Администрирование налога на доходы физических лиц

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Администрирование налога на доходы физических лиц" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДФЛ

Следует отметить, что поступления НДФЛ из года в год увеличиваются, но, несмотря на общий рост поступлений налога, вопрос недоимки данного налога остается актуальным. Основные потери бюджетов по НДФЛ связаны с неуплатой текущих платежей отдельными хозяйствующими субъектами — налоговыми агентами. Но при этом существуют и резервы для увеличения поступлений налога. Это, конечно, вывод заработной платы из тени, ликвидация задолженности как по НДФЛ, так и по заработной плате, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.

Администрирование НДФЛ достаточно специфично и отличается от администрирования других основных налоговых источников, что обусловлено особой правовой природой налога.

С технической точки зрения, налог с доходов граждан характеризуется легкостью его администрирования при условии высокой платежной дисциплины и эффективной системы контроля за достоверностью и полнотой декларирования доходов граждан. Однако практически невозможно рассчитать и обложить налогом доход, который получает индивидуум за пользование собственной квартирой, домом, автомобилем, так называемый «неофициальный доход». Исключение подобных доходов из налогооблагаемой базы может привести к значительным сокращениям поступления данного налога в бюджет.

Сложным так же является обложение дополнительных вознаграждений в виде товаров или услуг, предоставляемых своим сотрудникам фирмами, или получаемых физическими лицами доходов от иных физических лиц, не являющихся ИП, как платы за предоставление услуг или выполнение работ, которые не нашли отражения в каких-либо договорах или документах. У такой практики есть очевидное негативное следствие: с помощью получения подобных вознаграждений может происходить уход от подоходного налогообложения.

И, несомненно, значимой проблемой является попросту элементарная неграмотность населения в сфере налогообложения, в данном случае следует отметить, что большая часть страны даже не знакома с обязанностью декларировать некоторые свои доходы, и как следствие уплачивать с них налог.

В результате сложившегося положения становится сложно учесть получаемые гражданами доходы, выявить нарушения налогового законодательства, и обеспечить полноту уплаты ими НДФЛ.

Так же специфичность администрирования НДФЛ (невозможность определения на текущую дату согласно карточке расчетов с бюджетом размера задолженности налогового агента и, как следствие, принудительного ее взыскания без проведения выездной налоговой проверки) позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств [2].

Принимая во внимание значимость НДФЛ для территориального бюджета, а также социальную важность вопроса своевременной выплаты хозяйствующими субъектами заработной платы работникам налоговые инспекции совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами могут проводить кампанию по легализации теневой заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности.

Но не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели отреагируют на предложения комиссии по выводу заработной платы из тени и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели — кандидаты для включения их в планы выездных налоговых проверок. Ведь задолженность налогового агента по НДФЛ можно реально оценить только в рамках выездной налоговой проверки.

С января по ноябрь 2012 года, например, налоговыми органами Тюменской области проведено 449 выездных налоговых проверок, в ходе которых был проверен вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДФЛ.

По результатам выездных налоговых проверок доначислено налога на доходы физических лиц в сумме 143 253 тыс. руб., предъявлены санкции в сумме 29 594 тыс. руб. и пени на сумму 29 272 тыс. руб. [3].

Так же существенной проблемой администрирования НДФЛ, по мнению налоговых инспекторов, остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Предоставление органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов позволило бы оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате.

Целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить полномочия и статус комиссий по легализации теневой заработной платы и ответственность работодателей за выплату заработной платы в конвертах [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вполне возможно повысить качество администрирования НДФЛ. Главное, выявить основные проблемы и определить оптимальные пути их решения, что, несомненно, приведет к увеличению поступления НДФЛ в бюджет.

