Административные штрафы налоговой инспекции

Предлагаем информационную консультацию по теме: "Административные штрафы налоговой инспекции" с профессиональными комментариями и выводами. Не на все вопросы можно ответить в статье однозначно. Поэтому, если необходима индивидуальная консультация, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административные штрафы налоговой инспекции

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

После проверки трудовой инспекцией был наложен административный штраф в сумме 50 000 руб. на организацию как на юридическое лицо и 3000 руб. на директора по ст. 5.27 КоАП РФ. Сумма 50 000 руб. была оплачена с расчетного счета организации. Директор принял решение добровольно из своей зарплаты возместить штраф, наложенный на организацию в сумме 50 000 руб.
Как организации учесть суммы уплаченного и возмещенного штрафа в размере 50 000 руб. в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если директор организации принял решение добровольно возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, то организации следует на дату принятия такого решения отразить в бухгалтерском учете прочий доход, а в налоговом учете признать внереализационный доход.

Обоснование вывода:
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Порядок оплаты

Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Переносят ли срок региональные праздники, см. здесь.

Подробнее о правилах определения сроков уплаты различных налогов читайте в материале «Что нужно знать о сроках уплаты налогов».

Итоги

Размеры штрафов за несдачу налоговой отчетности не отличаются разнообразием. Запомнить их легко: опоздав с декларацией, готовьтесь выложить из «кармана» не менее 1000 руб. Минимум в 300 руб. обойдется штраф руководителю (если повезет, можно отделаться предупреждением). Крайне нежелательно опаздывать со сдачей декларации более чем на 10 дней, поскольку такое опоздание даст налоговикам основание для приостановления операций по банковским счетам.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Отметим, что распределение обязанностей руководителя и главного бухгалтера в сфере налогового и бухгалтерского учета раскрывается в Законе № 402-ФЗ.

Так, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;

либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);

либо принять ведение бухучета на себя (если организация является субъектом малого или среднего бизнеса).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Таким образом, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность:

за формирование учетной политики;

ведение бухгалтерского учета;

своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлен ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение требований административного законодательства России в области финансов, налогов и сборов.

Главного бухгалтера могут привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение, предусмотренное КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Это, в частности (Информационное сообщение Минфина от 07.04.2016 N ИС-учет-1, п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18):

Читайте так же:  Проверка налога на доходы физических лиц

— грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности, занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности (занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) в размере от 2000 до 3000 руб.;

— непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Штраф за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере от 300 до 500 руб.;

— непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики (ч. 1 ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ);

— непредставление в срок налоговых деклараций и других документов в ИФНС, отчетности в ПФР и ФСС (ч. 5 ст. 14.5, ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ);

За непредставление в установленный срок либо отказ от представления в инспекцию документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление информации в неполном объеме или в искаженном виде грозит штраф в размере от 300 до 500 руб.

— нарушение кассовой дисциплины (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Генерального директора могут привлечь к административной ответственности, если допущены следующие правонарушение, предусмотренные КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

— нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если, указанное нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то оно влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;

— нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ).

Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.;

— нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

Субъектом ответственности является руководитель организации при отсутствии в штате главного бухгалтера.

При наличии в штате главного бухгалтера к ответственности привлекается главный бухгалтер.

Нарушение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

— непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения является главный бухгалтер организации.

При отсутствии в штате главного бухгалтера — руководитель.

— грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);

Субъектами правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

С учетом вышесказанного, представим в виде таблицы перечень нарушений, за которые главный бухгалтер и генеральный директор могут быть привлечены к административной ответственности:

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Предупреждение вместо штрафа: рекомендации УФНС

Автор: Е. П. Зобова

Комментарий к Письму ФНС России от 08.12.2016 № ОА-4-17/[email protected]

В комментируемом письме даны конкретные рекомендации УФНС по субъектам РФ, которые должны быть доведены до нижестоящих налоговых органов, по практическому применению ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Статья 4.1.1, регулирующая порядок замены для субъектов малого и среднего предпринимательства административного наказания в виде штрафа предупреждением, введена в КоАП РФ 04.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Читайте так же:  Сумма подоходного налога с минимальной зарплаты

Раздел II «Особенная часть» КоАП РФ далеко не везде содержит такой вариант административного наказания, как предупреждение. Например, в указанных ниже статьях КоАП РФ отсутствует данное административное наказание, эти нормы предусматривают исключительно штрафы в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»;
  • ст. 15.6 «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
  • ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • ст. 18.17 «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности».

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Безусловно, предупреждение предпочтительнее любого штрафа. Да и далеко не всегда хозяйствующие субъекты совершают административные правонарушения сознательно. Введение такой нормы, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства применяется административное наказание исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений, должно сыграть положительную роль в поддержке данной категории представителей бизнеса.

Порядок привлечения к административной ответственности в виде предупреждения подробно описан в комментируемом письме. Скажем о полномочиях налоговых органов.

