разногласий. В-третьих, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 15 дней до 2-х месяцев. В-четвертых, простота оформления жалобы. В-пятых, удобство пользования сервисами

Досудебное урегулирование споров состоит из двух основных этапов:

1) рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;

2) рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Необходимо помнить, что перед подачей искового заявления в суд прохождение процедуры обжалования актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган обязательно.

Жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе обязательно указываются:

1) Ф.И.О. и место жительство физического лица, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуется;

4) основание нарушения прав;

5) требование лица, подающего жалобу.

Сроки подачи жалобы (ст.139 НК РФ):

— один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав — для обычной жалобы;

— один месяц, начиная с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю — для апелляционной жалобы;

— один год с момента вынесения решения — для жалобы на решения, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы не были.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение:

— месяца со дня ее получения (жалоба на решение, принятое по ст. 101 НК РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

— 15 рабочий дней для всех остальных жалоб.

Источники

Досудебное урегулирование налоговых споров публичные слушания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here