Аудиторский финансовый контроль формы

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Аудиторский финансовый контроль формы" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора:

  1. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
  2. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  3. самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

Обязанности аудитора:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;
  2. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  3. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  4. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу.

Виды аудиторских проверок: обязательная — проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; инициативная -проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

3)анализ финансового планирования;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Формы финансового контроля

Форма финансового контроля – это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой финан­сового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

*Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предваритель­ный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельно­сти контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов.

Читайте так же:  Проверка выручки налоговой

Финансовый контроль, осуществляемый государством или муниципальными образованиями, классифицируется по различ­ным основаниям на несколько групп.

По времени проведения государственный и муниципальный фи­нансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения финансовых операций – в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; про­гнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансо­вых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяй­ствующих субъектов.

Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проек­там соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюд­жетные расходы или иные вопросы публичной финансовой дея­тельности.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится во время осущест­вления каких-либо финансовых операций – уплаты налогов, фи­нансирования государственных расходов, межбюджетного креди­тования, исполнения бюджетов и т. д. Реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, ко­миссий, рабочих групп, законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти и представительных органов мест­ного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Текущий финансовый контроль основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кас­совых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законода­тельства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завер­шения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтер­ской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджет­ных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Главной целью последующего финансового контроля являет­ся оценка результатов финансовой деятельности и эффективно­сти проводимых операций. Основным критерием последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финан­совой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисцип­лины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муници­пальной финансовой деятельности. Последующий контроль от­личается углубленным анализом финансовой деятельности какого- либо субъекта за определенный период и позволяет определить i степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

Виды аудиторского контроля

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – предпринимательская деятельность по независимого контролю вневедомственному характера.

Аудиторский финансовый контроль подтверждается то, что возможно сочетание интересов экономических субъектов и государства. А также при таком сочетании не нужно выделять деньги из бюджета на данную деятельность.

Регулирует аудиторский контроль Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Данный закон дает следующие понятия:

  • аудит или аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность, которая связана с проверкой бухгалтерской отчетности независимого характера;
  • аудирумые лица – индивидуальные предприниматели и предприятия различного уровня.

Проводится аудиторский финансовый контроль индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.

У индивидуальных предпринимателей данной сферы и аудиторских организаций по законодательным нормам нет права заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудита и ряда сопутствующих ему услуг.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Качество аудиторской деятельности гарантируется проведением аттестации обязательного характера. Кроме того, необходимо лицензионное разрешение на данную деятельность.

Основная цель аудиторского контроля – выразить мнение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторский финансовый контроль может быть следующих форм:

В результате аудиторского контроля формируется аудиторское заключение.

Под аудиторским заключением понимают официальный документ, соответствующий федеральным правилам аудиторской деятельности, который содержит мнение лица, осуществлявшего аудит в организации, о степени достоверности бухгалтерской отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета в этой организации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Необходимо отметить, что аудиторская проверка не заменяет государственный контроль.

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Аудит как форма финансового контроля

Аудит представляет собой вид деятельности направленный на независимую оценку деятельности предприятия и выражения мнения о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно российской практике существуют следующие виды аудиторского контроля:

  • Финансовый аудит – это проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности в целях оценки степени ее достоверности.
  • Ценовой аудит – проверка правомерности установления цены на заказ.
  • Налоговый аудит – аудиторская проверка предприятия на соответствие налоговому законодательству.
  • Аудит хозяйственной деятельности – периодический анализ хозяйственной деятельности компании.
  • Управленческий аудит – проверка предприятия, а также всех видов ресурсов используемых для управления предприятием.

Так же существует специальный аудит, направленный на проверку конкретных аспектов деятельности аудируемого лица и аудит на соответствие требованиям, то есть анализ финансовой или хозяйственной деятельности направленный на определение ее соответствия тем или иным условиям, законам или правилам.

Читайте так же:  Неуплата налогового штрафа в срок

Аудиторская проверка относится к негосударственным видам финансового контроля, основными задачами которого являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия, совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

Аудит как вид финансового контроля, в зависимости от того кто проводит проверку, подразделяется на: внутренний и внешний. Внутренний аудит проводится специальной службой внутреннего контроля предприятия и направлен на повышение эффективности управленческих решений. Внутренний аудит проводится непрерывно охватывая все участки хозяйственной деятельности того или иного предприятия. Внешний аудит представляет собой независимый финансовый контроль за деятельностью предприятия. Его как раз таки и осуществляют независимые аудиторские организации или физические лица (аудиторы) получившие лицензию, которая дает право на осуществление аудиторской деятельности и независимого финансового контроля на предприятии.

Одной из таких компаний, которая вот уже на протяжении 20 лет предоставляет услуги по проведению любых аудиторских проверок, является ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).

