Данные по налоговым правонарушениям

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Данные по налоговым правонарушениям" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

На сайте налогового ведомства можно будет узнать о недоимках и штрафах российских компаний

chainarong06 / Shutterstock.com

ФНС России сообщила о том, что 25 июля на официальном сайте службы будет размещена информация о налоговых правонарушениях юрлиц, а также решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года (информация ФНС России от 17 июля 2017 г.).

Налоговики отметили, что открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса). Сведения будут находиться в открытом доступе в течение трех лет.

Речь идет, в частности, о таких данных, как:

  • сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • налоговое правонарушение и мера ответственности за его совершение;
  • специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиками;
  • участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • среднесписочная численность работников организации за календарный год;
  • сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • сумма налогов и сборов (по каждому налогу и сбору), уплаченная организацией в календарном году без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков будет размещаться на сайте ФНС России ежемесячно.

В то же время обновление данных о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов будет происходить один раз в год.

По мнению представителей налогового ведомства, снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даст возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес партнеров.

Добавим, что в феврале 2018 года ФНС России планирует разместить на своем сайте сведения об уплаченных суммах страховых взносов юрлиц и ИП.

ФНС впервые опубликовала налоговые данные компаний

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Без грифа тайны

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Читайте так же:  Международный валютный контроль

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

otvetstvennost_za_nalogovye_pravonarusheniya_tablica.jpg

Похожие публикации

За нарушения в сфере налогообложения законом предусмотрены разнообразные виды наказаний по различным статьям Налогового, Административного и Уголовного Кодексов РФ. Как правило, это штраф в солидном размере. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. Подробнее о том, чем грозит налогоплательщикам то или иное нарушение фискального законодательства, узнайте далее.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения: за что и кому грозит

Правонарушение в фискальной сфере – это противоправное действие (бездействие), за которое установлена ответственность в НК РФ, совершенное налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом. Список возможных налоговых проступков приведен в гл.16 НК РФ и подразделяется на следующие основные группы:

  • нарушение порядка регистрации налогоплательщика в ИФНС;
  • нарушение порядка предоставления налоговой отчетности;
  • ошибки в ведении учета, что привело к искажению величины налогооблагаемой базы;
  • неперечисление (в т.ч. уплата не в полном объеме) страховых взносов, сборов и налогов;
  • непредоставление налоговикам запрашиваемой документации или представление недостоверных данных.

Каждая группа содержит широкий ассортимент действий (или бездействий) лиц, нарушающих определенную норму права, за каждое из которых определен диапазон ответственности в зависимости от тяжести проступка.

Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений определена не только Налоговым Кодексом РФ, но и КоАП РФ, а за серьезные деяния – УК РФ. Разнообразие наказаний обусловлено таким же разнообразием нарушений, а также различной степенью их тяжести и размером нанесенного государственному бюджету ущерба.

Привлечь нарушителя за противоправные деяния в сфере фискального законодательства возможно только по решению ИФНС или суда. Наказать могут:

  • организацию;
  • ИП;
  • физлицо, если на момент нарушения ему исполнилось полных шестнадцать лет (ст.107 НК РФ).

От категории виновного лица зависит и то, суд какой инстанции будет рассматривать дело:

  • для предпринимателей и организаций – арбитражный суд;
  • для физических лиц – суд общей юрисдикции.

Для того, чтобы компанию, предпринимателя или частное лицо признали виновным, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • основание в виде актуальной законодательной базы;
  • доказанный факт совершения противоправного действия;
  • оформленное решение уполномоченного органа о наложении взыскания или наличие признаков налогового преступления, установленных вследствие оперативных мероприятий

Кроме того, важным условием является соблюдение срока исковой давности: привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допустимо только в течение трех лет со дня его совершения (п.1 ст. 113 НК РФ), за исключением уголовных преступлений. При проступках, подпадающих под ст.120 (грубое нарушение правил ведения налогового учета) и 122 НК РФ (неуплата налогов, сборов, страхвзносов), трехлетний срок отсчитывается со дня, следующего за окончанием отчетного периода. Если нарушение классифицируется как уголовное преступление, то срок давности по нему может увеличиваться до десяти лет.