Налоговое администрирование по налогу на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: изучение теоретических положений и методического обеспечения налогового администрирования по НДФЛ налоговыми органами, изучение особенностей налогового администрирования в РФ, изучение существующих форм налоговой отчетности по НДФЛ, необходимых для налогового администрирования, и выявление особенностей их заполнения, анализ практики по исчислению и уплате НДФЛ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования НДФЛ
1.1. Понятие налогового администрирования……………………………………….6
1.2. Роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы РФ……………. 8
1.3. Правовая база и основные элементы НДФЛ…………………………………. 12
1.4. Налоговая база по НДФЛ……………………………………………………..…14
1.5. Налоговые вычеты по НДФЛ……………………………………………………16
1.6. Порядок исчисления и сроки уплаты НДФЛ…………………………………. 23
Глава 2. Порядок исчисления НДФЛ и заполнения форм отчетности по НДФЛ, необходимых при налоговом администрировании, на примере ООО «Ёж и Ко»
2.1. Краткая характеристика ООО «Ёж и Ко»……………………………………. 27
2.2. Отчетность ООО «Ёж и Ко», как налогового агента по НДФЛ………………..28
2.3. Исчисление НДФЛ и заполнение форм налоговой отчетности по НДФЛ ООО «Ёж и Ко»………………………………………. 30
2.4. Заполнение налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщиком
Мироновой М.П……………………………………………………………………. 36
Глава 3. Практические вопросы по исчислению и уплате НДФЛ
3.1. Судебная практика по НДФЛ……………………………………………. 44
3.2. Способы оптимизации НДФЛ…………………………………………………. 49
Заключение……………………………………………………………………. 55
Список нормативных актов и литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и Управление налогообложения имущества ФНС России: положения

В структуре центрального аппарата ФНС России было упразднено Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц. Создано два самостоятельных подразделения: Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и Управление налогообложения имущества.

В связи с этим разработаны положения о данных управлениях. Перечислены основные задачи, функции, определены правила организации деятельности.

Положение об Управлении налогообложения имущества и доходов физических лиц признано утратившим силу.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Читайте так же:  Ребенку пришел налог на квартиру

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Борьба за НДФЛ

— Екатерина Викторовна, одним из основных источников формирования доходов бюджета Липецкой области является НДФЛ. Как складывается ситуация с мобилизацией этого налога?

— Да, действительно, налог на доходы физических лиц — один из основных доходных источников консолидированного бюджета Липецкой области. Удельный вес этого налога в общем объеме поступлений в территориальный бюджет за последние три года составлял около 40 процентов.

Следует отметить, что поступления НДФЛ из года в год увеличиваются. Так, если в 2006 году его мобилизовано в сумме 5,7 миллиарда рублей, в 2008 году уже 9,5 миллиарда, а в 2011 году — 11,1 миллиарда рублей. Но при этом существуют и резервы для увеличения поступлений налога. Это, конечно, вывод заработной платы из тени, ликвидация задолженности как по НДФЛ, так и по заработной плате, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.

— Как эти резервы используют налоговые органы Липецкой области?

— В первую очередь мы анализируем соответствие поступлений НДФЛ темпам роста фонда оплаты труда как в целом по муниципальным образованиям, так и в разрезе предприятий по отраслям экономики. В существенной степени на несоответствие темпов роста поступлений НДФЛ темпам роста фонда оплаты труда влияет задолженность, допускаемая организациями по выплате заработной платы. Недобросовестные работодатели представляют в Федеральную службу государственной статистики отчетность об отсутствии у них просроченной задолженности по выплате заработной платы, что далеко не всегда соответствует действительности.

В ходе проведенной адресной работы в первом полугодии 2012 года налоговыми инспекциями было выявлено 55 предприятий, которые наряду с задолженностью по НФДЛ имели и задолженность по заработной плате в сумме 43 миллионов рублей. Самые большие долги допустили строительные компании и сельхозтоваропроизводители.

Принимая во внимание значимость НДФЛ для территориального бюджета, а также социальную важность вопроса своевременной выплаты хозяйствующими субъектами заработной платы работникам, управление ежемесячно направляет списки выявленных недобросовестных работодателей в прокуратуру Липецкой области для принятия соответствующих мер. Результатом прокурорских проверок в текущем году стало погашение задолженности по зарплате 32 предприятиями в сумме 14,4 миллиона рублей и соответственно перечисление в бюджет НДФЛ.

Остается также проблема своевременного перечисления налоговыми агентами в бюджет удержанного из заработной платы НДФЛ. Налоговые инспекции совместно с представителями финансовых органов администраций районов и городов области активно проводят адресную работу по выявлению организаций, несвоевременно перечисляющих в бюджет налог на доходы физических лиц. В первом полугодии 2012 года такой работой было охвачено 1985 налоговых агентов. По результатам адресной работы в бюджет поступил 171 миллион рублей задолженности по НДФЛ.