Специалисты ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» осуществляют весь комплекс услуг, в том числе и все виды финансового контроля, необходимых для проведения качественной аудиторской проверки. Мы в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах проведения аудиторской проверки, поможем исправить недочеты и нарушения, а также дадим рекомендации для дальнейшего эффективного ведения бизнеса и многое другое.

Выбирая ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вы получаете надежного помощника для качественного и достоверного проведения аудита!

Негосударственный финансовый контроль. Аудит.

Аудит — независимая вневедомственная проверка бухгалтерской, финансовой отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему законодательству.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций

Контроль могут проводить как отдельные физические лица, пошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме АООТ.

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого АО, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

При осуществлении проверки аудиторы имеют право:

· проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей;

· получать разъяснения по возникшим вопросам;

· по письменному запросу получать информацию от третьих лиц;

· самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки;

· отказаться от проведения аудита в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами личной безопасности аудитора, при необходимости.

При осуществлении своей деятельности на аудитора возлагаются следующие обязанности:

· неукоснительное соблюдение законности;

· квалифицированное предоставление аудиторских услуг;

· обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проверки и неразглашение их содержания.

Результатом аудиторской проверки является заключение (ревизионный сертификат). Текст аудиторского заключения включает в себя:

· вводную часть (юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, номер и дата выдачи лицензии);

· аналитическую часть, в которой указываются результаты экспертизы;

· итоговую часть, содержащую запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Различают четыре варианта заключения:

1. заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

2. заключение с замечаниями, свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

3. отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого субъекта;

4. заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

[1] Валовый внутренний продукт (ВВП) – макроэкономический показатель, выражающий стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в стране в течение определенного периода (обычно — года, но подсчитывается ВВП и поквартально, и помесячно).

[2] Национальный доход (НД) – макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения страны за определенный период времени (год).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контролъ — это независимый вненеве-домственный контроль, осуществляемый в качестве предпри>ини-мательской деятельности — аудиторской деятельности. ТаГакоИ контроль имеет важное значение в условиях развития рыноч>чноИ экономики. Использование аудиторской формы контроля я зволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих тов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на к

Читайте так же:  Правила возврата налогового вычета

хрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финан-сового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 авгу-ста 2001 г. «Об аудиторской деятельности» 1 . Согласно Закону (ст. 1)) аудиторская деятелъностъ (аудит)это предпршшма-тельская деятелъностъ по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности органызаций и индивыдуалъных предпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи-нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соот-ветствии порядка ведения бухгалтерского учета законодателъ-ству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское за-ключение. Это официальный документ, составленный в соответ-ствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской орга-низации или индивидуального аудитора о достоверности фи-нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соот-ветствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода-тельству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государ-ственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодатель-ством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму ^онтроля, предписывая обязательность аудита в указанных за- к °нодательством случаях (ст. 7). Это относится к государствен- Нь ш внебюджетным фондам, кредитным и страховым организа-Циям, государственным и муниципальным унитарным предпри-^ т иям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский Финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с ° с Ударственно-властными предписаниями правил (стандартов)

1 СЗ рф. 2001. № 33. Ст. 3422; № 51. Ст. 4829; 2002. № 1. Ст. 2.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

Глава 5. Правовые основы финансового контроля

аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведе-ния и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость ауди-торских организаций и аудиторов, самостоятельность вступле-ния аудируемых лиц в договорные отношения об оказании ауди-

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предприниматель-ской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания со-путствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц, желающих занимать-ся этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской орга-низации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществ-ление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства бб аудите Закон устанавли-вает ответственностъ аудиторских организаций, их руководи-телей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, под-лежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-пра-вовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федералъного органа государственного регулирования аудиторской деятельности, кото-рым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельнос-ти; организация системы надзора за соблюдением лицензион-ных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организа-циями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государствен-ных реестров аттестованных аудиторских организаций и инди-видуальных аудиторов; аккредитация профессиональных ауди-торских объединений 1 .

Видео (кликните для воспроизведения).

1 См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельно-сти в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 583.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимают под финансовым контролем? Каково его значение?

2. Что составляет основное содержание финансового конт-роля?

3. Что понимается под методами финансового контроля? Назовите их.

4. Охарактеризуйте ревизию как метод финансового контро-ля, виды ревизий. Каково значение и порядок оформления акта ревизии?

5. Что понимают под финансовой дисциплиной?

6. Что изменилось в содержании и организации финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике?

7. На какие виды подразделяется финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления?

8. Какие виды финансового контроля выделяются в зависи-мости от органов, осуществляющих его?

9. На основе Конституции РФ рассмотрите полномочия представительных (законодательных) органов власти, их коми-тетов, комиссий, депутатов в области финансового контроля.