Мнение налогового органа о сути обвинения не имеет принципиального значения

Предположим, что следователь получил из какого-либо источника сообщение о налоговом нарушении. Если оно тянет на статью, то он обязан сделать запрос в налоговый орган с приложением документов и предварительного расчета суммы недоимк Однако ответ ни к чему не обязывает.

Так, налоговики должны направить следовател

  • по этому поводу есть «проверочное» решение, вступившее в силу, — заключение о нарушении НК, о правильности расчета недоимки, информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  • проверка еще идет — сообщение об этом факте;
  • проверки не было — сообщение об отсутствии сведений о нарушении НК.

Но даже если инспекторы ответят, что организация «белая и пушистая», это не обязывает силовиков отказать в возбуждении уголовного дела. Какой бы из вариантов ответа ни пришел, следователь СК принимает решение — возбуждать дело или нет — самостоятельн

Отметим также, что дело по факту неуплаты налогов налогоплательщиком или налоговым агентом может быть заведено и до получения информации из ИФНС. Для этого у следователя должны

Поводы для возбуждения дела мы перечисляли выше — это, в частности, заявление какого-либо лица или результаты А достаточные данные по налоговому делу — крупный или особо крупный размер недоимк

Как мы помним, у следователя, направляющего запрос в ИФНС, все это уже должно быть. Таким образом, он может и не дожидаться ответа инспекции.

Следователи получили право заводить налоговые дела самостоятельно

Последние 3 года уголовные дела по налоговым преступлениям могли появиться исключительно на основе информации от налоговиков. А ИФНС, как известно, обязана направлять следователям материалы, если выполняются одновременно два услови

  • недоимка не погашена в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования;
  • сумма недоимки подпадает под статью Уголовного кодекса. Напомним, что для квалификации недоимки как преступления необходим крупный или особо крупный размер ущерба. В частности, крупным размером считается недоимка на сумму более 2 млн руб. для организации (600 тыс. руб. для физического лица или ИП) в пределах 3 финансовых лет подряд при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% от суммы подлежащих уплате, или на сумму более 6 млн
Читайте так же:  Ответственность за неуплату налога на прибыль

Таким образом, если налогоплательщик вовремя гасил задолженность, пусть даже и в крупном размере, то риск, что на него заведут дело, был минимален. Теперь же к налоговым делам применяются общие правила. Это означает, что поводом для возбуждения уголовного дела по налогам могут послужит

  • заявление о преступлении (от любого лица, например работника, бывшего учредителя, партнера или конкурента);
  • явка с повинной;
  • постановление прокурора о направлении материалов в Следственный комитет (СК) для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых иных источников.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Даже к самому примерному налогоплательщику может прийти полиция с целью проверки информации о возможном налоговом преступлении.

В последнюю категорию теперь попадают и документы от ИФНС. Кроме того, под «иным источником» также понимаются результаты оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД). Напомним, что уголовные дела по налоговым статьям отнесены к компетенции следователей Однако Следственный комитет не занимается ОРД, это функция полицейски Специальных налоговых подразделений в полиции нет, но можно предположить, что выявлением налоговых преступлений займутся оперативники подразделений ЭБиПК (экономической безопасности и противодействия коррупции), то есть бывшего

Таким образом, даже если у вас нет никаких проблем с налоговой, в ваш офис в любой момент могут пожаловать гости в погонах и объявить, что они проверяют информацию о налоговом преступлении. В рамках ОРД полицейские, в частности, могут осматривать офисы, склады или машины, изучать документ Кроме того, возможен вариант, когда вы даже и не будете знать, что в отношении вашей компании проводятся какие-то мероприятия. Ведь ОРД — это также прослушка телефона, контроль корреспонденции и электронной почт Отметим, что мероприятия в рамках ОРД могут проводиться как при наличии уголовного дела, так и без него (если есть информация о совершении или подготовке преступлени

Имейте также в виду, что появление оперативников будет сюрпризом — о предполагаемом визите в офис полицейских вас никто уведомлять не должен. Не распространяется на ОРД и Закон о защите прав организаций и предпринимателей при госконтрол

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

Оспаривать сумму ущерба придется в рамках уголовного дела

Обычно, когда организация или ИП не согласны с результатами проверки, проведенной ИФНС, они оспаривают доначисления и штрафы в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде. При этом у них есть шанс отбить часть доначислений и (или) добиться снижения суммы штрафа, заявив о смягчающих обстоятельствах.