Налоговые органы области продолжают работу по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к уплате в бюджет налога на доходы физических лиц обособленных подразделений, зарегистрированных в других регионах. Так, в первом полугодии поставлено на учет 129 таких подразделений, от которых в территориальный бюджет поступило более 3 миллионов рублей НДФЛ. От всех обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории области, в первом полугодии 2012 года в территориальный бюджет поступило 780 миллионов руб­лей НДФЛ. Эффективность данной работы зависит от активного участия в ней органов местного самоуправления, которые должны в оперативном порядке передавать в налоговые инспекции сведения о хозяйствующих субъектах из других регионов, получивших подряды на выполнение работ на подведомственной территории.

— Каким должен быть уровень зарплаты, чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов?

— Трудовое законодательство содержит упоминание о минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Так, в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Та же статья гласит, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. То есть требование о размере заработной платы не ниже МРОТ прямо установлено ТК РФ. И несоблюдение данного требования является нарушением трудового законодательства, за которое ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Функцией же налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам компаний (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в компании фактическая заработная плата учитывается полностью при обложении налогом на доходы физических лиц, претензий к ней у налоговых органов не будет. Под пристальное внимание налоговых органов подпадают организации и индивидуальные предприниматели с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.

Это правило берет свое начало из положений приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Данным приказом утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так, в качестве одного из критериев приведена выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

— Какие методы используют налоговики Липецкой области в работе с недобросовестными работодателями?

— Налоговые инспекции области совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами на протяжении ряда лет проводят кампанию по легализации теневой заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности. Большинство работодателей предпочитают не вступать в спор с участниками комиссий и сразу после заседания самостоятельно уточняют в сторону увеличения уровень оплаты труда своих работников.

В 2011 году на комиссиях было заслушано 3,8 тысячи работодателей, из которых почти 90 процентов повысили заработную плату, в результате в бюджет дополнительно поступило более 30 миллионов рублей НДФЛ. В текущем году на заседаниях межведомственных комиссий заслушано 2018 работодателей, из которых 1523, или 75 процентов, увеличили заработную плату до среднеотраслевого уровня, что позволило обеспечить дополнительные поступления НДФЛ в размере свыше 11 миллионов рублей.

Но не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели реагируют на предложения комиссии по выводу заработной платы из тени и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели — кандидаты для включения их в планы выездных налоговых проверок. Налоговые проверки назначаются и по обращениям граждан по выдаче заработной платы в конвертах. В текущем году проведено 176 выездных налоговых проверок по НДФЛ, по результатам которых в бюджет доначислен налог в сумме 60 миллионов рублей.

Читайте так же:  Выездная налог проверка

С целью доведения до граждан социальных последствий выплаты заработной платы в конвертах УФНС России по Липецкой области в мае — июне 2012 года провело социальную кампанию «„Серая“ зарплата — отсутствие социальных гарантий». В рамках этой кампании проведена масштабная информационная работа через СМИ, а также разъяснительная работа в трудовых коллективах предприятий области. На региональном телеканале «Липецкое время» по данной тематике прошел цикл передач «Налоговый курьер». На семи уличных плазменных панелях транслировался видеоролик «Сегодня зарплата в конвертах — завтра нищенская пенсия». В печатных СМИ региона размещено 37 статей по данной тематике. Кроме того, управлением изготовлен аудиоролик, который транслировался на местных радиоканалах, а также в гипермаркетах, крупных торговых центрах и на рынках городов и районов области. На улицах городов и районов размещено более 30 баннеров и информационных плакатов сити-формата. В налоговых инспекциях оформлены соответствующие стенды. Информация о проводимой акции прошла в новостных теле- и радиопередачах.

Кроме того, специалисты налоговых инспекций провели встречи с трудовыми коллективами предприятий региона. Всего проведено 137 выездных семинаров на предприятиях, в которых приняли участие около трех тысяч человек. В ходе проводимой социальной кампании в налоговые инспекции поступило свыше 100 сообщений на телефоны «горячей линии» о недобросовестных работодателях. То, какой общественный резонанс вызвала кампания, свидетельствует, что вопрос выплаты заработной платы в конвертах не оставляет граждан равнодушными. Решение же проблемы выплат «серых» зарплат мы видим не в поиске виновных и их наказании, а в осознании социальной значимости данного вопроса.

— Екатерина Викторовна, какие, на ваш взгляд, проблемы в администрировании НДФЛ нужно решать на законодательном уровне?

— По нашему мнению, существенной проблемой администрирования НДФЛ остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Мы попросили наших областных депутатов в рамках законодательной инициативы направить в Государственную думу предложение о предоставлении органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов. Такая отчетность позволит оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате.