10. Как организовано осуществление президентского финан-сового контроля?

11. Охарактеризуйте правовое положение, функции и права Контрольного управления Президента РФ.

12. Каковы полномочия по финансовому контролю Правитель-ства РФ, правительств и администраций субъектов Федерации?

13. Каковы полномочия Министерства финансов РФ по финансовому контролю? Какие в этой области созданы подве-домственные ему органы?

14. Каковы контрольные функции Федерального казначей-ства (федеральной службы) и санкции, применяемые этим орга-ном? Каковы функции Федеральной службы финансово-бюд-жетного надзора, Федеральной службы страхового надзора? Какому органу они подведомственны?

15. Назовите полномочия налоговых органов в области фи-нансового контроля и применяемые этими органами санкции.

16. Охарактеризуйте функции банков (кредитных организа-ций) в области финансового контроля.

17. Охарактеризуйте функции контроля и надзора, осуществ-ляемые Центральным банком РФ за деятельностью коммерче-ских банков.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

18. Что понимается под ведомственным финансовым конт-ролем, каковы его задачи, субъекты, осуществляющие этот кон-троль?

19. Что понимается под внутрихозяйственным (внутренним) финансовым контролем? Кто его осуществляет?

20. Что такое бухгалтерский учет и каково его значение для проведения финансового контроля?

21. Каковы права и обязанности главного бухгалтера в обла-сти финансового контроля?

22. Что представляет собой Федеральная служба по финансо-вому мониторингу: каковы ее задачи, кому (какому органу) она подведомственна?

23. Охарактеризуйте общественный финансовый контроль, его правовые основы.

Читайте так же:  Бухгалтерская справка выплата дивидендов

24. Определите понятие и особенности аудиторского финан-сового контроля.

25. Что понимается под термином «аудируемые лица»?

26. В каких случаях проводятся обязательные аудиторские проверки? Какие меры взыскания применяются в случае укло-нения от них?

27. На основании законодательства назовите права и обязан-ности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов.

28. На основе законодательства сформулируйте понятие аудиторского заключения.

29. Кто (какой орган) является уполномоченным федераль-ным органом государственного регулирования аудиторской де-ятельности? Определите на основании нормативных актов его функции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденным этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, которые утратили силу с принятием Указа Президента от 13.12.2001 №1459 и ФЗ от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

В соответствии с данными нормативными актами, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие услуги:

постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-плана;

проведение маркетинговых исследований;

проведение НИОКР в области, связанной и аудиторской деятельностью и многое другое.

Аудиторы и аудиторские фирмы, прошедшие аттестацию, начинают свою деятельность после государственной регистрации, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление аудита выдаются Минфином РФ. Аудитор в процессе проведения аудита оценивает существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заключение, имеющее силу официального документа и содержащее выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухучета законодательству РФ.

В зависимости от сферы проведения, аудит делиться на:

аудит внебюджетных фондов;

аудит инвестиционных фондов и бирж;

аудит страховых организаций;

12. Страхование как институт финансовой системы

Понятие «страхование» содержится в законе РФ от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за чет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризована как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

Как правовая категория страхование обусловлено объективной необходимостью правового регулирования страховых отношений, возникающих при создании и использовании страхового фонда.

Страховая деятельность – (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физ. и юр. лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачи страхового дела:

проведение единой государственной политики в сфере страхования

установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов в РФ.

Страхование осуществляется в обязательной и добровольной формах (статьи 929-970 ГК РФ).

1) по организационному признаку: внутреннее (ограниченное), внешнее, смешанное;

2) по объекту страхования: имущественное страхование (страхование материальных ценностей), личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности является Федеральная служба страхового надзора, которая находится в ведении Минфина РФ.

Аудиторский финансовый контроль

Понятие аудиторского контроля

Аудиторский контроль – вневедомственный и независимый контроль финансовой деятельности, проводимый специальной аудиторской службой (имеющей лицензию); вид предпринимательской деятельности.

Цель аудита – нормативное заключение о достоверности финансового-бухгалтерской отчетности лиц, установление соответствия порядка деятельности условиям ее осуществления по Законодательству РФ.

Задача проведения аудита – подтверждение полноты, правильности и реальности финансового-бухгалтерской отчетности, соблюдение требований законодательства.

По результатам проводимой проверки любого вида оформляется аудиторское заключение, которое может быть:

  1. Положительным без замечаний, когда проверяемое предприятие учитывает все правила ведения документации и подачи отчетности, отражающей реальное положение дел;
  2. Положительным с замечаниями, когда заключение, выдаваемое проверяемым лицом содержит недостатки и дает рекомендации для исправления;
  3. Отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется, не соответствует правилам и требованиям, а финансовая отчетность недостоверна.
Читайте так же:  Возврат ндфл процентов по ипотеке налоговый кодекс

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обязательный характер аудита

Аудиторский финансовый контроль осуществляется государством в случаях, когда он обязательный, и указываются данные случаи в Федеральном законе. Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные организации, муниципальные и государственные унитарные предприятия, фонды внебюджетных средств и так далее.