В ситуации, когда налоговой проверки не было, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик этих возможностей лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела. А смягчающие обстоятельства если и найдутся, то смягчат само наказание, но не уменьшат размер ущерба, который придется выплачивать.

Конечно, новости неприятные, но не забывайте, что для привлечения к уголовной ответственности все-таки нужны существенные суммы недоимок. А за небольшие недоплаты по-прежнему грозит лишь налоговый штраф.

Читайте так же:  Возврат суммы удержанного налога

Кроме того, налоговые статьи УК предполагают прямой умысел. То есть в СК должны доказать, что вы сознательно стремились нарушить закон, а не просто ошиблись со сроками или с трактовкой налоговой нормы. При этом должны учитываться все обстоятельства, которые по НК исключают вину налогоплательщика, в том числе наличие писем Минфина по спорному вопрос

Поэтому прийти к вам и потрепать нервы следователи, конечно, могут. Но совершенно не факт, что по этому поводу будет заведено уголовное дело и что оно непременно дойдет до суда.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Что может повлиять на смягчение или ужесточение наказания

В случае с фискальными нарушениями, как и в отношении любых других нарушений закона, действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому меры взыскания к нарушителю применяются независимо от того, по неосторожности или по ошибке было совершено действие, или же это было сделано намеренно, из корыстных побуждений.В первом случае наказание может быть назначено в более мягкой форме: в виде предупреждения, если это допускается соответствующей статьей, или в размере нижней пороговой суммы штрафа. В случае, если будет доказан умысел нарушителя, наказание будет строже: более высокая сумма штрафа (но в рамках установленных лимитов по каждой статье) или даже лишение свободы, если нарушение содержит признаки уголовного преступления. Однако, не допускается наложение наказания за одно и то же нарушение дважды (ст.108 НК РФ).

Тем не менее, существует ряд обстоятельств, которые могут смягчить наказание минимум вдвое, особенно если проступок совершен лицом впервые (п.3 ст.114 НК РФ). Перечень таких причин приведен в п.1 ст.112 НК РФ:

  • серьезные семейные или личные проблемы;
  • сложные материальные условия, в которых находится нарушитель;
  • нарушение совершено под воздействием угрозы или в силу служебной или материальной зависимости;
  • иные обстоятельства, на усмотрение суда, которые можно принять в качестве смягчающих вину.

Чтобы воспользоваться допустимым законным вариантом смягчения наказания, виновному лицу необходимо будет самостоятельно предоставить суду доказательства, свидетельствующие в его пользу. Суд же вправе на свое усмотрение посчитать их существенными либо не влияющими на тяжесть совершенного проступка.

Однако, законом оговорено и обстоятельство, способное повлиять на ужесточение наказания. Оно указано в п.2 ст. 112 НК РФ: размер денежного взыскания может увеличиться на 100% в отношении лица, которое ранее уже совершало подобное нарушение и понесло за это ответственность. Повторное действие расценивается как злостное нарушение и влечет двойное наказание.

По некоторым статьям УК РФ положено освобождение от наказания для лиц, которые впервые совершили проступок и погасили весь ущерб (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). При этом погашение ущерба должно быть осуществлено до вынесения судебного приговора.

Таким образом, ответственность за фискальные нарушения может попадать под сферу применения разных кодексов: НК РФ, КоАП или УК РФ. Применение соответствующей статьи зависит от категории налогоплательщика, размера ущерба и вида нарушения. В некоторых случаях наказания можно избежать, если заранее ликвидировать последствия нанесенного государству ущерба. Если же допущен рецидив по какой-либо статье, то это будет расценено как отягчающее обстоятельство и виновный понесет более суровое наказание – максимально возможное по инкриминируемой статье.