Считаем также целесообразным законодательно на федеральном уровне закрепить полномочия и статус комиссий по легализации теневой заработной платы и ответственность работодателей за выплату заработной платы в конвертах.

Налоговое администрирование по налогу на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: изучение теоретических положений и методического обеспечения налогового администрирования по НДФЛ налоговыми органами, изучение особенностей налогового администрирования в РФ, изучение существующих форм налоговой отчетности по НДФЛ, необходимых для налогового администрирования, и выявление особенностей их заполнения, анализ практики по исчислению и уплате НДФЛ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования НДФЛ
1.1. Понятие налогового администрирования……………………………………….6
1.2. Роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы РФ……………. 8
1.3. Правовая база и основные элементы НДФЛ…………………………………. 12
1.4. Налоговая база по НДФЛ……………………………………………………..…14
1.5. Налоговые вычеты по НДФЛ……………………………………………………16
1.6. Порядок исчисления и сроки уплаты НДФЛ…………………………………. 23
Глава 2. Порядок исчисления НДФЛ и заполнения форм отчетности по НДФЛ, необходимых при налоговом администрировании, на примере ООО «Ёж и Ко»
2.1. Краткая характеристика ООО «Ёж и Ко»……………………………………. 27
2.2. Отчетность ООО «Ёж и Ко», как налогового агента по НДФЛ………………..28
2.3. Исчисление НДФЛ и заполнение форм налоговой отчетности по НДФЛ ООО «Ёж и Ко»………………………………………. 30
2.4. Заполнение налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщиком
Мироновой М.П……………………………………………………………………. 36
Глава 3. Практические вопросы по исчислению и уплате НДФЛ
3.1. Судебная практика по НДФЛ……………………………………………. 44
3.2. Способы оптимизации НДФЛ…………………………………………………. 49
Заключение……………………………………………………………………. 55
Список нормативных актов и литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Обнуление ставки НДФЛ для малоимущих сократит бюджеты регионов

Регионы потеряют до 300 млрд руб. в случае, если власти одобрят обнуление ставки подоходного налога для малоимущих, посчитали в рейтинговом агентстве АКРА. При этом влияние льготы на уровень бедности может оказаться незначительным — выше всего он не у работающих, а у детей и пожилых. Впрочем, отмену налога, по данным “Ъ”, вряд ли поддержит Минфин.

Администрирование налога на доходы физических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Курсовая работа. СДЕЛАНА.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Кафедра «Систем налогообложения»

По дисциплине «Налоговое администрирование»

Тема: «Налоговое администрирование по налогу на доходы физических лиц»

студентка 5 курса,

заочная форма обучения

специальность «Налоги и налогообложение»

г. Нижний Новгород

Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования НДФЛ

1.1. Понятие налогового администрирования………………………………… …….6

1.2. Роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы РФ……………. 8

1.3. Правовая база и основные элементы НДФЛ…………………………………. 12

1.5. Налоговые вычеты по НДФЛ……………………………………………………16

1.6. Порядок исчисления и сроки уплаты НДФЛ…………………………………. 23

Глава 2. Порядок исчисления НДФЛ и заполнения форм отчетности по НДФЛ, необходимых при налоговом администрировании, на примере ООО «Ёж и Ко»

2.1. Краткая характеристика ООО «Ёж и Ко»……………………………………. 27

2.2. Отчетность ООО «Ёж и Ко», как налогового агента по НДФЛ………………..28

2.3. Исчисление НДФЛ и заполнение форм налоговой отчетности по НДФЛ ООО «Ёж и Ко»………………………………………. . . 30

2.4. Заполнение налоговой декларации 3-НДФЛ налогоплательщиком

Глава 3. Практические вопросы по исчислению и уплате НДФЛ

3.1. Судебная практика по НДФЛ……………………………………………. . 44

3.2. Способы оптимизации НДФЛ…………………………………………………. 49

Список нормативных актов и литературы……………………………………………. 57

Настоящая курсовая работа посвящена теме администрирования по налогу на доходы физических лиц — одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Само понятие «налоговое администрирование» раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Читайте так же:  Ревизии внутренний финансовый контроль

Таким образом, налоговое администрирование по НДФЛ в настоящее время является весьма актуальной темой, так как данное направление налогового администрирования касается практически каждого человека. Ведь налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий налоговых органов. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки.