Напомним, что налоговые органы составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные (п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ):

  • ч. 2, 4 – 15 ст. 14.5 – неприменение ККТ;
  • ч. 5 ст. 14.13 – неисполнение руководителем юридического лица либо ИП обязанности подавать заявление о признании банкротом в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • ст. 15.1 – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
  • ч. 1 – 3 ст. 15.27 – неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • ст. 19.7.6 – незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1.1, ст. 14.1.1-1, ч. 3 ст. 14.5, ч. 5.1 и 8 ст. 14.13, ст. 14.25.1, 15.3 – 15.9, 15.11, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В этих случаях налоговики только составляют протокол, затем направляют его судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, которые и выносят решение по делу.

Говоря о полномочиях налоговиков, отметим, что согласно разъяснениям ФНС, представленным в Письме от 08.11.2016 № ГД-4-14/[email protected], положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ неприменимы в случаях привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 – 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Речь идет об административной ответственности за несвоевременное или недостоверное представление сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган. Нормативно-правовые акты РФ не предусматривают осуществление ФНС государственного контроля (надзора) в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, ФНС при осуществлении своих полномочий вправе для субъектов малого и среднего бизнеса заменить административный штраф на предупреждение при определенных условиях:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающему миру.

Налоговики считают необходимым уточнять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности за однородное правонарушение ранее. Если привлекалось, то следует выяснить все обстоятельства дела, это будет играть важную роль при вынесении решения.

Согласно действующему законодательству постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе или суде. Вышестоящий налоговый орган может вынести решение об изменении постановления и осуществить замену штрафа на предупреждение.

Поскольку рассматриваемые нормы действуют совсем недавно, судебная практика по данному вопросу только формируется. Приведем пример вынесенного решения.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 № 09АП-56230/2016 по делу № А40-40240/16 было отказано ООО в замене штрафа в сумме 40 000 руб. предупреждением. Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Налоговый орган доказал факт совершения правонарушения, что подтвердили и судебные инстанции.

Видео (кликните для воспроизведения).

ООО просило заменить штраф на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 АПК РФ, но суд отказал, отметив следующее. На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается. Сведения, позволяющие суду отнести лицо, привлекаемое к административной ответственности, к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, до рассмотрения апелляционной жалобы ООО о своем статусе как субъекта малого или среднего предпринимательства не заявило, соответствующих доказательств не представило. Заявитель также не представил сведений относительно иных, необходимых для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, условий.

Делать выводы на основании одного решения сложно. Можно предположить, что налоговые органы при вынесении решений в рамках своей компетенции должны будут заменять административный штраф предупреждением, но надеяться на то, что ст. 4.1.1 КоАП РФ будет применяться автоматически, не стоит. В приведенном судебном решении судьи указали, что общество не заявляло о том, что оно относится к субъектам малого и среднего бизнеса, а также не представило необходимых сведений. Как обычно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Если субъект малого или среднего бизнеса совершил административное правонарушение, в отношении которого штраф может быть заменен предупреждением, то документы, подтверждающие статус данного лица и условия, необходимые для замены штрафа предупреждением, нужно представлять на стадии рассмотрения дела в территориальном налоговом органе. Если инспекция привлекла нарушителя к ответственности в виде штрафа, то данное решение нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе также с приложением всех документов. Надеяться на то, что налоговый орган сам обратит внимание на все необходимые обстоятельства, не стоит.

Читайте так же:  Гос финансовый контроль

Штрафы в налоговой инспекции по фамилии

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Данная обязанность в равной степени применяется и к налогоплательщику-физическому лицу. При этом если за нарушение требований налогового законодательства (например, за несвоевременную уплату налога), на физлицо будут наложены санкции в виде штрафа, налогоплательщику придется заплатить и их. А можно ли получить информацию о задолженности по налогам и штрафам по фамилии?

Законодательная основа

Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1000 руб. (письма Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте здесь.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки.

ВАЖНО! В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). По остальным формам отчетности нарушение способа сдачи (на бумаге вместо ТКС) приведет к штрафу в 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Подробнее о штрафах за декларацию по НДС читайте здесь.

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет или расчет по взносам не представлен в течение 10 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей, например, по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Смотрите также нашу таблицу штрафов за несдачу налоговой и другой отчетности.

Проверка штрафов в налоговой инспекции

В налоговой о штрафах узнать налогоплательщик может, как правило, только в отношении себя лично. При наличии нотариально удостоверенной доверенности эту информацию о доверителе может получить и доверенное лицо (представитель) (п. 2 ст. 27 НК РФ).

Для этого налогоплательщик или его представитель могут обратиться в налоговую инспекцию за Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам или Справкой об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. При этом налоговая инспекция обязана выдать такие справки в течение соответственно 5 или 10 рабочих дней со дня поступления в налоговую инспекцию запроса (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Удобный способ получения информации о задолженности по штрафам физлица – личный кабинет налогоплательщика.

Также, авторизовавшись на Едином портале государственных услуг, информацию о налоговой задолженности (в т.ч. по штрафам) можно получить, воспользовавшись сервисом «Узнай свою задолженность».