Уголовные дела по налогам теперь возможны не только по результатам налоговых проверок

Комментарий к поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс

Вступили в силу изменения в УПК, вернувшие старый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступления В том, как он будет работать на практике, пока много неясностей. А разъясняющие подзаконные акты если и появятся, то, возможно, будут иметь статус закрытых ведомственных документов.

Тем не менее мы решили уже сейчас предупредить вас о возможных негативных последствиях этого нововведения.

Налоговыми считаются следующие преступления:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаци
  • неисполнение обязанностей налогового агент
  • сокрытие денег либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборо

В СК могут посчитать сумму недоимки без участия ИФНС

Но откуда у следователя могут появиться данные для предварительного расчета недоимки в ситуации, когда не было налоговой проверки? Из тех же результатов ОРД или написанного кем-то заявления. Понятно, что информация о преступлении подлежит проверке. Если сделать расчет совсем без оснований, то впоследствии уголовное дело могут закрыть за отсутствием состава преступления (что, разумеется, не в интересах следователя).

На фоне санкций в 2014 г. таможенная служба выявила преступлений в 1,7 раза больше, чем годом ранее

У следователя есть 30 суток (с момента получения сообщения о преступлении) на принятие решения — заводить дело или нет. В этот период он вправе, в частност

  • получать объяснения;
  • истребовать и изымать документы;
  • назначать судебную экспертизу;
  • требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;
  • поручать органу дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий.

То есть пока налоговики готовят ответ, следователь может, например, прийти к вам в офис (или прислать оперативников), изъять документы и обратиться к специалистам для получения экспертного заключения. В прежние времена, когда силовикам уже запретили самостоятельно делать расчет налогов, но уголовные дела еще можно было возбуждать не только по материалам ИФНС, для расчета недоимки иногда назначали налоговую экспертиз Можно предположить возвращение к этой практике.

Возможен и другой вариант. Имея на руках документы, полученные в ходе проверки сообщения о налоговом преступлении, следователь сам, без официальных экспертиз, определит сумму недоимки. А экспертизу проведут уже в рамках уголовного дела. И кстати, о том, что СК рассматривает сообщение о возможном уклонении от уплаты налогов, организацию извещать тоже никто не должен.

Читайте так же:  Федеральные стандарты внутреннего государственного муниципального финансового контроля

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

С погашением ущерба до суда могут возникнуть трудности

Если человек попался первый раз, у него, как и ранее, есть шанс избежать уголовного наказания за налоговое преступление (кроме ответственности за сокрытие денег/ имуществ Для этого ему нужно до назначения первого судебного заседания погасить ущерб (недоимку, пени и штраф) в полном объем

Сумма ущерба, как сказано в новой редакции УПК, будет определяться в соответствии с НК и с учетом представленного налоговиками расчета пеней и штрафо

Если проверка была, то здесь все просто — сумма ущерба должна соответствовать решению ИФНС о привлечении к ответственности (как и раньше).

А вот если проверки не было, то точную сумму недоимки, видимо, будут определять привлеченные следователем эксперты. Ведь получение материалов от следователя не обязывает инспекцию немедленно отправлять «выездников» к налогоплательщику. По крайней мере, сейчас этот механизм не проработан.

В итоге гражданин, стремящийся возместить ущерб, может столкнуться со следующими трудностями:

  • процесс определения суммы ущерба затянется, и гражданин не успеет собрать деньги, чтобы внести всю сумму до суда;
  • налоговики не смогут дать расчет штрафов в ситуации, когда проверки не было. Иные лица (эксперты или следователи) рассчитать налоговый штраф не вправе — это прерогатива ИФНС. А непогашение суммы штрафа обвиняемым формально исключает для него возможность уйти от уголовной ответственности.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение для физлиц, ИП и компаний

Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена разная степень жесткости санкций. Наиболее суровое наказание предполагается для компаний, поскольку у них больше всего налоговых обязательств и существенно выше обороты (а значит, и масштаб возможных деяний). Предприниматели зачастую несут аналогичную ответственность, однако масштаб их деятельности в основном ограничивает тяжесть проступков мелкой или средней степенью.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица взысканий, налагаемых на компании и предпринимателей

Таблица 1. Взыскания для юридических лиц и предпринимателей.