Целью данной курсовой работы является: изучение теоретических положений и методического обеспечения налогового администрирования по НДФЛ налоговыми органами, изучение особенностей налогового администрирования в РФ, изучение существующих форм налоговой отчетности по НДФЛ, необходимых для налогового администрирования, и выявление особенностей их заполнения, анализ практики по исчислению и уплате НДФЛ.

Для осуществления этих целей поставлены следующие задачи:

1. изучение нормативно-правовой базы по НДФЛ с учетом изменений;

2. изучение и анализ понятия налоговое администрирование по НДФЛ;

3. изучение основных элементов налога на доходы физических лиц;

4. рассмотрение и анализ порядка исчисления и уплаты НДФЛ;

5. анализ собираемости НДФЛ в бюджет, в том числе в результате проведения контрольных мероприятий;

6. анализ взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков для целей налогового администрирования по НДФЛ, в частности анализ обязанностей налоговых агентов и налогоплательщиков по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ;

7. заполнение форм налоговой отчетности, необходимых для администрирования НДФЛ;

8. рассмотрение и обобщение судебной практики по НДФЛ и выявление способов налоговой оптимизации по НДФЛ.

В 1 главе курсовой работы дано определение понятия администрирования по НДФЛ, проведена работа по анализу поступлений НДФЛ в бюджет на основе результатов проведенных контрольных мероприятий (за 2010-2011 гг.), освещены правовые аспекты по НДФЛ, приведена нормативно-правовая база НДФЛ и её состояние на сегодняшний день, также в этой главе описаны основные элементы налога на доходы физических лиц, проанализированы порядок исчисления и сроки уплаты НДФЛ в бюджет.

Во 2 главе отражен порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет, обязанности организации, как налогового агента по НДФЛ, здесь рассмотрены основные формы отчетности по НДФЛ, необходимой для налогового администрирования на примере ООО «Ёж и Ко», и дальнейшее их заполнение на основе данных ООО «Ёж и Ко»; в этой главе подробно описывается порядок заполнения налоговой декларации (3-НДФЛ), налоговой карточки (1-НДФЛ) и справки о доходах (2-НДФЛ), а также реестра сведений по доходам физических лиц.

3 глава курсовой работы посвящена анализу практических вопросов по НДФЛ, здесь рассмотрена и обобщена судебная практика по НДФЛ и способы оптимизации НДФЛ.

Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования НДФЛ.

1.1. Понятие и содержание налогового администрирования

Понятие «налоговое администрирование» является относительно новым для отечественной системы налогообложения. Однако единого мнения о том, что является «налоговым администрированием» современными авторами не представлено.

По мнению Л.Я. Абрамчик[1], налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, при этом она раскрывает содержание данного термина как «повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей».

Налоговое администрирование в научной литературе также определяется как урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики. Указанная деятельность включает в себя механизм реализации законодательства о налогах и сборах.

По мнению А.З. Дадашева и А.В. Лобанова[2], «налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля».

Таким образом, понятие «налоговое администрирование» раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Одним из направлений налогового администрирования является администрирование НДФЛ. Налоговое администрирование по НДФЛ включает в себя работу налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам налогового законодательства в области НДФЛ, контроль за правильностью исчисления, удержания, полнотой и своевременностью уплаты и перечисления НДФЛ в бюджет, планирование и анализ поступлений НДФЛ в бюджет и др. С целью контроля за исполнением налогового законодательства, предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят налоговые проверки.

В целях налогового администрирования налоговыми органами проводятся камеральные и выездные налоговые проверки как в отношении НДФЛ, удержанного налоговыми агентами, так и в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного самими налогоплательщиками.

В ходе проведения налоговых проверок по НДФЛ контролю подлежат следующие вопросы:

— соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;

— соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов;

— соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения; невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;

— правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера;

— соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц др.

1.2. Роль НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы РФ.

НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

В налоговой системе РФ НДФЛ является одним из бюджетообразующих налогов. Значимость НДФЛ в налоговой политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого человека.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6441,7 млрд. рублей, что на 28,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 782,8 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 10,3%.

Рисунок 1[3] Структура поступивших налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г.