В том случае, когда неисполненная задолженность по уплате налогов и штрафов передана на исполнение судебным приставам, информацию о долге можно получить на официальном сайте ФССП в Банке данных исполнительных производств. Для этого достаточно ввести фамилию и имя налогоплательщика. Для сужения поиска можно также указать территориальный орган ФССП, отчество физлица и его дату рождения.

Ответственность и штрафы за неуплаты налогов

Что такое о налоговая задолженность? Какие требования об уплате налога, пени, штрафа выставлены в кодексах законов РФ?

Исковая давность

Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

Читайте так же:  Калькулятор расчета налогового вычета при ипотеке

Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.

Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Ответственность за неуплату налогов

Под налоговой ответственностью понимают наказание за неуплату налогов. Независимо от причины неуплаты – забывчивость, незнание законов или целенаправленное уклонение – наказание назначается в любом случае, если у физлица, ИП или юрлица появился долг по налогам.

Читайте так же:  Взаимозачет валютный контроль

Чаще наказание за неуплату или налоговая ответственность назначается в виде штрафа. При крупных размерах неуплат, особенно если они были совершены сознательно или повторялись с определённой периодичностью, может быть назначен не только штраф за неуплату налогов ИП, юрлицу или физическому лицу. Может быть применено лишение свободы или принудительные работы – к тому лицу, субъекту, которое ответственно за неуплату. Таким образом, штраф за просрочку налогов может быть дополнен тюремным заключением.

Законом РФ предусмотрены три вида ответственности за неуплату налогов – налоговая, административная и уголовная. При этом назначение ответственности и выбор наказания выполняется в соответствии с одним из кодексов — налоговым, административным или уголовным.

Выбор кодекса зависит от статуса налогоплательщика — физлицо, ИП или организация (юрлицо). И от размера налоговой неуплаты, её частоты — первичная или повторная неуплата.

Налоговая

Налоговая ответственность или штраф может быть назначен гражданину РФ при наличии нарушений с его стороны. При этом нарушения физлиц рассматривают с точки зрения налогового кодекса. Юридические лица (организации) рассматриваются через административный кодекс.

Размер денежного штрафа за неуплату налогов может быть фиксированным – 1, 10, 20 или 40 тыс. руб., другая сумма. Он также может определяться в процентном соотношении от суммы, которая не была перечислена в налоговую. Размер штрафа определяется налоговой службой в зависимости от вида нарушения. Порядок назначения штрафа следующий:

По результатам налоговой проверки налоговая принимает решение о начислении штрафа – в течение 20 дней со дня проверки.Составляется и отправляется налогоплательщику документ – требование об уплате штрафа.

Решение вручается нарушителю.

Штраф подлежит уплате в течение 10 дней с момента его вручения. В течение этих 10 дней также можно апеллировать – подать заявление на отмену назначенного штрафа – если у вас есть для этого основания.
Срок оплаты штрафа составляет 10 дней. При этом если штраф не гасится, на сумму неуплаты начинает начисляться пеня.

Если штраф длительно не оплачивается, то чиновники налоговой подают в суд для принудительного взыскания долга, штрафа и пени за их неуплату.

При этом в отношении физлиц и организаций налоговая действует по-разному. Действия налоговой в отношении физлиц при неуплате штрафа следующие:

  • Через 6 месяцев неуплаты – налоговая подаёт в суд. Важно: к обращению в суд налоговая прибегает, если сумма неуплаты превышает 3 тыс. руб.
  • Если сумма неуплаты для физлица меньше 3 тыс. руб., то заявление в суд на налогоплательщика подаётся только по истечении 3 лет со дня последнего срока оплаты штрафа.

Действия налоговой в отношении ИП и юрлиц при неуплате штрафа такие:

  • Если штраф не был уплачен в течение 2 месяцев, налоговая инспекция обращается в суд о взыскании средств с денежных счетов организации. Она может обратиться с такой просьбой не позднее 6-ти месяцев с даты последних сроков уплаты, обозначенных в требовании-уведомлении.
  • Также налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счёт имущества организации или предприятия. На такое решение её даётся 1 год со дня истечение сроков уплаты.
  • В течение двух лет налоговая может подать в суд для погашения штрафа с личных средств должника (должностного лица).

Административная

Эта мера наказания применяется в основном, при нарушениях со стороны организаций (юр. лиц). Назначается на должностных лиц данной организации. Административная ответственность также выражается в штрафе, размер которого превышает размер налогового штрафа, назначаемого физлицу в случае нарушений и неуплат.

Уголовная

Даная мера наказания применяется в случаях особо крупных неуплат налогов, или при их сознательном сокрытии. При этом мера уголовной ответственности может быть арестом, лишением свободы до 6 лет и принудительными работами до 3 лет. А также лишением права заниматься данной профессиональной деятельностью. Основанием для выполнения уголовной ответственности за неуплату налогов может быть только решение суда.

Уголовная ответственность не освобождает от уплаты налогов. Задолженность должна быть погашена в полном объёме, вместе со штрафами и пенёй.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

Административная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Субъект правонарушения (Генеральный директор/Главный бухгалтер)

Налоговые штрафы

Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

Порядок взыскания

Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.

В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

Источники

Административные штрафы налоговой инспекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here