Кто несет ответственность

Штраф, иная санкция

Пропущен срок регистрации в ИФНС

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Предпринимательская деятельность ведется без регистрации в ИФНС

10% от доходов, полученных без регистрации (минимум 40 000 руб.)

Должностные лица организаций

2 000 – 3000 руб.

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

5% от суммы, неуплаченной по декларации, за каждый месяц просрочки (минимум 1 000 руб., максимум -30% от суммы неуплаты)

Должностные лица организаций

предупреждение или штраф 300-500 руб.

Юрлица, ИП – налоговые агенты

1000 руб. за каждый месяц просрочки

п. 1.2 ст. 126 НК РФ

Подача декларации, отчета в бумажной форме вместо электронной (когда электронный формат обязателен)

Грубое нарушение правил ведения налогового учета

10 000 руб. (если нарушения в одном налоговом периоде),

30 000 руб. (если нарушения более чем в одном налоговом периоде)

п.1, 2 ст. 120 НК РФ

Занижение налоговой базы (при грубом нарушении правил налогового учета)

20% от суммы неуплаты (минимум 40 000 руб.)

п.3 ст. 120 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

Читайте так же:  Факультет государственного управления и финансового контроля

п.1-п.3 ст. 122 НК РФ

Непредоставление в ИФНС документов (несообщение сведений), требуемых для налогового контроля, представление искаженных данных

200 руб. за каждый непредставленный документ

П. 1 ст. 126 НК РФ

10 000 руб. — при непредставлении сведений, или подаче недостоверных данных о налогоплательщике (плательщике страхвзносов)

П. 2 ст. 126 НК РФ

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Представление недостоверных сведений налоговым агентом

500 руб. за каждый недостоверный документ

Должностные лица организаций

5 000 — 10 000 руб.,

при повторном нарушении 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация до 2-х лет

20% от неудержанной суммы

п.1 ст. 123 НК РФ

Невыполнение обязанностей налогового агента (в крупном размере)

Должностные лица, ИП

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности до 3-х лет и принудительные работы до 2-х лет, арест до полугода или лишение свободы до 2-х лет

Уклонение от уплаты налогов организации (в крупном размере)

Должностные лица организации

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

Сокрытие денег или имущества от процедуры взыскания недоимки (в крупном размере)

Должностные лица организаций, ИП

Штраф 200 000 — 500 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 3 года, принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет

Следует иметь в виду, что согласно КоАП РФ, наказание налагается исключительно на ответственных должностных лиц – работников компании (директора, бухгалтеры и т.п.). А ИП и частные лица за фискальные нарушения по ст. 15.4 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

Наказание по УК РФ несут физлица — должностные лица организаций и ИП. Критерием тяжести в этом случае будет являться величина нанесенного государству ущерба, при этом точная пороговая сумма по каждой статье устанавливается индивидуально. Если сумма ущерба меньше пороговой, то лицо не может быть наказано по УК РФ, но обязанность понести наказание в соответствии с КоАП РФ за ним сохранится.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений: таблица взысканий, налагаемых на физических лиц

Таблица 2. Взыскания для физических лиц

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1, п.3 ст. 122 НК РФ

Перечисление налога с нарушением срока

1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

В связи с тем, что налогоплательщики-физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, редко взаимодействуют с ИФНС, перечень возможных нарушений для них невелик. Расчет по имущественному, земельному и транспортному налогу производит сама налоговая инспекция, обязательных деклараций, которые требовалось бы заполнить (за исключением декларации о доходах 3-НДФЛ) также нет. Поэтому в обязанность физлицам вменена только своевременная уплата рассчитанных за них налогов, при наличии соответствующих объектов обложения, а также верное указание сумм доходов в 3-НДФЛ. Если же физлицо зарегистрировалось в качестве ИП и приняло на себя функции налогового агента, то круг ответственности за возможные проступки существенно расширяется.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Источники

Данные по налоговым правонарушениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here