Таким образом, из официальной статистики видно, что НДФЛ является бюджетообразующим налогом и его доля в консолидированном бюджете за январь — август 2011 года составляет 19,0 %, что дает ему право считаться третьим по собираемости в бюджет налогом (после Налога на прибыль организаций). За период январь-август 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1226,9 млрд. рублей НДФЛ, что на11,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Читайте так же:  Упрощенка выплата дивидендов

Таблица 1.1. Поступление налога на доходы физических лиц[4]

Занятость в «тени» остается стабильной, возможности ее сокращения растут

Счетная палата опубликовала отчет, анализирующий администрирование Федеральной налоговой службой (ФНС) налога на доходы физлиц (НДФЛ). Сами по себе проблемы с администрированием подоходного налога, преимущественно связанные с проблемой получения ФНС информации в регионах, мало что значат в сравнении с главной проблемой — превышение расходов физлиц над облагаемыми НДФЛ доходами в РФ в течение трех лет стабильно составляет около трети, в 12 регионах России оно превышает 50%. Рекомендации СП умеренны — необходимо закрыть законодательные «дыры» в обмене информацией ФНС с другими госструктурами. В будущем главный тренд в ОЭСР в этом вопросе — автоматическое налоговое декларирование, в том числе по НДФЛ.

Счетная палата выпустила отчет аудитора Андрея Батуркина по итогам анализа администрирования ФНС налога на доходы физических лиц в 2016–2018 годах. Отчет частично захватывает период нестабильности экономической ситуации в малом и среднем предпринимательстве в 2017–2018 годах и начало периода бурного развития электронных платежей. Фактически в документе описываются результаты подготовительных работ в ФНС в прошлые годы по администрированию НДФЛ — с 2019 года подоходные налоги рассчитываются в системе АИС «Налог-3», в рамках которой администрируется большая часть остальных налогов (ранее в ФНС работала отдельная система — СЭОД).

Темпы роста поступления НДФЛ в бюджетную систему (это 3,25 трлн руб. в 2017 году, 3,63 трлн руб. в 2018 году, 1,78 трлн руб. в первом полугодии 2019-го) всегда выше инфляционных уровней, а собираемость налога в реальном выражении всегда выше роста фонда оплаты труда — «обеление» вполне происходит, хотя и медленно — занятость в «тени» с 2015 года колеблется, по данным Росстата, в районе отметки 20% работающих: таким образом, можно предполагать, что подушевые доходы в «тени» сокращаются, что неплохо коррелирует с косвенными данными о депрессии в теневом секторе в последние годы.

Отчет обсуждает, помимо прочего, несколько проблем с администрированием НДФЛ, которые, исходя из описания, системными назвать нельзя. Первая группа — отсутствие в законодательстве ряда норм, позволяющих ФНС через свои подразделения получать от других органов власти в регионах данные, например, о регистрации договоров аренды жилья, по ряду вычетов, по субъектам патентной системы, о получении маткапитала. Рекомендации СП по этим моментам направлены, судя по всему, часть из них уже в работе в Белом доме. Отдельно СП анализирует эффективность так называемых зарплатных комиссий в регионах — они создавались десятилетие назад, с этого момента сильно изменилась и сама ситуация с уклонением от уплаты налогов, и практики взаимодействия регионов с бизнесом. «В целом по Российской Федерации доля дополнительных поступлений НДФЛ по результатам работы комиссий в общем объеме поступлений НДФЛ в 2016 году составляет 0,3%, в 2017 году — 0,16%, в 2018 году — 0,19%»,— констатируется в отчете.

Почему неформально занятые в России почти не отличаются от официально трудоустроенных

Отметим, все это имеет очень ограниченное значение в сравнении с главной темой, на которой отчет не акцентируется, но которую не замалчивает. В статистике Росстата денежные доходы (в 2016 году 54,1 трлн руб., в 2017-м — 55,4 трлн руб.) лишь на две трети покрывают успешно облагаемые НДФЛ расходы физлиц в экономике за текущий год: на доходы по статье «прочие денежные поступления» за эти два года приходилось по 14,4 трлн руб. По сути, это предельная оценка тех доходов, которые по существу являются предметом обложения подоходным налогом, но НДФЛ эффективно не облагаются. В этой цифре и серые зарплаты, и другие формы теневых выплат и предоставления имущества, и многое другое. «Без учета указанной статьи доходов превышение расходов над доходами в указанных периодах составило 36,2% и 35,1% соответственно»,— констатируют в СП, уточняя, что в 12 субъектах Российской Федерации указанное превышение ежегодно составляет более 50%. Среди них Московская, Воронежская, Ростовская, Тамбовская, Ивановская, Брянская области, Краснодарский край, Башкортостан, Чечня, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея.