Правовые основы аудиторского финансового контроля имеют публичный характер, так как юридические нормы с помощью государственно-властных правил (стандартов) регулируют аудиторскую деятельность и порядок ее осуществления.

За нарушение аудиторской деятельности, Закон устанавливает наступление ответственности, она распространяется на аудиторские структуры, их руководство, индивидуальных предпринимателей, аудируемые лица, а также лица, которые подлежат обязательному аудиторскому контролю.

Ответственность за нарушения аудиторской деятельности может быть:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной.

Рассмотрим ряд функций Минфина России, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности:

  1. Формирует нормативные акты правового характера для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Представляют Правительству России федеральные стандарты (правила) в сфере аудиторского финансового контроля для их утверждения.
  3. Проводят аттестации.
  4. Лицензируют (выдают лицензионные разрешения) аудиторскую деятельность.
  5. Формируют надзирательскую систему для контроля над соблюдением лицензионных стандартов, которые регламентируют независимый аудиторский финансовый контроль.
  6. Контролируют соблюдение индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями предписанных федеральных стандартов.
  7. Ведут реестры государства по аттестованным аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудиторский финансовый контроль: понятие, основные положения аудиторской деятельности в рф

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осущест­вляемого в качестве предпринимательской деятельности по про­верке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчет­ности организаций и индивидуальных предпринимателей (ауди­руемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Определения из ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 ФЗ).

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ).

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 4 ФЗ).

Учитывая важное значение аудиторского контроля как незави­симого высококвалифицированного способа проверки финансо­вой и хозяйственной деятельности, государство осуществляет нор­мативно-правовое регулирование отношений, складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены требования, предъявляемые к аудито­рам, порядок лицензирования аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества рабо­ты аудиторов и т. д. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

Однако не все отношения, складывающиеся в процессе ауди­торской деятельности, входят в предмет финансового права. Главными признаками отнесения каких-ли­бо аудиторских отношений к предмету финансового права будут служить обязательность (императивность) назначения проверки и подконтрольный субъектный состав.

В сферу финансово-правового воздействия включаются дея­тельность уполномоченного федерального органа государствен­ного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере обязательного аудита, целью которого выступает проверка веде­ния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организации или индивидуального предпринимателя.

Виды аудиторского контроля

В зависимости от субъекта проведения проверки, аудит подразделяется на:

  1. Внутренний, проводимый внутри организации, собственной аудиторской службой для повышения эффективности принятия решений в использовании ресурсов, максимизации дохода и рентабельности. Внутренний аудит проводится и финансируется по желанию руководителей, но не заменяет обязательные государственные проверки;
  2. Внешний, реализуется сторонними аудиторскими предприятиями на основании договора с заказчиком, налоговыми, страховыми или иными органами заинтересованными в качестве получаемой информации.

По обязательности, аудиторский контроль бывает:

  1. Обязательный, проводимый в сроки и по условиям нормативно-правовой базы государства в отношении акционерных обществ, кредитных и банковских учреждений, страховых организаций, фондовых и товарных бирж, прочих субъектов экономики.
  2. Инициативный, проводимый в виде внутреннего или внешнего аудита по инициативе предприятия.

Аудиторский контроль, в зависимости от метода его проведения:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Фактический, в форме осмотра, инвентаризации, лабораторного анализа и пр.
  2. Документальный, проводится с помощью формальной проверки или проверки реальности отражаемых фактов. Формальная проверка подразумевает проверку правил ведения бухгалтерского учета, сопоставление реальных и отчетных показателей. Проверка отражаемых фактов включает анализ первичных и отчетных документов, регистров накопления информации, сканирование и встречную (взаимную) проверку.

В Российской практике распространены следующие виды контроля:

  • Финансовый аудит, проводимый с целью проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и подтверждения/опровержения ее достоверности;
  • Ценовой аудит осуществляемый аудиторами для проверки правомерности установленной заказчиками или прочими контрагентами цены;
  • Налоговый аудит, подтверждаемый соответствие законодательству о налогах;
  • Аудит хозяйственной деятельности, периодически проводимый компанией для проверки документации и правил осуществления основной деятельности, получение рекомендаций от внешних аудиторов;
  • Управленческий аудит проводится с целью проверки основных показателей работы предприятия (управленческого аппарата), ресурсов используемых в данном процессе;
  • Специальный аудит, направленный на проверку отдельных сторон деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Аудиторский финансовый контроль формы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here