Никакого радикализма — например, контроля над электронными платежами и т. п.,— СП не предлагает. Тем не менее в описании международного опыта со ссылкой на ОЭСР указывается: главный мировой тренд в этой сфере — переход от заявительного к автоматическому налоговому декларированию, в том числе физлицами и по НДФЛ. Пока ФНС, чьи возможности в связи с цифровизацией по администрированию «тени» резко возросли, также не демонстрирует готовности резкого давления на нее, предпочитая скорее кампанию постепенного перевода оборотов малого бизнеса в электронные платформы («самозанятые»). Тем не менее отчет СП показывает, что относительно быстрый переход на систему, в рамках которой по крайней мере часть теневых доходов будет облагаться НДФЛ автоматически, рано или поздно произойдет и в России.

Курсовая работа. СДЕЛАНА.doc

Способ 6. Вспомогательный. Налоговым кодексом предусмотрена не одна возможность оказания организацией помощи своим сотрудникам, причем с сумм такой помощи не придется удерживать НДФЛ.

Так, материальная помощь в пределах 4000 рублей в год не облагается НДФЛ по пункту 28 статьи 217 НК РФ. Несмотря на выгодность такого шага для налогоплательщика, очевидны основные изъяны варианта, когда часть зарплаты выдается напрямую в качестве оплаты труда, а часть — в качестве материальной помощи. Во-первых, количество последней строго лимитировано. Во-вторых, организация не может оказывать материальную помощь или дарить подарки сотрудникам из месяца в месяц ежегодно. Во всяком случае, такую точку зрения выразил Минфин России в письме от 8 июля 2004 г. № 03-05-06/176.

Деньги могут быть предметом дарения, а следовательно, при выдаче работникам подарков в виде денежных выплат эти суммы не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса.

Основные сложности способа состоят в том, что увеличивается нагрузка на бухгалтерию организации по документальному сопровождению этих операций и многие из названных видов помощи можно оказывать только за счет чистой прибыли.

Способ 7. Зарплатный. Использованию этого метода зачастую мешает психологическая установка: задержка оплаты приводит к штрафам и пеням, а значит, к уменьшению экономического эффекта от деятельности организации.

Но данная точка зрения может быть опровергнута, если процесс задержки, к примеру, выплаты зарплаты четко контролировать и даже планировать.

Тем не менее, не надо забывать, что в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период вплоть до выплаты задержанной суммы. В статье 142 Трудового кодекса оговариваются все условия и ситуации, при которых приостановка работы не допускается. А Уголовный кодекс (ст. 145.1 УК РФ) устанавливает ответственность за невыплату заработной платы свыше двух месяцев (от штрафа в размере 120 000 рублей до семи лет лишения свободы).

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет с зарплаты

Итак, организация может сознательно выдавать сотрудникам зарплату с опозданием, но в этом случае, ее объем нужно предварительно установить на меньшем уровне. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса за каждый день просрочки организация должна начислять проценты в пользу работника по ставке не ниже 1/300 ставки рефинансирования, установленной на данный момент. В результате суммирования оклада и процентов, начисленных за просрочку, получится та же сумма, которую сотрудник получал до оптимизации. НДФЛ уплачивается только с основной суммы зарплаты, но не с процентов на основании пункта 1 статьи 217НК РФ. Уместно такие действия организации будут смотреться, если и по другим показателям финансовое положение оставляет желать лучшего.

Одним из направлений налогового администрирования является администрирование НДФЛ. Налоговое администрирование по НДФЛ включает в себя работу налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам налогового законодательства в области НДФЛ, контроль правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты и перечисления НДФЛ в бюджет, планирование и анализ поступлений НДФЛ в бюджет и др.

В целях налогового администрирования налоговыми органами проводятся камеральные и выездные налоговые проверки как в отношении НДФЛ, удержанного налоговыми агентами, так и в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного самими налогоплательщиками.

В результате проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время механизм администрирования по НДФЛ является недостаточно отрегулированным. Об этом свидетельствует наличие множества спорных вопросов по обложению НДФЛ, которые решаются как на уровне налоговых органов, так и в судебном порядке. Несмотря на это, следует отметить, что законодательная база по НДФЛ постоянно совершенствуется, становясь все более ясной и охватывающей различные аспекты администрирования по НДФЛ.

2. Администрирование НДФЛ ведется на основе представленных в установленном порядке форм налоговой отчетности налогоплательщиками и их налоговыми агентами в налоговый орган. Основными формами налоговой отчетности по НДФЛ являются формы 1-НДФЛ, 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, реестр сведений о доходах физических лиц.

3. По результатам анализа поступлений НДФЛ можно сказать, что деятельность налоговых органов по администрированию НДФЛ, в частности по проведению контрольной работы, год от года становится все более эффективной. Об этом могут свидетельствовать данные по результатам проведенных контрольных мероприятий за 2008-2010 гг.

4. Налоговым законодательством РФ предусмотрены возможности оптимизации НДФЛ. При этом налогоплательщиками используются как законные «белые» схемы, так и незаконные схемы. Применение нелегальных налоговых схем изначально содержат в себе высокие налоговые риски. Причем практически все незаконные способы оптимизации НДФЛ уже давно известны налоговым органом, которым не составит особого труда распознать ту или иную налоговую схему. Но, несмотря на это, в настоящее время налогоплательщики используют любые возможные «лазейки» в законодательстве с целью уменьшения налогового бремени по НДФЛ.

В заключении хотелось бы отметить, что налоговое администрирование НДФЛ – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

Система налогового администрирования будет эффективна только в том случае, если она основана на ясной нормативно-правовой базе, полномочной системе налоговых органов с определенной технологией работы, а также у налогоплательщиков существует четкое представление о том, что можно ожидать от налоговой системы. Главной целью его реализации в налоговой работе является создание законопослушным налогоплательщикам «режима наибольшего благоприятствования» в уплате налогов и взаимодействии с налоговыми органами. Государству экономически выгоднее обучить того, кто хочет честно платить налоги, тому, как делать это правильно и срок, чем тратить ресурсы налоговой службы на проведение сплошного контроля, с целью выявления и устранения непреднамеренных ошибок в исчислении налогов вызванных незнанием, или неправильным пониманием налогового законодательства. Такой подход требует разъяснения населению и пропаганды налогового законодательства. Таким образом, создание простых и прозрачных правил обложения НДФЛ, которым легко следовать и исполнение которых легко осуществить в организационном плане, может служить повышению поступлений НДФЛ в бюджет, упрощению налогового администрирования, а, следовательно, снижению налоговых правонарушений.

Список нормативных актов и литературы.

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.) с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.11.2011.

2. Приказ Минфина России от 29.12.2009 г. №145н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядка ее заполнения»;

3. Приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы 2-НДФЛ»;

4. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе налогового контроля: учебное пособие/Л.Я. Абрамчик, изд-во Омск. юрид. ин-та, 2008г.

5. Акимова В. М., НДФЛ: Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ/В.М. Акимова.-.М.: Налог-Инфо, 2010. – с. 141

6. Голищева Л.Е. Налогообложение: планирование, анализ, контроль: учебное пособие/ Л.Е. Голищева. – М.: КНОРУС, 2009. – 272с.

7. Дадашев А.З.Налоговое администрирование в Российской Федерации: учебное пособие/ Дадашев А.З., Лобанов А.В., М.: Норма, 2008г

8. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение/И.А. Майбуров. –М.: Юнити, 2009. — с.519

9. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие 5-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб: Питер,2006.-496с.

10. Невская М.А. Налоговое администрирование: учебное пособие/ М. А. Невская, М. А. Шалагина. – М.: Омега-Л, 2009. -256 с.

11. Пономарев А.И. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учебник/ А. И. Пономарев, Т. В. Игнатова, М. А. Богатырев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 392 с.

12. Рахманова С.Ю. Актуально о НДФЛ: учебное пособие /С.Ю. Рахманова – Бератор-Паблишинг, 2009. -192с.

13. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В. Скрипниченко, — СПб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2009.

14. Егорова А.В. Сообщать ли ИФНС о доходах, не облагаемых НДФЛ?// Налоговый вестник, февраль 2010, с. 72-76

15. Зрелов А. П. Имущественный налоговый вычет при приобретении земельных участков// Налоговый вестник, октябрь 2010, с. 62-65

16. Левадная Т. Ю. О новых положениях главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ//Налоговый вестник, февраль 2009 г., с. 83-91

17. Левадная Т. Ю. Вычеты по НДФЛ при продаже имущества// налоговый вестник, февраль 2010, с. 82-88

18. Романова А. В. О налоге на доходы физических лиц//Налоговый вестник, январь 2009 г., с. 37-44

[1] Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе налогового контроля, изд-во Омск. юрид. ин-та, 2009г.

[2] Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, М.: Норма, 2009г.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Майбуров И.А. Налоги и налогообложение/И.А. Майбуров. –М.: Юнити, 2009, — с.519

Источники

Администрирование налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here